СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"»

  1. Муниципальное автономное образовательное учреждение

  2. «Средняя общеобразовательная школа №8 г.Улан-Удэ»

  3. Принята методическим объединением ___________

    ________________________

    протокол №______________

    «___________» августа 2020

    __________/_____________/


    Утверждена

    Директором МАОУ «СОШ №8»

    __________/О.Б.Грязнова/

    «__»__________20__г.


  4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  5. по литературному чтению для 4 класса

Начальное образование

Уровень: базовый

Цыренова Наталья Павловна

2020-2021 учебный год



























г.Улан-Удэ

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9 от 29.12.2012 №273-ФЗ, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015г №1576 (далее ФГОС НОО); Учебного плана образовательного учреждения МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Улан-Удэ» на 2020-2021 учебный год; положения о рабочих программах образовательного учреждения МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Улан-Удэ»; на основе Пример­ной программы по литературному чтению авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение.», 4 класс, (УМК «Школа России»).

Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче четвёртого года обучения - формированию базовых чита­тельских компетенций и личностных качеств.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базо­вым умением в системе образования младших школьников;

  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;

  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятель­ности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональ­ной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений
    вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • « обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова,

  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художе­ственной литературы;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представ­лений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.


Программа нацелена на решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произве­дение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувст­вовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произ­ведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоци­ативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произ­ведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литера­турному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различно­го уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ре­бенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и ре­чевые умения;

  • работать с различными типами текстов;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении ху­дожественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».


Место курса «Литературное чтение» в учебном плане.

В соответствии с учебным планом в 4 классе на уроки литературного чтения по учебному плану отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).
















































Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечест­ву, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции народов мира;

  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов чтения:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации» составления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  • овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

  • осознание значимости чтения для личного развития;

  • формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений и понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т, е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий:

  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных тек­стов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:

  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности на­учно-познавательных, учебных и художественных произведений;

  • умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, ре­продукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

  • умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, высту­пать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.



График проведения проверочных и контрольных работ


Период обучения

Тест

Контроль­ная работа

Проверка тех­ники чтения

Диагностиче­ская работа

1 четверть

2

1

2

1

2 четверть

1

2

1

1

3 четверть

2

5

1

-

4 четверть

-

2

1

1

Итого:

5

10

5

3


Контрольно-измерительные материалы


Вид работы

Тема

1

Входная диагностическая работа

Констатирующая диагностика

2

Тест № 1

Летописи, былины, жития

3

Проверка навыка чтения

Входная диагностика

4

Тест № 2

Чудесный мир классики

5

Проверка навыка чтения

Промежуточная диагностика

6

Контрольная работа № 1

Чудесный мир классики

7

Тест № 3

Поэтическая тетрадь

8

Контрольная работа № 2

Поэтическая тетрадь

9

Диагностическая работа

Констатирующая диагностика (за 1 полу­годие)

10

Проверка навыка чтения

Констатирующая диагностика (за 1 полу­годие)

11

Контрольная работа № 3

Литературные сказки

12

Контрольная работа № 4

Делу время - потехе час

13

Тест № 4

Страна детства

14

Контрольная работа № 5

Страна детства

15

Контрольная работа № 6

Поэтическая тетрадь

16

Тест № 5

Природа и мы

17

Контрольная работа № 7

Природа и мы

18

Контрольная работа № 8

Поэтическая тетрадь

19

Контрольная работа № 9

Родина

20

Контрольная работа № 10

Страна Фантазия

21

Проверка навыка чтения

Итоговая диагностика

22

Итоговая диагностическая работа

Итоговая диагностика














Содержание учебного курса

Летописи, былины, жития

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего».

Былины. «Ильины три поездочки».

«Житие Сергия Радонежского»

Проект «Создание календаря исторических событий»



Чудесный мир классики

П. П. Ершов «Конек - горбунок»

А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)

Л. Толстой «Детство». Басня «Как мужик убрал камень»

А.П. Чехов «Мальчики»



Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»

А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».

Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки»

И. А. Бунин «Листопад»


Литературные сказки

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

А.С. Аксаков «Аленький цветочек»


Делу время - потехе час

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка»

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»


Страна детства

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

М. М. Зощенко «Елка»


Поэтическая тетрадь

В.Я. Брюсов. «Опять сон». «Детская».

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».


Природа и мы

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

М. М. Пришвин «Выскочка»

Е. И. Чарушин «Кабан»

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Проект «Природа и мы»



Поэтическая тетрадь

Б. Л. Пастернак «Золотая осень».

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

С. А. Клычков «Весна в лесу»

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

С. А. Есенин «Лебедушка»


Родина

И. С. Никитин «Русь»

С. С. Дрожжин «Родине»

А. В. Жигулин «О, Родина!»

Проект «Они защищали Родину»


Страна Фантазия

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

Кир Булычев «Путешествие Алисы»


Зарубежная литература

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Сельма Лагерлеф «Святая ночь». «В Назарете»


Тематический план


п/п

Раздел, тема

Примерная программа

Рабочая программа

1

Вводный урок.

1

1

2

Летописи, былины, жития.

11

9

3

Чудесный мир классики.

22

19

4

Поэтическая тетрадь.

12

9

5

Литературные сказки.

16

10

6

Делу время – потехе час.

9

6

7

Страна детства.

8

7

8

Поэтическая тетрадь.

5

5

9

Природа и мы.

12

9

10

Поэтическая тетрадь.

8

6

11

Родина.

8

6

12

Страна Фантазия.

7

5

13.

Зарубежная литература.

15

10

14.

Резерв

2

-


Итого:

136

102







Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата

план

факт

Летописи, былины, жития (10 ч)

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначенийСодержание учебника. словарь


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Пересказывать былину от лица ее героя.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.

Сравнивать былины и волшебные сказки.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Описывать характер человека; высказывать свое отношение.

Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание.




2

Знакомство с названием раздела «Летописи, былины, жития». Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»





3

  • События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников




4

Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»




5

Поэтичес-кий текст былины «Ильины три поездочки»


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Пересказывать былину от лица ее героя.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.

Сравнивать былины и волшебные сказки.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Описывать характер человека; высказывать свое отношение.

Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника



6

Прозаичес-кий текст былины в пересказе И. Карнаухо-вой




7

Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри




8

Сергий Радонежс-кий – святой земли Русской. Житие Сергия Радонежского




9

Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродук-ции картин




10

Провероч-ная работа по разделу «Летописи, былины, жития»

Внеклассное чтение.

«Самые интересные книги прочитан-ные летом»




Чудесный мир классики (19 ч)

11

Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики».


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Пересказывать большие по объему произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Планировать работу на уроке.




12

П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литератур-ной и народной сказок.




13

П.П. Ершов «Конек-Горбунок»

Сравнение произведе-ний словесного и изобрази-тельного

искусства.










14

А.С. Пушкин «Туча». Авторское отношение к изображае-мому.


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием

событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Пересказывать большие по объему произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Планировать работу на уроке.




15

А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»

Авторское отношение к изображае-мому.




16

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Мотивы народной сказки в литератур-ной




17

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Герои сказки. Характерис-тика героев, отношение к ним.




18

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Пересказ сказки.




19

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворе-нии. Выразительное чтение


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Пересказывать большие по объему произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Планировать работу на уроке.




20

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.




21

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характерис-тика героев.




22

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». События рассказа




23

Л.Н.Толс-той. «Детство». Характерис-тика главного героя Л.Толстого.




24

Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»




25

А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа.




26

А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художест-венного текста.




27

А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художест-венного текста.




28

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Внеклассное чтение.

«Знакомство с книгами справочниками»




29

Провероч-ная работа по разделу «Чудесный мир классики».





Поэтическая тетрадь (9ч)

30

Знакомство с названием раздела «Поэтичес-кая тетрадь». Прогнозирование содержания.



Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить ее.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Высказывать свое мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором.

Самостоятельно оценивать свое чтение.



31

Ф.И. Тютчев «Как неожидан-но и ярко…»




32

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…».

Отбор средств художест-венной выразитель-ности для создания картины природы.




33

А.А. Фет «Весенний дождь». Картины природы в лирическом стихотворе-нии




34

А.А. Фет «Бабочка». Ритм и интонация стихотворе-ния




35

Е.А. Баратынс-кий. «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?» Передача настроения и чувства стихотворе-ния




36

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворе-ния




37

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». Выразительное чтение


Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить ее.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Высказывать свое мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором.

Самостоятельно оценивать свое чтение.



38

Провероч-ная работа по разделу «Поэтичес-кая тетрадь».





Литературные сказки (10 ч)

39

Знакомство с названием раздела «Литературные сказки» .



Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приемы.

Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



40

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои




41

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особеннос-ти литературного жанра.




42

П.П. Бажов «Серебря-ное копытце».


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приемы.

Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



43

П.П. Бажов «Серебря-ное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.




44

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».




45

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литератур-ном произведе-нии.




46

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выбороч-ный пересказ. Словесное иллюстрирование.




47

Обобщение по разделу «Литературные сказки»

Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей..








48

Провероч-ная работа по разделу «Литературные сказки».





Делу время – потехе час (6 ч)

49

Знакомство с названием раздела «Делу время – потехе час»


Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи.

Определять нравственный смысл произведения.

Определять жанр произведения.

Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения.

Определять прямое и переносное значение слов.

Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссера.

Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своем авторе.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.



50

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравствен-ный смысл.




51

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особеннос-ти юмористи-ческого текста. Авторское отношение.




52

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»





53

Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского




54

Провероч-ная работа по разделу «Делу время – потехе час».





Страна детства (7 ч)

55

Знакомство с названием раздела «Страна детства».

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги.

Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям.

Определять, что важное и серьезное скрывается за усмешкой автора.

Анализировать возможные заголовки произведений.

Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту.

Составлять план текста.

Пересказывать текст на основе плана.

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



56

К.Г. Паустовс-кий «Корзина с еловыми шишками». Особеннос-ти развития событий.




57

К.Г. Паустовс-кий «Корзина с еловыми шишками». Герои произведе-ния.




58

М.М. Зощенко «Елка» Герои произведе-ния




59

М.М. Зощенко «Елка». Составление плана. Пересказ.




60

Обобщение по разделу «Страна детства»

Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение




61

Провероч-ная работа по разделу «Страна детства».





Поэтическая тетрадь (5 ч)

62

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь».


Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме.

Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием.

Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества.

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать свое отношение.

Рассказывать об эпизодах из своего детства.

Сравнивать стихотворения разных поэтов.

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.



63



В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская». Развитие чувства в лирическом стихотворе-нии




64

С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом стихотворе-нии.




65

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведе-ниях.




66

Обобщение по разделу «Поэтичес-кая тетрадь»

Провероч-ная работа по разделу «Поэтичес-кая тетрадь».

  • Внеклассное чтение Устный журнал «Поэтичес-кая тетрадь»





Природа и мы (9 ч)

67

Знакомство с названием раздела «Природа и мы»


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать свое мнение.

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного.

Анализировать заголовок произведения.

Характеризовать героя произведения на основе поступка.

Определить отношение автора к героям на основе текста.

Наблюдать как авторы передают красоту природы с помощью слова.

Объяснять нравственный смысл рассказа.

Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы.

Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря.

Читать выразительно диалоги из текста.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



68

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Анализ заголовка




69

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведе-ния о животных.




70

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характерис-тика героя.




71

М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведе-ния.




72

Е.И. Чарушин «Кабан». Характерис-тика героев на основе поступка.




73

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.




74

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Выбороч-ный пересказ.




75

Провероч-ная работа по разделу «Природа и мы».

Проект «Природа и мы».

Внеклассное чтение. Знакомство с произведением А.Волкова «Волшебник изумрудно-го города»




Поэтическая тетрадь (6 ч)

76

Знакомство с названием раздела «Поэтичес-кая тетрадь»


Прогнозировать содержание раздела.

Подобрать сборники стихов к выставке книг.

Заучивать стихи наизусть.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно.

Определять настроение поэта и лирического героя.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.



77

Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени




78

Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Картины лета вы произведе-нии.




79

Н.М. Рубцов «Сентябрь» Изображе-ние природы в лирическом стихотворении.




80

С.А. Есенин «Лебедуш-ка». Мотивы народного творчества и авторского отношения.




81

Обобщение по разделу «Поэтичес-кая тетрадь». Провероч-ная работа по разделу «Поэтичес-кая тетрадь».

Внеклассное чтение. Викторина по произведе-нию А.Милн «Вини – пух и все-все-все…»




Родина (6 ч)

82

Знакомство с названием раздела «Родина»


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков.

Понимать особенности поэтического текста.

Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения.

Предполагать содержание произведения по его названию.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу.

Писать сценарий поэтического вечера.

Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, свое отношение к Родине.

Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять ее в соответствии с заданной тематикой.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



83




И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте




84

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображае-мому.




85

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворе-ния. Авторское отношение.




86

Обобщениепо разделу «Родина». Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»




87

Провероч-ная работа по разделу «Родина».






Страна Фантазия (5 ч)

88

Знакомство с названием раздела «Страна фантазия». Е.С. Велтистов «Приключения Электрони-ка». Особеннос-ти жанра.


Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Определять особенности фантастического жанра.

Сравнивать и характеризовать героев произведения.

Придумывать фантастические истории ( с помощью учителя или самостоятельно).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



89

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа.




90

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особеннос-ти жанра.




91

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.




92


Провероч-ная работа по разделу «Страна Фантазия».





Зарубежная литература (10 ч)

93

Знакомство с названием раздела «Зарубеж-ная литература»


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подготовить к выставке книги зарубежных писателей.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать свое мнение о прочитанном произведении.

Характеризовать поступки героев произведения.

Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



94

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» Герои приключен-ческих рассказов.




95

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.




96

Г.Х. Андерсен «Русалочка» словесное рисование.




97

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Сравнение с героями русских народных сказок




98

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особеннос-ти повествова-ния.




99

С. Лагерлеф «Святая ночь».




100

С. Лагерлеф «Святая ночь»




101

С. Лагерлеф «В Назарете»




102

Обобщение по разделу «Зарубеж-ная литература». Внеклассное чтение. Урок-отчет. Путешест-вие по дорогам любимых книг









































7.Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса.


1. Сборник рабочих программ УМК «Школа России». Литературное чтение. 1-4 классы. / Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2017.

2. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс / Стефаненко Н.А. – М.: Просвещение, 2014.

3.Поурочные разработки по литературному чтению./ Кутявина С.В.-М.: ВАКО, 2018

4. Комплект «Портреты писателей 19-20 века».

5. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.: Просвещение, 2017.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!