«Утверждаю» Директор МОУ гимназии №5 ____________Л.Ю.Левушкина «_1_» сентября 2022г. | . | |
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 5
муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
Рабочая программа
Предмет | Литературное чтение «Школа России» |
Уровень программы (базовый, профильный, расширенное изучение предмета) | ФГОС НОО |
Класс | 4-Г |
Учитель | Фогель Анна Владимировна |
Люберцы
2022-2023 учебный год
Нормативно- правовая основа создания программы:
● Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 г. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3
с последующими изменениями и дополнениями.
● Федеральный государственный стандарт НОО 2010 года.
● Примерная программа по предмету.
● Федеральный перечень учебников на 2022-2023 учебный год.
● Учебный план МОУ гимназии № 5 на 2022 – 2023 учебный год.
Учебно-методический комплект:
Программа (автор, издательство, год издания). | Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2020. |
Учебник (автор, издательство, год издания). | Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений (в двух частях). 4 класс. – М.: Просвещение, 2020. |
Дополнительное учебное обеспечение для обучающегося (автор, издательство, год издания). | |
Методические материалы для учителя (автор, издательство, год издания) | Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. – М.: ВАКО, 2021. |
Медиаресурсы | |
Распределение учебных часов:
Количество часов в год 80 ч
Количество часов в неделю 2,5
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению, согласно учебному плану МОУ гимназия № 5.
Актуальность и педагогическая целесообразность использования авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной обусловлена тем, что она является составной частью УМК «Школа России», чьи концепции и содержание соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и отражают миссию начальной школы: научить ребёнка учиться, привить желание и умение самостоятельно разбираться в преподаваемом материале.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Личностные УУД:
● формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентиров многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов, умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу, принятие и освоение социальной роли обучающегося,
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты:
понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознавать значимость чтения для личного развития; формировать представления о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлениях, понятиях о добре и зле, дружбе, честности, формировать потребность в систематическом чтении;
достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладевать чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использовать разные виды чтения (смысловое, выборочное, поисковое), уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
уметь использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
уметь работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений; на практическом уровне овладевать некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев); уметь писать отзыв на прочитанное произведение;
развивать художественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
определения своего круга чтения;
работы с разными источниками информации (словари, справочники, в том числе на электронных носителях);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам.
Метапредметные УУД:
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять эффективные способы достижения результата;
формировать умения понимать причины успеха/неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использовать знаково-символические средства представления информации о книгах;
активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретировать информацию в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладевать навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путях её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
уметь конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
ΙΙ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
4 класс
Летописи. Былины. Жития
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего», «Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского».
Внеклассное чтение (далее — В.Ч.) «Летописи. Былины. Жития».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Летописи. Былины. Жития».
Проект «Создание календаря исторических событий».
Чудесный мир классики
П.П. Ершов «Конёк-горбунок».
А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб».
Л.Н. Толстой «Детство» (в сокращении), «Как мужик убрал камень».
А.П. Чехов «Мальчики».
В.Ч. «Чудесный мир классики».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чудесный мир классики».
Поэтическая тетрадь
Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Е.А. Баратынский «Весна, весна!
Как воздух чист!..», «Где сладкий шёпот...». А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н.А. Некрасов
«Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». И.А. Бунин «Листопад».
В.Ч. «Стихи русских поэтов о природе».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь».
Литературные сказки
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П.П. Бажов «Серебряное копытце». С.Т. Аксаков «Аленький
цветочек».
В.Ч. «Литературные сказки».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки».
Делу время — потехе час
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Делу время — потехе час».
Страна детства
Б.С. Житков «Как я ловил человечков». К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М.М. Зощенко «Ёлка».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна детства».
Природа и мы
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А.И. Куприн «Барбос и Жулька». М.М. Пришвин «Выскочка». Е.И. Чарушин «Кабан». В.П. Астафьев
«Стрижонок Скрип».
В.Ч. «Люби живое».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа и мы».
Родина
И.С. Никитин «Русь». С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...».
В.Ч. «Стихи о Родине».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родина».
Проект «Россия — Родина моя».
Страна Фантазия
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычёв «Путешествие Алисы».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна Фантазия».
Зарубежная литература
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».
В.Ч. «Зарубежная приключенческая книга: Д. Дефо, М. Твен, Л. Кэрролл, Д. Свифт».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Зарубежная литература».
ΙΙΙ. Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Летописи, былины, жития | 8 |
2 | Чудесный мир классики | 11 |
3 | Поэтическая тетрадь | 7 |
4 | Литературные сказки | 14 |
5 | Делу время – потехе час | 7 |
6 | Страна детства | 7 |
7 | Природа и мы | 9 |
8 | Родина | 4 |
9 | Страна Фантазия | 3 |
10 | Зарубежная литература | 10 |
| Итого | 80 |
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Летописи, былины, жития (8 ч) |
1 | Введение. Знакомство с учебником. | 01.09 | |
2 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Летописи. Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». | 05.09 | |
3 | Три поездки Ильи Муромца. | 07.09 | |
4 | «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | 12.09 | |
5 | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» | 14.09 | |
6 | Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | 15.09 | |
7 | Сергий Радонежский – святой земли Русской. Житие Сергия Радонежского | 19.09 | |
8 | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». | 21.09 | |
Чудесный мир классики (11 ч) | 26.09 | |
9 | Знакомство с названием раздела «Мир классики», прогнозирование его содержания. | 28.09 | |
10 | А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» Авторское отношение к изображаемому. | 29.09 | |
11 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 03.10 | |
12 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», характеристика героев, деление на части. | 05.10 | |
13 | М.Ю. Лермонтов. Олицетворение — приём изображения действительности в стихотворении «Дары Терека». | 17.10 | |
14 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» Сравнение мотивов русской и турецкой сказок | 19.10 | |
15 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Хорошие и плохие поступки людей | 20.10 | |
16 | Л.Н. Толстой, жизнь и творчество Л.Н. Толстой «Детство» | 24.10 | |
17 | Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Умный и находчивый герой. | 26.10 | |
18 | А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа, герои своего времени | 31.10 | |
19 | А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста. Сочинение – случай. Проверочная работа. | 02.11 | |
Поэтическая тетрадь (7 часов) |
20 | Знакомство с названием раздела. Тоска по Родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» | 03.11 | |
21 | А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении | 07.11 | |
22 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» Картины весенней природы и настроение в стихах | 09.11 | |
23 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения | 14.11 | |
24 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» Тема любви к Родине в стихотворении | 16.11 | |
25 | Н.А. Некрасов. Тема детства в стихах «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...» | 17.11 | |
26 | И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина | 29.11 | |
Литературные сказки (14ч) |
27 | Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 30.11 | |
28 | Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В.Ф. Одоевского « Городок в табакерке». Особенности литературного жанра. | 05.12 | |
29 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. | 07.12 | |
30 | Административная контрольная работа по литературному чтению. | 08.12 | |
31 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Текст-описание в содержании художественного произведения. | 12.12 | |
32 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Герой литературного текста | 14.12 | |
33 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» Отражение в сказке реальной жизни. | 19.12 | |
34 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» Мотивы народных сказок в авторском тексте. | 21.12 | |
35 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» Герой художественного произведения. | 22.12 | |
36 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном произведении. | 26.12 | |
37 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Герои произведения | 28.12 | |
38 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. Выборочный пересказ сказки. | 09.01 | |
39 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. | 11.01 | |
40 | Обобщение по разделу «Литературные сказки». Проверочная работа. | 12.01 | |
Делу время – потехе час (7 ч) |
41 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 16.01 | |
42 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения | 18.01 | |
43 | В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение. | 23.01 | |
44 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» Средства создания комического эффекта. | 25.01 | |
45 | Юмористические рассказы В.Ю. Драгунского Иллюстрирование | 26.01 | |
46 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». | 30.01 | |
47 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Проверочная работа. | 01.02 | |
Страна детства (7 ч) |
48 | Знакомство с названием раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 06.02 | |
49 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения. | 08.02 | |
50 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев. | 09.02 | |
51 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Музыкальное сопровождение произведения. Герои произведения | 13.02 | |
52 | М.М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания. | 15.02 | |
53 | Что такое серии книг и каково их назначение | 27.02 | |
54 | Обобщение по разделу «Страна детства». Проверочная работа по разделу «Страна детства» | 01.03 | |
Природа и мы ( 9ч) |
55 | Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 02.03 | |
56 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе. | 06.03 | |
57 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе. | 13.03 | |
58 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Тема самопожертвования в рассказе. | 15.03 | |
59 | М.М. Пришвин «Выскочка». | 16.03 | |
60 | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка. | 20.03 | |
61 | Е.И. Чарушин «Кабан». Писательская наблюдательность. | 22.03 | |
62 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Тема природы в рассказе. Герой рассказа. | 27.03 | |
63 | Обобщающий урок. Проверочная работа п разделу «Природа и мы». | 29.03 | |
Родина (4 ч) |
64 | И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. | 30.03 | |
65 | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | 10.04 | |
66 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Красота и величие. | 12.04 | |
67 | Урок-проект. Обобщение по разделу «Родина». Проект: «Они защищали Родину» | 17.04 | |
Страна Фантазия (3 ч) |
68 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности жанра. Герои фантастического рассказа. | 19.04 | |
69 | Административная контрольная работа по литературному чтению. | 20.04 | |
70 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев рассказа фантастического жанра. | 24.04 | |
Зарубежная литература (10 ч) |
71 | Обобщение по разделу «Путешествие по стране Фантазии». | 26.04 | |
72 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Свифт «Путешествие Гулливера». Фантастические события, персонажи в произведении. | 03.05 | |
73 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. | 04.05 | |
74 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Персонажи сказки. | 10.05 | |
75 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. | 15.05 | |
76 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части. | 17.05 | |
77 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о русалочке и характеристика героев. | 18.05 | |
78 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Тема первой любви в произведении. | 22.05 | |
79 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев и их поступков. | 24.05 | |
80 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Зарубежная литература». | 29.05 | |
| | |
Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № ___от ______________2022г. Руководитель ШМО _________Н.П._Головенкова | «Согласовано» Зам. директора по УВР __________Л.А. Лазарева 1 сентября 2022 г. |
11