СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»

«Утверждаю»

Директор МОУ гимназии №5

____________Л.Ю.Левушкина

«_1_» сентября 2022г.

.





Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 5

муниципального образования городской округ Люберцы

Московской области





Рабочая программа

Предмет


Литературное чтение

«Школа России»

Уровень программы (базовый, профильный, расширенное изучение предмета)



ФГОС НОО


Класс

4-Г



Учитель

Фогель Анна Владимировна















Люберцы

2022-2023 учебный год





Нормативно- правовая основа создания программы:


● Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 г. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3

с последующими изменениями и дополнениями.

● Федеральный государственный стандарт НОО 2010 года.

● Примерная программа по предмету.

● Федеральный перечень учебников на 2022-2023 учебный год.

● Учебный план МОУ гимназии № 5 на 2022 – 2023 учебный год.

Учебно-методический комплект:



Программа (автор, издательство, год издания).


Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2020.


Учебник (автор, издательство, год издания).


Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений (в двух частях). 4 класс. – М.: Просвещение, 2020.


Дополнительное учебное обеспечение для обучающегося (автор, издательство, год издания).



Методические материалы для учителя (автор, издательство, год издания)


Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. – М.: ВАКО, 2021.


Медиаресурсы




Распределение учебных часов:


Количество часов в год 80 ч

Количество часов в неделю 2,5



Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению, согласно учебному плану МОУ гимназия № 5.

Актуальность и педагогическая целесообразность использования авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной обусловлена тем, что она является составной частью УМК «Школа России», чьи концепции и содержание соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и отражают миссию начальной школы: научить ребёнка учиться, привить желание и умение самостоятельно разбираться в преподаваемом материале.



I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Личностные УУД:

● формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентиров многонационального российского общества;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов, умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу, принятие и освоение социальной роли обучающегося,

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными, осмысливать поступки героев;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты:

  • понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознавать значимость чтения для личного развития; формировать представления о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлениях, понятиях о добре и зле, дружбе, честности, формировать потребность в систематическом чтении;

  • достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладевать чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • использовать разные виды чтения (смысловое, выборочное, поисковое), уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

  • уметь использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  • уметь работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений; на практическом уровне овладевать некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев); уметь писать отзыв на прочитанное произведение;

  • развивать художественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

  • определения своего круга чтения;

  • работы с разными источниками информации (словари, справочники, в том числе на электронных носителях);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам.


Метапредметные УУД:

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять эффективные способы достижения результата;

  • формировать умения понимать причины успеха/неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использовать знаково-символические средства представления информации о книгах;

  • активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретировать информацию в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • овладевать навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;

  • уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путях её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • уметь конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


ΙΙ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

4 класс


Летописи. Былины. Жития

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего», «Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского».

Внеклассное чтение (далее — В.Ч.) «Летописи. Былины. Жития».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Проект «Создание календаря исторических событий».

Чудесный мир классики

П.П. Ершов «Конёк-горбунок».

А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб».

Л.Н. Толстой «Детство» (в сокращении), «Как мужик убрал камень».

А.П. Чехов «Мальчики».

В.Ч. «Чудесный мир классики».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чудесный мир классики».

Поэтическая тетрадь

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Е.А. Баратынский «Весна, весна!

Как воздух чист!..», «Где сладкий шёпот...». А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н.А. Некрасов

«Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». И.А. Бунин «Листопад».

В.Ч. «Стихи русских поэтов о природе».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь».

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П.П. Бажов «Серебряное копытце». С.Т. Аксаков «Аленький

цветочек».

В.Ч. «Литературные сказки».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки».

Делу время — потехе час

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Делу время — потехе час».

Страна детства

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М.М. Зощенко «Ёлка».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна детства».

Природа и мы

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А.И. Куприн «Барбос и Жулька». М.М. Пришвин «Выскочка». Е.И. Чарушин «Кабан». В.П. Астафьев

«Стрижонок Скрип».

В.Ч. «Люби живое».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа и мы».

Родина

И.С. Никитин «Русь». С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...».

В.Ч. «Стихи о Родине».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родина».

Проект «Россия Родина моя».

Страна Фантазия

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычёв «Путешествие Алисы».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна Фантазия».

Зарубежная литература

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».

В.Ч. «Зарубежная приключенческая книга: Д. Дефо, М. Твен, Л. Кэрролл, Д. Свифт».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Зарубежная литература».



ΙΙΙ. Тематическое планирование


Наименование разделов

Количество часов

1

Летописи, былины, жития

8

2

Чудесный мир классики

11

3

Поэтическая тетрадь

7

4

Литературные сказки

14

5

Делу время – потехе час

7

6

Страна детства

7

7

Природа и мы

9

8

Родина

4

9

Страна Фантазия

3

10

Зарубежная литература

10


Итого

80




























Календарно – тематическое планирование по литературному чтению

п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Летописи, былины, жития (8 ч)

1

Введение. Знакомство с учебником.

01.09


2

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Летописи. Поэтический текст былины «Иль­ины три поездочки».

05.09


3

Три поездки Ильи Муромца.

07.09


4

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

12.09


5

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»

14.09


6

Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

15.09


7

Сергий Радонежский – святой земли Русской. Житие Сергия Радонежского

19.09


8

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

21.09


Чудесный мир классики (11 ч)

26.09


9

Знакомство с названием раздела «Мир классики», прогнозирование его содержания.

28.09


10

А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» Авторское отношение к изображаемому.

29.09


11

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

03.10


12

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», характеристика героев, деление на части.

05.10


13

М.Ю. Лермонтов. Олицетворение — приём изображения действительности в стихотворении «Дары Терека».

17.10


14

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» Сравнение мотивов русской и турецкой сказок

19.10


15

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Хорошие и плохие поступки людей

20.10


16

Л.Н. Толстой, жизнь и творчество Л.Н. Толстой «Детство»

24.10


17

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Умный и находчивый герой.

26.10


18

А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа, герои своего времени

31.10


19

А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста.

Сочинение – случай. Проверочная работа.

02.11


Поэтическая тетрадь (7 часов)

20

Знакомство с названием раздела. Тоска по Родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

03.11


21

А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении

07.11


22

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» Картины весенней природы и настроение в стихах

09.11


23

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения

14.11


24

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» Тема любви к Родине в стихотворении

16.11


25

Н.А. Некрасов. Тема детства в стихах «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»

17.11


26

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина

29.11


Литературные сказки (14ч)

27

Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке»

30.11


28

Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В.Ф. Одоевского « Городок в табакерке». Особенности литературного жанра.

05.12


29

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

07.12


30

Административная контрольная работа по литературному чтению.

08.12


31

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Текст-описание в содержании художественного произведения.

12.12


32

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Герой литературного текста

14.12


33

П.П. Бажов «Серебряное копытце» Отражение в сказке реальной жизни.

19.12


34

П.П. Бажов «Серебряное копытце» Мотивы народных сказок в авторском тексте.

21.12


35

П.П. Бажов «Серебряное копытце» Герой художественного произведения.

22.12


36

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном произведении.

26.12


37

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Герои произведения

28.12


38

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. Выборочный пересказ сказки.

09.01


39

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки.

11.01


40

Обобщение по разделу «Литературные сказки». Проверочная работа.

12.01


Делу время – потехе час (7 ч)

41

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

16.01


42

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения

18.01


43

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение.

23.01


44

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» Средства создания комического эффекта.

25.01


45

Юмористические рассказы В.Ю. Драгунского Иллюстрирование

26.01


46

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

30.01


47

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Проверочная работа.

01.02


Страна детства (7 ч)

48

Знакомство с названием раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

06.02


49

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения.

08.02


50

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев.

09.02


51

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Музыкальное сопровождение произведения. Герои произведения

13.02


52

М.М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания.

15.02


53

Что такое серии книг и каково их назначение

27.02


54

Обобщение по разделу «Страна детства». Проверочная работа по разделу «Страна детства»

01.03


Природа и мы ( 9ч)

55

Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

02.03


56

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.

06.03


57

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе.

13.03


58

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Тема самопожертвования в рассказе.

15.03


59

М.М. Пришвин «Выскочка».

16.03


60

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.

20.03


61

Е.И. Чарушин «Кабан». Писательская наблюдательность.

22.03


62

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Тема природы в рассказе. Герой рассказа.

27.03


63

Обобщающий урок. Проверочная работа п разделу «Природа и мы».

29.03


Родина (4 ч)

64

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

30.03


65

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

10.04


66

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Красота и величие.

12.04


67

Урок-проект. Обобщение по разделу «Родина». Проект: «Они защищали Родину»

17.04


Страна Фантазия (3 ч)

68

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности жанра. Герои фантастического рассказа.

19.04


69

Административная контрольная работа по литературному чтению.

20.04


70

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев рассказа фантастического жанра.

24.04


Зарубежная литература (10 ч)

71

Обобщение по разделу «Путешествие по стране Фантазии».

26.04


72

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Свифт «Путешествие Гулливера». Фантастические события, персонажи в произведении.

03.05


73

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы.

04.05


74

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Персонажи сказки.

10.05


75

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

15.05


76

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части.

17.05


77

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о русалочке и характеристика героев.

18.05


78

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Тема первой любви в произведении.

22.05


79

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев и их поступков.

24.05


80

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Зарубежная литература».

29.05





Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол № ___от ______________2022г.

Руководитель ШМО _________Н.П._Головенкова

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

__________Л.А. Лазарева

1 сентября 2022 г.




11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!