СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному краеведению Ивановского края

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса – обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Ивановским краем и отражает его жизнь.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному краеведению Ивановского края»

Рабочая программа по литературному краеведению


Пояснительная записка

Современное социально-экономическое и духовное состояние нашего общества требует особого внимания к вопросам совершенствования системы школьного образования. Создание условий для интеллектуальной, творческой и духовной самореализации личности отвечает интересам стабилизации и процветания всего общества. Развитие растущего человека как социально ответственной и активной личности немыслимо без осознания им культурного наследия. Вместе с тем опыт последних десятилетий показывает, что интерес к прежним патриотическим идеалам и традициям значительно снизился, а новые идеалы еще только формируются. Образовался некий вакуум в эмоционально-ценностном отношении к родной стране, заполнить который необходимо ценностями и традициями регионального значения. Региональный компонент образования нашел свое отражение прежде всего в краеведческих учебных курсах. Краеведение - это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания исторического опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Осознание ценности культурного, природного, исторического наследия способствует формированию чувства гордости, сопереживания, ответственности, гражданственности.

Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека. На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в школе остается предмет «Литература». Прежде всего с ним в школе связан процесс становления личности молодого человека, его нравственного совершенствования, воспитания внутренней культуры, любви к искусству, к чтению.

Программа учебного модуля «Литературное краеведение» позволит обучающимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество оплодотворено жизнью родного края. О тонкой и сложной связи, существующей между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание, о важности изучения «почвы» и «корней» писали многие, в том числе Д.С.Лихачев: «…понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной».

Изучение литературы родного края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. С ней связаны имена К.Д. Бальмонта, М.И. Цветаевой, Д.А. Фурманова, Д.Н. Семеновского, А.А. Барковой, М.А. Дудина и многих других. Знакомство с жизнью и творчеством писателей в краеведческом аспекте поможет учащимся почувствовать своеобразие русской литературы, лучше понять художественную достоверность произведений, неповторимость писательского языка и художественных образов. Ценность литературного краеведения заключается и в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.


Цель курса – обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Ивановским краем и отражает его жизнь.

Цель курса определяет характер конкретных задач:

• воспитать любовь и привязанность школьников к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;

• сформировать у обучающихся представление о месте Ивановского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;

• расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Ивановского края;

• развивать практические навыки исследовательской работы учащихся с литературно-краеведческим материалом.


На изучение литературного краеведения в 8-ом классе в соответствии с Региональным базовым учебным планом отводится 0,5 часа в год, т.е. 17 учебных часов. . «Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ивановской области, реализующих программу общего образования», утвержден Приказом Департамента образования от 31.05. 2012 г. № 988-О г. Иваново «Об утверждении Регионального базисного учебного плана образовательных учреждений, реализующих программу общего образования».


Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.

Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, заочная экскурсия, презентация, защита творческого проекта и другие. Данный курс предусматривает разнообразные типы уроков.

Формы контроля в ходе занятий могут быть различными: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть, возможны различные виды тестовых заданий и заданий поискового, творческого характера. Таким образом, традиционные формы проверки дополняются самопроверкой и коррекцией сформированности умений.


В результате изучения курса учащиеся должны


знать:

 основные этапы развития и события истории области;

 школьники должны знать содержание изученных произведений писателей;

 личности знаменитых земляков (писателей и поэтов, связавших свою жизнь с нашей областью);

 достижения культуры.

уметь:

 освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений, их критическая оценка;

 рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках; знать биографические данные о писателях-классиках XIX и XX веков, связанных с Ивановским краем;

 давать описание исторических событий и памятников культуры;

 объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории области, культурным достижениям;

 уметь грамотно высказать и обосновать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному; выступать с докладами и сообщениями; писать отзывы, рецензии, эссе;

 уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом;

 давать оценку изученным произведениям, уметь анализировать содержание и структуру литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы);


К ожидаемым результатам следует отнести:

 факт осознанного продолжения изучения истории и литературы Ивановского края и истории и литературы вообще;

 высокий уровень познавательной активности;

 толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания.

Реализация. Для реализации намеченной цели, необходим комплексный подход к изучению своего края при введении в образовательную программу собственно краеведческого компонента. Его структура должна включать самостоятельный учебный краеведческий курс, краеведческий компонент других учебных курсов и краеведческий компонент во внеклассной работе. В рамках регионального компонента других предметных областей ученики рассматривают местный материал с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края. Краеведческое образование в школе — составная часть общего (школьного и внеклассного) краеведческого образования, поэтому необходима связь школы с другими учреждениями и организациями, связь, содружество с родителями.

Возможные направления взаимодействия с социальной средой таковы:

 сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;

 участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях;

 использование культурного потенциала края (музеи, экскурсионные фирмы, театры, библиотеки);

 вовлечение в процесс краеведческого образования органов администрации (встречи, выступления представителей районной и городской администраций, молодежных движений), средств массовой информации;

 вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Введение (1 час)

Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.

Предмет курса. Основные понятия и определения. Краеведение историческое и краеведение литературное: общее и различное. Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин. Цели и задачи занятий по литературному краеведению. Известные краеведы Ивановской области.

Самостоятельная работа: запись тезисов лекции.

Формы контроля: проверка записей в тетрадях

«Русская провинция» (5 часов)

Истоки литературы Ивановского края.

Родословная Ивановского края. Самобытные культурные и народные традиции края. Музеи нашего края: литературно-краеведческий музей "Писатели Ивановского края" ИвГУ; единственные в стране Музей ситца в Иванове, Музей лаковой миниатюры в Палехе, Музей русского пейзажа в Плесе. Театры и библиотеки, творческие объединения, созданные в последние годы (Шереметев-центр, центр «Ювента»), литературный клуб «Парус» в Вичуге. Значение меценатства для развития «местной культуры».

Самостоятельная работа: слушать и конспектировать беседу экскурсовода; самостоятельно разбираться в экспозиции музея и работать выборочно по заданной теме; при необходимости конспектировать содержание экспозиции музея, написание заметки в школьную газету или сочинения-отзыва о посещении музея.

Формы контроля: проверка самостоятельных работ.

Земля ивановская и русский фольклор. «Один день в деревне».

Фольклор как искусство художественного слова. Особенности УНТ (непосредственная связь с жизнью народа; устная форма бытования; коллективное творчество, своеобразная народная редактура). Наш край в произведениях фольклора: былинные традиции в «Древних российских стихотворениях, собранных Киршею Даниловым». Местный диалект и наиболее распространенные жанры фольклора. Лирические песни (календарные, семейно-бытовые, песни социального характера): песни-веснянки, семицко-троицкие песни. Конструирование обряда

Самостоятельная работа: запись и анализ фольклорного материала, составление словаря диалектных слов, пословиц и поговорок.

Формы контроля: выступление на уроке, (внеурочная деятельность: выступление на заседании кружка, на факультативном занятии, на классном часе и т.д.)

«Здесь родина моя»

Основные этапы и вехи литературного развития конкретной местности: проблемы, имена, перспективы. Литературные карты.

Формы работы: заочная экскурсия по литературным местам, использование учебной презентации

Самостоятельная работа: составление карты «По литературным местам города и района»

Формы контроля: выставка ученических работ.


Известные имена (3 часа)


Тема Родины и родовых корней в творчестве А.Островского, К.Бальмонта, М. Цветаевой

А.Н.Островский и Щелыково

Связь А.Н.Островского с Ивановским краем. Усадьба Щелыково. «Снегурочка» (прототип, замысел, образ). Островский и Соболев. Островский и театр.

Формы работы: заочная экскурсия с использованием учебной презентации Самостоятельная работа: учебные доклады «Островский и Кинешма», «Кинешемский быт в пьесах Островского», «Островский – составитель «Волжского словаря», «Островский – создатель Русского Национального театра» и др.


К. Бальмонт и Шуя.

Село Гумнищи и родовые корни Бальмонта. Раннее творчество Бальмонта. «Фейные сказки» Романтически мятежный дух поэзии Бальмонта. Личностное начало в творчестве поэта. Музыкальность, напевность стиха и магия звуков Бальмонта. Бальмонт в оценках современников и критиков. Годы эмиграции как трагическая страница в биографии Бальмонта. Творческое наследие Бальмонта.

Формы работы: виртуальная экскурсия с использованием программы Windows Movie Maker. Урок в форме устного журнала. (приложение «К. Бальмонт и Шуя»)

Самостоятельная работа и формы контроля: выпуск рукописного сборника детских стихов

Род Цветаевых и Ивановский край



Родовые корни семьи Цветаевых. Просветительская и культурная деятельность Ивана Цветаева. Творческая судьба М. Цветаевой. Основные черты поэзии: автобиографичность, дневникововсть. Фольклорные мотивы, традиции городского «жестокого романса», частушек а также образ родины, поэзии, любви в сборниках 1910-1920гг. Экспрессивность, философская глубина, психологизм и мифотворчество, острота одиночества в творчестве эмигрантских лет. Стихотворение «Отцам»; очерки «Лавровый венок»,«История одного посвящения» - отношение поэтессы к родовым корням, к своему прошлому.

Формы работы: учебная презентация (приложение «Память о родовых корнях в поэзии и прозе Марины Цветаевой»)

Самостоятельная работа: создание творческой работы

Формы контроля: выступление на уроке


Литература «красной губернии»: 20-40-е годы XX века(4 часа)


Литература Ивановского края первой половины 20-ых годов.

Социально-общественные причины литературного подъёма в первые послереволюционные годы (выход альманахов, сборников «Начало», «Живописное слово», «Взмах», «Коробейники» и др., организация издательства «Основа») Деятельность поэтического объединения при газете «Рабочий край» (Д. Семеновский, Д. Артамонов, И.Жижин, А. Баркова и др.). Рукописный журнал «Пустослов». Поддержка ивановских писателей со стороны М. Горького, А.А. Блока, А.К. Воронского.

Д.М. Фурманов. Ивановский край и детские, юношеские годы Фурманова. Мечты о писательстве.Фурманов – комиссар Чапаевской дивизии. Роман «Чапаев». «Иваново-Вознесенские страницы» книги.

А.Н. Благов . Жизненный и творческий путь поэта. Своеобразие поэтического почерка Благова. Поэма «Десять писем» как одно из лучших произведений поэта. Жизнь текстильного края в поэзии Благова 30-50-х годов. Э. Багрицкий А. Твардовский о поэзии Благова.

Д. Н. Семеновский. Детство и юность поэта. Раннее поэтическое творчество Семеновского. Темы родной природы, России. Фольклорные, библейские образы

( «Микула», «На ярмарке», «Родина», «Пасха», «Леший» и др.). Тема родного края в поэзии Семеновского ( «Палех», «Юрьевец», «Артель», «Волга»).



Ивановское братство поэтов-фронтовиков (3 часа)



Писатели-ивановцы в Великой Отечественной войне.

Фронтовые судьбы и творчество А. Лебедева, Н. Майорова, М Дудина, И. Ганабина, М. Бритова и др.

Тема моря, дружбы, любви в поэзии А. Лебедева. Тема героического поколения в стихах Н. Майорова.

Образ матери, малой родины, родной природы в лирике М. Дудина. «Окопная правда» фронтовых стихов В. Жукова.



Новые имена (3 часа)

«Ты уходишь в вечность…» (Жизнь и творчество Елены Рощиной)

Судьба Елены Рощиной. Письма и дневники. Мотивы лирики М. Цветаевой в творчестве Е,Рощиной. Темы одиночества, предчувствия, трагизма в стихах поэтессы. Философская лирика.

Учебная презентация «Елена Рощина»

Самостоятельная работа: анализ стихотворения, участие в исследовательской работе

«Творчество без ограничений». Новейшая молодая поэзия: И. Жуков, Дм. Шукуров, В. Ломосков, Д. Лакербай, Ю. Орлов идр.




Примерное тематическое планирование

Литературное краеведение (8 класс) 17 ч.


Темы программы по литературному краеведению


Темы и произведения основной программы

Сквозные проблемы

Формы организации учебного занятия

(Наличие презентаций, использование ИКТ)

Количество учебных часов

Творческие работы учащихся

(контроль)

Введение

1. Введение. Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.

Литература и ты. Литература как искусство слова.

Роль литературы в духовной жизни человека. Связь литературного краеведения с общей историей русской литературы.

Учебная лекция.

1 час

Тезисы лекции



«Русская провинция»

2.Истоки литературы ивановского края



Социальные контрасты, переплетение деревенского и городского начал.

Значение меценатства для развития «местной культуры»

Заочная (виртуальная) экскурсия в музей (ИвГУ литературно-краеведческий музей "Писатели Ивановского края";

краеведческий музей)

1 час

Заметки в школьную газету или

сочинение-отзыв

3. «Один день в деревне» Земля ивановская и русский фольклор.

Устное народное творчество (повторение изученного в 6 -7 кл.)

Связь местного фольклора с традициями УНТ России. Русский литературный язык и местный диалект

Практикум «Учимся собирать фольклор»



1час

Составление словаря диалектных слов, пословиц и поговорок

4. «Здесь родина моя!»



Культурная жизнь русской провинции.

Заочная экскурсия по литературной карте города и района Исследовательская работа

1 час

Составление карты «По литературным местам города и района»


«Известные имена»

Тема Родины и родовых корней в творчестве А.Островского, К.Бальмонта, М. Цветаевой

5. А.Н.Островский и Щелыково


Литература второй половины XIX века.

«Историческая память», связь настоящего и прошлого.

Заочная экскурсия с представлением учебной презентации

1 час

Учебные доклады:

«Островский и Кинешма», «Кинешем-ский быт в пьесах Островского»

6. К. Бальмонт и Шуя


Литература начала XX века. Стихи Бальмонта

Тема «малой родины» и России

Устный журнал

(+виртуальная экскурсия)

1 час

Выпуск рукописного сборника детских стихов

7.Род Цветаевых и Ивановский край


Творчество М.Цветаевой

Тема Родины и отчего дома

Урок – презентация

(+учебная презентация)

1час

Создание творческой работы


Литература «красной губернии»: 20-40-е годы XX века


8. Литература Ивановского края первой половины 20-ых годов


Литературный быт Иваново-Вознесенска

Учебная лекция

1 час

Тезисы лекции

9. Роман Д.А. Фурманова

«Чапаев»


Изображение гражданской войны

Анализ отдельных глав романа

1 час

Отзыв

10. А.Н. Благов.

Жизненный и творческий путь поэта

Э. Багрицкий и А. Твардовский о своеобразии таланта поэта

Жизнь текстильного края

Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся

1 час

Учебный доклад

11. Д. Н. Семеновский. Жизненный и творческий путь поэта

Роль

М. Горького в литературной судьбе поэта

Тема родного края, природы, России

Учебная лекция

1 час

Анализ стихотворе-

ний. Чтение наизусть



Ивановское братство поэтов-фронтовиков




12. Писатели-ивановцы в Великой Отечественной войне.


Поэзия военного поколения

Тема войны в поэзии. Тема нравственного выбора

Литературно-музыкальная композиция по стихам А. Лебедева, Н. Майорова, М. Дудина и В. Жукова

1 час

Творческое прочтение стихотворе-ний

13. А. Лебедев,

Н. Майоров. Тема героического поколения

Поэзия военного поколения

Тема войны в поэзии. Тема нравственного выбора

Урок-портрет лирического героя

1час

Творческое прочтение стихотворе-ний

14. Лирика М. Дудина и В. Жукова.


Образ матери, малой родины, родной природы.

Солдатская участь поэта.

Урок-портрет лирического героя

1 час

Творческое прочтение стихотворе-ний



«НОВЫЕ ИМЕНА»

15. «Ты уходишь в вечность…» (жизнь и творчество Елены Рощиной)

Литература конца XX– начала XXI века

Темы одиночества,

Философская лирика

Урок - презентация

1час

Отзывы.

Исследовательская работа

16. «Творчество без ограничений»

Новейшая молодая поэзия: И. Жуков,

Дм. Шукуров,

В. Ломосков,

Д. Лакербай,

Ю. Орлов идр.


Гуманизм в наше время, «мир вокруг нас»

Урок-диспут

1 час

Совместные проекты

17. Итоговое занятие.



Обмен мнениями.

1 час

Защита презентаций, творческие отчеты



Список литературы

  1. Баделин В. И. Люди и легенды Верхневолжья. Ярославль, 1990.

  2. Бальмонт К. Стихотворения. М., 1990 (см.предисловие Л. Озерова).

  3. Данилина Д.М. Москва Марины Цветаевой: Литературная композиция о жизни и творчестве Марины Цветаевой // Литература в школе. – 1997. - № 5. - С. 154-160.

  4. Дзуцева Н. В. «В зеленых глазах твоих, Скандинавия…» (Об одном ивано-вознесенском эпизоде биографии К. Д. Бальмонта) // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века. Выпуск №6. Иваново, 2004.

  5. Краеведческие записки. Выпуск 1. Иваново, 1990.

  6. Куприяновский П.В. О литературе и писателях Ивановского края // Писатели земли Ивановской. Ярославль, 1988.

  7. Куприяновский П.В., Баделин В.И. К родословной Бальмонта // Русская литература, 1987, №1.

  8. Куприяновский П.В., Молчанова Н.А. Поэт с утренней душой. Жизнь, творчество, судьба Константина Бальмонта. М., 2001

  9. Куприяновский П.В. Корни сплелись... (Бальмонт и Цветаева) // Фольклор и литература Ивановского края: Статьи, публикации, материалы: Вып. 1. - Иваново: ИвГУ, 1994

  10. Кутьева Л.В. «Моим стихам... настанет свой черед»: Цветаева в V классе: [О жизни и творчестве М. Цветаевой] // Литература в школе. – 1997. - № 5. - С. 90-100.

  11. Литературное краеведение: Фольклор и литература земли Ивановской в дооктябрьский период: Учебное пособие / Сост. И.А. Хромова и П.М. Тамаев. – Иваново, 1991. – 124 с.

  12. «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995.

  13. Литературное краеведение: Метод. рекомендации. – Иваново, 2000.

  14. Моя Родина – Ивановский край. Иваново, 2005

  15. Писатели текстильного каря. Иваново, 1953.

  16. Писатели земли Ивановской: Библиографический справочник. Ярославль 1988.

  17. Романов А.Ю. «Ты благородней и выше других…»: А. Чехов и К. Бальмонт (К истории взаимоотношений) // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века. Выпуск №6. Иваново, 2004.

  18. Рощина Е. Вектор судьбы (Стихотворения) // Откровение. Литературно-художественный альманах. Иваново, 1996, № 3.

  19. Страшнов С.Л. Марина Цветаева в современной периодике: информация и деформация // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века. Иваново, 1999, вып. 4.

  20. Таганов Л.Н. Заметки об автобиографической прозе К. Бальмонта // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века. Выпуск №6. Иваново, 2004.

  21. Таганов Л.Н. «Ивановский миф» и литература. Иваново, 2006

  22. Толокнова М. Д. Литературное краеведение в 8-ом классе //[email protected]

  23. Тропинки памяти. Воспоминания и статьи о писателях-ивановцах. Ярославль, 1987

  24. Тамаев П. М. Статьи А. А. Потехина 1850-х годов в газете «Московские ведомости»//Факт и художественный образ. Иваново. 1989.

  25. Цветаева М. Собр. Соч. в 7т. М., 1994-1995.





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!