СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике. 4 класс. Перспективная начальная школа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для учащихся 4 клас по УМК "Перспективная начальная школа. Содержит пояснительную записку и календарно-тематичесое планирование"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике. 4 класс. Перспективная начальная школа»

Рабочая программа учебного предмета «Математика» УМК «Перспективная начальная школа» 4 класс

Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с авторской программой по Математике автор Чекина А.Л., «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник, 2018 г. – Ч.1: 240 с.Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г). Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2021-2022 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.

Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).


В соответствии с Учебным планом школы №72 на 2021-2022 учебный год на изучение предмета «Математика» отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю. В соответствии с учебным графиком и расписанием на2021-2022 учебный год на изучение предмета «Математика» отводится 136 часов в год.


Программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

- А.Л. Чекин. Математика. 4 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник, 2019г.

- А.Л. Чекин Математика. 4 класс. Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/Учебник, 2019г.

- О.А. Захарова, Е.П.Юдина Математика в вопросах и заданиях. 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1,2. – М.: Академкнига/Учебник, 2019г.

- Р.Г. Чуракова, Л.Г. Кудрова, Математика. Тетрадь для проверочных и контрольных работ. 4 класс № 1,2-– М.: Академкнига/Учебник, 2017г.

- Р.Г. Чуракова, Л.Г. Кудрова, Г.В. Янычева Математика. Поурочное планирование. 4 класс. В 4 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2016г.

- А.Л. Чекин Математика: 4 класс: методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник. 2019г.

- О.А. Захарова Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1–4 классы: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2019г.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения мате­матического содержания обеспечиваются условия для достиже­ния обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе является формирование (сформированность) следующих умений.

- формирование умения проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам;

- формирование умения делать выбор, какой поступок совершить в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения;

- сформированность ответственного отношения к учебе;

- сформированность устойчивых познавательных интересов.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- гуманистического сознания;

- социальной компетентности, как готовности к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.


Формирование приоритетно выделенных образовательных результатов.






Общие универсальные умения (способности)

Регулятивные УУД

Умение строить свои действия по определенному правилу, слушать и точно выполнять указания

Познавательные УУД

Способность понимать прочитанный текст и находить информацию

Коммуникативные УУД

Умение передавать информацию в доступной форме (четко, ясно, понятно)

Качества личности

Личностные УУД

1. Ответственное отношение к учебе;

2. Мотивация к учебной деятельности.

Процедуры и критерии оценивания


Внешняя оценка: КДР, ВПР.

Внутренняя оценка: защита индивидуальных и групповых проектов, заполнение листов достижений

Применяемые технологии, формы организации и способы работы


Фронтальная и групповая формы работы, игровые технологии, проектная деятельность


Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе является формирования следующих умений:

- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических отношений и характеристик, устанавливать ко­личественные, пространственные и временные отношения объ­ектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации в учебниках, справочниках, словарях;

- определять логику решения практической и учебной задач;

- умение модели­ровать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, корректировать, контролировать решения учебных задач.


Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений:

Выпускник научится:

- называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;

- сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,

- сравнивать доли одного целого и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,

- устанавливать (выбирать) правило, по которому составлена данная последовательность;

- выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;

- выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;

- вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;

- выполнять изученные действия с величинами;

- решать простейшие уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий;

- определять вид многоугольника;

- определять вид треугольника;

- изображать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки) и обозначать их;

- изображать окружности (с помощью циркуля) и обозначать их;

- измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;

- находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;

- вычислять площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие формулы;

- вычислять площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники;

- распознавать многогранники (куб, прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и тела вращения (цилиндр, конус, шар); находить модели этих фигур в окружающих предметах;

- решать задачи на вычисление геометрических величин (длины, площади, объема (вместимости));

- измерять вместимость в литрах;

- выражать изученные величины в разных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3);

- распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи;

- понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;

- проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;

- записывать решение задачи по действиям и одним выражением;

- различать рациональный и нерациональный способ решения задачи;

- выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;

- решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара и при расчете между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);

- решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов (в одном направлении и в противоположных направлениях);

- решать задачи на работу одного объекта и на совместную работу двух объектов;

- решать задачи, связанные с расходом материала при производстве продукции или выполнении работ;

- проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);

- вычислять площади участков прямоугольной формы на плане и на местности с проведением необходимых измерений;

- измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел;

- понимать и использовать особенности построения системы мер времени;

- решать отдельные комбинаторные и логические задачи;

- использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий;

- читать простейшие круговые диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться:

- понимать количественный, порядковый и измерительный смысл натурального числа;

- сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,

- сравнивать натуральные и дробные числа и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,

- решать уравнения на основе использования свойств истинных числовых равенств;

- определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи транспортира;

- измерять вместимость в различных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3);

- понимать связь вместимости и объема;

- понимать связь между литром и килограммом;

- понимать связь метрической системы мер с десятичной системой счисления;

- проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);

- вычислять площадь прямоугольного треугольника и произвольного треугольника, используя соответствующие формулы;

- находить рациональный способ решения задачи (где это возможно);

- решать задачи с помощью уравнений;

- видеть аналогию между величинами, участвующими в описании процесса движения, процесса работы и процесса покупки (продажи) товара, в плане возникающих зависимостей;

- использовать круговую диаграмму как средство представления структуры данной совокупности;

- читать круговые диаграммы с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8 равных долей;

- осуществлять выбор соответствующей круговой диаграммы;

- строить простейшие круговые диаграммы;

- понимать смысл термина «алгоритм»;

- осуществлять построчную запись алгоритма;

- записывать простейшие линейные алгоритмы с помощью блок-схемы.


В области коммуникативных УУД выпускник научится:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


В области регулятивных УУД выпускник научится:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- формулировать учебную проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.;

- определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Формы реализации программы:

- фронтальная;

- парная;

- групповая;

- индивидуальная.


Методы реализации программы:

- практический;

- объяснительно – иллюстративный;

- частично – поисковый;

- исследовательский;

- наблюдение;

- проблемно – поисковый;

- информативный.


Способы и средства:

- модели и таблицы;

- технические средства;

- рисунки;

- дидактические материалы.


Содержание тем учебного предмета «Математика. 4 класс»


Название раздела

Кол-во часов

Содержание учебной темы

Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Математика»

к концу четвертого года обучения


1. Числа и величины.


12 ч

Натуральные и дробные числа.

Новая разрядная единица — миллион (1 000 000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.

Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упо­рядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

Постоянные и переменные величины.

Составление числовых последовательностей по заданному правилу. Установление (выбор) правила, по которому составлена данная числовая последовательность.

Величины и их измерение.

Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вмести­мости. Соотношение между литром и кубическим дециметром. Связь между литром и килограммом.


Сравнивать числа по классам и разрядам.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Сравнивать разные способы вычислений. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины.

Выполнение арифметических действий над числами и величинами.

Находить геометрическую величину разными способами. Планирование решения задачи, выполнение измерений и вычислений.

Сравнение многозначных чисел на основе таблицы классов и разрядов.

Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения арифметических действий, решения текстовой задачи.

Описание явлений и событий с использованием величин (длина, масса).

Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.

Установление зависимостей между единицами измерения величин.

Решение задач и выполнение действий с величинами. Выполнение краткой записи текстовых задач в табличной форме.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • использование натуральных чисел для счета предметов, для упорядочивания предметов, для измерения величин;

  • название и запись чисел до класса миллиардов включительно;

  • ряд целых неотрицательных чисел, его свойства и геометрическую интерпретацию;

  • основные принципы построения десятичной системы счисления;

  • дробные числа, их математический смысл и связь с натуральными;

  • смысл операций сложения, вычитания, умножения и деления;

  • взаимосвязи между изученными операциями;

  • существующую зависимость между компонентами и результатом каждой операции;

  • сравнение дробей с одинаковыми знаменателями;

  • измерение вместимости с помощью выбранной мерки;

  • связь вместимости и объема;

  • стандартные единицы объема (кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр);

  • связи метрической системы мер с десятичной системой счисления;

  • особенности построения системы мер времени;

  • существование многогранников (призма, пирамида) и тел вращения (шар, цилиндр, конус);

  • отличительные признаки сюжетной арифметической задачи;

  • различные способы краткой записи задачи;

  • различные способы записи решения задачи;

  • рациональный и нерациональный способы решения задачи;

  • решение задач с помощью уравнений;

  • задачи с вариативными ответами;

  • алгоритмический подход к пониманию сущности решения задачи;

  • комбинаторные и логические задачи.

  • названия компонентов всех изученных арифметических действий (операций), знаки этих действий, законы и свойства этих действий;

  • таблицы сложения и умножения однозначных чисел;

  • особые случаи сложения, вычитания, умножения и деления;  

  • правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок;

  • термины, связанные с понятием «уравнение» (неизвестное, корень уравнения);

  • свойства некоторых геометрических фигур (прямоугольника, квадрата, круга);

  • единицы длины, площади, объема, массы, величины угла, времени и соотношения между ними;

  • термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, данные, искомое, решение, ответ);

  • условные обозначения, используемые в краткой записи задачи.

2. Арифметические действия.

50 ч

Действия над числами и величинами.

Алгоритм письменного умножения многозначных чисел «стол­биком».

Предметный смысл деления с остатком. ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остат­ком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с ос­татком.

Алгоритм письменного деления с остатком «столбиком». случаи деления многозначного числа на однозначное и много­значного числа на многозначное.

Сложение и вычитание однородных величин.

Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.

Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.

Умножение величины на дробь как нахождение части от вели­чины.

Деление величины на дробь как нахождение величины по дан­ной ее части.

Деление величины на однородную величину как измерение.

Прикидка результата деления с остатком.

Использование свойств арифметических действий для удоб­ства вычислений.

Элементы алгебры.

Буквенное выражение как выражение с переменной (пере­менными). Нахождение значения буквенного выражения при за­данных значениях переменной (переменных). Уравнение как ра­венство с переменной. Понятие о решении уравнения. способы решения уравнений: подбором, на основе зависимости между результатом и компонентами действий, на основе свойств ис­тинных числовых равенств.

Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения арифметических действий, решения текстовой задачи.

Выполнение арифметических действий по заданному алгоритму (алгоритм сложения и вычитания столбиком)

Установление зависимостей между компонентами действия умножения и деления.

Проверка правильности результата выполнения действий с помощью «Таблицы умножения».

Выполнение заданий на основе рисунков и схем, в том числе сделанных самостоятельно.

Выполнение арифметических вычислений на основе свойств (деление суммы на число, деление разности на число).

Построение объяснений в устной форме по предложенному плану.

Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе (математический словарь).

Выполнение заданий на основе использования свойств арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства).

Планирование решения задачи, выполнение заданий на измерение и вычисление.

Пошаговый контроль правильности и полноты решения текстовой задачи.

Моделирование ситуаций математическими средствами (таблицы, схемы).

Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.

Накопление и использование опыта арифметических вычислений.

Самоконтроль результата и хода вычислений с помощью алгоритма.

Моделировать изученные арифметические зависимости.

Знать табличные случаи умножения.

Использовать различные приемы проверки правильности нахождения значения числового выражения.

Выполнение кратного сравнения чисел и величин.

Уметь:

  • называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;

  • сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;

  • сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;

  • сравнивать дробные числа с натуральными и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;

  • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;

  • выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и Двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел

  • вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;

  • выполнять изученные действия с величинами;

  • решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств;

  • определять вид многоугольника;

  • определять вид треугольника;

  • изображать и обозначать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки);

  • изображать и обозначать окружности (с помощью циркуля);

  • измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;

  • находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;

  • определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи транспортира;

  • вычислять площадь прямоугольника;

  • выражать изученные величины в разных единицах;

  • распознавать и составлять текстовые задачи;

  • проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;

  • записывать решение задачи по действиям и одним выражением;

  • выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;

  • проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);

  • измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел.


3. Текстовые задачи.

26 ч

Арифметические текстовые (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), процесс работы (производительность труда, время, объем всей работы), процесс изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход), рас­чета стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Ре­шение задач разными способами.

Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.

Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доли, ча­сти целого и целого по его части.

Решение и составление задач с избыточными данными.

Выбор рационального пути решения задачи.

Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения арифметических действий, решения текстовой задачи.

Формулирование задач на все действия.

Построение объяснений в устной форме.

Построение логической цепи рассуждений.

Накопление и использование опыта решения учебно- практических задач.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара при расчете между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);

  • вычислять площади земельных участков прямоугольной формы с проведением необходимых измерений.


4. Геометрические фигуры.


12 ч

Разбивка и составление фигур. Разбивка многоугольника на несколько треугольников. Разбивка прямоугольника на два оди­наковых треугольника.

Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).

Исследование житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (величина угла).

Выполнение геометрических построений (угол, прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник, остроугольный треугольник).

Сравнение и распознавание моделей геометрических фигур (разносторонние и равносторонние треугольники, равнобедренные треугольники).

Овладение общими приемами решения задач (анализ текста задачи, установление зависимости между данными, объяснение выбора порядка действий, прогнозирование результата решения задач).

Упорядочивание чисел на числовом луче (натуральный ряд чисел).

Определение правила, по которому составлена числовая последовательность.

Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе чтения таблиц и самостоятельно проведенных измерений и вычислений.

Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.


5. Геометрические величины.


14 ч

Площадь прямоугольного треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника.

Нахождение площади треугольника с помощью разбивки его на два прямоугольных треугольника.

Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел произвольными мерками.

Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, куби­ческий дециметр, кубический метр. Соотношения между едини­цами объема, их связь с соотношениями между соответствующи­ми единицами длины.

Задачи на вычисление различных геометрических величин: длины, площади, объема.

Исследование житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка).

Выполнение геометрических построений. Выполнение арифметических действий над величинами.

Исследование ситуаций, требующих измерения и сопоставления площадей.

Установление соотношений между единицами измерения площади.

Установление зависимости между длинами сторон прямоугольника и его площадью.

Решение и составление задач с недостающими данными.

Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе для дополнения недостающих данных задачи.

Накопление и использование опыта решения учебно- практических задач.

Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения арифметических действий, решения текстовой задачи.


6. Работа с данными.


22 ч

Таблица как средство описания характеристик предметов, объектов, событий.

Круговая диаграмма как средство представления структуры совокупности. Чтение круговых диаграмм с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12 равных долей. Выбор соответствующей диа­граммы. Построение простейших круговых диаграмм.

Алгоритм. Построчная запись алгоритма. Запись алгоритма с помощью блок-схемы.

Выполнение заданий с использованием рисунков, схем, таблиц, в том числе сделанных самостоятельно.

Решение задач и выполнение действий с величинами. Выполнение краткой записи текстовых задач в табличной форме.

Решение задач на кратное сравнение величин, выполнение измерений и вычислений.

Составление текстов задач на основе рисунков, схем, диаграмм.

Составление числовых последовательностей по заданному правилу. Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельных наблюдений и измерений.



Перечень учебно- методических средств обучения.

Концептуальные и теоретические основы системы «Перспективная начальная школа»


- Р.Г. Чуракова Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения. – М.: Академкнига/Учебник.

- Р.Г. Чуракова Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник.

- Р.Г. Чуракова Анализ урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник.

- Проектирование основной образовательной программы школы/ Под ред. Р.Г. Чураковой. — М.: Академкнига/Учебник.


Для реализации программного содержания используются следующие учебно- методические средства обучения:

- А.Л. Чекин Математика. 3 класс. В 3 ч.: учебник в печатной и электронной формах. — М.: Академкнига/Учебник.

- О.А. Захарова , Е.П. Юдина Математика в вопросах и заданиях. 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1. — М.: Академкнига/Учебник.

- О.А. Захарова., Е.П. Юдина Математика в вопросах и заданиях. 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 2. — М.: Академкнига/Учебник.

- О.А. Захарова. Математика в практических заданиях. 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 3. — М.: Академкнига/ Учебник.

- О.А. Захарова. Практические задачи по математике. 4 класс: тетрадь. — М.: Академкнига/Учебник.

- Р.Г. Чуракова , Л.Г. Кудрова, Г.В. Янычева Математика. Поурочное планирование. 4 класс. В 4 ч.: учебно-методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

- А.Л. Чекин Математика: 4 класс: методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник. О.А. Захарова

- Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1–4 классы: методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

- Р.Г. Чуракова Г.В. Янычева Математика. Тетрадь для контрольных и проверочных работ. 4 класс. В 2 ч. — М.: Академкни-га/Учебник.

- Р.Г. Чуракова., Н.М. Лаврова Итоговая комплексная работа. методические указания по организации и проведению. — М.: Академкнига/Учебник.


Материально-техническое обеспечение программы


Специфическое оборудование:

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;

- магнитная доска;

- экспозиционный экран;

- персональный компьютер; компьютерные программы (Word, Paint, PowerPoint, Media Player Classic и др.)

- мультимедийный проектор;

- объекты, предназначенные для демонстрации счета: от 1 до 10, от 1 до 20, от 1 до 100;

- наглядные пособия (в том числе карточки с цифрами и другими знаками);

- демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);

- демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.;

- демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел;

- демонстрационные таблицы сложения и умножения (пустые и заполненные).


календарно-тематическое планирование по предмету «Математика» 4 класс


п/п


Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности / элементы содержания

Дата

план

Дата

факт

1/1

Повторение нумерации многозначных чисел и действий с ними.

1

Решение задач с помощью диаграмм. Прогнозирование результата решения задачи. Выполнение арифметических вычислений. Выполнение действий с величинами. Выполнение геометрических построений. Выполнение заданий на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно.

01.09


1/2

Повторение знаний о геометрических фигурах.

1

03.09


1/3

Решение арифметических задач.

1

06.09


1/4

Порядок действий в выражениях со скобками и без

1

07.09


2/1

Когда известен результат разностного сравнения.

1

Планирование решения задачи, выполнение заданий на измерение, вычисление, построение. Сравнение разных способов решения и вычисления ответа задачи, Прогнозирование результата решения задачи. Пошаговый контроль правильности и полноты решения текстовой задачи.

08.09


2/2

Когда известен результат разностного сравнения.

1

10.09


2/3

Когда известен результат кратного сравнения.

1

13.09


2/4

Когда известен результат кратного сравнения.

1

14.09


2/5

Учимся решать задачи.

1

15.09


2/6

Входная контрольная работа.

1

17.09


3/1

Работа над ошибками. Задачи на разностное и кратное сравнение.

1

Выполнение арифметических действий по алгоритму. Сравнение многозначных чисел на основе таблицы классов и разрядов. Сравнение величин. Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия (умножения столбиком) Поиск, обнаружение и устранение ошибок в ходе вычислений по алгоритму. Установление зависимости между величинами. Выполнение заданий на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно.

20.09


3/2

Задачи на разностное и кратное сравнение.

1

21.09


3/3

Алгоритм умножения столбиком.

1

22.09


3/4

Поупражняемся в вычислении столбиком.

1

24.09


3/5

Тысяча тысяч, или миллион.

1

Выполнение арифметических действий по алгоритму. Сравнение многозначных чисел на основе таблицы классов и разрядов. Сравнение величин. Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия (умножения столбиком) Поиск, обнаружение и устранение ошибок в ходе вычислений по алгоритму. Установление зависимости между величинами. Выполнение заданий на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно.

27.09


3/6

Разряд единиц миллионов и класс миллионов.

1

28.09


3/7

Когда трёх классов для записи числа недостаточно.

1

29.09


3/8

Сравнение многозначных чисел и арифметические действия с ними.

1

01.10


3/9

Постоянная и переменная величина.

1

04.10


3/10

Буквенное выражение.

1

05.10


3/11

Зависимость между величинами.

1

06.10


3/12

Нахождение значений зависимых величин.

1

08.10


3/13

Проверочная работа по теме: «Класс миллионов. Буквенные выражения».

1

11.10


3/14

Работа над ошибками. Стоимость единицы товара, или цена.

1

12.10


4/1

Решение задач на нахождение цены, стоимости, количества товара.

1

Установление зависимости между ценой и стоимостью товара. Планирование решения задачи, прогнозирование результата решения задачи. Сравнение разных способов решения и вычисления ответа задачи. Пошаговый контроль правильности и полноты решения текстовой задачи.

13.10


4/2

Решение задач, когда цена постоянна.

1

15.10


4/3

Стоимость единицы товара, или цена.

1

18.10


4/4

Задачи «на куплю-продажу».

1

19.10


5/1

Проверочная работа по теме: «Задачи на куплю – продажу».

1

Выполнение арифметических действий по алгоритму. Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия (деление нацело) Поиск, обнаружение и устранение ошибок в ходе выполнения арифметических вычислений. Выполнение заданий на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно. Установление зависимости между длиной пути и скоростью. Планирование решения задачи, прогнозирование результата решения задачи. Сравнение разных способов решения и вычисления ответа задачи. Пошаговый контроль правильности и полноты решения текстовой задачи.

20.10


5/2

Работа над ошибками. Решение задач «на куплю-продажу».

1

22.10


5/3

Контрольная работа за 1 четверть.

1

25.10


5/4

РНО. Задачи «на куплю-продажу». Урок решение проектной задачи «Один день без родителей»

1

26.10


5/5

Деление на целое и деление с остатком.

1

27.10


5/6

Деление на целое и деление с остатком.

1

29.10


5/7

Неполное частное и остаток.

1

8.11


5/8

Остаток и делитель.

1

9.11


5/9

Когда остаток равен 0.

1

10.11


5/10

Когда делимое меньше делителя.

1

12.11


5/11

Деление с остатком и вычитание.

1

15.11


5/12

Четные и нечетные числа.

1

16.11


5/13

Запись деления с остатком столбиком.

1

17.11


5/14

Способ поразрядного нахождения результата деления.

1

19.11


5/15

Деление с остатком столбиком.

1

22.11


5/16

Деление с остатком столбиком.

1

23.11


5/17

Деление с остатком столбиком.

1

24.11


5/18

Проверочная работа по теме: «Деление с остатком».

1

26.11


5/19

Работа над ошибками. Час, минута и секунда.

1

29.11


6/1

Кто или что движется быстрее.

1

Различение величин (объём и вместимость). Установление зависимости между разными единицами измерения объёма. Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить вместимость и объём сосудов. Измерение вместимости и объёма сосудов и моделей геометрических фигур. Планирование решения задач на нахождение объема, прогнозирование результата решения задачи. Сравнение разных способов решения и вычисления ответа задачи. Пошаговый контроль правильности и полноты решения текстовой задачи. Накопление и использование опыта решения разнообразных математических и геометрических задач.

30.11


6/2

Длина пути в единицу времени, или скорость движения.

1

1.12


6/3

Задачи на определение скорости движения.

1

3.12


6/4

Решение задач на движение.

1

6.12


6/5

Проверочная работа по теме: «Задачи на движение».

1

7.12


6/6

Работа над ошибками. Вместимость предметов.

1

8.12


6/7

Единицы вместимости: литр.

1

10.12


6/8

Вместимость и объем.

1

13.12


6/9

Единицы объема: кубический сантиметр.

1

14.12


6/10

Кубический дециметр и кубический сантиметр.

1

15.12


6/11

Кубический дециметр и литр.

1

17.12


7/1

Определение объема фигур

1

Установление зависимости между производительностью и объёмом выполненной работы. . Планирование решения задач на производительность, прогнозирование результата решения задачи. Сравнение разных способов решения и вычисления ответа задачи. Пошаговый контроль правильности и полноты решения текстовой задачи. Накопление и использование опыта решения разнообразных математических и геометрических задач. Выполнение геометрических вычислений. Определение правила, по которому составлена числовая последовательность. Составление последовательности по заданному правилу. Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе чтения таблиц и самостоятельно проведённых измерений и вычислений.

20.12


7/2

Контрольная работа за 2четверть.

1

21.12


7/3

Работа над ошибками..

1

22.12


7/4

Литр и килограмм.

1

24.12


7/5

Обобщающий урок по разделам 2 четверти.

1

27.12


7/6

Решение задач на нахождение объёма.

1

28.12


7/7

Решение задач на нахождение объёма

1

10.01


7/8

Объем выполненной работы

1

11.01


8/1

Производительность (скорость выполнения) работы.

1

Выполнение арифметических действий по алгоритму (алгоритм деления столбиком) Сравнение двух форм записи алгоритма деления столбиком (полной и сокращённой) Поиск, обнаружение и устранение ошибок в ходе выполнения арифметических вычислений. Выполнение заданий на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно. Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметических вычислений.

12.01


8/2

Решение задач на определение производительности, времени работы, объема работы.

1

14.01


8/3

Проверочная работа по теме: «Задачи о работе».

1

17.01


8/4

Работа над ошибками. Диагональ многоугольника.

1

18.01


8/5

Контрольная работа по теме: «Задачи на движение и о работе»

1

19.01


8/6

Работа над ошибками. Разбиение многоугольника на треугольники

1

21.01


8/7

Деление на однозначное число столбиком

1

24.01


8/8

Деление на однозначное число столбиком

1

25.01


8/9

Число цифр в значении частного

1

26.01


8/10

Деление на двузначное число столбиком

1

28.01


9/1

Деление на двузначное число столбиком

1

Выполнение арифметических действий с величинами (сложение и вычитание величин, умножение и деление величины на число). Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения арифметических действий с величинами.


31.01


9/2

Алгоритм деления столбиком

1

1.02


9/3

Алгоритм деления столбиком

1

2.02


9/4

Сокращенная форма записи деления столбиком

1

4.02


9/5

Деление многозначных чисел столбиком

1

7.02


9/6

Проверочная работа по теме: «Деление столбиком»

1

8.02


9/7

Деление многозначных чисел столбиком

1

9.02


9/8

Контрольная работа по теме: «Деление многозначных чисел»

1

11.02


10/1

Работа над ошибками. Обобщение пройденного материала по теме «Деление столбиком»

1

Установление зависимости между длиной пути и временем движения.

Решение задач на движение. Различение двух видов движения: движение в одном направлении, движение в противоположных направлениях. Сравнение разных способов решения и вычисления ответа задачи. Пошаговый контроль правильности и полноты решения текстовой задачи. Накопление и использование опыта решения разнообразных задач на движение. Выполнение заданий на основе схем, выполненных самостоятельно.

14.02


10/2

Сложение и вычитание величин

1

15.02


10/3

Умножение величины на число и числа на величину

1

16.02


10/4

Деление величины на число

1

18.02


10/5

Нахождение доли от величины и величины по ее доле

1

21.02


10/6

Нахождение части от величины

1

22.02


10/7

Нахождение величины по ее части

1

25.02


10/8

Нахождение величины по ее части

1

28.02


11/1

Деление величины на величину

1

Установление зависимости между временем и объёмом выполненной работы. Планирование решения задач на производительность при совместной работе, прогнозирование результата решения задачи. Сравнение разных способов решения и вычисления ответа задачи. Пошаговый контроль правильности и полноты решения текстовой задачи. Накопление и использование опыта решения разнообразных математических и геометрических задач.

1.03


11/2

Обыкновенные дроби. Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями или числителями

1

2.03


11/3

Величины и действия с ними

1

4.03


11/4

Проверочная работа по теме: «Действия над величинами»

1

5.03


11/5

Работа над ошибками. Когда время движения одинаковое

1

9.03


12/1

Когда длина пройденного пути одинаковая

1

Установление зависимости между стоимостью и количеством товара. Решение задач на нахождение цены набора товаров, прогнозирование результата решения задачи. Сравнение разных способов решения и вычисления ответа задачи. Пошаговый контроль правильности и полноты решения текстовой задачи. Накопление и использование опыта решения разнообразных математических и геометрических задач.

11.03


12/2

Движение в одном и том же направлении

1

14.03


12/3

Контрольная работа за 3 четверть

1

15.03


12/4

Работа над ошибками

1

16.03


12/5

Движение в противоположных направлениях

1

18.03


12/6

Решение задач на движение

1

21.03


12/7

Обобщающий урок по теме « Решение задач на движение».

1

22.03


13/1

Когда время работы одинаковое

1

Решение логических задач. Разрешение житейских ситуаций, требующих умения применять логические связки: не только то, но и другое; если …, то … и другие. Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера в ходе решения задач.

23.03


13/2

Когда объем выполненной работы одинаковый

1

24.03


13/3

Производительность при совместной работе

1

4.04


13/4

Время совместной работы

1

5.04


13/5

Решение задач на работу

1

Решение логических задач. Разрешение житейских ситуаций, требующих умения применять логические связки: не только то, но и другое; если …, то … и другие. Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера в ходе решения задач.

6.04


13/6

Проверочная работа по теме: «Задачи на работу нескольких объектов»

1

8.04


13/7

Работа над ошибками

1

11.04


14/1

Когда количество одинаковое

1

Исследование житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка) Выполнение геометрических построений (куб и квадрат) Исследование ситуаций, требующих измерения и сопоставления площадей. Накопление и использование опыта решения учебно-практических задач.

12.04


14/2

Когда стоимость одинаковая

1

13.04


14/3

Цена набора товаров

1

15.04


14/4

Проверочная работа по теме: «Задачи на покупку нескольких товаров»

1

18.04


14/5

Работа над ошибками. Решение задач на куплю-продажу

1

19.04


14/6

Применение союза «и» и союза «или»

1

20.04


14/7

Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого

1

22.04


15/1

Логическая связка «не только» Решение логических задач

1

Планирование решения задач с помощью уравнений, прогнозирование результата решения задачи. Накопление и использование опыта решения разнообразных математических и геометрических задач. Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера в ходе решения задач. Пошаговый контроль правильности и полноты решения текстовой задачи.

25.04


15/2

Проверочная работа по теме: «Логические задачи»

1

26.04


15/3

Работа над ошибками. Квадрат и куб

1

27.04


15/4

Круг и шар

1

29.04


15/5

Площадь и объем. Измерение площади с помощью палетки

1

4.05


16/1

Нахождение площади и объема

1

Упорядочивание натуральных чисел на основе математических закономерностей. Выполнение арифметических действий по алгоритму. Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия (умножение и деление столбиком) Поиск, обнаружение и устранение ошибок в ходе выполнения арифметических вычислений. Выполнение заданий на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно. Планирование решения задачи, прогнозирование результата решения

6.05


16/2

Проверочная работа по теме: «Задачи на нахождение площади и объема»

1

11.05


16/3

Работа над ошибками. Уравнение. Решение задач с помощью уравнений

1

13.05


16/4

Натуральные числа и число 0. Алгоритмы вычисления столбиком

1

16.05


16/5

Действия с величинами. Решение арифметических задач

1

17.05


16/6

Геометрические фигуры и их свойства

1

18.05


16/7

Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

1

20.05


16/8

Работа над ошибками

1

23.05


16/9

Буквенные выражения и уравнения

1

24.05


16/10

Решение проектной задачи «Выпускной вечер»

1

25.05


16/11

Повторение изученного материала. Письменные вычислительные приёмы.

1

27.05


16/12

Повторение изученного материала. Решение уравнений.

1

30.05


16/13

Повторение изученного материала. Решение задач.

1

31.05



В основе оценивания по математике лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Текущий контроль по математике осуществляется как в устной, так и в письменной форме.

Тематический контроль проводится в основном в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля предполагается про

водить в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Для тематических проверок используются тексты

самостоятельных работ из методического пособия О.А. Захаровой Проверочные работы по математике и технология организации

коррекции знаний учащихся (1-4 классы): Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2012

За такую работу выставляется отметка:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета;

"3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов;

"2" - 5 и более ошибок.

Итоговый контроль по математике проводится в форме 4 контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметиче-

ские задачи, примеры, задания по геометрии и др.) запланированных на конец каждой учебной четверти из методического пособия

А.Л. Чекина Математика 4 класс, ): Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

. В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - 1 ошибка или 1 -3 недочета, при этом ошибок не должно быть в задаче;

"3" - 2-3 ошибки или 3 -4 недочета, при этом ход решения задачи должен быть верным;

"2" - 5 и более ошибок.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы

являются основными.

Грубые ошибки:

1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах.

2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.

3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).

4. Не решенная до конца задача или пример.

5. Невыполненное задание.

Негрубые ошибки:

1. Нерациональный прием вычислений.

2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.

3. Неверно сформулированный ответ задачи.

4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).

5. Недоведение до конца преобразований.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике может снижатся на 1 балл, но не ниже

«3».

Для отслеживания динамики формирования общих учебных умений и основных предметных знаний, умений и навыков, имеющих

большое значение для дальнейшего обучения предполагается проведение итоговой комплексной работы на основе единого текста в

конце учебного года из методического пособия Р.Г. Чураковой, Н.М. Лавровой Итоговая комплексная работа (методические указания

по организации и проведению), 4 класс — М.: Академкнига/Учебник, 2012.


29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!