СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по МДК 01.09 Инструментовка для специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра) углубленной подготовки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Введение

         1.1. Область применения программы

Рабочая программа МДК.01.09  Инструментовка является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра).

 

1.2. Место междисциплинарного курса в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):

в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности  53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра) МДК.01.09  Инструментовка  является частью ПМ.01 Исполнительская деятельность и предназначен для реализации ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой».

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

целью курса является:

  • приобретение студентами знаний и практических навыков по инструментовке, переложению музыкальных произведений для самодеятельных оркестров и ансамблей народных инструментов.

задачами курса являются:

  • закрепить знания технических, тембровых и художественно-выразительных возможно­стей инструментов;
  • формирование практических навыков инструментальных переложений;
  • помочь студенту усвоить основные приёмы и правила инструментовки, различные приёмы переложения;
  • дать студенту представление о тембрах и красках оркестра инструментуемого произве­дения, исходя из стиля и содержания;
  • научить подбирать состав оркестра или ансамбля для инструментуемого произведения в соответствии с жанром музыки;
  • познакомить студента с лучшими образцами инструментовки и переложения произве­дений русской и зарубежной классики и современных композиторов.

           Результатом освоения курса является формирование практических навыков инструментальных переложений, основных приёмов и правил инструментовки, необходимых для ведения выпускником педагогической деятельности  в ДШИ, других учреждениях дополнительного образования, в том числе овладение профессиональными, педагогическими  (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

         ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

         ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

         ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

         ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

         ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

         ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

         ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

         ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

         ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

         ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

         ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.

         ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

         ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в Детских школах искусств и Детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования,  общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.

         ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

         ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе.

         ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

         ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.

         ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

         ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

         ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

  • делать инструментальные переложения;
  • уметь выполнять творческие задания средней трудности, связанные с переложением музыкальных текстов;

знать:

  • знать историю музыкальных инструментов и их современную специфику, основные принципы инструментальных переложений;
  • основные приемы и правила инструментовки, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности студентов;
  • диапазон и исполнительские возможности оркестровых инструментов, составы оркестров;
  • оркестровую фактуру и ее функции;
  • знать и понимать роль музыкальных инструментов и переложений;
  • знать репертуар оркестровых инструментов и переложений;
  • знать основные принципы инструментальных переложений;
  • профессиональную терминологию.

уметь:

  • хорошо разбираться в функциях оркестровой фактуры и переосмыслении фактуры инструментальных произведений;
  • применять навыки инструментовки в работе с творческим коллективом (ансамбль, оркестр);
  • ориентироваться в звучности инструментов и инструментальных групп, входящих в оркестр;
  • уметь практически делать инструментальные переложения;
  • уметь выполнять творческие задания средней трудности, связанные с переложением музыкальных текстов;
  • владеть современными нотными редакторами.

 

 

1.4. Объем курса, виды учебной работы и отчетность:

 

Максимальная учебная нагрузка  обучающегося – 54 часов, в том числе:

Обязательная аудиторная нагрузка  обучающегося – 38  час;

Самостоятельная работа  обучающегося  –16 часов.

Контрольный урок  - 8 семестр.

 

Виды учебной работы и отчётности

 

  • занятия с педагогом в классе;
  • самостоятельная работа;
  • консультации.

Учет успеваемости обучающихся и контроль знаний осуществляется на    уроках, контрольных уроках, зачете.

Результаты ответов фиксируются:

  • в журналах преподавателя;
  • зачетной книжке;
  • индивидуальных  планах  обучающегося.

  В процессе обучения кроме контрольного мероприятия после каждого семестра проводятся контрольные уроки в конце месяца, которые помогают педагогу более тщательно оценить знания обучающихся, приобретенные в ходе изучения данного курса.

  Успешное выполнение задач по данному курсу может быть обеспечено при условии взаимосвязи с другими специальными и музыкально-теоретическими дисциплинами.

         Методы, направленные на практическую подготовку: письменная контрольная работа  (инструментовки для ансамблей народных инструментов, оркестра народных инструментов). 

 

1.5. Материально-техническое обеспечение курса

Для проведения занятий по междисциплинарному курсу МДК 01. 09 Инструментовка  по специальности 52.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов:  Инструменты народного оркестра) необходимо использовать:

- специализированный класс;

- фортепиано;

- стулья;

- столы;

- доступом к сети Интернет;

- наличие аппаратуры для прослушивания и просмотра CD и DVD.

 

2. Тематический план междисциплинарного курса

 

п/п

Наименование тем

Количество часов

Максим.

Обязат.

Самост.

 

IV курс, VIII семестр

 

Введение.

1,5

1

0,5

1.

Закономерности инструментовки и переложения. Понятие об оркестровой фактуре, оркестровых функциях.

4,5

3

1,5

2.

Инструментовка для группы домр.

6

4

2

3.

Инструментовка для группы балалаек.

6

4

2

4.

Инструментовка для струнного состава оркестра русских народных инструментов с баянами.

9

 

6

3

  5.

Инструментовка для полного состава ОРНИ.

12

 

8

4

  6.

Ознакомление с инструментовкой  для оркестра баянов и аккордеонов.

6

 

4

 

2

 

7.

Особенности инструментовки оркестрового аккомпанемента.

6

4

2

  8.

Ознакомление с переложением с симфонической партитуры для ОРНИ.

6

 

4

 

2

 

 

Всего:

54

38

16

 

 

3. Содержание междисциплинарного курса

 

Тема 1. Закономерности инструментовки и переложения. Понятие об оркестро­вой фактуре, оркестровых функциях.

Роль инструментовки в раскрытии музыкально-художественного образа произведения. Знание инструментов и групп инструментов, владение анализом форм, знание гармонии и полифонии. Понятие об оркестровой фактуре. Оркестровые функции - составные части оркестрового звучания, их взаимодействие.

 

Тема 2. Инструментовка для группы домр.

Сведения об инструментах группы домр: приёмы звукоизвлечения, штрихи, регистры, диапазон, оркестровые функции.

Предпочтение диезных тональностей с небольшим количеством знаков для инструмен­товки, связанное со строем струнных инструментов.

 

Тема 3. Инструментовка для группы балалаек.

Сведения о группе балалаек. Своеобразие тембра балалаечной группы, создаваемое одновременным звучанием всех струн. Оркестровые функ­ции группы балалаек.

 

Тема 4. Инструментовка для струнного состава оркестра РНИ с баянами.

Струнный состав с баянами. Роль баянов и использование их в оркестре рус­ских народных инструментов. Баяны как инструменты, увеличивающие тембровое богатство оркестра и звуковой контраст. Разнообразие функций, выполняемых баянами.

 

Тема  5. Инструментовка для полного состава ОРНИ с введением

дополнитель­ных инструментов.

Оркестр русских народных инструментов с введением дополнительных ин­струментов: гуслей: флейты, гобоя, ударных инструментов. Цель введения дополнительных инструментов - обогащение оркестрового звучания, расширение диапазона оркестра.

 

Тема 6. Ознакомление с инструментовкой  для оркестра баянов

и аккордеонов.

Количественный состав оркестра баянов и аккордеонов. Соотношение групп и партий внутри каждой группы. Группа баянов и оркестровых гармоник как основа оркестра баянов и аккордеонов. Группа аккордеонов как возможный тембровый контраст в этом орке­стре.

Возможность введения в оркестр балалайки - контрабаса или смычкового контрабаса для усиления партии контрабасовых гармоник. Возможность введения в оркестр для прида­ния ему большего тембрового разнообразия фортепиано, арфы, челесты, электрооргана, удар­ных.

 

Тема  7. Особенности инструментовки оркестрового аккомпанемента.

Выпуклость и рельефность звучания солиста, не заглушаемого оркестром — основная цель аккомпанирующего оркестра, приёмы оркестровки, помогающие достижению этой цели. Необходимость соизмерения силы звучания солиста и оркестра - аккомпанемента. Дублировка партии солиста в унисон сходным и близким по тембру инструментом.

 

Тема 8. Ознакомление с переложением с симфонической партитуры для ОРНИ.

 Для  продвинутых студентов  курс инструментовки предусматривает ознаком­ление с переложением  с симфонической партитуры: выявление соответствующих тембров; сохранение, хотя бы приблизительно, имеющегося тембрового контраста в различных частях произведения; опору на задуманный автором симфонического произведения оркестровый план; соблюдение последовательности в сопоставлении контрастных тембров. Выбор из сим­фонической литературы музыкальных произведений, близких по характеру и природе музы­кально-выразительным средствам русского народного оркестра.

4. Контрольные требования междисциплинарного курса

 

Все формы и методы контроля и оценки результатов изучения МДК 01. 09  Инструментовка  ПМ.01 Исполнительская  деятельность  направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования общих и профессиональных компетенций в процессе работы.

Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.

Итоговая оценка учитывает все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющими установить уровень освоения материала, качество сформированных у обучающихся компетенций и степень готовности выпускников к профессиональной деятельности.

Контроль и учет успеваемости студентов осуществляется в форме внутриурочного контроля, итогового контрольного урока в конце 8 семестра:

             

            Контрольный урок  проходит  в 2 этапа: 

  • предоставление инструментовок для струнного состава оркестра народных инструментов и  полного состава оркестра, выполненные за время прохождения курса;
  • устный опрос по  пройденному материалу (знание инструментов, групп инструментов, их особенности, возможности, колористические и звукоизобразительные моменты их звучания; оркестровая фактура и ее функции).

 

Примерный список произведений, рекомендуемых для практических работ по инструментовке

К теме 1.

  1. Антология литературы дли ОРНИ, ч. I. М.,   1984.
  2. Антология литературы для ОРНИ, ч.II. М., 1985.
  3. Антология литературы для ОРНИ, ч. IV. М., 1987.
  4. Антология литературы для ОРНИ, ч. V. М.,   1988.
  5. Антология литературы для ОРНИ, ч. VI, М., 1989.
  6. Антология литературы для ОРНИ, ч. VII, М., 1991.
  7. Антология музыки  для  ОНИ. Том I, Воронеж, 2008.
  8. Антология музыки  для  ОНИ. Том II, Воронеж, 2008.
  9. Антология музыки для русских народных инструментов. Том I-III, Воронеж, 2006.
  10. Городовская В. Произведения для ОРНИ. Партитура. М., 1990.
  11. Хрестоматия по дирижированию. В. 2. М., 1977.
  12. Хрестоматия по дирижированию. В. 3. М., 1979. 10 Хрестоматия по дирижированию. В. 4. М., 1980.
  1. Хрестоматия по дирижированию. В.5. М., 1984.
  2. Хрестоматия по дирижированию. В.6. М., 1985.
  3. Шишаков Ю. Избранные произведения для ОРНИ. В. 3. М., 1973.

К теме 2-3.

  1. Альбенис И. «Испанская сюита». (31)
  2. Баневич С.  «Русалочка». (14)
  3. Бородин А. Маленькая сюита. (19)
  4. Гаврилин  В. Зарисовки. (20)
  5. Григ Э. Лирические пьесы, т. 1 и 2. (23)
  6. Дебюсси К. Детский уголок. Прелюдии  для фортепиано. (27)
  7. Денисов Э. Детские пьесы. (25)
  8. Золотарёв В. Камерная сюита для баяна. (30)
  9. Кабалевский Д. Альбом фортепианных пьес. 24 прелюдии  для фортепиано. (32)
  10. Калинников В. Пьесы для фортепиано. (33)
  11. Лысенко Н.  Элегия. (29)
  12. Лядов А. Пьесы для фортепиано. (34,35)
  13. Мынов А. Альбом фортепианных пьес. (41)
  14. Мясков К. Детский альбом для баяна. (40)
  15. Прокофьев С. Детская музыка. Детские  пьесы для фортепиано. (43)

16. Прокофьев С. Мимолётности. Сказки старой бабушки. (44)

  1. Раков Н.  8 пьес на тему русской народной песни. 4 детских пьесы. (53)
  2. Родриго X. Три испанских танца. (31)
  3. Рубинштейн А.  Мелодия. (29)
  4. Свиридов Г. Альбом для детей. (56)
  5. Сорокин  К.  Пьесы. (58)
  6. Скрябин А. Прелюдии для фортепиано ор. 11. (57)
  7. Хачатурян А.  Детский альбом. (62)
  8. Чайковский П. Детский альбом. Времена года. (63,67)
  9. Шендерёв Г. Русская сюита для баяна. (11)
  10. Шостакович Д. Детская тетрадь. Танцы кукол. (70)
  11. Штейнберг  И. /сост./ Брат и сестра. Вып. 1,2, 3. (71)
  12. Шуман Р. Альбом для юношества. (69)

К теме 4-5.

  1. Барчунов П. Романтический  монолог. (47)
  2. Бизе Ж. Фарандола, Менуэт  из сюиты «Арлезианка». (17)
  3. Векслер Б.  Испанский танец. (49)
  4. Власов В.  На ярмарке. (51)
  5. Гамаюнов О.  Музыкальный антракт. (47)
  6. Глебов  Е. Фантазия. (51)
  7. Григ  Э. Элегия. Весной. Танец  с прыжками. (23)
  8. Дербенко Е. Прелюдия в стиле барокко. (28)
  9. Золотарёв В. Детские сюиты. (30)
  10. Обр. Белова В. «Степь  да степь кругом». (13)
  11. Олейников Н. Весёлый перепляс. Уральская  кадриль. (46)
  12. Пономаренко Г.  Родники. (45)
  13. Сиротин С. На празднике. (45)
  14. Сулимов Ю.  Рондо. (51)
  15. Тамарин  И. Юмореска. (51)
  16. Фомин Б. Только  раз... (48)
  17. Хачатуров  М. Испанский танец. (51)
  18. Холминов В. Сюита для баяна. (11)

 К теме 6.

  1. Бах И.С. 8 маленьких органных прелюдий и фуг. Хоральные прелюдии. (16)

  2. Барток Б. Микрокосмос. Пьесы  для фортепиано. (15)

  3. Бельман Л. Готическая сюита для баяна. (12)

        4. Бетховен Л. Контрдансы. Немецкие  танцы. (29)

        5. Власов В. На ярмарке. Улыбка  Брамса. (51)

        6. Золотарёв В. Детские сюиты для баяна. (30)

          7. Лист  Ф. Мефисто - вальс. (29)

          8. Моцарт  В. Немецкие танцы. (36)

          9.  Мусоргский М. Картинки с выставки. (38)

         10.  Мясков К. Концертные пьесы в форме танцев для баяна. (40)

         11.  Обр. Онегина А. «То не ветер ветку клонит». (42)

         12. Прокофьев С. Мимолётности. Вальсы из оперы «Война и мир». (44)

         13. Свиридов  Г. Маленький триптих. (56)

         14.Хачатурян А. Музыка к балету «Гаянэ» и «Спартак». Пьесы  для фортепиано. (60,61)

         15.Чайкин Н. Концертные пьесы. Гуцульский  танец. (12)

         16. Чайковский П. Сюита из балета «Лебединое озеро». Сюита из балета «Щел кунчик». Ноктюрн.  Времена года. (64,65,67)

         17.  Шендерёв Г. Думка. Частушка. (11)

          18. Шостакович Д. 24 прелюдии. Три фантастических танца. (70)

         19. Щедрин Р. Кармен - сюита. Сюита из балета «Конёк - Горбунок». Юмореска. (72)

К теме 7.

  1. Песни, романсы для голоса с фортепиано.
  2. Пьесы для балалайки, баяна, домры, флейты и др.

К теме 8.

1. Бизе Ж. Сюита «Арлезианка». (17)

2. Брамс И. Венгерские  танцы. (29)

3. Гайдн И. Симфонии /2-е и 3-й части/. (21)

4. Глиэр Р. Сюита из балета «Медный  всадник». (22)

5. Григ Э. Сюита из  музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». (24)

6. Дворжак  А. Славянские танцы. (26)

7. Ипполитов - Иванов М. Кавказские эскизы. (29)

8. Лядов А. 8 русских народных песен. (34,35)

9. Моцарт В. Немецкие танцы. Симфонии /2-е и 3-й части/. (37)

10. Прокофьев С. Классическая симфония. Сюиты из балета «Ромео и Джульетта». (43)

11. Римский - Корсаков Н. Сюита из оперы «Сказка о царе Салтане». (54)

12. Свиридов Г. Маленький триптих. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». (56)

13. Сен-Санс К. Карнавал  животных. (55)

14.Стравинский И. Две сюиты для малого оркестра. Музыка к  балету «Петрушка». (59)

15. Хачатурян А. Музыка к балетам «Гаянэ» и «Спартак». (60,61)

16. Чайковский  П. Оркестровые сюиты. Серенада для струнного оркестра. Музыка из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», Щелкунчик». (64,65,66)

17.Шостакович Д. Сюита из музыки к к/ф «Овод». Сюита из музыки к трагедии В. Шекспира «Гамлет». (70)

18. Щедрин Р.  Кармен - сюита. Сюита из балета «Конёк-горбунок». (72)

 

Методические рекомендации преподавателям

Инструментовка – переосмысление произведения для различного рода ансамблей и оркестров.

Курс «Инструментовки» изучается в тесной взаимосвязи с курсом «Инструментоведение». Он способствует расширению профессионального кругозора студентов, знакомит их ближе с одним из самых ярких и самобытных явлений национальной культуры - русским народным оркестром, воспитывает интерес и уважение к духовным ценностям русского народа, способ­ствует развитию творческой фантазии, владению анализом форм, гармонией и т.д.

К теме 1.Приступая к занятиям инструментовкой, прежде всего следует ознакомить студента с партитурами В. Андреева, Н. Фомина, Н. Будашкина, Ю. Шишакова и др., сделать анализ оркестровой фактуры, познакомить с техникой оркестровки различных произведений, а также различными приёмами переложения.

Для практических занятий инструментовкой, студенту необходимо:

  1. Знание инструментов, групп инструментов, их особенности, возможности, колори­стические и звукоизобразительные моменты их звучания. Сюда относятся приёмы игры (тре­моло, пиццикато, глиссандо и т.д.), диапазоны, звучание различных струн, особенности ис­полнительства и многое другое.
  2. Знание анализа форм, полифонии, гармонии - как непременного условия успешного голосоведения, дублировки голосов, овладения приёмами построения гармонической фигура­ции (оркестрового аккомпанемента). Регистры, расположение аккордов (тесное или широкое) дают различные оттенки силы и плотности звучания в оркестре.
  3. Большую роль в инструментовке играет творческое воображение, фантазия, способ­ности к композиции, которые могут подсказать свежие, порой необычные решения. Это  вве­дение в состав оркестра нетрадиционных инструментов, оригинальные сочетания инструмен­тов, поиски новых приёмов игры на инструментах, сочинение интересных фигураций и т.д.          Но  самое важное для приобретения практических навыков хорошего инструментовщика  - умение хорошо разбираться в функциях оркестровой фактуры и переосмысление фактуры инструментальных произведений, выбранных для работы, с учётом всех условностей их пе­реложения.

 Фактура - это совокупность средств музыкального изложения (мелодия, бас, аккорды, подголоски, пассажи и т.д.). Два основных типа фактуры - гомофонная и полифоническая.

  1. Гомофонная фактура состоит из мелодии и гармонического  сопровождения.
  2. Полифоническая фактура образуется в результате изложения нескольких мелодиче­ских линий (полифонических голосов). Гармоническое сопровождение отсутствует. Разно­видность - подголосочная полифония, т.е. сочетание различных вариантов одной мелодии.
  3. Монодическая фактура состоит только из мелодии (М. Глинка «Марш Черномо­ра»).
  4. Аккордовая (аккордово-гармоническая) фактура — это последовательность аккордов, где мелодия и сопровождение имеют общую ритмическую формулу.
  5. Смешанная фактура включает в себя элементы гомофонии и полифонии. Функции фактуры: мелодия, гармоническая фигурация, контрапункт и подголоски, бас.

Мелодия как оркестровая функция - это тема, изложенная каким-либо оркестровым приёмом: одноголосно, в октаву или несколько октав, двойными нотами, аккордами, контра­стным тембром, другим приёмом игры и т.д.

Гармоническая педаль и гармоническая фигурация - это различные способы изло­жения гармонии в оркестре. Гармоническая педаль излагается выдержанными нотами, пре­вышающими длительность нот мелодии.

Фигурация - ритмизованное изложение гармонии: звуки аккорда повторяются либо пе­ремещаются по ступеням.

Контрапункт - совершенно самостоятельная мелодия, звучащая одновременно с темой, но отличающаяся от неё ритмом, направлением движения, тембром.

Бас - всегда самый низкий по расположению голос в партитуре.

Функции между инструментами ОРНИ:

Мелодия – домры малые + домра пикколо; домры малые +альтовые; балалайки примы; баяны.

Гармоническая педаль – домры альтовые; домры альтовые +басовые; баяны.

Гармоническая фигурация - балалайки секунды + балалайки альты;

все балалайки, кроме контрабаса; баяны.

Контрапункт - те же инструменты, что для мелодии.

К теме 2. Группа домр - ведущая в любом из разновидностей народного оркестра. Об­ладает сравнительно большим диапазоном , достаточно большой силой звука, ярким, разно­образным тембром благодаря разнице звучания между регистрами, струнами, применению различных штрихов и приёмов звукоизвлечения. Эпизодическое использование глиссандо, натуральных флажолетов, вибрато, арпеджиато. При применении двойных нот и аккордов предпочтительнее употреблять созвучия с наличием открытых струн.

Назначение домры пикколо - октавное удвоение вверх партии малых домр.

Малые домры, как правило, применяются для ведения мелодической линии, хорошо звучат в их исполнении различные пассажи, вариации в быстрых темпах. Могут выдерживать педальные ноты. Использование приёма «дивизи» в партиях малых, альтовых, басовых домр.

Назначение альтовых домр в оркестре аналогично малым.

Домры - бас пригодны для исполнения мелодии в низком регистре, нижних гармониче­ских нот оркестровой педали.

Последовательность написания партий в партитуре - от высокого инструмента - к низ­ким.

Приступая к инструментовке для группы балалаек, следует помнить об их функциях в оркестре:

Функции балалайки - примы: исполнение сольных эпизодов и оркестровой педали, дублирование других инструментов оркестра. Это богатейший по приёмам и способам звукоизвлечения инструмент. Среди них - бряцание, дробь, тремоло, пиццикато, вибрато, арпеджиато, флажолеты, гитарный приём и др. Партия балалайки примы в основном излагается двойными нотами и аккордами. Если мелодия укладывается на верхней струне, то по звукам гармонии снизу приписывается второй голос. Желательно использовать интервалы не больше сексты, нижний голос вести плавно, без скачков.

Балалайки-секунды и альты выполняют аккомпанирующую функцию: исполнение ак­кордов медиатором или пиццикато.

Применимо тремолирование на одной или всех струнах, исполнение аккордов арпеджиато.

Балалайки бас и контрабас выполняют функцию баса. Их отличает низкая подвижность, поэтому не рекомендуется поручать им сложные технические места и быстрые пассажи. Ос­новные приёмы игры - удар вниз, тремоло и пиццикато. Помимо басовой функции, могут ис­полнять мелодию, контрапункт.

Расположение аккордов в партитуре должно строиться по принципу расположения обер­тонов натурального звукоряда. Средний регистр должен быть

заполнен  аккордовыми звуками во избежание «пустоты» звучания. Следует соблюдать плавное ведение каждого голоса, обра­зующего гармоническую последовательность. Вводные звуки должны разрешаться в том же голосе. Применять общие правила при удвоении аккордовых звуков в обращении септаккорда и задержании неаккордовых звуков. Недопустимо перекрещивание средних голосов гармонии и баса.

К теме 3. Приступая к инструментовке для струнного состава оркестра с баянами, важ­но сделать предварительный анализ оригинала - вертикальный и горизонтальный. Верти­кальный анализ - это анализ функций фактуры. Горизонтальный - это изменения в инстру­ментовке, возникающие в процессе развития произведения. Наметить план будущей инстру­ментовки:

       I. Определить необходимый  в данном случае состав оркестра.

II. Выбрать удобную и «звучащую» тональность. Если происходит изменение тонально­сти, то новая не должна отстоять от авторской более чем на полтона - тон. Нельзя транспони­ровать произведения, являющиеся частью цикла (симфонии, сонаты и пр.), а также указы­вающие в названии тональность.

        III. Определить форму произведения и его динамический план.

 IV. Расчленить имеющуюся фактуру на оркестровые функции. Наметить возможное тембровое развитие мелодии, варианты использования и дальнейшего изменения фактуры, регистров, приёмов игры и т.д.

Введение баянов в струнный состав значительно обогащает звучание певучим тембром, разнообразием звучности, большим богатством технических возможностей и приёмов. Они способны выполнять оркестровые роли самого различного характера (мелодическое соло, подголоски, гармонический фон, оркестровая педаль, контрапункт). Использование среднего регистра баяна в сочетании с басом и готовыми аккордами» на левой клавиатуре способству­ют достижению большой силы звучания в кульминации.

К теме 4. Введение в состав оркестра флейты, гобоя, гуслей, ударных инструментов значительно обогащает оркестровое звучание. Тембры флейты и гобоя, напоминающие зву­чание народных духовых инструментов, хорошо гармонируют с те

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по МДК 01.09 Инструментовка для специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра) углубленной подготовки»

Областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Суджанский колледж искусств имени Н.В. Плевицкой»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по МДК 01.09 Инструментовка

для специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство

(по видам инструментов: Инструменты народного оркестра)

углубленной подготовки



























г. Суджа - 2022 г.

Одобрена предметно - цикловой комиссией «Инструменты народного оркестра»

Протокол № __

от «__» _______________20___г.



Председатель

_________________/В.В. Грицепанов/

Разработана на основе ФГОС СПО по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра)


Заместитель директора по учебной работе

__________________ /О.Г. Шатилова/






















Автор: О.Г. Шатилова – преподаватель ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой».



Рецензент: В.В. Грицепанов – председатель предметно-цикловой комиссии «Инструменты народного оркестра» ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой».

1. Введение

1.1. Область применения программы

Рабочая программа МДК.01.09 Инструментовка является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра).


1.2. Место междисциплинарного курса в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра) МДК.01.09 Инструментовка является частью ПМ.01 Исполнительская деятельность и предназначен для реализации ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой».


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

целью курса является:

  • приобретение студентами знаний и практических навыков по инструментовке, переложению музыкальных произведений для самодеятельных оркестров и ансамблей народных инструментов.

задачами курса являются:

  • закрепить знания технических, тембровых и художественно-выразительных возможно­стей инструментов;

  • формирование практических навыков инструментальных переложений;

  • помочь студенту усвоить основные приёмы и правила инструментовки, различные приёмы переложения;

  • дать студенту представление о тембрах и красках оркестра инструментуемого произве­дения, исходя из стиля и содержания;

  • научить подбирать состав оркестра или ансамбля для инструментуемого произведения в соответствии с жанром музыки;

  • познакомить студента с лучшими образцами инструментовки и переложения произве­дений русской и зарубежной классики и современных композиторов.

Результатом освоения курса является формирование практических навыков инструментальных переложений, основных приёмов и правил инструментовки, необходимых для ведения выпускником педагогической деятельности в ДШИ, других учреждениях дополнительного образования, в том числе овладение профессиональными, педагогическими (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.

ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в Детских школах искусств и Детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.

ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе.

ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.

ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

  • делать инструментальные переложения;

  • уметь выполнять творческие задания средней трудности, связанные с переложением музыкальных текстов;

знать:

  • знать историю музыкальных инструментов и их современную специфику, основные принципы инструментальных переложений;

  • основные приемы и правила инструментовки, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности студентов;

  • диапазон и исполнительские возможности оркестровых инструментов, составы оркестров;

  • оркестровую фактуру и ее функции;

  • знать и понимать роль музыкальных инструментов и переложений;

  • знать репертуар оркестровых инструментов и переложений;

  • знать основные принципы инструментальных переложений;

  • профессиональную терминологию.

уметь:

  • хорошо разбираться в функциях оркестровой фактуры и переосмыслении фактуры инструментальных произведений;

  • применять навыки инструментовки в работе с творческим коллективом (ансамбль, оркестр);

  • ориентироваться в звучности инструментов и инструментальных групп, входящих в оркестр;

  • уметь практически делать инструментальные переложения;

  • уметь выполнять творческие задания средней трудности, связанные с переложением музыкальных текстов;

  • владеть современными нотными редакторами.



1.4. Объем курса, виды учебной работы и отчетность:


Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 54 часов, в том числе:

Обязательная аудиторная нагрузка обучающегося – 38 час;

Самостоятельная работа обучающегося –16 часов.

Контрольный урок - 8 семестр.


Виды учебной работы и отчётности


  • занятия с педагогом в классе;

  • самостоятельная работа;

  • консультации.

Учет успеваемости обучающихся и контроль знаний осуществляется на уроках, контрольных уроках, зачете.

Результаты ответов фиксируются:

  • в журналах преподавателя;

  • зачетной книжке;

  • индивидуальных планах обучающегося.

В процессе обучения кроме контрольного мероприятия после каждого семестра проводятся контрольные уроки в конце месяца, которые помогают педагогу более тщательно оценить знания обучающихся, приобретенные в ходе изучения данного курса.

Успешное выполнение задач по данному курсу может быть обеспечено при условии взаимосвязи с другими специальными и музыкально-теоретическими дисциплинами.

Методы, направленные на практическую подготовку: письменная контрольная работа (инструментовки для ансамблей народных инструментов, оркестра народных инструментов).


1.5. Материально-техническое обеспечение курса

Для проведения занятий по междисциплинарному курсу МДК 01. 09 Инструментовка по специальности 52.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра) необходимо использовать:

- специализированный класс;

- фортепиано;

- стулья;

- столы;

- доступом к сети Интернет;

- наличие аппаратуры для прослушивания и просмотра CD и DVD.


2. Тематический план междисциплинарного курса


п/п

Наименование тем

Количество часов

Максим.

Обязат.

Самост.

IV курс, VIII семестр


Введение.

1,5

1

0,5

1.

Закономерности инструментовки и переложения. Понятие об оркестровой фактуре, оркестровых функциях.

4,5

3

1,5

2.

Инструментовка для группы домр.

6

4

2

3.

Инструментовка для группы балалаек.

6

4

2

4.

Инструментовка для струнного состава оркестра русских народных инструментов с баянами.

9


6

3

5.

Инструментовка для полного состава ОРНИ.

12


8

4

6.

Ознакомление с инструментовкой для оркестра баянов и аккордеонов.

6


4


2


7.

Особенности инструментовки оркестрового аккомпанемента.

6

4

2

8.

Ознакомление с переложением с симфонической партитуры для ОРНИ.

6


4


2



Всего:

54

38

16



3. Содержание междисциплинарного курса


Тема 1. Закономерности инструментовки и переложения. Понятие об оркестро­вой фактуре, оркестровых функциях.

Роль инструментовки в раскрытии музыкально-художественного образа произведения. Знание инструментов и групп инструментов, владение анализом форм, знание гармонии и полифонии. Понятие об оркестровой фактуре. Оркестровые функции - составные части оркестрового звучания, их взаимодействие.


Тема 2. Инструментовка для группы домр.

Сведения об инструментах группы домр: приёмы звукоизвлечения, штрихи, регистры, диапазон, оркестровые функции.

Предпочтение диезных тональностей с небольшим количеством знаков для инструмен­товки, связанное со строем струнных инструментов.


Тема 3. Инструментовка для группы балалаек.

Сведения о группе балалаек. Своеобразие тембра балалаечной группы, создаваемое одновременным звучанием всех струн. Оркестровые функ­ции группы балалаек.


Тема 4. Инструментовка для струнного состава оркестра РНИ с баянами.

Струнный состав с баянами. Роль баянов и использование их в оркестре рус­ских народных инструментов. Баяны как инструменты, увеличивающие тембровое богатство оркестра и звуковой контраст. Разнообразие функций, выполняемых баянами.


Тема 5. Инструментовка для полного состава ОРНИ с введением

дополнитель­ных инструментов.

Оркестр русских народных инструментов с введением дополнительных ин­струментов: гуслей: флейты, гобоя, ударных инструментов. Цель введения дополнительных инструментов - обогащение оркестрового звучания, расширение диапазона оркестра.


Тема 6. Ознакомление с инструментовкой для оркестра баянов

и аккордеонов.

Количественный состав оркестра баянов и аккордеонов. Соотношение групп и партий внутри каждой группы. Группа баянов и оркестровых гармоник как основа оркестра баянов и аккордеонов. Группа аккордеонов как возможный тембровый контраст в этом орке­стре.

Возможность введения в оркестр балалайки - контрабаса или смычкового контрабаса для усиления партии контрабасовых гармоник. Возможность введения в оркестр для прида­ния ему большего тембрового разнообразия фортепиано, арфы, челесты, электрооргана, удар­ных.


Тема 7. Особенности инструментовки оркестрового аккомпанемента.

Выпуклость и рельефность звучания солиста, не заглушаемого оркестром — основная цель аккомпанирующего оркестра, приёмы оркестровки, помогающие достижению этой цели. Необходимость соизмерения силы звучания солиста и оркестра - аккомпанемента. Дублировка партии солиста в унисон сходным и близким по тембру инструментом.


Тема 8. Ознакомление с переложением с симфонической партитуры для ОРНИ.

Для продвинутых студентов курс инструментовки предусматривает ознаком­ление с переложением с симфонической партитуры: выявление соответствующих тембров; сохранение, хотя бы приблизительно, имеющегося тембрового контраста в различных частях произведения; опору на задуманный автором симфонического произведения оркестровый план; соблюдение последовательности в сопоставлении контрастных тембров. Выбор из сим­фонической литературы музыкальных произведений, близких по характеру и природе музы­кально-выразительным средствам русского народного оркестра.

4. Контрольные требования междисциплинарного курса


Все формы и методы контроля и оценки результатов изучения МДК 01. 09 Инструментовка ПМ.01 Исполнительская деятельность направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования общих и профессиональных компетенций в процессе работы.

Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.

Итоговая оценка учитывает все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющими установить уровень освоения материала, качество сформированных у обучающихся компетенций и степень готовности выпускников к профессиональной деятельности.

Контроль и учет успеваемости студентов осуществляется в форме внутриурочного контроля, итогового контрольного урока в конце 8 семестра:

Контрольный урок проходит в 2 этапа:

  • предоставление инструментовок для струнного состава оркестра народных инструментов и полного состава оркестра, выполненные за время прохождения курса;

  • устный опрос по пройденному материалу (знание инструментов, групп инструментов, их особенности, возможности, колористические и звукоизобразительные моменты их звучания; оркестровая фактура и ее функции).


Примерный список произведений, рекомендуемых для практических работ по инструментовке

К теме 1.

  1. Антология литературы дли ОРНИ, ч. I. М., 1984.

  2. Антология литературы для ОРНИ, ч.II. М., 1985.

  3. Антология литературы для ОРНИ, ч. IV. М., 1987.

  4. Антология литературы для ОРНИ, ч. V. М., 1988.

  5. Антология литературы для ОРНИ, ч. VI, М., 1989.

  6. Антология литературы для ОРНИ, ч. VII, М., 1991.

  7. Антология музыки для ОНИ. Том I, Воронеж, 2008.

  8. Антология музыки для ОНИ. Том II, Воронеж, 2008.

  9. Антология музыки для русских народных инструментов. Том I-III, Воронеж, 2006.

  10. Городовская В. Произведения для ОРНИ. Партитура. М., 1990.

  11. Хрестоматия по дирижированию. В. 2. М., 1977.

  12. Хрестоматия по дирижированию. В. 3. М., 1979.
    10 Хрестоматия по дирижированию. В. 4. М., 1980.

  1. Хрестоматия по дирижированию. В.5. М., 1984.

  2. Хрестоматия по дирижированию. В.6. М., 1985.

  3. Шишаков Ю. Избранные произведения для ОРНИ. В. 3. М., 1973.

К теме 2-3.

  1. Альбенис И. «Испанская сюита». (31)

  2. Баневич С. «Русалочка». (14)

  3. Бородин А. Маленькая сюита. (19)

  4. Гаврилин В. Зарисовки. (20)

  5. Григ Э. Лирические пьесы, т. 1 и 2. (23)

  6. Дебюсси К. Детский уголок. Прелюдии для фортепиано. (27)

  7. Денисов Э. Детские пьесы. (25)

  8. Золотарёв В. Камерная сюита для баяна. (30)

  9. Кабалевский Д. Альбом фортепианных пьес. 24 прелюдии для фортепиано. (32)

  10. Калинников В. Пьесы для фортепиано. (33)

  11. Лысенко Н. Элегия. (29)

  12. Лядов А. Пьесы для фортепиано. (34,35)

  13. Мынов А. Альбом фортепианных пьес. (41)

  14. Мясков К. Детский альбом для баяна. (40)

  15. Прокофьев С. Детская музыка. Детские пьесы для фортепиано. (43)

16. Прокофьев С. Мимолётности. Сказки старой бабушки. (44)

  1. Раков Н. 8 пьес на тему русской народной песни. 4 детских пьесы. (53)

  2. Родриго X. Три испанских танца. (31)

  3. Рубинштейн А. Мелодия. (29)

  4. Свиридов Г. Альбом для детей. (56)

  5. Сорокин К. Пьесы. (58)

  6. Скрябин А. Прелюдии для фортепиано ор. 11. (57)

  7. Хачатурян А. Детский альбом. (62)

  8. Чайковский П. Детский альбом. Времена года. (63,67)

  9. Шендерёв Г. Русская сюита для баяна. (11)

  10. Шостакович Д. Детская тетрадь. Танцы кукол. (70)

  11. Штейнберг И. /сост./ Брат и сестра. Вып. 1,2, 3. (71)

  12. Шуман Р. Альбом для юношества. (69)

К теме 4-5.

  1. Барчунов П. Романтический монолог. (47)

  2. Бизе Ж. Фарандола, Менуэт из сюиты «Арлезианка». (17)

  3. Векслер Б. Испанский танец. (49)

  4. Власов В. На ярмарке. (51)

  5. Гамаюнов О. Музыкальный антракт. (47)

  6. Глебов Е. Фантазия. (51)

  7. Григ Э. Элегия. Весной. Танец с прыжками. (23)

  8. Дербенко Е. Прелюдия в стиле барокко. (28)

  9. Золотарёв В. Детские сюиты. (30)

  10. Обр. Белова В. «Степь да степь кругом». (13)

  11. Олейников Н. Весёлый перепляс. Уральская кадриль. (46)

  12. Пономаренко Г. Родники. (45)

  13. Сиротин С. На празднике. (45)

  14. Сулимов Ю. Рондо. (51)

  15. Тамарин И. Юмореска. (51)

  16. Фомин Б. Только раз... (48)

  17. Хачатуров М. Испанский танец. (51)

  18. Холминов В. Сюита для баяна. (11)

К теме 6.

1. Бах И.С. 8 маленьких органных прелюдий и фуг. Хоральные прелюдии. (16)

2. Барток Б. Микрокосмос. Пьесы для фортепиано. (15)

3. Бельман Л. Готическая сюита для баяна. (12)

4. Бетховен Л. Контрдансы. Немецкие танцы. (29)

5. Власов В. На ярмарке. Улыбка Брамса. (51)

6. Золотарёв В. Детские сюиты для баяна. (30)

7. Лист Ф. Мефисто - вальс. (29)

8. Моцарт В. Немецкие танцы. (36)

9. Мусоргский М. Картинки с выставки. (38)

10. Мясков К. Концертные пьесы в форме танцев для баяна. (40)

11. Обр. Онегина А. «То не ветер ветку клонит». (42)

12. Прокофьев С. Мимолётности. Вальсы из оперы «Война и мир». (44)

13. Свиридов Г. Маленький триптих. (56)

14.Хачатурян А. Музыка к балету «Гаянэ» и «Спартак». Пьесы для фортепиано. (60,61)

15.Чайкин Н. Концертные пьесы. Гуцульский танец. (12)

16. Чайковский П. Сюита из балета «Лебединое озеро». Сюита из балета «Щел кунчик». Ноктюрн. Времена года. (64,65,67)

17. Шендерёв Г. Думка. Частушка. (11)

18. Шостакович Д. 24 прелюдии. Три фантастических танца. (70)

19. Щедрин Р. Кармен - сюита. Сюита из балета «Конёк - Горбунок». Юмореска. (72)

К теме 7.

  1. Песни, романсы для голоса с фортепиано.

  2. Пьесы для балалайки, баяна, домры, флейты и др.

К теме 8.

1. Бизе Ж. Сюита «Арлезианка». (17)

2. Брамс И. Венгерские танцы. (29)

3. Гайдн И. Симфонии /2-е и 3-й части/. (21)

4. Глиэр Р. Сюита из балета «Медный всадник». (22)

5. Григ Э. Сюита из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». (24)

6. Дворжак А. Славянские танцы. (26)

7. Ипполитов - Иванов М. Кавказские эскизы. (29)

8. Лядов А. 8 русских народных песен. (34,35)

9. Моцарт В. Немецкие танцы. Симфонии /2-е и 3-й части/. (37)

10. Прокофьев С. Классическая симфония. Сюиты из балета «Ромео и Джульетта». (43)

11. Римский - Корсаков Н. Сюита из оперы «Сказка о царе Салтане». (54)

12. Свиридов Г. Маленький триптих. Музыкальные иллюстрации к повести
А.С. Пушкина «Метель». (56)

13. Сен-Санс К. Карнавал животных. (55)

14.Стравинский И. Две сюиты для малого оркестра. Музыка к балету «Петрушка». (59)

15. Хачатурян А. Музыка к балетам «Гаянэ» и «Спартак». (60,61)

16. Чайковский П. Оркестровые сюиты. Серенада для струнного оркестра. Музыка из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», Щелкунчик». (64,65,66)

17.Шостакович Д. Сюита из музыки к к/ф «Овод».
Сюита из музыки к трагедии В. Шекспира «Гамлет». (70)

18. Щедрин Р. Кармен - сюита. Сюита из балета «Конёк-горбунок». (72)


Методические рекомендации преподавателям

Инструментовка – переосмысление произведения для различного рода ансамблей и оркестров.

Курс «Инструментовки» изучается в тесной взаимосвязи с курсом «Инструментоведение». Он способствует расширению профессионального кругозора студентов, знакомит их ближе с одним из самых ярких и самобытных явлений национальной культуры - русским народным оркестром, воспитывает интерес и уважение к духовным ценностям русского народа, способ­ствует развитию творческой фантазии, владению анализом форм, гармонией и т.д.

К теме 1.Приступая к занятиям инструментовкой, прежде всего следует ознакомить студента с партитурами В. Андреева, Н. Фомина, Н. Будашкина, Ю. Шишакова и др., сделать анализ оркестровой фактуры, познакомить с техникой оркестровки различных произведений, а также различными приёмами переложения.

Для практических занятий инструментовкой, студенту необходимо:

  1. Знание инструментов, групп инструментов, их особенности, возможности, колори­стические и звукоизобразительные моменты их звучания. Сюда относятся приёмы игры (тре­моло, пиццикато, глиссандо и т.д.), диапазоны, звучание различных струн, особенности ис­полнительства и многое другое.

  2. Знание анализа форм, полифонии, гармонии - как непременного условия успешного голосоведения, дублировки голосов, овладения приёмами построения гармонической фигура­ции (оркестрового аккомпанемента). Регистры, расположение аккордов (тесное или широкое) дают различные оттенки силы и плотности звучания в оркестре.

  3. Большую роль в инструментовке играет творческое воображение, фантазия, способ­ности к композиции, которые могут подсказать свежие, порой необычные решения. Это вве­дение в состав оркестра нетрадиционных инструментов, оригинальные сочетания инструмен­тов, поиски новых приёмов игры на инструментах, сочинение интересных фигураций и т.д.
    Но самое важное для приобретения практических навыков хорошего инструментовщика - умение хорошо разбираться в функциях оркестровой фактуры и переосмысление фактуры инструментальных произведений, выбранных для работы, с учётом всех условностей их пе­реложения.

Фактура - это совокупность средств музыкального изложения (мелодия, бас, аккорды, подголоски, пассажи и т.д.). Два основных типа фактуры - гомофонная и полифоническая.

  1. Гомофонная фактура состоит из мелодии и гармонического сопровождения.

  2. Полифоническая фактура образуется в результате изложения нескольких мелодиче­ских линий (полифонических голосов). Гармоническое сопровождение отсутствует. Разно­видность - подголосочная полифония, т.е. сочетание различных вариантов одной мелодии.

  3. Монодическая фактура состоит только из мелодии (М. Глинка «Марш Черномо­ра»).

  4. Аккордовая (аккордово-гармоническая) фактура — это последовательность аккордов, где мелодия и сопровождение имеют общую ритмическую формулу.

  5. Смешанная фактура включает в себя элементы гомофонии и полифонии.
    Функции фактуры: мелодия, гармоническая фигурация, контрапункт и подголоски, бас.

Мелодия как оркестровая функция - это тема, изложенная каким-либо оркестровым приёмом: одноголосно, в октаву или несколько октав, двойными нотами, аккордами, контра­стным тембром, другим приёмом игры и т.д.

Гармоническая педаль и гармоническая фигурация - это различные способы изло­жения гармонии в оркестре. Гармоническая педаль излагается выдержанными нотами, пре­вышающими длительность нот мелодии.

Фигурация - ритмизованное изложение гармонии: звуки аккорда повторяются либо пе­ремещаются по ступеням.

Контрапункт - совершенно самостоятельная мелодия, звучащая одновременно с темой, но отличающаяся от неё ритмом, направлением движения, тембром.

Бас - всегда самый низкий по расположению голос в партитуре.

Функции между инструментами ОРНИ:

Мелодия – домры малые + домра пикколо; домры малые +альтовые; балалайки примы; баяны.

Гармоническая педаль – домры альтовые; домры альтовые +басовые; баяны.

Гармоническая фигурация - балалайки секунды + балалайки альты;

все балалайки, кроме контрабаса; баяны.

Контрапункт - те же инструменты, что для мелодии.

К теме 2. Группа домр - ведущая в любом из разновидностей народного оркестра. Об­ладает сравнительно большим диапазоном , достаточно большой силой звука, ярким, разно­образным тембром благодаря разнице звучания между регистрами, струнами, применению различных штрихов и приёмов звукоизвлечения. Эпизодическое использование глиссандо, натуральных флажолетов, вибрато, арпеджиато. При применении двойных нот и аккордов предпочтительнее употреблять созвучия с наличием открытых струн.

Назначение домры пикколо - октавное удвоение вверх партии малых домр.

Малые домры, как правило, применяются для ведения мелодической линии, хорошо звучат в их исполнении различные пассажи, вариации в быстрых темпах. Могут выдерживать педальные ноты. Использование приёма «дивизи» в партиях малых, альтовых, басовых домр.

Назначение альтовых домр в оркестре аналогично малым.

Домры - бас пригодны для исполнения мелодии в низком регистре, нижних гармониче­ских нот оркестровой педали.

Последовательность написания партий в партитуре - от высокого инструмента - к низ­ким.

Приступая к инструментовке для группы балалаек, следует помнить об их функциях в оркестре:

Функции балалайки - примы: исполнение сольных эпизодов и оркестровой педали, дублирование других инструментов оркестра. Это богатейший по приёмам и способам звукоизвлечения инструмент. Среди них - бряцание, дробь, тремоло, пиццикато, вибрато, арпеджиато, флажолеты, гитарный приём и др. Партия балалайки примы в основном излагается двойными нотами и аккордами. Если мелодия укладывается на верхней струне, то по звукам гармонии снизу приписывается второй голос. Желательно использовать интервалы не больше сексты, нижний голос вести плавно, без скачков.

Балалайки-секунды и альты выполняют аккомпанирующую функцию: исполнение ак­кордов медиатором или пиццикато.

Применимо тремолирование на одной или всех струнах, исполнение аккордов арпеджиато.

Балалайки бас и контрабас выполняют функцию баса. Их отличает низкая подвижность, поэтому не рекомендуется поручать им сложные технические места и быстрые пассажи. Ос­новные приёмы игры - удар вниз, тремоло и пиццикато. Помимо басовой функции, могут ис­полнять мелодию, контрапункт.

Расположение аккордов в партитуре должно строиться по принципу расположения обер­тонов натурального звукоряда. Средний регистр должен быть

заполнен аккордовыми звуками во избежание «пустоты» звучания. Следует соблюдать плавное ведение каждого голоса, обра­зующего гармоническую последовательность. Вводные звуки должны разрешаться в том же голосе. Применять общие правила при удвоении аккордовых звуков в обращении септаккорда и задержании неаккордовых звуков. Недопустимо перекрещивание средних голосов гармонии и баса.

К теме 3. Приступая к инструментовке для струнного состава оркестра с баянами, важ­но сделать предварительный анализ оригинала - вертикальный и горизонтальный. Верти­кальный анализ - это анализ функций фактуры. Горизонтальный - это изменения в инстру­ментовке, возникающие в процессе развития произведения. Наметить план будущей инстру­ментовки:

I. Определить необходимый в данном случае состав оркестра.

II. Выбрать удобную и «звучащую» тональность. Если происходит изменение тонально­сти, то новая не должна отстоять от авторской более чем на полтона - тон. Нельзя транспони­ровать произведения, являющиеся частью цикла (симфонии, сонаты и пр.), а также указы­вающие в названии тональность.

III. Определить форму произведения и его динамический план.

IV. Расчленить имеющуюся фактуру на оркестровые функции. Наметить возможное тембровое развитие мелодии, варианты использования и дальнейшего изменения фактуры, регистров, приёмов игры и т.д.

Введение баянов в струнный состав значительно обогащает звучание певучим тембром, разнообразием звучности, большим богатством технических возможностей и приёмов. Они способны выполнять оркестровые роли самого различного характера (мелодическое соло, подголоски, гармонический фон, оркестровая педаль, контрапункт). Использование среднего регистра баяна в сочетании с басом и готовыми аккордами» на левой клавиатуре способству­ют достижению большой силы звучания в кульминации.

К теме 4. Введение в состав оркестра флейты, гобоя, гуслей, ударных инструментов значительно обогащает оркестровое звучание. Тембры флейты и гобоя, напоминающие зву­чание народных духовых инструментов, хорошо гармонируют с тембрами русских народных инструментов. Использование флейты - пикколо увеличивает диапазон и усиливает звучание в верхнем регистре.

Гусли уравновешивают звучание оркестра, заполняя все его регистры. Основной приём исполнения - глиссандо. Эффектно звучит хроматическое глиссандо. Используется приём арпеджиато, иногда пиццикато.

Назначение ударных инструментов - ритмическая поддержка, подчёркивание динамиче­ской кульминации, разнообразные звуковые эффекты, сольное исполнение.

Однако следует помнить, что слишком частое их использование может привести к од­нообразному звучанию оркестра, а иногда даже заглушить важные элементы оркестрового звучания.

При переосмыслении баянной или фортепианной фактуры обязательно учитываются особенности оригинала.

Специфические особенности баянной фактуры таковы:

1. Ограниченность диапазона готовых аккордов в левой руке и невозможность их изме­нения. В связи с этим необходимо выправлять голосоведение.

  1. Ограниченность диапазона аккордов и интервалов в правой руке возможностями ап­парата исполнителя.

  2. Почти полное отсутствие гармонической педали.

4. Ограниченность фактурных приёмов.

Специфические особенности фортепианной фактуры таковы:

1. Отсутствие на фортепиано продолжительного тянущегося звука, что частично ком­пенсируется наличием педали.

  1. Ограничение диапазона исполняемых аккордов интервалом октавы. Вследствие этого в туттийных местах используется крайний диапазон, а середина остаётся незаполненной. В инструментовке желательно ровное заполнение вертикали.

  2. Фортепианная запись иногда выглядит сокращённой. Например, форшлагообразно взятый бас. Следует восстановить истинную протяжённость его звучания.

4. Быстрое или медленное арпеджиато практически всегда даёт повод к применению оркестровой педали.

Помимо методических рекомендаций к Теме 2, Теме 3, следует помнить, что одним из важных моментов инструментовки является достижение известного разнообразия оркестро­вых средств. Это может быть выражено как тембровым, так и ритмическим контрастом от­дельных оркестровых партий. Например, гармоническая функция одновременно может быть изложена у группы домр в виде гармонической педали, у группы баянов - в виде гармониче­ской фигурации, у группы балалаек - в виде аккордового сопровождения.

Не следует слишком часто использовать удвоения оркестровых голосов. При инстру­ментовке тутти все голоса фактуры должны быть пропорционально удвоены, утроены и т.д.

К теме 5. Оркестры баянов по числу музыкантов можно условно разделить на малый, средний и большой составы. Составляя основу оркестра, группа баянов и оркестровых гармо­ник способна выполнять все оркестровые функции. В оркестровке музыки гомофонно-гармонического и смешанного строения необходимо учитывать:

1). Чтобы группа аккомпанирующих голосов не доминировала по звучности над основ­ной мелодией и контрапунктом;

2). Чтобы все голоса сопровождения звучали достаточно ясно и слитно.

Способы выделения мелодии:

1. удвоение в унисон;

2. удвоение в октаву или несколько октав;

3. проведение мелодии на некотором расстоянии от сопровождения;

4. изложение мелодии и сопровождения разными штрихами;

5. тембровое выделение;

6. дифференцированная нюансировка мелодии и сопровождения.

Эти все приёмы характерны и для выделения контрапункта.

Умелое использование различных сочетаний групп и tutti оркестра в большой степени разнообразит инструментовку. Использование тембровых регистров аккордеонов, многотем­бровых баянов, гуслей, фортепиано, электрооргана обогащает звучание оркестра. Для усиле­ния партии контрабасовых гармоник возможно применение струнного контрабаса. Беря для инструментовки фортепианные произведения, следует учитывать специфику фортепианной фактуры (см. Т.4).

Помимо тембрового контраста баяны - аккордеоны возникают следующие сопоставления, аналогичные контрастам групп различных оркестровых инструментов в дру­гих типах оркестров:

баяны + аккордеоны - фортепиано;

баяны + аккордеоны - ксилофон (колокольчики);

баяны + аккордеоны - струнные контрабасы;

баяны + аккордеоны - фортепиано + колокольчики.

При инструментовке симфонических и органных произведений особо важное зна­чение приобретают вопросы регистровки. Появление в XX веке новых творческих систем - додекафонии, пуантилизма, алеаторики и др. - способствовало возникновению новых приё­мов звукоизвлечения: вибрато, различных глиссандо и тремоло, кластеров, шумовых и мехо­вых приёмов.

К теме 6. Основная цель аккомпанирующего оркестра - выпуклость и рельефность зву­чания солиста, не заглушаемого оркестром. Необходимость и соизмеримость силы звучания солиста и оркестра - аккомпанемента. Дублировка партии солиста в унисон сходным и близ­ким по тембру инструментом.

К теме 7. При ознакомлении с симфонической партитурой следует разъяснить студенту задачи переосмысления данной партитуры для другого состава оркестра: выявление соответ­ствующих тембров; сохранение, хотя бы приблизительно, имеющегося тембрового контраста в различных частях произведения. Опора на задуманный автором симфонического произведения оркестровый план. Близость звучания группы домр смычковому квинтету. Баяны - как возможный тембровый контраст - могут имитировать звучание духовой группы оркестра. Выбор из симфонической литературы музыкальных произведений, близких по характеру и природе музыкально - выразительным средствам русского народного оркестра.

При использовании фортепиано, ему можно поручать исполнение рizzicato струнной группы, соло флейты, скрипки, медных духовых, партии арфы (особенно в сочетании с гус­лями и колокольчиками).


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Очень важно приучить обучающихся к самостоятельной домашней работе над произведением, потому что именно эти занятия дают возможность закрепить и усвоить пройденный в классе материал.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Периодичность занятий – каждый день.

Данная дисциплина является дополняющей специальный цикл теоретических дисциплин. При его изучении должны быть обеспечены межпредметные связи с такими дисциплинами, как гармония, анализ музыкальных произведений, чтение оркестровых партитур, музыкальная информатика.

Знание этих предметов сыграет свою положительную роль в практическом освоении инструментовки.

Студент, выполняя переложение самостоятельно, должен сначала овладеть самой партитурой, свободно и грамотно исполнить ее на фортепиано. Работа над освоением партитуры - самостоятельная домашняя работа студента. К самостоятельной работе относится и анализ произведения: форма, тип фактуры, диапазоны и строй инструментов, определение тесситуры, гармонический анализ.

Весь этот объем самостоятельной работы в сочетании с заданной определенной темой даст возможность сделать грамотное переложение произведения.

Практическое освоение дисциплины способствует развитию творческого мышления студентов. Планомерное, систематическое выполнение домашнего задания будет способствовать раскрытию творческих возможностей студента, так как занятия по инструментовке могут явиться началом более углубленного изучения основ оркестрового письма.


5. Учебно-методическое и информационное обеспечение междисциплинарного курса

В перечень учебно-методических документов, обеспечивающих освоение междисциплинарного курса МДК 01. 09 Инструментовка, входят:

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по 52.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), 2014 г.;

- Примерная основная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности 52.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов – Инструменты народного оркестра), 2011 г.;

- Примерная программа по дисциплине «Инструментовка» (Москва,1999 г., сост. – С.Скворцов);

- Индивидуальные планы обучающихся.

Информационное обеспечение – это рекомендуемая литература (основная и дополнительная), интернет-ресурсы.

Перечень нотной литературы


  1. Антология литературы для оркестра русских народных инструментов.

Часть 1. / сост. С.Колобков. — Москва: Музыка, 1984. — Вып.1.

  1. Антология литературы для оркестра русских народных инструментов.

Часть 1. / сост. С.Колобков. — Москва: Музыка, 1985. — Вып.2.

  1. Антология литературы для оркестра русских народных инструментов.

Часть 1. / сост. С.Колобков. — Москва: Музыка, 1987. — Вып.4.

  1. Антология литературы для оркестра русских народных инструментов.

Часть 1. / сост. С.Колобков. — Москва: Музыка, 1988. — Вып.5.

  1. Антология литературы для оркестра русских народных инструментов.

Часть 1. / сост. С.Колобков. — Москва: Музыка, 1989. — Вып.6..

  1. Антология литературы для оркестра русских народных инструментов.

Часть 1. / сост. С.Колобков. — Москва: Музыка, 1991. — Вып.7.

  1. Антология музыки для русских народных инструментов. Том III. Воронеж, 2006.

  2. Антология музыки для оркестра народных инструментов. Том I. / ред.-сост. Ю. Филатов, Е. Ширяева. - Воронеж, 2008.

  3. Антология музыки для оркестра народных инструментов. Том II. / ред.-сост. Ю. Филатов, Е. Ширяева. - Воронеж, 2008.

  4. Антология ансамблевой музыки в четырёх томах. Том III. - Курган, 2007.

  5. Антология литературы для баяна, ч.1 /Сост. Ф.Липс, А.Сурков. – М., 1984

  6. Антология литературы для баяна, ч.2 /Сост. Ф.Липс. – М., 1985

  7. Антология литературы для баяна, ч.3 /Сост. Ф.Липс. – М., 1986

  8. Баневич С. «Русалочка». Альбом фортепианных пьес по сказке Г.Х. Андерсена. - Спб.: «Северный олень», 1994.

  9. Барток Б. Микрокосмос. 1-6 т. - Издательство Будапешта, 1974.

  10. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги /Сост. А.Онегин. – М.: Музыка, 1970.

  11. Бизе Ж. Сюиты № 1,2 из музыки к драме А. Доде «Арлезианка». – М.: Музыка, 1988.

  12. Бизе Ж. «Кармен». Опера в 4-х д. - Ленинград: Музыка, 1972.

  13. Бородин А. Маленькая сюита для фортепиано. / ред. Н. Отто и А. Юровского. – М.: Музыка, 1974.

  14. Гаврилин В. Зарисовки для фортепиано в четыре руки. - Спб.: Композитор, 1994.

  15. Гайдн Й. Избранные симфонии. – М.: Музыка, 1981.

  16. Глиэр Р. «Медный всадник». Балет в 4-х действиях, 11-ти картинах с прологом. – М.: Музыка, 1984.

  17. Григ Э. Избранные лирические пьесы для фортепиано. Вып. 1. – М.: Музыка, 2013.

  18. Григ Э. Избранные фортепианные произведения в 2-х томах. - Ленинград: Музыка, 1977.

  19. Денисов Э. Детские пьесы для фортепиано. - М.: Советский композитор, 1989.

  20. Дворжак А. Славянские танцы. – Ленинград: Музыка, 1984.

  21. Дебюсси К. Детский уголок. Маленькая сюита для фортепиано. - М.: Музыка, 1972.

  22. Дербенко Е. Произведения для баяна. - Курган, 1998.

  23. «Золотая лира». Альбом классической и современной популярн6ой музыки для фортепиано. Т. 1-2. - М.: Советский композитор, 1982.

  24. Золотарёв В. Избранные пьесы для готово-выборного баяна. – М.: Советский композитор, 1974.

  25. Испанская фортепианная музыка XX века. - М.: Советский композитор, 1974.

  26. Кабалевский Д. Детские пьесы для фортепиано. - М.: Музыка, 1984.

  27. Калинников В. Фортепианные пьесы. - М.: Музыка, 2013.

  28. Лядов А. Избранные сочинения. / науч. ред. И.В. Никонович. - М.: Музыка, 1999.

  29. Лядов А. Избранные пьесы для фортепиано. Т. 1-2. - М.: Музыка, 1969-1970.

  30. Моцарт В. Пьесы для фортепиано. Вып. 1-2. - М.: Музыка, 1972.

  31. Моцарт В. Избранные симфонии. - М.: Музыка, 1974.

  32. Мусоргский М. Картинки с выставки для фортепиано. – Спб.: Композитор, 1993.

  33. Мясковский Н. Пьесы для фортепиано. - М.: Советский композитор, 1973.

  34. Мясков К. 6 концертных пьес в форме танцев для баяна. – Киев, 1966.

  35. Мынов А. Альбом фортепианных пьес. - М.: Музыка, 1989.

  36. Народные песни. В обработке для баяна. /Сост. А. Онегин. Вып. 4. – М., 1962.

  37. Прокофьев С., Шостакович Д. Избранные фортепианные пьесы для детей. / сост. З.Я. Виткинд. - М.: Музыка, 1980.

  38. Прокофьев С. Мимолетности для фортепиано, соч.22. - М.: Музыка, 1982.

  39. Педагогический репертуар баяниста: Для муз. училищ /Сост. А.Онегин. Вып. 2. – М.,1966.

  40. Педагогический репертуар баяниста: Для муз. училищ /Сост. П.Шашкин. Вып.3. - М., 1967.

  41. Педагогический репертуар баяниста: Для муз. училищ /Сост. П.Шашкин. Вып.4. - М., 1966.

  42. Педагогический репертуар баяниста: Для муз. училищ /Сост. П. Шашкин. Вып.5. - М.,1967.

  43. Педагогический репертуар баяниста: Для муз. училищ /Сост. Ф.Бушуев. Вып.6. - М.,1967.

  44. Педагогический репертуар баяниста: Для муз. училищ /Сост. Ю.Акимов. Вып.7. - М.,1967.

  45. Педагогический репертуар баяниста: Для муз. училищ /Сост. П.Шашкин. Вып.8.- М.,1969 .

  46. Педагогический репертуар баяниста: Для муз. училищ /Сост. В. Накапкин. Вып.9.- М.,1970.

  47. Раков Н. Пьесы для фортепиано. - М.: Музыка, 1972.

  48. Римский-Корсаков Н. «Сказка о царе Салтане». Опера в 4-х действиях с прологом. - М.: Музыка, 1988.

  49. Сен-Санс К. Карнавал животных (Зоологическая фантазия). - М.: Музыка, 1990.

  50. Свиридов Г. Фортепианная музыка для детей и юношества. - Спб.: Композитор, 2012.

  51. Скрябин А. Избранные фортепианные произведения. – Ленинград: Музыка, 1977.

  52. Сорокин К. «30 детских пьес, 12 лирических пьес для фортепиано». - М.: Советский композитор, 1989.

  53. Стравинский И. Петрушка. Потешные сцены в 4-х картинах. - М.: Музыка, 1980.

  54. Хачатурян А. «Спартак». Балет в 4-х действиях, 9-ти картинах. - М.: Музыка, 1985.

  55. Хачатурян А. «Гаянэ». Балет. - М.: Музыка, 1988.

  56. Хачатурян А. Популярные пьесы для фортепиано. - М.: Советский композитор, 1968.

  57. Чайковский П. Детский альбом для фортепиано. - М.: Музыка, 1992.

  58. Чайковский П. «Лебединое озеро». Балет в 4-х действиях. - М.: Музыка, 1985.

  59. Чайковский П. «Щелкунчик». Балет-феерия в 2-х действиях, 3-х картинах. - М.: Музыка, 1969.

  60. Чайковский П. «Спящая красавица». Балет в 3-х действиях с прологом. - М.: Музыка, 1967.

  61. Чайковский П. «Времена года». 12 характерных пьес для фортепиано. – Киев: Музична Украина , 1972.

  62. Шендерёв Г. Пьесы и обработки для баяна. – М., 1979.

  63. Шуман Р. «Альбом для юношества» для фортепиано. / ред. В. Мержанова. - М.: Музыка, 1972.

  64. Шостакович Д. Нетрудные пьесы для фортепиано. / сост. Л. Атовмьян. - М.: Музыка, 1967.

  65. Штейнберг И. «Брат и сестра». Альбом пьес для фортепиано в 4 руки. - Спб.: Северный олень, 1993.

  66. Щедрин Р. «Конёк-горбунок». Балет в 4-х действиях, 8-ми картинах с прологом и эпилогом. - М.: Советский композитор, 1985.



Перечень основной методической литературы


  1. Барсова Л. Музыка: образы и лейтмотивы. Учебное пособие. - СПБ.-2001.

  2. Берлянчик М. "Искусство и личность". Проблемы художественного образования и музыкального исполнительства. Книга 1. - М. 2009.
  3. Выродова И. А. Музыка в системе ранней помощи: новые педагогические технологии. - М., 2012.
  4. Зиновьев В. Инструментовка для оркестра баянов. - М., СК, 1980.

  5. Карс А. История оркестровки. - М., 1990.
  6. Курнавина О. О первоначальном музыкальном воспитании. Мысли педагога-практика. - СПб.: Композитор, 2012.
  7. Савенко А. Курс изучения партитур. Вып. 1 -2. - Краснодар: Эоловы струны. – 2002.

  8. Попонов В. Как делать переложения для народных инструментов. - М., 1965.

  9. Раков Н. Задачи по инструментовке. - М., 1975

  10. Раков Н. Практический курс инструментовки. - М., 1985

  11. Тихомиров Г. Инструменты русского народного оркестра. - М., 1983.

  12. Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. - СПб.: Композитор, 2005.

  13. Шахматов Н. Инструментовка для оркестра народных инструментов. - Л., 1985.

  14. Ширяева Е. Новое в инструментовке для оркестра баянов. - Курск, 2002.

  15. Шишаков Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. - М., 1970.

  16. Филатов Ю., Ширяева Е. Методические рекомендации к преподаванию инструментовки и чтения оркестровых партитур. - Воронеж, 2001.

  17. Филатов Ю. Работа дирижера с группами оркестра русских народных инструментов. – Воронеж, 1983.

  18. Фролов С. Воспитание дирижёра: история, теория, практика /методическое пособие/. – Воронеж, 2000.


Перечень дополнительной методической литературы и источников


  1. Агафонников Н. Симфоническая партитура. - Москва, 1967.

  2. Барсова И. Книга об оркестре. Москва, 1978.

  3. Благодатов Н. История симфонического оркестра. - Л., 1969

  4. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. - Москва,1972.

  5. Василенко С. Инструментовка для симфонического оркестра. - Москва, 1952.

  6. Веприк А. Трактовка инструментов оркестра. - Москва, 1961.

  7. Вольф О. Е. Хрестоматия по чтению партитур. Издание второе. - Л., 1976

  8. Глинка М. Заметки об инструментовке. - М., 1954.

  9. Зряковский Н. Общий курс инструментоведения. – М., 1963.

  10. Клебанов Д. Искусство инструментовки. - Киев, 1972.

  11. Пистон  У. Оркестровка. - Москва, 2000.

  12. Финкельштейн И. Некоторые проблемы оркестровки. - Л., 1969.

  13. Янкелевич Д. Инструменты симфонического оркестра. - М., 1976.



Интернет-ресурсы

  • http://www.mosconsv.ru/

  • http://www.rsl/ru/

  • http://www.domgoglya.ru/

  • http://www.amkmgk.ru/

  • http://www.libfl.ru/

  • http://www.mkrf.ru/

  • http://www.gov.ru/

  • http://mkrf.ru/

  • http://adm.rkursk.ru/

  • http://www.sti46.ru/

  • http://www.iroski.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!