Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с:
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Варнавинская школа-интернат».
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3.Учебный план АООП (вариант 1) ГКОУ «Варнавинская ШИ».
4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Основой для разработки рабочей программы является авторская программа Н.Б. Матвеевой «Живой мир», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2013.Данная программадопущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.
Программа по предмету «Мир природы и человека» составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), закладывает основы для формирования у них естествоведческих знаний, способствует развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности.
Основная цель предмета – формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
1.Формирование у обучающихся знаний об основных элементах живой и неживой природы.
2.Расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий.
3.Развитие процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения на основе наблюдений за природными явлениями.
4.Расширение кругозора и развитие у обучающихся умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.
5.Формирование у обучающихся первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека и воспитание у них бережного отношения к природе.
Предмет имеет коррекционную направленность.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1.Сенсомоторное развитие:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений;
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти.
3.Развитие основных мыслительных операций и речи:
-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;
- обогащение словаря
- умение планировать деятельность;
- умение систематизировать естествоведческий материал, давать простейшие объяснения;
-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.
4.Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Особенностями предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание уделено формированию представлений об окружающем мире.
Основной формой организации процесса обучения является урок.
Процесс обучения предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:
а) общепедагогические методы:
по источнику знаний:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – практические работы; игры.
по характеру познавательной деятельности обучающихся:
-проблемного изложения;
-частично-поисковые;
-исследовательские.
Ведущими на уроках являются наблюдения, рассказ, беседа, проблемные, частично – поисковые методы, практические работы.
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:
- задания по степени нарастающей трудности;
- метод самостоятельной обработки информации;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Основные типы уроков:
урок изучения нового материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Формы уроков:
а) ведущие формы:
-урок-игра,
-урок-экскурсия,
-практические занятия;
б) другие формы уроков:
-интегрированный,
урок-викторина,
виртуальная экскурсия,
уроки – путешествия;
уроки с элементами исследования.
Виды и формы организации работы на уроке:
коллективная;
фронтальная;
групповая;
индивидуальная работа;
работа в парах.
Элементы образовательных технологий:
технология исследовательской направленности;
здоровьесберегающая технология ;
технология игрового обучения;
информационно-коммуникационные технологии;
технология проблемного обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область «Естествознание». В соответствии с Учебным планом ГКОУ «Варнавинская ШИ»рабочая программа в 1 классе рассчитана на 33 ч. в год (1ч. в неделю).
Планируемые результаты
1 класс
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Мир природы и человека» на конец обучения в 1 классе:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы; называть своё имя, фамилию, возраст, пол; уметь называть и показывать органы чувств человека. | правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки; различать объекты живой и неживой природы; выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы; называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности; называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение. |
Состав базовых учебных действий обучающихся.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
-целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
-стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
Регулятивные базовые учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- работать с учебными принадлежностями(инструментами);
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-уметь читать;
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Содержание учебного предмета
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».
Неживая природа (8 ч)
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце – источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.
Сезонные изменения в природе (18ч)
Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.
Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха.
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Живая природа (40 ч)
Растения (11 ч)
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения(различия этих групп не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.
Животные(11 ч)
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).
Человек. Безопасное поведение(18 ч)
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.
Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля
В 1 классе используется качественная оценка, направленная на поощрение и стимулирование работы обучающегося без фиксирования балльной отметкой в Классном журнале. В это время контроль знаний, умений и навыков осуществляется через мониторинговые исследования по всем предметам с целью выявления уровня сформированности предметных результатов. Проводится мониторинг в начале года, в конце 1 полугодия, а также итоговый (по результатам промежуточной аттестации обучающихся) в форме контрольной работы. Данные мониторинга заносятся в диагностическую карту обучающегося, выявляется динамика формирования знаний, умений и навыков по предмету.
Минимальный уровень:
правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
различать объекты живой и неживой природы;
выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
называть и показывать части тела человека, органы чувств, объяснять их назначение.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях
выделять и называть существенные признаки объектов живой и неживой природы
классифицировать и дифференцировать объекты по одному или нескольким признакам
замечать изменения в объектах природы и уметь рассказывать о них
уметь по своим наблюдениям делать выводы и приводить пример
Тематическое планирование
Тема урока | Дата | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности (на уровне БУД) | Содержание курса |
Неживая природа |
Земля и Солнце | 6.09 | 1 | целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; -Умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. Умение наблюдать; умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | Влияние Солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью. Знакомство с временами года и их названиями. Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки. Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня |
Значение Солнца | 7.09 | 1 |
Солнце и жизнь растений | 13.09 | 1 |
День и ночь | 14.09 | 1 |
Небо днем и ночью | 20.09 | 1 |
Сутки | 21.09 | 1 |
Занятие людей в течение суток | 27.09 | 1 |
Режим дня | 28.09 | 1 |
Сезонные изменения в природе Осень | 4.10 | 1 | Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха. Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей. Животные зимой. Медведь, заяц. Одежда людей, игры детей в разное время года |
Признаки осени | 5.10 11.10 | 2 |
Занятия и одежда осенью | 12.10 | 1 |
Погода. Календарь природы | 18.10 | 1 |
Зима | 19.10 | 1 |
Признаки зимы | 25.10 26.10 | 2 |
Занятия и одежда зимой | 8.11 | 1 |
Погода. Календарь природы | 9.11 | 1 |
Весна | 15.11 | 1 |
Признаки весны | 16.11 | 1 | целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; |
Занятия и одежда весной | 22.11 | 1 |
Погода. Календарь природы | 23.11 | 1 |
Лето | 29.11 | 1 |
Признаки лета | 30.11 | 1 | выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо - родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - Умение наблюдать; -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; |
Занятия и одежда летом | 6.12 7.12 | 2 |
Живая природа Растения Растения | 13.12 | 1 | Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения(различия этих групп не разбираются). Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. Наблюдения за жизнью растений в своей местности:рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года. Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран,растения стран с холодным климатом, их сравнение |
Строение и сходство растений | 14.12 | 1 |
Различия растений | 20.12 | 1 |
Разнообразие цветов | 21.12 | 1 |
Семена | 27.12 | 1 |
Плоды растений | 10.01 11.01 | 2 |
Приспособление растений к сезонным изменениям | 17.01 | 1 |
Уход за растениями | 18.01 | 1 |
Приспособления растений к условиям жизни | 24.01 | 1 |
Растения (обобщающий урок) | 25.01 | 1 |
Животные Животные | 31.01 | 1 | Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются). Элементарные представления о приспособлении дикихживотных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение. Знакомство с животными своей местности. Понятиео месте обитания, повадках, при-способлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных) |
Строение и сходство животных | 1.02 | 1 |
Различие животных | 7.02 8.02 | 2 |
Детеныши животных | 14.02 | 1 |
Домашние животные | 15.02 21.02 | 2 |
Дикие животные | 22.02 | 1 |
Приспособление животных к различным условиям обитания | 28.02 | 1 |
Приспособление животных к временам года | 1.03 | 1 |
Животные (обобщающий урок) | 7.03 | 1 |
Человек Человек | 14.03 | 1 | Пол, возраст, имя, фамилия. Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки,ноги. Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах кожи. Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки,подбородок. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувствчеловека |
Части тела человека | 15.03 21.03 | 2 |
Гигиенические навыки | 22.03 | 1 | - умение устанавливать видо - родовые отношения предметов Умение работать с информацией, стремление к безопасному поведению в природе и обществе |
Лицо человека | 4.04 | 1 |
Глаза | 5.04 11.04 | 2 |
Уши | 12.04 18.04 | 2 |
Нос | 19.04 25.04 | 2 |
Рот | 26.04 3.05 | 2 |
Кожа | 10.05 16.05 | 2 |
Осанка | 17.05 | 1 |
Скелет и мышцы человека | 23.05 24.05 | 2 |
Материально – техническое обеспечение.
Учебно-методический комплект:
1.Матвеева Н.Б., Ярочкина. И.А., Куртова Т.О. Мир природы и человека. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2-х частях М.: Просвещение, 2017.
2. Н.Б. Матвеева, М.А.Попова. Мир приророды и человека . Рабочая тетрадь 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение, 2017.
Учебно-практическое оборудование:
Печатные пособия: комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по разделам программы.
Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума); видеофильмы и презентации по темам учебного предмета.
Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и др.Технические средства обучения – компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы).