МБОУ «Арх-Голицинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и одобрена на заседании МО учителей гуманитарного цикла Председатель МО ___________ /Милованова Л.В./ «___» ____________ 2022 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______ /Ермолаев Д.П./ «___» __________ 2022 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Арх-Голицинская СОШ» __________ /Пакалина Н.В./ «___» ____________ 2022 г. |
Рабочая программа
учебного курса
«Мокшанский язык»
во 2 классе
Составитель: Григорьева И.А.
учитель мокшанского языка
2022-2023 учебный год
Рабочая программа по мокшанскому языку для 2 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»; регионального компонента Федерального Государственного Образовательного стандарта основного общего образования; программы по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый год обучения - 2 класс), Рогожиной В.Ф., Гришуниной В.П., 2011.
Эта программа предусмотрена для обучения русских детей и детей мордвы-мокши, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных задач школы. В процессе обучения применяются: учебное пособие «Мокшанский язык. 2 класс (1-й год обучения), Гришунина В.П., Рогожина В.Ф.: Саранск, 2012, технические средства и наглядные пособия.
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
-представление о своей этнической принадлежности;
-развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние мордовского народа — мордовский язык;
-представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
-осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
-осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
-представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
-положительное отношение к языковой деятельности;
-заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
-понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
-этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
-развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
-представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты
- усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения;
- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;
- понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объёме программы;
- уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;
- называть своё имя и спрашивать имена других, понимать обращённую к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;
- давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;
- рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;
- составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;
- усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.
Межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в деятельности различные источники информации. Использование потенциала межпредметных связей курса окружающий мир расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, развитии страны на разных этапах развития. При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение). Речевая деятельность является основой межпредметных связей с предметами «русский язык» и «литература».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ
1.Фкя-фкянь мархта содамась. (Мы знакомимся.)
Приветствие. Знакомство с учителем, друг с другом: Шумбрат, Ваня. Шумбрат, Вера Ивановна. Кода тонь лемце? Монь лемозе Саша.
Слова, необходимые для знакомства: стирня, цёраня, шаба (идь).
Вопросы и ответы, необходимые для знакомства: кие? кит? Тя стирня? - Да, тя стирня. Тя шаба? - Да, тя шаба. Тя кие? - Тя цераня (ученик, учительница). Нят кит? - Шабат.
Личные местоимения: мон, тон, сон. Указательное местоимение: тя.
Тя кие? - Тя мон. Тя тон? - Да, тя мон.
2.Монь семьязе. (Моя семья.)
Члены семьи: тядя, аля, сазор, брад, ака, атя, баба. Речевые образцы: Тя тядя. Тя ака. Тя аля? - Да, тя аля. Нят итть? - Да, нят итть.
Обращение к членам семьи: тядяй, акай, атяй, щавай... Шумбрат, тядяй. Шумбрат, аляй.
Указательное местоимение: нят.
Нят алят? - Да, нят алят. Нят кит? - Нят итть.
3.Кельгома налхксемане. (Любимые игрушки.)
Название игрушек: нумол, офта, келазь, ур, топа, няка, шеер, ката, пине.
Применение существительных в уменьшительно- ласкательном значении: нумол - нумолня, келазь - келаськя, няка-няканя.
Единственное и множественое число существительных: нумол - нумолхт, топоня - топонят.
Вопросы: мезе? месть? Тя мезе? - Тя лопа. Нят месть? - Нят лопат.
Вопросы: мезе? месть? Тя мезе? - Тя лопа. Нят месть? - Нят лопат Прилагательные: оцю, ёмла.
Речевые образцы: Офтсь оцю. Шеернясь ёмла.
4.Школаса. (В школе.)
Рассказ о школе: оцю или ёмла, од или ташта: Школась од. Школась оцю. Что есть в школе. Учителя. Ученики, их имена.
Речевые образцы: Тя ученик? - Да, тя ученик. Кода сонь лемоц? - Лемоц Саша. Тя учитель? - Да, тя учитель. Кода сонь лемоц? - Лемоц Николай Петрович.
Повелительное и побудительное значение глаголов: стяк - стяда, озак - озада, листь - сувак, лиседа - сувада.
Усвоение частиц: ули, аш (аяш): Монь ули тетрадезе. Монь аш ручказе.
5.Минь классоньке* (Наш класс.)
Классная комната: оцю, валда, лямбе, ару, штаф.
Предметы в классе. Единственное и множественное число имен существительных (парта - партат, шъра - шърат, вальмя - вальмат).
Учебные принадлежности: ручка, тетрадь, пур, карандаш.
Глаголы: кулхцондомс, сёрмадомс, морафтомс, панжемс, сёлгомс.
Речевые образцы: Мон сёрмадан. Тон сёрмадат. Сон сёрмады. И т.д.
Понимание и выполнение действий: сёлк кенкшть, панчк вальмять, сак сей, сада сей.
6.Сёксесь. (Осень.)
Приметы осени. Существительные: мода, менель, пизем, сёксе, ърдаз, лопа, нармонь.
Глаголы: самс, тумс, молемс.
Прилагательные: акша, равжа, сенем, сянгяря, якстерь, тюжя.
Частицы: да, аф (аяф). Тя тон? - Да, тя мон. Тя сон? - Аф, тя мон.
Речевые образцы: Мон молян. Тон молят. Сон моли. Лопась тюжя. Менельсь сенем. Модась равжа. Сась сёксесь. Моли пизем. Нармоттне тусть Тядязе кочкай марьхть. Мон шувондан мода.
7.Перень сёротне. (Овощи и фрукты.)
Существительные: куяр, помидора, капста, модамарь, тикла, марь, груша, вишня, слива.
Прилагательные: ламбама, танцти, керы. Вопрос: кодама? Марьсь кодама? - Марьсь якстерь. Марьсь танцти.
Речевые* образцы: Куярсь сянгяря. Вишнясь ламбама. Лопась тюжя. Капстась оцю. Менельсь сенем. Сась сёксесь. Моли пизем.
8. Тялось. (Зима.)
Приметы зимы. Существительные: тяла, якшама, лов, эй, варма, конькат, сокст, нурдонят. Глаголы: курькснемс, налхксемс.
Речевые образцы: Тя лов. Ловсь кодама? - Ловсь акта. Тялонда якшама? - Да, тялонда якшама. Мон курькснян конькаса. Тон ардат нурдоняса.
Понимание указаний: шак пальтацень, щасть пальтантень, путк вазцень, мольхтяма ульцяв.
9. Од Кизось. (Новый год.)
Подготовка к Новому году. Существительные: Ловонь баба, Ловонь атя, Ловонь стирня, кузня, налхкшт. Глаголы: морамс, кштимс, азондомс. Речевые образцы: Мон моран. Тон морат.Сон морай. Сась Од кизось. Тя Ловонь атясь. Тя Ловонь стирнясь. Нят налхкшт. Синь мазыхть.
Вопросы: месенди? месендихть? Стирнясь кшти. Церанясь морай. Мон офтонян. Мон нумолнян. Личные местоимения: минь, тинь, синь.
Речевые образцы: Минь моратама. Тинь моратада. Синь морайхть.
10. Ломанць. (Части тела.)
Существительные: пря, шама, пиле, курга, сельме, кядь, шалхка.
Глаголы: штамс, нардамс, повфтамс.
Речевые образцы: Мон штаян куцю. Танясь нардай тарелка.
Понимание предложений: штайть кяттнень, нардак шамацень, повфтак нардамать.
11. 1-10 лувкссь. (Счет 1 - 10.)
Числительные от 1 до 10.
Существительные: ярмак, мишендись.
Ответы на вопрос: мъзяра? Мъзяра кизодот? - Сисем.
Мъзяра сурдот? - Кемонь.
Глаголы: миме, рамамс.
Ответы на вопросы: Тон рамат конфеткат? - Раман. - Мъзяра рамат? Кафкса. А тон рамат печеньят? - Аф раман.
Речевые образцы: Нят ярмакт. Монь ули ярмакозе. Тя мишендись. Сон мишенди кши, лофца, ...
12. Ярхцамбяльсь и кядьгонятне. (Пища и посуда.)
Название продуктов. Существительные: кши, ведь, сал, лофца, ал.
Глаголы: симомс, ярхцамс, эрямс. Применение глаголов настоящего времени с отрицанием «аф» и без отрицания: Мон симан. Мон аф симан.
Посуда. Существительные: шаваня, куцю, тарелка, цянгоня.
Речевые образцы: Мон симан ведьта. Мон ярхцан алда. Мон эрян Саранскяйса. Тон молят школав? - Молян.
13. Пильгонь и лангонь щапне. (Одежда и обувь.)
Названия одежды и обуви. Существительные: орня, кямот, вазь, панар, руця, варягат.
Глаголы: щамс, каямс, рамамс.
Прилагательные: начка, коське.
Притяжательные местоимения: монь, тонь, сонь, минь, тинь, синь.
Речевые образцы: Тя офтонясь монь. Тя тонь портфельце? - Монь. Синь морайхть? - Да, синь морайхть. Оля щай кямот. Миша щай пальта. Монь ули орнязе. Кямотне начкт. Панарсь коське.
14. Кудонь жувататне. (Домашние животные.)
Названия домашних животных, их детенышей. Существительные: тракс, вазня, уча, вероскя, тува, пурхцкя, каза, алаша, пине, бука.
Глаголы: максомс, улемс, ваномс.
Речевые образцы: Тракссь максы лофца. Алашать ули вашеняц. Пинесь ваны куд.
15. Дикай жувататне. (Дикие животные.)
Название диких животных, их детенышей. Существительные: офта, врьгаз, нумол, келазь, сеель, ур.
Глаголы: комотнемс, якамс, удомс.
Речевые образцы: Урсь комотни. Офтсь тялонда уды. Офтсь кизонда якай. Нумолсь арды. Врьгазсь эряй вирьса. Зверьхне эряйхть вирьса.
16. Нармоттне. (Птицы.)
Названия птиц. Существительные: сараз, маци, лефскя, яксярга, ситявня, варси, сязьгата, шякшата.
Глаголы: лиемс, валгомс, самс.
Вопрос: коста?
Речевые образцы: Саразсь оцю. Лефкскясь емла. Варсись лии. Саразсь валги. Шякшатась лийсь вирьста.
17. Перьфпяльсь. (Мир вокруг нас.)
Существительные: ульця, куд, школа, ляй, вирь.
Прилагательные: мазы, кели, тяйняня.
Слова, обозначающие место действия: тяса, тоса, вага, нява, маласа, ичкозе. Вопрос: коса? Коса стирнясь? - Стирнясь тяса.
Коса цёранясь? - Цёранясь вага.
Речевые образцы: Тя школа. Сон оцю. Тя куд. Сон ёмланя. Школась мазы. Ульцясь кели.
18. Ошсь и транспортсь. (Город и транспорт.)
Какие города знают. Мон содан ошт: Саранск, Моску....
Существительные: машина, куд, завод, парк, музей, театр.
Глаголы: ардомс, лоткамс.
Цвета светофора: якстерь, тюжя, сянгяря.
Речевые образцы: Мон ардан. Шабась арды. Минь артама. Машинась арды. Коля арды машинаса. Мон аф молян. Мон ванан инголи.
Понимание указаний: лоткак, ватт инголи, мольхть салаваня и т.д.
19. Недялянь шитне. (Дни недели.)
Знать дни недели: понедельник (атяньжи), шавши, вержи, шуваланя, пяденця, ёткши, недляши.
Усвоить слова: тячи, ванды, исяк, шобдава, обедста (шиньгучкать), илять, веть. Вопрос: мъзярда?
Речевые образцы: Тон молят школав? - Молян.
Мзярда молят? - Шобдава. Мъзярда мадат? - Илять.
20. Тундась и кизоть самац. (Весна, приход лета.)
Названия времен года: киза, тяла, сексе, тунда.
Глаголы: самс-тумс, лиемс-валгомс, панжемс.
Речевые образцы: Сась тундась. Тусь тялось. Ульцяса лямбе. Састь нармоттне. Лугась сянгяря. Ведсь ару. Панжихть цанчфне.
Понимание предложений: мольхтяма ульцяв, щак курткацень, кундада кядьта и т.д.
.
Календарно-тематическое планирование
№ | Названия тем, разделов | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
| Раздел 1. Мы знакомимся | 2 | | |
1 | Знакомство с учителем | 1 | | |
2 | Знакомство друг с другом | 1 | | |
| Раздел 2. Моя семья. | 2 | | |
3 | Занятия и увлечения членов семьи | 1 | | |
4 | Занятия и увлечения членов семьи | 1 | | |
| Раздел 3. Любимые игрушки | 2 | | |
5 | Названия игрушек | 1 | | |
6 | Мы играем | 1 | | |
| Раздел 4. В школе | 1 | | |
7 | Наш учитель | 1 | | |
| Раздел 5. Наш класс | 2 | | |
8 | Классная комната | 1 | | |
9 | Учебные принадлежности. | 1 | | |
| Раздел 6. Осень | 2 | | |
10 | Названия цветов | 1 | | |
11 | Я рисую осень | 1 | | |
| Раздел 7. Овощи и фрукты. | 2 | | |
12 | Овощи и фрукты | 1 | | |
13 | Дары природы. Их свойства | 1 | | |
| Раздел 8 Зима | 2 | | |
14 | Природа зимой | 1 | | |
15 | Приметы зимы. | 1 | | |
| Раздел 9. Новый год | 2 | | |
16 | Подготовка к Новому году. | 1 | | |
17 | Наряжаем елку. | 1 | | |
| Раздел 10 Части тела | 2 | | |
18 | Части тела. | 1 | | |
19 | Здоровье человека | 1 | | |
| Раздел 11. Счёт | 1 | | |
20 | Считаем до десяти | 1 | | |
| Раздел 12. Пища и посуда | 2 | | |
21 | Приготовление еды | 1 | | |
22 | Названия посуды. | 1 | | |
| Раздел 13. Одежда и обувь | 2 | | |
23 | Названия обуви | 1 | | |
24 | Зимняя и летняя одежда | 1 | | |
| Раздел 14. Домашние животные. | 1 | | |
25 | Домашние животные | 1 | | |
| Раздел 15. Дикие животные | 1 | | |
26 | Детеныши диких животных | 1 | | |
| Раздел 16. Птицы. | 1 | | |
27 | Птенцы. | 1 | | |
| Раздел 17. Мир вокруг нас | 2 | | |
28 | На улице. | 1 | | |
29 | В магазине. | 1 | | |
| Раздел 18. Город и транспорт | 2 | | |
30 | Правила поведения в транспорте | 1 | | |
31 | В библиотеке. | 1 | | |
| Раздел 19. Дни недели. | 2 | | |
32 | Режим дня | 1 | | |
33 | Дни недели. | 1 | | |
34 | Итоговое повторение | 1 | | |