СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 3 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 3 класс»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Всеволожский район

МОБУ СОШ "Агалатовский ЦО"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

МО

Заместитель по УВР

Директор


Руководитель МО

______________Боярина О.В.

______________Сергиенко С.Ю.

Протокол №

Приказ №

______________Лукомец Э.Г.

Протокол №

от "" г.

от "" г.

от "" г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 1049395)

учебного предмета

«Музыка»

для 3 класса начального общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Никитина Лариса Петровна

учитель музыки



Агалатово 2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.

В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.

Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.

Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).

Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.

Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.

Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,



элементов музыкального языка, композиционных принципов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.

Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.

2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.

3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.

4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.

5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты.

6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.

7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.

8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего



образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 3 классе, составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Тональность. Гамма
Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков при ключе)
Интервалы
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима

Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Фольклор народов России
Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации. Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители

Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Композитор — исполнитель — слушатель
Кого называют композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку? Что значит«уметь слушать музыку»? Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале Вокальная музыка
Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу.

Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант.

Инструментальная музыка
Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет Мастерство исполнителя
Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского
Программная музыка
Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф
Симфоническая музыка
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов
Европейские композиторы-классики
Творчество выдающихся зарубежных композиторов
Музыкальные инструменты. Фортепиано.

Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор)
Музыкальные инструменты. Флейта
Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра

Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Искусство Русской православной церкви
Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.).

Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы

Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»



Театр оперы и балета
Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в
музыкальном спектакле
Балет. Хореография — искусство танца
Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля
Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов
Сюжет музыкального спектакля
Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете.

Контрастные образы, лейтмотивы
Оперетта, мюзикл
История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др.

Кто создаёт музыкальный спектакль?

Профессии музыкального театра: дирижёр, режиссёр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и т. д.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.

Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.

Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.

Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;



- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-
исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.

Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;



осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.

Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.

3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,



умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:

Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.

Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.

Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;



воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.

Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.

Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Репертуар

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

для слушания

для пения

для
музицирования





Модуль 1. Классическая музыка

1.1.

Композитор —исполнитель —слушатель

2

0

0

Гимн РФ, П. Чайковский Концерт №1, РНП "Вниз по матушке по Волге"

Гимн РФ, Гимн школы, РНП
"Вниз по
матушке по
Волге"

А. Александров "Уж ты
зимушка, зима"

01.09.2022 14.09.2022

Освоение правил поведения на концерте2.;

Устный опрос; Хоровое
исполнение;

ЦОК, РЭШ

1.2.

Вокальная музыка

2

0

0

РНП "Со вьюном я хожу", "Вниз по матушке по
Волге", "Во кузнеце"
"Солдатушки браво
ребятушки", "Тонкая
рябина"

РНП "Со вьюном я хожу", "Вниз по матушке по
Волге", "Во
кузнеце"
"Солдатушки
браво
ребятушки",
"Тонкая рябина"

РНП "Светит месяц"

15.09.2022 28.09.2022

;
Знакомство с жанрами русских народных песен;

Устный опрос; Хоровое
исполнение;

ЦОК, РЭШ

1.3.

Инструментальная музыка

2

0

0

С. Рахманинов Концерт№3, А. Даргомыжский Вариации на тему рнп "Вниз по матушке по
Волге" М. Глинка
"Камаринская"

"Вниз по
матушке по
Волге", "Степь да степь широкая"

"Саратовские страдания"

29.09.2022 12.10.2022

Знакомство с русским народным
оркестром. Музыкальная викторина;

Устный опрос; Слушание
музыки;

ЦОК, РЭШ

1.4.

Мастерство
исполнителя

2

0

0

Песни в исполнении Ф. Шаляпина и Е.

Образцовой, "Озорные частушки" Р. Щедрин

Озорные
частушки

Частушки

13.10.2022 26.10.2022

Знакомство с творчеством выдающихся исполнителей классической музыки.

Изучение программ, афиш
консерватории, филармонии.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

1.5.

Программная музыка

2

0

0

А. Лядов "Кикимора", "Баба-Яга"

"Кикимора
болотная" Анна Петряшева, А.

Аполинаров "Кикимора"

"Камаинскя"

27.10.2022 02.11.2022

Слушание произведений программной музыки. Обсуждение музыкального образа, музыкальных средств,
использованных композитором.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

1.6.

Симфоническая музыка

2

0

0

Кантата "Александр
Невский", Д. Шостакович "Новороссийские
куранты"

РНП
"Солдатушки
браво
ребятушки",
"Вставайте люди русские" С.

Прокофьев, "Шёл ленинградский
паренек" РНП

РНП
"Солдатушки браво
ребятушки"

11.11.2022 24.11.2022

Знакомство с составом симфонического оркестра, группами инструментов.

Определение на слух тембров инструментов симфонического оркестра.;
Просмотр фильма об устройстве оркестра;

Устный опрос; Хоровое
исполнение;

ЦОК, РЭШ

Итого по модулю

12


Модуль 2. Народная музыка России




2.1.

Фольклор народов России

2

0

0

МНТ "Молдовеняска", НГТ "Лезгинка", УНП "Веснянка", "Ревет и
стонет Днепр широкий"

УНП "Веснянка", БНП "Бульба",
ННП
"Волшебный
смычок" ПНП
"Полька"

РНП
"Камаринская"

25.11.2022 08.12.2022

Знакомство с особенностями
музыкального фольклора различных народностей Российской Федерации.

Определение характерных черт,
характеристика типичных элементов музыкального языка (ритм, лад,
интонации).;

Устный опрос; Хоровое пение;

ЦОК, РЭШ

Итого по модулю

2


Модуль 3. Духовная музыка

3.1.

Искусство
Русской
православной церкви

2

0

0

Тропарь "Богородице, дево, радуйся", С.

Рахманинов Всенощное бдение, "Рождество твое Христе Боже"

Тропарь
"Богородице,
дево, радуйся", Рождественские колядки"

"Рождественские колядки"

09.12.2022 23.12.2022

Сопоставление произведений музыки и живописи, посвящённых святым,
Христу, Богородице.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

Итого по модулю

2


Модуль 4. Музыка театра и кино

4.1.

Театр оперы и балета

2

0

0

Н. Римский-Корсаков
фрагменты из опер
"Садко" и "Снегурочка", М. Глинка фрагменты из оперы "Руслан и
Людмила", С Прокофьев фрагменты из балета
"Золушка", П. Чайковский "Спящая красавица"

"Сказки гуляют по свету",
"Сказка,
приходи", "Хоть поверьте"

Танец черных из балета К.
Караева

09.01.2023 22.01.2023

Знакомство со знаменитыми
музыкальными театрами. Просмотр фрагментов музыкальных спектаклей с комментариями учителя.;
Рисование по мотивам музыкального спектакля, создание афиши;

Устный опрос; Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

ЦОК, РЭШ

4.2.

Балет.

Хореография —искусство танца

1

0

0

П. Чайковский фрагменты балета "Лебединое озеро" и "Щелкунчик"

"Сказки гуляют по свету",
"Сказка,
приходи", "Хоть поверьте"

Попевка "У
Лукоморье",
РНП "Во саду ли в огороде"

23.01.2023 29.01.2023

Просмотр и обсуждение
видеозаписей — знакомство
с несколькими яркими сольными
номерами и сценами из балетов русских композиторов. Музыкальная викторина на знание балетной музыки.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

4.3.

Опера. Главные герои и номера оперного
спектакля

1

0

0

Фрагменты оперы "Иван Сусанин" М. Глинка
(Ария Сусанина, хор
"Славься"

РНП
"Солдатушки
браво
ребятушки", хор "Славься "Шёл ленинградский паренек" РНП

хор "Славься" М Блантер
"Катюша"


Слушание фрагментов опер.

Определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных средств оркестрового сопровождения.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

4.4.

Сюжет
музыкального спектакля

1

0

0

К. Глюк фрагмент из оперы "Орфей и
Эвридика" "Мелодия", хор Фурий

Песня
"Последняя
поэма" из к\ф "Вам и не
снилось"

К. Глюк
"Мелодия"

06.02.2023 12.02.2023

Знакомство с либретто, структурой музыкального спектакля. Пересказ либретто изученных опер и балетов.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ




4.5.

Оперетта, мюзикл

2

0

0

И. Штраус фрагменты
оперетты "Летучая
мышь", Мюзикл "Кошки", мюзикл "Волк и семеро
козлят на новый лад"

Вступительная
песня к мюзиклу "Волк и 7 козлят" Ермолаев,
Память Л. Уэбер из мюзикла
"Кошки"

Поевка "Разные ребята"

13.02.2023 26.02.2023

Знакомство с жанрами оперетты, мюзикла. Слушание фрагментов из оперетт, анализ характерных
особенностей жанра.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

4.6.

Кто создаёт
музыкальный спектакль?

1

0

0

"Мэри Поппинс, до
свиданья" песни из к\ф

песни из к\ф
"Мери Поппинс" М. Дунаевский

"Песенка
Брадобрея"

27.02.2023 05.03.2023

Диалог с учителем по поводу
синкретичного характера музыкального спектакля. Знакомство с миром
театральных профессий, творчеством театральных режиссёров, художников и др.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

Итого по модулю

8


Модуль 5. Классическая музыка

5.1.

Русские
композиторы-классики

3

0

0

П. Чайковский Концерт№1,3 "Баркарола из
"Времен года", "Осенняя песня" М. Глинка
"Венецианская ночь" С. Рахманинов Концерт №3

О. Плотникова
"мудрая Россия", Гимн РФ, "Моя
Россия", "Что мы родиной зовем" Г. Струве

РНП "Калинка", "Светит месяц"

06.03.2023 26.03.2023

Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки.

Фрагменты вокальных,
инструментальных, симфонических
сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика
музыкальных образов, музыкально-
выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.;

Устный опрос; Хоровое пение; Умение
слушать
музыку;

ЦОК, РЭШ

5.2.

Европейские композиторы-классики

3

0

0

Симфония №40,
"Маленькая ночная
серенада" В. Моцарт,
Сонаты, Симфония №5, Вариации на русскую тему Л. Бетховен, Ф.

Шопен Прелюдия №15, вальс №7, полонез №1, Э.

Григ "Утро"

"Заход солнца" Э. Григ, Г. Струве
"Полонез
дружбы" "Ты-
человек"
Крылатов

"Попевка о природе"

03.04.2023 23.04.2023

Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки.

Фрагменты вокальных,
инструментальных, симфонических
сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика
музыкальных образов, музыкально-
выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.;

Устный опрос; Хоровое пение; Слушание
музыки;

ЦОК, РЭШ

5.3.

Музыкальные инструменты. Фортепиано.

1

0

0

Д. Гершвин "Рапсодия в стиле блюз"

"Старый рояль"

Хлопай в
ладоши Д. Гершвин

24.04.2023 30.04.2023

Знакомство с многообразием красок фортепиано. Слушание фортепианных пьес в исполнении известных
пианистов.;

Устный опрос;

РЭШ, ЦОК

5.4.

Музыкальные инструменты.

Флейта

1

0

0

И.Бах "Шутка"

"Вот тогда ты пожалеешь
Кулакова" Г.

Струве

РНП Во поле березка стояла

01.05.2023 07.05.2023

Знакомство с внешним видом,
устройством и тембрами классических музыкальных инструментов.;

Устный опрос;

РЭШ, ЦОК




Итого по модулю

8


Модуль 6. Музыкальная грамота

6.1.

Тональность. Гамма

1

0

0

Свиридов иллюстрации к произведению А.С.

Пушкина Весна.Осень.

"Песня о гамме" Г. Струве"

Песня игра
"Садитесь по удобнее"

08.05.2023 14.05.2023

Определение на слух устойчивых
звуков. Игра «устой — неустой». Пение упражнений — гамм с названием нот, прослеживание по нотам. Освоение
понятия «тоника». Упражнение на
допевание неполной музыкальной
фразы до тоники «Закончи
музыкальную фразу».;


РЭШ, ЦОК

6.2.

Интервалы

1

0

0

Гимн РФ

ГИМН РФ

"попевка о природе"

15.05.2023 21.05.2023

Освоение понятия «интервал». Анализ ступеневого состава мажорной и
минорной гаммы (тон-полутон).;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

РЭШ, ЦОК

Итого по модулю

2


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.


1





2.


1





3.


1





4.


1





5.


1





6.


1





7.


1





8.


1





9.


1





10.


1





11.


1





12.


1





13.


1





14.


1





15.


1





16.


1





17.


1





18.


1





19.


1





20.


1





21.


1





22.


1





23.


1





24.


1





25.


1





26.


1





27.


1








28.


1





29.


1





30.


1





31.


1





32.


1





33.


1





34.


1





ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Музыка. 3 класс /Усачёва В.О., Школяр Л.В., Общество с ограниченной ответственностью«Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»; Д. Кабалевский программа для 3 класса;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Хрестоматия Умк Д. КАбалевского для 3 класса. УМК Сергеева Критская

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ЦОК, РЭШ



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, фортепиано, мультимедийный проектор, динамики

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ нет




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!