МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Всеволожский район
МОБУ СОШ "Агалатовский ЦО"
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
МО | Заместитель по УВР | Директор |
Руководитель МО | ______________Боярина О.В. | ______________Сергиенко С.Ю. |
Протокол № | Приказ № |
______________Лукомец Э.Г. |
Протокол № | от "" г. | от "" г. |
от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1049395)
учебного предмета
«Музыка»
для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Никитина Лариса Петровна
учитель музыки
Агалатово 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,
элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 3 классе, составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Тональность. Гамма
Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков при ключе)
Интервалы
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Фольклор народов России
Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации. Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители
Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Композитор — исполнитель — слушатель
Кого называют композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку? Что значит«уметь слушать музыку»? Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале Вокальная музыка
Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу.
Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант.
Инструментальная музыка
Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет Мастерство исполнителя
Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского
Программная музыка
Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф
Симфоническая музыка
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов
Европейские композиторы-классики
Творчество выдающихся зарубежных композиторов
Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор)
Музыкальные инструменты. Флейта
Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра
Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Искусство Русской православной церкви
Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.).
Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы
Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Театр оперы и балета
Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в
музыкальном спектакле
Балет. Хореография — искусство танца
Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля
Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов
Сюжет музыкального спектакля
Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете.
Контрастные образы, лейтмотивы
Оперетта, мюзикл
История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др.
Кто создаёт музыкальный спектакль?
Профессии музыкального театра: дирижёр, режиссёр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и т. д.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-
исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,
умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Репертуар | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы | для слушания | для пения | для музицирования | | | | |
Модуль 1. Классическая музыка |
1.1. | Композитор —исполнитель —слушатель | 2 | 0 | 0 | Гимн РФ, П. Чайковский Концерт №1, РНП "Вниз по матушке по Волге" | Гимн РФ, Гимн школы, РНП "Вниз по матушке по Волге" | А. Александров "Уж ты зимушка, зима" | 01.09.2022 14.09.2022 | Освоение правил поведения на концерте2.; | Устный опрос; Хоровое исполнение; | ЦОК, РЭШ |
1.2. | Вокальная музыка | 2 | 0 | 0 | РНП "Со вьюном я хожу", "Вниз по матушке по Волге", "Во кузнеце" "Солдатушки браво ребятушки", "Тонкая рябина" | РНП "Со вьюном я хожу", "Вниз по матушке по Волге", "Во кузнеце" "Солдатушки браво ребятушки", "Тонкая рябина" | РНП "Светит месяц" | 15.09.2022 28.09.2022 | ; Знакомство с жанрами русских народных песен; | Устный опрос; Хоровое исполнение; | ЦОК, РЭШ |
1.3. | Инструментальная музыка | 2 | 0 | 0 | С. Рахманинов Концерт№3, А. Даргомыжский Вариации на тему рнп "Вниз по матушке по Волге" М. Глинка "Камаринская" | "Вниз по матушке по Волге", "Степь да степь широкая" | "Саратовские страдания" | 29.09.2022 12.10.2022 | Знакомство с русским народным оркестром. Музыкальная викторина; | Устный опрос; Слушание музыки; | ЦОК, РЭШ |
1.4. | Мастерство исполнителя | 2 | 0 | 0 | Песни в исполнении Ф. Шаляпина и Е. Образцовой, "Озорные частушки" Р. Щедрин | Озорные частушки | Частушки | 13.10.2022 26.10.2022 | Знакомство с творчеством выдающихся исполнителей классической музыки. Изучение программ, афиш консерватории, филармонии.; | Устный опрос; | ЦОК, РЭШ |
1.5. | Программная музыка | 2 | 0 | 0 | А. Лядов "Кикимора", "Баба-Яга" | "Кикимора болотная" Анна Петряшева, А. Аполинаров "Кикимора" | "Камаинскя" | 27.10.2022 02.11.2022 | Слушание произведений программной музыки. Обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных композитором.; | Устный опрос; | ЦОК, РЭШ |
1.6. | Симфоническая музыка | 2 | 0 | 0 | Кантата "Александр Невский", Д. Шостакович "Новороссийские куранты" | РНП "Солдатушки браво ребятушки", "Вставайте люди русские" С. Прокофьев, "Шёл ленинградский паренек" РНП | РНП "Солдатушки браво ребятушки" | 11.11.2022 24.11.2022 | Знакомство с составом симфонического оркестра, группами инструментов. Определение на слух тембров инструментов симфонического оркестра.; Просмотр фильма об устройстве оркестра; | Устный опрос; Хоровое исполнение; | ЦОК, РЭШ |
Итого по модулю | 12 | |
Модуль 2. Народная музыка России |
2.1. | Фольклор народов России | 2 | 0 | 0 | МНТ "Молдовеняска", НГТ "Лезгинка", УНП "Веснянка", "Ревет и стонет Днепр широкий" | УНП "Веснянка", БНП "Бульба", ННП "Волшебный смычок" ПНП "Полька" | РНП "Камаринская" | 25.11.2022 08.12.2022 | Знакомство с особенностями музыкального фольклора различных народностей Российской Федерации. Определение характерных черт, характеристика типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).; | Устный опрос; Хоровое пение; | ЦОК, РЭШ |
Итого по модулю | 2 | |
Модуль 3. Духовная музыка |
3.1. | Искусство Русской православной церкви | 2 | 0 | 0 | Тропарь "Богородице, дево, радуйся", С. Рахманинов Всенощное бдение, "Рождество твое Христе Боже" | Тропарь "Богородице, дево, радуйся", Рождественские колядки" | "Рождественские колядки" | 09.12.2022 23.12.2022 | Сопоставление произведений музыки и живописи, посвящённых святым, Христу, Богородице.; | Устный опрос; | ЦОК, РЭШ |
Итого по модулю | 2 | |
Модуль 4. Музыка театра и кино |
4.1. | Театр оперы и балета | 2 | 0 | 0 | Н. Римский-Корсаков фрагменты из опер "Садко" и "Снегурочка", М. Глинка фрагменты из оперы "Руслан и Людмила", С Прокофьев фрагменты из балета "Золушка", П. Чайковский "Спящая красавица" | "Сказки гуляют по свету", "Сказка, приходи", "Хоть поверьте" | Танец черных из балета К. Караева | 09.01.2023 22.01.2023 | Знакомство со знаменитыми музыкальными театрами. Просмотр фрагментов музыкальных спектаклей с комментариями учителя.; Рисование по мотивам музыкального спектакля, создание афиши; | Устный опрос; Самооценка с использованием«Оценочного листа»; | ЦОК, РЭШ |
4.2. | Балет. Хореография —искусство танца | 1 | 0 | 0 | П. Чайковский фрагменты балета "Лебединое озеро" и "Щелкунчик" | "Сказки гуляют по свету", "Сказка, приходи", "Хоть поверьте" | Попевка "У Лукоморье", РНП "Во саду ли в огороде" | 23.01.2023 29.01.2023 | Просмотр и обсуждение видеозаписей — знакомство с несколькими яркими сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов. Музыкальная викторина на знание балетной музыки.; | Устный опрос; | ЦОК, РЭШ |
4.3. | Опера. Главные герои и номера оперного спектакля | 1 | 0 | 0 | Фрагменты оперы "Иван Сусанин" М. Глинка (Ария Сусанина, хор "Славься" | РНП "Солдатушки браво ребятушки", хор "Славься "Шёл ленинградский паренек" РНП | хор "Славься" М Блантер "Катюша" | | Слушание фрагментов опер. Определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных средств оркестрового сопровождения.; | Устный опрос; | ЦОК, РЭШ |
4.4. | Сюжет музыкального спектакля | 1 | 0 | 0 | К. Глюк фрагмент из оперы "Орфей и Эвридика" "Мелодия", хор Фурий | Песня "Последняя поэма" из к\ф "Вам и не снилось" | К. Глюк "Мелодия" | 06.02.2023 12.02.2023 | Знакомство с либретто, структурой музыкального спектакля. Пересказ либретто изученных опер и балетов.; | Устный опрос; | ЦОК, РЭШ |
4.5. | Оперетта, мюзикл | 2 | 0 | 0 | И. Штраус фрагменты оперетты "Летучая мышь", Мюзикл "Кошки", мюзикл "Волк и семеро козлят на новый лад" | Вступительная песня к мюзиклу "Волк и 7 козлят" Ермолаев, Память Л. Уэбер из мюзикла "Кошки" | Поевка "Разные ребята" | 13.02.2023 26.02.2023 | Знакомство с жанрами оперетты, мюзикла. Слушание фрагментов из оперетт, анализ характерных особенностей жанра.; | Устный опрос; | ЦОК, РЭШ |
4.6. | Кто создаёт музыкальный спектакль? | 1 | 0 | 0 | "Мэри Поппинс, до свиданья" песни из к\ф | песни из к\ф "Мери Поппинс" М. Дунаевский | "Песенка Брадобрея" | 27.02.2023 05.03.2023 | Диалог с учителем по поводу синкретичного характера музыкального спектакля. Знакомство с миром театральных профессий, творчеством театральных режиссёров, художников и др.; | Устный опрос; | ЦОК, РЭШ |
Итого по модулю | 8 | |
Модуль 5. Классическая музыка |
5.1. | Русские композиторы-классики | 3 | 0 | 0 | П. Чайковский Концерт№1,3 "Баркарола из "Времен года", "Осенняя песня" М. Глинка "Венецианская ночь" С. Рахманинов Концерт №3 | О. Плотникова "мудрая Россия", Гимн РФ, "Моя Россия", "Что мы родиной зовем" Г. Струве | РНП "Калинка", "Светит месяц" | 06.03.2023 26.03.2023 | Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально- выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.; | Устный опрос; Хоровое пение; Умение слушать музыку; | ЦОК, РЭШ |
5.2. | Европейские композиторы-классики | 3 | 0 | 0 | Симфония №40, "Маленькая ночная серенада" В. Моцарт, Сонаты, Симфония №5, Вариации на русскую тему Л. Бетховен, Ф. Шопен Прелюдия №15, вальс №7, полонез №1, Э. Григ "Утро" | "Заход солнца" Э. Григ, Г. Струве "Полонез дружбы" "Ты- человек" Крылатов | "Попевка о природе" | 03.04.2023 23.04.2023 | Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально- выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.; | Устный опрос; Хоровое пение; Слушание музыки; | ЦОК, РЭШ |
5.3. | Музыкальные инструменты. Фортепиано. | 1 | 0 | 0 | Д. Гершвин "Рапсодия в стиле блюз" | "Старый рояль" | Хлопай в ладоши Д. Гершвин | 24.04.2023 30.04.2023 | Знакомство с многообразием красок фортепиано. Слушание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов.; | Устный опрос; | РЭШ, ЦОК |
5.4. | Музыкальные инструменты. Флейта | 1 | 0 | 0 | И.Бах "Шутка" | "Вот тогда ты пожалеешь Кулакова" Г. Струве | РНП Во поле березка стояла | 01.05.2023 07.05.2023 | Знакомство с внешним видом, устройством и тембрами классических музыкальных инструментов.; | Устный опрос; | РЭШ, ЦОК |
Итого по модулю | 8 | |
Модуль 6. Музыкальная грамота |
6.1. | Тональность. Гамма | 1 | 0 | 0 | Свиридов иллюстрации к произведению А.С. Пушкина Весна.Осень. | "Песня о гамме" Г. Струве" | Песня игра "Садитесь по удобнее" | 08.05.2023 14.05.2023 | Определение на слух устойчивых звуков. Игра «устой — неустой». Пение упражнений — гамм с названием нот, прослеживание по нотам. Освоение понятия «тоника». Упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до тоники «Закончи музыкальную фразу».; | | РЭШ, ЦОК |
6.2. | Интервалы | 1 | 0 | 0 | Гимн РФ | ГИМН РФ | "попевка о природе" | 15.05.2023 21.05.2023 | Освоение понятия «интервал». Анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон).; | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; | РЭШ, ЦОК |
Итого по модулю | 2 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | | 1 | | | | |
2. | | 1 | | | | |
3. | | 1 | | | | |
4. | | 1 | | | | |
5. | | 1 | | | | |
6. | | 1 | | | | |
7. | | 1 | | | | |
8. | | 1 | | | | |
9. | | 1 | | | | |
10. | | 1 | | | | |
11. | | 1 | | | | |
12. | | 1 | | | | |
13. | | 1 | | | | |
14. | | 1 | | | | |
15. | | 1 | | | | |
16. | | 1 | | | | |
17. | | 1 | | | | |
18. | | 1 | | | | |
19. | | 1 | | | | |
20. | | 1 | | | | |
21. | | 1 | | | | |
22. | | 1 | | | | |
23. | | 1 | | | | |
24. | | 1 | | | | |
25. | | 1 | | | | |
26. | | 1 | | | | |
27. | | 1 | | | | |
28. | | 1 | | | | |
29. | | 1 | | | | |
30. | | 1 | | | | |
31. | | 1 | | | | |
32. | | 1 | | | | |
33. | | 1 | | | | |
34. | | 1 | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 3 класс /Усачёва В.О., Школяр Л.В., Общество с ограниченной ответственностью«Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»; Д. Кабалевский программа для 3 класса;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Хрестоматия Умк Д. КАбалевского для 3 класса. УМК Сергеева Критская
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
ЦОК, РЭШ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, фортепиано, мультимедийный проектор, динамики
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ нет