СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 3 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 3 класс»


МОУ Удельнинская гимназия

Раменского городского округа Московской области







«Утверждаю»

Директор

МОУ Удельнинская гимназия

Н.А.Арюлина / ____________

Приказ № 278

От «26» августа 2022 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ

3 класс









Составитель: Зеленихина Юлия Александровна,

учитель музыки









2022 – 2023 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 3 класса составлена в соот­ветствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с основной образовательной программой начального общего образования МОУ Удельнинская гимназия, на основе авторской программы под руководством В.О.Усачевой, Л.В.Школяр.

Целью уроков музыкального искусства в начальной школе является воспитание у обучающихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его   форм и жанров художественных стилей и направлений.


Основные задачи уроков музыкального искусства:

  • Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.

  • Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

  • Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку

  • Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству.

  • Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.


Форма организации учебной деятельности

Процесс обучения осуществляется через множество форм организации, взаимно дополняющих друг друга. В современной школе основная форма обучения- урок. Урок-путешествие, урок-концерт, урок-игра, урок-угадайка, урок- пластического интонирования, «Я- дирижер» и т д

Данная рабочая программа возможна при использовании в дистанционном формате проведения уроков.


Основные виды учебной деятельности

На уроках музыки виды деятельности делятся на несколько подвидов.

Всё зависит от цели урока.

Обязательно проводится распевание (пение попевок, упражнений, работа над интонированием, дикцией, текстом и т.д.)

Разучивание нового материала или продолжение работы над предыдущим материалом.

Разучивание мелодии, текста, работа над трудными местами.

Слушание- знакомство с творчеством композитора, слушание произведений, просмотр фильмов, фрагментов из балета, опер, мюзиклов, выступлений самих учащихся.

Контроль осуществляется на каждом этапе работы.


Планируемые результаты

Личностные результаты:

- формирование  основ культурной,   гражданской идентичности,  чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

 - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств от общения с музыкой;

 - развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

  - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 -   продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;                                      

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями  её реализации;

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

-  применение знаково-символических и речевых средств или решения коммуникативных и познавательных задач;

-  готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

- определение общей цели и путей её достижения; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно-нравственном развитии человека;

-  сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-  умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;

-  использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

-  готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;


Ученик научится:

-проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора;

-понимать особенности народного творчества:

Ученики получат возможность научиться:

-решать учебные и практические задачи: выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры; -сравнивать народную и профессиональную музыку;

- свободно и непринуждённо проявлять творческую инициативу, самостоятельно запеть, завести игру, начать танец и пр.;

-узнавать произведения;

- называть русских композиторов.

-различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами:

- самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.


Содержание учебного предмета

Основная идея содержания третьего года обучения – отражение истории и души народа в музыке России. Занятия начинаются с музыки, бытующей в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая, как музыка исторически становилась универсальным средством общения, передачи духовных ценностей. Раскрытие этой идеи начинается с уроков – монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие её форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?». Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержательные линии. Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства через изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера. Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их преемственность (в частности, на основе обработок народной музыки) утверждается мысль, что «музыку создаёт народ, а мы, композиторы её только аранжируем» (М.И. Глинка) Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мира.

Характерные черты русской музыки (8 ч.)

Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов.

Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).

Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни

Народное музыкальное творчество- «энциклопедия» русской интонационности (12 ч.)

Род, родник, Родина — духовно-нравственные основы устного народного творчества.

Исторически сложившиеся фольклорные жанры.

Обрядовость как сущность русского народного творчества.

Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества. Истоки своеобразия героики в былинном эпосе.

Рекрутские, свадебные песни. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.

Свадебный обряд — ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни

Истоки русского классического романса (6 ч.)

Многообразная интонационная сфера городского музицирования.

От крестьянской песни к городскому салонному романсу.

Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр.

Композиторская музыка для церкви (2 ч.)

Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения.

Народная и профессионально-композиторская музыка (6 ч.)

Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).

Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков



Тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Характерные черты русской музыки

8

2

Народное музыкальное творчество- «энциклопедия» русской интонационности

12

3

Истоки русского классического романса

6

4

Композиторская музыка для церкви

2

5

Народная и профессионально-композиторская музыка

6



34 ч.





Учебно-методическое обеспечение


- В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 3 класс, М.: Вентана-Граф, 2020

- Нотная хрестоматия. Пособие для учителя к учебнику «Музыка». 3 класс. Усачёва В.О., Кузнецов Д.В., Кабалевская М.Д.

- Музыка: программа: 1-4 классы. Усачёва В.О., Школяр Л.В. – М.: Вентана-Граф, 2018


Материально-техническое обеспечение


- Мультимедийный проектор

- Компьютер

- Коллекция цифровых образовательных ресурсов (фотографии, иллюстративный материал, аудио-видео материалы, презентации)

- Фортепиано

- Классная доска

- Портреты композиторов


Электронно-образовательные ресурсы:


- Корпорация «Российский учебник». https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/predmet-muzyka/

- Образовательная социальная сеть. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library

- Образовательный интернет-проект «Инфоурок». https://infourok.ru/biblioteka/muzyka

- Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/subject/6/

- Издательский дом «Музыка – П.Юргенсон». https://www.musica.ru/


Календарно-тематическое планирование

№ уроков

Наименование

разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме)

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

Предметные умения

Метапредметные УУД

Личностные:

3а, 3б, 3в, 3г

3 г

Характерные черты русской музыки 8 часов

1

Интонационно-образный язык русской музыки

Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя

Проявлять эмоциональную отзывчивость

01.09.22-02.09.22





2

Музыкальный портрет П.И.Чайковского

Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки

Познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, пользуются справочной литературой

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике

Оценивать результаты деятельности

Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки

05.09.22-09.09.22





3

Музыкальный портрет М.П.Мусоргского

Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; различать звучание отдельных инструментов

Коммуникативные: выразительно исполнять музыкальные произведения

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебной задачей

Принимать позицию слушателя, исполнителя, давать оценку и самооценку музыкальной деятельности

12.09.22-16.09.22





4

Интонационно-образный язык музыки русских композиторов

Назвать по характерным чертам жанры многонационального российского творчества (песни, былины, попевки, инструментальные наигрыши и пр.)


Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации на стр. учебника

Коммуникативные: рассказывать о содержании прослушанного произведения

Регулятивные: адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы

Проявлять познавательный интерес к музыкальным занятиям

19.09.22-23.09.22





5

Музыкальная культура России

Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений композиторов-классиков




Познавательные: сравнивать музыкальные образы разных композиторов (Мусоргский, Чайковский) с образами народной музык

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям

Понимать чувства других людей и сопереживать им

26.09.22-30.09.22





6

Музыкальная культура России

Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений

Познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Оценивать результаты деятельности

03.10.22-07.10.22





7

Итоговый урок «Характерные черты русской музыки»

Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов

Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Демонстрировать позицию активного слушателя и исполнителя муз. произведений

17.10.22-21.10.22





8

Контрольный урок. Урок-концерт

Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации

Коммуникативные: выражать свое отношение в процессе исполнения, используя разные речевые средства

Проявлять эмоциональную отзывчивость

24.10.22-28.10.22






Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности 12 часов

9

Обрядовость- ведущее начало русского фольклора

Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки


Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки

31.10.22-04.11.22





10

Героика в народном былинном эпосе

Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера

Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании

коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу

Оценивать результаты деятельности

07.11.22-11.11.22





11

Знаменный распев


Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании

коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: анализировать результаты собственной и коллективной работы

Проявлять эмоциональную отзывчивость

14.11.22-18.11.22





12

Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки

Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания


Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании

коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки

28.11.22-02.12.22





13

Частушки и страдания

Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания


Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей

коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение

Оценивать результаты деятельности

05.12.22-09.12.22





14

Танцевальные жанры

Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры


Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации

Коммуникативные:осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей

Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки

12.12.22-16.12.22





15

Урок-викторина по теме «Народное музыкальное творчество»


Познавательные самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Демонстрировать позицию активного слушателя и исполнителя муз. произведений

19.12.22-23.12.22





16

Урок-концерт

Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую насыщенность содержания


Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: оценивать музыкальные образы старинных романсов

Проявлять эмоциональную отзывчивость

26.12.22-30.12.22





17

Инструментальные плясовые наигрыши


Анализировать выразительные средства, определять их роль

Познавательные: самостоятельно формулируют познавательную цель

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Демонстрировать позицию активного слушателя

09.01.23-13.01.23





18

Обрядовые песни

Выявлять истоки особого интонационного склада русской музыки

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение

Регулятивные: выполнять учебные действия

Понимать чувства других людей и сопереживать им

16.01.23-20.01.23






19

Путешествие по страницам русской музыки

Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества


Познавательные: различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: выполнять музыкально-творческие задания

Оценивать результаты деятельности

23.01.23-27.01.23








20

Контрольный урок-тест


Познавательные: осуществлять поиск нужной информации

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Представлять образ Родины, её прошлое, культурное наследие

30.01.23-03.02.23






Истоки русского классического романса 6 часов

21

Интонационная сфера городского музицирования

Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов)


Познавательные: Осуществлять поиск нужной информации

Коммуникативные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей

Проявлять эмоциональную отзывчивость

06.02.23-10.02.23





22

Крестьянская песня и городской салонный романс

Различать интонационную сферу городского и салонного романса и крестьянской песни

Познавательные: Осуществлять поиск нужной информации

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Оценивать результаты деятельности

13.02.23-17.02.23





23

Городская лирика и старинный романс

Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов)

Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей

Демонстрировать позицию активного слушателя и исполнителя муз. произведений

27.02.23-03.03.23





24

Урок-исследование: взаимодействие музыки городского музицирования

Анализировать выразительные средства, определять их роль

Познавательные: передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Понимать чувства других людей и сопереживать им

06.03.23-10.03.23





25

Тест по теме, викторина

Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации

Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе

Регулятивные: понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы

Оценивать результаты деятельности

13.03.23-17.03.23





26

Урок-концерт

Вырабатывать исполнительский план

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Проявлять эмоциональную отзывчивость

20.03.23-24.03.23





Композиторская музыка для церкви 2часа

27-28

Музыка для церкви как часть культуры России

Размышлять о роли музыки в церкви


Познавательные: формулировать замысел, использовать его в пластическом интонировании

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Проявлять эмоциональную отзывчивость

27.03.23-31.03.23


10.04.23-14.04.23





Народная и профессионально-композиторская музыка 6 часов

29-30

Обработки народных песен

Различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе

Познавательные: проявлять интерес к народной музыке

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Оценивать результаты деятельности

17.04.23-21.04.23


24.04.23-28.04.23





31

Творческие работы по теме «Народная музыка»

Выявлять своеобразие отношения классиков к интонационному богатству народной исполнительской культуры

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Проявлять эмоциональную отзывчивость

01.05.23-05.05.23





32

Защита творческих работ

Определять композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей

Проявлять эмоциональную отзывчивость

08.05.23-12.05.23





33

Контрольный урок. Тест по теме «Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре»

Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры


Познавательные: формулировать познавательную цель

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение

Регулятивные: выполнять музыкально-творческие задания

Выражать свое эмоциональное отношение

15.05.23-19.05.23





34

Урок-концерт

Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры


Познавательные: формулировать познавательную цель

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение

Регулятивные: выполнять музыкально-творческие задания


22.05.23-29.05.23





Итого 34 часа



СОГЛАСОВАНО. Протокол № 1 заседания кафедры учителей начальных классов от «___» __________ 2022 г. Володина О.Е. ___________


СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР «___» __________2022 г. Кузнецова Г. А. _______________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!