СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 5-7 классы.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке 5-7 классы по учебнику В.В.Алееву, Т.И.Науменко по ФГОС. 0,5 часа в неделю. Расписаны личностные, метапредметные, регулятивные, познавательные, предметные УУД по классам. Содержание по темам включает в себя требования к уровню подготовки учащихся по понятиям: должны знать (понимать), должны уметь. В конце - результаты изучения учебного курса: выпускник научится, выпускник получит возможность.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 5-7 классы.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Стадницкая основная общеобразовательная школа

Семилукского муниципального района Воронежской области




Рассмотрена и рекомендована

к утверждению на заседании методического объединения

учителей _______________________

_______________________________


Протокол №1

от « » августа 2018 г.


Принято

педагогическим советом

МКОУ Стадницкой ООШ



Протокол № ___

от « » августа 2018 г.



«Утверждаю»

Директор МКОУ Стадницкой ООШ

___________________

А.Т. Калинин

Приказ № ___

от «_____» августа 2018 г.







Рабочая учебная

программа по музыке

(в соответствии с ФГОС)



Уровень, ступень образования: базовый, основная.


Срок реализации программы: 3 года.






Рабочую учебную

программу составила:

учитель математики

РогозинаА.В.









с.Стадница

2018




Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  3. Программы курса Искусство. Музыка. ФГОС. 5-8 класс В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кричак. М.: Дрофа, 2017.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”

5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

6. Учебного плана МКОУ Стадницкой ООШ на 2018-2019 учебный год для 5,6,7 классов.

7. Положения о рабочей программе (приказ от 30.08.2017 г. № 22)


Место учебного предмета в школьном плане

Музыка в МКОУ Стадницкой ООШ изучается с 5 по 7 классы. Общее число учебных часов, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 5, 6, 7 классах – 54, из них по 18 ч (0,5 ч в неделю) во 2 полугодии. Количество часов в каждом классе в III четверти – 10; в IV четверти – 8.


Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников по музыке и учебно-методических пособий под руководством В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кричак.


Результаты изучения учебного предмета

В области личностных результатов:

— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

— обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

— совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

— овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

— инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;

— наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

— формирование и приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

— сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач и в реализации коллективных творческих проектов.

В области метапредметных результатов:

— понимание роли музыкального искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;

— развитие устойчивой потребности в общении с музыкальным искусством в собственной урочной и внешкольной деятельности;

— осознание многочисленных взаимосвязей музыки с жизнью и другими видами искусства;

— определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

— анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

— проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

— использование разных источников информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

— наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

— применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

— творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;

— общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности на основе уважения к их художественным интересам;

— эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).


Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

5–6 классы

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

7класс

самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством музыкального знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

5–6  классы

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

вычитывать все уровни текстовой информации;

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

7 класс

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

представлять  информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации; представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории (для этого самостоятельно использовать различные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей; уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

осознание роли музыки в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

освоение системы музыкальных знаний о «языке человеческих чувств», об эмоциональном воздействии музыки на человека, о воспитании гармонии формирует художественную целостность, «формулу красоты», стремление стать лучше, чище, прекраснее.

Коммуникативные УУД:

5–6 классы

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

7 класс

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


В области предметных результатов:

5 класс

осознание роли музыки в познании окружающего мира:

— понимание значения интонации в музыке как носителя образного смысла;

— анализ средств музыкальной выразительности — мелодии, ритма, темпа, динамики, лада;

— определение характера музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

использование музыкальных умений:

— выявление общего и особенного при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

понимание смысла собственной действительности:

— понимание жизненно-образного содержания музыкальных произведений разных жанров;

— понимание различия между образами музыкальных произведений и характеристика приемов их взаимодействия и развития;

— различие многообразия музыкальных образов и способов их развития;

— осуществление интонационно-образного анализа музыкального произведения;

— понимание главных принципов построения и развития музыки;

— осмысление взаимосвязи жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

— размышление о знакомом музыкальном произведении, высказывание суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

— понимание значения устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

— определение основных жанров русской народной музыки (былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен);

— понимание специфики перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;

— понимание взаимосвязи профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества.

6 класс

осознание роли музыки в познании окружающего мира:

— определение художественных направлений, стилей и жанров классической и современной музыки, особенностей их музыкального языка и музыкальной драматургии;

— определение основных признаков исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимание стилевых черт русской классической музыкальной школы;

— определение основных признаков исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

— узнавание характерных черт и образцов творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

— выявление общего и особенного при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

— определение различий между жанрами вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

— умение называть основные жанры светской музыки малой формы (баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т. п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т. п.);

использование музыкальных умений:

— узнавание форм построения музыки (период, двухчастная, трехчастная, вариации, рондо, сонатная);

— определение тембров музыкальных инструментов;

— умение называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

— определение видов оркестров — симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

понимание смысла собственной действительности:

— владение музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

— узнавание на слух изученных произведений русской и зарубежной классики, образцов народного музыкального творчества, произведений современных композиторов;

— определение характерных особенностей музыкального языка;

— эмоционально-образное восприятие и характеристика музыкальных произведений;

— анализ произведений выдающихся композиторов прошлого и современности (по заданным в учебнике критериям);

— анализ единства жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;

— творческая интерпретация содержания музыкальных произведений (по заданным в учебнике критериям);

— выявление особенностей интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

— анализ различных трактовок одного и того же произведения;

— установление отличий интерпретации классической музыки в современных обработках;

— определение характерных признаков современной популярной музыки;

— умение называть стили рок-музыки и ее отдельные направления — рок-оперу, рок-н-ролл и др.;

— анализ творчества исполнителей авторской песни;

— выявление особенностей взаимодействия музыки с другими видами искусства;

— нахождение жанровых параллелей между музыкой и другими видами искусства;

— сравнение интонаций музыкального, живописного и литературного произведений;

— понимание взаимодействия музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

— нахождение ассоциативных связей между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

— понимание значимости музыки в творчестве писателей и поэтов;

— умение называть и определять на слух мужские и женские певческие голоса (тенор, баритон, бас; сопрано, меццо-сопрано, контральто);

— определение разновидностей хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения — народные, академические.

7 класс

осознание роли музыки в познании окружающего мира:

— владение навыками вокально-хорового музицирования;

— применение навыков вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);

— творческая интерпретация содержания музыкального произведения в пении;

— участие в коллективной исполнительской деятельности с использованием различных форм индивидуального и группового музицирования;

— размышления о знакомом музыкальном произведении, высказывание суждений об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

— передача своих музыкальных впечатлений в устной или письменной форме;

— проявление творческой инициативы в условиях участия в музыкально-эстетической деятельности;

использование музыкальных умений:

— понимание специфики музыки как вида искусства и ее значения в жизни человека и общества;

— эмоциональное восприятие исторических событий и судеб защитников Отечества, воплощаемых в музыкальных произведениях;

понимание смысла собственной действительности:

— приведение примеров выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;

— применение современных информационно-коммуникационных технологий для записи и воспроизведения музыки;

— обоснование собственных предпочтений, касающихся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

— использование знаний о музыке и музыкантах, полученных на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

— использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).


Содержание учебного предмета

Музыка. Музыка и другие виды искусства.

(5 класс, 18 часов)

  1. Музыка рассказывает обо всем. Древний союз.

Искусство в нашей жизни. Как можно изучать музыку. Что я знаю о песне? Как сложили песню? Песни без слов. Другая жизнь песни. Чему может научить музыка.

Музыкальный материал: Локтев В. «Песня о России», Пахмутова А. «Просьба», русская народная песня «Мы пойдем погулять», Рахманинов С.В. Вокализ мелодия из концерта №3, Чайковский П.И. «Грустная песенка», Глинка М.И. «Жаворонок» (романс), Балакирев М. «Жаворонок» (пьеса-фантазия).

Дополнительный материал: портреты Рахманинова С.В., Чайковского П.И., Горький А.М. «Как сложили песню» (отрывок из рассказа), Пастернак Б. «Музыка» (стихотворение).

Разучивание музыкальных произведений: Локтев В. «Песня о России», Пахмутова А. «Просьба».


  1. Музыка и литература

Музыка – главный герой сказки. Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира? Музыка иглавный герой басни. Чудо музыки в повестях К. Паустовского. «Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» (Э. Григ). Музыка в жизни героев А. Гайдара. Музыка в кинофильмах.

Музыкальный материал: Кабалевский Д.Б. «У лукоморья», Аладов Н.И. «Мелодия для скрипки», грузинская народная песня «Чела», норвежская народная песня «Волшебный смычок», Бородин А.П. «Квартет №2» (фрагмент и 3 части), Моцарт В.А. «Юпитер» (фрагмент из 2 симфонии), «Симфония №40», Григ Э. «Концерт с оркестром» (1 часть), Таривердиев М. «Маленький принц», Варламов А. «Горные вершины», Глинка М.И. «Жаворонок», Галь В. «Конь», Свиридов Г. «Тройка», Роджерс Р. «Звуки музыки», Крылатов Е. «Колокола».

Дополнительный материал: Крылов И.А. «Квартет» (басня), изображения музыкальных инструментов (чонгури, балалайка, бандура, цимбалы), Тургенев И.С. «Певцы» (отрывок из рассказа), Пушкин А.С. «Руслан и Людмила» (поэма), Паустовский К.Г. «Старый повар»(отрывок из рассказа), «Корзина с еловыми шишками» (отрывок из рассказа), Гайдар А. «Судьба барабанщика» (повесть).

Разучивание музыкальных произведений: Кабалевский Д.Б. «У лукоморья», норвежская народная песня «Волшебный смычок», Таривердиев М. «Маленький принц», Галь В. «Конь», Роджерс Р. «Звуки музыки».


  1. Музыка и изобразительное искусство

Можем ли мы увидеть музыку? Музыка передает движение. Богатырские образы в искусстве. Героические образы в искусстве. Музыкальный портрет. Картины природы в музыке. Можем ли мы увидеть музыку? Можем ли мы услышать живопись? Музыкальные краски. Музыкальная живопись и живописная музыка. Настроение картины и музыки. Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины. Вечная тема в искусстве. Взаимосвязь музыки литературы и изобразительного искусства.

Музыкальный материал: Белый В. «Орленок», Римский корсаков Н.А. «Три чуда», Листов К. «Песня о тачанке», Крылатов Е. «Крылатые качели», Бородин А.П. «Богатырская симфония»(фрагмент «Спящая княжна»), шведская народная песня «Три парня», Бетховен Л. «Кориолан» (увертюра), Прокофьев С.С. «Александр Невский» (кантата), «Вставайте люди русские» (хор), Никитин С. «Песня о маленьком трубаче», Мусоргский М.П. «Песня Варлаама» (из оперы Борис Годунов), «Сиротка», «Баба Яга», (из цикла «Картинки с выставки»), «Расвет на Москва-реке» (из оперы Хованщина), Струве Г. «Музыка», Прокофьев «Ария Кутузова», «Вальс» (из оперы Война и мир), «Глинка М.И. «Ария Сусанина» (из оперы Иван Сусанин), «Рондо Фарлафа» (из оперы Руслан и Людмила), Григ Э. «Утро», Баснер В. «С чего начинается Родина», Шуберт Ф. «Аве Мария».

Дополнительный материал: Врубель М. «Царевна-Лебедь» (репродукция картины), Головницкий Л.М. «Орленок» (скульптура), Греков М.Б. «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед» (репродукция картины), Васнецов В.М. «Три богатыря» (репродукция картины), Глазунов И. «Два князя» (репродукция картины), Корин П. «Александр Невский» (репродукция картины), Репин И. «Протодьякон» (репродукция картины), Перов В.Е. «Чаепитие в Мытищах» (репродукция картины), Гартман В. «Часы с кукушкой», Репин И. «Портрет М.П. Мусоргского» (репродукции картин),Толстой Л.Н. «Война и мир», Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни» (репродукция картины).

Разучивание музыкальных произведений: Крылатов Е. «Крылатые качели», Никитин С. «Песня о маленьком трубаче», Струве Г. «Музыка», Прокофьев С.С. «Ария Кутузова», Баснер В. «С чего начинается Родина?», Френкель Я. «Погоня», Журбин А. «Планета детства».

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать (понимать)

  • знать специфику музыки как вида искусства;

  • понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

  • знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;

  • знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;

Учащиеся должны уметь:

  • уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении муз. произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;

  • различать звучание муз. инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

  • определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.


Музыка. В чем сила музыки?

(6 класс, 18 часов)


  1. «Тысяча миров» музыки.

В чем сила музыки. Наш вечный спутник. Музыка – душа времени. Мелодии, звучавшие много веков назад. Какой бывает музыка. Музыка - огромная сила, способная преображать окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Проблема добра и зла, горя и радости в музыке. Устремление музыки – только ввысь, только к свету.

Музыкальный материал: Штраус И. «Триктрак» (полька), Рахманинов С.В. «Прелюдия соль минор», Струве Г. «Школьный корабль», «Музыка всегда с тобой», «Спасибо вам, учителя», «С нами друг», Матвеев М. «Матушка, что во поле пыльно», Брель Ж. «Вальс», Иванов В. «Песня о дружбе», Островский А. «Мальчишки и девчонки», Чайковский П.И. «Сентиментальный вальс», «Симфония №6», Шопен Ф. «Блестящий вальс №14», Глюк «Мелодия», «Орфей и Эвридика», русская народная песня «Светит месяц», Мусоргский М.П. «Старый замок», Молчанов К. «А зори здесь тихие» (тема труб), Дебюсси К. «Сирены» (из симфонического цикла «Ноктюрны»), Бетховен Л. «Симфония №9» (фрагменты), «Симфония №5», Прокофьев С.С. «Опера Повесть о настоящем человеке», «Кантата Александр Невский».

Дополнительный материал: Федотов П.А. «Сватовство майора», Пукирев В.В. «Неравный брак» (репродукции картин), Врубель М. «Пан» (репродукция полотен древней живописи), Нестеров М.В. «Портрет хирурга С.С. Юдина» (репродукция картины).

Разучивание произведений: Струве Г. «Школьный корабль», «Спасибо вам, учителя», «С нами друг», Островский А. «Мальчишки и девчонки».


  1. Из чего «сделана музыка?»

«Музыка должна высекать огонь из души человеческой». Единство сторон музыкального произведения. Подвиг, воплощенный в музыке. Ритм – основа музыки. О чем рассказывает музыкальный ритм? Мелодия – душа музыки. Звук, который выражает слово. Звуки музыки организуются по законам гармонии. Эмоциональный мир полифонии. Единство содержания и формы – красота музыки. Фактура – способ изложения музыкального материала. «Недаром помнит вся Россия…» Музыкальные тембры. Песни, звавшие на подвиг. Музыкальная динамика.

Музыкальный материал: Сигер П. «Песня о молоте», Шостакович Д. «Симфония №7, №8», Бетховен Л. «Аппассионата», «Эгмонт», Мигули В. «Песня о солдате», Шуберт Ф. «Серенада», Раухвергер М. «Снежная королева», Моцарт В.А. «Маленькая ночная серенада», «Реквием Лакримоза», Чайковский П.И. «Па-де-де» (из балета «Щелкунчик»), Крылатов Е. «Прекрасное далеко», Салманов В. «Увели нашу подружку» (4 часть концерта для смешанного хора «Лебедушка»), Сен-Санс «Лебедь», Струве Г. «Музыка», Мартынов Е. «Лебединая верность». Бах И.С. «Фуга соль минор», «Весенняя песня», «Вариация 21» (фрагмент), Рахманинов С.В. «Весенние воды», Морозов А. «Малиновый звон», русская народная песня «Бородино», Хренников Т. «Давным - давно», «Гусарская песня», народная песня «Русь в огне да в полыме!..», Глинка Ф. «Похвалялся вор - французик», «Военная песнь», Беранже П-Ж. «Старый капрал», Тухманов Д. «День Победы», Новиков А. «Дороги», Алексадров А.В. «Священная война».

Дополнительный материал: Портреты композиторов.

Разучивание произведений: Сигер П. «Все преодолеем», Теодоракис М. «Я – фронт», Мигули В. «Песня о солдате», Крылатов Е. «Прекрасное далеко», Струве Г. «Музыка», Бах И.С. «Весенняя песня», Морозов А. «Малиновый звон», Хренников Т. «Давным - давно», русская народная песня «Бородино», Соловьев – Седой В.П. «Соловьи», Пахмутова А. «Песня – сказ о Мамаевом кургане».


  1. Чудесная тайна музыки.

В чем сила музыки? «Чудесное» в стране музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя.

Музыкальный материал: фрагменты произведений, звучавших в течение года, песни, исполняемые на уроках, презентации музыкальных произведений (по выбору учащихся).

Дополнительный материал: Задания к викторинам, конкурсам, кроссвордам, самостоятельным работам по музыке.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать (понимать):

  • знать специфику музыки как вида искусства;

  • понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

  • знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;

  • знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;

Учащиеся должны уметь:

  • уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;

  • различать звучание музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

  • определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.


Музыка. Содержание и форма в музыке.

(7 класс, 18 часов)

  1. Содержание в музыке.

Проявление музыкального содержания в музыкальных образах; их возникновение, развитие и взаимодействие. Образное богатство – основа развития музыкального произведения. Сказочность в музыке. Жизнь музыкальных образов. Только музыка способна выразить невыразимое. Музыкальные драматические образы: столкновения, противоречия, конфликты. Воплощение большого жизненного содержания в эпических музыкальных образах; их сложность и многоплановость. Могучая красота и мужественная сила образов в одном произведении. Музыка может выражать, изображать, рассказывать. Драматический образ. Образ мечты и надежды. Образ одиночества и отчаяния. Образ великого пробуждения народов, героики и вдохновенной мысли. Целостность образа поэзии и жизни. М. Равель, «Болеро». Образ народного танца. Музыка отражает жизнь. Многокрасочные образы – сцены народной жизни. Образ прославления молодых порывов: «И песней боремся за мир». Изобразительность в музыке. Романтичные образы. Разнообразие музыкальных образов. Образ грусти.

Музыкальный материал: русская народная песня «Милый мой хоровод», «Барыня», Шаинский В. «Уголок России», Рахманинов С.В. «Островок», Молчанов К. «Песня туристов», Новиков А. «Дороги», «Баллада о солдате», «Гимн демократической молодежи мира»Окуджава Б. «До свидания, мальчики», Прокофьев С.С. «Ария Кутузова», «Вальс Наташи» (из оперы «Война и Мир»), Шостакович Д. «Симфония №7», Глинка М.И. «Ария Сусанина» (из оперы «Иван Сусанин»), Шуберт Ф. «Лесной царь», «Серенада», «Шарманщик», Скрябин А.Н. «Прелюдия №4», Шопен Ф. «Прелюдия №20», «Вальс №6, 7», Бетховен Л. «Эгмонт», «Симфония №5», «Песня Клерхен», Равель М. «Болеро», Лист Ф. «Рапсодия №2», Сигер П. «Песня о молоте», Бах И.С. «Органная фуга ля минор», «Песня о Рождестве», Сибелиус Я. «Грустный вальс».

Дополнительный материал: Рахманинов С.В., Молчанов К., Новиков А., Прокофьев С.С., Глинка М.И., Шуберт Ф., Бетховен Л., Шопен Ф., Бах И.С. (портреты композиторов), Толстой Л.Н. «Война и Мир» (роман), Гойи Ф. «Расстрел повстанцев» (репродукция картины), Давид Л. «Клятва Горациев», Делакруа Э. «Свобода на баррикадах» (репродукции картин), Задания к викторинам, кроссвордам, головоломкам по музыке.

Разучивание произведений: русская народная песня «Милый мой хоровод», Окуджава Б. «До свидания, мальчики», Новиков А. «Дороги», Молчанов К. «Песня туристов», Бетховен Л. «Песня Клерхен», Галь В. «Давайте дружить», Пахмутова А. «Звездопад», Бах И.С. «Песня о Рождестве».

  1. Форма в музыке.

Понятие музыкальной формы. Виды музыкальных форм. Сонатная форма. Противостояние музыкальных образов в одном произведении. Драматургия контрастных сопоставлений. Интонационное единство балета (оперы). Столкновение двух образов – основа драматургии «Симфонии №7» Д. Шостаковича. «А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим». Жизненное содержание и форма музыкальных произведений. Жизнь полонеза.

Музыкальный материал: Дубравин Я. «Песни наших отцов», Глинка М.И. «Увертюра «Руслан и Людмила»», Тактакишвили О. «Сегодня умер Руставели», Бетховен Л. «Эгмонт», Высоцкий В. «Звезды», Римский –Корсаков Н.А. «Сеча при Керженце», русская народная историческая песня «Песня про татарский полон», Э. Григ «Соната для виолончели и фортепиано», Чюрленис М. «Соната моря», Прокофьев С.С. «Ромео и Джульетта», «Золушка»,Чайковский П.И. увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта», Лист Ф. «Рапсодия №2», Эшпай А. «Венгерские напевы», Тухманов Д. «День победы», Д. Шостакович «Симфония №7», Захлевный Л. «Победа»,Александров А. «Священная война», Мурадели В. «Бухенвальдский набат», Шапорин Ю.А. кантата «Доколе коршуну кружить», Моцарт В.А. «Симфония №40», Егоров В. «Облака».

Дополнительный материал: Глинка М.И., Э. Григ, (Портреты композиторов), иллюстрации к опере «Руслан и Людмила», Руставели Ш. «Поэма Витязь в тигровой шкуре», иллюстрации к балету, стихи, репродукции, посвященные Дню Победы.

Разучивание произведений: Дубравин Я. «Песни наших отцов», «Сочинение о весне», Высоцкий В. «Звезда», «Песня про татарский полон», Дубравин Я. «Сочинение о весне», Тухманов Д. «День победы», Егоров В. «Облака».

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать (понимать)

  • знать специфику музыки как вида искусства;

  • понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

  • знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;

  • знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;

Учащиеся должны уметь:

  • уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;

  • различать звучание музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

  • определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

5 класс


1

Музыка рассказывает обо всём.

1

2

Древний союз.

2

3

Музыка и литература.

10

4

Музыка и изобразительное искусство.

5


Итого

18

6 класс


1

Музыка души.

1

2

«Тысяча миров» музыки.

2

3

Как создается музыкальное произведение.

13

4

Чудесная тайна музыки.

2


Итого

18

7 класс


1

Содержание в музыке.

8

2

Форма в музыке

10


Итого

18























Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Музыка»

5 класс (18 часов)

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

1

Музыка рассказывает обо всём.

1




Часть 1. Древний союз.

2 часа




2

Истоки.

Искусство открывает мир.

1




3

Искусства различны, тема едина.

1




Часть 2. Музыка и литература

10 часов




Слово и музыка.

2 ч




4

Два великих начала искусства.

1




5

«Стань музыкою, слово!»

Музыка «дружит» не только с поэзией.

1




Песня.

2 ч




6

Песня – верный спутник человека.

Мир русской песни.

1




7

Песни народов мира.

1




Романс.

1 ч




8

Романса трепетные звуки.

Мир человеческих чувств.

1




Хоровая музыка.

2 ч




9

Народная хоровая музыка.

1




10

Хоровая музыка в храме.

1




Опера.

1 ч




11

Из чего состоит опера.

1




Балет.

1 ч




12

Единство музыки и танца.

1




Музыка звучит в литературе.

1 ч




13

Музыкальность слова.

Музыкальные сюжеты в литературе.

1




Часть 3. Музыка и изобразительное искусство.

4 часа




Образы живописи в музыке.




14

Живописность искусства.

«Музыка-сестра живописи».

1




Пейзаж в музыке.




15

Образы природы в творчестве музыкантов.

1




«Музыкальная живопись» сказок и былин.

1 ч




16

Сказочные герои в музыке.

Тема богатырей в музыке.

1




Музыка в произведениях изобразительного искусства

2 ч




17

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

1




18

Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства».

1






Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Музыка»

6 класс (18 часов)

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

1

Музыка души.

1




Часть 1. «Тысяча миров» музыки.

2 часа




2

Искусство и фантазия.

Искусство открывает мир.

1




3

В чем сила музыки.

1




Часть 2. Как создается музыкальное произведение.

13 часов




Ритм.

2 ч




4

О чем рассказывает музыкальный ритм.

1




5

Диалог метра и ритма.

От адажио к престо.

1




Мелодия.

2 ч




6

«Мелодия – душа музыки».

1




7

«Мелодией одной звучат печаль и радость».

1




Гармония.

2 ч




8

Два начала гармонии.


1




9

Красочность музыкальной гармонии.

1




Полифония.

2 ч




10

Мир образов полифонической музыки.

1




11

Философия фуги.

1




Фактура.

1 ч




12

Пространство фактуры.

1




Тембры.

2 ч




13

Тембры – музыкальные краски.

1




14

Соло и тутти.

1




Динамика.

2 ч




15

Громкость и тишина в музыке.

1




16

Тонкая палитра оттенков.

1




Часть 3. Чудесная тайна музыки.

2 часа




17

По законам красоты.

1




18

Подводим итоги. Урок-игра.

1


















Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Музыка»

7 класс (18 часов)

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

Часть 1 Содержание в музыке.

8 ч




1

О единстве содержания и формы в художественном произведении.

1




2

Музыку трудно объяснить словами.

1




3

Музыка, которую можно объяснить словами.

1




4

Когда музыка не нуждается в словах.

1




5

Лирические образы в музыке.

1




6

Драматические образы в музыке.

1




7

Эпические образы в музыке.

1




8

Такие разные песни, танцы, марши.

1




Часть 2.Форма в музыке.

10 ч




9

«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.

1




10

«Художественная форма – это ставшее зримым содержание».

1




11

Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.

1




12

О роли повторов в музыкальной форме.

1




13

Многомерность образа: форма рондо.

1




14

О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.

1




15

Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.

1




16

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

1




17

Формула красоты.

1




18

Подводим итоги. Урок-викторина.

1
















РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Музыка как вид искусства

Выпускник научится:

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

• самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Выпускник научится:

• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

Выпускник получит возможность научиться:

• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

Музыка в современном мире: традиции и инновации

Выпускник научится:

• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.

Выпускник получит возможность научиться:

• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!