СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 7-8 классов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 7-8 классов»


Село Советский Дар, Азовский район, Ростовская область

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сов-Дарская основная общеобразовательная школа

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)







СОГЛАСОВАНО
Завуч

____________________Цвиринько И.П.

Протокол № 1 от "10" 08 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
Директор

_____________________Высавская Т.И

Приказ № 107 от "10" 08 2023 г..







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по _____Музыке_(7-8 классы)__________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

__________________________основное общее____________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов __68__


Составитель: учитель Хмара Анна Михайловна (учитель первой категории)

Программа составлена на основе примерной рабочей программы основного общего образования (5- 9 классы) по предмету «Музыка» базовый уровень

и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом


(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)









2023-2024 г.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»


Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования

составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»), с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова. – М.Просвещение, 2014 г., рабочей программой «Музыка. Искусство. 5-8 классы» по учебникам Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, И.Э. Кашековой. Авторы: А.П.Сигаева, Е.Н.Малых.- Волгоград: «Учитель», 2011.; Примерной программы воспитания в соответствии с Основной Образовательной Программой основного общего образования МБОУ Сов-Дарской ООШ, её содержание реализуется в соответствии с годовым календарным планом-графиком школы. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития музыкального образования в Российской Федерации.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 5-8 КЛАССЫ

Приоритетными целями обучения музыке в 5-8 классах являются: воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

    1. становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;

    2. развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;

    3. формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.

Основные линии содержания курса музыки в 5-8 классах представлены девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:

модуль № 1 «Музыка моего края»;

модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»;

модуль № 4 «Европейская классическая музыка»; модуль № 5 «Русская классическая музыка»;

модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»; модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;

модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область

«Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.

Настоящей программой предусматривается выделение в учебном плане на изучение музыки в 7-8 классах 1 учебный час в неделю. Общее количество – 68 часов (по 34 часа в год).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

  1. Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

  1. Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно- просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.

  1. Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.

  1. Эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

  1. Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способа- ми исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии .

  1. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

  1. Трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

  1. Экологического воспитания:

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;

смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:

  1. Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия:

устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;

обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;

выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;

самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.

Базовые исследовательские действия:

следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между

реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе

исполнительских и творческих задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.

Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности – музыкального мышления.

  1. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация:

воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;

передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;

эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;

распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.

Вербальное общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;

публично представлять результаты учебной и творческой деятельности. Совместная деятельность (сотрудничество):

Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально- психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;

понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

  1. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация:

ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;

планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

делать выбор и брать за него ответственность на себя. Самоконтроль (рефлексия):

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и

адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;

использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т.д.

Эмоциональный интеллект:

чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.).


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету

«Музыка»:

  • осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;

  • воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;

  • сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);

  • понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «МУЗЫКА» (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)


  1. Класс

Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (16 часов)

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально- драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 часов)

Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.


  1. Класс

Раздел 1. «Жанровое многообразие музыки» (16ч)

Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. Жанры инструментальной, вокальной, театральной музыки. Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Особенности песенной музыки.Многообразие жанров народного песенного искусства. Духовное и светское песенное искусство. Особенности современной песенной культуры и вокального исполнительства. Значение танцев жизни человека. Танцевальная музыка прошлого и настоящего. Развитие танцевальной музыки. Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров. Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры. Марш, его значение в жизни человека.


Раздел 2. «Музыкальный стиль – камертон эпохи» (18ч)

Понятие музыкальный стиль. Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру. Музыка эпохи Возрождения. Барокко.

Классицизм. Романтизм. Реализм. Импрессионизм. Новый музыкальный язык. Неоклассицизм и классический авангард.

Джаз. Рок- н-ролл. Кантри и фолк-рок, этническая музыка. Арт-рок. Хард-рок и хэви- метал. Рэп. Эстрада. Авторская песня. Стилизация и полистилистика в музыке XX-XXI вв. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла. Традиции и новаторство в музыке. Использование различных форм музыцирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «МУЗЫКА» (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)


Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне общего образования и должны обеспечивать:

  • знание специфики музыки как вида искусства;

  • понимание значения музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • умение представлять личностную позицию в рассуждении о возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • знание основных жанров народной и профессиональной музыки;

  • сформированность представления о богатстве музыкальных образов и способов их развития;

  • знание основных форм музыки;

  • знание характерных черт и образцов творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • знание о видах оркестров, знание названий наиболее известных инструментов;

  • знание имен выдающихся композиторов и музыкантов, исполнителей;

  • умение эмоционально, образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • умение узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • умение выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

  • умение исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;

  • умение выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

  • умение распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • умение выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

  • умение устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • умение размышлять о музыке, анализировать музыкальное произведение и его исполнение; умение выражать собственное отношение к музыкальным явлениям действительности;

  • развитие интереса к музыкальному самообразованию: знакомству с литературой о музыке, слушанию музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач); выражению своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях во внеурочной деятельности, в эссе и рецензиях.

Тематическое планирование предмета «Музыка»

7_ класс









п/п








Наименование разделов и тем программы

Количество часов








Виды деятельности






Виды, формы контроля






Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Модуль 1. Музыка народов мира

1.1

Музыка – древнейший язык человечества.

5

0

2

Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных артефактов древности, последующий

пересказ полученной информации

Самооценка с использованием

«Оценочного листа».

https://www.youtube.com/watch?v=M9Opg0Zy2NA&t=9s

1.2

Музыкальный фольклор народов Европы.

3

0

1

Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России.

Устный опрос.

https://www.youtube.com/watch?v=j2qskSJ7O1I

Итого по модулю:

8

0

3




Модуль 2. Истоки и образы русской и европейской духовной музыки

2.1

Храмовый синтез искусств.

3

0

1

Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции и русского православия, полученных на уроках музыки и ОРКСЭ в начальной школе. Осознание единства музыки со

словом, живописью, скульптурой, архитектурой как

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа».

https://www.youtube.com/watch?v=FvMONJXDuZ0&t=8s







сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства.



2.2

Музыкальные жанры богослужения.

4

0

1

Слушание духовной музыки.

Определение на слух: состава исполнителей, типа фактуры (хоральный склад, полифония), принадлежности к русской или

западноевропейской религиозной традиции.

Самооценка с использованием

«Оценочного листа».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3170/start/

Итого по модулю:

7

0

2




Модуль 3. Европейская классическая музыка

3.1

Музыкальный образ.

5

0

2

Знакомство с произведениями композиторов —

венских классиков,

Устный опрос; Самооценка с использованием

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3176/start/







композиторов- романтиков, сравнение образов их произведений. Сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения.

«Оценочного листа».


Итого по модулю:

5

0

2




Модуль 4. Жанры музыкального искусства

4.1

Симфоническая музыка.

5

0

2

Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической четырехчастной симфонии.

Самооценка с использованием

«Оценочного листа».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3181/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3185/start/

Итого по модулю:

5

0

2




Модуль 5. Связь музыки с другими видами искусства

5.1

Музыка и театр.

3

0

1

Знакомство с

образцами музыки,

Устный опрос.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3248/start/







созданной отечественными и зарубежными композиторами для драматического театра.


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3250/start/

5.2

Музыка кино и телевидения.

6

0

2

Разучивание, исполнение песни из фильма.

Самооценка с использованием

«Оценочного листа».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3179/start/

Итого по модулю:

9

0

3




Резерв:







Общее количество часов по программе:

34

0

12








8_ класс









п/п








Наименование разделов и тем программы

Количество часов








Виды деятельности






Виды, формы контроля






Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Модуль 1. Музыка моего края

1.1

Семейный фольклор.

5

0

2

Знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла. Изучение особенностей их исполнения и звучания.

Определение на слух жанровой принадлежности,

анализ символики традиционных образов

Самооценка с использованием

«Оценочного листа».

https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-na- temu-semeynobitovoy-folklor-3817834.html

1.2

Наш край сегодня.

3

0

1

Разучивание и исполнение гимна республики, города; песен местных композиторов.

Устный опрос.

https://www.youtube.com/watch?v=PWbKoIrC- hE&t=5s

Итого по модулю:

8

0

3




Модуль 2. Жанры музыкального искусства

2.1

Театральные жанры.

4

0

1

Различение, определение на слух:; тембров голосов оперных певцов, оркестровых групп, тембров инструментов,

типа номера (соло, дуэт, хор и т. д.).

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3193/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3190/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3412/start/

Итого по модулю:

4

0

1




Модуль 3. Русская классическая музыка

3.1

Русский балет.

4

0

1

Поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом.

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного

листа».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3192/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3188/start/


Итого по модулю:

4

0

1




Модуль 4. Европейская классическая музыка

4.1

Музыкальный стиль.

4

0

1

Обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях музыкального стиля (стиль композитора, национальный стиль, стиль эпохи и т. д.).

Самооценка с использованием

«Оценочного листа».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3355/start/

Итого по модулю:

4

0

1




Модуль 5. Русская классическая музыка

5.1

Русская музыка – взгляд в будущее.

5

0

2

Знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века, эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и

Средств музыкального искусства.

Устный опрос.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3411/start/

Итого по модулю:

5

0

2





Модуль 6. Современная музыка: основные жанры и направления

6.1

Джаз.

4

0

2

Разучивание, исполнение одной из

«вечнозелёных» джазовых тем. Элементы ритмической и вокальной импровизации на её основе.

Устный опрос.

https://www.youtube.com/watch?v=pY7t8gPjftk

6.2

Мюзикл.

5

0

2

Анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных СМИ.

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного

листа».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3405/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3187/start/

Итого по модулю:

9

0

4




Резерв:







Общее количество часов по программе:

34

0

12





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



  1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА:

Музыка, 7 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество

«Издательство «Просвещение»; 2019.

Музыка, 8 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество

«Издательство «Просвещение»; 2019.


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс [ Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.

Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 8 класс [ Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.

Музыка. Фонохрестоматия. 7 класс [ Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск ( CD- ROM).

Музыка. Фонохрестоматия. 8 класс [ Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск ( CD- ROM).

Музыка. 5 - 8 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для уч ителей общеобразоват. организаций / [ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова]. – 4- е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 126 с.

Уроки музыки. Поурочные разработки. 7 - 8 классы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - 3- е изд. - М.: Просвещение, 2019. - 331 г.


  1. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:

  1. Единая коллекция - http://collection. cross- edu. ru/catalog/rubr/ f544 b3 b7 - f1 f4- 5 b76- f453- 552 f31d9 b164

  2. Российский общеобразовательный портал - http://music. edu. ru/ 3. Детские электронные книги и презентации - http://viki. rdf. ru/

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Р есурсов. – Режим доступа: http://school- collection. edu. ru

  2. Российская Электронная Школа


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    1. УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

Классная магнитная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, МФУ.

    1. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ :

Классная магнитная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, МФУ.

Приложение к РП учебного предмета «Музыка»


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ музыка, 7 классы

Номе

р урока

Тема,

тип урока

Основное

содержание

темы, термины и понятия

Виды дея-

тельности, форма работы

Формы

контроля

Самостоятельная

деятельность

обучающихся, домашнее задание

Дата

план

факт

Особенности музыкальной драматургии сценической музыки

1

Классика и

современност ь

(открытие нового знания)

Значение слова «классика».

Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей.

Интерпретация и обработка классической музыки прошлого

Беседа.

Слушание музыки. Хоровое пение

Устный контроль

Подобрать музыкальные иллюстрации к теме «Музыка Моцарта в современной обработке»

02.09


2

В музыкальном театре. Опера (постановка и решение учебных задач)

Музыкальная драматургия.

Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие.

Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере

Интонационн о-образный анализ прослушанно й музыки. Хоровое пение

Устный контроль

Творческая деятельность. Написать эссе о прослушанной опере

09.09


3

Опера

М. И. Глинки «Иван

Сусанин» (решение учебных задач)

Новая эпоха в русском му- зыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. Глинки «Иван

Сусанин»

Интонационн о-образный анализ музыки. Хоровое пение

Устный контроль. Карточки с заданиями для выполнения практическ ой работы

Творческая деятельность. Нарисовать эскизы костюмов и декораций к опере «Иван Сусанин»

14.09


4–5

Опера А. П.

Бородина

«Князь

Игорь» (решение учебных задач; рефлексия знаний)

Знакомство с русской

эпической оперой

А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев

Слушание музыки. Интонационн о-образный анализ. Хоровое пение

Устный

и

письменны

й контроль

Читать «Слово о полку Игореве». Подобрать иллюстрацию к тексту.

Подготовить сообщение «Героические женские образы в эпосе других народов России»

23.09,

30.09


6

В музыкальном театре.

Балет

(открытие нового знания)

Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете.

Современный и классический балетный спектакль

Хоровое пение.

Слушание музыки. Пластическое интонирован

ие

Устный контроль

Записать в творческую тетрадь названия знакомых вам балетов, фамилии известных артистов и балетмейстеров

07.10


7

Балет Б. И.

Тищенко

«Ярославна» (открытие нового знания)

Знакомство с балетом Б. И. Тищенко «Ярославна». Музыкальные образы героев балета.

Драматургия балета. Роль хора, тембров инструментов оркестра

Хоровое пение. Беседа по теме занятия. Сравнение музыкальных произведени й, созданных на основе метода «тождества и контраста»

Карточка с дифференц ированным заданием

Творческое задание.

Выполнить эскизы костюмов и декораций

14.10


8

Героическая тема в русской музыке (решение учебной задачи)

Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма

Сравнительн ый анализ музыкальных

и художествен

ных произведени

й. Слушание музыки

Устный

и

письменны й контроль

Подготовить реферат на тему «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат»

21.10


9–10

В музыкальном театре. Мой народ – американцы. Опера Дж.

Гершвина «Порги и Бесс».

(открытие нового знания; постановка и решение учебной задачи)

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики XX века,

первооткрыватель симфоджаза. «Порги и Бесс» – первая американская национальная

опера

Хоровое пение. Беседа.

Интонационн о-образный и сравнительн ый анализ. Исполнение ритмическог

о

аккомпанеме нта под фонограмму

Устный контроль

Найти в

Интернете другие исполнительские трактовки «Колыбельной Клары». Сравнить два образных мира опер «Иван Сусанин» М. Глинки и «Порги и Бесс» Дж. Гершвина. Найти общие и различные черты в воплощении оперных образов. Записать свои наблюдения в творческую тетрадь

28.10,

11.11


11

Опера

Ж. Бизе

«Кармен»(открытие нового знания)

Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» – самая популярная опера в мире.

Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев

Слушание музыки.

Интонационн о-образный анализ. Вокальнохоровое интонирован ие.

Исполнение ритмическог

о

аккомпанеме нта под фонограмму

Устный контроль

Творческая деятельность. Подготовить презентацию на тему «О чем может рассказать увертюра к опере».

Записать свои эмоциональные впечатления от встречи с Кармен в творческую тетрадь

18.11


12

Балет Р. К.

Щедрина «Карменсюита» (открытие нового знания)

Знакомство с балетом Р. К.

Щедрина

«Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета.

Музыкальные образы героев балета

Вокальнохоровое интонирован ие.

Слушание музыки.

Определение средств му- зыкальной выразительно

сти

Устный контроль

Найти в

Интернете аудио- и видео- фрагменты оперы «Кармен». Сравнить исполнительские трактовки образов. Записать в творческую тетрадь свои впечатления от музыки балета

«Кармен-сюита»

Р. Щедрина

25.11


13-14

Сюжеты и образы духовной музыки (постановка и решение учебных задач) Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. В.

Рахманинова (решение учебных задач)

Музыка И.-С. Баха – язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. «Высокая месса» – вокальнодраматический жанр.

Музыкальное «зодчество» России. «Всенощное бдение»

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Слушание музыки. Интонационн о-образный анализ. Выявление средств му- зыкальной выразительно

сти

Устный контроль, тест

Творческая деятельность. Разработать мини-проект «Музыка Баха в мобильных телефонах». Подготовить письменное рассуждение о словах немецкого композитора Л. Бетховена об И.С. Бахе:

«Не ручей – море имя ему»

02.12,

09.12


15

Рок- опера

Э. Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда» (постановка и решение учебных задач)

Углубление знакомства с рок-оперой

Л.-Э. Уэббера «Иисус Христос – супер-звезда». Вечные темы в искусстве. Драматургия рокоперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев

Слушание музыки. Хоровое пение

Устный контроль

Составить словарь направлений популярной музыки, поместить его в творческую тетрадь.

Перечислить направления, встречающиеся в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда»

16.12


16

Музыка

Д. Б.

Кабалевского

к

драматическо

му спектаклю «Ромео и

Джульетта» (постановка и решение учебных задач)

Знакомство с музыкой Д. Б. Кабалевского к драматическому спектаклю

«Ромео и Джульетта».

Музыкальные образы героев симфонической сюиты

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение

Карточки для выполнения письменног о опроса «Анализ музыки»


23.12


17–18

«Гогольсюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»

(открытие нового знания; постановка и решение учебных задач)

Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизорская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» – ярчайший образец симфонической музыки. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты.

Полистилистика

Слушание музыки.

Интонационн о-образный и сравнительн ый анализ

Устный контроль. Защита проекта

Творческая деятельность. Записать в творческую тетрадь отрывки трагедии Шекспира, созвучные прослушанным частям сюиты. Нарисовать эскизы декораций для театральной постановки. Исследовательск ая деятельность. Защита проектов по темам первого раздела учебника

30.12,

13.01



Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17 ч)



19

Музыкальная драматургия – развитие музыки (решение учебных задач)

Музыкальная драматургия

в инструментальносимфонической музыке. Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация

Беседа.

Слушание музыки. Хоровое пение

Устный контроль

Исследовательск ая деятельность. Найти в Интернете орнаменты своего народа, подобрать к ним соответствующу ю музыку и подготовить презентацию

20.01


20

Два направления музыкальной культуры. Духовная и светская музыка (решение учебных задач)

Развитие му- зыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Му- зыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал.

Инструментальна я и вокальная светская музыка, камерная музыка

Слушание музыки. Хоровое пение

Устный опрос

Найти в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Составить программы концертов камерной музыки

27.01


21

Камерная инструмента льная музыка.

Этюд. (постановка и решение учебных задач)

Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Жанр концертного этюда в творчестве романтиков Ф.

Шопена и Ф. Листа

Слушание музыки. Интонационн о-образный анализ

Устный контроль

Выполнить рисунок к одному из полюбившихся музыкальных сочинений

03.02


22

Транскрипци я. Ф. Лист (решение учебных задач)

Транскрипция – переработка, переложение музыкальных произведений; наиболее популярный жанр концертновиртуозных произведений

Слушание музыки. Интонационн о-образный анализ. Хоровое пение

Устный контроль

Выписать имена известных музыкантовисполнителей:

пианистов, скрипачей

10.02


23

Циклические формы инструментальн ой музыки. «Кончерто гроссо», «Сюита в старинном стиле»

А. Шнитке (постановка и решение учебных задач)

Углубление и знакомство с циклическими формами музыки: инструментальны м концертом, сюитой на примере творчества А. Шнитке

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Письменны й контроль (карточки)

Подготовить сольное исполнение любимого произведения (по выбору)

17.02


24–25

Соната

(«Патетическ ая») Л. Бетховен, Соната № 2 С.

Прокофьева.

Соната № 11 В.-А.

Моцарта.

(открытие нового знания; решение учебных задач)

Углубление и знакомство с музыкальным жанром – соната.

Сонатная форма:

композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л. Бетховена, С. С.

Прокофьева, В.-

А. Моцарта

Слушание музыки. Интонационн о-образный анализ

Устный контроль. Тест

Подготовить презентацию «Мир образов камерной музыки Моцарта». Составить устный рассказ «Мир чувств человека и его воплощение в музыке»

03.03,

10.03


26–27

Симфоничес кая музыка (постановка и решение учебных задач; рефлексия)

Углубленное знакомство с музыкальным жанром – симфония. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов:

И. Гайдна,

В.-А. Моцарта, С.

С. Прокофьева, Л. Бетховена, Ф.

Шуберта, В. С.

Калинникова, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов

симфонической музыки

Беседа.

Слушание музыки. Вокальнохоровое интонирован

ие и хоровое пение.

Интонационн о-образный и сравнительн ый анализ

Устный

и

письменны й контроль

Творческая деятельность. Подготовить мини-проекты (на выбор): «Счастье! Звучит нестареющий Моцарт!», «Романтические черты музыки Ф. Шуберта». Подготовить сообщение на тему «Есть ли у симфонии будущее?»

17.03,

31.03


28

Симфоничес кая картина.

«Празднества

»

К. Дебюсси (усвоение новых знаний)

Знакомство с симфонической картиной

«Празднества» К.

Дебюсси. Живописность музыкальных образов

симфонической

кар- тины

Слушание музыки. Хоровое пение

Устный контроль

Подготовить компьютерную презентацию «Имп-рессионизм в музыке и живописи»

07.04


29

Инструмента льный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.

Хачатуряна (решение учебных задач)

Углубление знакомства с жанром инструментальн ый концерт. Сонатносимфонический цикл. Знакомство с концертом для скрипки с оркестром А. И. Хачатуряна

Слушание музыки. Хоровое пение. Определение принципов развития музыки

Устный контроль

Подготовить письменное рассуждение о словах композитора Б. Асафьева: «В музыке концерта есть что-то от театра, дискуссии»

14.04


30

«Рапсодия в стиле блюз» Дж.

Гершвина (решение учебных задач)

Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз».

Симфоджаз

Слушание музыки. Хоровое пение.

Интонационн о-образный анализ

Устный контроль

Найти в Интернете информацию об отечественных джазовых музыкантах. Составить фонограмму из по-нравившихся композиций

21.04


31

Музыка народов мира (решение учебных задач)

Многообразие жанров му- зыкального фольклора как отражение жизни разных народов. Особенности музыкального языка

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Интонационн о-образный анализ

Тест

Подобрать музыкальные иллюстрации

на тему «Современный фольклор»

28.04


32

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер (рефлексия знаний)

Взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии

Слушание музыки. Хоровое пение

Проверочна

я работа

Составить программу концерта

«Музыкальные хиты современности»

05.05


33

«Пусть музыка звучит!» (рефлексия знаний)

Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональны ми музыкантами. Этно- музыка

Слушание музыки. Хоровое пение

Творческая, исследовательск ая деятельность. Темы проектов в учебнике (с. 150–153)

12.05


34

Резервный урок





19.05


В концертном зале: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea6ed6

Музыкальная драматургия - развитие музыки Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea6576

Сюжеты и образы религиозной музыки Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea694a

https://m.edsoo.ru/f5ea5036

https://m.edsoo.ru/f5ea5fae

https://m.edsoo.ru/f5ea59aa



Образы «Вечерни» и «Утрени» Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea613e











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МУЗЫКА, 8 класс



п/п

Тема урока

Элементы содержания

Музыкальный материал для слушания

Домашнее задание

Дата

План

Факт


Классика и современность



1

Классика и современность.

Музыка

И.С.Баха и21 век

Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей.

Интерпретация и обработка классической музыки прошлого

Бах Токката и фуга ре минор в классическом звучании и

современной обработке

биография Баха привести примеры пр-ний Баха, популярных в 21 веке

01.09


2

Современн ые обработки классическ их произведе ний

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя.

Музыка Баха,

Бетховена, Моцарта и др композиторовклассиков в

современной обработке

подобрать примеры классики в совр обр

08.09


3

Жанровое многообра зие музыки

Жанр как определённый тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. «Три кита» - песня, танец, марш. Жанры инструментальной, вокальной, театральной музыки

Г.Свиридов, Музыкальные

иллюстрации к повести

Пушкина «Метель»

(Романс, Вальс,

Военный марш)

Р.Шуман, вокальный цикл «Любовь поэта»


15.09


4

Песня – самый демократи чный жанр музыки

Песня – самый распространенный жанр музыкальнолитературного творчества. Роль песни в жизни человека.

Значение песни в жизни человека. Мелодия – душа песни. Виды исполнения песен.

Строение песни:

вступление, отыгрыши, заключение, куплетная форма

Песни А.Пахмутовой,

И.Матвиенко,

М.Дунаевского,

А.Ермолова

наизусть тексты песен

22.09


5

Патриотич еская тема в музыке и эстрадная песня

наизусть тексты песен

29.09


6,7

Проникнов ение

фольклора

в

современн ую музыку

Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определённой эпохи: кантри,

фолк-рок, аутентичный фольклор и др.

Обработки рнп в исполнении ансамблей Ариэль, Русская песня,

Кубанцы

найти материал о фольклорных коллективах города

Азова и

Азовского района

06.10,

13.10


8

Вокальные жанры и их развитие в музыке разных эпох.

Продолжить знакомство с песенными жанрами: серенада, баллада, ария – и особенностями их развития в разные исторические эпохи.

Р.Шуман, вокальный цикл «Любовь поэта» Ф.Шуберт Серенада Херувимская песнь

(знаменный распев) П.Чесноков Всенощное бдение

Бах Высокая месса

подготовить сообщение

20.10


9

Тема любви – вечная тема в искусстве

Жизненная основа художественных образов.

Углублённое знакомство с музыкальным жанром соната.

Соната в тв-ве

Бетховена

Бетховен Соната №14

Бетховен, биография

27.10


10

Тема любви – вечная тема в искусстве

Развитие танцевальных жанров в сценической музыке. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете.

Современный и классический балетный спектакль

Прокофьев «Ромео и Джульетта»

история создания балета

10.11


11

Иоганн Штраус – король вальса

Значение танца в жизни человека. Разнообразие танцев разных времён и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.) Продолжить знакомство с тв-вом Штрауса. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора.

Штраус, вальсы

(Сказки венского леса,

На прекрасном голубом

Дунае, из оперетты Летучая мышь)

Штраус, биография

17.11


12

Жанр

вальса в

«серьезной

» и «легкой музыке»

Развитие танцевальных жанров в инструментальной музыке. Продолжить знакомство с тв-вом М.Глинки. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора

М.Глинка Вальсфантазия Е.Дога Вальс

Глинка, биография

24.11


13,

14

Вальс, как

музыкальн

ая

иллюстрац

ия к литератур ному произведе нию

Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки. Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.

А.Хачатурян Вальс

(Маскарад)

Г.Свиридов Вальс

(Метель)

С.Прокофьев Вальс из

оперы «Война и мир»

Хачатурян, биография Свиридов, биография

01.12,

08.12


15


Интонации и ритмы марша

Марш как самостоятельная пьеса и часть произведений крупных жанров (оперы, балета, сонаты, сюиты и др.). Эволюция жанров маршевой музыки в истории музыкальной культуры Жанры маршевой музыки.

Г.Свиридов Военный марш

Агапов Прощание славянки Ф.Мендельсон

Свадебный марш

М.Глинка Марш

Черномора

Моцарт Турецкий марш

история создания марша «Прощание славянки» история создания «Свадебного марша»

15.12


16

Выдающие

ся

исполнител ьские коллективы исполнительских

Знакомство с тв-вом знаменитых коллективов

видео: хор п/у

В.Минина, Хор

Турецкого, оркестр«Виртуозы Москвы» п/у В.Спивакова, орк – ры Дж.Ласта, П.Мориа

подготовить сообщение

22.12



Традиции и новаторство в музыке





17

Джаз. Корни и стоки.

Симфоджа

з

Продолжить знакомство с историей развития джазовой музыки, её истоками (спиричуэл, блюз). творчеством Дж.

Гершвина. Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики ХХ в., первооткрыватель симфоджаза. Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие лёгкой и серьёзной музыки в рамках симфоджаза

Стили и направления в джазовой музыке. Знаменитые исполнители

Д.Гершвин Рапсодия в стиле блюз, фр. из «Порги и Бесс»

джаз, отличительные черты

29.12


18

Рок-опера

Рок-опера. Состав инструментов. Драматургия рокоперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев.

Более глубокое изучение рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось».

Образ Резанова в исполнении

Н.Караченцова,

Д.Певцова, В.Ракова


12.01


19,

20

Авторская песня

Углубленное знакосмство с историей развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни

В.Высоцкий,

Б.Окуджава, Ю.Визбор,

В.Егоров, Т.и

С.Никитины,

история развития

авторской песни в СССР тексты песен наизусть этапы развития духовной музыки

Окуджава,

«Молитва Франсуа Виньона», текст наизусть

19.01,

26.01


21,

22

Духовная музыка

Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической)

Бах Высокая месса, Вивальди «Gloria» Струмский «Великое славословие», Львов «Вечери Твоея», Чесноков «Совет превечный»

история создания

02.02,

09.02


23

Обращени е

композито ров к образцам духовной музыки при создании музыкальн ых произведе ний

церквей: знаменный распев и хорал. Особенности развития духовной (церковной) музыки в Древней Руси в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Различные жанры церковного пения. Знакомство с новым жанром – хоровым концертом. Знакомство с жизнью и творчеством М. Березовского

Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Выявление глубоких связей композиторской музыки с народным творчеством

привести примеры

16.02


24

Вечная музыка

Вивальди. Эпоха Барокко в музыке

Характерные признаки музыкального барокко (конец XVI – XVIII в.), его связь с архитектурой. Контрапункт, полифония. Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт.

Особенности стиля барокко.

Продолжить знакомство с тв-вом А.Вивальди. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора

Вивальди «Времена года»

познакомиться с сонетами Вивальди

02.03


25

Характерн ые признаки

музыкальн ого классициз ма

Сонатная форма. «Венская классическая школа». Великие представители классицизма: Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, К.

Глюк, М. Глинка. Состав симфонического оркестра. Взаимосвязи музыки с литературой, театром, архитектурой, изобразительным искусством

Гайдн Симфония № 45,

Моцарт Симфония

№40, Бетховен

Симфония №3 Симфонические произведения М.Глинки

Выявить взаимосвязи музыки с литературой, театром, архитектурой, изобразительным искусством

09.03


26

«…И

музыка, которой

нет

конца…» Эпоха Романтиз ма в музыке

Более углубленное знакомство с тв-вом Паганини. Выразительные возможности скрипки, её создатели и современные исполнители.

Паганини Каприс №24 С.Баневич «Дорога»

Паганини, биография; привести примеры транскрипций

16.03


27

Творчески й стиль С.Рахмани нова

Продолжить знакомство с жизнью и творчеством С.

Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки композитора на примере «Рапсодии на тему Паганини». Исполнительские интерпретации

Рахманинов Рапсодия на тему Паганини

Рахманинов, биография

30.03


28,

29

Историчес кая

хроника А.Пушкин

а и опера

М.Мусорг

ского «Борис

Годунов»

Новая эпоха в русском музыкальном искусстве.

Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил.

Музыкальные образы оперных героев

фрагменты оперы Мусоргского «Борис

Годунов» (монолог Бориса, сцена коронации, хор Расходилась, разгулялась…)

Мусоргский, биография

история постановки оперы

06.04


30

Всегда современн ый

Чайковски

й

Образный мир произведений П.Чайковского. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора

фрагменты оперы

«Евгений Онегин», Концерт №1 для ф-но с оркестром

Чайковский, биография

13.04


31

Мы помним… Мы

гордимся … Песни великого подвига

Роль музыки в годы ВОвойны, тематика воинского подвига советского народа; деятели культуры

песни времен ВОВ и о ВОВ

история создания песен времен ВОВ

20.04


32

Музыка кинематог рафа

Роль музыки в кино и на телевидении

А.Петров, В.Лебедев, А.Шнитке, А.Зацепин, А.Рыбников

история развития звукового кино и роль в нем музыки

27.04


33

Традиции и новаторство в творчестве

С.Прокофьева.

Стилизация и

полистили стика.

Образный мир произведений С.

Прокофьева. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора. Углубление знакомства с музыкальным жанром – симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Полистилистика в музыке 20-21 вв, как «многоголосие» , диалог композитора с музыкой предшествующих поколений. Стили и направления современной популярной музыки.

Прокофьев

Классическая симфония

особенности творческого стиля

Прокофьева

04.05


34

Обобщаю щий урок.


Музыка для слушания по желанию уч-ся


11.05



Резервный урок




18.05










Классика балетного жанра Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eaa20c

В музыкальном театре. Опера Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9afa

«Князь Игорь» Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9c62

Опера: строение музыкального спектакля Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

Классика в современной обработке Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eab27e

https://m.edsoo.ru/f5eab4d6

В музыкальном театре. Мюзикл Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eabc2e

https://m.edsoo.ru/f5eabff8

https://m.edsoo.ru/f5eac156

«Музыканты – извечные маги» Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eab86e

https://m.edsoo.ru/f5eab9c2

«Музыканты – извечные маги» Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eabaf8

Музыка в кино Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea85a6

Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea8786


Критерии и нормы оценок знаний учащихся по предмету «Музыка»

По предмету «Музыка» учебные достижения учащихся проводятся по итогам учебных триместров и учебного года, что отражает качественный уровень освоения рабочей учебной программы.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, тесты, кроссворды, терминологические диктанты, защита проектов, рефератов, презентаций.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизации, коллективного музицирования.

Слушание музыки

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы. Учитывается:

  • степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

  • самостоятельность в разборе музыкального произведения;

  • умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний. Критерии оценки: Отметка «5»

Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный;

Отметка «4»

Ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя; Отметка «3»

Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя;

Отметка «2»

Оответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу. Критерии оценки:

Отметка «5»

Знание мелодической линии и текста песни, чистое интонирование и ритмически точное исполнение, выразительное исполнение;

Отметка «4»

Знание мелодической линии и текста песни, в основном чистое интонирование, ритмически правильное, пение недостаточно выразительное;

Отметка «3»

Допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни, неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности, пение невыразительное;

Отметка «2» Исполнение неуверенное, фальшивое.

Музыкальная терминология Критерии оценки:

Отметка «5»

Твердое знание терминов и понятий, умение применять это значение на практике.

Отметка «4»

Неточность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике.

Отметка «3»

Слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике.

Отметка «2»

Незнание терминов и понятий, отсутствие навыков использования их на практике. Отметка «1»

Отказ от ответа.

Критерии оценивания устного ответа: Отметка «5»

  1. Учащиеся правильно излагают изученный материал;

  2. Анализирует произведения музыки, живописи, графики, архитектуры, дизайна, скульптуры;

  3. Выделяет особенности образного языка конструктивных видов искусства, единства функционального художественно-образных начал и их социальную роль;

  4. Знает основные этапы развития и истории музыки, архитектуры, дизайна, живописи и т.д., тенденции современного конструктивного искусства.

Отметка «4»

1. Учащиеся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера. Отметка «3»

1. Учащийся слабо справляется с поставленным вопросом; 2. Допускает неточности в изложении изученного материала. Отметка «2»

  1. Учащийся допускает грубые ошибки в ответе

  2. Не справляется с поставленной целью урока.

Музыкальная викторина Критерии оценки:

Отметка «5»

Все музыкальные номера отгаданы учащимся верно;

Отметка «4»

Два музыкальных произведения отгаданы не верно; Отметка «3»

Четыре музыкальных номера не отгаданы;

Отметка «2» Пять и более музыкальных номеров не отгаданы учащимся.

Оценка тестовой работы. Отметка «5»

При выполнении 100-90% объёма работы

Отметка «4»

При выполнении 89 - 76% объёма работы

Отметка «3»

При выполнении 75 - 50% объёма работы

Отметка «2»

При выполнении 49 - 0 % объёма работы

Оценка реферата.

Отметка «5»

  1. Работа содержательна, логична, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по теме.

  2. Показано умение анализировать различные источники, извлекать из них информацию.

  3. Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать ей критическую оценку.

  4. Работа демонстрирует индивидуальность стиля автора.

  5. Работа оформлена в соответствии с планом, требованиями к реферату, грамотно. Отметка «4»

  1. Работа содержательна, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по выбранной теме, но изложение недостаточно систематизировано и последовательно.

  2. Показано умение анализировать различные источники информации, но работа содержит отдельные неточности.

  3. Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать ей критическую оценку.

  4. Работа оформлена в соответствии с планом, но не соблюдены все требования по оформлению реферата (неправильно сделаны ссылки, ошибки в списке библиографии). Отметка «3»

  1. Тема реферата раскрыта поверхностно.

  2. Изложение материала непоследовательно.

  3. Слабая аргументация выдвинутых тезисов.

  4. Не соблюдены требования к оформлению реферата (отсутствуют сноски, допущены ошибки, библиография представлена слабо). Отметка «2»

  1. Тема реферата не раскрыта.

  2. Работа оформлена с грубыми нарушениями требований к реферату.

Оценка проектной работы.

Отметка «5»

  1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

  2. Соблюдена технология исполнения проекта.

  3. Проявлены творчество, инициатива.

  4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме. Отметка «4»

      1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

      2. Соблюдена технология исполнения проекта, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.

      3. Проявлено творчество.

      4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Отметка «3»

      1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

      2. Допущены нарушения в технологии исполнения проекта, его оформлении.

      3. Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта.

Отметка «2» 1. Проект не выполнен или не завершен.

Требования к ведению тетради В тетрадь записываются:

    1. Темы уроков.

    2. Имена композиторов, даты их жизни, иногда краткая информация об их творчестве и созданных произведениях.

    3. Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании.

    4. Названия и авторы разучиваемых песен.

  1. Сложно запоминающиеся тексты песен.

  2. Музыкальные впечатления.

  3. Сообщения, выполняемые учащимися по желанию (по темам отдельных уроков.)

  4. В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из год в год.

Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами).

Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини-учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить.

Тетрадь проверяется учителем один раз в триместр.

Оценка выставляется за:

  1. Ведение тетради (эстетическое оформление), наличие всех тем, аккуратность.

  2. Ведение словаря

  3. Выполненное домашнее задание.

  4. Самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц-опрос (тесты), игра «Угадай мелодию».

Фонд оценочных средств по музыке 5-8 классы

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.

При подготовке данного материала мне пришлось столкнуться со следующими проблемами:

1. Как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно - эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности.

  1. Как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым усердием постоянно или урывками и т.д.

  2. И главное, чтоб данный материал соответствовал основным требованиям ФГОС.

Внимательно изучив изложенные выше проблемы, была поставлена цель моей работы:

  1. Создание базы тестов и вопросов для контроля знаний, умений и навыков, которые учитывали бы комплексноиндивидуальный подход к системе контроля в обучении.

  2. Выделить основные средства его реализации.

Методов оценки знаний, умений и навыков в современном мире обучения существует много.

Вся система контроля знаний, умений должна планироваться таким образом, чтобы охватывать все обязательные результаты обучения для каждого ученика. Всякая полноценная деятельность состоит из 3 частей: ориентировочной, исполнительной, контрольной. Эффективный контроль с быстрым получением результатов деятельности проще всего организовывается на уроке с помощью тестов. Тест – это краткое стандартизированное испытание достижений обучения, допускающее количественное выражение и статистическую обработку результатов.

Преимущества тестовых форм контроля

  1. Индивидуальный характер контроля каждого ребенка.

  2. Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах контроля обучения.

  3. Возможность сочетания её с другими традиционными формами педагогического контроля.

  4. Всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

  5. Объективность тестового контроля.

  6. Единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижений.

  7. Эффективность, позволяющая проводить контроль за короткое время с минимальными затратами.

  8. Тестовые формы контроля как средство стимулирования систематической деятельности учащихся на уроке.

Также, на основе оценки итоговых тестов педагог может делать выводы об эффективности и результативности своей педагогической деятельности.

Поэтому для получения объективной оценки мной был выбран именно метод тестирования, что позволяет применить как комплексный, так и индивидуальный подход к каждому учащемуся. Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал.

Данная разработка предназначена для проведения итоговой проверки знаний, умений и навыков учащихся 5-9 классов за текущий учебный год.

Материал включает в себя тесты, где учащиеся выбирают правильный ответ из предложенных вариантов и вопросов, где ребята показываю свои знания в области определений музыкального искусства.

Материал составлен в соответствии с требованиями ФГОС.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!