СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УР __________Кобыльникова Е.Э. «___» _______20___г. | УТВЕРЖДЕНА приказом МОУ «СОШ № 4 им. Ю.А. Гагарина» от 31.08.2022 № ___ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 им. Ю.А. Гагарина»
городского округа «Котлас»
Рабочая программа педагога
по учебному предмету
«Искусство»
(музыка)
3класс
2022-2023 учебный год
| Учитель начальных классов высшей квалификационной категории Бачина Наталья Николаевна | |
Принято на заседании ШМО учителей начальных классов протокол от «___» __________202___ г. № 1 руководитель ШМО ___________ /Тросюк Е. Ю. | |
| |
п. Вычегодский
2022
Пояснительная записка Рабочая программа по музыке разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы НОО по музыке, авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011.
УМК:
Учебник «Музыка» для 3 класса.
Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2020 г.
Фонохрестоматия для 2 класса. Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.
Методические рекомендации для 2 года обучения
Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2014 г.
Поурочное планирование для 2 класса.
Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2014 г
На изучение музыки в 3 классе отводится 1 час в неделю, что составляет 34 ч (34 учебные недели за год).
Содержание учебного курса
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | «Россия – Родина моя» | 5 |
2 | «День, полный событий» | 4 |
3 | «О России петь – что стремиться в храм» | 4 |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 4 |
5 | «В музыкальном театре» | 6 |
6 | «В концертном зале » | 6 |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | 5 |
| ИТОГО: | 34 |
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.
«Музыка в жизни человека» (35 ч)
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.
« Основные закономерности музыкального искусства» (66ч)
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика и др.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.
«Музыкальная картина мира» (34 ч)
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.
Музыкальные инструменты.
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальной культурой народов Архангельской области и составляет 10% учебного времени.
Тема раздела: «Россия – Родина моя» - 5 часов
Урок 1. Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.
Урок 2. Природа и музыка. Звучащие картины. Входная контрольная работа. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
Урок 3. «Виват, Россия!» «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Музыкальная грамота. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Тема раздела: «День, полный событий» - 4 часа
Урок 6. Утро. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П. Чайковского «Утренняя молитва» и Э. Грига «Утро».
Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П. Мусоргского.
Урок 9. Вечер. Музыкальная грамота. Обобщающий урок. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С. Прокофьева, П. Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского).
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» - 4 часа
Урок 10. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Урок 11. Древнейшая песнь материнства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Урок 12. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
Урок 13. Святые земли Русской (княгиня Ольга и князь Владимир). Музыкальная грамота. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 часа
Урок 14. «Настрою гусли на старинный лад». Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.
Урок 15. Певцы русской старины (Баян. Садко). Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова).
Урок 16. Певцы русской старины (Лель). Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н. Римского-Корсакова.
Урок 17. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». (Обобщение). Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников.
Тема раздела: «В музыкальном театре» - 6 часов
Урок 18. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».
Урок 19. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К. Глюка «Орфей и Эвридика».
Урок 20. Опера «Снегурочка». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».
Урок 21. «Океан – море синее». Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие во вступлении к опере Н. Римского-Корсакова «Садко» «Океан – море синее».
Урок 22. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И. Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
Урок 23. В современных ритмах. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
Тема раздела: «В концертном зале » - 6 часов
Урок 24. Музыкальное состязание. Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.
Урок 25. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты.
Урок 26. Музыкальные инструменты (скрипка). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители
Урок 27. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э. Грига «Пер Гюнт».
Урок 28. «Героическая». Призыв к мужеству. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л. Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная).
Урок 29. Мир Бетховена. Музыкальная грамота. Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» - 5 часов
Урок 30. Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 31. Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский). «Люблю я грусть твоих просторов». Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э. Грига и П. Чайковского. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г. Свиридова, С. Прокофьева, Э. Грига, М. Мусоргского.
Урок 32. Итоговая контрольная работа.
Урок 33. Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Урок 34. Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
гордиться своей Родиной, российским народом и историей России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительному отношению к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
формировать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимать и сопереживать чувствам других людей;
развивать музыкально-эстетические чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Обучающийся получит возможность научиться:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
эффективно использовать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; позитивную самооценку своих музыкально-творческих возможностей;
составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной форме;
осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использование различных средств информации и коммуникации.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Обучающийся научится:
обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель;
развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений концертного исполнения;
освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах детского музицирования;
развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей; умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Обучающийся получит возможность научиться:
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема урока | Ключевые воспитательные задачи | Количество часов |
| Раздел 1. Россия-Родина моя (5 часов) |
1 (1) | Мелодия - душа музыки. | - Установление доверительных отношений между учителем и учениками. - Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. - Обучение на высоком уровне трудности через постепенное наращивание трудностей (воспитание целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, воли, умений трудиться). - Создание ситуации успеха, в особенности – для обучающихся, имеющих низкие образовательные результаты / имеющих затруднения в обучении. - Создание на уроке здоровой, мажорной, доброжелательной атмосферы. - Демонстрация учителем образцов и норм поведенческой, коммуникативной культуры в различных ситуациях. - Воспитание культуры общения. | 1 |
2 (2) | Природа и музыка. Звучащие картины. | 1 |
3 (3) | «Виват, Россия!» «Наша слава – русская держава». | 1 |
4 (4) | Кантата «Александр Невский». | 1 |
5 (5) | Опера «Иван Сусанин». Музыкальная грамота. | 1 |
| Раздел 2. «День, полный событий (4 часа) |
1 (6) | Утро. | - Установление доверительных отношений между учителем и учениками. - Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. - Обучение на высоком уровне трудности через постепенное наращивание трудностей (воспитание целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, воли, умений трудиться). - Создание ситуации успеха, в особенности – для обучающихся, имеющих низкие образовательные результаты / имеющих затруднения в обучении. - Создание на уроке здоровой, мажорной, доброжелательной атмосферы. | 1 |
2 (7) | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 |
3 (8) | В детской! Игры и игрушки. На прогулке. | 1 |
4 (9) | Вечер. Музыкальная грамота. Обобщающий урок. | 1 |
| Раздел 3. О России петь - что стремиться в храм... (4 часа) |
1 (10) | Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» | - Установление доверительных отношений между учителем и учениками. - Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. - Обучение на высоком уровне трудности через постепенное наращивание трудностей (воспитание целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, воли, умений трудиться). - Создание ситуации успеха, в особенности – для обучающихся, имеющих низкие образовательные результаты / имеющих затруднения в обучении. - Воспитание интереса к учению, к процессу познания, создание и поддержание интереса активизации познавательной деятельности обучающихся. - Создание на уроке здоровой, мажорной, доброжелательной атмосферы. - Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. - Формирование умений и навыков организации обучающимися своей деятельности. - Формирование и развитие оценочных умений | 1 |
2 (11) | Древнейшая песнь материнства. | 1 |
3 (12) | Вербное воскресенье. Вербочки. | 1 |
4 (13) | Святые земли Русской (княгиня Ольга и князь Владимир). Музыкальная грамота. | 1 |
| Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа) |
1 (14) | «Настрою гусли на старинный лад». Былина о Садко и Морском царе. | - Установление доверительных отношений между учителем и учениками. - Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. - Поощрение, поддержка инициативы и усилий ребенка в познавательной деятельности. - Подбор соответствующих (этических, «воспитательных») текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. - Формирование умений и навыков организации обучающимися своей деятельности. - Формирование и развитие оценочных умений. | 1 |
2 (15) | Певцы русской старины (Баян, Садко). | 1 |
3 (16) | Певцы русской старины (Лель). | 1 |
4 (17) | Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». (Обобщение). | 1 |
1 |
| Раздел 5. В музыкальном театре (6 часов) |
1 (18) | Опера «Руслан и Людмила» | - Установление доверительных отношений между учителем и учениками. - Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. - Обучение на высоком уровне трудности через постепенное наращивание трудностей (воспитание целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, воли, умений трудиться). - Воспитание гуманности. | 1 |
2 (19) | Опера «Орфей и Эвридика» | 1 |
3 (20) | Опера «Снегурочка». | 1 |
4 (21) | Океан – море синее. | 1 |
5 (22) | Балет «Спящая красавица». | 1 |
6 (23) | В современных ритмах. | 1 |
| Раздел 6. В концертном зале (6 часов) |
1 (24) | Музыкальное состязание. | - Установление доверительных отношений между учителем и учениками. - Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. - Формирования эмоционально-ценностного (личностного) отношения к усваиваемому учебному материалу. - Создание ситуации успеха, в особенности – для обучающихся, имеющих низкие образовательные результаты / имеющих затруднения в обучении. - Поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. - Формирование умений и навыков организации обучающимися своей деятельности. - Формирование и развитие оценочных умений. | 1 |
2 (25) | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | 1 |
3 (26) | Музыкальные инструменты (скрипка) | 1 |
4 (27) | Сюита «Пер Гюнт» | 1 |
5 (28) | «Героическая». Призыв к мужеству. | 1 |
6 (29) | Мир Бетховена. Музыкальная грамота. | 1 |
| Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 часов) |
1 (30) | Острый ритм – джаза звуки. | - Установление доверительных отношений между учителем и учениками. - Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. - Формирования эмоционально-ценностного (личностного) отношения к усваиваемому учебному материалу. - Обучение на высоком уровне трудности через постепенное наращивание трудностей (воспитание целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, воли, умений трудиться). - Создание ситуации успеха, в особенности – для обучающихся, имеющих низкие образовательные результаты / имеющих затруднения в обучении. - Поощрение, поддержка инициативы и усилий ребенка в познавательной деятельности. - Поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. - Формирование умений и навыков организации обучающимися своей деятельности - Воспитание культуры общения - Формирование и развитие оценочных умений - Воспитание гуманности. | 1 |
2 (31) | Певцы родной природы. «Люблю я грусть твоих просторов». | 1 |
3 (32) | Итоговая контрольная работа. | 1 |
4 (33) | Мир Прокофьева. | 1 |
5 (34) | Прославим радость на земле | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Формы и методы контроля |
Раздел 1. Россия-Родина моя (5 часов) |
1 (1) | | Мелодия - душа музыки. | Фронтальный. |
2 (2) | | Природа и музыка. Звучащие картины. | Входной контроль. |
3 (3) | | «Виват, Россия!» «Наша слава – русская держава». | Комбинированный. |
4 (4) | | Кантата «Александр Невский». | Комбинированный. |
5 (5) | | Опера «Иван Сусанин». Музыкальная грамота. | Комбинированный. |
Раздел 2. «День, полный событий (4 часа) |
1 (6) | | Утро. | Комбинированный. |
2 (7) | | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | Комбинированный. |
3 (8) | | В детской! Игры и игрушки. На прогулке. | Комбинированный. |
4 (9) | | Вечер. Музыкальная грамота. Обобщающий урок. | Комбинированный. |
Раздел 3. О России петь - что стремиться в храм... (4 часа) |
1 (10) | | Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» | Комбинированный. |
2 (11) | | Древнейшая песнь материнства. | Комбинированный. |
3 (12) | | Вербное воскресенье. Вербочки. | Комбинированный. |
4 (13) | | Святые земли Русской (княгиня Ольга и князь Владимир). Музыкальная грамота. | Комбинированный. |
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа) |
1 (14) | | «Настрою гусли на старинный лад». Былина о Садко и Морском царе. | Комбинированный. |
2 (15) | | Певцы русской старины (Баян, Садко). | Комбинированный. |
3 (16) | | Певцы русской старины (Лель). | Комбинированный. |
4 (17) | | Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». (Обобщение). | Самостоятельная работа. |
Раздел 5. В музыкальном театре (7 часов) |
1 (18) | | Опера «Руслан и Людмила» | Комбинированный. |
2 (19) | | Опера «Орфей и Эвридика» | Комбинированный. |
3 (20) | | Опера «Снегурочка». | Комбинированный. |
4 (21) | | Океан – море синее. | Комбинированный. |
5 (22) | | Балет «Спящая красавица». | Комбинированный. |
6 (23) | | В современных ритмах. | Комбинированный. |
Раздел 6. В концертном зале (6 часов) |
1 (24) | | Музыкальное состязание. | Комбинированный. |
2 (25) | | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | Комбинированный. |
3 (26) | | Музыкальные инструменты (скрипка) | Комбинированный. |
4 (27) | | Сюита «Пер Гюнт» | Комбинированный. |
5 (28) | | «Героическая». Призыв к мужеству. | Комбинированный. |
6 (29) | | Мир Бетховена. Музыкальная грамота. | Комбинированный. |
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 часов) |
1 (30) | | Острый ритм – джаза звуки. | Комбинированный. |
2 (31) | | Певцы родной природы. «Люблю я грусть твоих просторов». | Комбинированный. |
3 (32) | | Итоговая контрольная работа. | Итоговый контроль. |
4 (33) | | Мир Прокофьева. | Самостоятельная работа. |
5 (34) | | Прославим радость на земле | Комбинированный. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Контрольно – измерительные материалы
Входная контрольная работа
Оцените утверждение:
Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.
а) верно
б) неверно
Выберите наиболее точное определение:
Кантата – это…
а) большое произведение, состоящее из нескольких частей.
б) большое произведение, состоящее из нескольких частей, для хора, оркестра.
в) произведение для хора и оркестра.
3. Назовите композитора, сочинившего кантату «Александр Невский»:
а) П.И. Чайковский
б) С.С. Прокофьев
в) М.И. Глинка
Назовите композитора, сочинившего оперу «Иван Сусанин»:
а) П.И. Чайковский
б) С.С. Прокофьев
в) М.И. Глинка
Назовите композитора, сочинившего «Детский альбом»:
а) П.И. Чайковский
б) С.С. Прокофьев
в) М.И. Глинка
г) М.П. Мусоргский
Приведите в соответствие:
а) «С няней» 1) С.С. Прокофьев
б) «Сказочка» 2) П.И. Чайковский
в) «Нянина сказка» 3) М.П. Мусоргский
Итоговый тест 3 класс 1 полугодие
Назовите один из самых древних жанров русского песенного фольклора, повествующий о важных событиях на Руси:
а) песня
б) былина
в) романс
Назовите инструмент, под звучание которого исполняли былины:
а) балалайка
б) рожок
в) гусли
Выберите правильный ответ:
Главной особенностью былин является:
а) четкий ритм
б) распев
Найди лишнее:
Имена первых певцов-сказителей:
а) Садко
б) Баян
г) Римский-Корсаков
Найдите лишнее:
Произведения, которые воспевают образ матери.
а) «Аve, Maria»
б) «Богородице Дево, радуйся!»
в) «Александр Невский»
г) Икона «Богоматерь Владимирская»
Выберите правильный ответ:
Церковный праздник, который отмечает событие – вход Иисуса Христа в Иерусалим – это…
а) Масленица
б) Вербное воскресенье
в) Пасха
г) Рождество
Итоговый тест по музыке 2 полугодие
В какой опере русского композитора звучит сцена « Прощание с масленицей»?
а) «Руслан и Людмила»
б) «Снегурочка»
в) «Орфей и Эвридика»
Приведите в соответствие:
1) Опера «Снегурочка» а) П.И. Чайковский
2) Балет «Спящая красавица» б) К.В. Глюк
3) Опера «Руслан и Людмила» в) Н.А. Римский-Корсаков
4) Опера «Орфей и Эвридика» г) М.И. Глинка
Верно ли следующее утверждение?
Увертюра – это спектакль, в котором актеры поют.
а) Верно
б) Неверно
Выберите жанр, который по-другому называют «музыкальное состязание»:
а) симфония
б) концерт
Назовите инструмент, на котором исполнял Николо Паганини:
а) скрипка
б) флейта
в) фортепиано
Приведите в соответствие:
1) скрипка а) духовой инструмент
2) флейта б) струнный инструмент
в) струнно-смычковый инструмент
Приведите в соответствие:
Опера а) Спектакль, в котором актеры только танцуют
Балет б) Спектакль, в котором актеры поют, танцуют, говорят
Мюзикл в) Спектакль, в котором актеры только поют
Итоговый тест по музыке
Фамилия, имя _____________________________________________
Дата написания ____________________________________________
Приведите в соответствие:
1) Концерт №1 для фортепиано с оркестром а) П.И. Чайковский
2) «Героическая» симфония б) Э. Григ
3) Сюита «Пер Гюнт» в) Л. Бетховен
_____________________________________________________________________
Выберите наиболее точное определение:
Сюита – это …
а) большое музыкальное произведение,
б) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких контрастных между собой частей,
в) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей.
Найди лишнее:
В произведение «Пер Гюнт» входят следующие части:
а) «Утро»
б) «В пещере горного короля»
в) «Балет невылупившихся птенцов»
г) «Танец Анитры»
д) «Смерть Озе»
Найди лишнее:
Произведения Л. Бетховена – это…
«Лунная соната»
«Спящая красавица»
«Героическая симфония»
Приведите в соответствие:
«Рассвет на Москве-реке» а) В. Моцарт
«Шествие солнца» б) М. Мусоргский
«Симфония №40» в) С. Прокофьев
___________________________________________________
Оцените утверждение:
Джаз – это музыкальное направление XX века, особенностью которого являются острый ритм и импровизация.
а) верно
б) неверно
Входная контрольная работа
3 класс
1.Оцените утверждение:
Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.
а) верно
2.Выберите наиболее точное определение:
Кантата – это…
б) большое произведение, состоящее из нескольких частей, для хора, оркестра.
3.Назовите композитора, сочинившего кантату «Александр Невский»:
б) С.С.Прокофьев
4.Назовите композитора, сочинившего оперу «Иван Сусанин»:
в) М.И.Глинка
5.Назовите композитора, сочинившего «Детский альбом»:
а) П.И.Чайковский
Приведите в соответствие:
а – 3 в – 2 б - 1
Итоговая контрольная работа
3 класс
1.Приведите в соответствие:
1 – а 2 – в 3 – б
2.Выберите наиболее точное определение:
Сюита – это …
б) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких контрастных между собой частей,
3.Найди лишнее:
В произведение «Пер Гюнт» входят следующие части:
а) «Утро»
б) «В пещере горного короля»
г) «Танец Анитры»
д) «Смерть Озе»
4.Найди лишнее:
Произведения Л.Бетховена – это…
«Лунная соната»
«Героическая симфония»
5.Приведите в соответствие:
1 – в 2 – б 3 – а
6.Джаз – это музыкальное направление XX века, особенностью которого являются острый ритм и импровизация.
а) верно
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса ПРЕДМЕТА «Музыка» в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/ письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиям. При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
90% и более | «5» |
75-90% | «4» |
50-75% | «3» |
Менее 50% | «2» |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
Грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения
Погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта
Недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания математики. Требовать от учащихся материала, который не входит в школьный курс истории - это, значит, навлекать на себя проблемы, связанные нарушением прав учащегося (« Закон об образовании»)
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется
Отметка «5»
-верное выполнение всех заданий трех уровней (материал программного уровня, требующий от учеников творческого подхода к решению заданий)
Отметка «4»
-верное решение всех заданий первого и второго уровней при невыполнении заданий третьего уровня или выполнение заданий третьего уровня с ошибкой (материал программного уровня образования (частично-поисковый подход к решению))
Отметка «3»
-верное решение всех заданий только первого уровня (материал базового уровня образования (репродуктивный уровень))
Отметка «2»
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере ( незнание основного программного материала)
Оценка устных ответов учащихся:
Отметка «5»
- полно раскрыто содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником
- Изложен материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
- Правильно выполнены рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- Показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- Продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- Самостоятельный ответ ученика без наводящих вопросов учителя.
Отметка «4»
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов либо в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя
Отметка «3»
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, в чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков
Отметка «2»
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.