МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Администрация Городского округа Подольск Московской области Комитет По образованию Администрации Городского округа Подольск
МБОУ "Лицей Климовска"
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________Кудакова Т.А. Протокол №1 от "29" августа 2022 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор _______Иванова Л.В. Приказ №156 от "29" августа 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка»
для 8-в.8-г классов основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Глухов Виктор Васильевич
Учитель музыки
г.о.Подольск,мкрн.Климовск 2022
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
Выпускник научится:
1.понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
2.анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
3.определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
4.выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
5.понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
6.различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
7.различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
8.производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
9.понимать основной принцип построения и развития музыки;
10.анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
11.размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
12.понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
13.определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
14.понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
15.понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
16.распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
17.определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
18.определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
19.узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
20.выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
21.различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
22.называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
23.узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
24.определять тембры музыкальных инструментов;
25.называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
26.определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
27.владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
28.узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
29.определять характерные особенности музыкального языка;
30.эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
31.анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
32.анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
33.творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
34.выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
35.анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
36.различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
37.определять характерные признаки современной популярной музыки;
38.называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
39.анализировать творчество исполнителей авторской песни;
40.выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
41.находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
42.сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
43 понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
44.находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
45.понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
46.называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
47.определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
48.владеть навыками вокально-хорового музицирования;
49.применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
50.творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
51.участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
52.размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
53.передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
54.проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
55.понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
56.эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
57.приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
58.применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
59.обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
60.использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
61.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в
музыкально-творческой деятельности:
Выпускник получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Содержание программы предмета «Музыка» 8 класс
«КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ» 16 часов
1 Классика в нашей жизни. Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
2 В музыкальном театре. Опера Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
3. Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» Музыка пробуждает национальное самосознание Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
4. В музыкальном театре. Балет. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль Может ли быть современной классическая музыкаАктуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.
5 Балет Тищенко «Ярославна» Музыкальные образы героев балета.
Значение синтеза различных искусств в балете.Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
6. В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
7. Рок-опера «Преступление и наказание». Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка.
8. Мюзикл «Ромео и Джульетта». Современные жанры музыки. Традиции и новаторство.Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки.
9. Музыка к драматическому спектаклю.«Ромео и Джульетта» -зарисовки для симфонического оркестра.Драматургия музыкального спектакля - конфликтное противостояние. Драматический спектакль – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
10. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра.Музыка Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».
11. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка А. Шнитке, к спектаклю «Ревизская сказка».Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей,
в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
12. Музыка в кино. Музыка немого кино. Экскурс в современный музыкальный кинематограф.
13. Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».
14.В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, С.Прокофьева.
15. Музыка – это огромный мир, окружающий человека…проектная работа.
16. Обобщающий урок- викторина
«ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ» 19 часов
1. Музыканты - извечные маги . Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.
2. И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
3.Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
4.Портреты великих исполнителей. Елена Образцова.
5.Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение музыки. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров музыки.
6.Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.
7.Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.
8.Современный музыкальный театр.
Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.
9.Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось»
10.Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки».
11.Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».
12. Классика в современной обработке. Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве.
13. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.
14. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. ПРОЕКТ.
15.Музыка в храмовом синтезе искусств.
Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
16.Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов
17.Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм».
18.Музыкальные завещания потомкам.
19.Исследовательский проект. Защита.
Календарно-тематическое планирование |
№ урока | Наименование раздела ( темы) | Планируемые сроки прохождения | Скорректированные сроки |
1. | Классика в нашей жизни. (стр.6,7) | 05.09.22 г 06.09.23 г | |
2. | В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь». (стр.8-11) | 12,13.09 | |
3. | В музыкальном театре. Опера «Князь Игорь»Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря, (стр.12-13) | 19,20.09 | |
4. | В музыкальном театре. Опера «Князь Игорь», Портрет по,ловцев«Плач Ярославны».стр.14-17. | 26,27.09 | |
5. | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». (стр.18-25). | 03,04.10 | |
6. | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. (стр.26-27). | 17,18.10 | |
7. | Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление и наказание». (cтр.28-31). | 24,25.10 | |
8. | Мюзикл «Ромео и Джульетта" : "От ненависти до любви». (стр.32-35). | 31.10 01.11 | |
9. | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» Музыкальные зарисовки для большого сим-фонического оркестра. (стр.36-39). | 08.11 14.11 | |
10. | Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». (стр.40-43) | 15.11 28.11 | |
11. | «Гоголь –сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». (стр.44-47) | 29.11 05.12 | |
12. | Музыка в кино.Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день... Музыка к фильму «Властелин колец». (стр. 48-51). | 06.12 12.12 | |
13. | В концертном зале. Симфония: прошлое и нас- тоящее. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шубе рта».(стр.52-55). | 13.12 19.12 | |
14. | В концертном зале. Симфония № 5 П. И. Чайковского.(стр.56,57). | 20.12 26.12 | |
15 | В концертном зале. Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева. (стр.58-59). | 27.12 г 09.01.23 | |
16. | Музыка - это огромный мир, окружающий человека...(стр.60,61). | 10.01.23 г 16.01 | |
17. | Музыканты - извечные созидатели. (стр.64,65) | 17.01 23.01 | |
18. | Развитие традиций оперного спектакля.Рок опера.(стр.70-73). | 24.01 30.01 | |
19. | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. (стр.80,81) | 31.01 06.02 | |
20. | Портреты великих исполнителей. Фёдор Шаляпин,Собинов.(стр.80,81) | 07.02 13.02 | |
21. | Портреты великих исполнителей. Артисты русского и мирового балета(стр.90,91) | 14.02 28.02 | |
22. | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. (стр.90,91). | 27.02 07.03 | |
23. | Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира.(стр.92-95). | 06.03 14.03 | |
24. | Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира.(стр.92-95). | 13.03 21.03 | |
25. | Современный музыкальный театр. Великие инструменталисты мира. | 20.03 28.03 | |
26. | Классика в современной обработке.(стр.96,97) | 27.03 12.04 | |
27. | Классика в современной обработке.(стр.96,97) | 11.04 19.04 | |
28. | В концертном зале. Симфония № 7. Д. Шостаковича («Ленинградская»).(стр.98-101) | 18.04 26.04 | |
29. | В концертном зале. Симфония № 7. Д. Шостаковича («Ленинградская»). Литературные страницы.(стр.102-104) | 25.04 03.05 | |
30. | Музыка в храмовом синтезе искусств.(стр.104-109). | 02.05 10.05 | |
31. | Неизвестный Свиридов цикл «Пес-нопения и молитвы». Свет фресок Дионисия – миру.(стр. 110-115). | 16.05 17.05 | |
32. | Музыкальные завещания потомкам.(стр.116-119). Пусть музыка звучит! | 23.05 24.05 | |
33. | «Традиции и новаторство в музыке».(стр.124,125) | 30.05.23 г | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет Музыка
Учитель:Глухов В.В.
2020-2021 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
По плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |