СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке в 8 классе ФГОС 2022-23 г.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это рабочая программа по музыке в 8 классе ФГОС на 2022-23 г. с календарно-тематическим планированием. Она составлена на основе Программы по музыке под ред.Г.П.Сергеевой и  Е.Д.Критской.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке в 8 классе ФГОС 2022-23 г.»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

Администрация Городского округа Подольск Московской области Комитет По образованию Администрации Городского округа Подольск

МБОУ "Лицей Климовска"










СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________Кудакова Т.А.

Протокол №1
от "29" августа  2022 г.

 







УТВЕРЖДЕНО
Директор

_______Иванова Л.В.

Приказ №156
от "29" августа 2022 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

«Музыка»

для 8-в.8-г классов основного общего образования

на 2022-2023 учебный год





Составитель: Глухов Виктор Васильевич

Учитель музыки











г.о.Подольск,мкрн.Климовск 2022




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

Выпускник научится:

1.понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

2.анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

3.определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

4.выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

5.понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

6.различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

7.различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

8.производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

9.понимать основной принцип построения и развития музыки;

10.анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

11.размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

12.понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

13.определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

14.понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;

15.понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

16.распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;

17.определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

18.определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

19.узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

20.выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

21.различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

22.называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);

23.узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);

24.определять тембры музыкальных инструментов;

25.называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

26.определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

27.владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

28.узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

29.определять характерные особенности музыкального языка;

30.эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

31.анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;

32.анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;

33.творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

34.выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

35.анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

36.различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;

37.определять характерные признаки современной популярной музыки;

38.называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;

39.анализировать творчество исполнителей авторской песни;

40.выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

41.находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

42.сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

43 понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

44.находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

45.понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

46.называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;

47.определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

48.владеть навыками вокально-хорового музицирования;

49.применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);

50.творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

51.участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

52.размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

53.передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

54.проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;

55.понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

56.эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

57.приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;

58.применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;

59.обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

60.использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

61.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:


Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в

музыкально-творческой деятельности:

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;

  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

Содержание программы предмета «Музыка» 8 класс

«КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ» 16 часов

Классика в нашей жизни. Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

2 В музыкальном театре. Опера Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

3. Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» Музыка пробуждает национальное самосознание Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.

4. В музыкальном театре. Балет. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль Может ли быть современной классическая музыкаАктуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.

5 Балет Тищенко «Ярославна» Музыкальные образы героев балета.

Значение синтеза различных искусств в балете.Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».



6. В музыкальном театреМюзикл. Рок-опера. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

7. Рок-опера «Преступление и наказание». Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка.

8. Мюзикл «Ромео и Джульетта». Современные жанры музыки. Традиции и новаторство.Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки.

9. Музыка к драматическому спектаклю.«Ромео и Джульетта» -зарисовки для симфонического оркестра.Драматургия музыкального спектакля - конфликтное противостояние. Драматический спектакль – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

10. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра.Музыка Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».

11. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка А. Шнитке, к спектаклю «Ревизская сказка».Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей,

в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

12. Музыка в кино. Музыка немого кино. Экскурс в современный музыкальный кинематограф.

13. Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».

14.В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, С.Прокофьева.

15. Музыка – это огромный мир, окружающий человека…проектная работа.

16. Обобщающий урок- викторина

«ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ» 19 часов

1. Музыканты - извечные маги . Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.

2. И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

3.Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

4.Портреты великих исполнителей. Елена Образцова.

5.Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение музыки. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров музыки.

6.Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.

7.Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.

8.Современный музыкальный театр.

Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.

9.Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось»

10.Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки».

11.Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».

12. Классика в современной обработке. Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве.

13. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.



14. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. ПРОЕКТ.

15.Музыка в храмовом синтезе искусств.

Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.

16.Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов

17.Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм».

18.Музыкальные завещания потомкам.

19.Исследовательский проект. Защита.










Календарно-тематическое планирование

урока

Наименование раздела
( темы)

Планируемые сроки прохождения

Скорректированные сроки

1.

Классика в нашей жизни. (стр.6,7)

05.09.22 г

06.09.23 г


2.

В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь». (стр.8-11)

12,13.09



3.

В музыкальном театре. Опера «Князь Игорь»Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря, (стр.12-13)

19,20.09



4.


В музыкальном театре. Опера «Князь Игорь», Портрет по,ловцев«Плач Ярославны».стр.14-17.

26,27.09



5.

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». (стр.18-25).

03,04.10


6.

В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. (стр.26-27).

17,18.10


7.

Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление и наказание». (cтр.28-31).

24,25.10


8.

Мюзикл «Ромео и Джульетта" : "От ненависти до любви». (стр.32-35).


31.10

01.11


9.

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» Музыкальные зарисовки для большого сим-фонического оркестра. (стр.36-39).

08.11

14.11


10.

Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». (стр.40-43)

15.11

28.11


11.

«Гоголь –сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». (стр.44-47)

29.11

05.12


12.

Музыка в кино.Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день... Музыка к фильму «Властелин колец». (стр. 48-51).


06.12

12.12


13.

В концертном зале. Симфония: прошлое и нас- тоящее. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шубе рта».(стр.52-55).


13.12

19.12


14.

В концертном зале. Симфония № 5 П. И. Чайковского.(стр.56,57).

20.12

26.12


15


В концертном зале. Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева. (стр.58-59).

27.12 г

09.01.23


16.

Музыка - это огромный мир, окружающий человека...(стр.60,61).

10.01.23 г

16.01


17.

Музыканты - извечные созидатели. (стр.64,65)

17.01

23.01


18.

Развитие традиций оперного спектакля.Рок опера.(стр.70-73).

24.01

30.01


19.

Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. (стр.80,81)

31.01

06.02


20.

Портреты великих исполнителей. Фёдор Шаляпин,Собинов.(стр.80,81)

07.02

13.02


21.

Портреты великих исполнителей. Артисты русского и мирового балета(стр.90,91)

14.02

28.02


22.

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. (стр.90,91).

27.02

07.03



23.

Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира.(стр.92-95).

06.03

14.03


24.


Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира.(стр.92-95).

13.03

21.03


25.


Современный музыкальный театр. Великие инструменталисты мира.

20.03

28.03



26.

Классика в современной обработке.(стр.96,97)

27.03

12.04


27.

Классика в современной обработке.(стр.96,97)

11.04

19.04


28.

В концертном зале. Симфония № 7. Д. Шостаковича («Ленинградская»).(стр.98-101)

18.04

26.04


29.

В концертном зале. Симфония № 7. Д. Шостаковича («Ленинградская»). Литературные страницы.(стр.102-104)

25.04

03.05


30.

Музыка в храмовом синтезе искусств.(стр.104-109).

02.05

10.05


31.

Неизвестный Свиридов цикл «Пес-нопения и молитвы». Свет фресок Дионисия – миру.(стр. 110-115).

16.05

17.05


32.

Музыкальные завещания потомкам.(стр.116-119). Пусть музыка звучит!


23.05

24.05


33.




«Традиции и новаторство в музыке».(стр.124,125)


30.05.23 г




Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет Музыка

Учитель:Глухов В.В.


2020-2021 учебный год

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки


По плану

дано










































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!