СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 10 класс»


ПРИЛОЖЕНИЕ

к основной образовательной программе

(ГОС)





Рабочая программа

обществознание


(образовательная область)

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

( учебный предмет)

1 0 класс












Пояснительная записка обществознание

Всего 68 час; в неделю 2 час.

Рабочая программа составлен на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) Учебник:. Обществознание (базовый уровень). Под редакцией Боголюбова Л. Н. _М.: «Просвещение», 2012

Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей

Цели

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Цели курса вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:

  • содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;

  • создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;

  • выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;

  • интеграция личности в систему национальных и мировой культур;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;

  • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:

  • способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

  • передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;

  • формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

  • развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;

  • способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.

  • помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;

В основу содержания курса положены следующие принципы:

• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;

• структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.

Межпредметные связи на уроках обществознания:

Курс «Обществознание» в 10-11 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 10-11 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Педагогические технологии:

  1. Технология проблемного обучения.

  2. Технология проектно-исследовательской деятельности.

  3. Технология личностно-ориентированного обучения.

  4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей учебного материала.

  5. Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 8 тем. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,

аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения

морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.


Тематическое планирование уроков

п/п

Раздел.

Тема урока

Кол-во часов

Основные термины, требования

Домашнее задание

Примечание

1

Введение в обществознание

1

Входящее тестирование

----------


Раздел 1: ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

2

Общество как совместная жизнедеятельность людей

1

Сферы общества, экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, духовная сфера

§1,2


3,4

Структура общества. Сферы общества

2

Личность и индивид. Антропогенез, биологическое и социальное в человека

§3,4


5,6

Формационный и цивилизационный подходы

2

К.Маркс, А. Тойнбери, формации, цивилизации, сравнительная характеристика подходов

Конспект


Тема 2: Человек

11 часов

7

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

1

Биосоциальная сущность человека. Теории происхождения человека. Отличия человека от животных

§5


8

Человек как духовное существо. Мировоззрение.

1

Ценности, мировоззрение, патриотизм и гражданственность

Конспект по Баранову


9, 10

Деятельность как способ человеческого бытия. Виды деятельности

2

Виды деятельности. Сравнение деятельности и активности животного

§6


11

Деятельность и общение. Функции общения

1

Игра, общение, учение, труд. Виды и функции общения

§8


12, 13

Познание и знание

2

Познание и его виды. Виды истины, критерии истины, ложь и заблуждение. Социальные науки и познание. Самопознание, самооценка

Конспект


14

Человек в системе социальных связей

1

Социальные нормы. Дивиантное поведение. Причины появления дивиатного поведения

§§7,16


15,16

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек»

2

Отработка заданий части С

Индивидуальные карточки


Раздел 2: ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Тема 3:Духовная культура

17

Духовная жизнь общества

1

Духовная сфера, формы и разновидности культур, диалог культур, СМИ

§8


18,19

Наука и образование

2

Научное познание, система наук, научные знания

§9


20,21

Мораль и религия

2

Мораль, моральные принципы, религия, религиозные организации, свобода вероисповедания, атеизм, мировые религии

§10


22,23

Искусство и духовная жизнь

2

Искусство, формы и виды искусств, формы и виды культур

§12


24

Тенденции современной духовной жизни России и мира

1

Тенденции развития мировой и российской культуры

конспект


26, 26

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Духовная культура»

2

Отработка заданий части С

Индивидуальные карточки


Тема 4: Социальная сфера

27

Социальная структура общества

1

Страты, классы, касты,

§14


28, 29

Социальная мобильность

2

Социальная мобильность, виды мобильности, социальные лифты

Конспект по Баранову


30,

Социальные взаимодействия

1

Взаимодействия классов, социальная роль, статус

§15


31

Социальный контроль

1

Контроль, санкции, нормы.

Конспект по Баранову


32

Социальный конфликт и пути его разрешения

2

Конфликт, социальный конфликт, сотрудничество, избегание, конформизм, арбитраж

Конспект по Баранову


33, 34

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

2

Поведение, причины дивиантного поведения

16


35, 36

Национальные отношения

2

Нация, национальные отношения, национальные конфликты, этносы

17


37, 38

Семья и быт

2

Семья, семейные ценности

18


39

Молодёжь как социальная группа

1




40

Социальное развитие общества

1

Социальные роли и статус

19


41,42

Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера»

2

Тестирование в формате ЕГЭ

Индивидуальные задания


Тема 5: Политическая сфера

43

Политика и власть

1

Политика, власть, виды власти.

§19


44

Государство, его функции

1

Определение «государства», признаки государства, функции государства

конспект


45,46

Политическая система

2

Структура и функции политической системы

§20


47,48

Типология политических режимов

2

Политические режимы, тоталитаризм, демократия

конспект


49

Демократия, её основные ценности и признаки

1

Признаки демократического общества

Конспект по Баранову


50

Гражданское общество и правовое государство

1

Признаки гражданского общества, признаки правового государства, сходство и различие данных определений

§21


51,52

Демократические выборы и политические партии

2

Выборы, принципы избирательной системы, виды избирательной системы, особенности избирательной системы РФ

§22


53

Органы государственной власти РФ

1

Системы государственной власти, структура государственных органов, разделение властей

конспект


54,55

Участие граждан в политической жизни

2

Политическая культура, степень участия граждан в политической жизни общества

§24


56

Средства массовой информации в политической жизни

1

СМИ, роль СМИ в политической жизни, «желтая пресса»

§25


57,58

Повторительно-обобщающий урок

2

Отработка навыков работы с документами

Индивидуальное задание


Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений.

59,60

Право в системе социальных норм

1

Право, источники права, роль правовой системы в обществе

§26


61, 62

Источники права

2

Законодательные акты, уровни законодательных актов, иерархия нормативных актов

§27


63,64

Правоотношения и правонарушения

2

Правоотношения, правонарушения, виды правонарушений

§28


65,66

Современное российское законодательство

2

Система законодательства, законотворческий процесс

§29


67

Предпосылки правомерного поведения

1

Правовая культура

§29


68

Общество в развитии

1

Особенности российской цивилизации

§30


69-70

Итоговое повторение

2

Итоговое тестирование в формате ЕГЭ





УМК

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта

В учебно-методический комплект входят:

Программа Боголюбова Л.Н., Городецкой Н. И., -М.: «Просвещение», 2010.

Учебник: Обществознание (базовый уровень). Под редакцией Боголюбова Л. Н. _М.: «Просвещение», 2010


Пособия:

  1. Баранов П.А. Обществознание. Политика. Экспресс – репетитор по подготовке к ЕГЭ/ АСТ – Артель, М. 2012

  2. Баранов П.А. Обществознание. Человек и Общество. Экспресс – репетитор по подготовке к ЕГЭ/ АСТ – Артель, М. 2012

  3. Баранов П.А., Ворогнцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ АСТ - АРТЕЛЬ, М. 2008

  4. Князева В.Н. и другие Практикум по обществознанию/ «АЙРИС ПРЕСС», М. 2008

  5. Кудинов О.А. Правоведение/ «Экзамен», М. 2007

  6. Лазебникова и другие ЕГЭ – обществознание. Вступительные испытание/ «Экзамен», М. 2014

  7. Маркин С.А. Обществознание. Выполнение заданий части С/АЙРИС ПРЕСС, М. 2012

  8. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах/»Эксмо». М. 2012

  9. Никитин А.Ф. Право 10 – 11 класс/ «Просвещение» М. 2008



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!