СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию .10 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе ООП СОО, авторской программы по обществознанию под редакцией Л.Н.Боголюбова( М.: « Просвещение»2009г.), в соответствии с требованиямиФК ГОС СОО и Учебным планом МБОУ Шумилинской СОШ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию .10 класс.»


Ростовская область

Верхнедонской район 02-03

станица Шумилинская

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА

ШУМИЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА




УТВЕРЖДАЮ

Приказ от 30 августа 2019г. № 77

Директор МБОУ Шумилинской СОШ


_________________ Сакменнова В.В.






Рабочая программа

по предмету обществознание


среднее общее образование 10 класс


количество часов 105 ч.

уровень базовый (углубленный)


Учитель Любимова Светлана Николаевна




Рабочая программа разработана на основе ООП СОО, авторской программы по обществознанию под редакцией Л.Н.Боголюбова( М.: « Просвещение»2009г.), в соответствии с требованиямиФК ГОС СОО и Учебным планом МБОУ Шумилинской СОШ.




2019 год





Результаты освоения учебного предмета

В результате изучения обществознания на ступени среднего общего образования обучающиеся узнают/поймут:

• социальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания;

Научатся:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд). Извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

*использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения

морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

Содержание программы

Общество и человек(31ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовный мир человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Духовная культура(12ч)

Культура и духовная жизнь общества. Формы и разновидности культуры. Наука Образование. Цели и функции образования. Мораль

Религия. Религиозное сознание. Искусство и духовная жизнь. Виды искусства

Экономическая сфера(6 ч)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсис¬тема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения обще¬ства. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние эконо¬мики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономи¬ческое поведение. Свобода экономической деятельности и соци¬альная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура про¬изводства и потребления.

Социальная сфера (14ч)

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Не¬равенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия. Социальные отношения. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных от¬ношений. Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в со¬временном обществе. Бытовые отношения. Культура бытовых отношений. Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура. Социальные процессы в современности.

Политическая сфера(18ч)

Политика и власть. Политика и общество. Политические ин¬ституты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Демократия, ее основные ценности и признаки. Демократические реформы в России. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Демократические выборы и политические партии. Избира¬тельные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Участие граждан в политической жизни. Политический про¬цесс. Политическое участие. Политическая культура.

Право как особая система норм(19ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической от¬ветственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семей¬ного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

Итоговое повторение(5ч)

Общество в развитии. Многовариативность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.



4.Тематическое планирование


№ п/п

название раздела

кол-во часов

формы контроля

1

Общество и человек

31

контрольное тестирование

2

Духовная культура

12


3

Экономическая сфера

6


4

Социальная сфера

14

контрольное тестирование

5

Политическая сфера общества

18

контрольное тестирование

6

Право как особая система норм

19


7

Итоговое повторение

5

контрольное тестирование


ИТОГО

105








Приложение № 1


Календарно- тематическое планирование уроков обществознания в 10 классе (3 часа в неделю 105 часов в год),учебник «Обществознание» Л.Н.Боголюбов.



№ п/п

Тема урока

Дата план

Дата факт

Общество и человек(31ч)

Для чего нужно изучать обществознание


02.09



Что такое общество

03.09


Общество и природа

04.09


Общество и культура

09.09


Общественные науки

10.09


Человек и общество

11.09


Особенности социальной системы

16.09


Социальные институты

17.09


Общество для человека или человек для общества

18.09


Природа человека

23.09


В чем смысл жизни человека

24.09


Науки о человеке

25.09


Духовный мир человека

30.09


Духовные ориентиры личности

01.10


Мораль и нравственность

02.10


Мировоззрение

07.10


Основные характеристики деятельности человека

08.10


Структура деятельности и ее мотивация

09.10


Многоообразие деятельности

14.10


Сознание и деятельность

15.10


Познание и знание

16.10


Можно ли познать как устроен мир

21.10


Виды познания

22.10


Истина и ее критерии

23.10


Научное познание

28.10


Многоообразие человеческого знания

29.10


Биологическое и социальное в человеке

30.10


Личность . Свобода и ответственность личности

11.11


Социализация личности

12.11


Самосознание и самореализация

13.11


Зачёт по теме: « Общество и человек»

18.11


Духовная культура(12ч)

Духовная жизнь общества. Тенденции духовной жизни современной России.


19.11


Что такое культура

20.11


Зачем нужна культура

25.11


Многообразие культур

26.11


Наука в современном обществе

27.11


Этика науки

02.12


Наука и образование

03.12


Мораль и религия

04.12


Мировые религии

09.12


Что такое искусство

10.12


Особенности и виды искусства

11.12


Контрольное тестирование по теме: «Духовная культура»

16.12


Экономическая сфера(6ч)

Роль экономики в жизни общества


17.12


Экономика и уровень жизни

18.12


Экономика и политика

23.12


Экономическая культура

24.12


Экономическая свобода. Значение экономики в жизни человека.

25.12


Повторительно-обобщающий урок по теме:

« Экономическая сфера»

13.01


Социальная сфера(14ч)

Социальная структура общества

14.01


Социальные взаимодействия

15.01


Социальные нормы

20.01


Социальный контроль

21.01


Девиантное поведение

22.01


Преступность

27.01


Нации и межнациональные отношения

28.01


Национализм

29.01


Национальная политика

03.02


Семья как социальный институт

04.02


Семья в современном обществе

05.02


Социальные процессы в современной России

10.02


Молодежь как социальная группа

11.02


Контрольное тестирование по теме : «Социальная сфера»

12.02


Политическая сфера общества(18ч)

Политика и власть


17.02


Политическая сфера и политические институты


18.02


Политические отношения

19.02


Политическая власть

24.02


Политическая система

25.02


Государство в политической системе

26.02


Политический режим

02.03


Демократические перемены в России

03.03


Правовое государство

04.03


Защита прав человека

09.03


Гражданское общество

10.03


Местное самоуправление

11.03


СМИ в политике

16.03


Избирательная система

17.03


Партийные системы

18.03


Сущность политического процесса

30.03


Политическое участие .Политическая культура.

31.03


Контрольное тестирование по теме:

« Политическая сфера общества»

01.04


Право как особая система норм(19ч)

Право в системе социальных норм


06.04


Основные признаки права

07.04


Право и мораль

08.04


Система права

13.04


Источники права

14.04


Виды нормативных актов

15.04


Правоотношения

20.04


Правонарушения

21.04


Юридическая ответственность

22.04


Система судебной защиты прав человека

27.04


Развитие права в современной России

28.04


Современное российское законодательство

29.04


Административное право

04.05


Гражданское право

05.05


Трудовое право

06.05


Семейное право

11.05


Уголовное право

12.05


Экологическое право

13.05


Правосознание и правовая культура

18.05


Итоговое повторение(5ч)

Контрольное тестирование за курс 10 класса

19.05


Проблема общественного прогресса.

20.05


Целостность и противоречивость современного мира

25.05


Глобальные проблемы современного мира

26.05


Итоговое повторение

27.05






СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________Симонова И.С.









Приложение № 2













ТЕКСТЫ



КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

























Тест по теме: «Общество и человек».

Вариант 1.

1. Индивидуальность – это

1)специфические черты, присущие человеку как биологическому

организму

2)темперамент человека, его характер

3)неповторимое своеобразие как природного, так и

общественного в человеке

4)совокупность человеческих потребностей и способностей

2. Признаком, отличающим человека от животного, является

1)проявление активности

2)целеполагание

3)приспособление к среде обитания

4)взаимодействие с окружающим миром

3. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в

обществе.

Б. Личность может формироваться только в человеческом

обществе.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

4. Результаты производственной, общественной и духовной

деятельности человека и общества в совокупности можно

назвать

1)культурой

2)экономикой

3)мировоззрением

4)историей

5. Деятельность человека и поведение животного характеризуются

1)выдвижением целей

2)механизмом самоконтроля

3)осознанным выбором средств

4)удовлетворением потребностей

6. Труд в отличие от общения

1)является потребностью человека

2)может доставлять человеку удовольствие

3)непосредственно преобразует предметы окружающей среды

4)предполагает наличие цели

7. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных

связей и взаимодействий.

1)Верно только А.

2)Верно только Б.

3)Верны оба суждения.

4)Оба суждения неверны.

8. К потребностям человека, обусловленным его биологической

природой, относятся потребности в

1)самосохранении

2)самореализации

3)самопознании

4)самообразовании

9. Качества личности проявляются в

1)чертах человека как биологического организма

2)наследственной предрасположенности

3)особенностях темперамента

4)социально-преобразующей деятельности

10. Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и

общественного в человеке?

А.Индивидуальное и общественное в человеке – результат

биологической эволюции.

Б.Индивидуальное и общественное развитие человека никак не

связаны друг с другом.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

11. И человек, и животные способны

1)использовать предметы природы

2)изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

3)передавать трудовые навыки последующим поколениям

4)осознавать собственные потребности

12. У таких видов человеческой деятельности, как общение и

игра, общим является то, что они

1)допускают использование определённых правил или норм

2)предполагают обязательное наличие партнёра

3)носят условный характер

4)предписывают обязательное соблюдение ритуалов

13. Кто является автором теории происхождения человека из животного мира,постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?

  1. И.И. Мечников

  2. И.П. Павлов

  3. Ч. Дарвин

  4. Ж. Кювье

14. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсут­ствует у животного?

  1. обменные процессы

  2. творческая активность

  3. работа органов чувств

  4. потребность в пище

15. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

  1. средства должны соответствовать целям

  2. цель состоит в получении достоверного знания

  3. субъектом выступает отдельная личность

  4. результатом является новый продукт

16. Личность формируется под воздействием:

  1. биологической программы

  2. природной среды

  3. социализации

17. Ученик для учителя является:

  1. объектом деятельности

  2. конкурентом

  3. субъектом деятельности

  4. коллегой

18. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно А

  1. верно Б

  2. верно А и Б

  3. оба суждения неверны

19. К агентам вторичной социализации не относятся:

  1. радиожурналист

  2. двоюродный брат

  3. преподаватель вуза

  4. руководитель предприятия?



20. Верны ли суждения?

Официальные межличностные отношения:

А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Б. Стандартизированы и обезличены.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

21. Закончите утверждение: Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека

  1. вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;

  1. давать отпор любым агрессивным выпадам против него;

  1. приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;

  2. к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)

22. Установите соответствие между приведенными в первом столбце опре­делениями и приведенными во втором столбце понятиями.



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПОНЯТИЕ

1. Человек, активно осваивающий и целенаправ­ленно преобразующий природу, общество и себя

А. Индивидуальность

2. Отдельно взятый представитель человеческого рода

Б. Индивид

3. Неповторимое своеобразие человека, набор его индивидуальных свойств

В. Личность

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

1

2

3

4





23. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрываю­щие его социальную природу.

  1. Способность к совместной преобразовательной деятельности

  2. Стремление к самореализации

  3. Умение приспосабливаться к природным условиям

  4. Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

  5. Потребность в воде, пище, отдыхе

  6. Способность к самосохранению

Ответ: ___________________________

24. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Психические свойства, которые являются условиями успешного вы­полнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности».

Ответ: ___________________________________

25. Вставьте слова вместо пропусков.

Науки антропология, анатомия, физиология, биохимия и т.д.

изучают человека как ____________ (1) организм. Человек как

______________ (2), как субъект _______________ (3) жизни –

предмет изучения психологии, философии, социологии, этики,

педагогики, правоведения и других наук.


Ответ: 1 _________________, 2 ________________, 3 ______________













Тест по теме : « Общество и человек»

Вариант 2.

1. Верны ли следующие суждения о самосознании?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением дру­гих людей о себе.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны



2. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек остается частью природного мира.

Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях чело­века?

А. Гениальным человека делает природа.

Б. Умственная одаренность — качество, обусловленное биологической природой человека.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны

4. К практической деятельности относится

  1. производство материальных благ

  2. познание законов развития природы

  3. формирование религиозных представлений о мире

  4. сочинение музыки

5. Деятельность в отличие от общения

  1. является потребностью человека

  2. может доставлять человеку удовольствие

  3. предполагает наличие цели

  4. непосредственно преобразует предметы окружающей среды

6. Верны ли следующие утверждения о свободе личности?

А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед об­ществом за свои действия и поступки.

Б. Свобода — это возможность выбора способа действия для достиже­ния какой-либо цели.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны

7. Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носи­тель индивидуально свободных черт называется:

  1. деятелем

  2. индивидом

  3. лидером

  4. личностью

8. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека — это

  1. Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.

  2. Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.

  3. Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.

  4. Результат преодоления или отрицания первой — естественно-биологической природы человека.

9. Природа человека

  1. Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.

  2. Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.

  3. Представляет собой основные и неизменные качества человека.

  4. Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар обще­ния.

10 К потребностям человека, обусловленным обществом, относится по­требность в

  1. трудовой деятельности

  2. сохранении рода

  3. самосохранении

  4. физической активности

11. Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)

  1. членораздельная речь

  2. сознание и мышление

  3. способность брать ответственность на себя

  4. наличие физических потребностей

12 Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное «Я» — это представление о том, каким хотят меня ви­деть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны

13. Основным фактором формирования личности является

  1. природная среда

  2. общение с окружающими

  3. механизм наследственности

  4. врожденные склонности



14. Личность – это

  1. человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качеств

  2. темперамент человека, его характер

  3. неповторимые психофизиологические особенности человека

  4. совокупность оригинальных человеческих способностей



15. Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы?

А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания и разума.

Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него определённого набора инстинктов.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верно и А, и Б

  4. оба суждения неверны



16 Понятие «индивидуальность» фиксирует:

  1. единичного представителя человеческого рода

  2. особенности темперамента человека, его характер

  3. трудовую активность человека

  4. неповторимое оригинальное своеобразие человека, подразумевая не только его внешний облик, но и совокупность социально значимых качеств.



17. Ориентирами человеческой деятельности являются:

  1. ценности

  2. влечения

  3. потребности

  4. интересы.


18 Верны ли следующие суждения о формировании преемственности в поведении человека?

А. Функции врождённых инстинктов, свойственные животным, у человека

заменяются нормами (правилами).

Б. Своеобразной программой поведения человека выступает культура.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верно и А, и Б

  4. оба суждения неверны



19. Какой признак характеризует человека как личность?

  1. активная жизненная позиция

  2. физическое и психическое здоровье

  3. принадлежность в виду homo sapiens

  4. особенности внешности



20. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных

свойств». Данное утверждение является примером

  1. художественного образа

  2. мифологического знания

  3. религиозной нормы

  4. научного знания



21. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с

другими людьми, характеризуют его как

  1. индивида

  2. индивидуальность

  3. организм

  4. личность

22. Установите соответствие между видами деятельности, данными в пер­вом столбце, и их характеристиками, данными во втором.



ХАРАКТЕРИСТИКА

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Деятельность в воображаемой ситуации

А. Труд

2. Практическая полезность

Б. Учение

3. Нацеленность на получение знаний

В. Игра

4. Замещение реальных объектов условными


5. Преобразовательная направленность




Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).



1

2

3

4

5






Ответ: _______________________________

23. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные только твор­ческой деятельности.

  1. Доступность для использования

  2. Уникальность

  3. Практическая значимость

  4. Воспроизводимость образца

  5. Принципиальная новизна

Ответ: _________________________________

В3. Завершите фразу:

«В основе потребностей человека лежат ...»

Ответ: ________________________________________________________________



24. Ниже приведены характеристики общения как диалога, но допущены ошибки. Исключите их из списка.

а) Равноправие партнеров

б) Активность каждого участника

в) Уважение к мнению собеседника

г) Готовность к взаимопониманию

д) Стремление во что бы то ни стало переубедить соперника

е) Высокомерие

ж) Незнание имени собеседника

Ответ: _______________________________

Тест по теме «Социальная сфера»

вариант 1


  1. К малой социальной группе можно отнести:

А) научно-техническую интеллигенцию страны Б) выпускников всех университетов страны

В) сборную команду страны по фигурному катанию Г) преподавателей высших учебных заведений страны


  1. Что отличает семью от других малых социальных групп:

А) возложение домашних обязанностей на женщину Б) кровнородственные отношения

В) устойчивые связи Г) собственные обычаи и традиции


  1. Какая социальная группа выделена по поселенческому (территориальному) признаку:

А) православные Б) украинцы

В) русские Г) москвичи


  1. Что характерно для социальных отношений в современной России:

А) рост численности промышленного пролетариата Б) стабильное положение среднего класса

В) усиление миграционных процессов Г) отсутствие безработицы


  1. Народности являются одной из стадий развития:

А) этноса Б) общины

В) государства Г) класса


  1. Что отличает семью от других малых групп:

А) совместное проведение досуга Б) сходный социальный статус

В) наличие групповых правил и норм Г) совместное ведение хозяйства


  1. Татьяна работает учителем. Помимо уроков, она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. Много времени тратит на общение с родителями учащихся. В действиях Татьяны проявляется:

А) социальная роль Б) социальный конфликт

В) социальная структура Г) социальная политика


8. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:

А) москвичи Б) инженеры

В) мусульмане Г) землевладельцы


9. Что является характерным признаком нации:

А) общность исторической памяти Б) наличие политической системы

В) конкурентоспособность Г) наличие аппарата управления


10. В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества:

А) социально-классовую Б) профессиональную

В) социально-территориальную Г) социально-этническую


11. Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует:

А) политический строй Б) социальную структуру

В) хозяйственный уклад Г) форму государства


12. В 90-е годы прошлого века в нашей стране появились новые социальные группы, связанные с частной собственностью. Среди этих групп:

А) бюрократия Б) фермеры

В) учёные Г) служащие


13. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является:

А) патриархальной Б) многодетной

В) неполной Г) малой (нуклеарной)


14. Национальная принадлежность человека является характеристикой его:

А) прирожденного статуса Б) социальной роли

В) достигаемого статуса Г) общественного престижа


15. Исследования в стране С. показали, что шансы детей фермеров стать менеджерами крупных компаний в три раза меньше, чем у детей инженеров. Этот факт отражает неравенство:

А) социального происхождения Б) индивидуальных особенностей

В) личностных характеристик Г) семейного положения



16. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?


А. Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.

Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.


1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


17. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?


А. Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.

Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


18. Верны ли следующие суждения о семье?


А. Семья регулирует поведение своих членов.

Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


19. Установите соответствие примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

ПРИЗНАКИ ВЫДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

А) банковские служащие

Б) петербуржцы

В) избиратели

Г) африканцы

Д) демократы

1) территориальный

2) профессиональный

3) политический





20. Установите соответствие примером и типом межличностных отношений. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

ТИП МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

А) собеседование при приеме на работу

Б) ссора подруг

В) дружеская беседа соседей

Г) разговор ученика с директором школы

1) формальные

2) неформальные





21. Какое слово пропущено в схеме?

СОЦИАЛЬНЫЙ______________________ЛИЧНОСТИ




ПРАВА

ОБЯЗАННОСТИ




22. Какое слово пропущено в следующей фразе?

«Столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития называется социальным __________________________».


23. Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением одного, относятся к малым социальным группам.

1) семья, 2) футбольные фанаты, 3) бригада скорой помощи, 4)рок-группа, 5) группа близких друзей.

Найдите и выпишите номер примера, выпадающего из этого ряда.


24. Укажите правильную последовательность действий гражданина при урегулировании социального конфликта.

1) обсудить предмет спора

2) понять необходимость прекратить конфликт

3) встретиться с оппонентом

4) договориться о встрече с оппонентом

5) договорится о взаимных уступках.









Тест по те «Социальная сфера»

вариант 2


  1. К малой социальной группе можно отнести:

А) российскую творческую интеллигенцию Б) олимпийскую сборную России по плаванию

В) выпускников всех школы России Г) преподавателей всех российских ВУЗов


  1. К признакам семьи как малой группы можно отнести:

А) реальные контакты между членами семьи Б) совместное проживание минимум трех поколений

В) возложение домашних обязанностей на женщину Г) главенство мужчины в доме


  1. Какая социальная группа выделена по поселенческому (территориальному) признаку:

А) католики Б) армяне

В) русские Г) тверичи


  1. Что характерно для социальных отношений современной России:

А) отсутствие безработицы Б) снижение миграционных процессов

В) стабильное положение среднего класса В) высокий уровень социальной мобильности


  1. Одна из исторических разновидностей этноса – это:

А) государство Б) племя

В) община Г) класс


  1. Что относится к основным функциям семьи:

А) освоение новых технологий Б) поддержание политической стабильности

В) повышение культурного уровня Г) воспитание детей и подростков


  1. Ожидаемое поведение человека, связанное с его положением в обществе и типичное для его общественной группы, ученые называют:

А) социальным престижем Б) социальной нормой

В) социальным статусом Г) социальной ролью


  1. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится (-ятся):

А) класс Б) нация

В) программисты Г) горожане


  1. И класс, и нация:

А) обладают суверенитетом Б) являются элементом социальной структуры

В) характеризуются определенным местом в системе производства

Г) осуществляют публичную власть


  1. В начале прошлого века 75% трудоспособного населения России были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют:

А) социально-классовую структуру Б) государственное устройство

В) сословный строй Г) социально-территориальную структуру


  1. В середине прошлого века большинство жителей городов в СССР были горожанами в первом или во втором поколении. В этом факте отразились особенности структуры:

А) социально-территориальной Б) социально-классовой

В) профессиональной Г) возрастной


  1. Один из признаков объединения людей с социальную группу – их:

А) анатомические особенности Б) особенности темперамента

В) умственные способности Г) уровень образования


  1. В современных западных странах наиболее распространена семья:

А) многопоколенная Б) малая (нуклеарная)

В) патриархальная Г) неполная


14. Профессиональная принадлежность человека является характеристикой его:

А) прирожденного статуса Б) социальной роли

В) достигаемого статуса Г) общественного престижа


15. Проведенные в 70-е годы 20 века во Франции исследования показали, что шансы сына рабочего стать руководителем в 10 раз меньше, чем у выходца из высших слоев общества. Этот факт отражает неравенство:

А) индивидуальных возможностей Б) личных дарований

В) социального происхождения Г) социальных ролей

16. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?


А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса.

Б. Человек в семье выполняет различные роли.


1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


17. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?


А. Причиной конфликтов между людьми чаще всего выступает нежелание прислушиваться к чужому мнению.

Б. Разрешить межличностный конфликт мирным путем, как правило невозможно.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


18. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?


А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи.

Б. Репродуктивная функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


19. Установите соответствие примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

ПРИЗНАКИ ВЫДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

А) учителя

Б) москвичи

В) члены политической партии

Г) австралийца

Д) либералы

1) территориальный

2) профессиональный

3) политический





20 Установите соответствие примером и типом межличностных отношений. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

ТИП МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

А) ссора подруг

Б) собеседование при приеме на работу

В) разговор ученика с завучем школы

Г) дружеская беседа соседей

1) формальные

2) неформальные





21. Какое слово пропущено в схеме?

СОЦИАЛЬНЫЙ______________________ЛИЧНОСТИ

ПРАВА

ОБЯЗАННОСТИ






22. Какое слово пропущено в следующей фразе?

«Столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития называется социальным __________________________».


23. Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением одного, относятся к малым социальным группам.

1) футбольные фанаты , 2) рок-группа, 3) бригада скорой помощи, 4)семья, 5) группа близких друзей.

Найдите и выпишите номер примера, выпадающего из этого ряда.


24. Укажите правильную последовательность действий гражданина при урегулировании социального конфликта.

1) обсудить предмет спора

2) понять необходимость прекратить конфликт

3) встретиться с оппонентом

4) договориться о встрече с оппонентом

5) договорится о взаимных уступках.








Тест по теме: «Политическая сфера общества».

Часть 1

1. Что из указанного связано с понятием «власть»?

1) самопознание; 2) авторитет; 3) малая группа; 4) социальные группы.

2. Какой признак отличает республику от других форм правления?

1)передача власти по наследству; 2) власть, ограниченная парламентом;

3) выборность власти; 4) обожествление власти.

3. Кто является источником власти в демократическом государстве?

1) народ; 2) передовой общественный класс; 3) представители крупного бизнеса; 4) интеллектуальная элита общества.

4. Ни один закон РФ не может:

1) противоречить Конституции; 2) вступать в законную силу без указа Президента;

3) противоречить постановлениям правительства РФ; 4) вступать в законную силу без решения Конституционного суда.

5. Верны ли суждения?

А. В задачи милиции входит обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;

Б. В России действует криминальная милиция и милиция общественной безопасности.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

6. Политикой древние греки называли:

1) искусство ведения домашнего хозяйства; 2) ораторское искусство;

3) искусство управления государством; 4) политический талант.

72. Подписывает и обнародует федеральные законы:

1) Президент РФ; 2) Председатель Правительства РФ;

3) Председатель Совета Федерации РФ; 4) Председатель Государственной Думы РФ.

8. Какой из признаков не характеризует государство?

1) политические партии; 2) суверенитет; 3) правоохранительные органы; 4) публичная власть.

9.Право возникает одновременно с появлением:

1) религии; 2) человека современного типа; 3) общественных институтов; 4) государства.

10. Верны ли суждения?

А. Российская федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории;

Б. Признание, соблюдение и защита прав человека и граждан в РФ – обязанность государства.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

Часть 2.

1. Вставьте пропущенное слово: « К обязательным условиям заключения брака относится достижение брачного …».

2. Какому понятию соответствует следующее определение: «Малая группа (объединение людей), основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью».

3. В приведенном ниже списке отметьте положения, характеризующие функции семьи.

1) воспитание детей; 2) организация домашнего хозяйства; 3) обеспечение продолжительности человеческого рода; 4) удовлетворение потребности человека в любви.

4. Вставьте пропущенное слово: «Неравенство характеризует неравный доступ членов общества к ...............».

5. Закончите фразу: « Для восстановления справедливости можно обратиться к сотрудникам ….…».

6. Вставьте пропущенное слово: « Основными формами правления являются ........... и республика».

7. Какому понятию соответствует следующее определение: «политико-правовой режим, при котором и государство граждане строго соблюдают правовые нормы и закон



Приложение № 3

Лист корректировки

№ урока из КТП

Тема урока по КТП

Дата по плану

Вид корректировки

Причина корректировки

Дата корректировки







































СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР Директор школы

___________(Симонова И.С. ) __________(Сакменнова В.В. )











































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!