СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию. 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию. 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22

имени генерала армии Черняховского И.Д.»



Согласовано на

заседании ШМО

протокол №1 от 27.08.2019г.


Рассмотрено на заседании МС

протокол №1 от 27.08.2019г.


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 22

____________ Н.Н.Ломец

Приказ от 27.08.2019г. №275








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Обществознание (включая экономику и право)»

10 класс







Составители:

учитель истории и обществознания

Быканова В.В.

Составители:

учитель истории и обществознания

Корнева О.А.





г. Воронеж


1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию на базовом уровне (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089), с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263), авторской программы: Программа по обществознанию 10-11 классы, базовый уровень / Под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева.


2. Цели и задачи учебного предмета

Цели:

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей :

• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми спосо бами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи:

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

— объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

— применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

— умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

— работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

— участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

— формулирование полученных результатов;

— создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

— пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

— владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

3. Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

4. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) (10 класс) рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

5. Содержание учебного предмета

Введение 1 ч

Тема 1 «Человек в обществе» (20 ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовный мир человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и дея­тельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализа­ция. Социальное поведение. Единство свободы и ответственно­сти личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рацио­нальное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многооб­разие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Тема 2 «Общество как мир культуры» (16 ч.)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Фор­мы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основ­ные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема 3 «Правовое регулирование общественных отношений» (32 ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической от­ветственности. Система судебной защиты прав человека. Разви­тие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семей­ного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

Итоговое повторение (4 ч.)

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противо­речия.


6. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания ученик должен: знать / понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, ме­сто и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важней­ших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, меха­низмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, законо­мерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, ус­танавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных яв­лений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и при­родной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; системати­зировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познава­тельных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различ­ными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной соци­альной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и граж­данской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обя­занностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением


7. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Введение (1 ч)

1

Введение

1

Тема 1. Человек в обществе (19 ч)

2

Что такое общество

1

3

Что такое общество

1

4

Общество как сложная система

1

5

Общество как сложная система

1

6

Динамика общественного развития

1

7

Динамика общественного развития

1

8

Социальная сущность человека

1

9

Социальная сущность человека

1

10

Деятельность – способ существования людей

1

11

Деятельность – способ существования людей

1

12

Познавательная и коммуникативная деятельность

1

13

Познавательная и коммуникативная деятельность

1

14

Свобода и необходимость в деятельности человека

1

15

Свобода и необходимость в деятельности человека

1

16

Современное общество

1

17

Современное общество

1

18

Глобальная угроза международного терроризма

1

19

Глобальная угроза международного терроризма

1

20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в обществе»

1

Тема 2. Общество как мир культуры (15 ч)

21

Духовная культура общества

1

22

Духовная культура общества

1

23

Духовный мир личности

1

24

Духовный мир личности

1

25

Мораль

1

26

Мораль

1

27

Наука и образование

1

28

Наука и образование

1

29

Религия и религиозные организации

1

30

Религия и религиозные организации

1

31

Искусство

1

32

Искусство

1

33

Массовая культура

1

34

Массовая культура

1

35

Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество как мир культуры»

1

Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений (31 ч)

36

Современные подходы к пониманию права

1

37

Современные подходы к пониманию права

1

38

Право в системе социальных норм

1

39

Право в системе социальных норм

1

40

Источники права

1

41

Источники права

1

42

Правоотношения и правонарушения

1

43

Правоотношения и правонарушения

1

44

Предпосылки правомерного поведения

1

45

Предпосылки правомерного поведения

1

46

Гражданин Российской Федерации

1

47

Гражданин Российской Федерации

1

48

Гражданское право

1

49

Гражданское право

1

50

Гражданское право

1

51

Семейное право

1

52

Семейное право

1

53

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1

54

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1

55

Экологическое право

1

56

Экологическое право

1

57

Процессуальные отрасли права

1

58

Процессуальные отрасли права

1

59

Процессуальные отрасли права

1

60

Конституционное судопроизводство

1

61

Конституционное судопроизводство

1

62

Международная защита прав человека

1

63

Международная защита прав человека

1

64

Правовые основы антитеррористической политики Российского государство

1

65

Правовые основы антитеррористической политики Российского государство

1

66

Повторительно-обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений»

1

Итоговое повторение (4 ч)

67

Итоговое повторение

1

68

Итоговое повторение

1

69

Итоговое повторение


70

Итоговое повторение



8. Учебно-методическое обеспечение


  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования на базовом уровне (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г №1089. )

  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень).

  3. Авторская программа: Боголюбов.Л.Н, Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф и др. Обществознание. Базовый уровень.10-11 классы. (Сборник программ общеобразовательных учреждений. 6-11 классы, М. :Просвещение.)

  4. Учебник для общеобразовательных учреждений. Обществознание. Базовый уровень. 10 класс. Л.Н. Боголюбов. М., «Просвещение», 2014.

  5. «Обществознание. Уроки учительского мастерства. 10 -11 классы», составитель Т.А. Корнева, Волгоград, издательство «Учитель». 2011

  6. «Правоведение» 10-11 классы, сборник элективных курсов, составитель М.В. Мустафина, Волгоград, издательство «Учитель». 2011 г.

  7. Конституция РФ

  8. Гражданский кодекс РФ

  9. Семейный кодекс РФ

  10. Трудовой кодекс РФ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!