Администрация города Улан-Удэ
К омитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32 г. Улан-Удэ»
«Рассмотрена и принята» на заседании ШМО истории и обществоведческих дисциплин Протокол № _____ от «_____» ___________2018г. Руководитель ШМО ____________ Н.П.Черных | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________ Ю.Ф. Дикань «_____»_____________2018г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 32 ____________Т.Г. Митрофанова «_____» ______________ 2018г. Приказ № _______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2018/2019 учебный год
ФИО учителя Новолодская Татьяна Павловна
Учебный предмет «Обществознание»
Класс 6
Составлена на основе программы «Обществознание»,
(название, автор) Л.Н. Боголюбов и др.
Количество часов 35
Используемый учебник (название, «Обществознание»,
автор, Л.Н. Боголюбов, , Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.
выходные данные) М., «Просвещение», 2013
2018 г.
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка;
Планируемые результаты освоения курса;
Календарно-тематическое планирование;
График контрольных работ;
Примерное поурочное планирование курса (технологические поурочные карты);
Учебно-методические материалы по курсу;
Критерии оценивания;
Работа с неуспевающими;
Спецификация, контрольно-измерительные материалы.
1.Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета.
Статус документа: Учебная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы, УМК «Обществознание», 6 класс, Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др. (М., Просвещение, 2013 г.)
Основным содержанием курса 6 класса является:
- знакомство учащихся на базе полученных ранее исторических представлений с сущностью общества, его происхождением и развитием, историческими ступенями, которое прошло человечество;
- раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;
- ознакомление учащихся с сущностью и основными проявлениями четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной. политико-правовой и духовной;
- показ места ребенка в современном обществе, его взаимоотношений с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.
Цель программы – содействие выработке системы жизненных ценностей, социальной компетентности человека в период его личностного становления.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, рабочая программа призвана решать следующие задачи:
создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Задачи курса:
создание условий для социализации личности;
воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
формирование знаний и интеллектуальных умений;
воспитания уважения к семье и семейным традициям;
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
воспитания уважения к трудовой деятельности.
Программа предполагает проведение 1-го часа в неделю (всего 35 часов), включая: контрольных работ - 3; практических работ - 8; тестов - 5; творческие работы - 5.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Обществознание: учебник для 6 класса. / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. М.: «Просвещение», 2013;
Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголю-бова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др. «Обществознание" –М.: «Просвещение», 2014;
Обществознание 6 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель 2013;
Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание: Программа курса для 5-9 классов общеобразова-тельных учреждений. / Л.Н. Боголюбов и др. – М.: «Просвещение», 2013.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов по 1 часу в неделю в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение обществознания по базисному учебному плану в 6 классе.
Формы организации учебного процесса: индивидуальная; парная; групповая; - фронтальная. Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:
устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; тестирование);
письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата, тестирование).
2. Планируемые результаты освоения курса «Обществознание», учащимися 6 класса.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по общество- знанию, являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущим поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, аргументирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и об областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократич. ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки социальной информации, необходимой для изучения курса;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответств. информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и способами преодоления конфликтов.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания ученик 6 класса должен знать/понимать:
сущность общества, его происхождение и развитие, исторические ступени, которые прошло человечество;
взаимосвязи человека, общества и природы;
сущность и основные проявления четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;
место ребенка в современном обществе, его взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.
Уметь:
получать социальную информацию из разнообразных источников;
решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Содержание курса:
Глава I. Человек в социальном измерении
Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Самопознание. Самосознание. Потребности человека. Духовный мир человека. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху.
Глава II. Человек среди людей
Межличностные отношения, их особенности, виды. Общение, средства общения. Конфликты в межличностном общении и способы их разрешения. Посредничество при разрешении конфликтов.
Глава III. Нравственные основы жизни
Добро, смелость и страх. Человечность.
Итоговое повторение
Повторение и обобщение материала курса обществознания.
Национально-региональный компонент предполагается рассматривать на уроках по темам " Конфликты в межличностных отношениях"; "Человек славен добрыми делами"; "Будь смелым"; "Человек и его человечность и на уроках итогового повторения."
3. Календарно-тематическое планирование курса Обществознание, 6 кл
№ | Тема | ЭОС | У.Д. | ВН.Д. | По плану | 6А | 6Б | 6В | 6Г | 6Д | 6Е | 6Ж |
1 | Введение | - | | | 3/09/-7/09/ | | | | | | | |
2 | Человек – личность. | Проектор, ноутбук. | + | | 10/09/-14/09/ | | | | | | | |
3 | Человек – личность. | | + | 17/09/-21/09/ | | | | | | | |
4 | Познай самого себя. | Проектор, ноутбук. | + | | 24/09/-28/09/ | | | | | | | |
5 | Познай самого себя | | + | 1/10/-5/10/ | | | | | | | |
6 | Человек и его деятельность. | Проектор, ноутбук. | + | | 8/10/-12/10/ | | | | | | | |
7 | Человек и его деятельность. | Проектор, ноутбук. | | + | 15/10/-19/10 | | | | | | | |
8 | Потребности человека. | Проектор, ноутбук | + | | 22/10-26/10 | | | | | | | |
9 | Потребности человека. | Проектор, ноутбук. | | + | 6/11-9/11 | | | | | | | |
10 | На пути к жизненному успеху. | Проектор, ноутбук. | + | | 12/11-16/11 | | | | | | | |
11 | На пути к жизненному успеху. | Проектор, ноутбук. | | + | 19/11-23/11 | | | | | | | |
12 | ПОУ «Человек в социальном измерении» | - | | | 26/11-30/11 | | | | | | | |
13 | Межличностные отношения. | Проектор, ноутбук. | + | | 3/12/-7/12 | | | | | | | |
14 | Межличностные отношения. | Проектор, ноутбук. | | + | 10/12-14/12 | | | | | | | |
15 | Человек в группе. | Проектор, ноутбук. | + | | 17/12-21/12 | | | | | | | |
16 | Человек в группе | | | + | 24/12-28/12 | | | | | | | |
17 | Общение. | Проектор, ноутбук. | + | | 14/01-18/01 | | | | | | | |
18 | Общение | Проектор, ноутбук. | | + | 21/01-25/01 | | | | | | | |
19-20 | Конфликты в межличностных отношениях. | Проектор, ноутбук. | + | | 28/01-8/02 | | | | | | | |
21 | ПОУ по теме «Человек среди людей» | - | + | | 11/02-15/02 | | | | | | | |
22 | Человек славен добрыми делами. | Проектор, ноутбук | + | | 18/02-22/02 | | | | | | | |
23 | Человек славен добрыми делами. | Проектор, ноутбук. | | + | 25/02/-1/03 | | | | | | | |
24-25 | Будь смелым. | Проектор, ноутбук. | + | | 4/03-15/03 | | | | | | | |
26-27 | Человек и человечность. | Проектор, ноутбук | + | | 18/03/-22/03 | | | | | | | |
28 | ПОУ по теме «Нравственные основы жизни» | - | + | | 1/04/-5/04 | | | | | | | |
29-30 | ПОУ по теме «Человек и общество» | - | + | | 8/04-19/04 | | | | | | | |
31-32 | Человек в системе социальных отношений. | Проектор, ноутбук. | | + | 22/04-3/05 | | | | | | | |
33 | Итоговая контрольная работа. | - | + | | 6/05-10/05 | | | | | | | |
34-35 | Урок - конференция «Человек и общество» | Проектор, ноутбук. | | + | 13/05-24/05 | | | | | | | |
4. График проведения контрольных работ
№ | Тема контрольной работы | Сроки | 6А | 6Б | 6В | 6Г | 6Д | 6Е | 6Ж |
1 | Входная диагностика | 3/09/-7/09 | | | | | | | |
2 | Человек в социальном измерении | 26/11-30/11 | | | | | | | |
3 | Человек среди людей | 11/02-15/02 | | | | | | | |
4 | Человек и общество | 15/04-19/04 | | | | | | | |
5 | Итоговая контрольная работа. | 06/05-10/05 | | | | | | | |
5. Технологические карты
№ | Тема и тип урока | Дата прове дения | Элемент содержания | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности ученика | Форма контроля |
предметные | метапредметные УУД | Личностные УУД |
1 | Введение | | Что изучает курс «Общест-вознание». Структура, особенности содержания методического аппарата учебника | Получат первичные представления об исторической науке | Познавательные: давать определения понятиям. Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания | Формирование мотивации к изучению обществознанию | Знать значение, использование термина «обществознание» Иметь представление о связи обществознания с другими науками. | беседа |
Глава I. Человек в социальном измерении (11 часов) |
2,3 | Человек – личность (ознакомление с новым материалом) | | 1. Что такое личность. 2.Индивиду альность - плохо или хорошо? 3. Сильная личность - какая она? | Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобре-таемый опыт; работать в группах и парах | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учеб ной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности | Устный опрос+кроссворд |
4,5 | Познай самого себя (комбиниро-ванный) | | 1.Познание мира и себя 2. Что такое самосознание 3. На что ты способен | Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: устанавливают при чинно-следственные связи и зависимости между объек-тами.Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмени-ваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу позна-ния; адекватно понимают причи-ны успешности/ неуспешности учебной деятельности | Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей | Устный опрос + рабочая тетрадь |
6,7 | Человек и его деятельность (ознакомление с новым материалом) | | 1.«Птицу узнают по полету, а человека — по работе». 2. «Пчела мала, да и та работает». 3. Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека) | Научатся: формировать представление о деятельности человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности | Беседа + защита творческих проектов |
8,9 | Потребности человека (ознакомление с новым материалом) | | 1.Какие бывают потребности2.Мир мыслей. 3. Мир чувств | Научатся: раскрывать основные черты духовного мира человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств | Письменный опрос |
10, 11 | На пути к жизнен ному успеху (комбинированный) | | 1. Слагаемые жизненного успеха. 2. Привычка к труду помогает успеху. 3. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких - залог успеха. Выбор жизненного пути | Научатся: определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) | Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий | Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа | Рабочая тетрадь, беседа |
12 | ПОУ по теме «Человек в социальном измерении» (обобщение и систематизация знаний) | | | Научатся: определять, что такое деятельность человека, его духовный мир. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | | тест |
Глава II. Человек среди людей (9 часов) |
13, 14 | Межличностные отношения (ознакомление с новым материалом) | | 1.Какие отношения называются межличностными. 2.Чувства — основа межличностных отношений. 3.Виды межличностных отношений | Научатся: определять, в чем состоят особен-ности межлич-ностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкр. примерах. Получат возмож-ность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формули-ровать собств. точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание | Карточки, рабочая тетрадь |
15, 16 | Человек в группе (ознакомление с новым материалом) | | 1. Какие бывают группы. 2. Группы, которые мы выбираем. 3. Кто может быть лидером. 4. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. 5. О поощрениях и наказаниях 6. С какой группой тебе по пути | Научатся: определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осущест-влять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения. Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства | Беседа, рабочая тетрадь |
17, 18 | Общение (комбинированный) | | 1.Что такое общение. 2.Каковы цели общения. 3.Как люди общаются. 4.Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. 5.«Слово — серебро, молчание - золото» | Научатся: понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравствен-ную и правовую оценку конкрет-ных ситуаций; осуществлять поиск дополни-тельных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться | Рабочая терадь |
19, 20 | Конфликты в межличностных отношениях (ознакомление с новым материалом) | | 1.Как возникает межличностный конфликт. 2. «Семь раз отмерь…». 3. Как не проиграть в конфликте. | Научатся: сохра-нять достоинство в конфликте. Получат возмож-ность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации | Письменный опрос, рабочая тетрадь |
21 | ПОУ по теме «Человек среди людей» (обобщение и систематизация знаний) | | 1.Презентация «Как вести себя в конфликтной ситуации». Практикум | Научатся: определять основные понятия к главе «Человек среди людей». | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную | | тест |
Глава III. Нравственные основы жизни (7 часов) |
22, 23 | Человек славен добрыми делами (ознакомление с новым материалом) | | 1.Что такое добро. Кого называют добрым. 2. Доброе – значит хорошее. 3. Главное правило доброго человека. | Научатся: отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность». Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; вы сказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положи тельное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали | Творческое задание |
24,25 | Будь смелым (ознакомление с новым материалом) | | 1.Что такое страх. 2. Смелость города берет. 3. Имей смелость сказать злу «нет». | Научатся: определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности | На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла | Творческое задание |
26, 27 | Человек и человечность (ознакомление с новым материалом) | | 1.Что такое гуманизм. 2.Прояви внимание к старикам | Научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём | Рабочая тетрадь |
28 | ПОУ по теме «Нравственные основы жизни» (обобщение и систематизация знаний) | | 1.Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме. 2. Письменные задания по теме урока | Научатся: анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответ-ствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности | | Тест |
Итоговое повторение (7 часов) |
29, 30 | ПОУ по теме «Человек и общество» (обобщение и систематизация знаний) | | 1. Зачетные вопросы. 2. Практические задания | Научатся: определять все термины за курс 6 класса. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль | Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения | | Письменная работа |
31, 32 | Человек в системе общественных отношений (применение знаний и умений (защита проектов) | | 1.Защита индивидуальных проектов. 2.Обсуждение проектов | Научатся: определять все термины за курс 6 класса. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им | | Подготовка к контрольной работе |
33 | Итоговая контрольная работа (контроль и коррекция знаний и умений) | | Выполнение тестовых заданий | Научатся: выполнять контрольные задания по обществознанию. Получат возможность научиться: преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения | | Письменная работа |
34,35 | Урок-конфе-ренция «Человек и общество» (обобщение и систематизация знаний) | | | Научатся: пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме; подбирать иллюстративный материал к тексту своего выступления. Получат возможность научиться: публично выступать; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности | | Защита проектов |
6. Учебно-методические материалы по курсу.
I. Учебники, учебные пособия для учащихся:
Учебник Обществознание. 6 класс. ФГОС. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М: Просвещение, 2012
Рабочая тетрадь Ивановой Л. Ф., Хотеенковой Я. В. «Обществознание. 6 класс» (М.: Просвещение, 2012).
II. Дополнительная научно-познавательная литература для школьников:
Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Ч. 1. Экономика и политика. — М., 2002.
«Обществознание в вопросах и ответах», пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.
Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс.- М: Просвещение, 2012;
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы;
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 6 класс, М.: Просвещение, 2012;
Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012;
Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». - М.: Русское слово, 2010.
III. Учебно-методическое обеспечение:
1. Печатные пособия (Демонстрационные таблицы, плакаты - М.: «Спектр», 2010):
Человек, Природа, Общество.
Развитие общества.
Экономика
Социальная система общества.
Взаимодействие людей в обществе.
Социальная сфера.
2. Электронные пособия:
Обществознание. 7 класс. Мультимедийное приложение к учебнику " Обществознание: учебник для 7 класса", Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.
3. Интернет-ресурсы.
Обществознание. Электронное приложение к учебнику по ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы
-http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
www.gov.ru — «Официальная Россия»: сервер органов государственной власти РФ
www.uznay-prezidenta.ru — материалы Президента России для школьников. Сайт состоит из пяти разделов: президент, государство, уроки демократии, Кремль, быстрая помощь. На сайте можно узнать как о современном государственном устройстве Российской Федерации, так и об истории нашей страны.
www.un.org/russian — Организация Объединённых Наций. www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в РФ
www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.
www.fom.ru — Организация «Фонд «Общественное мнение» (социол. исследования).
www.gallery.economicus.ru — «Галерея экономистов»: биографии российских и зарубежных экономистов.
www.ecolife.ru — сайт научно-популярного журнала «Экология и жизнь».
www.priroda.ru — национальный портал «Природа России».
www.krugosvet.ru — энциклопедия «Кругосвет».
www.megabook.ru — мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий».
www.clow.ru/ruspeople.html — познавательный портал: материалы о великих россиянах.
7. Критерии оценивания:
1. Оценка устного или письменного (развернутого) ответа:
«5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
«4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
«3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается, не систематизирова
но; отдельные умения недостаточно сформулированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки
«2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
2. Оценка письменного (тест) ответа:
Задание закрытого типа (на выбор ответа) оценивается в 1 балл.
Задания открытого типа оценивается в 1-2 балла (по 1 баллу за каждый элемент ответа).
Задание на определение хронологической последовательности оценивается в 1 балл.
Задания на соотнесение оценивается в 1 балл за каждое верное соотнесение.
Задания, требующие развернутого ответа оценивается в 3 - 5 баллов (по 1 баллу за каждое верное утверждение)
Итоговая оценка выставляется в зависимости от % выполнения всех (от максим. балла):
«5» - от 85 до 100%; «4» - от 65 до 85 %; «3» - от 50 до 65 %; «2» - менее 50%.
3. Оценка проектной, творческой работы:
«5» - работа выполнена грамотно, оформлена в соответствии с требованиями (план, пояснительная записка, методический аппарат, список литературы – не менее трех источников), основана на изученном учебном и дополнительном материале; изложение работы и выступление при ее защите логично, последовательное, литературным языком; работа имеет общественно-значимые результаты.
«4» - в логическом рассуждении, изложении и оформлении материала нет существенных ошибок (хронология, терминология, персоналии, закономерности, причинно-следственные связи), но проект выполнен нерационально или допущено не более двух несущественных ошибок в изложении, оформлении материала или при его защите.
«3» - работа не соответствует критериям изложения материала, допущены грубые ошибки в изложении материала, его защите или оформлении; работа не имеет общественно-значимых результатов.
«2» - имеются существенные ошибки (хронология, терминология, персоналии, закономерности, причинно-следственные связи) в логическом рассуждении при изложении материала, теоретической или практической части работы.
4. Критерии для оценивания работы в группе:
а) правильность изложения материала; логика изложения материала, четкость;
б) культура изложения материала; дополнения др. групп;
в )поведение в группе, умение сотрудничать.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются ответы на вопросы; участие в беседе; исправление ответов товарищей; умение использовать различные источники знаний; текст учебного пособия, текст дополнительных источников (фрагменты исторических документов, НПА, кино, видео, Интернет и др.); рассказ учителя, наглядный материал, информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам; умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
% выполнения | 0-35 | 36-60 | 61-85 | 86-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию
Отметка Содержание | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
2 Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3 Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ | Максимальное количество баллов | Оценка группы | Оценка учителя |
Титульный слайд с заголовком | 5 | | |
Минимальное количество – 10 слайдов | 10 | | |
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) | 5 | | |
СОДЕРЖАНИЕ |
Использование эффектов анимации | 15 | | |
Вставка графиков и таблиц | 10 | | |
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных | 10 | | |
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов | 5 | | |
ОРГАНИЗАЦИЯ |
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | 10 | | |
Слайды представлены в логической последовательности | 5 | | |
Красивое оформление презентации | 10 | | |
Слайды распечатаны в формате заметок. | 5 | | |
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: | 90 | | |
8. Работа с неуспевающими учащимися
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
1.Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, с самим ребенком
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика и корректирование по мере необходимости
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий в течение учебного года
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. Задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. При опросе создаются специальные ситуации успеха. Периодически повторяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по какой –либо причине |
При изложении нового материала | Применение мер поддержания интереса к усвоению темы Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. |
При организации самостоятельной работы | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. |
В ходе самостоятельной работы на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление. |
Для домашней работы | слабоуспевающим подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, о возможных затруднениях. |
Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания в неуспеваемости
1 группа посредством содержания | 2 группа посредством организации деятельности | 3 группа Посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания |
Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения: а) эмоционально-образный; б) аналитический (разъяснительный); в) деловой; г) необычный. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания: а) важность отдельных частей; б) трудность, сложность; в) новизна, познавательность материала; г) историзм, современные достижения науки; д) интересные факты, противоречия, парадоксы. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. Показ значимости знаний, умений: а) общественной б) личностной 5. Межпредметные связи | Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий) Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи. контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д. | Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся. проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения. Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь) |
Для контроля необходимо использовать:
Карточки для индивидуальной работы. Задания с выбором ответа. Карточки - тренажеры. Творческие задания. "карточки-конспекты”. работа со словарями и др. справочным материалом | специальные обучающие таблиц, плакаты и схемы для самоконтроля; карточки – задания, определяющих условие предлагаемого задания, карточки с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточки-инструкции, в которых даются указания к выполнению заданий. |
9. Контрольно-измерительные материалы по курсу
№ | Тема контрольной работы | Количество вариантов |
1 | Входная диагностика | 2 |
2 | Человек в социальном измерении | 2 |
3 | Человек среди людей | 2 |
4 | Человек и общество | 2 |
5 | Итоговая контрольная работа. | 2 |
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольно-измерительных материалов
для проведения контрольной работы по обществознанию 6 класс
Назначение: контрольно-измерительные материалы представляют собой форму объективной оценки качества подготовки обучающихся __ класса по обществознанию с использованием заданий стандартизированной формы, сходной по своей структуре с КИМами ОГЭ по обществознанию.
Подходы к отбору содержания: контрольно-измерительные материалы охватывают содержание курса обществознания по разделу ___________ и включают элементы проверки знаний фактического материала, проверки аналитических и информационно-коммуникационных умений обучающихся __ класса, проверки умений: систематизировать обществоведческие факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, умения использовать источники информации разных типов (текст, таблица, график, диаграмма) для решения познавательных задач, аргументировать собственную позицию с привлечением обществоведческих знаний.
Структура КИМ: вариант контрольной работы состоит из двух частей и включает в себя __9_ заданий: __А с кратким ответом и __5_ с развёрнутым ответом, выявляющим и оценивающим освоение обучающимся комплексных умений.
Работа построена на основе требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию и охватывает базовые положения (указать область научного обществознания).
Распределение заданий КИМ по уровню сложности: в контрольную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный балл |
Базовый | 9 | 6 |
Повышенный | 3 | 3 |
Высокий | 1 | 5 |
Всего _14__ заданий, правильное выполнение которых оценивается в __14_ баллов
Перевод общего количества баллов в оценку по 5-тибалльной шкале:
0-3_____ балла – «2»
4-7_____ балла – «3»
_8-11____ баллов – «4»
_12-14____ баллов – «5»
План варианта КИМ контрольной работы по обществознанию 6 класс.
№ | Проверяемые умения, виды деятельности | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения |
1-4 | Описывать основные социальные объекты; человека как социально-деятельное существо. | Б | 2 | 5 |
5-6 | . Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов. | П | 3 | 10 |
7-10 | Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм. | Б | 2 | 10 |
11-12 | . Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. | Б | 2 | 10 |
13-14 | Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала. | В | 5 | 5 |
Общее время выполнения контрольной работы: 40 минут.