УМК: Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 10 класс. Профильный уровень" учебник для 10 класса общеобразовательных. Учреждений. - М.: Просвещение. 2018 год.
Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 11 класс. Профильный уровень" учебник для 11 класса общеобразовательных. Учреждений. - М.: Просвещение. 2018 год.
Программа по курсу «Обществознание», 10 -11 классы, профильный уровень, авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук; М., «Просвещение», 2014 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметными результатами освоения выпускниками средний школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
) понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в. Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.
Общество и человек (25 часов)
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Деятельность как способ существования людей (12 часов)
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.
Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.
Добавлены темы: «Виды деятельности», «Духовная жизнь общества», «Человеческий фактор производства», «Социальное партнерство», «Повторительно-обобщающий урок: «Деятельность как способ существования людей».
Сознание и познание
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение. Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания. Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Добавлены темы: «Познание как деятельность», «Критерии истины», «Истина и заблуждения», «Народная мудрость и здравый смысл», «Социальные науки», «Самопознание и развитие личности», «Повторительно-обобщающий урок: «Сознание и познание».
Личность. Межличностные отношения
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности. Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение. Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте. Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия. Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.
Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства. Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье. Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Добавлены темы: «Возраст и становление личности», «Жизненные цели», «Как разрешать конфликты».
11класс
Социальное развитие современного общества
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы. Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность. Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России,
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Политическая жизнь современного общества
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление
многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя. Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Духовная культура
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Современный этап мирового развития
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
Тематическое планирование по обществознанию 10 класс.
№ п/п. | Название раздела, тема урока | Кол-во часов |
| Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность | 16 |
1-2 | Наука и философия | 2 |
3-5 | Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях. | 3 |
6-8 | Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время. | 3 |
9-11 | Из истории русской философской мысли. | 3 |
12-15 | Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор. | 4 |
16 | Обобщение и повторение по главе 1. Готовимся к экзамену. | 1 |
| Тема 2. Общество и человек. | 24 |
17-19 | Происхождение человека и становление общества. | 3 |
20-21 | Сущность человека как проблема философии. | 2 |
22-23 | Общество и общественные отношения | 2 |
24-25 | Общество как развивающая система. | 2 |
26-28 | Типология обществ. | 3 |
29-30 | Историческое развитие человечества : поиски социальной макротерапии. | 2 |
31-32 | Исторический процесс | 2 |
33-34 | Проблема общественного прогресса | 2 |
35-36 | Свобода в деятельности человека. | 2 |
37 | Обобщение и повторение по главе 2. Готовимся к экзамену. | 1 |
| Тема 3. Деятельность как способ существования людей. | 10 |
38-39 | Деятельность людей и её многообразие. | 2 |
40-42 | Содержание и формы духовной деятельности. | 3 |
43-44 | Трудовая деятельность. | 2 |
45-46 | Политическая деятельность. | 2 |
47 | Обобщение и повторение по главе 3.. Готовимся к экзамену. | 1 |
| Тема 4. Сознание и познание. | 18 |
48-49 | Проблема познаваемости мира. | 2 |
50-52 | Истина и её критерии. | 3 |
53-55 | Многообразие путей познания. | 3 |
56-58 | Научное познание. | 3 |
59-60 | Социальное познание | 2 |
61-62 | Знание и сознание. | 2 |
63-64 | Самопознание и развитие личности. | 2 |
65 | Обобщение и повторение по главе 4. Готовимся к экзамену. | 1 |
| Тема 5. Личность. Межличностные отношения. | 32 |
66-68 | Индивид. Индивидуальность. Личность | 3 |
69-71 | Возраст и становление личности. | 3 |
72-74 | Направленность личности. | 3 |
75-77 | Общение как обмен информацией. | 3 |
78-79 | Общение как взаимодействие. | 2 |
80-81 | Общение как понимание. | 2 |
82-83 | Малые группы. | 2 |
84-86 | Групповая сплочённость и конформное поведение. | 3 |
87-88 | Групповая дифференциация и лидерство. | 2 |
89-91 | Семья как малая группа. | 3 |
92-93 | Антисоциальные и криминальные молодёжные группировки. | 2 |
94-96 | Конфликт в межличностных отношениях. | 3 |
97 | Обобщение и повторение по главе 5. Готовимся к экзамену. | 1 |
98 | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации. | 1 |
99-102 | Итоговое повторение. Готовимся к экзамену | 4 |
| Резерв. | 3 |
| Итого | 105 |
Учебно-тематический план
11 класс (102часа)
№п.п. | Название раздела, тема урока | Кол-во часов |
| Тема1. Социальное развитие современного общества. | 32 |
1-3 | Социальная структура и социальные отношения | 3 |
4-5 | Социальные институты | 2 |
6-7 | Роль экономики в жизни общества | 2 |
8-10 | Социальные статусы и роли | 3 |
11-12 | Социальные ценности и нормы | 2 |
13-14 | Отклоняющееся поведение и социальный конфликт | 2 |
15-16 | Социальные интересы и формы социального взаимодействия | 2 |
17-18 | Этнос и нация | 2 |
19-20 | Межэтнические отношения и национальная политика. | 2 |
21-22 | Демография современной России | 2 |
23-24 | Институт семьи и брака | 2 |
25-26 | Быт и бытовые отношения | 2 |
27-28 | Молодёжь в современном обществе. | 2 |
29 | Социальная структура российского общества. | 1 |
30 | Обобщение и повторение по теме 1. Готовимся к экзамену | 1 |
31 | Практикум по теме 1. | 1 |
32 | Контрольная работа по теме 1. | 1 |
| Тема 2. Политическая жизнь современного общества. | 33 |
33-35 | Политическая система и политический режим. | 3 |
36-37 | Демократия | 2 |
38-39 | Государство в политической системе. | 2 |
40-41 | Правовое государство и гражданское общество | 2 |
42-43 | Роль СМИ в политической жизни | 2 |
44-45 | Политическое сознание | 2 |
46-47 | Политическое поведение | 2 |
48-49 | Политические партии | 2 |
50-51 | Политические движения | 2 |
52-53 | Лидеры и элиты в политической жизни | 2 |
54-55 | Выборы в демократическом обществе | 2 |
56-57 | Человек в политической жизни | 2 |
58-59 | Политический конфликт | 2 |
60-61 | Политический процесс. | 2 |
62 | Обобщение и повторение по теме 2. Готовимся к экзамену | 1 |
63-64 | Практикум по теме 2. | 2 |
65 | Контрольная работа по теме 2. | 1 |
| Тема 3. Духовная культура | 21 |
66-67 | Духовное развитие общества | 2 |
68-69 | Духовный мир личности | 2 |
70-72 | Мораль и нравственность | 3 |
73-74 | Наука | 2 |
75-76 | Образование | 2 |
77-78 | Роль религии в жизни общества. | 2 |
79-80 | Место искусства в духовной культуре. | 2 |
81-82 | Массовая культура | 2 |
83-84 | Обобщение и повторение по теме 3. Готовимся к экзамену | 2 |
85 | Практикум по теме 3 | 1 |
86 | Контрольная работа по теме 3 | 1 |
| Тема 4. Современный этап мирового развития. | 11 |
87-88 | Многообразие современного мира. | 2 |
89-90 | Глобализация и её последствия | 2 |
91-92 | Сетевые структуры в современной мировой политике | 2 |
93-94 | Целостность и противоречивость современного мира. | 2 |
95 | Обобщение и повторение по теме 4. Готовимся к экзамену | 1 |
96 | Практикум по теме 4. | 1 |
97 | Контрольная работа по теме 4 | 1 |
98 | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации | 1 |
99-102 | Итоговое повторение. Готовимся к экзамену | 4 |
| Итого | 102 |