ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7 класса разработана в соответствии с утвержденным годовым календарным учебным графиком (приказ от 14.08.2017 г. №200-осн) и учебным планом (приказ от 29.08.2017 № 218-осн), на основании авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова 5-9 классы» («Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 63 с.»).
Авторская программа рассчитана 1ч. в неделю, всего 35ч, рабочая программа разработана на 1 час в неделю, 35 ч.
Содержание учебного предмета
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Пожарная безопасность.
Безопасность на дорогах.
Безопасность в быту.
Безопасность на водоёмах.
Экология и безопасность.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях
Подготовка к активному отдыху на природе.
Активный отдых на природе и безопасность.
Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера
Чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Организационные основы по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства
Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.
Противодействие терроризму в мировом сообществе.
Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Положения Конституции Российской Федерации.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020г.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.
Национальный антитеррористический комитет (НАК).
Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.
Профилактика наркозависимости.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.
Контртеррористическая операция.
Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.
Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.
Профилактика террористической и экстремистской деятельности.
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности
Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.
Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Взрывы в местах массового скопления людей.
Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.
Правила поведения при возможной опасности взрыва.
Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл.
Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.
Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Инфекции, передаваемые половым путём, и их профилактика.
Правовые аспекты взаимоотношения полов
Семья в современном обществе.
Раздел 5.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Оказание первой помощи
Первая помощь и правила её оказания.
Средства оказания первой помощи.
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.
Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики.
Первая помощь при неотложных состояниях.
Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях
Первая помощь при массовых поражениях
Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дороге;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности) устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и но аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Формы контроля – устный опрос, письменный опрос.
Критерии оценивания утверждены в «Положении о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости МБОУ «СОШ №70» (приказ от 28.08.2017г. № 216-осн).
Критерии оценивания
Критерии оценивания устного ответа:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.
Критерии оценивания письменного ответа:
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. – 8-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018.
Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 63 с.
Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 7-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 175 с. – (Академический школьный учебник).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
№ п/п | Наименование |
1 | Плакат «Определение расстояний» |
2 | Плакат «Способы временной остановки кровотечений» |
3 | Плакат «Виды кровотечений» |
4 | Плакат «Перелом кости и средства их иммобилизации» |
5 | Плакат «Первая медицинская помощь при переломах костей» |
6 | Плакат «Искусственная вентиляция легких и прямой массаж сердца» |
7 | Плакат «Повязки на голову и грудь» |
6 | Противогазы ГП-5 |
7 | Учебный автомат Калашникова АК-74 |
8 | Учебная граната Ф-1 |
9 | Учебные противотанковые мины |
10 | Пневматическая винтовка |
11 | Учебный магазин с патронами калибра 5,45 |
Тематическое планирование
Номер урока | Тема урока | Практическая часть (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.) |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (28 часов) |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 часов) |
1. | Различные природные явления. | |
2. | Общая характеристика природных явлений. | |
3. | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. | |
4. | Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. | |
5. | Правила безопасного поведения населения при землетрясении. | |
6. | Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов. | |
7. | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. | |
8. | Смерчи. | |
9. | Наводнения. Виды наводнений и их причины. | |
10. | Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. | |
11. | Сели и их характеристика. | |
12. | Цунами и их характеристика. | |
13. | Снежные лавины. | |
14. | Лесные и торфяные пожары и их характеристика. | |
15. | Инфекционная заболеваемость людей и зашита населения. | |
16. | Эпизоотии и эпифитотии. | |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 часов) |
17. | Зашита населения от последствий землетрясений. | |
18. | Последствия извержения вулканов. Зашита населения. | |
19. | Оползни и обвалы, их последствия. Зашита населения. | |
20. | Зашита населения от последствий ураганов и бурь. | |
21. | Защита населения от последствий наводнений. | |
22. | Зашита населения от последствий селевых потоков. | |
23. | Зашита населения от цунами. | |
24. | Профилактика лесных и торфяных пожаров, зашита населения. | |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4 часа) |
25. | Терроризм и факторы риска вовлечении подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. | |
26. | Терроризм и факторы риска вовлечении подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. | |
27. | Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения. | |
28. | Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения. | |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7 часов) |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 часа) |
29. | Психологическая уравновешенность. | |
30. | Стресс и его влияние на человека. | |
31. | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. | |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 часа) |
32. | Общие правила оказания первой помощи. | |
33. | Оказание первой помощи при наружном кровотечении. | |
34. | Оказание первой помощи при ушибах и переломах. | |
35. | Общие правила транспортировки пострадавшего. | |
| I | II | III | IV |
Всего уроков: 35 | 8 | 8 | 10 | 9 |
Контрольных работ: | | | | |
Лабораторных работ: | | | | |
Практических работ: | | | | |
Лист корректировки тематического планирования
Дата внесения изменений | Характеристика изменений | Причина изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись учителя, внесшего изменения |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |