ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели: · усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
о здоровом образе жизни;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
· воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
Образовательная программа основного общего образования (учебный план) МКОУ «СОШ №2 с. Телетль» на 20___/20___;
Комплексная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.: Просвещение, 2011 г
Место учебного предмета в учебном плане:
Предлагаемая программа рассчитана на изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе в течение 34 часов учебного времени в год, 1 час в неделю (по учебному плану).
1 четверть – 8 часов
2 четверть – 8 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 8 часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
правила поведения при угрозе террористического акта;
государственную политику противодействия наркотизму;
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
соблюдения норм здорового образа жизни.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся:
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ
Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Виды контроля:
вводный
текущий
тематический
итоговый
Формы контроля:
проверочная работа
тест
фронтальный опрос
контрольная практическая работа
зачет
индивидуальные разноуровневые задания.
Преобладающей формой текущего контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).
Основной формой итогового контроля является тестирование, контрольные работы, зачеты.
Формы промежуточной аттестации обучающихся
Промежуточная аттестация в ОУ подразделяется на:
годовую аттестацию – оценку качества усвоения учащимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год;
четверть– оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного полугодия на основании текущей аттестации;
текущую аттестацию - оценка качества усвоения содержания компонентов какой - либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения учащимися по результатам проверки (проверок).
Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ учащихся являются:
Формы письменной проверки:
письменная проверка – это письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся домашние, проверочные, практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста (тестовый контроль).
Формы устной проверки:
устная проверка – это устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.
Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащихся могут использоваться информационно – коммуникационные технологии.
При промежуточной аттестации учащихся в ОУ применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах), «зачёт», «незачёт» или словесного (оценочного) суждения. Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются методическим объединением по данному предмету и утверждаются педагогическим советом ОУ.
Содержание, формы и порядок проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация учащихся ОУ проводится с целью определения качества освоения учащимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении четверти. Отметка учащегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.
3. Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация учащихся за год может проводиться письменно, устно, в других формах. Формами проведения годовой письменной аттестации являются: контрольная работа, тест и др. К устным формам годовой аттестации относятся: защита реферата, зачет, собеседование и другие.
Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой аттестации учащихся разрабатываются учителем в соответствии с государственным стандартом общего образования
Предмет | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итоговый контроль (год) |
Основы безопасности жизнедеятельности | Тестовая работа | Тестовая работа | Тестовая работа | Тестовая работа | Тестовая работа |
Содержание рабочей программы
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности и Культура здоровья» расширен раздел основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | ТЕМА УРОКА | К-ВО ЧАСОВ | ВИДЫ, ФОРМЫ КОНТРОЛЯ | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
1 | Россия в мировом сообществе. | 1 | Устный опрос | |
2 | Национальные интересы России в современном мире. | 1 | Устный опрос | |
3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | 1 | Устный опрос | |
4 | Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. Правовое воспитание участников дорожного движения | 1 | Устный опрос | |
5 | Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. Причины и следствия ДТП | 1 | Тест | |
6 | Ч.С. природного характера, их причины и последствия. | 1 | Устный опрос | |
7 | Ч.С.техногенного характера их причина и последствия. Сложные ситуации на дорогах и перекрестках | 1 | Зачет | |
8 | Военные угрозы национальной безопасности России. | 1 | Устный опрос | |
9 | Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. | 1 | Устный опрос | |
10 | Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма. | 1 | Тест | |
11 | Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС) | 1 | Устный опрос | |
12 | ГО как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | 1 | Устный опрос | |
13 | МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС | 1 | Устный опрос | |
14 | Мониторинг и прогнозирование ЧС. | 1 | Зачет | |
15 | Инженерная защита населения и территорий от ЧС | 1 | Тест | |
16 | Оповещение населения о ЧС | 1 | Устный опрос | |
17 | Эвакуация населения. | 1 | Устный опрос | |
18 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | 1 | Тест | |
19 | Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. | 1 | Устный опрос | |
20 | Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. | 1 | Устный опрос | |
21 | Система борьбы с терроризмом. | 1 | | |
22 | Правила поведения при угрозе террористического акта. | 1 | Тест | |
23 | Государственная политика противодействия наркотизму. | 1 | Устный опрос | |
24 | Профилактика наркомании. | 1 | Устный опрос | |
25 | Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность | 1 | Устный опрос | |
26 | Здоровый образ жизни и его составляющие. | 1 | Устный опрос | |
27 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Первая доврачебная помощь при ДТП | 1 | Устный опрос | |
28 | Ранние половые связи и их последствия. Первая доврачебная помощь при ДТП | 1 | Тест | |
29 | Инфекции, передаваемые половым путем. Первая доврачебная помощь при ДТП | 1 | Устный опрос | |
30 | Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Первая доврачебная помощь при ДТП | 1 | Зачет | |
31 | Брак и семья. | 1 | Устный опрос | |
32 | Семья и здоровый образ жизни человека. Первая доврачебная помощь при ДТП | 1 | Устный опрос | |
33 | Основы семейного права в Российской Федерации. Первая доврачебная помощь при ДТП | 1 | Фронтальный опрос | |
34 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях Зачет по учебному модулю «Дорожная безопасность» | 1 | Устный опрос | |
Используемый учебно-методический комплект:
Учебник | Литература для учителя ЭОР |
«Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М., издательство «Просвещение», 2014 г. | 1.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2010. 2.ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005 3.ОБЖ тесты: 8 класс к учебнику И.К.Топорова ОБЖ 7-8 класс /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2006 г. http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности; http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ; http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам; http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ; http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов; |