Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 73»
Рассмотрено на заседании МО__________________ __________________________ | Принято на заседании | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 73 _______________________ |
| методического совета | Н.Е.Ермолина |
Протокол № ____ от ________ | Протокол № _______от | «___»_____________20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в 9 А, 9 Б классах
Программа составлена на основе:
1.ФГОС ООО
2. ООП ООО МБОУ СШ № 73
3.Программы по ОБЖ для 5-9 классов (авторы_ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников)
Учитель Гилязова Елена Николаевна
высшая квалификационная категория
Архангельск
2020-2021 учебный год
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и с учетом примерной программы по ОБЖ для 5-9 классов (авторы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников).
Рабочая программа составлена в рамках УМК по ОБЖ 8-9 классы (авторы: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников), издательство «Просвещение».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Личностные результаты:
-усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
-овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
- анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
- обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
- выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
-овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
-формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
-развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера;
-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
Ученик 9 класса научится:
- классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
- использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
- использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
- безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
- безопасно использовать бытовые приборы;
- безопасно использовать средства бытовой химии;
- безопасно использовать средства коммуникации;
- классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
- безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
- безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
- готовиться к туристическим походам;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
- адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
- добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
- добывать и очищать воду в автономных условиях;
- добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
- подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
- классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
- классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
- классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
- оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
- оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
- извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
- оказывать первую помощь при ушибах;
- оказывать первую помощь при растяжениях;
- оказывать первую помощь при вывихах;
- оказывать первую помощь при переломах;
- оказывать первую помощь при ожогах;
- оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
- оказывать первую помощь при отравлениях;
- оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
- оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;
- готовиться к туристическим поездкам;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
- безопасно вести и применять права покупателя;
- анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
- предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность;
- анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
- характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
- оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
- оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
- оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
- оказывать первую помощь при коме;
- оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
- использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
- творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в
области безопасности жизнедеятельности.
Содержание учебного предмета ОБЖ
МОДУЛЬ I
Основы безопасности личности, общества и государства
РАЗДЕЛ I.
Основы комплексной безопасности
Тема 1. Национальная безопасность в России и современном мире.
Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России.
Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. Угроза военной безопасности России.
РАЗДЕЛ II.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
МЧС России — федеральный орган управления в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Инженерная зашита населения от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
Раздел III. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Тема 5 Терроризм и экстремизм: их причины и последствия
Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.
Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления
Тема 6.Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. Обшегосударственное противодействие терроризму. Нормативно-правовая база противодействия
наркотизму.
Тема 7. Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации
Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.
Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости
Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости
МОДУЛЬ II.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел IV.
Основы здорового образа жизни
Тема 9. Здоровье — условие благополучия человека
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в Российской Федерации.
Раздел V.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Тема 12 Оказание первой помощи
Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя)
Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ
9 класс
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов |
| Тема 1. Национальная безопасность в России в современном мире (4ч) | |
| Современный мир и Россия | 1 |
| Национальные интересы России в современном мире | 1 |
| Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | 1 |
| Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России | 1 |
| Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 ч) | |
| Чрезвычайные ситуации и их классификация | 1 |
Р/С | Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. ПДД. Правила движения - закон улиц и дорог. | 1 |
Р/С | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. ПДД. Элементы улиц и дорог. Перекрестки и их виды. | 1 |
| Угроза военной безопасности России. ПДД. Дорожная разметка. Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах. | 1 |
| Тема 3. Организационные основы в защите населений страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч) | |
| Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). | 1 |
| Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | 1 |
| МЧС России — федеральный орган управления в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 1 |
| Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч) | |
Р/С | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. | 1 |
| Инженерная зашита населения от чрезвычайных ситуаций. ПДД. Формы регулирования движения. | 1 |
Р/С | Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. ПДД. Формы регулирования движения. | 1 |
| Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. | 1 |
| Тема 5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 ч) | |
| Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. | 1 |
| Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления | 1 |
| Тема 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч) | |
| Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. | 1 |
| Общегосударственное противодействие терроризму. | 1 |
| Нормативно-правовая база противодействия наркотизму | 1 |
| Тема 7. Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (1 ч) | |
| Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. | 1 |
| Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 ч) | |
| Правила поведения при угрозе террористического акта. | 1 |
| Профилактика наркозависимости | 1 |
| Тема 9. Здоровье — условие благополучия человека (3 ч) | |
| Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. ПДД. Правила пользования транспортными средствами. | 1 |
| Здоровый образ жизни и его составляющие. ПДД. Дорожные знаки. | 1 |
| Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. ПДД. Велосипед с подвесным двигателем и мопед. | 1 |
| Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (2 ч) | |
27. | Ранние половые связи и их последствия. | 1 |
28. | Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. | 1 |
29. | Промежуточная аттестация в форме теста. | 1 |
| Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч) | |
30. | Брак и семья | 1 |
31. | Семья и здоровый образ жизни человека. ПДД. Дополнительные требования к движению велосипедистов. | 1 |
32. | Основы семейного права в Российской Федерации. | 1 |
| Тема 12. Оказание первой помощи (2 ч) | |
33. | Р/С Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие. ПДД. Проверка знаний учащихся. Первая помощь при ДТП. | 1 |
34. | Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ | 1 |
Темы проектов по ОБЖ для учащихся 9 класса:
Алгоритм оказания первой помощи в условиях различных ЧС (по выбору).
Будущее без терроризма, терроризм без будущего.
Бросить курить сейчас!
Безопасность подростков при использовании современных технологий.
Вода как источник жизни.
Выдающиеся соотечественники о вредных привычках.
Влияние человеческого фактора на возникновение ЧС техногенного характера.
Генномодифицированные продукты: за и против.
Здоровье не купишь - его разум дает.
Значение жиров, белков и углеводов в питании подростков.
Защита Отечества – долг каждого гражданина.
Исследование влияния звука на живые организмы.
Компьютерная зависимость и здоровье человека.
Каждому необходима личная безопасность.
Месячный оптимальный рацион питания школьника на основе местной традиционной кухни и норм здорового питания.
Наследственные заболевания.
Обзор съедобных , лекарственных и ядовитых растений и грибов нашего региона.
Опасности, подстерегающие современную молодежь.
Особенности режима труда и отдыха подростков.
Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире).
Опасные природные явления, характерные для города Архангельска.
Организация безопасности населения города Архангельска, взаимодействие структур города по предупреждению и ликвидации ЧС.
Пиво и энергетические напитки. Нужны ли они молодёжи?
Пожар в жилом помещении.
Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения.
Расчет недельных физических нагрузок учащегося с учетом его индивидуальных физических и психологических особенностей.
Система оптимального использования учебной информации в процессе обучения.
Скажи «нет» вредным привычкам.
Твоя жизнь - твой выбор. Опасность употребления табака, алкоголя, наркотиков для здоровья и безопасности человека.
Угроза военной безопасности России.
Характеристика экологической обстановки нашего региона.
Что такое здоровый образ жизни?