СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающем миру (1-4кл) Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающем миру для 1—4 классов составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающем миру (1-4кл) Школа России»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Салбинская средняя общеобразовательная школа»



РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол №____

«__»____________20__г.

Руководитель МО

_________Я.Н.Антипова

УТВЕРЖДАЮ

И.о.директора

МБОУ «Салбинская СОШ»

_____________ Т.И.Носова

Приказ №_________________

«___»______________20___г.






Рабочая программа учебного курса

«Окружающий мир»

(1-4 класс)









Учитель начальных классов

Улатова Ирина Александровна














Салба, 2018



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы НОО МБОУ «Салбинская СОШ».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

На изучение курса «Окружающий мир» отводится 2 ч в неделю ежегодно. В 1 классе - 66ч (33 учебные недели), во 2-4 классах 68 ч ежегодно (34 учебных недель). Всего 270 часов.


Планируемые результаты изучения курса

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину); 

  • различать флаг и герб России;

  • узнавать некоторые достопримечательности столицы;

  • называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

  • различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);

  • различать овощи и фрукты;

  • определять с помощью атласа-определителя  растения и животных;

  • сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам; сравнивать реку и море;

  • использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

  • находить на глобусе холодные и жаркие районы; 

  • различать животных холодных и жарких районов;

  • различать прошлое, настоящее и будущее;

  • соотносить времена года и месяцы;

  • называть дни недели и времена года в правильной последовательности;

  • перечислять цвета радуги в правильной последовательности; 

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;

  • проводить опыты с водой, снегом и льдом;

  • описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);

  • изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны; 

  • находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

  • объяснять причины возникновения дождя и ветра;

  • ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;

  • мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

  • раздельно собирать мусор в быту;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

  • подбирать одежду для разных случаев;

  • правильно обращаться с электричеством и электроприборами;

  • правильно переходить улицу;

  • соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;

  • различать виды транспорта;

  • соблюдать правила безопасности в транспорте.

Метапредметные результаты

Регулятивные
Обучающийся научится:

  •  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

  •  сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  осуществлять контроль, коррекцию и  оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

  • планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

Познавательные
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

  • понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

  • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

  • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.

Коммуникативные
Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

  • готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;

  • представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради); 

  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

  • ценностные представления о своей семье  и своей малой родине;

  • первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;

  • представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;

  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми; правила работы в группе,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Обучающийся получит возможность сформировать:

  • представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу;

  • представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов);

  • представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;

  • представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов  России;

  • этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;

  • этические чувства на основе знакомства с культурой народов России.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс

Задавайте вопросы! Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

Что и кто?

Что такое Родина? Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

Что мы знаем о народах России? Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России

Что мы знаем о Москве? Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников

Проект «Моя малая Родина»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Что у нас над головой? Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы

Что у нас под ногами? Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней

Что общего у разных растений? Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях

Что растёт на подоконнике? Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе

Что растёт на клумбе? Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника

Что это за листья? Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям

Что такое хвоинки? Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев

Кто такие насекомые? Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых

Кто такие рыбы? Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы

Кто такие птицы? Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы

Кто такие звери? Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни

Что окружает нас дома? Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению

Что умеет компьютер? Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним

Что вокруг нас может быть опасным? Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения

На что похожа наша планета? Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Презентация проекта «Моя малая Родина»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Как, откуда и куда?

Как живёт семья? Проект «Моя семья» Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды

Откуда в наш дом приходит электричество? Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы

Как путешествует письмо? Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации

Куда текут реки? Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде

Откуда берутся снег и лёд? Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда

Как живут растения? Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями

Как живут животные? Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц

Откуда берётся и куда девается мусор? Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора

Откуда в снежках грязь? Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Где и когда?

Когда учиться интересно? Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю

Проект «Мой класс и моя школа» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Когда придёт суббота? Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели

Когда наступит лето? Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года

Где живут белые медведи? Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов

Где живут слоны? Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов

Где зимуют птицы? Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму

Когда появилась одежда?

История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная)

Когда изобрели велосипед? История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде

Когда мы станем взрослыми? Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Почему и зачем?

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва

Почему Луна бывает разной? Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны

Почему идёт дождь и дует ветер? Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных

Почему звенит звонок? Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши

Почему радуга разноцветная? Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги

Почему мы любим кошек и собак? Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой

Проект «Мои домашние питомцы»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу

Зачем мы спим ночью? Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену

Почему нужно есть много овощей и фруктов? Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук

Зачем нам телефон и телевизор? Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет

Зачем нужны автомобили? Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего

Зачем нужны поезда? Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта

Зачем строят корабли? Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля

Зачем строят самолёты? Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте

Зачем люди осваивают космос? Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции

Почему мы часто слышим слово «экология»? Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

2 класс

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека

3 класс

Как устроен мир

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Это удивительная природа

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Мы и наше здоровье

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Наша безопасность

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Чему учит экономика

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Путешествие по городам и странам

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.


4 класс

Земля и человечество

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир; пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.  


Тематическое планирование

1 класс

п/п

Дата

Количество часов

Тема урока

1


1

Задавайте вопросы!



20

Раздел «Что и кто?»

2


1

Что такое Родина?

3


1

Что мы знаем о народах России?

4


1

Что мы знаем о Москве?

5


1

Проект «Моя малая Родина»

6


1

Что у нас над головой?

7


1

Что у нас под ногами?

8


1

Что общего у разных растений?

9


1

Что растёт на подоконнике?

10


1

Что растёт на клумбе?

11


1

Что это за листья?

12


1

Что такое хвоинки?

13


1

Кто такие насекомые?

14


1

Кто такие рыбы?

15


1

Кто такие птицы?

16


1

Кто такие звери?

17


1

Что окружает нас дома?

18


1

Что умеет компьютер?

19


1

Что вокруг нас может быть опасным?

20


1

На что похожа наша планета?

21


1

На что похожа наша планета?



12

Раздел «Как, откуда и куда?»

22


1

Как живёт семья? Проект «Моя семья»

23


1

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

24


1

Откуда в наш дом приходит электричество?

25


1

Как путешествует письмо?

26


1

Куда текут реки?

27


1

Откуда берутся снег и лёд?

28


1

Как живут растения?

29


1

Как живут животные?

30


1

Как зимой помочь птицам?

31


1

Откуда берётся и куда девается мусор?

32


1

Откуда в снежках грязь?

33


1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья».



11

Раздел «Где и когда?»

34


1

Раздел «Где и когда?» (11ч)

35


1

Проект «Мой класс и моя школа».

36


1

Когда придёт суббота?

37


1

Когда придёт суббота?

38


1

Где живут белые медведи?

39


1

Где живут слоны?

40


1

Где зимуют птицы?

41


1

Когда появилась одежда?

42


1

Когда изобрели велосипед?

43


1

Когда мы станем взрослыми?

44


1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа».



22

Раздел «Почему и зачем?»

45


1

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

46


1

Почему Луна бывает разной?

47


1

Почему идёт дождь и дует ветер?

48


1

Почему звенит звонок?

49


1

Почему радуга разноцветная?

50


1

Проект «Мои домашние питомцы».

51


1

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

52


1

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

53


1

Зачем мы спим ночью?

54


1

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

55


1

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

56


1

Зачем нам телефон и телевизор?

57


1

Зачем нужны автомобили?

58


1

Зачем нужны поезда?

59


1

Зачем строят корабли?

60


1

Промежуточная аттестация

61


1

Зачем строят самолёты?

62


1

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

63


1

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

64


1

Зачем люди осваивают космос?

65


1

Почему мы часто слышим слово «экология»?

66


1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»




2 класс

п/п

Дата

Количество часов

Тема урока.




4

Раздел «Где мы живём?»

1


1

Родная страна.

2


1

Город и село.

3


1

Природа и рукотворный мир.

4


1

Проверочная работа №1 по разделу «Где мы живём»



20

Раздел «Природа»

5


1

Неживая и живая природа.

6


1

Явления природы.

7


1

Что такое погода.

8


1

В гости к осени. (Экскурсия)

9


1

В гости к осени. (Урок)

10


1

Звёздное небо

11


1

Заглянем в кладовые Земли.

12


1

Про воздух…

13


1

И про воду

14


1

Какие бывают растения.

15


1

Какие бывают животные

16


1

Невидимые нити.

17


1

Дикорастущие и культурные растения.

18


1

Дикие и домашние животные.

19


1

Комнатные растения.

20


1

Животные живого уголка.

21


1

Про кошек и собак.

22


1

Красная книга.

23


1

Будь природе другом. Проект «Красная книга»

24


1

Проверочная работа №2 по разделу «Природа»



10

Раздел «Жизнь города и села»

25


1

Что такое экономика.

26


1

Из чего что сделано.

27


1

Как построить дом.

28


1

Какой бывает транспорт.

29


1

Культура и образование.

30


1

Все профессии важны. Проект «Профессии»

31


1

В гости к зиме. (Экскурсия)

32


1

В гости к зиме. (Урок)

33


1

Проверочная работа №3 по разделу «Жизнь города и села».

34


1

Презентация проектов.



9

Раздел «Здоровье и безопасность»

35


1

Строение тела человека.

36


1

Если хочешь быть здоров.

37


1

Берегись автомобиля!

38


1

Школа пешехода.

39


1

Домашние опасности.

40


1

Пожар.

41


1

На воде и в лесу.

42


1

Опасные незнакомцы.

43


1

Проверочная работа №4 по разделу «Здоровье и безопасность».



7

Раздел «Общение»

44


1

Наша дружная семья.

45


1

Проект «Родословная»

46


1

В школе.

47


1

Правила вежливости.

48


1

Ты и твои друзья.

49


1

Мы – зрители и пассажиры

50


1

Проверочная работа №5 по разделу «Общение».



18

Раздел «Путешествия»

51


1

Посмотри вокруг.

52


1

Ориентирование на местности.

53


1

Ориентирование на местности. Практическая работа.

54


1

Формы земной поверхности.

55


1

Водные богатства.

56


1

В гости к весне. (Экскурсия).

57


1

Промежуточная аттестация

58


1

Россия на карте.

59


1

Проект «Города России».

60


1

Путешествие по Москве.

61


1

Московский Кремль.

62


1

Город на Неве.

63


1

Путешествие по планете.

64


1

Путешествие по материкам.

65


1

Страны мира

66


1

Впереди лето.

67


1

Проверочная работа №7 по разделу «Путешествия».

68


1

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

3 класс

п/п

Дата

Количество часов

Тема урока



6

Раздел «Как устроен мир»

1


1

Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей.

2


1

Человек. Ступеньки познания.

3


1

Проект «Богатства, отданные людям».Экскурсия.

4


1

Общество.

5


1

Что такое экология?

6


1

Природа в опасности! Проверочная работа №1.



18

Раздел «Эта удивительная природа»

7


1

Тела, вещества, частицы.

8


1

Разнообразие веществ.

9


1

Воздух и его охрана.

10


1

Вода и жизнь. Свойства воды.

11


1

Превращения и круговорот воды в природе.

1 2


1

Берегите воду!

1 3


1

Что такое почва?

1 4


1

Разнообразие растений.

1 5


1

Солнце, растения и мы с вами.

1 6


1

Размножение и развитие растений.

1 7


1

Охрана растений.

18


1

Разнообразие животных.

19


1

Кто что ест?

20


1

Проект «Разнообразие природы родного края».

21


1

Размножение и развитие животных.

22


1

Охрана животных.

23


1

В царстве грибов.

24


1

Великий круговорот жизни. Проверочная работа №2.



9

Раздел «Мы и наше здоровье»

25


1

Организм человека.

26


1

Органы чувств.

27


1

Надёжная защита организма. Проверочная работа №2.

28


1

Опора тела и движение.

29


1

Наше питание. Ор­ганы пищеварения. Проект «Школа кулинаров».

30


1

О дыхании, о движении крови.

31


1

Умей предупреждать болезни.

32


1

Здоровый образ жизни

33


1

Проект«Мы и наше здоровье». Проверочная работа №3.



7

Раздел «Наша безопасность»

34


1

Огонь, вода и газ.

35


1

Чтобы путь был счастливым.

36


1

Дорожные знаки.

37


1

Проект «Кто нас защищает».

38


1

Опасные места.

39


1

Природа и наша безопасность.

40



1

Экологическая безопасность. Проверочная работа №4.



12

Раздел «Чему учит экономика»

41


1

Для чего нужна экономика?

42


1

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

43


1

Полезные ископаемые. Тест.

44


1

Растениеводство.

45


1

Животноводство. Тест.

46


1

Какая бывает промышленность?

47


1

Проект «Экономика родного края».

48


1

Что такое деньги?

49


1

Государственный бюджет.

50


1

Семейный бюджет.

51


1

Экономика и экология.

52


1

Экономика и экология. Проверочная работа №5.



16

Раздел «Путешествие по городам и странам»

53


1

Золотое кольцо России.

54


1

Золотое кольцо России.

55


1

Проект «Музей путешествий».

56


1

Наши ближайшие соседи.

57


1

На севере Европы.

58


1

Что такое Бенилюкс?

59


1

В центре Европы.

60


1

Путешествие по Франции и Великобритании.

61


1

Промежуточная аттестация

62


1

На юге Европы.

63


1

По знаменитым местам мира.

64


1

Экскурсия «Достопримечательности нашего села».

65


1

Проверочная работа№6 по теме «Путешествие по городам и странам».

66


1

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края».

67


1

Повторение по теме «Путешествие по городам и странам».

68


1

Итоговый урок по изученному материалу.

4 класс

п/п

Дата

Количество часов

Тема урока



9

Раздел «Земля и человечество»

1


1

Мир глазами астронома.

2


1

Планеты солнечной системы.

3


1

Звёздное небо – великая книга природы.

4


1

Мир глазами географа.

5


1

Мир глазами историка.

6


1

Когда и где?

7


1

Прошлое и настоящее глазами эколога.

8


1

Сокровища Земли под охраной человечества.

9


1

Проверочная работа «Земля и человечество».



11

Раздел «Природа России»

10


1

Равнины и горы России.

11


1

Моря, озёра и реки России.

12


1

Природные зоны России.

13


1

Зона Арктических пустынь.

14


1

Тундра.

15


1

Леса России.

16


1

Лес и человек.

17


1

Зона степей.

18


1

Пустыни.

19


1

У Чёрного моря

20


1

Проверочная работа «Природные зоны России».



14

Раздел «Наш край – часть большой страны»

21


1

Наш край.

22


1

Поверхность нашего края.

23


1

Поверхность нашего края.

24


1

Водные богатства нашего края.

25


1

Наши подземные богатства.

26


1

Земля-кормилица.

27


1

Экскурсия в лес и на луг.

28


1

Жизнь леса.

29


1

Жизнь луга.

30


1

Жизнь в пресных водах.

31


1

Экскурсия к водоёму.

32


1

Растениеводство в нашем крае.

33


1

Животноводство в нашем крае.

34


1

Проверочная работа «Родной край».



6

Раздел «Страницы всемирной истории»

35


1

Начало истории человечества.

36


1

Мир древности: далёкий и близкий.

37


1

Средние века: время рыцарей и замков.

38


1

Новое время: встреча Европы и Америки.

39


1

Новейшее время: история продолжается сегодня.

40


1

Проверочная работа «Страницы мировой истории»



19

Раздел «Страницы истории Отечества»

41


1

Жизнь древних славян.

42


1

Во времена Древней Руси.

43


1

Страна городов.

44


1

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

45


1

Трудные времена на русской земле.

46


1

Русь расправляет крылья.

47


1

Куликовская битва.

48


1

Иван III.

49


1

Мастера печатных дел.

50


1

Патриоты России.

51


1

Пётр Великий.

52


1

Михаил Васильевич Ломоносов.

53


1

Екатерина Великая.

54


1

Отечественная война 1812 года.

55


1

Страницы истории XIХ века.

56


1

Россия вступает в ХХ век.

57


1

Страницы истории 20-30 гг.

58


1

Великая Отечественная война и Великая Победа.

59


1

Страна, открывшая путь в космос. Проверочная работа «Страницы истории России»



9

Раздел «Современная Россия»

60


1

Основной закон России и права человека.

61


1

Мы - граждане России.

62


1

Промежуточная аттестация.

63


1

Славные символы России.

64


1

Такие разные праздники.

65


1

Путешествие по России.

66


1

Путешествие по России.

67


1

Проверочная работа «Современная Россия».

68


1

Обобщающий урок. Презентация проектов.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!