СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Основам Безопасности Жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-11 классов

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями от 30.12.2021 г.).
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 11.12.2020 г.).
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями от 13.03.2021 г.).
  • Приказа Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 08.05.2020 года) на 2022/2023 учебный год.
  • Постановления Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 ноября 2015 г. №1293 «Об организации работы в Министерстве образования и науки РФ по обеспечению условий для формирования у детей и молодежи гражданской позиции, стойкого неприятия идей экстремисткой и террористической направленности».
  • Методического письма о преподавании учебного предмета среднего общего образования«Основы безопасности жизнедеятельности» в 2022-2023 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области.

 

Цели программы

  • Содействие повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз; снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
  • Формирование основ экологического мышления, осознание влияния культуры безопасности жизнедеятельности и социально-экономических процессов на состояние природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности.
  • Осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных отношений на основе принятия ценностей семейной жизни, любви, равноправия, заботы, ответственности.
  • Профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

 

Задачи программы

  • Обучать учащихся стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности, обеспечивающее усвоение знаний о правах и обязанностях личности, общества и государства в области безопасности, о здоровом образе жизни, формирование умений предвидеть и распознавать опасности, грамотно действовать, используя индивидуальные и коллективные средства защиты, оказывать первую помощь, реализуя стратегию минимизации негативных последствий для собственного здоровья, благополучия других людей и среды обитания.
  • Воспитывать чувства личной сопричастности и ответственности за обеспечение индивидуальной, общественной (социальной) и государственной безопасности; четкой правовой гражданской позиции по сохранению социального мира, по правовому поведению в социальных конфликтах; ценностного отношения к любой жизни, к своему здоровью, здоровью людей и среде обитания.
  • Развивать личные духовные и физические качества: самодисциплина, самоконтроль, самооценка собственной культуры безопасного поведения и деятельности, обеспечивающих личную и общественную безопасность.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

 

Личностные результаты:

  • развитие духовных и физических качеств, определяющих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе социально одобряемых и рекомендуемых моделей безопасного поведения, определяющих качество формирования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания;
  • формирование потребности и осознанной мотивации в следовании правилам здорового образа жизни, в осознанном соблюдении норм и правил безопасности жизнедеятельности в учебной, трудовой, досуговой деятельности;
  • развитие готовности и способности к непрерывному самообразованию с целью совершенствования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья, здоровья других людей и окружающей природной среды обитания;
  • формирование гуманистических приоритетов в системе ценностно-смысловых установок мировоззренческой сферы обучающихся, отражающих личностную и гражданскую позиции в осознании национальной идентичности, соблюдение принципа толерантности во взаимодействии с людьми в поликультурном социуме;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

 

Метапредметные результаты предполагают формирование универсальных учебных действий, определяющих развитие умения учиться. Таким образом, учащиеся приобретают умения:

 

познавательные, интеллектуальные:  

  • формулировать личные понятия о безопасности и учебно-познавательную проблему (задачу);
  • анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
  • генерировать идеи, моделировать индивидуальные решения по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; планировать — определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • находить, обобщать и интерпретировать информацию с использованием учебной литературы по безопасности жизнедеятельности, словарей, Интернета, СМИ и других информационных ресурсов.

 

коммуникативные:

  • взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог, понятно выражать свои мысли, слушать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение;
  • выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в решении вопросов по обеспечению безопасности личности, общества, государства;

 

регулятивные (организационные):

  • саморегуляция и самоуправление собственным поведением и деятельностью — построение индивидуальной образовательной траектории;
  • владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • владение навыками познавательной рефлексии (осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания) для определения новых познавательных задач и средств их достижения;
  • владение практическими навыками первой помощи, физической культуры, здорового образа жизни, экологического поведения, психогигиены.

 

Предметные результаты предполагают формирование основ научного (критического, исследовательского) типа мышления на основе научных представлений о стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности; о подходах теории безопасности жизнедеятельности к изучению опасных и чрезвычайных ситуаций; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; о социально-демографических и экологических процессах на территории России; о подготовке населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, включая противодействие экстремизму, терроризму, наркотизму; о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности, о военно-силовых ресурсах государства по защите населения и территорий;

 

 

 

в ценностно-ориентационной сфере:

  • ценностные установки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы, потребности, принципы мышления и поведения, обеспечивающие выработку индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, экологического мировоззрения и мотивации, антиэкстремистского поведения, гражданской позиции, умения предвидеть опасные ситуации, выявлять их причиныи возможные последствия, проектировать модели безопасного поведения;
  • осознание личной ответственности за формирование культуры семейных отношений.

 

в коммуникативной сфере:

  • умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья, адекватно информировать окружающих и службы экстренной помощи об опасной ситуации;
  • умение сотрудничать с другими людьми, выполнять совместно необходимые действия по минимизации последствий экстремальной ситуации; 
  • стремление и умение находить компромиссное решение в сложной ситуации.

 

в эстетической сфере:

  • умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; 
  • умение различать эргономичность, эстетичность и безопасность объектов и среды обитания (жизнедеятельности).

 

в бытовой, трудовой и досуговой сфере:

  • грамотное обращение с бытовыми приборами, техническими устройствами;
  • соблюдение правил дорожного движения и поведения на транспорте;
  • соблюдение правил отдыха в загородной зоне;
  • знание номеров телефонов для вызова экстренных служб; 
  • умение оказывать первую помощь;
  • правоохранительное поведение в социальной и природоохранной сфере.

 

в сфере физической культуры и здорового образа жизни:

  • накопление опыта физического и психического совершенствования средствами спортивно-оздоровительной деятельности, здорового образа жизни;
  • выработка привычки к соблюдению правил техники безопасности при развитии физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, координации, скоростных качеств, обеспечивающих двигательную активность;
  • соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать высокую умственную нагрузку старшеклассников, осуществлять профилактику утомления и дистресса здоровыми способами физической активности;
  • умение правильно оказывать первую помощь при травмах на занятиях физической культурой и в экстремальных ситуациях.

 

Содержание учебного курса

 

10 класс

 

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства.

 

    1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. (4 ч.).

 

Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания: безопасность; жизненно важные интересы; национальные интересы; национальная безопасность; основные угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства; основы безопасности жизнедеятельности; культура безопасности жизнедеятельности.(1 ч.).

Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности: наука о безопасности жизнедеятельности; жизнедеятельность человека; концепция приемлемого (допустимого) риска; стратегия безопасности жизнедеятельности (стратегия управления безопасностью жизнедеятельности); системный подход; средовый подход.(1 ч.).

Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания: экология; урбанизация; экологическая ниша; экологическая напряженность; экологическая безопасность.(1 ч.).

Медико-биологические и психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания: человек; индивид; здоровье; здоровье человека; адаптация; потенциал здоровья человека; психология; психические процессы; психическое состояние человека; экология психики; стресс; адаптивность.(1 ч.).

    1. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства. (5 ч.).

 

Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности: Конституция Российской Федерации; гражданская ответственность; федеральные законы по безопасности; организационно-правовые нормы.(1 ч.).

Защита национальной безопасности государства от военных угроз: военная угроза; угроза национальной безопасности; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации; национальная оборона; средства невоенного реагирования; Стратегия сдерживания военной силы. (1 ч.).

Защита личности, общества, государства от угроз социального характера: военная опасность; военный конфликт; военная политика государства; вооруженный конфликт; война: локальная, региональная, крупномасштабная; Военная доктрина Российской Федерации; основные внешние опасности России; основные внутренние опасности России; терроризм; экстремизм.(1 ч.).

Противодействие экстремизму: экстремизм; пропаганда экстремизма; экстремист; основные принципы противодействия экстремизму.(1 ч.).

Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации: терроризм; виды терроризма; противодействие терроризму; Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации; наркотизм; наркотизация.(1 ч.).

 

    1. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях. (5 ч.).

 

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): виды чрезвычайных ситуаций; РСЧС; территориальные и функциональные подсистемы РСЧС; МЧС России; режимы функционирования РСЧС; гражданская оборона. (1 ч.).

Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: гражданская оборона; мониторинг чрезвычайной ситуации; прогнозирование чрезвычайной ситуации; оповещение; эвакуация; инженерная защита. (1 ч.).

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера; опасные природные явления; стихийные бедствия: геологические, метеорологические, гидрологические, климатогеографические сезонные; техногенная насыщенность; взрыв; взрывоопасный объект; химическая опасность; химически опасный объект; химическая безопасность. (1 ч.).

Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование: страхование; страховой случай; инженерное сооружение; гидротехническое сооружение; гидродинамическая авария; автомобильный транспорт; железнодорожный транспорт; водный транспорт; авиационный транспорт. (1 ч.).

Контрольная работа №1 по пройденному разделу: «Основы безопасности личности, общества, государства». (1 ч.).

 

Раздел 2. Военная безопасность государства.

 

    1. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность. (4 ч.).

 

Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения: военная безопасность; оружие массового поражения; очаг поражения; зона радиоактивного поражения местности; ядерное оружие; химическое оружие; бактериологическое (биологическое) оружие; карантин; обсервация; современные обычные средства поражения; виды оружия на новых принципах. (1 ч.).

Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения: радиационная опасность; ионизирующее излучение; экспозиционная доза облучения; уровень радиации; радиационная безопасность; меры обеспечения безопасности; инженерные сооружения гражданской обороны; убежище; противорадиационное укрытие; простейшее укрытие. (1 ч.).

Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности: биологическая и экологическая опасность; биологические средства; биологические агенты; биологический терроризм; источники биолого-социальной чрезвычайной ситуации; биологическая опасность; биологическая безопасность; чрезвычайная экологическая ситуация; экологическая безопасность. (1 ч.).

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Практическая работа №1: «Надевание противогазов (ГП-5 и ГП-7), ОЗК (общевойскового защитного комплекта)»: средства индивидуальной защиты органов дыхания; противогаз фильтрующий, изолирующий; камера защитная детская; респиратор; ватно-марлевая повязка; средства индивидуальной защиты кожи. (1 ч.).

 

  1. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. (5 ч.).

 

Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные вопросы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации: Вооруженные Силы Российской Федерации; Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации; органы управления; объединение; соединение; воинская часть; состав Вооруженных Сил Российской Федерации; Сухопутные войска; Воздушно-космические силы; Военно-Морской Флот; Ракетные войска стратегического назначения; Воздушно-десантные войска; Тыл Вооруженных Сил. (1ч.).

Воинская обязанность и военная служба: воинская обязанность; мобилизация; военное положение; военная служба; Военная присяга; обязательная подготовка; добровольная подготовка.(1ч.).

Права и обязанности военнослужащих: социальный статус; права военнослужащих; обязанности военнослужащих: общие, должностные, специальные; воинская дисциплина; единоначалие; верность воинскому долгу.(1ч.).

Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации: боевые традиции; воинские ритуалы; патриотизм; воинский долг; воинская честь; Военная присяга; Боевое знамя воинской части; воинский коллектив; воинское товарищество.(1ч.).

Контрольная работа №2 по пройденному разделу: «Военная безопасность государства». (1 ч.).

 

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

 

  1. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания. (4 ч.).

 

Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие: медицина; здоровье; индивидуальное здоровье человека; общественное здоровье; социальное здоровье человека; сфера здравоохранения; санитарное просвещение; образ жизни; здоровый образ жизни; культура здоровья; факторы риска; основные составляющие здорового образа жизни.(1 ч.).

Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики: эпидемия; пандемия; инфекционные заболевания; классификация инфекционных заболеваний; профилактика инфекционных заболеваний; иммунитет; вакцинация; факторы риска; обсервация; карантин; дезинфекция. (1 ч.).

Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики: основные неинфекционные заболевания; атеросклероз; артериальная гипертензия. (1 ч.).

Профилактика заболеваний, передающихся половым путем: половое воспитание; целомудрие; заболевания, передающиеся половым путем; профилактика заболеваний, передающихся половым путем. (1 ч.).

 

  1. Оказание первой помощи при неотложных состояниях. (6 ч.).

 

Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок: неотложное состояние; первая помощь; фактор времени; травма; перечень состояний, при которых оказывают первую помощь; перечень мероприятий по оказанию первой помощи.(1 ч.).

Правила оказания первой помощи при травмах: асептика; антисептика; антибиотики; общие правила оказания первой помощи при травмах; иммобилизация; шинирование.(1 ч.).

Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Практическая работа №2: «Оказание первой помощи при кровотечениях, ранениях»: кровотечение: артериальное, венозное, капиллярное. (1 ч.).

Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Практическая работа №3: «Оказание сердечно-легочной реанимации»: сердечно-легочная реанимация; признаки жизни; признаки смерти; искусственное дыхание способом «рот в рот»; надавливание на грудную клетку.(1 ч.).

Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах. Практическая работа №4: «Оказание первой помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах»: ушиб; растяжение связок; вывих; перелом; иммобилизация. (1 ч.).

Контрольная работа №3 по пройденному разделу: «Основы медицинских знаний и здоровому образу жизни». (1 ч.).

 

Итоговое повторение. (1 ч.).

 

Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1ч.).

 

 

 

 

11класс

Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства.

 

  1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. (4ч.).

 

Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий: институт социального воспитания; социальное взросление личности; научная картина мира; биоэтика; ключевые вопросы биоэтики.(1 ч.).

Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания: моделирование; методологические подходы: системный, средовый, экологический, аналитический, функциональный (объектный), синергетический. (1 ч.).

Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности: безопасность; антропогенные опасности; потенциальная, реальная и реализованная опасности; идентификация; номенклатура опасностей; системный анализ безопасности. (1 ч.).

Основы управления безопасностью в системе «человек – среда обитания»: управление безопасностью жизнедеятельности; гигиеническое нормирование; уровни безопасности; виды совместимости.(1 ч.).

 

  1. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности. (4 ч.).

 

Обеспечение национальной, социальной, экономической и государственной безопасности России: национальные интересы; национальная безопасность; социальная безопасность; Стратегия национальной безопасности; оборона; глобализация; социальный институт; государственная безопасность.(1 ч.).

Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму: Пограничная служба ФСБ России; пограничная деятельность; терроризм; экстремизм; Национальный антитеррористический комитет; контртеррористическая операция.(1 ч.).

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России: поисково-спасательная служба МЧС России; добровольчество; добровольная пожарная охрана.(1 ч.).

Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму: национальные интересы России; Европейский союз (ЕС); Организация Объединенных Наций (ООН); Совет Безопасности ООН; Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ); гуманитарная помощь; волонтерское движение; гуманитарная миссия; гуманитарная катастрофа.(1 ч.).

 

  1. Экстремальные ситуации и безопасность человека. (5 ч.).

 

Экстремальные ситуации криминогенного характера: криминальный; криминогенный; преступление; экстремальная ситуация криминогенного характера; самооборона.(1 ч.).

Экстремизм, терроризм, наркотизм и безопасность человека: зона повышенной криминогенной опасности; толпа; терроризм; психологическая готовность; заложник; наркотики; наркотизм; наркомания; токсикомания. (1 ч.).

Дорожно-транспортная безопасность: дорожно-транспортное происшествие (ДТП); дорога; участники дорожного движения; Правила дорожного движения (ПДД); Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). (1 ч.).

Вынужденное автономное существование в природных условиях: выживание; вынужденное автономное существование; факторы выживания; стресс; страх; НАЗ (носимый аварийный запас). (1 ч.).

Контрольная работа №1 по пройденному разделу: «Основы комплексной безопасности личности, общества, государства». (1 ч.).

 

Раздел 2. Военная безопасность государства.

 

  1. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. (4 ч.).

 

Основные задачи Вооруженных сил: рекрутский набор; всеобщая воинская повинность; Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности»; Вооруженные Силы Российской Федерации. (1 ч.).

Правовые основы воинской обязанности и военной службы: воинская обязанность; воинский учет; военный комиссариат; военная служба по контракту; Военная присяга; устав; воинский устав; внутренняя служба; увольнение с военной службы; запас Вооруженных Сил; мобилизация; военные сборы. (1 ч.).

Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная: обязательная подготовка к военной службе; добровольная подготовка к военной службе; военно-учетная специальность. (1 ч.).

Требования воинской деятельности к личности военнослужащего: Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации; Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации; гарнизонная служба; караульная служба; боевое дежурство; коллективизм.(1ч.).

 

  1. Особенности военной службы в современной Российской армии. (5 ч.).

 

Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы: военная служба по призыву; воинская дисциплина; исполнительность; единоначалие; альтернативная гражданская служба. (1 ч.).

Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира: «горячая точка»; право войны; комбатант; миротворцы; гуманитарная помощь; гуманитарная катастрофа. (1 ч.).

Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации: бандит; бандформирование; контртеррористическая операция; группировка сил контртеррористической операции; военные учения; геополитика; стратегия; стратегическая цель; театр военных действий; тактика. (1ч.).

Боевая слава российских воинов: «викториальные дни»; дни воинской славы России.(1 ч.).

Контрольная работа №2 по пройденному разделу: «Военная безопасность государства». (1 ч.).

 

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

 

  1. Основы здорового образа жизни. (4 ч.).

 

Демографическая ситуация в России: демография; депрессия; транквилизаторы; астения (астенический синдром).(1 ч.).

Культура здорового образа жизни: подростковый возраст; режим труда и отдыха; усталость; утомление; биологические ритмы.(1 ч.).

Культура питания. Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье: рациональное питание; культура питания; главное правило рационального питания; здоровое питание; основные принципы рационального питания; умеренность в питании; сбалансированность питания; четырехразовое питание; полноценное питание; качество продуктов; диетология; подростковый возраст; целомудрие; духовность; воспитание; репродуктивное здоровье; репродуктивная система.(1 ч.).

Вредные привычки. Культура движения: привычка; вредная привычка; полезная привычка; кинезофилия; культура движения; физическая культура; спорт.(1 ч.).

 

  1. Первая помощь при неотложных состояниях. (6 ч.).

 

Медико-психологическая помощь: экстремальная ситуация; шок; травматический шок; первая помощь; кома; асфиксия; аспирация; первая психологическая помощь; медицина катастроф.(1 ч.).

Первая помощь при ранениях. Практическая работа №1: «Оказание первой помощи при ранении»: поверхностное ранение; глубокое ранение; рана: колотая, резаная, рубленая, ушибленная, укушенная, огнестрельная; сепсис; столбняк; газовая гангрена, повязка. (1 ч.).

Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. Практическая работа №2: «Оказание первой помощи при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожениях»: комбинированная травма; ожог; ожоговый шок; отравление; яд; обморожение. (1 ч.).

Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Практическая работа №3: «Оказание первой помощи при дорожно-транспортном происшествии»: участники дорожного движения; клиническая смерть; биологическая смерть; сердечно-легочная реанимация.(1 ч.).

Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами. Практическая работа №4: «Оказание первой помощи при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами»: острое отравление; никотин; этанол; суррогат алкоголя; метанол (метиловый спирт); этиленгликоль. (1 ч.).

Контрольная работа №3 по пройденному разделу: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». (1 ч.).

 

 

Итоговое повторение. (1 ч.).

 

Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1ч.).

 

Место учебного курса в учебном плане

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Основы безопасности жизнедеятельности» рассчитана на67учебных часа из них в 10 классе 34 ч. (1 ч. в неделю,34учебные недели), в 11 классе 33 ч. (1 ч. в неделю, 34учебные недели).

 

Тематическое планирование

10 класс

№ главы

Название главы

Примерные сроки

Место проведения

Количество часов

Практические работы

Примерные сроки

1.

«Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Основам Безопасности Жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-11 классов»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения
    и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями от 30.12.2021 г.).

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 11.12.2020 г.).

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 г. № 254
    «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями от 13.03.2021 г.).

  • Приказа Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 08.05.2020 года) на 2022/2023 учебный год.

  • Постановления Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 ноября 2015 г. №1293 «Об организации работы в Министерстве образования и науки РФ по обеспечению условий для формирования у детей и молодежи гражданской позиции, стойкого неприятия идей экстремисткой и террористической направленности».

  • Методического письма о преподавании учебного предмета среднего общего образования«Основы безопасности жизнедеятельности» в 2022-2023 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области.


Цели программы

  • Содействие повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз; снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

  • Формирование основ экологического мышления, осознание влияния культуры безопасности жизнедеятельности и социально-экономических процессов на состояние природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности.

  • Осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных отношений на основе принятия ценностей семейной жизни, любви, равноправия, заботы, ответственности.

  • Профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.


Задачи программы

  • Обучать учащихся стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности, обеспечивающее усвоение знаний о правах и обязанностях личности, общества и государства в области безопасности, о здоровом образе жизни, формирование умений предвидеть и распознавать опасности, грамотно действовать, используя индивидуальные и коллективные средства защиты, оказывать первую помощь, реализуя стратегию минимизации негативных последствий для собственного здоровья, благополучия других людей и среды обитания.

  • Воспитывать чувства личной сопричастности и ответственности за обеспечение индивидуальной, общественной (социальной) и государственной безопасности; четкой правовой гражданской позиции по сохранению социального мира, по правовому поведению в социальных конфликтах; ценностного отношения к любой жизни, к своему здоровью, здоровью людей и среде обитания.

  • Развивать личные духовные и физические качества: самодисциплина, самоконтроль, самооценка собственной культуры безопасного поведения и деятельности, обеспечивающих личную и общественную безопасность.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»


Личностные результаты:

  • развитие духовных и физических качеств, определяющих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе социально одобряемых и рекомендуемых моделей безопасного поведения, определяющих качество формирования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания;

  • формирование потребности и осознанной мотивации в следовании правилам здорового образа жизни, в осознанном соблюдении норм и правил безопасности жизнедеятельности в учебной, трудовой, досуговой деятельности;

  • развитие готовности и способности к непрерывному самообразованию с целью совершенствования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья, здоровья других людей и окружающей природной среды обитания;

  • формирование гуманистических приоритетов в системе ценностно-смысловых установок мировоззренческой сферы обучающихся, отражающих личностную и гражданскую позиции в осознании национальной идентичности, соблюдение принципа толерантности во взаимодействии с людьми в поликультурном социуме;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.


Метапредметные результаты предполагают формирование универсальных учебных действий, определяющих развитие умения учиться. Таким образом, учащиеся приобретают умения:


познавательные, интеллектуальные:

  • формулировать личные понятия о безопасности и учебно-познавательную проблему (задачу);

  • анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

  • генерировать идеи, моделировать индивидуальные решения по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; планировать — определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

  • находить, обобщать и интерпретировать информацию с использованием учебной литературы по безопасности жизнедеятельности, словарей, Интернета, СМИ и других информационных ресурсов.


коммуникативные:

  • взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог, понятно выражать свои мысли, слушать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение;

  • выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в решении вопросов по обеспечению безопасности личности, общества, государства;


регулятивные (организационные):

  • саморегуляция и самоуправление собственным поведением и деятельностью — построение индивидуальной образовательной траектории;

  • владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • владение навыками познавательной рефлексии (осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания) для определения новых познавательных задач и средств их достижения;

  • владение практическими навыками первой помощи, физической культуры, здорового образа жизни, экологического поведения, психогигиены.


Предметные результаты предполагают формирование основ научного (критического, исследовательского) типа мышления на основе научных представлений о стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности; о подходах теории безопасности жизнедеятельности к изучению опасных и чрезвычайных ситуаций; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; о социально-демографических и экологических процессах на территории России; о подготовке населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, включая противодействие экстремизму, терроризму, наркотизму; о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности, о военно-силовых ресурсах государства по защите населения и территорий;




в ценностно-ориентационной сфере:

  • ценностные установки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы, потребности, принципы мышления и поведения, обеспечивающие выработку индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, экологического мировоззрения и мотивации, антиэкстремистского поведения, гражданской позиции, умения предвидеть опасные ситуации, выявлять их причиныи возможные последствия, проектировать модели безопасного поведения;

  • осознание личной ответственности за формирование культуры семейных отношений.


в коммуникативной сфере:

  • умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья, адекватно информировать окружающих и службы экстренной помощи об опасной ситуации;

  • умение сотрудничать с другими людьми, выполнять совместно необходимые действия по минимизации последствий экстремальной ситуации;

  • стремление и умение находить компромиссное решение в сложной ситуации.


в эстетической сфере:

  • умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира;

  • умение различать эргономичность, эстетичность и безопасность объектов и среды обитания (жизнедеятельности).


в бытовой, трудовой и досуговой сфере:

  • грамотное обращение с бытовыми приборами, техническими устройствами;

  • соблюдение правил дорожного движения и поведения на транспорте;

  • соблюдение правил отдыха в загородной зоне;

  • знание номеров телефонов для вызова экстренных служб;

  • умение оказывать первую помощь;

  • правоохранительное поведение в социальной и природоохранной сфере.


в сфере физической культуры и здорового образа жизни:

  • накопление опыта физического и психического совершенствования средствами спортивно-оздоровительной деятельности, здорового образа жизни;

  • выработка привычки к соблюдению правил техники безопасности при развитии физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, координации, скоростных качеств, обеспечивающих двигательную активность;

  • соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать высокую умственную нагрузку старшеклассников, осуществлять профилактику утомления и дистресса здоровыми способами физической активности;

  • умение правильно оказывать первую помощь при травмах на занятиях физической культурой и в экстремальных ситуациях.


Содержание учебного курса


10 класс


Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства.


    1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. (4 ч.).


Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания: безопасность; жизненно важные интересы; национальные интересы; национальная безопасность; основные угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства; основы безопасности жизнедеятельности; культура безопасности жизнедеятельности.(1 ч.).

Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности: наука о безопасности жизнедеятельности; жизнедеятельность человека; концепция приемлемого (допустимого) риска; стратегия безопасности жизнедеятельности (стратегия управления безопасностью жизнедеятельности); системный подход; средовый подход.(1 ч.).

Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания: экология; урбанизация; экологическая ниша; экологическая напряженность; экологическая безопасность.(1 ч.).

Медико-биологические и психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания: человек; индивид; здоровье; здоровье человека; адаптация; потенциал здоровья человека; психология; психические процессы; психическое состояние человека; экология психики; стресс; адаптивность.(1 ч.).

    1. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства. (5 ч.).


Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности: Конституция Российской Федерации; гражданская ответственность; федеральные законы по безопасности; организационно-правовые нормы.(1 ч.).

Защита национальной безопасности государства от военных угроз: военная угроза; угроза национальной безопасности; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации; национальная оборона; средства невоенного реагирования; Стратегия сдерживания военной силы. (1 ч.).

Защита личности, общества, государства от угроз социального характера: военная опасность; военный конфликт; военная политика государства; вооруженный конфликт; война: локальная, региональная, крупномасштабная; Военная доктрина Российской Федерации; основные внешние опасности России; основные внутренние опасности России; терроризм; экстремизм.(1 ч.).

Противодействие экстремизму: экстремизм; пропаганда экстремизма; экстремист; основные принципы противодействия экстремизму.(1 ч.).

Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации: терроризм; виды терроризма; противодействие терроризму; Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации; наркотизм; наркотизация.(1 ч.).


    1. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях. (5 ч.).


Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): виды чрезвычайных ситуаций; РСЧС; территориальные и функциональные подсистемы РСЧС; МЧС России; режимы функционирования РСЧС; гражданская оборона. (1 ч.).

Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: гражданская оборона; мониторинг чрезвычайной ситуации; прогнозирование чрезвычайной ситуации; оповещение; эвакуация; инженерная защита. (1 ч.).

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера; опасные природные явления; стихийные бедствия: геологические, метеорологические, гидрологические, климатогеографические сезонные; техногенная насыщенность; взрыв; взрывоопасный объект; химическая опасность; химически опасный объект; химическая безопасность. (1 ч.).

Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование: страхование; страховой случай; инженерное сооружение; гидротехническое сооружение; гидродинамическая авария; автомобильный транспорт; железнодорожный транспорт; водный транспорт; авиационный транспорт. (1 ч.).

Контрольная работа №1 по пройденному разделу: «Основы безопасности личности, общества, государства». (1 ч.).


Раздел 2. Военная безопасность государства.


    1. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность. (4 ч.).


Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения: военная безопасность; оружие массового поражения; очаг поражения; зона радиоактивного поражения местности; ядерное оружие; химическое оружие; бактериологическое (биологическое) оружие; карантин; обсервация; современные обычные средства поражения; виды оружия на новых принципах. (1 ч.).

Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения: радиационная опасность; ионизирующее излучение; экспозиционная доза облучения; уровень радиации; радиационная безопасность; меры обеспечения безопасности; инженерные сооружения гражданской обороны; убежище; противорадиационное укрытие; простейшее укрытие. (1 ч.).

Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности: биологическая и экологическая опасность; биологические средства; биологические агенты; биологический терроризм; источники биолого-социальной чрезвычайной ситуации; биологическая опасность; биологическая безопасность; чрезвычайная экологическая ситуация; экологическая безопасность. (1 ч.).

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Практическая работа №1: «Надевание противогазов (ГП-5 и ГП-7), ОЗК (общевойскового защитного комплекта)»: средства индивидуальной защиты органов дыхания; противогаз фильтрующий, изолирующий; камера защитная детская; респиратор; ватно-марлевая повязка; средства индивидуальной защиты кожи. (1 ч.).


  1. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. (5 ч.).


Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные вопросы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации: Вооруженные Силы Российской Федерации; Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации; органы управления; объединение; соединение; воинская часть; состав Вооруженных Сил Российской Федерации; Сухопутные войска; Воздушно-космические силы; Военно-Морской Флот; Ракетные войска стратегического назначения; Воздушно-десантные войска; Тыл Вооруженных Сил. (1ч.).

Воинская обязанность и военная служба: воинская обязанность; мобилизация; военное положение; военная служба; Военная присяга; обязательная подготовка; добровольная подготовка.(1ч.).

Права и обязанности военнослужащих: социальный статус; права военнослужащих; обязанности военнослужащих: общие, должностные, специальные; воинская дисциплина; единоначалие; верность воинскому долгу.(1ч.).

Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации: боевые традиции; воинские ритуалы; патриотизм; воинский долг; воинская честь; Военная присяга; Боевое знамя воинской части; воинский коллектив; воинское товарищество.(1ч.).

Контрольная работа №2 по пройденному разделу: «Военная безопасность государства». (1 ч.).


Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.


  1. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания. (4 ч.).


Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие: медицина; здоровье; индивидуальное здоровье человека; общественное здоровье; социальное здоровье человека; сфера здравоохранения; санитарное просвещение; образ жизни; здоровый образ жизни; культура здоровья; факторы риска; основные составляющие здорового образа жизни.(1 ч.).

Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики: эпидемия; пандемия; инфекционные заболевания; классификация инфекционных заболеваний; профилактика инфекционных заболеваний; иммунитет; вакцинация; факторы риска; обсервация; карантин; дезинфекция. (1 ч.).

Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики: основные неинфекционные заболевания; атеросклероз; артериальная гипертензия. (1 ч.).

Профилактика заболеваний, передающихся половым путем: половое воспитание; целомудрие; заболевания, передающиеся половым путем; профилактика заболеваний, передающихся половым путем. (1 ч.).


  1. Оказание первой помощи при неотложных состояниях. (6 ч.).


Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок: неотложное состояние; первая помощь; фактор времени; травма; перечень состояний, при которых оказывают первую помощь; перечень мероприятий по оказанию первой помощи.(1 ч.).

Правила оказания первой помощи при травмах: асептика; антисептика; антибиотики; общие правила оказания первой помощи при травмах; иммобилизация; шинирование.(1 ч.).

Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Практическая работа №2: «Оказание первой помощи при кровотечениях, ранениях»: кровотечение: артериальное, венозное, капиллярное. (1 ч.).

Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Практическая работа №3: «Оказание сердечно-легочной реанимации»: сердечно-легочная реанимация; признаки жизни; признаки смерти; искусственное дыхание способом «рот в рот»; надавливание на грудную клетку.(1 ч.).

Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах. Практическая работа №4: «Оказание первой помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах»: ушиб; растяжение связок; вывих; перелом; иммобилизация. (1 ч.).

Контрольная работа №3 по пройденному разделу: «Основы медицинских знаний и здоровому образу жизни». (1 ч.).


Итоговое повторение. (1 ч.).


Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1ч.).





11класс

Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства.


  1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. (4ч.).


Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий: институт социального воспитания; социальное взросление личности; научная картина мира; биоэтика; ключевые вопросы биоэтики.(1 ч.).

Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания: моделирование; методологические подходы: системный, средовый, экологический, аналитический, функциональный (объектный), синергетический. (1 ч.).

Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности: безопасность; антропогенные опасности; потенциальная, реальная и реализованная опасности; идентификация; номенклатура опасностей; системный анализ безопасности. (1 ч.).

Основы управления безопасностью в системе «человек – среда обитания»: управление безопасностью жизнедеятельности; гигиеническое нормирование; уровни безопасности; виды совместимости.(1 ч.).


  1. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности. (4 ч.).


Обеспечение национальной, социальной, экономической и государственной безопасности России: национальные интересы; национальная безопасность; социальная безопасность; Стратегия национальной безопасности; оборона; глобализация; социальный институт; государственная безопасность.(1 ч.).

Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму: Пограничная служба ФСБ России; пограничная деятельность; терроризм; экстремизм; Национальный антитеррористический комитет; контртеррористическая операция.(1 ч.).

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России: поисково-спасательная служба МЧС России; добровольчество; добровольная пожарная охрана.(1 ч.).

Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму: национальные интересы России; Европейский союз (ЕС); Организация Объединенных Наций (ООН); Совет Безопасности ООН; Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ); гуманитарная помощь; волонтерское движение; гуманитарная миссия; гуманитарная катастрофа.(1 ч.).


  1. Экстремальные ситуации и безопасность человека. (5 ч.).


Экстремальные ситуации криминогенного характера: криминальный; криминогенный; преступление; экстремальная ситуация криминогенного характера; самооборона.(1 ч.).

Экстремизм, терроризм, наркотизм и безопасность человека: зона повышенной криминогенной опасности; толпа; терроризм; психологическая готовность; заложник; наркотики; наркотизм; наркомания; токсикомания. (1 ч.).

Дорожно-транспортная безопасность: дорожно-транспортное происшествие (ДТП); дорога; участники дорожного движения; Правила дорожного движения (ПДД); Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). (1 ч.).

Вынужденное автономное существование в природных условиях: выживание; вынужденное автономное существование; факторы выживания; стресс; страх; НАЗ (носимый аварийный запас). (1 ч.).

Контрольная работа №1 по пройденному разделу: «Основы комплексной безопасности личности, общества, государства». (1 ч.).


Раздел 2. Военная безопасность государства.


  1. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. (4 ч.).


Основные задачи Вооруженных сил: рекрутский набор; всеобщая воинская повинность; Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности»; Вооруженные Силы Российской Федерации. (1 ч.).

Правовые основы воинской обязанности и военной службы: воинская обязанность; воинский учет; военный комиссариат; военная служба по контракту; Военная присяга; устав; воинский устав; внутренняя служба; увольнение с военной службы; запас Вооруженных Сил; мобилизация; военные сборы. (1 ч.).

Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная: обязательная подготовка к военной службе; добровольная подготовка к военной службе; военно-учетная специальность. (1 ч.).

Требования воинской деятельности к личности военнослужащего: Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации; Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации; гарнизонная служба; караульная служба; боевое дежурство; коллективизм.(1ч.).


  1. Особенности военной службы в современной Российской армии. (5 ч.).


Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы: военная служба по призыву; воинская дисциплина; исполнительность; единоначалие; альтернативная гражданская служба. (1 ч.).

Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира: «горячая точка»; право войны; комбатант; миротворцы; гуманитарная помощь; гуманитарная катастрофа. (1 ч.).

Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации: бандит; бандформирование; контртеррористическая операция; группировка сил контртеррористической операции; военные учения; геополитика; стратегия; стратегическая цель; театр военных действий; тактика. (1ч.).

Боевая слава российских воинов: «викториальные дни»; дни воинской славы России.(1 ч.).

Контрольная работа №2 по пройденному разделу: «Военная безопасность государства». (1 ч.).


Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.


  1. Основы здорового образа жизни. (4 ч.).


Демографическая ситуация в России: демография; депрессия; транквилизаторы; астения (астенический синдром).(1 ч.).

Культура здорового образа жизни: подростковый возраст; режим труда и отдыха; усталость; утомление; биологические ритмы.(1 ч.).

Культура питания. Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье: рациональное питание; культура питания; главное правило рационального питания; здоровое питание; основные принципы рационального питания; умеренность в питании; сбалансированность питания; четырехразовое питание; полноценное питание; качество продуктов; диетология; подростковый возраст; целомудрие; духовность; воспитание; репродуктивное здоровье; репродуктивная система.(1 ч.).

Вредные привычки. Культура движения: привычка; вредная привычка; полезная привычка; кинезофилия; культура движения; физическая культура; спорт.(1 ч.).


  1. Первая помощь при неотложных состояниях. (6 ч.).


Медико-психологическая помощь: экстремальная ситуация; шок; травматический шок; первая помощь; кома; асфиксия; аспирация; первая психологическая помощь; медицина катастроф.(1 ч.).

Первая помощь при ранениях. Практическая работа №1: «Оказание первой помощи при ранении»: поверхностное ранение; глубокое ранение; рана: колотая, резаная, рубленая, ушибленная, укушенная, огнестрельная; сепсис; столбняк; газовая гангрена, повязка. (1 ч.).

Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. Практическая работа №2: «Оказание первой помощи при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожениях»: комбинированная травма; ожог; ожоговый шок; отравление; яд; обморожение. (1 ч.).

Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Практическая работа №3: «Оказание первой помощи при дорожно-транспортном происшествии»: участники дорожного движения; клиническая смерть; биологическая смерть; сердечно-легочная реанимация.(1 ч.).

Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами. Практическая работа №4: «Оказание первой помощи при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами»: острое отравление; никотин; этанол; суррогат алкоголя; метанол (метиловый спирт); этиленгликоль. (1 ч.).

Контрольная работа №3 по пройденному разделу: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». (1 ч.).



Итоговое повторение. (1 ч.).


Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1ч.).


Место учебного курса в учебном плане

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Основы безопасности жизнедеятельности» рассчитана на67учебных часа из них в 10 классе 34 ч. (1 ч. в неделю,34учебные недели), в 11 классе 33 ч. (1 ч. в неделю, 34учебные недели).


Тематическое планирование

10 класс

главы

Название главы

Примерные сроки

Место проведения

Количество часов

Практические работы

Примерные сроки

1.

«Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания»

Кабинет ОБЖ

4

-

1-4 неделя

2.

«Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства»

Кабинет ОБЖ

5

-

5-9 неделя

3.

«Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях»

Кабинет ОБЖ

5

-

10-14 неделя

4.

«Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность»

Центр «Точка роста»

4

1

15-18 неделя

5.

«Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз»

Кабинет ОБЖ

5

-

19-23 неделя

6.

«Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания»

Кабинет ОБЖ

4

-

24-27 неделя

7.

«Оказание первой помощи при неотложных состояниях»

Центр «Точка роста»

6

3

28-33 неделя

Итоговое повторение


1

-

34 неделя





11 класс

главы

Название главы


Примерные сроки

Место проведения

Количество часов

Практические работы

Примерные сроки

1.

«Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания»

Кабинет ОБЖ

4

-

1-4 неделя

2.

«Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности»

Кабинет ОБЖ

4

-

5-8 неделя

3.

«Экстремальные ситуации и безопасность человека»

Кабинет ОБЖ

5

-

9-13 неделя

4.

«Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз»

Кабинет ОБЖ

4

-

14-17 неделя

5.

«Особенности военной службы в современной Российской армии»

Кабинет ОБЖ

5

-

18-22 неделя

6.

«Основы здорового образа жизни»

Кабинет ОБЖ

4

-

23-26 неделя

7.

«Первая помощь при неотложных состояниях»

Центр «Точка роста»

6

4

27-32 неделя

Итоговое повторение


1

-

33 неделя


Календарно-тематическое планирование

10 класс

урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Раздел 1. «Основы безопасности личности, общества, государства».

14

Глава 1. «Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания».

4

1.


Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.

1

2.


Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности.

1

3.


Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

1

4.


Медико-биологические и психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

1

Глава 2. «Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства».

5

5.


Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

1

6.


Защита национальной безопасности государства от военных угроз.

1

7.


Защита личности, общества, государства от угроз социального характера.

1

8.


Противодействие экстремизму.

1

9.


Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.

1

Глава 3. «Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях».

5

10.


Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

1

11.


Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

1

12.


Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1

13.


Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.

1

14.


Контрольная работа №1 по пройденному разделу: «Основы безопасности личности, общества, государства».

1

Раздел 2. «Военная безопасность государства».

9

Глава 4. «Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность».

4

15.


Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения.

1

16.


Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства комплексной защиты от оружия массового поражения.

1

17.


Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности.

1

18.


Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.Практическая работа №1: «Надевание противогазов (ГП-5 и ГП-7), ОЗК (общевойскового защитного комплекта)».

1

Глава 5. «Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз».

5

19.


Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные вопросы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

1

20.


Воинская обязанность и военная служба.

1

21.


Права и обязанности военнослужащих.

1

22.


Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

1

23.


Контрольная работа №2 по пройденному разделу: «Военная безопасность государства.

1

Раздел 3. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

10

Глава 6. «Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания».

4

24.


Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие.

1

25.


Инфекционные заболевания их особенности и меры профилактики.

1

26.


Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики.

1

27.


Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.

1

Глава 7. «Оказание первой помощи при неотложных состояниях».

6

28.


Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок.

1

29.


Правила оказания первой помощи при травмах.

1

30.


Первая помощь при кровотечениях, ранениях.Практическая работа №2: «Оказание первой помощи при кровотечениях, ранениях».

1

31.


Первая помощь: сердечно-легочная реанимация.Практическая работа №3: «Оказание сердечно-легочной реанимации».

1

32.


Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.Практическая работа №4: «Оказание первой помощи при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах».

1

33.


Контрольная работа №3 по пройденному разделу: «Основы медицинских знаний и здоровому образу жизни».

1

Итоговое повторение.

1

34.


Итоговое повторение по всем изученным разделам учебного курса.

1


11 класс

урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Раздел 1. «Основы комплексной безопасности личности, общества, государства».

13

Глава 1. «Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания».

4

1.


Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий.

1

2.


Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

1

3.


Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности.

1

4.


Основы управления безопасностью в системе «человек-среда обитания».

1

Глава 2. «Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности».

4

5.


Обеспечение национальной, социальной, экономической и государственной безопасности России.

1

6.


Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.

1

7.


Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России.

1

8.


Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.

1

Глава 3. «Экстремальные ситуации и безопасность человека».

5

9.


Экстремальные ситуации криминогенного характера.

1

10.


Экстремизм, терроризм, наркотизм и безопасность человека.

1

11.


Дорожно-транспортная безопасность.

1

12.


Вынужденное автономное существование в природных условиях.

1

13.


Контрольная работа №1 по пройденному разделу: «Основы комплексной безопасности личности, общества, государства».

1

Раздел 2. «Военная безопасность государства».

9

Глава 4. «Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз».

4

14.


Основные задачи Вооруженных Сил.

1

15.


Правовые основы воинской обязанности и военной службы.

1

16.


Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная.

1

17.


Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.

1

Глава 5. «Особенности военной службы в современной Российской армии».

5

18.


Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы.

1

19.


Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира.

1

20.


Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации.

1

21.


Боевая слава российских воинов.

1

22.


Контрольная работа №2 по пройденному разделу: «Военная безопасность государства».

1

Раздел 3. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

10

Глава 6. «Основы здорового образа жизни».

4

23.


Демографическая ситуация в России.

1

24.


Культура здорового образа жизни.

1

25.


Культура питания. Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье.

1

26.


Вредные привычки. Культура движения.

1

Глава 7. «Первая помощь при неотложных состояниях».

6

27.


Медико-психологическая помощь.

1

28.


Первая помощь при ранениях.Практическая работа №1: «Оказание первой помощи при ранениях».

1

29.


Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении.Практическая работа №2: «Оказание первой помощи при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических ожогах, обморожении».

1

30.


Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии.Практическая работа №3: «Оказание первой помощи при дорожно-транспортном происшествии».

1

31.


Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.Практическая работа №4: «Оказание первой помощи при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами».

1

32.


Контрольная работа №3 по пройденному разделу: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

1

Итоговое повторение.

1

33.


Итоговое повторение по всем изученным разделам учебного курса.

1


Учебно-методическое обеспечение и цифровые образовательные ресурсы


Учебно-методическое обеспечение:

  • Ким С. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: учебник: базовый уровень / С. В. Ким, В. А. Горский. – 4-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021 г.

  • Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации.

  • Каталог «Государственные награды Российской Федерации».


Цифровые образовательные ресурсы:

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

  • Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/subject/19/

  • Официальный сайт (материалы для учителей): http://infourok.ru/

  • Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности:http://www.obzh.ru/

  • Электронное научно-методическое издание для учителей ОБЖ «ОБЖ в школе»: http://www.school-obz.org/

  • Видеоуроки школьной программы, конспекты, тесты, тренажеры: http://interneturok.ru

  • ОБЖ – Методические разработки – Учительский портал: http://www.uchportal.ru/load/80/

  • Министерство внутренних дел РФ –http://www.mvd.ru

  • МЧС России – http://www.emercom.gov.ru

  • Министерство здравоохранения и соцразвития РФ –http://www.minzdrav-rf.ru

  • Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности – http://www.alleng.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!