СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  спецкурса  «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для обучающихся  9 класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования  разработана на основе:

  1. основной образовательной программой основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
  2. учебника: Русский язык: Учеб.для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е Крючков и др.  – М.: Просвещение, 2011гг;
  3. программыобщеобразовательных учреждений  по русскому языку 5- 9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, 7-е издание, издательство «Просвещение», 2006г.;
  4. локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».
  5.  программы курса по выбору «Практический курс речеведения», автор-составитель

     Л.А. Кобзарёва. –Волгоград: Учитель, 2008г.; 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по русскому языку»



Рабочая программа  спецкурса  «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для обучающихся  9 класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования  разработана на основе:

  1. основной образовательной программой основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;

  2. учебника: Русский язык: Учеб.для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е Крючков и др.  – М.: Просвещение, 2011гг;

  3. программыобщеобразовательных учреждений  по русскому языку 5- 9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, 7-е издание, издательство «Просвещение», 2006г.;

  4. локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

  5.  программы курса по выбору «Практический курс речеведения», автор-составитель

     Л.А. Кобзарёва. –Волгоград: Учитель, 2008г.; 



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СПЕЦКУРСА

Обучающиеся  должны знать:

-основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых

явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил;

           -сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в

           соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

           -стиль и тип текста;

      -знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков,

     - знать свои права и систему оценивания работ.

Обучающиеся  должны уметь:

  -работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без

  возможности обратиться за консультацией к учителю);

- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

- выполнять различные  типы заданий;

- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

- правильно отмечать в бланке вариант ответа;

- вносить исправления в бланк экзаменационной работы.

2. СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦКУРСА.

 Подготовка к написанию изложения

1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления,          формулирования.

2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

3.Микротема.  Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

5. Написание изложения.        

Подготовка к выполнению  заданий с кратким ответом      

1.  Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2.)

2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.)

3.Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ-  и ПРИ- ;  Ы, И после приставок. (Задание 4.)

4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)

5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 6.)

6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.)

7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.)

8.Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9.)

9. Вводные слова и предложения.  Вставные конструкции.  Обращения. (Задание 10.)

10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения.  Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11.)

11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12.)

12.Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.)

13.Сложные предложения с разными видами связи. (Задание  14.)

 Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

5. Корректировка текста.


План работы с обучающимися

(тематика консультационных занятий)





Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  • работать с бланками экзаменационной работы;

  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки)



Модуль 2

Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

Первая часть работы ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

— умение адекватно воспринимать авторский замысел;

— умение вычленять главное в информации;

— умение сокращать текст разными способами;

— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Третья часть работы ГИА содержит три альтернативных творческих задания (15(1;2;3)), из которых ученик должен выбрать только одно. Все задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. 1

Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.



Тема занятия

Виды деятельности

1

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ 2015.

Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ГИА.




3

Задание 1. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Работа с текстом, границы микротем исходного текста.

4

Задание 1. Структурные особенности сжатого изложения.

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

5

Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста.

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.

6

Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

7

Задание 1 Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

8

Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

9

Задание 1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

Создание собственного текста изложения, оценивание работы.




10

Задание 9.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 9.1.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

11

Задание 9.1. Тезис сочинения на лингвистическую тему.

Комментарий тезиса в сочинении на лингвистическую тему.

12

Задание 9.1. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему.

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.

13

Задание 9.1. Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие.

Написание заключения сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие.

14

Задание 9.1.Написание сочинения по разделу «Фонетика. Культура речи»

Написание сочинения. Практическое занятие.

15

Задание 9.1.Написание сочинения по разделу «Морфемика. Культура речи»

Написание сочинения. Практическое занятие.

16

Задание 9.1.Написание сочинения по разделу «Лексика. Культура речи»

Написание сочинения. Практическое занятие.

17

Задание 9.1.Написание сочинения по разделу «Грамматика. Культура речи»

Написание сочинения. Практическое занятие.

18

Задание 9.1.Написание сочинения по теме «О языке и речи»

Написание сочинения. Практическое занятие.

19

Задание 9.1.Написание сочинения по разделу «Синтаксис»

Написание сочинения. Практическое занятие.

20

Задание 9.1.Написание сочинения по разделу «Грамматика и лексика»

Написание сочинения. Практическое занятие.

21

Задание 9.1.Написание сочинения по разным темам

Написание сочинения. Практическое занятие.

22

Задание 9.1.Написание сочинения по теме «Богатство русской речи»

Написание сочинения. Практическое занятие.

23

Задание 9.1.Написание сочинения по разделу «Пунктуация»

Написание сочинения. Практическое занятие.

24

Задание 9.2. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания 9.2.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

25

Задание 9.2. Тезис сочинения-рассуждения.

Раскрытие тезиса в сочинении-рассуждении по тексту.

26

Задание 9.2. Аргументы в сочинении-рассуждении.

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.

27

Задание 9.2. Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.

Написание заключения сочинения-рассуждения по тексту.

28

Задание 9.2. Написание сочинения

Написание сочинения. Практическое занятие.

29

Задание 9.2. Написание сочинения

Написание сочинения. Практическое занятие.

30

Задание 9.2. Написание сочинения

Написание сочинения. Практическое занятие.

31

Задание 9.3. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания 9.3.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

32

Задание 9.3. Тезис сочинения-рассуждения.

Раскрытие тезиса в сочинении-рассуждении по тексту.

33

Задание 9.3. Аргументы в сочинении-рассуждении.

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.

34

Задание 9.2. Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.

Написание заключения сочинения-рассуждения по тексту.

35

Задание 9.3. Написание сочинения на тему «Что такое бездушие?»

Написание сочинения. Практическое занятие.

36

Задание 9.3. Написание сочинения на тему «Что такое человечность?»

Написание сочинения. Практическое занятие.

37

Задание 9.3. Написание сочинения на тему «Что такое предательство?»

Написание сочинения. Практическое занятие.

38

Задание 9.3. Написание сочинения на тему «Что такое доброта?»

Написание сочинения. Практическое занятие.

39

Задание 9.3. Написание сочинения на тему «Что такое добро?»

Написание сочинения. Практическое занятие.

40

Задание 9.3. Написание сочинения на тему «Что такое природа?»

Написание сочинения. Практическое занятие.

41

Задание 9.3. Написание сочинения на тему «Что такое красота?»

Написание сочинения. Практическое занятие.

42

Задание 9.3. Написание сочинения на тему «Что такое дружба?»

Написание сочинения. Практическое занятие.



Модуль 1

Учимся выполнять тестовые задания

Вторая часть экзаменационной работы выполняется на основе прочитанного текста.

Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий, проверяют комплекс умений определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.


Тема занятия

Виды деятельности

1

Понимание текста.

Работа с тестом, заполнение бланков

2

Средства выразительности речи

Работа с тестом, заполнение бланков

3

Правописание приставок.

Работа с тестом, заполнение бланков

4

Правописание суффиксов.

Работа с тестом, заполнение бланков

5

Лексическое значение слова.

Работа с тестом, заполнение бланков

6

Словосочетание.

Работа с тестом, заполнение бланков

7

Грамматическая основа предложения.

Работа с тестом, заполнение бланков

8

Простое осложненное предложение.

Работа с тестом, заполнение бланков

9

Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Работа с тестом, заполнение бланков

10

Синтаксический анализ сложного предложения.

Работа с тестом, заполнение бланков

11

Знаки препинания в сложноподчиненном, сложноподчиненном предложении.

Работа с тестом, заполнение бланков

12

Синтаксический анализ сложного предложения.

Работа с тестом, заполнение бланков

13

Синтаксический анализ сложного предложения.

Работа с тестом, заполнение бланков

14

Практическое занятие. Выполнение теста

Работа с тестом, заполнение бланков

15

Практическое занятие. Выполнение теста

Работа с тестом, заполнение бланков

16

Практическое занятие. Выполнение теста

Работа с тестом, заполнение бланков

17

Практическое занятие. Выполнение теста

Работа с тестом, заполнение бланков

18

Практическое занятие. Выполнение теста

Работа с тестом, заполнение бланков

19

Практическое занятие. Выполнение теста

Работа с тестом, заполнение бланков

20

Практическое занятие. Выполнение теста

Работа с тестом, заполнение бланков

21

Практическое занятие. Выполнение теста

Работа с тестом, заполнение бланков

22

Заключительное занятие Рекомендации учителя. Практическое занятие.

Работа с тестом, заполнение бланков
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!