Областное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №2 им. Г.А. Карманова» г. Курска
Обсуждена на заседании МО учителей естественно- математического цикла протокол №____ от«____»___________20___г Руководитель МО __________О.В. Михайлова | Принята на заседании МС протокол №____ от«____» ____________20___г председатель МС _____________Н.В. Филимонова | Утверждаю Директор ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска _____________М.А. Хмелевская Введена в действие приказом по школе-интернату №_____ от «____» ____________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Естествознание»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
8 класс
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработана учителем
географии
БОБРОВОЙ А.А.
Высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Естествознание» («Биология. Животные») разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
«Естествознание» включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с нарушениями интеллекта о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю).
Основными задачами преподавания естествознания являются:
1) сообщение учащимся о строении и жизни животных;
2) формирование правильного понимания природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни растений и животных;
3) проведение через весь курс экологического воспитания бережного отношения к природе;
4) первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
5) привитие навыков способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Основными целями изучения естествознания являются:
•освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
•овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
•применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.
Содержание учебного материала адаптировано к психофизиологическим особенностям обучающихся.
Курс «Биология» в 9 классе состоит из раздела «Животные».
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий.
Основными задачами изучения естествознания являются: знакомство с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; с внешнем и внутреннем строением их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию обучающихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако значительное внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Требования к уровню подготовки обучающихся
должны знать:
- основные отличия животных от растений;
- признаки сходства и различия между изученными группами животных;
- общие признаки характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
- названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
- основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными;
должны уметь:
- узнавать изученных животных;
- кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
- устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
- проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными или домашними животными, имеющимися у детей дома;
- рассказывать о своих питомцах.
Содержание учебного предмета
В программу включены следующие разделы:
● Введение
Введение.(2 ч.)
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных
Беспозвоночные животные. (12 ч.)
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие костного скелета.
Черви. Общие признаки червей.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Круглые черви-паразиты человека (глиста). Аскариды – возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и жизни человека. Внешний вид насекомых.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные. (54 ч.)
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Внутреннее строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, фильмов о птицах.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров, части тела, органы чувств, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.
Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей. Мышцы. Нервная система млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение.
Внутреннее строение млекопитающего: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Парнокопытные животные. Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи – всеядные животные.
Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.
Приматы. Общая характеристика. Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы. Внешний вид, образ жизни.
Сельскохозяйственные млекопитающие.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких животных и уход за домашними.
3. Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Из них |
практических, лабораторных | контрольных работ |
1 | Введение | 2 | |
2 | Беспозвоночные животные | 12 | |
3 | Позвоночные животные | 54 | |
итого | | 68 | |
4. Календарно – тематическое планирование по биологии.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Д/з |
план | факт |
| Введение | 2 | | | |
1 | Многообразие животного мира. | 1 | | | С. 3-6 |
2 | Значение животных и их охрана. | 1 | | | С. 6-9 |
| Беспозвоночные животные | 12 | | | |
3 | Беспозвоночные животные Дождевой червь. | 1 | | | С. 11-15 |
4 | Круглые черви – паразиты человека. | 1 | | | С. 15-16 |
5 | Черви-санитары пресных водоемов. Черви-сосальщики. | 1 | | | С. 17-19 |
6 | Насекомые. Общие признаки, внешнее строение и образ жизни насекомых. | 1 | | | С. 20-23 |
7 | Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми. | 1 | | | |
8 | Бабочка – капустница. | 1 | | | С.23-25 |
9 | Яблонная плодожорка. | 1 | | | С.25-27 |
10 | Майский жук. | 1 | | | С. 27-29 |
11 | Комнатная муха. | 1 | | | С.29-31 |
12 | Медоносная пчела. | 1 | | | С.31-35 |
13 | Тутовый шелкопряд. | 1 | | | С.35-37 |
14 | Обобщение знаний. Беспозвоночные животные. | 1 | | | |
| Позвоночные животные | 54 | | | |
15 | Позвоночные животные. Внешнее строение и скелет рыб. | 1 | | | С.45-49 |
16 | Внутреннее строение рыб. | 1 | | | С.50-52 |
17 | Размножение рыб. | 1 | | | С.52-54 |
18 | Речные рыбы. | 1 | | | С.54-56 |
19 | Морские рыбы. | 1 | | | С. 56-58 |
20 | Рыболовство и рыбоводство | 1 | | | С. 59-61 |
21 | Рациональное использование и охрана рыб. | 1 | | | С.61-62 |
22 | Земноводные. Общие признаки, среда обитания и внешнее строение. | 1 | | | С.72-74 |
23 | Внутреннее строение земноводных. | 1 | | | С.75-77 |
24 | Размножение и развитие лягушки. | 1 | | | С. 77-79 |
25 | Пресмыкающиеся Общие признаки, среда обитания и внешнее строение. | 1 | | | С.82-84 |
26 | Внутреннее строение пресмыкающихся. | 1 | | | С.85-87 |
27 | Размножение и развитие пресмыкающихся. | 1 | | | С.87-89 |
28 | Обобщение знаний. | 1 | | | С.89-93 |
29 | Птицы. Общие признаки и особенности внешнего строения. | 1 | | | С.94-97 |
30 | Особенности скелета птиц. | 1 | | | С.97-98 |
31 | Особенности внутреннего строения птиц. | 1 | | | С. 99-101 |
32 | Размножение и развитие птиц. | 1 | | | С.101-104 |
33 | Птицы, кормящиеся в воздухе. | 1 | | | С. 105-107 |
34 | Птицы леса. | 1 | | | С. 107-110 |
35 | Хищные птицы. | 1 | | | С. 110-113 |
36 | Птицы пресных водоёмов и болот. | 1 | | | С.113-117 |
37 | Птицы, обитающие вблизи жилья человека. | 1 | | | С.117-119 |
38 | Домашние куры, утки, гуси. | 1 | | | С.127-131 |
39 | Птицеводство. | 1 | | | С.131-134 |
40 | Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение. | 1 | | | С.136-140 |
41 | Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. | 1 | | | С. 140-142 |
42 | Внутренние органы млекопитающих. | 1 | | | С.143-145 |
43 | Грызуны. | 1 | | | С.146-148 |
44 | Значение грызунов в природе и жизни человека. | 1 | | | С.149-151 |
45 | Зайцеобразные. | 1 | | | С.151-153 |
46 | Разведение домашних кроликов. | 1 | | | С.153-156 |
47 | Хищные звери. | 1 | | | С.159-165 |
48 | Дикие пушные хищные звери. | 1 | | | С.165-168 |
49 | Разведение норки на зверофермах. | 1 | | | С.168-170 |
50 | Домашние хищные звери. | 1 | | | С.172-176 |
51 | Ластоногие. | 1 | | | С.176-178 |
52 | Китообразные. | 1 | | | С.178-180 |
53 | Парнокопытные. | 1 | | | С.181-183 |
54 | Непарнокопытные. | 1 | | | С.186-188 |
55 | Приматы. | 1 | | | С.190-192 |
56 | Сельскохозяйственные млекопитающие. Корова. | 1 | | | С.194-197 |
57 | Содержание коров на фермах. | 1 | | | С.197-200 |
58 | Выращивание телят. | 1 | | | С.200-202 |
59 | Овцы. | 1 | | | С.202-205 |
60 | Содержание овец и выращивание ягнят. | 1 | | | С.205-207 |
61 | Верблюды. | 1 | | | С.207-209 |
62 | Северные олени. | 1 | | | С.209-211 |
63 | Домашние свиньи. | 1 | | | С.211-213 |
64 | Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят. | 1 | | | С.213-216 |
65 | Домашние лошади. Содержание лошадей и выращивание жеребят. | 1 | | | С.217-220 |
66 | Обобщение знаний. Млекопитающие. | 1 | | | |
67 | Итоговое тестирование. | 1 | | | С.221-223 |
68 | Экскурсия в природу. Наблюдение за животными леса. | 1 | | | |
Список литературы:
Основная учебная литература:
А.И. Никишов. Биология. Животные 8 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIIIвида/ А.И.Никишов, А.В.Теремов /9-е изд.-М.: Просвещение, 2014.-231с.:ил.
Дополнительная литература:
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.
Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
А.А. Плешаков. Проверочные работы по природоведению: Тетрадь для учащихся 3-го класса начальной школы. Москва «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2003.
Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.