СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету Мировая художественная культура 10 класс БУП 2019-20

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету Мировая художественная культура. Составлена в соответствии с требованиями Базового учебного плана. Предназначена для преподавания предмета Мировая художественная культура в 10 классе общеобразовательной школы. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Мировая художественная культура 10 класс БУП 2019-20»


Федеральное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области»




УТВЕРЖДАЮ


Директор_______ О.В.Князькова

Приказ №_____от _____________


М.П.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «мировая художественная культура»

10 класс

среднее общее образование

(БУП -2004)











Составитель: Никитина Алла Васильевна,

учитель истории и обществознания





2019-2020 учебный год





Класс: 10

Учитель Никитина А.В.

Количество часов: всего 34 часа, в неделю 1 час

Плановых контрольных уроков – 2 часа

Планирование составлено на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования по курсу МХК», «Программы общеобразовательных учреждений», «Программы курса 10-11 кл. «Мировая художественная культура» / автор Л. А. Рапацкая – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г. и предусматривает 34 ч. (1 час в неделю)

Учебник:

Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России: учеб.для уч-ся 10 кл. / Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.



Раздел 1.Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения МХК на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили МХК;

  • шедевры МХК

  • особенности языка различных видов искусства,

уметь

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о МХК;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации),

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и культурного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

Раздел 2. Содержание учебного материала в 10 КЛАССе, 1 час в неделю, всего-34 часа

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ

Введение

Восток и Запад как условные ориентиры мировой художественной культуры. Особенности художественно-образного освоения мира народами Востока и Запада. Устойчивые различия восточных и западных (европейских) художественных ориентиров в понимании Вселенной, общественного устройства жизни, человека. Мировые религии (христианство, буддизм, ислам) -как основа развития художественной культуры разных народов. Повторяемость идей, тем, сюжетов в произведениях искусства при тенденции изменения средств художественной выразительности как закономерность развития мировой художественной культуры. РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ

Тема 1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность

Сохранившиеся ценности художественной культуры Древнего Египта. Искусство Древнего Египта — свидетельство религиозных и эстетических исканий мудрецов древнейшей Цивилизации. Деспотическая форма общественного правления в Египте, обожествление власти фараона и художественное мышление египтян. Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Пирамиды. Древние храмы

Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии

Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Поэмы «Упанишад» — стремление постичь смысл жизни. Древнеиндийский эпос. Поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.

Индия — мир, издревле привлекающий к себе взоры русских людей. Афанасий Никитин

Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая

Своеобразие художественных традиций китайского народа. Отражение в художественном творчестве религиозных представлений об устройстве мира. Философская подоплека искусства. Учение Лао-цзы и Конфуция. Великая китайская стена как символ национальной самобытности, трудолюбия, мощи. Культ предков в Древнем Китае. Древние китайские поэзия и музыка.

Тема 4. Японская художественная культура: долгий путь средневековья

Художественные традиции Японии. Влияние китайского искусства на развитие японской художественной культуры Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований.

Тема 5. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

Ислам — мировая религия, оказавшая влияние на развитие художественной культуры арабских стран. Нравственные законы ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Образы Иисуса Христа и христианских святых в Коране.

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Тема 6. Античность — колыбель европейской художественной культуры

Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Вне-моральные законы жизни в древнегреческой мифологии. Народные верования и высокая философия эллинских мудрецов, поиск разумного вселенского начала и единого Бога (Логоса). Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора.

Искусство театра. Древнегреческая трагедия (Эсхил, Софокл, Эврипид). Роль музыки в театре. Хоровые эпизоды. Развитие древнегреческих эстетических идеалов в художественной культуре Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета, черты реализма.

Тема 7. От мудрости Востока к библейским заветам

Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет — духовное откровение иудейского народа. Тексты Ветхого Завета, их разновидности (Пятикнижие, Пророки, Писания). Шестоднев. Грехопадение и изгнание из рая Адама и Евы. Каин и Авель. Всемирный потоп и Ноев ковчег. Вавилонская башня. Образ патриарха Авраама. Ветхозаветная Троица. Моисей, его скрижали. Десять заповедей. Псалтирь.

Новый Завет, Евангелия. Основное содержание стихов. Образ Иисуса Христа — Сына Божия, Спасителя мира.

Тема 8. Средневековье и Возрождение: трудный путь гуманизма

Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира, отражающей представления о двух порядках бытия и духовной жизни человека. Становление новых средств художественной выразительности, жанров и форм искусства.

Разделение церкви, два типа христианской культуры. Западная католическая церковь. Романский стиль в искусстве. Византийские (восточные) христианские традиции. Православие. Художественный канон православного храма. Иконопись, ее смысл. Гимнография. Общий образ храма. Византия и Русь.

Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Периодизация Возрождения: Проторенессанс, Ранний Ренессанс, Высокий Ренессанс. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусстваМастера Высокого Возрождения. Наследие Л. Да Винчи, Рафаэля, Микеланджело

Тема 9. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей

XVII в. Как «переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции, вобравшая в себя опыт средневековья и Возрождения. Шекспир. Его значение для развития мировой культуры. Стиль барокко. Пестрое сочетание художественных образов, почерпнутых из античной мифологии, христианского вероучения, окружающей действительности. Стремление мастеров увидеть мир во всей его многогранности и противоречивости.

Барокко в архитектуре (Д. Л. Бернини). Расцвет светского музыкального искусства. Опера (К. Монтеверди, А. Скарлатти), инструментальные сочинения А. Корелли, А. Вивальди; творчество французских клавесинистов (Ж.Ф. Рамо, Ф.Куперена, Л.К. Дакена). Титаны музыкального искусства: И.С. Бах и Г.Ф. Гендель. Философское и религиозное содержание музыки Баха. Духовные сочинения (Высокая месса си минор, Страсти по Матфею).

Тема 10. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума

Просвещение как важнейший этап обновления художественной культуры Европы. Гуманистические идеалы просветителей, их мечты о Свободе, Равенстве, Братстве всех народов и сословий. Критический анализ общественных отношений и нравственного облика человека — главный смысл культуры Просвещения. Наследие энциклопедистов. Вольтер. Ж.-Ж. Руссо.

Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Рационализм как норма художественного творчества.

Значение искусства европейского Просвещения для развития русской художественной культуры. Классицизм как важнейший стиль, освоенный русским искусством.

РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема 11. Величие русской средневековой художественной культуры: приоритет духовных ценностей

Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Культ природы и матери-Земли. Обрядовый фольклор, красота народных песен. Героический эпос. Былины. Формирование дохристианских нравственных установок и эстетических представлений.

Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Опыт постижения духовного смысла бытия в древнерусском искусстве. Обращенность художественной культуры к «вечным ценностям». Православный храм и синтез храмовых искусств.

Утверждение в искусстве Киевской Руси единства прекрасного и духовного. Продолжение традиций в художественной культуре древнерусских княжеств. Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Кремль. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Одноглавое каменное зодчество. Искусство колокольного звона.

Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Архитектура. Храм Покрова Богородицы на Нерли. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова.

Расцвет художественной культуры средневековья в эпоху формирования Московского государства.

Облик Московского Кремля; сочетание итальянских и русских традиций. Шатровое зодчество. Храм Вознесения Господня в Коломенском. Покровский собор (Собор Василия Блаженного).

Усиление личностного начала в искусстве XVI в. Жанр покаянного стиха. Творческие школы в храмовом пении и храмовой живописи.

Церковная реформа и ее культурные последствия. Рождение храмового многоголосия. Партесный хоровой концерт (творчество Н.П. Дилецкого, В.П. Титова).

Новые иконописные традиции, обмирщение иконописи. Икона и парсуна: на пути к светской живописи.

Тема 12. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов

Европейские формы культурной жизни как эталон в русской культуре эпохи Просвещения. Новые идеологические установки светского государстваСтановление инструментальной музыки в России. «Русский Паганини» — И.Е. Хандошкин. Фортепианная музыка Д.С. Бортнянского.

Развитие театрального искусства. Крепостные театры и крепостные актеры. Итальянская и французская опера в Петербурге.

Неповторимость и самоценность человеческой личности в изобразительном искусстве эпохи Просвещения Идеалы зодчества — прославление величия новой русской государственности. Смесь архитектурных форм — российских и привнесенных европейских. Облик Санкт-Петербурга Вхождение художественной культуры России в контекст европейской культуры. «Русская европейскость» — предвестие классического этапа в развитии искусства «золотого» XIX в.








Раздел 3.Тематическое планирование.

количество часов за год 34 часов

учитель Никитина А.В.

Планирование составлено на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования по курсу МХК», «Программы общеобразовательных учреждений», «Программы курса 10-11 кл. «Мировая художественная культура» / автор Л. А. Рапацкая – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014 г. и предусматривает 34 ч. (1 час в неделю)

Учебник:

Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из Россиии: учеб.для уч-ся 10 кл. / Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.

письменных работ 2


№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контрольные


Самостоятельные работы

Ведение 1час

1



Первобытная культура 2 часа

2



Древний Восток 7 час

7



Античная культура 6 час

6

1


Художественная 4 культура средневековья часа

4



Культура эпохи Возрождения 5 час

5


1

Культура эпохи Просвещения 2 часа

2



Русская культура X-XVIII век 5час

5

1


Повторение 2 часа

2



Итого

34

2

1











МХК Класс: 10

Учитель Никитина А.В.

Количество часов: всего 34 часов, в неделю 1 час

Плановых контрольных уроков – 2 часа

Планирование составлено на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования по курсу МХК», «Программы общеобразовательных учреждений», «Программы курса 10-11 кл. «Мировая художественная культура» / автор Л. А. Рапацкая – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013 г. и предусматривает 35 ч. (1 час в неделю)

Учебник:

Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из Россиии: учеб.для уч-ся 10 кл. / Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.

урока

Тема

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Примечания

Ведение 1час

1

Что такое художественная культура. Виды культуры.

06.09



Первобытная культура 2 часа

2

Первобытная культура

13.09



3

Пещерная живопись

18.09



Древний Восток 7 час

4

Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности.

25.09



5

Архитектура Древнего Египта. Долина царей

02.10



6

Искусство древней Передней Азии

09.10



7

Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции.

16.10



8

Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений.

23.10



9

Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой.

30.10



10

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.

13.11



Античная культура 6 час

11

Античность: колыбель европейской художественной культуры.

20.11



12

Античная мифология

27.11



13

Греческая архитектура. Акрополь

04.12



14

Античная скульптура

11.12



15

Искусство Древнего Рима

18.12



16

От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия.

25.12



Художественная культура средневековья 4 часа

17

Художественная культура европейского средневековья: освоение христианской образности.




18

Романское искусство




19

Готическое искусство




20

Рыцарский замок. Культ прекрасной дамы




Культура эпохи Возрождения 5 час

21

Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма.




22

Донателло. С.Боттичелли. Леонардо да Винчи




23

Рафаэль Санти. М. Буонарроти




24

Северное Возрождение: в поисках правды о человеке.




25

Художественная культура XVII века: многоголосие школ и стилей.




Культура эпохи Просвещения 2 часа

26

Художественная культура европейского Просвещения: формирование гуманистических идеалов.




27

В.А.Моцарт




Русская культура X-XVIII век 5час

28

Художественная культура Киевской Руси. Новгородская Русь.




29

Иконопись на Руси




30

Зодчество на Руси




31

Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров.




32

Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.




Повторение 2 часа

33

Тезаурус




34

Повторительно-обобщающий урок









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!