СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Профильный труд» для обучающихся по АООП ООО (вариант 1) 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса

Целью обучения является получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы  и общественно полезной работы трудовых умений и навыков: развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья..

Задачи:

1. Общеобразовательные:

  • развивать у обучающихся общетрудовые умения: умение ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
  • обучать школьников профессиональным приёмам труда по выбранной специальности и прививать им соответствующие трудовые навыки;

2.  Воспитательные:

  • воспитывать у обучающихся устойчивое положительное отношение к труду;
  • развивать необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности: чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу, бережно относиться к производственному имуществу и т.п.;
  • помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд;

3. Коррекционные:

  • способствовать коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, размера, цвета предметов труда, их положения в пространстве, умения находить в них существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
  • развивать аналитические способности, умения сравнивать, обобщать; формировать умения ориентироваться в задании, планировать работу, последовательно выполнять  задание; контролировать свои действия;
  • содействовать коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов шитья.
  • развивать зрительную память, внимание, наблюдательность, образное мышление, представление и воображение.

Основные направления коррекционной работы. Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики обучающихся. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту. Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения в начальных классах, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания, истории.

Специфика программы. Преподавание базируется на знаниях, получаемых обучающимися на уроках математики, трудового обучения и др. предметов. С большинством профессиональных приемов обучающиеся знакомятся, предварительно упражняясь на заготовках для последующих работ, отходах материала, после чего используют эти приемы при изготовлении изделий общественно полезного характера. Учебный материал распределен по четвертям и темам. Основное время отводится на темы, цель которых – не только ознакомление обучающихся с новыми приемами труда, но и изготовление изделий, имеющих общественно полезное назначение. Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на практическое повторение отводится от 30% до 50% учебного времени. В каждой четверти предусматривается практическое повторение учебного материала, для совершенствования общетрудовых умений, навыков, повышение уровня трудового и нравственного воспитания. Учебную четверть завершает контрольная работа обучающихся.

Занятия проводятся в специальном кабинете (мастерской), в котором отведены места для обучающихся и оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учетом возможностей детей и зависимости от местных условий.

В  процессе обучения обучающиеся усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной трудовой деятельности знания и умения по швейному профилю, на этом материале формируются общетрудовые умения на уровне, доступном данному контингенту обучающихся. Вместе с тем предлагаемый учебный материал может служить базой для последующего овладения профессиями швейного производства. Кроме этого, в процессе обучения обучающиеся приобретают навыки владения швейными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения. Большое внимание уделяется правилам безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиене.

Теоретическое обучение рабочей программы направлено на формирование у воспитанников знаний  основ материаловедения, устройства бытовых швейных машин, технологии пошива легкой одежды. Задания для обучающихся строятся в соответствии с психофизическими особенностями каждого обучающегося.

Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений. На практических занятиях изучаются приемы выполнения операций по обработке деталей и узлов швейных изделий из различных материалов на бытовых швейных машинах, технологическую последовательность изготовления узлов швейных изделий, требования, предъявляемые к качеству готовой продукции.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Профильный труд» для обучающихся по АООП ООО (вариант 1) 5 класс»



ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»





УТВЕРЖДАЮ

директор школы-интерната

____________ Н.В. Лобанова

« 31 » августа 2022 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Профильный труд»

для обучающихся по АООП ООО (вариант 1)

5 класс




Составитель Е.Е.Мелякова







2022 - 2023 учебный год



  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по профильному труду для 5«а» класса разработана на основе::

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2011 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  • Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2016 г. № 429 «Об утверждении примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

  • Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской области «Донецкая специальная школа-интернат»

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса

Целью обучения является получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков: развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья..

Задачи:

1. Общеобразовательные:

  • развивать у обучающихся общетрудовые умения: умение ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;

  • обучать школьников профессиональным приёмам труда по выбранной специальности и прививать им соответствующие трудовые навыки;

2. Воспитательные:

  • воспитывать у обучающихся устойчивое положительное отношение к труду;

  • развивать необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности: чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу, бережно относиться к производственному имуществу и т.п.;

  • помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд;

3. Коррекционные:

  • способствовать коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, размера, цвета предметов труда, их положения в пространстве, умения находить в них существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

  • развивать аналитические способности, умения сравнивать, обобщать; формировать умения ориентироваться в задании, планировать работу, последовательно выполнять задание; контролировать свои действия;

  • содействовать коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов шитья.

  • развивать зрительную память, внимание, наблюдательность, образное мышление, представление и воображение.

Основные направления коррекционной работы. Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики обучающихся. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту. Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения в начальных классах, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания, истории.

Специфика программы. Преподавание базируется на знаниях, получаемых обучающимися на уроках математики, трудового обучения и др. предметов. С большинством профессиональных приемов обучающиеся знакомятся, предварительно упражняясь на заготовках для последующих работ, отходах материала, после чего используют эти приемы при изготовлении изделий общественно полезного характера. Учебный материал распределен по четвертям и темам. Основное время отводится на темы, цель которых – не только ознакомление обучающихся с новыми приемами труда, но и изготовление изделий, имеющих общественно полезное назначение. Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на практическое повторение отводится от 30% до 50% учебного времени. В каждой четверти предусматривается практическое повторение учебного материала, для совершенствования общетрудовых умений, навыков, повышение уровня трудового и нравственного воспитания. Учебную четверть завершает контрольная работа обучающихся.

Занятия проводятся в специальном кабинете (мастерской), в котором отведены места для обучающихся и оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учетом возможностей детей и зависимости от местных условий.

В процессе обучения обучающиеся усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной трудовой деятельности знания и умения по швейному профилю, на этом материале формируются общетрудовые умения на уровне, доступном данному контингенту обучающихся. Вместе с тем предлагаемый учебный материал может служить базой для последующего овладения профессиями швейного производства. Кроме этого, в процессе обучения обучающиеся приобретают навыки владения швейными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения. Большое внимание уделяется правилам безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиене.

Теоретическое обучение рабочей программы направлено на формирование у воспитанников знаний основ материаловедения, устройства бытовых швейных машин, технологии пошива легкой одежды. Задания для обучающихся строятся в соответствии с психофизическими особенностями каждого обучающегося.

Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений. На практических занятиях изучаются приемы выполнения операций по обработке деталей и узлов швейных изделий из различных материалов на бытовых швейных машинах, технологическую последовательность изготовления узлов швейных изделий, требования, предъявляемые к качеству готовой продукции.

Формы организации учебных занятий. Основными формами организации учебного процесса по предмету «Профильный труд» является урок, практическая работа, самостоятельная работа. Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий как экскурсии, в том числе и виртуальные, лабораторные работы, уроки с использованием ИКТ и другим наглядным материалом.


  1. Содержание предмета.

I четверть

Швейная машина.

Вводное занятие

Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест.

Повторение пройденного. Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани. Инструменты и приспособления для ручных работ.

Теоретические сведения. Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верхней и нижней ниток. Организация рабочего места.

Умение. Работа на швейной машине с ручным приводом.

Упражнения. Пуск и остановка швейной машины.  Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закруглённым и зигзагообразным линиям.

Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовки машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закруглённых, зигзагообразных).  Положение изделия на машинном рабочем месте.

Работа с тканью.

Изделие. Головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

Теоретические сведения. Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и машинные работы при пошиве изделия. Машинные швы: виды (краевой, вподгибку с закрытым срезом), конструкция, применение.

Умение. Утюжка изделия. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами.

Упражнения. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами. Утюжка изделия.

Практические работы. Замётывание поперечного среза. Замётывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом.  Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краёв платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми стежками.

Ремонт одежды.

Изделие. Пуговица на стойке.

Теоретические сведения. Виды пуговицы. Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды.

Умение. Пришивание пуговицы, обмётывание среза ткани.

Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распоровшегося шва ручными, стачными стежками. Обмётывание срезов разрыва частыми косыми стежками (обмёт). Приутюживание места ремонта.

Практическое повторение.

Виды работы. Пошив головного и носового платков, вышивка монограммы.

Самостоятельная работа

Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см. Пришивание на образце пуговиц со сквозными отверстиями на стойке.

II четверть

Вводное занятие

 План работы на четверть. Правила поведения, учащихся в мастерской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места.

Работа с тканью.

Изделия. Мешочек для хранения изделий. Повязка из двух слоёв ткани с завязками из тесьмы для дежурного.

Теоретические сведения. Название ткани используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы, конструкция и применение. Понятие «обтачать». Косые и обмёточные стежки.

Умение. Продёргивание тесьмы, выполнение стачного шва.

Упражнения. Выполнение стачного шва на образце.

Практические работы. Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обмётывание среза шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5 – 2 см. Продёргивание тесьмы. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного. Складывание и сметывание деталей. Обтачивание деталей, обрезка углов, вывёртывание повязки, вымётывание шва, выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. Приутюживание изделия.

Ремонт одежды

Изделие. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации.

Теоретические сведения. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки и заплаты.

Умение. Наложение заплаты.

Практические работы.  Вырезание лоскута 10х14 см для вешалки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой. Пришивание вешалки к изделию. Определение места наложения и размеров заплаты.  Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, намётывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий.

Самостоятельная работа

Обработка вешалки и втачивание её в шов вподгибку с закрытым срезом.

III четверть

Вводное занятие

Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской.

Швейная машина с ножным приводом

Теоретические сведения. Швейная машина с ножным приводом: назначение, устройство (приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие). Регулятор строчки: устройство и назначение. Машинная закрепка. Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила установки.

Умение. Работа на швейной машине с ножным приводом.

Упражнения. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор игл в зависимости от толщины ткани. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.

Практические работы. Выполнение строчек с различной длиной стежка. Выполнение машинной закрепки. Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях.

Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитьё на швейной машине по прямым срезам ткани.

Изделие. Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см.

Теоретические сведения. Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Сантиметровая лента. Понятие «прямая» и «кривая» линии, «прямой угол». Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды (сплошная – основная (тонкая) и штриховая – вспомогательная), назначения. Вертикальные и горизонтальные линии. Правила оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров). Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании.

Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды (гладкокрашеные, с рисунком). Определение долевой и поперечной нити. Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.

Умение. Построение чертежа и раскрой изделия.

Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением сложением сторон и углов. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке. Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение деталей при пошиве вручную на столе и  на платформе швейной машины. Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия.

Двойной шов

Теоретические сведения. Соединительные швы. Двойной шов (ширина первой строчки 0,5 см, готового шва 0,7 см): конструкция и применение.

Умение. Складывание ткани, смётывание и стачивание. Вывёртывание ткани, вымётывание и выполнение второй строчки. Контроль размеров шва.

Упражнение. Выполнение двойного шва на образце.

Построение чертежа по заданным размерам.

Пошив однодетального изделия с применением двойного шва.

Изделие. Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на другую) не менее чем на 25 см.

Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки.

Практические работы. Определение размера наволочек по подушке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчёт расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, смётывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия.

Практическое повторение.

Виды работы. Изготовление салфетки и наволочки.

Самостоятельная работа

Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см.

IV четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила безопасности при шитье.

Накладной шов

Теоретические сведения. Виды соединительного шва: накладной и др. Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение, ширина в разных изделиях. Места измерения ширины швов.

Умение. Выполнение накладного шва с закрытым срезом, с двумя открытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону и измерение его ширины.

Практические работы. Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами, направленными в разные стороны, измерение по ширине.

Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов

Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоёв ткани.

Теоретические сведения. Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка. Сумки: фасоны, размеры, швы.

Умение. Расчёт расхода ткани.

Практические работы.  Определение ширины и длины прямоугольной сумки и её ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. Расчёт расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы. Соединение боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и примётывание ручек. Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон сумки путём застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка сумки.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление по выбору наволочки, хозяйственных сумок, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурных.

Самостоятельная работа

Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным швом).


Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Профильный труд» входит в образовательную область «Технология». Учебным планом в 5 классе предусмотрено 6 часов в неделю, Годовое количество 204 часа. В соответствии с годовым учебным графиком ГКОУ РО Донецкой школы – интерната на 2022-2023 учебный год 202 часа.


  1. Планируемые результаты учебного предмета

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  • воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

  • знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

  • представления об основных свойствах используемых материалов;

  • знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;

  • отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;

  • представления о принципах действия, общем устройстве швейной машины и ее основных частей;

  • представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;

  • чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;

  • понимание значения и ценности труда;

  • понимание красоты труда и его результатов;

  • заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;

  • понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;

  • выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);

  • организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;

  • осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;

  • выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;

  • комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;

  • проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

  • выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;

  • посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.

Достаточный уровень:

  • распознавать ткань, качественно выполнять все виды швов, обрабатывать срезы швов, верхние и нижние срезы поясных изделий, выполнять мелкий ремонт одежды.

  • рационально организовывать рабочее место;

  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;

  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;

  • осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • мелкого ремонта изделий из различных материалов;

  • создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

  • контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;

  • обеспечения безопасности труда.

5.Система оценки планируемых результатов освоения программы учебного предмета


Виды контроля

Содержание

Методы

Вводный

Уровень знаний школьника, общая эрудиция

Беседа, наблюдение

Текущий

Освоение учебного материала по теме, разделу программы

Диагностические задания: опросы, самостоятельные работы, карточки

Коррекция

Ликвидация пробелов

Наблюдение, консультация

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач

Контрольный опрос за курс учебного года

Критерии оценок:

Знания и умения обучающихся по предмету « Профильный труд» оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих практических и итоговых контрольных работ.

Примерные нормы оценок знаний учащихся по устному опросу

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • полностью освоил учебный материал;

  • умеет изложить его своими словами;

  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами

  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

  • подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;

  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

  • слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • почти не усвоил учебный материал;

  • не может изложить его своими словами;

  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;

  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов

Примерные нормы оценок умений учащихся за практическую работу:

Оценка «5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

Оценка «4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

Оценка «3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

Оценка «2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Примерные нормы оценок знаний учащихся за выполнение тестового задания:

Оценка «5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

Оценка «4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

Оценка «3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.

Итоговая оценка знаний и умений обучающихся.

  1. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.

2. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой.

6. Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое оснащение учебного предмета.

  • Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • Программы специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Авторы: Мирский С.Л., Журавлёв Б.А., Иноземцева Л.С., Ковалёва Е.А., Васенко Г.В. Под редакцией В.В. Воронковой. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 год.

  • Учебник «Швейное дело» 6 класс Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Учебное пособие. М., «Просвещение» 2016г.

  • расходные материалы: ткань, нитки, отделочные текстильные материалы и др.

  • наборы инструментов и оборудования для занятий швейным делом, включающие ножницы, иглы, швейные машины, оборудование для ВТО и т.д.;

  • натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) образцы готовых изделий и операций по их изготовлению; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы, коллекции материалов;

  • рабочие альбомы (тетради) с дидактическим материалом.


7. Тематическое планирование по учебному предмету



№ темы

Раздел

Количество часов


Планируемые результаты

Педагогический мониторинг

1

Вводное занятие

8

Представление о профессии швея.

Усвоение правил безопасной работы в швейной мастерской.

Умение организовать рабочее место

Тестовое задание Тестовое задание Тестовое задание Тестовое задание

2

Швейная машина.

12

Ориентировка в многообразии швейных машин, видах работ, выполняемых швейной машиной с электроприводом.

Знание правил посадки и безопасной работы на швейной машине.

Представление об устройстве швейной машины.

Умение провести заправку машины.

Умение намотать нитку на шпульку.

Умение прокладывать строчку по намеченной линии, с ориентиром на лапку.

Знание порядка действий при выполнении машинной закрепки. Умение выполнить закрепку.


Зачет

3

Работа с тканью.

платок.



36



Представление о волокне, процессе получения ткани. Умение определять лицевую и изнаночную сторону, долевую и поперечную нити в ткани. Знание конструкции краевого шва вподгибку с закрытым срезом. Умение выполнять шов вподгибку с закрытым срезом заданной ширины. Знание тканей для пошива изделия.

Умение обработать поперечный и долевой срезы ткани швом вподгибку с закрытым срезом.

Знание названий тканей, используемых для пошива мешочка. Умение различать и выполнять отделочные ручные стежки.

Умение выполнять машинный стачной шов.

Умение стачивать боковые срезы, обрабатывать верхний срез мешочка швом вподгибку с закрытым срезом.

Знание названий тканей, используемых для пошива изделия.

Умение выполнить обтачивание деталей повязки с одновременным пришиванием завязок.

Умение выметывать шов, выполнять отделочную строчку, утюжить изделие, сравнивать сшитое изделие с образцом.



Зачет







Зачет





Тестовое задание

4

Ремонт одежды.

21

Знание правил подготовки одежды (белья) к ремонту.

Умение определять место пришивания пуговицы, подобрать нитки и пришить пуговицу. Умение стачивать распоровшийся шов, приутюжить место ремонта. Умение стачивать место разрыва, обметать косыми стежками срезы разрыва, приутюжить место ремонта. Ориентировка в видах ремонта одежды. Умение подбирать нитки и ткань для вешалки, изготовить вешалку и соединить ее с изделием. Умение подбирать ткань для заплаты.Умение выполнять рас-крой заплаты, обработку ее срезов, пришивать заплату на изделие, оценивать качество работы.

Зачет.

Практическая работа.

Практическая работа.

5

Практическое повторение

50

Самостоятельное изготовление по готовому крою изделия , .


6

Самостоятельная работа

11

Результаты усвоения знаний и умений

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

7

Швейная машина с ножным приводом.

10

Знание назначения и устройства швейной машины с ножным приводом.

Знание устройства машинной иглы, различать виды машинных игл

Знание приемов работы на швейной машине с ножным приводом. Умение выполнять на швейной машине с ножным приводом строчку. Умение выполнять машинную закрепку.

Знание устройства и назначения регулятора строчки.

Практическая ра-бота

8

Построение чертежа изделия в натуральную величину. Салфетка.

12

Ориентировка в видах и назначение линий для построения чертежей. Умение строить прямой угол, проводить линии разного вида. Умение выполнять чертеж выкройки изделия, проверять качество построения.

Ориентировка в тканях, используемых для пошива салфеток.

Умение описать изделие, подобрать ткань для салфетки, вы-краивать детали изделия. Знание технологии выполнения шва вподгибку с закрытым срезом, сметочных стежков.

Ориентировка в устройстве утюга, знание правил ТБ при работе с электроутюгом.

Практическая ра-бота

9.

Построение чертежа изделия по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва.

10

Ориентировка в назначении наволочек, тканях для пошива. Умение определять размер наволочки, рассчитывать расход ткани на пошив. Умение строить чертеж выкройки наволочки по заданным размерам. Умение выполнить обработку поперечных срезов наволочки. Знание последовательности выполнения двойного шва. Умение выполнить разметку клапана, обработку долевых срезов наволочки одновременно с клапаном двойным швом.


Тестовое задание

10

Построение чертежа прямо-угольного изделия по заданным размерам..

12

Представление о хлоп-чатнике, его первичной переработке»

Представление о фасонах сумок, материалах, используемых для пошива сумки. Умение строить чертежи сумки хозяйственной и ручек. Умение обработать ручки накладным швом с двумя закрытыми срезами. Умение обработать боковые срезы сумки двойным швом, застрачивать углы для образования дна и боковых сторон сумки.

Зачет

11

Соединительные швы


11

Различение соединительных швов. Знание конструкции двойного шва. Умение выполнять двойной шов с соблюдением технологии и оценкой качества.

Знание конструкции и сферы применения накладного шва с двумя открытыми срезами, накладного шва с одним закрытым срезом, накладного шва с двумя закрытыми срезами

Умение выполнять накладной шов .


Практическая работа


Опрос


Итого

202



8. Календарно – тематическое планирование


урока

Название раздела

(темы)

Часы

Дата

Виды деятельности учащихся

Планируемый результат

Мониторинг

1четверть 50 часов

I.

1.







2.

Вводное занятие.

Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения в 5 классе.





Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской.

2

1







1


01.09







01.09


Рассматривание

изделий, изготовленных

обучающимися. Знакомство с

учебником «Швейное дело».

Просмотр мультимедийной

Презентации «Знакомство с профессией швеи».

Изучение правил

техники безопасности, правил

внутреннего распорядка в

мастерской с записью в тетрадь. Распределение обязанностей обучающихся по мастерской, распределение рабочих мест


Представление о профессии швея.






Результат усвоения правил безопасной работы в швейной мастерской.

Умение организовать рабочее место.











Тестовое задание 01.09

II.


3-4.






5.






6.





7-8







9.





10.







11.




12.





13.





14.

Знакомство со швейной машиной.

Швейная машина. Понятие о марках, скорости, способе передачи движения. Виды выполняемых работ.



Правила безопасной работы на швейной машине.





Основные механизмы швейной машины: иглы, нитепритягивателя. челнока, продвижения ткани.



Заправка верхней нитки в машину.







Наматывание ниток на шпульку.





Заправка нижней нитки в машину.







Строчка по бумаге по прямым и закругленным линиям.



Строчка по ткани с выполнением машинной закрепки.




Строчка по ткани с поворотом на игле




Зачет по теме «Знакомство со швейной машиной».

12


2






1






1





2







1





1







1




1





1





1



02.09

02.09





07.09.






07.09





08.09

08.09






09.09





09.09







14.09




14.09





15.09





15.09


Просмотр презентации «Швейная машина», работа с дидактическим материалом «Составь предложение»




Просмотр презентации «Правила посадки и безопасной работы на швейной машине». Практическая работа «Подготовка швейной машины к работе»

Запись названий основных деталей и ТБ. Практические упражнения «Пуск и остановка машины».


Игра «Назови правильно» (презентация). Запись в тетради последовательности заправки верхней нитки в машину. Практическое упражнение «Заправка верхней нитки в машину».

Практические упражнения в наматывании ниток на шпульку



Практические упражнения « Вставление шпульки в челночное устройство», «Вывод нижней нитки на платформу».




Практическое упражнение «Шитье на не заправленной машине»


Практические упражнения

«Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку», «Выполнение машинной закрепки на образце»

Рассматривание образцов выполнения поворота на игле. Практическое упражнение «Строчка по ткани с поворотом на игле»

Ответы на вопросы фронтального и индивидуального опросов.



Ориентировка в многообразии швейных машин, видах работ, выполняемых швейной машиной с электроприводом.

Знание правил посадки и безопасной работы на швейной машине.




Представление об устройстве швейной машины.



Знание последовательности заправки верхней нитки в машину. Умение провести заправку верхней нитки в машину.



Знание последовательно-сти заправки нитки для намотки на шпульку Умение намотать нитку на шпульку.

Знание правил вставления шпульки в челночное устройство при заправке верхней нитки в машину. Умение провести заправку нижней нитки в машину.

Умение прокладывать строчку по намеченной линии, с ориентиром на лапку.

Знание порядка действий при выполнении машинной закрепки. Умение выполнить закрепку.

Знание порядка действий при строчке по ткани с поворотом на игле Умение выполнить угол.



Результат усвоения знаний по теме «Знакомство со швейной машиной».





















































Зачет 15.09

III.


15-16.








17.



18-19.





20.





21.




22-23.




24-25.




26.

Работа с тканью. Носовой платок.

Представление о волокне, нити, ткани. Лицевая и изнаночная сторона, долевая и поперечная нити в ткани.





Виды машинных швов. Шов вподгибку: конструкция, применение


Выполнение краевого шва вподгибку с открытым срезом.




Знакомство с изделием носовой платок. Составление плана пошива носового платка.



Ткани, используемые для изготовления носового платка.



Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом.


Обработка долевых срезов швом вподгибку с закрытым срезом.



Влажно-тепловая обработка изделия.



Зачет по теме «Носовой платок».

12


2








1



2





1





1




2




2




1



16.09

16.09







21.09



21.09

22.09




22.09





23.09




23.09

28.09



28.09

29.09



29.09




Просмотр презентации «Производство ткани». Практические упражнения «Определение лицевой и изнаночной стороны, долевой и поперечной нити в ткани». Составление коллекции « Лицевая и изнаночная сторона ткани».

Заполнение таблицы «Виды швов»


Выполнение шва с предварительным заметыванием. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом на образце

(застрачивание подгиба).

Просмотр презентации «Из истории носового платка». Составление плана пошива носового платка на основе предметной карты.

Практическая работа «Изготовление коллекции - аппликации хлопчатобумажных тканей»

Практическая работа « Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом».

Практическая работа « Обра-ботка долевых срезов швом вподгибку с закрытым срезом».

Окончательная отделка изделия.



Выполнение заданий 42-46 в Рабочей тетради по швейному делу.



Представление о волокне, процессе получения ткани. Умение определять лицевую и изнаночную сторону, долевую и поперечную нити в ткани.


Знание конструкции краевого шва вподгибку с закрытым срезом.

Умение выполнять шов вподгибку с закрытым срезом заданной ширины



Знание плана пошива носового платка.




Знание тканей для пошива изделия.



Умение обработать поперечный срез ткани швом вподгибку с закрытым срезом.

Умение обработать долевой срез ткани швом вподгибку с закрытым срезом.

Знание правил безопасной работы с утюгом. Умение выполнять операции по окончательной отделке изделия.

Результат усвоения знаний по теме «Носовой платок».









































Зачет 29.09

IV.

27.



28-29.













29-31.



32-33.





34.


Ремонт одежды.

Подготовка одежды (белья) к ремонту. Простейшие виды ремонта.


Виды пуговиц. Способы пришивания пуговиц.












Ремонт одежды по распоровшемуся шву.


Ремонт одежды по разрыву.





Зачет по теме « Ремонт одежды».

8

1



2













2



2





1


30.09



30.09

05.10











05.10

06.10


06.10

07.10




07.10



Запись в тетрадь правил подготовки одежды (белья) к ремонту (учебник ст.50).

Просмотр презентации «Из истории пуговиц», работа с натуральными образцами пуговиц разного вида, размера, цвета, с дидактическим пособием «Способы пришивания пуговиц». Ознакомление с последовательностью работы по пришиванию оторванной пуговицы. Практические упражнения по пришиванию пуговиц разного вида различными способами.

Ознакомление с технологией ремонта распоровшегося шва. Рассматривание образцов.

Ознакомление с технологией ремонта места разрыва ткани. Рассматривание образцов.



Выполнение заданий 22-24 в Рабочей тетради по швейному делу.


Знание правил подготовки одежды (белья) к ремонту.

Представление о видах пуговиц и способах их пришивания.

Умение определять место пришивания пуговицы, подобрать нитки и пришить пуговицу.







Умение стачивать распоровшийся шов, приутюжить место ремонта.

Умение стачивать место разрыва, обметать косыми стежками срезы разрыва, приутюжить место ремонта.

Результат усвоения зна-ний по теме « Ремонт одежды».


























Зачет 07.10

V.

35-

44.











45-

48.


Практическое повторение

Изготовление носового платка по готовому крою.











Украшение платка монограммой или меткой.


16

12












4


12.10

12.10

13.10

13.10

14.10

14.10

19.10

19.10

20.10

20.10

21.10

21.10

26.10

26.10

27.10

27.10


Повторение швов, используемых для пошива изделия, технологии выполнения шва вподгибку с закрытым срезом.









Ознакомление с видами монограмм или метками.


Умение изготовить носовой платок. Умение произвести контроль качества.









Умение выполнить метку на носовом платке.


VI.

49.



50.

Самостоятельная работа.

Выполнение краевого шва вподгибку с закрытым срезом заданной ширины.

Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями.

2

1

1


28.10

28.10


Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом в соответствии с технологической последовательностью.

Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями на образце разными способами.



Умение выполнять шов вподгибку заданной ширины.

Умение пришивать пуговицы разными способами.


Самостоятельная работа 28.10

2 четверть-44 часа.


I.

51.



52.





Вводное занятие.

Ознакомление с задачами обучения на 2 четверть.


Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Тестовое задание «Правила ТБ при работе в швейной мастерской».

2

1




1


09.11




09.11


Ознакомление с планом работы на 2 четверть. Подготовка рабочего места и инструментов для предстоящей работы.

Повторение правил безопасной работы с иглой, ножницами, электроутюгом, на швейной машине (презентация «Знай и выполняй). Выполнение тестового задания .


Уметь организовать свое рабочее место.



Знание и соблюдение правил ТБ при работе в швейной мастерской.






Тестовое задание 09.11

II.


53.





54.




55.







56.









57.








58.








59.






60.




61- 62







63.






64.






65.






66.


Работа с тканью. Мешочек для хранения изделий.

Знакомство с изделием (Мешочек для хранения изделий).




Отделочные ручные стежки




Стежки «вперед иголку».







Стебельчатые стежки.









Тамбурные стежки.








Петельные стежки.








Конструкция, применение стачного шва.





Составление плана работы по пошиву мешочка.



Отделка мешочка отделочными стежками.






Стачивание боковых срезов.






Обметывание срезов стачного шва петельными стежками.





Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом.





Продергивание шнура. ВТО изделия.

Зачет по теме «Мешочек для хранения изделий».



12


1





1




1







1









1








1








1






1




2







1






1






1






1



10.11





10.11




11.11







11.11









16.11








16.11








17.11






17.11




18.11

18.11






23.11






23.11






24.11






24.11





Рассматривание образцов изделия. Определение и выбор ткани для пошива. Работа в тетради (учебник ст.111, рис.68)

Рассматривание образцов отделочных ручных стежков и изделий, изготовленных с их использованием.

Рассматривание образцов стежков «вперед иголку» и изделий, изготовленных с их использованием.

Ознакомление с технологией выполнения стежков «вперед иголку».

Рассматривание образцов стебельчатых стежков и изделий, изготовленных с их использованием.

Ознакомление с отличительными особенностями и технологией выполнения стебельчатых стежков(учебник ст.42)..

Рассматривание образцов тамбурные стежков и изделий, изготовленных с их использованием.

Ознакомление с отличитель-ными особенностями и техно-логией выполнения тамбурных стежков (учебник ст.44).

Рассматривание образцов петельных стежков и изделий, изготовленных с их применением. Ознакомление с отличительными особенностями и технологией выполнения петельных стежков (учебник ст.40).

Рассматривание образцов изделий, изготовленных с применение стачного шва. Ознакомление с технологией выполнения стачного шва (учебник ст.46).

Составление плана работы по пошиву мешочка с опорой на операционную карту, запись плана в тетрадь.

Рассматривание образца. Выбор рисунка. Перевод рисунка на ткань. Выбор ниток и вида отделочного стежка. Вышивание рисунка.



Стачивание боковых срезов стачным швом с соблюдением технологии обработки боковых срезов кроя мешочка, контроль качества выполняемой операции.

Обметывание срезов стачного шва петельными стежками с соблюдением технологи выполнения петельных стежков, контроль качества выполняемой операции.

Обрабатывание верхнего среза с соблюдением технологи выполнения шва вподгибку с закрытым срезом, контроль качества выполняемой операции.

Продергивание шнура. Утюжка изделия.

Выполнение заданий 47-53 в Рабочей тетради по швейному делу.



Знание названий тканей, используемых для пошива мешочка. Умение описать изделие по определенному плану. Умение различать отделочные ручные стежки.

Знание сферы их применения.

Знание отличительных особенностей стежков «вперед иголку». Умение выполнять разные виды стежков «вперед иголку».


Знание отличительных особенностей стебельчатых стежков . Умение выполнять стебельчатые стежки.





Знание отличительных особенностей тамбурных стежков. Умение выполнять стебельчатые стежки.




Знание отличительных особенностей петельных стежков. Умение выполнять петельные стежки.




Знание назначение и применение стачного шва. Умение выполнять машинный стачной шов.



Умение под руководством учителя составить план пошива изделия.


Ориентировка в видах отделочных стежков. Знание способов перевода рисунка на ткань.

Умение переводить рисунок на ткань, вышивать выбранный рисунок.

Умение стачивать боковые срезы, закреплять нитку в конце шва, контролировать качество выполненной операции.


Ориентировка в видах ручных обметочных стежков.

Умение выполнить обметывание срезов шва.


Уметь обрабатывать верхний срез мешочка швом вподгибку с закрытым срезом, контролировать качество выполненной операции.

Знание требований качества к готовому изделию, правил ТБ при работе с электроутюгом. Результат усвоения знаний по теме «Мешочек для хранения изделий».















































































.



Зачет 24.11




III.

67.





68.






69.





70.






71.






72.






73.


Работа с тканью. Повязка для дежурного из двух слоев ткани.

Знакомство с изделием Повязка для дежурного.



Обтачной шов.






План изготовления повязка для дежурного из двух слоев ткани.




Вышивание эмблемы.






Обтачивание деталей повязки с предварительным сметыванием и прикреплением завязок.




Выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. ВТО изделия.




Тестовое задание «Повязка для дежурного из двух слоев ткани».

12


1




1






1





1






1






1






1




25.11




25.11






30.11





30.11






01.12






01.12






02.12





Рассматривание образца готового изделия, выбор ткани для пошива. Описание образца.


Рассматривание образца шва, ознакомление с технологией выполнения на основе технологической карты. Практические упражнения по выполнению обтачного шва.

Ознакомление с последовательностью изготовления повязки для дежурного, составление с помощью педагога плана пошива.

Выбор ниток и иглы, нанесение рисунка на ткань, вышивание эмблемы.




Обтачивание деталей повязки с одновременным пришиванием завязок. Вывертывание повязки на лицевую сторону.



Выметывание шва. Выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. Утюжка изделия. Оценивание качества своей работы.

Ответы на вопросы тестового задания.



Умение описать изделие. Знание названий тканей, используемых для пошива изделия.

Знание назначения шва. Уметь выполнять обтачной шов, контролировать качество выполненной операции.


Умение под руковод-ством учителя составить план пошива изделия.



Ориентировка в видах отделочных стежков. Умение подбирать нитки и иглы, выполнять вышивку одним из отделочных стежков.

Знание технологии выполнения обтачного шва.

Умение выполнить обтачивание деталей повязки с одновременным пришиванием завязок.

Умение выметывать шов, выполнять отделочную строчку, утюжить изделие, сравнивать сшитое изделие с образцом.

Результат усвоения знаний по теме « Повязка для дежурного ».




































Тестовое задание 02.12

IV.

74.




75.








76-77.







78-79.






. 80.




81-83.








84.




85-86.

Ремонт одежды.

Ремонт одежды. Изготовление вешалки.



Раскрой деталей вешалки.








Обработка детали вешалки косыми стежками или машинной строчкой.





Пришивание вешалки к полотенцу.





Декоративная заплата – аппликация.



Изготовление заплаты – аппликации.







Практическая работа « Изготовление вешалки по готовому крою».



Практическая работа «Изготовление заплаты – аппликации»

13

1




1








2







2






1




3









1



2






02.12




07.12








07.12

08.12






08.12

09.12





09.12




14.12

14.12

15.12







15.12



16.12

16.12




Выбор ткани для вешалки, выбор ниток, составление плана работы.


Разметка детали вешалки. Раскрой детали по линии разметки.






Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой с контролем качества выполненной операции.




Пришивание вешалки к изделию косыми стежками. Пришивание вешалки к изделию швом вподгибку с закрытым срезом. Определение середины детали.

Просмотр презентации «Виды заплат», рассматривание натуральных образцов заплат. Подбор ткани для заплат.

Определение места наложения и размера заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Загибание, заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия и пришивание ее косыми или петельными стежками. Приутюживание изделия.

Практическая работа « Самостоятельное изготовление вешалки по готовому крою».


Практическая работа « Само-стоятельное изготовление заплаты – аппликации по готовому крою».


Ориентировка в видах ремонта одежды. Умение подбирать нитки и ткань для вешалки.

Знание способа определения долевой нити. Умение размечать деталь вешалки и выполнять раскрой по линии разметки, проводить контроль качества выполненной операции.

Умение сметывать края детали, обрабатывать деталь косыми стежками или машинной строчкой проводить оценку качества выполненной операции.

Умение соединять вешалку с изделием разными способами, проводить оценку качества выполненной операции.


Знание назначения и видов заплат, Умение подбирать ткань для заплаты.

Знание правил раскроя заплаты, сметочные и обметочные стежки. Умение выполнять раскрой заплаты, обработку ее срезов, пришивать заплату на изделие, выполнять утюжку, оценивать качество работы.

Результат усвоения зна-ний и умений по теме «Повязка для дежурного»

Результат усвоения зна-ний и умений по теме «Декоративная заплата – аппликация »








































Практическая работа 16.12



Практическая ра-бота 21.12

V.

87-92.

Практическое повторение.

Пошив изделий по готовому крою для нужд школы. Повязка для дежурного.


6

1

1

1

1

1

1


21.12

21.12

22.12

22.12

23.12

23.12


Выполнение технологических операций по пошиву изделия Повязка для дежурного.


Изготовление изделия самостоятельно или с незначительной помощью педагога


VI.

93-94.


Самостоятельная работа.

Изготовление на образце вешалки

для полотенца.


2

1

1


28.12

28.12


Самостоятельная работа по технологической карте


Умение выполнять обработку детали вешалки, соединять ее с изделием путем втачивания в шов вподгибку с закрытым срезом.


Самостоятельная работа 28.12

3 четверть 60 часов

I.

95.




96.


Вводное занятие.

Задачи обучения и план работы на четверть.



Правила безопасной работы в швейной мастерской.

2

1




1


11.01




11.01


Ознакомление с планом работы на 3 четверть. Подготовка рабочего места и инструментов для предстоящей работы.

Повторение правил безопасной работы с иглой, ножницами, электроутюгом, на швейной машине (презентация «Знай и выполняй). Выполнение тестового задания .


Уметь организовать свое рабочее место.



Знание и соблюдение правил ТБ при работе в швейной мастерской.






Тестовое задание 11.01

II.


97.







98-99.









100- 101.





102-103.





104-

105.




106.


Швейная машина с ножным приводом.

Швейная машина с ножным приводом: назначение и устройство. швейной машины с ножным приводом.




Машинная игла: устройство, правила установки машинной иглы.








Шитье на швейной машине с ножным приводом





Машинная закрепка.






Регулятор строчки: назначение, устройство.




Практическая работа «Швейная машина с ножным приводом».

10


1







2









2






2






2





1



12.01







12.01

13.01








13.01

18.01





18.01

19.01





19.01

20.01




20.01




Просмотр презентации «Швейная машина с ножным приводом». Ознакомление с устройством швейной машины (приводной, передаточный и рабочий механизмы и их взаимодействие).

Рассматривание машинных игл разных номеров. Выполнение задания 31в Рабочей тетради по швейному делу. Подбор игл в зависимости от ниток и ткани. Установка иглы в игловодитель. Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях.

Подготовка швейной машины к работе. Упражнения по пуску и остановке машины. Практические упражнения работы на швейной машине.


Ознакомление с обратным ходом машины и назначением кнопки реверса. Практические упражнения по выполнению машинной закрепки.


Нахождение регулятора на швейной машине. Установление заданной длины стежка. Выполнение строчек с разной длиной стежка.

Самостоятельная работа по выбору иглы в зависимости от ниток и ткани. Установка иглы в игловодитель. Выполнение машинных строчек с разной длиной стежка на тонких и толстых тканях.



Знание назначения и устройства швейной машины с ножным приводом.




Знание устройства машинной иглы, различать виды машинных игл.

Умение подбирать иглы в зависимости от толщины ниток и ткани, устанавливать иглу в игловодитель.


Знание приемов работы на швейной машине с ножным приводом. Умение выполнять на швейной машине с ножным приводом строчку

Знание назначения машинной закрепки и требования к качеству, выполняемой операции.

Умение выполнять машинную закрепку.

Знание устройства и назначения регулятора строчки.



Результат усвоения знаний и умений по теме «Швейная машина с ножным приводом».




































Практическая работа 19.01

III.


107.

108.









109.






110-

111.







112-113.







114.-117.








118.

Построение чертежа изделия в натуральную величину.

Построение чертежа изделия и изготовление выкройки.









Ознакомление с образцом изделия (салфетка квадратной или прямоугольной формы)




Изготовление выкройки салфетки.








Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия.







Изготовление салфетки.









Электрический утюг. Влажно - тепловая обработка. Практическая работа «Построение прямого угла»

12


2










1






2








2








4









1




25.01

25.01









26.01






26.01

27.01







27.01

01.02







01.02

02.02

02.02

03.02






03.02





Просмотр презентации «Инструменты и материалы для изготовления выкройки». Ознакомление с правилами оформления чертежей. Запись правил в тетрадь. Ознакомление с линиями для построения чертежей выкройки швейного изделия, их назначением (учебник ст. 10-11)

Просмотр презентации «Салфетки из ткани». Рассматривание образцов салфеток. Подбор тканей для пошива изделия. Описание изделия.


Выполнение чертежа выкройки квадратной или прямоугольной формы по заданным размерам. Вырезание выкройки, проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов.


Определение ширины ткани, долевого и поперечного среза, лицевой и изнаночной стороны. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и поперечной нити, лицевой и изнаночной стороны. Выкраивание деталей изделия.

Подготовка деталей кроя к пошиву. Выполнение подгиба и заметывание срезов салфетки, подгиба угла по диагонали. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. Обработка углов косыми стежками. Сравнение изготовленного изделия с образцом.

Просмотр презентации «Из истории утюга». Ознакомление с правилами ТБ при работе с электроутюгом, запись правил в тетрадь. Организация рабочего места для утюжильных работ.



Ориентировка в видах и назначение линий для построения чертежей.

Умение строить прямой угол, проводить линии разного вида, оформлять рамку на листе альбома, чертить отрезки разной длины.


Ориентировка в тканях, используемых для пошива салфеток.

Умение описать изделие, подобрать ткань для салфетки.

Знание линий для построения чертежа, приемы построения прямого угла.

Умение выполнять чертеж выкройки изделия, проверять качество построения.

Знание правил подготовки ткани к раскрою. Умение определять долевую и поперечную нити, лицевую и изнаночную стороны ткани, выкраивать детали изделия.

Знание технологии выполнения шва вподгибку с закрытым срезом, сметочных стежков.

Умение выполнять сметку, шов вподгибку с закрытым срезом, оценивать качество работы.



Ориентировка в устройстве утюга, знание правил ТБ при работе с электроутюгом. Умение выполнить ВТО изделия. Умение строить прямой угол, чертить отрезки разной длины.















































Практическая работа 03.02


IV.

119.







120-

122.


Двойной шов.

Двойной шов: конструкция, применение.






Выполнение двойного шва на образце.


4

1







3



08.02







08.02

09.02

09.02




Рассматривание образцов соединительных швов и изделий, сшитых с использованием двойного шва. Ознакомление с технологией выполнения шва с опорой на предметную карту.

Складывание деталей, сметывание, стачивание, вывертывание ткани, выметывание шва, выполнение второй строчки.


Различение соединительных швов. Знание конструкции шва.





Умение выполнять двойной шов с соблюдением технологии и оценкой качества.









Практическая работа 08.02








V.




123.







124.




125-126.


127-

128.







129.






130-

131.





132-

134.







135.






136.

Построение чертежа изделия по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва.

Сведения о наволочках.







Определение размера наволочки. Расчет расхода ткани на наволочку.


Построение чертежа наволочки.




Раскрой наволочки.







Составление плана пошива наволочки.





Обработка поперечных срезов наволочки.





Обработка долевых срезов наволочки.







ВТО изделия. Складывание по стандарту.





Тестовое задание «Наволочка с клапаном»

10




1







1




2




2







1






2






3








1











10.02







10.02




15.02

15.02



16.02

16.02






17.02






17.02

22.02





22.02

01.03

01.03






02.03






02.03







Просмотр презентации «Наволочка». Описание изделия. Составление плана работы по изготовлению наволочки. Работа с коллекцией машинных швов (выбор швов для пошива наволочки.)

Сравнение размера подушки с размером наволочки.

Проведение расчета расхода ткани на изделие.

Составление чертежа прямоугольной формы по заданным размерам. Подготовка выкройки к раскрою.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Раскрой наволочки с учетом припусков на швы.




Составление плана пошива наволочки под руководством педагога с опорой на технологическую карту.



Обработка поперечных срезов наволочки швом вподгибку.





Разметка клапана. Складывание долевых срезов для обработки, сметывание. Обработка долевых срезов наволочки одновременно с клапаном двойным швом.



Влажно-тепловая обработка изделия. Оценка качества сшитого изделия.




Ответы на вопросы тестового задания.





Ориентировка в назначении наволочек, тканях для пошива. Умение описывать изделие.




Умение определять размер наволочки, рассчитывать расход ткани на пошив.

Умение строить чертеж выкройки наволочки по заданным размерам.


Знание правил подготовки ткани к раскрою.

Умение рационально выполнить раскладку деталей на ткани, делать припуски на швы, выкраивать изделие.

Умение планировать свою деятельность.

Знание требований к качеству изделия, швов, используемых при пошиве наволочки.

Знание требований к качеству выполняемых операций. Умение выполнить обработку поперечных срезов наволочки.

Знание последовательности выполнения двойного шва. Умение выполнить разметку клапана, обработку долевых срезов наволочки одновременно с клапаном двойным швом.

Знание и соблюдение правил ТБ при работе с утюгом. Умение выполнить ВТО изделия, сложить изделие по стандарту.

Результат усвоения зна-ний и умений по теме «Наволочка с клапаном».





















































Тестовое задание

02.03

VI.

137-142.





143-

151.

Практическое повторение.

Пошив салфетки.






Пошив наволочки.


15

6






9



03.03

03.03

09.03

09.03

10.03

10.03

15.03

15.03

16.03

16.03

17.03

17.03

22.03

22.03

23.03




Выполнение практических действий по пошиву салфетки в соответствии с технологией изготовления.


Выполнение практических действий по пошиву наволочки в соответствии с технологией изготовления.



Умение изготовить салфетку с незначительной помощью педагога.



Умение изготовить наволочку с незначительной помощью педагога.


VIII

152.




153-

154.


Самостоятельная работа.

Построение квадрата заданного размера.



Выполнение на образце двойного шва.

3

1




2


23.03




24.03

24.03


Построение чертежа квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата.

Самостоятельное выполнение двойного шва с соблюдением последовательности выполнения.


Знание правил оформления чертежа. Умение строить чертеж, проверять построение.

Умение выполнять двойной шов с проведением промежуточного контроля.


Самостоятельная работа.23.03,24.03

4 четверть 48 часов.

I.

155.




156.

Вводное занятие.

Задачи обучения и план работы на четверть.



Правила безопасной работы в швейной мастерской.

2

1




1


05.04




05.04


Ознакомление с планом работы на 3 четверть. Подготовка рабочего места и инструментов для предстоящей работы.

Повторение правил безопасной работы с иглой, ножницами, электроутюгом, на швейной машине (презентация «Знай и выполняй). Выполнение тестового задания.


Уметь организовать свое рабочее место.



Знание и соблюдение правил ТБ при работе в швейной мастерской.






Тестовое задание 11.01

II.

157-

158.





159- 160.



161-

162.



163-164






165-

166.


Накладной шов.

Виды соединительного шва.

Накладные швы: виды и конструкция.




День Здоровья




Накладной шов с двумя открытыми срезами.




Накладной шов с одним закрытым срезом.






Накладной шов с двумя закрытыми срезами.






Опрос по теме «Накладной шов»


7

2






2




2





2







2



06.04

06.04





07.04

07.04



12.04

12.04




13.04

13.04






14.04

14.04










Знакомство с видами накладного шва. Рассматривание образцов соединительных швов. Определение отличительных особенностей накладных швов.



Выполнение на образце накладного шва с двумя открытыми срезами.





Выполнение на образце накладного шва с одним закрытым срезом.





Выполнение на образце накладного шва с двумя от-крытыми срезами.





Ответы на вопросы фронтального и индивидуального опросов.


Ориентировка в видах соединительных швов, видах накладного шва.

Умение различать разные виды соединительных швов, проводить измерение ширины шва.


Знание конструкции и сферы применения накладного шва с двумя открытыми срезами.

Умение выполнять накладной шов с двумя открытыми срезами.

Знание конструкции и сферы применения накладного шва с одним закрытым срезом. Умение выполнять накладной шов с одним закрытым срезом.

Знание конструкции и сферы применения накладного шва с двумя закрытыми срезами. Умение выполнять накладной шов с двумя закрытыми срезами.

Результат усвоения зна-ний и умений по теме «Накладной шов».































Опрос

14.04



III.


.


167-

168.




169-

170.








171-

172.




173-174.







175-

177.






178-

180.






181-183.





184.





185.


Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение накладного и двойного шва.

Растительные волокна. Получение пряжи из волокон хлопка.




Ознакомление с образцом сумки.









Построение чертежа сумки хозяйственной и ручек в натуральную величину. Изготовление выкройки.


Расчет расхода ткани на изделие.

Подготовка выкройки к раскрою, раскрой изделия.






Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами.






Обработка верхнего среза сумки с одновременным притачиванием ручек.





Соединение боковых срезов двойным швом.





Образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов.



Отделка сумки. Зачет по изделию сумка хозяйственная.

12




2





2









2





2








3







3







3






1





1





19.04

19.04




20.04

20.04








21.04

21.04




26.04

26.04







27.04

27.04

28.04





28.04

03.05

03.05





04.05

04.05

05.05




05.05





10.05









Работа с коллекцией «Хлопок». Просмотр видео «Переработка хлопка».



Работа с натуральными образцами сумок. Описание изделия. Выбор из образцов швов, используемых для пошива сумки. Выбор из образцов материалов, используемых для пошива сумки. Составление плана работы по пошиву сумки.

Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ручек.

Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину.

Выбор ткани для пошиваемого изделия. Расчет расхода ткани на изделие. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Раскрой сумки и ручек с учетом припусков на швы.


Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами с соблюдением последовательности обработки.




Разметка мест прикрепления и приметывание ручек. Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек.


Соединение боковых срезов сумки двойным швом.





Образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов и прикрепление его. Отгибание застроченного угла в сторону дна

Отделка сумки. Утюжка готового изделия.

Выполнение заданий 68-79 в Рабочей тетради по швейному делу





Представление о хлопчатнике, его первичной переработке»

Умение различать волокна хлопка.

Представление о фасонах сумок, материалах, используемых для пошива сумки. Ориентировка в видах швов, используемых для пошива сумки. Умение описывать изделие.


Знание правил построения чертежей выкроек.

Умение строить чертежи сумки хозяйственной и ручек.

Умение рассчитать количество ткани, необходимое для пошива сумки, Умение рационально выполнить раскладку деталей на ткани, делать припуски на швы, выкраивать изделие.

Знание технологии выполнения накладного шва с двумя закрытыми срезами. Умение обработать ручки накладным швом с двумя закрытыми срезами.

Знание технологии вы-полнения шва вподгибку с закрытым срезом. Умение выполнить разметку мест прикрепления ручек, обработку верхнего среза сумки.

Знание технологии вы-полнения двойного шва.

Умение обработать боковые срезы сумки двойным швом, оценить качество работы.

Умение застрачивать углы для образования дна и боковых сторон сумки, закреплять отстроченный угол.

Умение выполнять утюжку готового изделия, оценивать его качество.

























































Зачет

10.05

IV.


186-

192.






193-

198.

Практическое повторение.

.

Пошив по готовому крою однодетального изделия наволочка.






Пошив по готовому крою однодетального изделия сумка.

13


7







6




10.05

11.05

11.05

12.05

12.05

17.05

17.05

18.05

18.05

19.05

19.05

24.05

24.05



Изготовление по готовому крою однодетального изделия наволочка.





Пошив по готовому крою однодетального изделия сумка.



Умение выполнять пошив наволочки.






Умение выполнять пошив сумки




V.

199-

202.

Самостоятельная работа.

Изготовление сумки хозяйственной.


4

4


25.05

25.05

26.05

26.05



Разметка мест прикрепления и приметывание ручек. Обра-ботка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным при-тачиванием ручек.

Соединение боковых срезов сумки двойным швом.

Образование дна и боковых сторон сумки путем застрачи-вания углов и прикрепление его. Отгибание застроченного угла в сторону дна

Отделка сумки. Утюжка гото-вого изделия.


Умение выполнять отдельные операции по изготовлению сумки хозяйственной.


Самостоятельная работа.

25.05

26.05


Итого 202 часа

202






СОГЛАСОВАНО РАСМОТРЕНО

с методическим советом на заседании МО

школы-интерната учителей трудового обучения и СБО

Протокол № 1 от « 30 » августа 2022 года Протокол № 1 от « 30 » августа 2022 года










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!