СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Русская (родная) литература" 9 класс в объеме 34 часа (1 час в неделю)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит три раздела: "Требования к результатам освоения курса", "Содержание курса", "Тематическое планирование". Добавлено календарно - тематическое планирование на 34 часа (1 час в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Русская (родная) литература" 9 класс в объеме 34 часа (1 час в неделю)»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 4»

Принята на заседании

педагогического совета от 31.08.2020 Протокол № 1


Утверждена

Приказом №142 директора школы от 31.08.2020




Рабочая программа

по родной (русской) литературе

для 9 «Б» класса

(34 ч. в нед.)

Авторы программы:

1. Методические рекомендации к учебным предметам

«Русский родной язык» и «Русская родная литература» (Автор –

Шутан М. И., заведующий кафедрой словесности и культурологии

Нижегородского института развития образования,

утверждено на заседании кафедры от 18.01.2019 (протокол №1).

2.Авторы учебника: Учебник «Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций» . В 2 ч.; под ред. В.Ф.Чертова.- М.: «Просвещение», 2018.



Автор-составитель: Зуйкова Т..А.,

учитель русского языка

и литературы









2020 г.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

Изучение предметной области «Русская родная литература» должно обеспечивать:

- воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры своего народа;

- формирование причастности к литературным традициям своего народа;

- осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- получение знаний о родной литературе как системе и как развивающемся явлении, о закономерностях её развития, освоение базовых понятий литературоведения, формирование аналитических умений при анализе художественных текстов разных жанров.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Родная литература» должны отражать:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Предлагается следующее тематическое направление: « «Всемирная отзывчивость» русской литературы».











Содержание тем учебного курса.

(34 ч.)

Введение. «Всемирная отзывчивость» русской литературы.


Н.М.Карамзин. «Остров Борнгольм».

Готический роман - начало оформления готики как культурного явления новой эпохи. Понятие жанра готического романа. Возникновение жанра готического романа. Особенности и отличительные черты готического романа. Готический тип пространственной организации произведения. Понятие «готический топос».

Повесть«Остров Борнгольм»- образец готического искусства в литературе, история о непреодолимой силе любви, сталкивающейся с законами общества и природы. Проблематика повести. Традиции классической «готической» литературы Западной Европы в повести Карамзина.

Пространственная организация произведения. Мотив пространственной замкнутости в повести. Функция сна путешественника. Символическое значение сна.

Атмосфера «варварского» Средневековья, «мрачная природа» Скандинавии- выразительный фон романтической истории любви героев. Образы героев произведения. Мотив «женщины в подземелье».

Философская символика меланхолического пейзажа. Сюжетная роль замка в «Острове Борнгольме». Замок- материализованный символ преступлений и грехов владельца. Роль интерьера замка.

Традиции готического романа в повести Н.М.Карамзина «Остров Борнгольм». Стилистическое своеобразие произведения. Повесть «Остров Борнгольм»- результат напряжённых исканий Карамзина как писателя и философа, кризис его мировоззрения.


А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь», «Подражания Корану» (I, V, IX).

Понятие жанра «маленькая трагедия».История создания драматического этюда «Скупой рыцарь».Проблематика произведения. Жанр и композиция. Тема и сюжет, герои и образы пьесы. Понятие драматургического конфликта.. Конфликт между отцом и сыном.

Основная идея произведения - показать психологию человека, одержимого страстью скупости. Психология старого барона. Деньги как символ его могущества и власти.

Альбер- достойный представитель рыцарства. Душевные качества героя.

Герцог в пьесе – выразитель взглядов автора на современный век. Стиль и художественное своеобразие «маленькой трагедии» Пушкина.

Философская лирика Пушкина. Цикл стихотворений «Подражания Корану». История создания цикла. Тема, основная мысль и композиция цикла. Стихотворения цикла- своеобразные «духовные оды», размышления поэта о вере и месте человека в ней. Назидательно-проповеднические, агиографические черты в стихотворениях цикла. Аллегорический образ лирического героя. Лирический герой- сторонний наблюдатель, а не посредник в отношениях между Богом, пророком, праведниками и грешниками, верными и неверными.

Поэтическая организация стихотворений цикла «Подражания Корану».Тропы и образы в стихотворениях.


М.Ю.Лермонтов. «Умирающий гладиатор», «Ветка Палестины».

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Умирающий гладиатор»-результат увлечения автора зарубежной поэзией. Двухчастная композиция стихотворения. Смысловая нагрузка каждой части. Аллегорическая связь между событиями прошлого и настоящего. Идея стихотворения - неизбежная гибель европейского общества. Отсутствие духовности- основная причина этой гибели. Сравнение погибшего гладиатора с современным автору миром. Традиции романтизма Байрона в стихотворении Лермонтова «Умирающий гладиатор».


Стихотворение «Ветка Палестины»- традиционное в русской поэзии обращение к восточным темам. Соотношение образной системы стихотворения с христианской новозаветной мифологией. Аллегорический смысл образа лирического героя стихотворения; его твёрдость в вере, духовная непреклонность, способность стойко переносить страдания. Воплощение идеала героя в образе пальмовой ветви. Автобиографическое начало в стихотворении. Связь стихотворения Лермонтова со стихотворением Пушкина «Цветок» и с поэмой «Бахчисарайский фонтан».


Л.Н.Толстой. «Люцерн».

Автобиографическая основа рассказа. Своеобразие жанровой принадлежности произведения Толстого. Рассказ «Люцерн» - рассказ- случай, рассказ-событие, рассказ-трактат. Внутренний пафос рассказа, его главная мысль. Особая точка зрения Толстого на факт обиды «толпой» нищего певца. Нравственно- философские искания Толстого в трактате «Люцерн». Взгляд автора на соотношение частного и общего, общественного и исторического в жизни общества. Гуманистический пафос рассказа Л.Н.Толстого «Люцерн».

Рассказ «Люцерн»- преддверие художественного замысла Толстого в раскрытии общечеловеческой и исторической тем в романе-эпопее «Война и мир».


И.С.Тургенев. «Гамлет и Дон-Кихот».

Публицистический опыт писателя. Мировоззрение и гражданская позиция Тургенева. Преклонение писателя перед «сознательно-героическими натурами». Творческий поиск писателем передового исторического деятеля современной ему эпохи. Статья «Гамлет и Дон-Кихот»- ключ к пониманию всех тургеневских героев. Отражение в статье актуальных вопросов II половины XIX века. Основной вопрос о типе общественного деятеля, способного осуществить необходимые преобразования в стране. Смысл названия статьи «Гамлет и Дон-Кихот».


А.А.Блок. «Я – Гамлет. Холодеет кровь…», «Сольвейг», «Умри, Флоренция, Иуда…», «Девушка из Spoleto».

Изображение трагедии чистой души, столкнувшейся с бесконечным злом мира, в стихотворении «Я – Гамлет. Холодеет кровь…» Мотив враждебности мира к любви героев . Внутренняя связь Гамлета и Офелии.

Влияние «старших» символистов на поэтический мир раннего Блока. Стихотворение «Сольвейг» - стихотворение –посвящение. Многозначность образов-символов в стихотворении. Образ Сольвейг- центральный образ произведения. Эволюция образа. Образ Сольвейг- воплощение извечной мечты о женской верности.

Символика цвета и звука. Синтаксис стихотворения- средство передачи эмоционального состояния лирического героя.

Цикл «Итальянских стихов» Блока. Сложный мир чувств поэта в стихотворении «Умри, Флоренция, Иуда…» Контраст величия ушедшей в века культуры и ничтожества, алчности, корысти и бездуховности.

Образность древней итальянской живописи и поэзии в стихотворении «Девушка из Spoleto».Традиции средневековой лирики в произведении Блока. Тема стихотворения- безнадёжная любовь постороннего, приезжего к «девушке из Spoleto».Эволюция образа героини. Отражение разных сторон человеческих отношений: средневековое религиозно-молитвенное и рыцарское поклонение женщине и влюблённость человека XX века. Соединение этих двух несоединимых начал в лирическом пространстве произведения.




О.Э.Мандельштам. «Notre Dame», «Отравлен хлеб, и воздух выпит…», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

Стихотворение «Notre Dame»- акмеистический постулат, манифест (декларация) акмеизма и его идеальный образец. Тема, основная мысль и композиция произведения. Символика стихотворения. Тропы и образы. Приём контраста в стихотворении. Философская глубина поэтического творения Мандельштама.

Интерес Мандельштама к древнееврейской культуре. Библейские мотивы в стихотворении «Отравлен хлеб, и воздух выпит…» Легенда о преступлении сынов Иакова - основа лирического сюжета. Поэт как носитель идеи спасения мира красотой.

Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»-образец использования античной культуры для размыщления над вечной моральной и философской категорией любви. Элегические раздумья автора о силе любви. Тема и композиция(трёхчастная) стихотворения. Особенности повествования.«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»-монолог-раздумье автора на «вечную» тему.


К.Г.Паустовский. «Ночной дилижанс».

Рассказ «Ночной дилижанс»- попытка автора понять природу творчества. «Особое состояние души», необходимое для рождения книги. Роль авторской индивидуальности, могущество воображения в постижении тайны писательства.


В.С.Гроссман. «Авель».

Поздняя новеллистика Василия Гроссмана. Типологические черты «малого жанра» в произведениях Гроссмана. «Авель (Шестое августа)»-опыт поздней малой прозы писателя. Специфика освещения военной темы в новелле. Её связь с проблемой тоталитарного общества. Осмысление явления войны как трагедии братоубийства, восходящей к библейскому сюжету о Каине и Авеле. Проблема свободы личности, выбора и ответственности за этот выбор. Механизм потери себя, своей сущности и своего лица в рассказе «Авель (Шестое августа)».Образ американского военного лётчика Джо и его сопричастность к происходящему. Наказание за эту причастность. Беспощадный гуманизм Гроссмана в этом рассказе. Публицистический пафос произведения.


Т.Н.Толстая. «Смотри на обороте».

Рассказ «Смотри на обороте»- рассказ-путешествие в Равенну. Атмосфера восхитительного итальянского искусства. Восприятие его героиней рассказа. Отражение в рассказе психологии современного человека. Смысловое наполнение образа слепого. Нравственные уроки рассказа Татьяны Толстой «Смотри на обороте».Техника «медленного» прочтения рассказа.


Темы, сюжеты и традиции мировой литературы в произведениях русских писателей. Обобщение.













Тематическое планирование


№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Введение. «Всемирная отзывчивость» русской литературы

1

2

Н.М.Карамзин

6

3

А.С.Пушкин

5

4

М.Ю.Лермонтов

4

5

Л.Н.Толстой

2

6

И.С.Тургенев

2

7

А.А.Блок

4

8

О.Э.Мандельштам

3

9

К.Г.Паустовский

1

10

В.С.Гроссман

3

11

Т.Н. Толстая

2

12

Обобщение.

1


Итого

34 ч.

Календарно – тематическое планирование


№ п/п

Тема 9 класс

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение. «Всемирная отзывчивость» русской литературы.

1



2

Н.М.Карамзин. «Остров Борнгольм». Понятие жанра готического романа. Возникновение жанра готического романа. Особенности и отличительные черты готического романа.

1



3

Повесть«Остров Борнгольм»- образец готического искусства в литературе, история о непреодолимой силе любви, сталкивающейся с законами общества и природы. Проблематика повести.

1



4

Атмосфера «варварского» Средневековья, «мрачная природа» Скандинавии- выразительный фон романтической истории любви героев. Образы героев произведения. Мотив «женщины в подземелье».

1



5

Пространственная организация произведения. Мотив пространственной замкнутости в повести. Функция сна путешественника. Символическое значение сна.

1



6

Философская символика меланхолического пейзажа. Сюжетная роль замка в «Острове Борнгольме». Замок - материализованный символ преступлений и грехов владельца. Роль интерьера замка.

1



7

Традиции готического романа в повести Н.М.Карамзина «Остров Борнгольм». Стилистическое своеобразие произведения. Повесть «Остров Борнгольм»- результат напряжённых исканий Карамзина как писателя и философа, кризис его мировоззрения.

1



8

А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». Понятие жанра «маленькая трагедия». Проблематика произведения. Жанр и композиция. Тема и сюжет, герои и образы пьесы. Понятие драматургического конфликта. Конфликт между отцом и сыном.

1



9

Основная идея произведения - показать психологию человека, одержимого страстью скупости. Образы героев пьесы.

1



10

Философская лирика Пушкина. Цикл стихотворений «Подражания Корану». История создания цикла. Тема, основная мысль и композиция цикла.

1



11

Стихотворения цикла- своеобразные «духовные оды», размышления поэта о вере и месте человека в ней. Назидательно-проповеднические, агиографические черты в стихотворениях цикла. Поэтическая организация стихотворений.

1



12

Аллегорический образ лирического героя. Лирический герой- сторонний наблюдатель, а не посредник в отношениях между Богом, пророком, праведниками и грешниками, верными и неверными.

1



13

М.Ю.Лермонтов. «Умирающий гладиатор». Двухчастная композиция стихотворения. Смысловая нагрузка каждой части. Аллегорическая связь между событиями прошлого и настоящего. Идея стихотворения - неизбежная гибель европейского общества. Причины гибели.

1



14

Сравнение погибшего гладиатора с современным автору миром. Традиции романтизма Байрона в стихотворении Лермонтова «Умирающий гладиатор».

1



15

Стихотворение «Ветка Палестины»- традиционное в русской поэзии обращение к восточным темам. Соотношение образной системы стихотворения с христианской новозаветной мифологией. Аллегорический смысл образа лирического героя стихотворения.

1



16

Воплощение идеала героя в образе пальмовой ветви. Автобиографическое начало в стихотворении. Связь стихотворения Лермонтова со стихотворением Пушкина «Цветок» и с поэмой «Бахчисарайский фонтан».

1



17

Рассказ Л.Н.Толстого «Люцерн» - рассказ- случай, рассказ-событие, рассказ-трактат. Внутренний пафос рассказа, его главная мысль.

1



18

Нравственно- философские искания Толстого в трактате «Люцерн». Гуманистический пафос рассказа.

1



19

И.С.Тургенев. «Гамлет и Дон-Кихот».

Публицистический опыт писателя. Мировоззрение и гражданская позиция Тургенева. Преклонение писателя перед «сознательно-героическими натурами».

1



20

Статья «Гамлет и Дон-Кихот»- ключ к пониманию всех тургеневских героев. Отражение в статье актуальных вопросов II половины XIX века. Смысл названия статьи «Гамлет и Дон-Кихот».

1



21

Изображение трагедии чистой души, столкнувшейся с бесконечным злом мира, в стихотворении А.А.Блока «Я – Гамлет. Холодеет кровь…»

1



22

Стихотворение «Сольвейг» - стихотворение –посвящение. Многозначность образов-символов в стихотворении. Образ Сольвейг- центральный образ произведения. Эволюция образа. Образ Сольвейг- воплощение извечной мечты о женской верности.

1



23

Цикл «Итальянских стихов» Блока. Сложный мир чувств поэта в стихотворении «Умри, Флоренция, Иуда…» Контраст величия ушедшей в века культуры и ничтожества, алчности, корысти и бездуховности.

1



24

Традиции средневековой лирики в произведении Блока «Девушка из Spoleto». Тема стихотворения- безнадёжная любовь постороннего, приезжего к «девушке из Spoleto».Эволюция образа героини.

1



25

Стихотворение О.Э.Мандельштама «Notre Dame»- акмеистический постулат, манифест (декларация) акмеизма и его идеальный образец. Тема, основная мысль и композиция произведения. Символика стихотворения. Философская глубина поэтического творения Мандельштама.

1



26

Интерес Мандельштама к древнееврейской культуре. Библейские мотивы в стихотворении «Отравлен хлеб, и воздух выпит…» Поэт как носитель идеи спасения мира красотой.

1



27

Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» -монолог-раздумье автора на «вечную» тему о силе любви. Тема и композиция(трёхчастная) стихотворения.

1



28

Рассказ К.Г.Паустовского «Ночной дилижанс»- попытка автора понять природу творчества. Роль авторской индивидуальности, могущество воображения в постижении тайны писательства.

1



29

В.С.Гроссман. «Авель». Специфика освещения военной темы в новелле. Осмысление явления войны как трагедии братоубийства, восходящей к библейскому сюжету о Каине и Авеле.

1



30

Проблема свободы личности, выбора и ответственности за этот выбор. Образ американского военного лётчика Джо и его сопричастность к происходящему. Наказание за эту причастность.

1



31





Проблема тоталитарного общества в рассказе «Авель (Шестое августа)». Механизм потери себя, своей сущности и своего лица. Беспощадный гуманизм Гроссмана в этом рассказе. Публицистический пафос произведения.

1




1



32

Рассказ Т.Н. Толстой «Смотри на обороте»- рассказ-путешествие в Равенну. Атмосфера восхитительного итальянского искусства. Восприятие его героиней рассказа. Отражение в рассказе психологии современного человека.

1



33

Смысловое наполнение образа слепого. Нравственные уроки рассказа Татьяны Толстой «Смотри на обороте».

1



34

Темы, сюжеты и традиции мировой литературы в произведениях русских писателей. Обобщение.

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!