ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 4»
Принята на заседании педагогического совета от 31.08.2020 Протокол № 1 | | Утверждена Приказом №142 директора школы от 31.08.2020 |
Рабочая программа
по родной (русской) литературе
для 9 «Б» класса
(34 ч. в нед.)
Авторы программы:
1. Методические рекомендации к учебным предметам
«Русский родной язык» и «Русская родная литература» (Автор –
Шутан М. И., заведующий кафедрой словесности и культурологии
Нижегородского института развития образования,
утверждено на заседании кафедры от 18.01.2019 (протокол №1).
2.Авторы учебника: Учебник «Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций» . В 2 ч.; под ред. В.Ф.Чертова.- М.: «Просвещение», 2018.
Автор-составитель: Зуйкова Т..А.,
учитель русского языка
и литературы
2020 г.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
Изучение предметной области «Русская родная литература» должно обеспечивать:
- воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры своего народа;
- формирование причастности к литературным традициям своего народа;
- осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- получение знаний о родной литературе как системе и как развивающемся явлении, о закономерностях её развития, освоение базовых понятий литературоведения, формирование аналитических умений при анализе художественных текстов разных жанров.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родная литература» должны отражать:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предлагается следующее тематическое направление: « «Всемирная отзывчивость» русской литературы».
Содержание тем учебного курса.
(34 ч.)
Введение. «Всемирная отзывчивость» русской литературы.
Н.М.Карамзин. «Остров Борнгольм».
Готический роман - начало оформления готики как культурного явления новой эпохи. Понятие жанра готического романа. Возникновение жанра готического романа. Особенности и отличительные черты готического романа. Готический тип пространственной организации произведения. Понятие «готический топос».
Повесть«Остров Борнгольм»- образец готического искусства в литературе, история о непреодолимой силе любви, сталкивающейся с законами общества и природы. Проблематика повести. Традиции классической «готической» литературы Западной Европы в повести Карамзина.
Пространственная организация произведения. Мотив пространственной замкнутости в повести. Функция сна путешественника. Символическое значение сна.
Атмосфера «варварского» Средневековья, «мрачная природа» Скандинавии- выразительный фон романтической истории любви героев. Образы героев произведения. Мотив «женщины в подземелье».
Философская символика меланхолического пейзажа. Сюжетная роль замка в «Острове Борнгольме». Замок- материализованный символ преступлений и грехов владельца. Роль интерьера замка.
Традиции готического романа в повести Н.М.Карамзина «Остров Борнгольм». Стилистическое своеобразие произведения. Повесть «Остров Борнгольм»- результат напряжённых исканий Карамзина как писателя и философа, кризис его мировоззрения.
А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь», «Подражания Корану» (I, V, IX).
Понятие жанра «маленькая трагедия».История создания драматического этюда «Скупой рыцарь».Проблематика произведения. Жанр и композиция. Тема и сюжет, герои и образы пьесы. Понятие драматургического конфликта.. Конфликт между отцом и сыном.
Основная идея произведения - показать психологию человека, одержимого страстью скупости. Психология старого барона. Деньги как символ его могущества и власти.
Альбер- достойный представитель рыцарства. Душевные качества героя.
Герцог в пьесе – выразитель взглядов автора на современный век. Стиль и художественное своеобразие «маленькой трагедии» Пушкина.
Философская лирика Пушкина. Цикл стихотворений «Подражания Корану». История создания цикла. Тема, основная мысль и композиция цикла. Стихотворения цикла- своеобразные «духовные оды», размышления поэта о вере и месте человека в ней. Назидательно-проповеднические, агиографические черты в стихотворениях цикла. Аллегорический образ лирического героя. Лирический герой- сторонний наблюдатель, а не посредник в отношениях между Богом, пророком, праведниками и грешниками, верными и неверными.
Поэтическая организация стихотворений цикла «Подражания Корану».Тропы и образы в стихотворениях.
М.Ю.Лермонтов. «Умирающий гладиатор», «Ветка Палестины».
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Умирающий гладиатор»-результат увлечения автора зарубежной поэзией. Двухчастная композиция стихотворения. Смысловая нагрузка каждой части. Аллегорическая связь между событиями прошлого и настоящего. Идея стихотворения - неизбежная гибель европейского общества. Отсутствие духовности- основная причина этой гибели. Сравнение погибшего гладиатора с современным автору миром. Традиции романтизма Байрона в стихотворении Лермонтова «Умирающий гладиатор».
Стихотворение «Ветка Палестины»- традиционное в русской поэзии обращение к восточным темам. Соотношение образной системы стихотворения с христианской новозаветной мифологией. Аллегорический смысл образа лирического героя стихотворения; его твёрдость в вере, духовная непреклонность, способность стойко переносить страдания. Воплощение идеала героя в образе пальмовой ветви. Автобиографическое начало в стихотворении. Связь стихотворения Лермонтова со стихотворением Пушкина «Цветок» и с поэмой «Бахчисарайский фонтан».
Л.Н.Толстой. «Люцерн».
Автобиографическая основа рассказа. Своеобразие жанровой принадлежности произведения Толстого. Рассказ «Люцерн» - рассказ- случай, рассказ-событие, рассказ-трактат. Внутренний пафос рассказа, его главная мысль. Особая точка зрения Толстого на факт обиды «толпой» нищего певца. Нравственно- философские искания Толстого в трактате «Люцерн». Взгляд автора на соотношение частного и общего, общественного и исторического в жизни общества. Гуманистический пафос рассказа Л.Н.Толстого «Люцерн».
Рассказ «Люцерн»- преддверие художественного замысла Толстого в раскрытии общечеловеческой и исторической тем в романе-эпопее «Война и мир».
И.С.Тургенев. «Гамлет и Дон-Кихот».
Публицистический опыт писателя. Мировоззрение и гражданская позиция Тургенева. Преклонение писателя перед «сознательно-героическими натурами». Творческий поиск писателем передового исторического деятеля современной ему эпохи. Статья «Гамлет и Дон-Кихот»- ключ к пониманию всех тургеневских героев. Отражение в статье актуальных вопросов II половины XIX века. Основной вопрос о типе общественного деятеля, способного осуществить необходимые преобразования в стране. Смысл названия статьи «Гамлет и Дон-Кихот».
А.А.Блок. «Я – Гамлет. Холодеет кровь…», «Сольвейг», «Умри, Флоренция, Иуда…», «Девушка из Spoleto».
Изображение трагедии чистой души, столкнувшейся с бесконечным злом мира, в стихотворении «Я – Гамлет. Холодеет кровь…» Мотив враждебности мира к любви героев . Внутренняя связь Гамлета и Офелии.
Влияние «старших» символистов на поэтический мир раннего Блока. Стихотворение «Сольвейг» - стихотворение –посвящение. Многозначность образов-символов в стихотворении. Образ Сольвейг- центральный образ произведения. Эволюция образа. Образ Сольвейг- воплощение извечной мечты о женской верности.
Символика цвета и звука. Синтаксис стихотворения- средство передачи эмоционального состояния лирического героя.
Цикл «Итальянских стихов» Блока. Сложный мир чувств поэта в стихотворении «Умри, Флоренция, Иуда…» Контраст величия ушедшей в века культуры и ничтожества, алчности, корысти и бездуховности.
Образность древней итальянской живописи и поэзии в стихотворении «Девушка из Spoleto».Традиции средневековой лирики в произведении Блока. Тема стихотворения- безнадёжная любовь постороннего, приезжего к «девушке из Spoleto».Эволюция образа героини. Отражение разных сторон человеческих отношений: средневековое религиозно-молитвенное и рыцарское поклонение женщине и влюблённость человека XX века. Соединение этих двух несоединимых начал в лирическом пространстве произведения.
О.Э.Мандельштам. «Notre Dame», «Отравлен хлеб, и воздух выпит…», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»
Стихотворение «Notre Dame»- акмеистический постулат, манифест (декларация) акмеизма и его идеальный образец. Тема, основная мысль и композиция произведения. Символика стихотворения. Тропы и образы. Приём контраста в стихотворении. Философская глубина поэтического творения Мандельштама.
Интерес Мандельштама к древнееврейской культуре. Библейские мотивы в стихотворении «Отравлен хлеб, и воздух выпит…» Легенда о преступлении сынов Иакова - основа лирического сюжета. Поэт как носитель идеи спасения мира красотой.
Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»-образец использования античной культуры для размыщления над вечной моральной и философской категорией любви. Элегические раздумья автора о силе любви. Тема и композиция(трёхчастная) стихотворения. Особенности повествования.«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»-монолог-раздумье автора на «вечную» тему.
К.Г.Паустовский. «Ночной дилижанс».
Рассказ «Ночной дилижанс»- попытка автора понять природу творчества. «Особое состояние души», необходимое для рождения книги. Роль авторской индивидуальности, могущество воображения в постижении тайны писательства.
В.С.Гроссман. «Авель».
Поздняя новеллистика Василия Гроссмана. Типологические черты «малого жанра» в произведениях Гроссмана. «Авель (Шестое августа)»-опыт поздней малой прозы писателя. Специфика освещения военной темы в новелле. Её связь с проблемой тоталитарного общества. Осмысление явления войны как трагедии братоубийства, восходящей к библейскому сюжету о Каине и Авеле. Проблема свободы личности, выбора и ответственности за этот выбор. Механизм потери себя, своей сущности и своего лица в рассказе «Авель (Шестое августа)».Образ американского военного лётчика Джо и его сопричастность к происходящему. Наказание за эту причастность. Беспощадный гуманизм Гроссмана в этом рассказе. Публицистический пафос произведения.
Т.Н.Толстая. «Смотри на обороте».
Рассказ «Смотри на обороте»- рассказ-путешествие в Равенну. Атмосфера восхитительного итальянского искусства. Восприятие его героиней рассказа. Отражение в рассказе психологии современного человека. Смысловое наполнение образа слепого. Нравственные уроки рассказа Татьяны Толстой «Смотри на обороте».Техника «медленного» прочтения рассказа.
Темы, сюжеты и традиции мировой литературы в произведениях русских писателей. Обобщение.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Введение. «Всемирная отзывчивость» русской литературы | 1 |
2 | Н.М.Карамзин | 6 |
3 | А.С.Пушкин | 5 |
4 | М.Ю.Лермонтов | 4 |
5 | Л.Н.Толстой | 2 |
6 | И.С.Тургенев | 2 |
7 | А.А.Блок | 4 |
8 | О.Э.Мандельштам | 3 |
9 | К.Г.Паустовский | 1 |
10 | В.С.Гроссман | 3 |
11 | Т.Н. Толстая | 2 |
12 | Обобщение. | 1 |
| Итого | 34 ч. |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема 9 класс | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Введение. «Всемирная отзывчивость» русской литературы. | 1 | | |
2 | Н.М.Карамзин. «Остров Борнгольм». Понятие жанра готического романа. Возникновение жанра готического романа. Особенности и отличительные черты готического романа. | 1 | | |
3 | Повесть«Остров Борнгольм»- образец готического искусства в литературе, история о непреодолимой силе любви, сталкивающейся с законами общества и природы. Проблематика повести. | 1 | | |
4 | Атмосфера «варварского» Средневековья, «мрачная природа» Скандинавии- выразительный фон романтической истории любви героев. Образы героев произведения. Мотив «женщины в подземелье». | 1 | | |
5 | Пространственная организация произведения. Мотив пространственной замкнутости в повести. Функция сна путешественника. Символическое значение сна. | 1 | | |
6 | Философская символика меланхолического пейзажа. Сюжетная роль замка в «Острове Борнгольме». Замок - материализованный символ преступлений и грехов владельца. Роль интерьера замка. | 1 | | |
7 | Традиции готического романа в повести Н.М.Карамзина «Остров Борнгольм». Стилистическое своеобразие произведения. Повесть «Остров Борнгольм»- результат напряжённых исканий Карамзина как писателя и философа, кризис его мировоззрения. | 1 | | |
8 | А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». Понятие жанра «маленькая трагедия». Проблематика произведения. Жанр и композиция. Тема и сюжет, герои и образы пьесы. Понятие драматургического конфликта. Конфликт между отцом и сыном. | 1 | | |
9 | Основная идея произведения - показать психологию человека, одержимого страстью скупости. Образы героев пьесы. | 1 | | |
10 | Философская лирика Пушкина. Цикл стихотворений «Подражания Корану». История создания цикла. Тема, основная мысль и композиция цикла. | 1 | | |
11 | Стихотворения цикла- своеобразные «духовные оды», размышления поэта о вере и месте человека в ней. Назидательно-проповеднические, агиографические черты в стихотворениях цикла. Поэтическая организация стихотворений. | 1 | | |
12 | Аллегорический образ лирического героя. Лирический герой- сторонний наблюдатель, а не посредник в отношениях между Богом, пророком, праведниками и грешниками, верными и неверными. | 1 | | |
13 | М.Ю.Лермонтов. «Умирающий гладиатор». Двухчастная композиция стихотворения. Смысловая нагрузка каждой части. Аллегорическая связь между событиями прошлого и настоящего. Идея стихотворения - неизбежная гибель европейского общества. Причины гибели. | 1 | | |
14 | Сравнение погибшего гладиатора с современным автору миром. Традиции романтизма Байрона в стихотворении Лермонтова «Умирающий гладиатор». | 1 | | |
15 | Стихотворение «Ветка Палестины»- традиционное в русской поэзии обращение к восточным темам. Соотношение образной системы стихотворения с христианской новозаветной мифологией. Аллегорический смысл образа лирического героя стихотворения. | 1 | | |
16 | Воплощение идеала героя в образе пальмовой ветви. Автобиографическое начало в стихотворении. Связь стихотворения Лермонтова со стихотворением Пушкина «Цветок» и с поэмой «Бахчисарайский фонтан». | 1 | | |
17 | Рассказ Л.Н.Толстого «Люцерн» - рассказ- случай, рассказ-событие, рассказ-трактат. Внутренний пафос рассказа, его главная мысль. | 1 | | |
18 | Нравственно- философские искания Толстого в трактате «Люцерн». Гуманистический пафос рассказа. | 1 | | |
19 | И.С.Тургенев. «Гамлет и Дон-Кихот». Публицистический опыт писателя. Мировоззрение и гражданская позиция Тургенева. Преклонение писателя перед «сознательно-героическими натурами». | 1 | | |
20 | Статья «Гамлет и Дон-Кихот»- ключ к пониманию всех тургеневских героев. Отражение в статье актуальных вопросов II половины XIX века. Смысл названия статьи «Гамлет и Дон-Кихот». | 1 | | |
21 | Изображение трагедии чистой души, столкнувшейся с бесконечным злом мира, в стихотворении А.А.Блока «Я – Гамлет. Холодеет кровь…» | 1 | | |
22 | Стихотворение «Сольвейг» - стихотворение –посвящение. Многозначность образов-символов в стихотворении. Образ Сольвейг- центральный образ произведения. Эволюция образа. Образ Сольвейг- воплощение извечной мечты о женской верности. | 1 | | |
23 | Цикл «Итальянских стихов» Блока. Сложный мир чувств поэта в стихотворении «Умри, Флоренция, Иуда…» Контраст величия ушедшей в века культуры и ничтожества, алчности, корысти и бездуховности. | 1 | | |
24 | Традиции средневековой лирики в произведении Блока «Девушка из Spoleto». Тема стихотворения- безнадёжная любовь постороннего, приезжего к «девушке из Spoleto».Эволюция образа героини. | 1 | | |
25 | Стихотворение О.Э.Мандельштама «Notre Dame»- акмеистический постулат, манифест (декларация) акмеизма и его идеальный образец. Тема, основная мысль и композиция произведения. Символика стихотворения. Философская глубина поэтического творения Мандельштама. | 1 | | |
26 | Интерес Мандельштама к древнееврейской культуре. Библейские мотивы в стихотворении «Отравлен хлеб, и воздух выпит…» Поэт как носитель идеи спасения мира красотой. | 1 | | |
27 | Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» -монолог-раздумье автора на «вечную» тему о силе любви. Тема и композиция(трёхчастная) стихотворения. | 1 | | |
28 | Рассказ К.Г.Паустовского «Ночной дилижанс»- попытка автора понять природу творчества. Роль авторской индивидуальности, могущество воображения в постижении тайны писательства. | 1 | | |
29 | В.С.Гроссман. «Авель». Специфика освещения военной темы в новелле. Осмысление явления войны как трагедии братоубийства, восходящей к библейскому сюжету о Каине и Авеле. | 1 | | |
30 | Проблема свободы личности, выбора и ответственности за этот выбор. Образ американского военного лётчика Джо и его сопричастность к происходящему. Наказание за эту причастность. | 1 | | |
31 | Проблема тоталитарного общества в рассказе «Авель (Шестое августа)». Механизм потери себя, своей сущности и своего лица. Беспощадный гуманизм Гроссмана в этом рассказе. Публицистический пафос произведения. | 1 1 | | |
32 | Рассказ Т.Н. Толстой «Смотри на обороте»- рассказ-путешествие в Равенну. Атмосфера восхитительного итальянского искусства. Восприятие его героиней рассказа. Отражение в рассказе психологии современного человека. | 1 | | |
33 | Смысловое наполнение образа слепого. Нравственные уроки рассказа Татьяны Толстой «Смотри на обороте». | 1 | | |
34 | Темы, сюжеты и традиции мировой литературы в произведениях русских писателей. Обобщение. | 1 | | |