СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по развитию речи и окружающему миру 4 класс 8 - го вида ( надомное обучение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа для коррекционных школ по развитию речи и окружающему миру (надомное обучение)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию речи и окружающему миру 4 класс 8 - го вида ( надомное обучение)»

Пояснительная записка


Данная рабочая программ составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 - 4 классы под редакцией В.В.Воронковой, Москва: Просвещение, 2013г.

Рабочая программа содержит учебный материал по окружающему миру для обучающейся 4 - ого класса.

Учебный предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Естествознание». В данном курсе изучаются следующие разделы: «Сезонные изменения в природе», «Растительный и животный мир», «Жизнь и быт школьника», «Охрана здоровья».

Цель данного предмета: направленное исправление дефектов общего и речевого развития обучающегося, его познавательной деятельности.

В связи с этим решаются следующие задачи:

- формирование речевой коммуникации и культуры общения на основе овладения языковыми навыками

и коммуникативными умениями в процессе знакомства с предметами и явлениями окружающего мира;

- развитие аналитико-синтетической деятельности обучающихся (через сравнение, обобщение, становление причинно-следственных закономерностей;

- воспитание мотивации к учению; воспитание эмоциональной адекватности поведения, базовых эмоций

личности, освоение социальной личностной позиции;

После изучения курса «Окружающий мир» обучающийся должен:

Знать:

- названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;

- правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы;

Уметь:

- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать,

устанавливать элементарные зависимости;

- активно участвовать в беседе;

- связно высказываться на предложенную тему на основе проведённых наблюдений;

- выполнять практические работы по уходу за жилищем;

- соблюдать правила личной гигиены;

- соблюдать правила дорожного движения;

Основные направления коррекционной работы:

•развитие зрительного восприятия и узнавания;

•развитие пространственных представлений и ориентации;

•развитие основных мыслительных операций;

развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

•коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

•обогащение словаря;

•коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


Программа реализуется в рамках федерального компонента через уроки окружающего мира 1 часа в неделю; 34 часа в год; 34 учебные недели.

Для реализации данной программы имеются необходимые условия: оборудованное рабочее место, учебник (Кудрина С.В. Окружающий мир: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М: ВЛАДОС, 2015.Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального образования на 2014-2015 учебный год; утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014, №253 иллюстрированный и дидактический материал, натуральные дидактические пособия, предметные и сюжетные иллюстрации.

Основной формой обучения является урок, принцип коррекционной направленности является ведущим. При изучении данного курса используются элементы следующих образовательных технологий: здоровьесберегающих технологий, информационно-коммуникативных технологий, игровых технологий, технология развивающего обучения («зона ближайшего развития»).

При изучении данного курса используются словесные (рассказ, объяснение, беседа) и наглядные методы (демонстрация, метод иллюстраций), а также практические методы (экскурсия, практическая работа).

Домашние задания предусматривает выполнение упражнений практической направленности

Знания, умения и навыки оцениваются по пятибалльной системе и контролируются через устный опрос, выполнение практических работ. Достижение планируемых результатов освоения учебного предмета оценивается по итогам текущей и промежуточной аттестации. Текущая аттестация проводится в следующей форме: обобщение текущих отметок, выставленных обучающемуся в течение всей учебной четверти. Промежуточная аттестация: обобщение четвертных отметок, выставленных обучающемуся в течение учебного года.


Тематическое планирование


п/п

тема

кол-во часов

краткое содержание темы

жизненные компетенции

академические компетенции

1

Времена года

4

Погода. Приметы времен года.

Уметь: вслушиваться в слова учителя.

Формировать умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.

Уметь: называть времена года, явления природы

2

Сезонные изменения в природе

5

Погода, изменения в природе, жизни растений, животных,

деятельности людей

Уметь: слушать слова учителя, ответы одноклассников;

Развивать способность ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя и невербальные возможности;

Знать: времена года;

Уметь: называть времена года по порядку;

3

Овощи, фрукты, грибы, ягоды, орехи

5

Классификация грибов, ягод, фруктов,

Орехов.

Уметь: повторять слова, действия учителя присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя и невербальные возможности;

Знать : грибы, ягоды, фрукты,

орехи, овощи.

уметь: их дифференцировать ,делать элементарные обобщения.

4

Жизнь и быт школьника.

5

.Квартира, домашний адрес, адрес школы, транспорт до школы, правила дорожного движения.

Уметь: отвечать на поставленные вопросы полным предложением

(с помощью учителя);

пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

Знать: свой домашний адрес, называть части дома, правила дорожного движения

Уметь: называть свой домашний адрес, адрес школы, знать дорогу в школу и обратно

5

Растения

5

Названия деревьев (береза, сосна, ель). Части деревьев, кустов.выращивание , использование, комнатные растения, раннецветущие растения.

Уметь: организовывать свое рабочее место.

Уметь устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и школе, соответствовать этому порядку.

Знать: названия растений, определять форму, цвет, вкус, полно и правильно отвечать на вопросы с помощью учителя.

6

Животные. Птицы. Насекомые. Рыбы

5

Дикие, домашние животные, птицы, насекомые.

Уметь: вслушиваться в слова учителя, ответы одноклассников; уметь делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.

Уметь: отвечать на вопросы, узнавать и называть животных, классифицировать их.

7

Охрана здоровья

5

Части тела человека, волосы, кожа, ногти, уход за кожей, правильное питание, культура поведения за столом, режим дня.

Уметь: отвечать на поставленные вопросы полным предложением с помощью учителя.

пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

Знать: части тела, приемы ухода за собой, значение правильного питания и режима дня, Уметь: участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленные вопросы.


Всего-34 часа.







Календарно-урочное планирование (окружающий мир)


п/п

Дата

Тема урока

Цели и задачи урока

Тип урока

Методы и приёмы

Работа с обучающимся




1

04.09


Времена года: лето

Выявить уровень коммуникативных навыков и умений; определить основную лексическую единицу, которой оперируют ученики;

урок

совершенствования

ЗУН

словесные,

наглядные,

практические

«осколочные картинки» времён года – назвать по порядку, работа с учебником, упражнения на звукопроизношение, активизация словаря по теме, работа с карточками – определителями, работа с текстом, составление рассказа по плану

2

11.09


Начало осени. Сбор урожая.

Формировать умение моделировать простое распространённое предложение составлять текст - повествование

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в словообразовании, обобщающая беседа по временам года с опорой на символы, работа с карточками, упражнения в классификации слов на тему осень, работа с учебником, текстом – повествованием с опорой на лексический материал

3

18.09


Овощи, фрукты, ягоды.

Формировать умение составлять описательный рассказ по опорам, моделировать простое распространённое предложение

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в моделировании фразы, в описании опорной картинки, используя план рассказа, составление предложений по «цепочке», работа с учебником, составление рассказа «Домашний повар»

4

25.09


Грибы

Формировать умение самостоятельно описывать предмет, развивать словообразовательную функцию речи

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

Упражнения в согласовании «один –много», подборе антонимов, отгадывание загадок, работа с учебником, рассматривание съедобных и несъедобных грибов – работа с картинками, составление фразы и предложения по теме

5

02.10


Сезонные изменения в природе: сентябрь

Вырабатывать умение вести диалог в конкретной ситуации


урок–экскурсия

словесные, наглядные

Организационная беседа, наблюдение за погодой(солнце, облачность, ветер, осадки), природой(деревья, трава, кустарники), деятельностью животных и человека, беседа по ход экскурсии, заключительная беседа

6

09.10


Полевые растения: рожь, кукуруза, овёс и их использование

Формировать умения самостоятельно описывать предмет с опорой на заданный образец

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в запоминании и уточнении словаря по теме – работа с карточками, словарная работа, рассказ учителя, обобщающая беседа, упражнения в узнавании и различии, работа с серией сюжетных картинок – этапы производства хлеба

7

16.10


Город. Поведение в городе.

Формировать умение составлять текст - описание

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнение на развитие памяти, беседа по картинке «Город»,словарная работа, работа с учебником, обобщающая беседа, игра «Путешествие по городу», «Поедим в гости»

8

23.10


Середина осени. Село, деревня.

Формировать умение вести диалог; формировать знание основных местных условий

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнение на развитие памяти, изменение слов по образцу «один-много», работа с учебником, календарем природы, диалог на тему: «Какая сегодня погода?», беседа по картинке «Село», словарная работа

9

06.11


Правила дорожного движения

Систематизировать правила об основных правилах движения, проверить уровень сформированности навыков и умений

урок обобщения и систематизации ЗУН

словесные,

наглядные,

практические

лексические упражнения, составление текста – повествования по сюжетной картинке по плану на темы: «Мой город», «Золотая осень», «Как доехать до школы», работа с учебником – правила ПДД

10

13.11


Растения осенью и их плоды: орехи

Формировать представление о разнообразии растений, отрабатывать умение самостоятельно составлять описание

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения на запоминание, на точный отбор слов – обобщение, группировка, действие, составление предложения

11

27.11


Деревья, кустарники, травы

Формировать обобщенное понятие «растения», отрабатывать умение самостоятельно составлять текст - описание

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в классификации слов - найди лишнее слово, подбор обобщающих понятий, лексические упражнения, упражнения в описании дерева, кустарника по словам-карточкам, работа с учебником

12

04.12


Разнообразие животных в природе

Формировать представления о разнообразии групп животных, развивать умения сравнительного описания

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в классификации - третий лишний, подбор название к группе слов, работа со схемой, работа с учебником, лексические упражнения, составление сравнительного описания


13

11.12


Жизнь и быт школьника: квартира, комната

Уточнить и расширить представление о различных видах жилья, о назначении зон комнаты; отработка словообразовательных навыков и умений составления сравнительного описания

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в развитии к анализу – синтезу, по развитию памяти, лексические упражнения, упражнения на сравнение, соотнесение картинок со словом, работа с учебником, карточками, обобщающая беседа

14

18.12


Мебель. Как обставить комнату

Уточнить и расширить знания детей об основных видах мебели, формировать обобщенные понятия

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения по развитию памяти, лексические упражнения, словарная работа, работа над обобщающими понятиями, работа с учебником, составление рассказа со словами для справок, игра «Кто хотел бы стать дизайнером?»

15

25.12


Посуда и уход за ней

Формирование представлений о видах посуды и её назначении, отработка умения моделировать фразу с использованием предлогов в, на, около

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические


16

15.01


Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь

Уточнить представления учащихся о сезонных изменениях в природе, об изменении температуры воздуха, отработка навыка умения вести диалог

урок - экскурсия


словесные, наглядные

организационная беседа, наблюдение за погодой (солнце, облачность, ветер, осадки), природой(деревья, кустарники), деятельностью животных и человека, беседа по ход экскурсии, заключительная беседа

17

22.01


Охрана здоровья: отдых зимой. Как я провел каникулы.

Формировать умение составлять рассказ – повествование, закрепить представление о приметах зимы

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения «найди пару», обобщающие понятия, составление предложений, работа по картинкам «Режим дня школьника зимой», составление рассказа «Приключения Иры и Саши», обобщающая беседа, составление сводки погоды по опорам, работа с дневником наблюдений

18

29.01


Растения зимой: хвойные растения

Формирование умения самостоятельно составлять рассказ по заданному плану

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения по коррекции зрительного восприятия, отгадывание загадок, работа с картинкой, составление предложений, «осколочных» картинок, словарная работа, обобщающая беседа, работа в тетради

19

05.02


Домашние животные зимой: корова

Обобщение и систематизация знаний учащихся о домашних животных, формирование умения составлять рассказ - описание

урок обобщения и систематизации ЗУН

словесные,

наглядные,

практические

лексические упражнения, работа с учебником, словарная работа, составление предложений, составление описания по картинке и плану, работа в тетради

20

12.02


Дикие животные: лось

Закрепить знания учащихся о диких животных, отработать умение составлять сравнительное описание

Урок совершенствования ЗУН

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в сравнении, классификации, описание лося на основе серии вопросов, рассказ учителя, словарная работа, работа с учебником

21

19.02


Февраль – месяц метелей и вьюг

Обобщить результаты наблюдений за зимними месяцами, формировать умение составлять текст - рассуждение

Урок совершенствования ЗУН

словесные,

наглядные,

практические

лексические упражнения, задание-описание, обобщение и систематизация результатов наблюдений за погодой – работа с календарём природы, составление рассказа –рассуждения, работа с учебником

22

26.02


Труд людей зимой

Формировать представление детей о профессиях, формирование умения составлять текст-повествование

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

работа с учебником, словарная работа, лексические упражнения, составление рассказа - повествования

23

05.03


Домашние птицы: гусь

Формировать представление о домашних птицах,

отработать умение моделировать фразу

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в классификации - схема, работа с учебником, работа в тетради, сравнение 2-х картинок с изображением гуся, описание гуся

24

12.03


Дикие птицы: лебедь

Формировать представление о диких птицах , отрабатывать умение самостоятельно описывать объект, составлять рассказ - повествование

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в классификации - схема, работа с учебником, коллективное составление рассказа по «цепочке», словарная работа, описание лебедя по плану и по картинке

25

19.03


Дикие птицы: гусь

Формировать представление о диких птицах, знакомство с особенностями диких гусей, развивать умение составлять творческий пересказ

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

работа с учебником, рассказ – описание лебедя, описание и анализ гуся на основе демонстрации ряда картинок, словарная работа

26

02.04


Сезонные изменения в природе: март

Развитие умения составлять описательный рассказ

урок –

экскурсия

словесные, наглядные

организационная беседа, наблюдение за погодой(солнце, облачность, ветер, осадки), природой(деревья, кустарники), деятельностью животных и человека, беседа по ход экскурсии, заключительная беседа

27

09.04


Апрель – середина весны

Обобщить и систематизировать признаки весны, развивать умение составлять текст- повествование по заданному окончанию рассказа

урок обобщения и систематизации ЗУН

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в установлении причинно –следственных связей, работа с календарём природы, составление фраз по результатам наблюдений, составление рассказа по заданному окончанию

28

16.04


Насекомые вредные и полезные

Формировать представление о насекомых, отрабатывать умение составлять рассказ -описание

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в классификации - схема, в описании, отгадывание загадок о насекомых, работа с учебником, узнавание насекомых по описанию

29

23.04


Рыбы

Формировать представление о рыбах как водных животных, отрабатывать словообразовательные навыки и умения

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнение по развитию логического мышления, работа с учебником, работа в тетради, узнавание и описание рыб, отгадывание загадок, сравнение рыб и заполнение таблицы, лексические упражнения

30

30.04


Земноводные: лягушка, жаба

Формировать представление о животных, отрабатывать умение составлять описательный рассказ, вести диалог

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в классификации, по развитию слуховой памяти, анализ и описание строения лягушки, обобщающая беседа учителя, составление описательного рассказа с использованием вопросов учеников

31

07.05


Как я познаю окружающий мир. Здоровье человека

Формировать

представление об органах чувств человека, здоровом образе жизни, формировать навыки речевой коммуникации в реальной ситуации

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в классификации «Что лишнее?», в установлении причинно-следственных связей и отношений, упражнения в моделировании фразы на основе работы с таблицей, рассказ учителя, обобщающая беседа, упражнения в отработке речевых умений

32

14.05


Наше питание и сон

Формировать представление о режиме питания и здоровом образе жизни, отрабатывать умение составлять связное устное высказывание

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения по развитию логического мышления, лексические упражнения, составление предложений из слов, работа с учебником

33

21.05


Наше общение

Формировать потребность в адекватном общении с использованием различных средств коммуникации

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения на запоминание, подборе синонимов, работа с учебником, схемой, речевые игры «Общение по телефону», «Диалог в магазине», «Разговор у врача», «Больной ангиной и его просьбы» (жесты, мимика)

34

24.05


Май – конец весны.

Формировать умение фиксировать изменения в природе и принимать соответствующие решения, определить уровень усвоения учащимися речевых навыков и умения пользоваться монологической и диалогической речью

урок – экскурсия,

словесные,

наглядные,

практические

организационная беседа, наблюдение за погодой (солнце, облачность, ветер, осадки), природой (деревья, кустарники), деятельностью животных и человека, беседа по ход экскурсии, заключительная беседа



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!