Данная рабочая программ составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 - 4 классы под редакцией В.В.Воронковой, Москва: Просвещение, 2013г.
Рабочая программа содержит учебный материал по окружающему миру для обучающейся 4 - ого класса.
Учебный предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Естествознание». В данном курсе изучаются следующие разделы: «Сезонные изменения в природе», «Растительный и животный мир», «Жизнь и быт школьника», «Охрана здоровья».
- формирование речевой коммуникации и культуры общения на основе овладения языковыми навыками
и коммуникативными умениями в процессе знакомства с предметами и явлениями окружающего мира;
- развитие аналитико-синтетической деятельности обучающихся (через сравнение, обобщение, становление причинно-следственных закономерностей;
- воспитание мотивации к учению; воспитание эмоциональной адекватности поведения, базовых эмоций
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать,
•коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Программа реализуется в рамках федерального компонента через уроки окружающего мира 1 часа в неделю; 34 часа в год; 34 учебные недели.
Для реализации данной программы имеются необходимые условия: оборудованное рабочее место, учебник (Кудрина С.В. Окружающий мир: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М: ВЛАДОС, 2015.Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального образования на 2014-2015 учебный год; утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014, №253 иллюстрированный и дидактический материал, натуральные дидактические пособия, предметные и сюжетные иллюстрации.
Основной формой обучения является урок, принцип коррекционной направленности является ведущим. При изучении данного курса используются элементы следующих образовательных технологий: здоровьесберегающих технологий, информационно-коммуникативных технологий, игровых технологий, технология развивающего обучения («зона ближайшего развития»).
Домашние задания предусматривает выполнение упражнений практической направленности
Знания, умения и навыки оцениваются по пятибалльной системе и контролируются через устный опрос, выполнение практических работ. Достижение планируемых результатов освоения учебного предмета оценивается по итогам текущей и промежуточной аттестации. Текущая аттестация проводится в следующей форме: обобщение текущих отметок, выставленных обучающемуся в течение всей учебной четверти. Промежуточная аттестация: обобщение четвертных отметок, выставленных обучающемуся в течение учебного года.
№ п/п | Дата | Тема урока | Цели и задачи урока | Тип урока | Методы и приёмы | Работа с обучающимся |
| | |
1 | 04.09 | | Времена года: лето | Выявить уровень коммуникативных навыков и умений; определить основную лексическую единицу, которой оперируют ученики; | урок совершенствования ЗУН | словесные, наглядные, практические | «осколочные картинки» времён года – назвать по порядку, работа с учебником, упражнения на звукопроизношение, активизация словаря по теме, работа с карточками – определителями, работа с текстом, составление рассказа по плану |
2 | 11.09 | | Начало осени. Сбор урожая. | Формировать умение моделировать простое распространённое предложение составлять текст - повествование | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | упражнения в словообразовании, обобщающая беседа по временам года с опорой на символы, работа с карточками, упражнения в классификации слов на тему осень, работа с учебником, текстом – повествованием с опорой на лексический материал |
3 | 18.09 | | Овощи, фрукты, ягоды. | Формировать умение составлять описательный рассказ по опорам, моделировать простое распространённое предложение | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | упражнения в моделировании фразы, в описании опорной картинки, используя план рассказа, составление предложений по «цепочке», работа с учебником, составление рассказа «Домашний повар» |
4 | 25.09 | | Грибы | Формировать умение самостоятельно описывать предмет, развивать словообразовательную функцию речи | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | Упражнения в согласовании «один –много», подборе антонимов, отгадывание загадок, работа с учебником, рассматривание съедобных и несъедобных грибов – работа с картинками, составление фразы и предложения по теме |
5 | 02.10 | | Сезонные изменения в природе: сентябрь | Вырабатывать умение вести диалог в конкретной ситуации | урок–экскурсия | словесные, наглядные | Организационная беседа, наблюдение за погодой(солнце, облачность, ветер, осадки), природой(деревья, трава, кустарники), деятельностью животных и человека, беседа по ход экскурсии, заключительная беседа |
6 | 09.10 | | Полевые растения: рожь, кукуруза, овёс и их использование | Формировать умения самостоятельно описывать предмет с опорой на заданный образец | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | упражнения в запоминании и уточнении словаря по теме – работа с карточками, словарная работа, рассказ учителя, обобщающая беседа, упражнения в узнавании и различии, работа с серией сюжетных картинок – этапы производства хлеба |
7 | 16.10 | | Город. Поведение в городе. | Формировать умение составлять текст - описание | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | упражнение на развитие памяти, беседа по картинке «Город»,словарная работа, работа с учебником, обобщающая беседа, игра «Путешествие по городу», «Поедим в гости» |
8 | 23.10 | | Середина осени. Село, деревня. | Формировать умение вести диалог; формировать знание основных местных условий | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | упражнение на развитие памяти, изменение слов по образцу «один-много», работа с учебником, календарем природы, диалог на тему: «Какая сегодня погода?», беседа по картинке «Село», словарная работа |
9 | 06.11 | | Правила дорожного движения | Систематизировать правила об основных правилах движения, проверить уровень сформированности навыков и умений | урок обобщения и систематизации ЗУН | словесные, наглядные, практические | лексические упражнения, составление текста – повествования по сюжетной картинке по плану на темы: «Мой город», «Золотая осень», «Как доехать до школы», работа с учебником – правила ПДД |
10 | 13.11 | | Растения осенью и их плоды: орехи | Формировать представление о разнообразии растений, отрабатывать умение самостоятельно составлять описание | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | упражнения на запоминание, на точный отбор слов – обобщение, группировка, действие, составление предложения |
11 | 27.11 | | Деревья, кустарники, травы | Формировать обобщенное понятие «растения», отрабатывать умение самостоятельно составлять текст - описание | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | упражнения в классификации слов - найди лишнее слово, подбор обобщающих понятий, лексические упражнения, упражнения в описании дерева, кустарника по словам-карточкам, работа с учебником |
12 | 04.12 | | Разнообразие животных в природе | Формировать представления о разнообразии групп животных, развивать умения сравнительного описания | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | упражнения в классификации - третий лишний, подбор название к группе слов, работа со схемой, работа с учебником, лексические упражнения, составление сравнительного описания |
13 | 11.12 | | Жизнь и быт школьника: квартира, комната | Уточнить и расширить представление о различных видах жилья, о назначении зон комнаты; отработка словообразовательных навыков и умений составления сравнительного описания | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | упражнения в развитии к анализу – синтезу, по развитию памяти, лексические упражнения, упражнения на сравнение, соотнесение картинок со словом, работа с учебником, карточками, обобщающая беседа |
14 | 18.12 | | Мебель. Как обставить комнату | Уточнить и расширить знания детей об основных видах мебели, формировать обобщенные понятия | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | упражнения по развитию памяти, лексические упражнения, словарная работа, работа над обобщающими понятиями, работа с учебником, составление рассказа со словами для справок, игра «Кто хотел бы стать дизайнером?» |
15 | 25.12 | | Посуда и уход за ней | Формирование представлений о видах посуды и её назначении, отработка умения моделировать фразу с использованием предлогов в, на, около | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | |
16 | 15.01 | | Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь | Уточнить представления учащихся о сезонных изменениях в природе, об изменении температуры воздуха, отработка навыка умения вести диалог | урок - экскурсия | словесные, наглядные | организационная беседа, наблюдение за погодой (солнце, облачность, ветер, осадки), природой(деревья, кустарники), деятельностью животных и человека, беседа по ход экскурсии, заключительная беседа |
17 | 22.01 | | Охрана здоровья: отдых зимой. Как я провел каникулы. | Формировать умение составлять рассказ – повествование, закрепить представление о приметах зимы | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | упражнения «найди пару», обобщающие понятия, составление предложений, работа по картинкам «Режим дня школьника зимой», составление рассказа «Приключения Иры и Саши», обобщающая беседа, составление сводки погоды по опорам, работа с дневником наблюдений |
18 | 29.01 | | Растения зимой: хвойные растения | Формирование умения самостоятельно составлять рассказ по заданному плану | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | упражнения по коррекции зрительного восприятия, отгадывание загадок, работа с картинкой, составление предложений, «осколочных» картинок, словарная работа, обобщающая беседа, работа в тетради |
19 | 05.02 | | Домашние животные зимой: корова | Обобщение и систематизация знаний учащихся о домашних животных, формирование умения составлять рассказ - описание | урок обобщения и систематизации ЗУН | словесные, наглядные, практические | лексические упражнения, работа с учебником, словарная работа, составление предложений, составление описания по картинке и плану, работа в тетради |
20 | 12.02 | | Дикие животные: лось | Закрепить знания учащихся о диких животных, отработать умение составлять сравнительное описание | Урок совершенствования ЗУН | словесные, наглядные, практические | упражнения в сравнении, классификации, описание лося на основе серии вопросов, рассказ учителя, словарная работа, работа с учебником |
21 | 19.02 | | Февраль – месяц метелей и вьюг | Обобщить результаты наблюдений за зимними месяцами, формировать умение составлять текст - рассуждение | Урок совершенствования ЗУН | словесные, наглядные, практические | лексические упражнения, задание-описание, обобщение и систематизация результатов наблюдений за погодой – работа с календарём природы, составление рассказа –рассуждения, работа с учебником |
22 | 26.02 | | Труд людей зимой | Формировать представление детей о профессиях, формирование умения составлять текст-повествование | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | работа с учебником, словарная работа, лексические упражнения, составление рассказа - повествования |
23 | 05.03 | | Домашние птицы: гусь | Формировать представление о домашних птицах, отработать умение моделировать фразу | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | упражнения в классификации - схема, работа с учебником, работа в тетради, сравнение 2-х картинок с изображением гуся, описание гуся |
24 | 12.03 | | Дикие птицы: лебедь | Формировать представление о диких птицах , отрабатывать умение самостоятельно описывать объект, составлять рассказ - повествование | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | упражнения в классификации - схема, работа с учебником, коллективное составление рассказа по «цепочке», словарная работа, описание лебедя по плану и по картинке |
25 | 19.03 | | Дикие птицы: гусь | Формировать представление о диких птицах, знакомство с особенностями диких гусей, развивать умение составлять творческий пересказ | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | работа с учебником, рассказ – описание лебедя, описание и анализ гуся на основе демонстрации ряда картинок, словарная работа |
26 | 02.04 | | Сезонные изменения в природе: март | Развитие умения составлять описательный рассказ | урок – экскурсия | словесные, наглядные | организационная беседа, наблюдение за погодой(солнце, облачность, ветер, осадки), природой(деревья, кустарники), деятельностью животных и человека, беседа по ход экскурсии, заключительная беседа |
27 | 09.04 | | Апрель – середина весны | Обобщить и систематизировать признаки весны, развивать умение составлять текст- повествование по заданному окончанию рассказа | урок обобщения и систематизации ЗУН | словесные, наглядные, практические | упражнения в установлении причинно –следственных связей, работа с календарём природы, составление фраз по результатам наблюдений, составление рассказа по заданному окончанию |
28 | 16.04 | | Насекомые вредные и полезные | Формировать представление о насекомых, отрабатывать умение составлять рассказ -описание | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | упражнения в классификации - схема, в описании, отгадывание загадок о насекомых, работа с учебником, узнавание насекомых по описанию |
29 | 23.04 | | Рыбы | Формировать представление о рыбах как водных животных, отрабатывать словообразовательные навыки и умения | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | упражнение по развитию логического мышления, работа с учебником, работа в тетради, узнавание и описание рыб, отгадывание загадок, сравнение рыб и заполнение таблицы, лексические упражнения |
30 | 30.04 | | Земноводные: лягушка, жаба | Формировать представление о животных, отрабатывать умение составлять описательный рассказ, вести диалог | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | упражнения в классификации, по развитию слуховой памяти, анализ и описание строения лягушки, обобщающая беседа учителя, составление описательного рассказа с использованием вопросов учеников |
31 | 07.05 | | Как я познаю окружающий мир. Здоровье человека | Формировать представление об органах чувств человека, здоровом образе жизни, формировать навыки речевой коммуникации в реальной ситуации | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | упражнения в классификации «Что лишнее?», в установлении причинно-следственных связей и отношений, упражнения в моделировании фразы на основе работы с таблицей, рассказ учителя, обобщающая беседа, упражнения в отработке речевых умений |
32 | 14.05 | | Наше питание и сон | Формировать представление о режиме питания и здоровом образе жизни, отрабатывать умение составлять связное устное высказывание | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | упражнения по развитию логического мышления, лексические упражнения, составление предложений из слов, работа с учебником |
33 | 21.05 | | Наше общение | Формировать потребность в адекватном общении с использованием различных средств коммуникации | урок изучения нового материала | словесные, наглядные, практические | упражнения на запоминание, подборе синонимов, работа с учебником, схемой, речевые игры «Общение по телефону», «Диалог в магазине», «Разговор у врача», «Больной ангиной и его просьбы» (жесты, мимика) |
34 | 24.05 | | Май – конец весны. | Формировать умение фиксировать изменения в природе и принимать соответствующие решения, определить уровень усвоения учащимися речевых навыков и умения пользоваться монологической и диалогической речью | урок – экскурсия, | словесные, наглядные, практические | организационная беседа, наблюдение за погодой (солнце, облачность, ветер, осадки), природой (деревья, кустарники), деятельностью животных и человека, беседа по ход экскурсии, заключительная беседа |