ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента гос.стандарта общего образования, Примерной программы по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной.- М. «Просвещение». 2010 г. к учебнику Русская литература XIX века. 10 кл в 2-х ч./Под ред. В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2016 г.
Методологические основы изучения литературы в старших классах обусловлены уникальностью литературы как объекта школьного изучения. Эстетическая природа литературы как искусства слова определяет особенности учебного предмета. Изучение литературы в 10 классе предполагает:
творческое взаимодействие («диалог») читателя с художественным произведением;
обращение к литературоведческой науке;
понимание суждений литературной критики.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа и реализуется в течение 34 учебных недель (3 часа в неделю), что соответствует авторской.
В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
воспитание грамотного, думающего, эстетически и эмоционально развитого читателя, способного к всестороннему осмыслению как отдельных художественных произведений, так и историко-литературного курса в целом;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в отечественной и зарубежной художественной литературе.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
приобщение старшеклассников к отечественному и мировому наследию классической литературы, к лучшим образцам современной литературы;
воспитание уважительного отношения к отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену, одному из высочайших достижений национальной культуры, закладывающих основы гражданственности и патриотизма, формирующих национально-культурную идентичность и способность к межэтническому диалогу;
развитие потребности в чтении художественных произведений;
формирование системы знаний о литературе как искусстве словесного образа, включая основы специальных литературоведческих знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественного произведения, в том числе воспринимать его в историко-культурном контексте, выстраивать сопоставления с произведениями других видов искусства;
развитие читательских умений, интеллектуальных и творческих способностей, образного и логического мышления, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса;
совершенствование речи на примере высоких образцов произведений художественной литературы, развитие умения создавать разные виды высказываний на литературную и свободную темы в устной и письменной форме (в том числе в жанре сочинения).
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе
Изучение учебного предмета «Литература» в 10 классе является частью образовательной деятельности учащихся на ступени СОО, следовательно, процесс изучения данного предмета направлен на достижение основных результатов образования, предусмотренных ФГОС.
Личностные результаты изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе
Изучение русской классической литературы в 10 классе по программе В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева направлено на достижение личностных результатов образования.
Достижение личностных результатов СОО, отраженных в ФГОС, обеспечивается на уроках литературы средствами, органичными для данного учебного предмета, и в формах, обусловленных его спецификой. Учитель литературы может оценить личностные результаты обучения, взаимодействуя с учащимися на уроках, организуя внеурочную и внеклассную работу школьников, анализируя письменные работы и проектную деятельность учеников.
осознание своей российской гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважение к истории Отечества, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории, языка, культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе умения ориентироваться в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе
Предметные результаты изучения учебного предмета «Литература» на ступени СОО являются обязательными для организаций, реализующих программы СОО.
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщить и анализировать свой читательский опыт, а именно:
обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);
использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносное и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей текста способствуют формированию его общей структуры и обусловливают эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой и трагической развязкой, открытым и закрытым финалом);
анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.)
- осуществлять следующую продуктивную деятельность:
давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.);
- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
- о произведениях новейшей и отечественной и мировой литературы;
- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, название ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№/п | Название раздела Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
1 | Становление реализма в русской литературе XIX века | 1 | | |
2 | Реализм как литературное направление и метод в искусстве | 1 | | |
3 | Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Стендаль и Бальзак | 1 | | |
4 | Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Ч.Диккенс | 1 | | |
5 | Судьба писателя. Формирование общественных взглядов И.С.Тургенева | 1 | | |
6 | Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева | 1 | | |
7 | Творческая история романа «Отцы и дети». Герой 60-х годов XIX века нигилист Базаров | 1 | | |
8 | Споры партий и конфликт поколений в романе | 1 | | |
9 | Сатирическое изображение И.С.Тургеневым представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников | 1 | | |
10 | Базаров и Аркадий Кирсанов. Испытание дружбой | 1 | | |
11 | Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью | 1 | | |
12 | Базаров и его родители. Тургеневское изображение путей преодоления конфликта поколений | 1 | | |
13 | Базаров как «трагическое лицо». Финал романа | 1 | | |
14 | Творчество И.С.Тургенева в конце 1860-х – начале 1880-х годов | 1 | | |
15 | Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского. История создания романа «Что делать?» | 1 | | |
16 | Своеобразие жанра романа «Что делать?». Основные элементы его художественного мира. Сюжет романа как развернутый ответ на вопрос, вынесенный в название | 1 | | |
17 | Личность писателя. Своеобразие художественного таланта Гончарова | 1 | | |
18 | Роман «Обломов». Реалистические приёмы изображения героя в первой части | 1 | | |
19 | Полнота и сложность образа Обломова, истоки характера главного героя | 1 | | |
20 | Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления героев в романе | 1 | | |
21 | Обломов и Ольга Ильинская: испытание героя любовью | 1 | | |
22 | Финал романа. Авторская оценка жизненного пути героя. Историко-философский смысл произведения | 1 | | |
23-24 | Роман «Обломов» в других видах искусства | 2 | | |
25 | Классное сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов» | 1 | | |
26 | Личность и творчество А.Н.Островского | 1 | | |
27 | Творческая история и конфликт драмы «Гроза». Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху | 1 | | |
28 | Нравы города Калинова | 1 | | |
29 | Образ Катерины Кабановой. Народные истоки её характера. Суть конфликта героини с «тёмным царством» | 1 | | |
30 | Катерина в системе образов драмы «Гроза» | 1 | | |
31 | Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского | 1 | | |
32 | Художественное своеобразие пьес Островского | 1 | | |
33 | Хаос и космос в поэзии Ф.И.Тютчева | 1 | | |
34 | Любовь в лирике Ф.И.Тютчева | 1 | | |
36 | Две ветви русской поэзии во второй половине XIX века. Причины и смысл споров о «чистом» и «гражданском» искусстве | 1 | | |
37 | Личность и творчество поэта. Народные истоки мироощущения Н.А.Некрасова | 1 | | |
38 | Тема гражданской ответственности поэта перед народом в лирике Некрасова | 1 | | |
39 | Художественное своеобразие лирики Некрасова. Новизна содержания и поэтического языка | 1 | | |
40 | «Кому на Руси жить хорошо». Историко-культурная основа произведения | 1 | | |
41 | Своеобразие композиции и языка поэмы, роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | | |
42 | Изменение крестьянских представлений о счастье | 1 | | |
43 | Крестьянские судьбы в изображении Некрасова: Яким Нагой и Ермил Гирин | 1 | | |
44 | Вера поэта в духовную силу, богатырство народа. Матрёна Тимофеевна и дед Савелий | 1 | | |
45-47 | Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый финал произведения. Неразрешённость вопроса о народной судьбе | 3 | | |
48 | Классное сочинение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | | |
49 | «Остановленные мгновения» в стихотворениях А.А.Фета | 1 | | |
50 | Характерные особенности лирики Фета, её новаторские черты | 1 | | |
51 | Стремление к пушкинской гармонии и творческая самобытность поэзии А.К.Толстого | 1 | | |
52 | Образ Козьмы Пруткова, его место в русской поэзии | 1 | | |
53 | Универсальный талант А.К.Толстого: поэта, драматурга, прозаика | 1 | | |
54 | Урок-зачет по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета | 1 | | |
55 | Контрольная работа по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета | 1 | | |
56 | Проблематика и жанровое своеобразие сатиры «История одного города» | 1 | | |
57 | Глуповские градоначальники: гротескное изображение государственной власти в России | 1 | | |
58 | Народ в «Истории одного города». Размышление автора о прошлом и будущем России | 1 | | |
59 | Тема народного счастья в русской литературе разных эпох | 1 | | |
60 | Судьба писателя, трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение | 1 | | |
61 | Атмосфера 1860-х годов и её отражение в романе «Преступление и наказание» | 1 | | |
62 | Петербургские углы. «Униженные и оскорблённые» в романе | 1 | | |
63 | Теория Раскольникова как причина его преступления. Глубина психологического анализа в романе | 1 | | |
64 | Идея и натура Раскольникова. Наказание героя | 1 | | |
65 | Второстепенные персонажи, их роль в повествовании | 1 | | |
66 | Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя | 1 | | |
67-68 | Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами Ф.М.Достоевского | 2 | | |
69 | Русская литературная критика второй половины XIX века (обзор) | 1 | | |
70 | Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве | 1 | | |
71 | Лев Толстой как мыслитель | 1 | | |
72 | «Война и мир» как роман-эпопея. Творческая история произведения | 1 | | |
73 | Сатирическое изображение большого света в романе. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества | 1 | | |
74 | Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов | 1 | | |
75 | Изображение в романе войны 1805-1807 годов. Аустерлицкое сражение, его роль в судьбе князя Андрея Болконского | 1 | | |
76 | Образ Наташи Ростовой | 1 | | |
77 | Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Л.Н.Толстым народного характера войны | 1 | | |
78 | Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории | 1 | | |
79 | Народность в понимании Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев | 1 | | |
80 | Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростова | 1 | | |
81 | Финал произведения. Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир» | 1 | | |
82-83 | Образы героев Л.Н.Толстого в интерпретации художников, музыкантов, кинематографистов | 2 | | |
84-85 | Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | 2 | | |
86 | Самобытность таланта и особенность идейной позиции Н.С.Лескова | 1 | | |
87 | Пестрота русского мира в хронике Н.С.Лескова «Очарованный странник» | 1 | | |
88 | Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина | 1 | | |
89 | Творческий путь Ибсена. Особенности его драматургии | 1 | | |
90 | Пьесы Б.Шоу. Социальная проблематика пьес. Юмор и сатира в драматургии Б.Шоу | 1 | | |
91-92 | Личность писателя. Особенности его художественного мироощущения | 2 | | |
93 | Борьба живого и мертвого в рассказах А.П.Чехова | 1 | | |
94 | «Вишнёвый сад». Особенности конфликта, система персонажей в пьесе | 1 | | |
95 | Уходящее поколение владельцев сада: Раневская, Гаев | 1 | | |
96-97 | Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям | 2 | | |
98 | Черты «новой драмы» в комедии «Вишнёвый сад» и других пьесах А.П.Чехова | 1 | | |
99-100 | Итоговое сочинение | 2 | | |
101-102 | Нравственные уроки русской литературы XIX века | 2 | | |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Дата | Содержание изменений | Причина | Примечание |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
14