Предметные результаты
Ученик научится:
- опознать самостоятельные части речи и их формы; служебные части речи;
- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
- употреблять слово различных частей речи в соотвествии с нормами современного татарского литературного языка;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
- систематизировать научных знаний о языке, базовых понятий лингвистики;
- применять морфологические знания и умения на практике правописания, в различных видах анализа;
- определять грамматические признаки имён существительных — склонение, число, падеж, принадлежность;
- выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
- знать склонение существительных;
- применять морфологические знания и умения на практике правописания, в различных видах анализа;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- различать изученные способы словообразования имен существительных
- формировать навыки проведения различных видов анализа (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического);
- указывать морфологические признаки имен прилагательных;
- определить относительных прилагательных, их смысловые и грамматические признаки;
- распознавать относительные прилагательные в тексте;
- различать относительные и качественные прилагательные.
- формировать навыки проведения различных видов анализа (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического);
- различать изученные способы словообразования имен прилагательных.
- указывать морфологические признаки имен числительных;
- распознавать разряды числительных по значению;
- употреблять числительные в речи;
- употреблять слово различных частей речи в соотвествии с нормами современного татарского литературного языка;
- формировать навыки проведения различных видов анализа (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического);
- указывать морфологические признаки наречий;
- различать изученные способы словообразования наречий;
- опознавать наречий в тексте, отличать их от других частей речи;
- распознать явлении грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач;
- формировать навыки проведения различных видов анализа (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического);
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
- употреблять слово различных частей речи в соотвествии с нормами современного татарского литературного языка;
- формировать навыки проведения различных видов анализа (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического);
- опознавать глаголы в тексте, отличать их от других частей речи,
- разноспрягаемые глаголы, отличать их от других видов глаголов,
- наклонения глаголов (изъявительного, условного наклонения, повелительного наклонения, желательного наклонений), отличать их от других видов глаголов;
- имена действия, способы их образования;
- вспомогательные глаголы;
- основные морфологические признаки глагола и проводить морфологический анализ слова;
- различать изученные способы словообразования глаголов
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
- опознавать служебные части речи, их формы (звукоподражательные слова, предикативные слова, послелог и послеложные слова) и модальные части речи (частицы, междометия)
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- применять морфологические знания и умения на практике правописания, в различных видах анализа;
- формировать навыки проведения различных видов анализа (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического);
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать синомические средства морфологии;
- различать грамматические омонимы;
- опознать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;
- сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи;
- находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам;
- классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
- объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- извлекать необходимую информаци из словарей грамматических трудностей, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;
- различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
- наблюдать над словообразованием имён существительных;
- находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении имен существительных;
- анализировать синонимические средства морфологии;
- различать грамматические омонимы;
- опознать основные выразительные средства морфологии;
- наблюдать над словообразованием имён прилагательных;
- находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении имен прилагательных;
- анализировать синонимические средства морфологии;
- различать грамматические омонимы;
- опознавать основные выразительные средства морфологии.
- находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении имен числительных;
- сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи;
- находить в тексте наречий по указанным морфологическим признакам;
- классифицировать наречий по наличию или отсутствию освоенных признаков;
- находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении наречий;
- склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
- сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи;
- находить в тексте местоимений по указанным морфологическим признакам;
- классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков
- находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении местоимений.
- находить в тексте глаголы,
- различать личные окончания глагола;
- наблюдать над словообразованием глаголов;
- проводить полный морфологический разбор глаголов по предложенному алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи;
- разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
- находить в тексте предлоги вместе с личными местоимениями, именами существительными к которым они относятся, союзы и, а, но, частиц.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
8. Смысловое чтение.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).
Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Морфология | Беседа на тему «Язык-зеркало души». Морфемы в слове. Морфемный разбор. Морфология как раздел науки о языке. Система частей речи в татарском языке. Принципы выделения частей речи. | 5 |
Имя существительное | Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного. Нарицательные и собственные имена. Множественное и единственное число имен существительных. Склонение имен существительных. Знакомства имен существительных с аффиксами принадлежности. Склонение имен существительных с аффиксами принадлежности по падежам. Аффиксы принадлежности в заимственных словах. Синтаксическая роль имен существительных. Морфолого-синтаксический анализ имен существительных. | 9 |
Имя прилагательное | Имя прилагательное как часть речи. Качественные и относительные имена прилагательные. Степени имен прилагательных. Способы образования имен прилагательных. Синтаксическая роль имен прилагательных. Употребление имен прилагательных в речи. Морфолого-синтаксический анализ имен прилагательных | 6 |
Имя числительное | Имя числительное как часть речи. Арабские и римские цифры. Правописание имен числительных. Разряды числительных. Количественные имена числительные. Порядковые имена числительные. Разделительные имена числительные. Приблизительные имена числительные. Собирательные имена числительные. Употребление числительных в речи. Морфолого-синтаксический анализ имен прилагательных. | 9 |
Наречие | Наречие как часть речи. Морфологические особенности наречий, их лексико-грамматическое значение. Основные способы образования наречий. Разряды наречий. Наречия образа действия. Наречия времени. Наречия места. Наречия сравнения и уподобления. Наречия причины и цели. Наречия объема и степени. Морфологический анализ наречий. | 10 |
Местоимение | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Личные местоимения. Указательные местоимения Притяжательные местоимения. Вопросительные местоимения. Определительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Правописание местоимений. Употребление местоимений в речи. Морфологический разбор местоимения. | 12 |
Глагол | Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи. Спрягаемые личные формы глаголов. Глагол повелительного наклонения. Спряжение глаголов повелительного наклонения. Изъявительное наклонение. Характерные особенности изъявительного наклонения. Спряжение глаголов настоящего времени изъявительного наклонения. Прошедшее время глагола изъявительного наклонения. Его значение и грамматическая форма. Спряжение глаголов прошедшего времени изъявительного наклонения. Глагол будущего времени изъявительного наклонения. Его значение и грамматическая форма. Спряжение глаголов будущего времени изъявительного наклонения. Условное наклонение. Его значение и грамматическая форма. Спряжение глаголов условного наклонения. Описание картины Ф.Зиязова “У самовара”. Морфолого-синтаксический анализ глаголов. | 12 |
Вспомогательные части речи. | Звукоподражательные слова. Предикативные слова. Модальные части речи: частицы, междометия, модальные слова. Служебные части речи: предлоги и союзы | 5 |
ИТОГО | | 68 |
Календарно - тематическое планирование
Сагъдиева Р.К., Гарапшина Р.М., Хайруллина Г.И. Татар теле. 6 класс. Казань - Изд. “Магариф - Вакыт”, 2017
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов |
Морфология - 5 часов |
1 | Беседа на тему «Язык-зеркало души». | 1 |
2 | Морфемы в слове. Морфемный разбор. | 1 |
3 | Морфология как раздел науки о языке. | 1 |
4 | Система частей речи в татарском языке. Принципы выделения частей речи. | 1 |
5 | Сочинение-описание “Көзге урман”/ «Осенний лес» | 1 |
6 | Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного. Нарицательные и собственные имена. | 1 |
7 | Множественное и единственное число имен существительных. Склонение имен существительных. | 1 |
8 | Знакомства имен существительных с аффиксами принадлежности. | 1 |
9 | Склонение имен существительных с аффиксами принадлежности по падежам | 1 |
10 | Активное использование в устной и письменной речи имен существительных с аффиксами принадлежности. | 1 |
11 | Аффиксы принадлежности в заимственных словах. | 1 |
12 | Синтаксическая роль имен существительных. | 1 |
13 | Морфолого-синтаксический анализ имен существительных. | 1 |
14 | Диктант с грамматическим заданием по теме “Имя существительное” | 1 |
Имя прилагательное – 6 часов |
15 | Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. Качественные и относительные имена прилагательные. | 1 |
16 | Степени имен прилагательных. | 1 |
17 | Способы образования имен прилагательных. | 1 |
18 | Синтаксическая роль имен прилагательных. Употребление имен прилагательных в речи. | 1 |
19 | Морфолого-синтаксический анализ имен прилагательных. | 1 |
20 | Изложение. «Туган көн»/ «День рождение» | 1 |
21 | Работа над ошибками. Имя числительное как часть речи. Арабские и римские цифры. | 1 |
22 | Правописание имен числительных. | 1 |
23 | Разряды числительных. Количественные имена числительные. | 1 |
24 | Порядковые имена числительные | 1 |
25 | Разделительные имена числительные. | 1 |
26 | Приблизительные имена числительные. | 1 |
27 | Собирательные имена числительные. | 1 |
28 | Употребление числительных в речи. Морфолого-синтаксический анализ имен прилагательных | 1 |
29 | Контрольная работа по теме “Имя прилагательное. Имя числительное.” | 1 |
Наречие – 10 часов |
30 | Работа над ошибками. Наречие как часть речи. Морфологические особенности наречий, их лексико-грамматическое значение. | 1 |
31 | Основные способы образования наречий. | 1 |
32 | Разряды наречий. Наречия образа действия. | 1 |
33 | Наречия времени. | 1 |
34 | Наречия места | 1 |
35 | Наречия сравнения и уподобления. | 1 |
36 | Наречия причины и цели | 1 |
37 | Наречия объема и степени | 1 |
38 | Морфологический разбор наречий. | 1 |
39 | Написание сочинения-рассуждения . | 1 |
Местоимение - 12 часов |
40 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. | 1 |
41 | Личные местоимения. | 1 |
42 | Указательные местоимения | 1 |
43 | Притяжательные местоимения | 1 |
44 | Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица на тему «Как я однажды помогал маме» | 1 |
45 | Вопросительные местоимения | 1 |
46 | Определительные местоимения. | 1 |
47 | Неопределенные местоимения | 1 |
48 | Отрицательные местоимения | 1 |
49 | Правописание местоимений. | 1 |
50 | Употребление местоимений в речи Морфологический разбор местоимения. | 1 |
51 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение» | 1 |
Глагол - 12 часов |
52 | Работа над ошибками. Глагол как часть речи. | 1 |
53 | Употребление глаголов в речи. | 1 |
54 | Спрягаемые личные формы глаголов. Глагол повелительного наклонения. Спряжение глаголов повелительного наклонения . | 1 |
55 | Изъявительное наклонение. Характерные особенности изъявительного наклонения | 1 |
56 | Спряжение глаголов настоящего времени изъявительного наклонения. | 1 |
57 | Прошедшее время глагола изъявительного наклонения. Его значение и грамматическая форма. Спряжение глаголов прошедшего времени изъявительного наклонения. | 1 |
58 | Глагол будущего времени изъявительного наклонения. Его значение и грамматическая форма. | 1 |
59 | Спряжение глаголов будущего времени изъявительного наклонения. | 1 |
60 | Условное наклонение. Его значение и грамматическая форма. Спряжение глаголов условного наклонения. | 1 |
61 | Описание картины Ф.Зиязова “У самовара” | 1 |
62 | Морфолого-синтаксический анализ глагола. | 1 |
63 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол» | 1 |
Вспомогательные части речи - 5 часов |
64 | Звукоподражательные слова. Предикативные слова. | 1 |
65 | Модальные части речи: частицы, междометия, модальные слова. | 1 |
66 | Служебные части речи: предлоги и союзы. | 1 |
67 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
68 | Работа над ошибками. Морфологический анализ частей речи. | 1 |