СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ручному труду

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Ручной труд" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ручному труду»



Общеобразовательное учреждение «Карповская школа» Таврического района Омской области



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______20____г.

Согласовано:

Заместитель директора _________Е.И.Кормакова

«____» ________ 20__г


Утверждаю:

Директор школы ________З.И.Петрова

Приказ № ______ от ______ 20__





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Ручной труд»

для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

в соответствии с Адаптированной основной образовательной

программой общего образования

обучающихся с интеллектуальными нарушениями

для 1 класса

на 2016-2017 учебный год



Составитель:

учитель первой квалификационной

категории: Благинина С. А.



2016


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» для 1 класса составлена на основе:

1. Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной АООП;

2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

3.Учебного плана ОУ «Карповская школа» Таврического района Омской области на 2016-2017 учебный год;

4.Федерального перечня учебников на 2016-2017 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ №253 от 31.03. 2014 года) с изменениями: Приказ Минобрнауки РФ №576 от 08.06.2015 года «О внесении изменений в перечень учебников».

5. Положения ОУ «Карповская школа», «О формах, периодичности и порядке текущего контроля, успеваемости и о промежуточной аттестации обучающихся»;

6.Положения ОУ «Карповская школа» Таврического района Омской области «О рабочих программах».

7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы

/ Под ред. В.В. Воронковой; 8-е издание. - М.: Просвещение, 2013.


Рабочая программа ориентирована на учебник и рабочую тетрадь по предмету«Ручной труд»:

- Технология. Ручной труд: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /Л.А.Кузнецова/ 7-е издание. Москва «Просвещение», 2016.

    1. Место учебного предмета

«Ручной труд», как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно – развивающее значение.

Уроки трудового обучения при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу, способствуют формированию личности ребенка с отклонением в развитии, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Преобладающей формой текущего контроля выступают практические работы.

В соответствии с адаптированной основной образовательной программой школы, рабочая программа по предмету


«Ручной труд» в 1 классе рассчитана на 33 часа в год при 1часе в неделю (33 учебные недели).


Цели и задачи изучения учебного предмета «Ручной труд»


Целью данной программы «Ручной труд» является:

- воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;

- уважение к людям труда;

- получение элементарных знаний по видам труда.

С учетом уровня обученности воспитанников основными задачами являются:

- формирование трудовых качеств;

- обучение доступным приемам труда;

- развитие самостоятельности в труде;

- привитие интереса к труду;

- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.


Коррекционно-развивающая задачи:

  • коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовых умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда); планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия); 

  • повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений); 

  • компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.); 

  • коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.).

1.2. Информация об используемом УМК.

1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования ОУ «Карповская школа» Таврического района Омской области

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы

/ Под ред. В.В. Воронковой; 8-е издание. - М.: Просвещение, 2013. - 192 с.

3. Технология. Ручной труд: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /Л.А.Кузнецова/ 7-е издание. Москва «Просвещение», 2016.


1.3. Информация обиспользуемых форм, технологии обучения на уроках

Рабочая адаптированная программа по предмету «Ручной труд» в 1 классе подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:

  • - вводный урок

  • - урок формирования (сообщения) новых знаний

  • - обобщающий урок

  • - контрольный урок

  • - урок формирования и закрепления умений и навыков

  • - комбинированный урок

  • - урок-экскурсия


Формы организации процесса обучения:

  • Индивидуальная

  • Фронтальная

Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана:

  • русский язык;

  • чтение;

  • математика;

  • изобразительное искусст­во;

  • речевая практика


Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.


1.4. Виды промежуточного, итогового контроля.


Вид контроля:

  • практическая работа

  • диагностика знаний учащихся



1.5. Методы, приемы обучения предмета «Ручной труд»:


а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):

- задания по степени нарастающей трудности;

- метод самостоятельной обработки информации;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Приёмы работы

  •  дидактические игры;

  • игровые приёмы;

  • занимательные упражнения;

  • создание увлекательных ситуаций;

  • сравнение (один из важных приёмов обучения);

  • материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;


Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • развитие речи и обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках


2.Общая характеристика учебного предмета«Ручной труд»


Основной формой организации процесса обучения предмета «Ручной труд» является урок. Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий, и с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.

Вся работа на уроке носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий.

Учебный материал в программе распределён по годам обучения с учётом возрастных и психофизических особенностей детей с нарушением интеллекта.

Предусмотрены следующие виды труда: работа с глиной и пластилином; работа с природными материалами; работа с бумагой и картоном; работа с текстильными материалами.

Необходимо на каждом уроке обращать внимание на соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.

В целях ознакомления обучающихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

Так как одной из основных задач - подготовка обучающихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию обучающимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями. Обучение трудовому обучению невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи обучающихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для обучающихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по трудовому обучению, который доступен большинству обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Для обучающихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.

Обучающимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому для формирования у них представлений об объектах труда, их свойствах, назначении и применении, способах и методах изготовления и др. требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий. Многие проблемы в обучении трудовым операциям и многие ошибки в технологии изготовления объектов труда и выполнении других заданий снимаются, если обучающиеся умеют контролировать свою деятельность. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется в процессе специально организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат.

Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках трудового обучения знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения материала возрастает.

Содержание курса выстроено с учетом психофизиологических особенностей детей, возрастных особенностей школьников, общих и специальных педагогических принципов.


3.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»

В рабочей программе для 1 класса попредмету «Ручной труд» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Отсутствие достижения этого уровня по предмету «Ручной труд» в 1 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Программа обеспечивает достижение учащимися 1 класса личностных и предметных результатов.

Изучение предмета «Ручной труд» в 1 классе направлено на получение следующих

личностных результатов:

  • Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;

  • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;

  • Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;

  • Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;

  • Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;

  • Развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания;

  • Умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.


Предметные результаты

К концу обучения в 1 классе обучающиеся должны иметь представление:


1-й уровень (уметь)

  • использовать пространственные характеристики при работе с листом бумаги: вверху, внизу, слева, справа, в центре, в углу;

  • анализировать образец с подсчётом его деталей и определением их формы;

  • определять места приклеивания аппликации, присоединения дополнительных деталей с опорой на образец;

  • пользоваться предметной инструкционной картой;

  • самостоятельно работать с ножницами.


Обучающиеся должны знать:

  • названия материалов, объектов работы.


2-й уровень (уметь)

  • использовать пространственные характеристики при работе с листом бумаги: вверху, внизу, слева, справа, в центре, в углу;

  • анализировать образец с подсчётом его деталей и определением их формы (с помощью учителя);

  • определять места приклеивания аппликации, присоединения дополнительных деталей с опорой на образец (с помощью учителя);

  • пользоваться предметной инструкционной картой (с помощью учителя);

  • самостоятельно работать с ножницами.


Обучающиеся должны знать:

  • названия материалов, объектов работы.


3-й уровень (уметь)

  • использовать пространственные характеристики при работе с листом бумаги: вверху, внизу, слева, справа, в центре, в углу (с помощью учителя);

  • определять места приклеивания аппликации, присоединения дополнительных деталей с опорой на образец (с помощью учителя);

  • пользоваться предметной инструкционной картой (с помощью учителя);

  • самостоятельно работать с ножницами.


4.Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса

В 1 классе ведётся без отметочное обучение. Основная цель, которого сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка. Во время обучения в 1 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В целом, оценка достижения обучающимися предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися, даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно - развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.


На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценкиэкспертная группа делает вывод о динамике развития жизненнойкомпетенции обучающегося с ОВЗ за год по каждому показателю последующей шкале:


0 – отсутствие динамики или регресс.

1 – динамика в освоении минимум одной операции.

2 – минимальная динамика.

3 – средняя динамика.

4 – выраженная динамика.

5 – полное освоение действия.


Аналогичная оценка динамики производится ежегодно в маеотносительно текущей оценки и данных входящей оценки личностногоразвития (октябрь 1 класса). Оценка достижений и оценка динамикиоформляется классным руководителем в форме характеристики личностногоразвития ребенка один раз в год.

Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальнуюкарту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет нетолько представить полную картину динамики. При установлении оценки

достижений от 0 до 4 проводится пооперациональная оценка действия дляпланирования коррекционной работы с ребенком на будущий год.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся,освоивших АООП, соразмерно индивидуальным возможностям испецифическим образовательным потребностям, отраженным в специальной

индивидуальной образовательной программе:


1. Личностные результаты включают сформированность мотивации обучению и познанию, социальные компетенции и личностные качества.

2. Возможные личностные результаты освоения АООП заносятся в рабочие программы по предметам и курсам, в программы коррекционно- развивающих занятий и внеурочной работы.

3. Возможные личностные результаты освоения АООП включают овладение обучающимися социальными компетенциями, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление

социальных отношений обучающихся в различных средах.

4. Возможные личностные результаты определяются согласно особым образовательным потребностям каждого ребенка с УО на основе материалов для проведения процедуры оценки жизненных компетенций.



Оценка предметных результатов


Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполненияобучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем вышепоказатель надежности полученных результатов, что дает основаниеоценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие»(отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотноситьрезультаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от

35% до 50% заданий;

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Такой подход не исключает возможности использования традиционнойсистемы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения ипереосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговыхпредметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие,которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формированиежизненных компетенций.





5. Содержание учебного предмета «Ручной труд» 1 класс – 33 часа (66 часов должно быть)


П е р в а я   ч е т в е р т ь

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

      Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ

      Упражнения в подготовке материала к лепке

      Изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолета из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины:

      Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки из двух шаров различной величины.

      Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т. п.).

      Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца, картофеля; составление композиции (овощи на тарелке).

      Технические сведения. Пластические свойства глины и пластилина: сухая глина — твердая, размоченная — мягкая; холодный пластилин — твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий. Цвета глины: серый, красный, желтый. Цвета пластилина: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый. Организация рабочего места при выполнении лепных работ.

      Приемы работы. Раскатывание пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец).

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы


      Экскурсия на природу с целью сбора природного материала (листьев, цветов, семян-крылаток ясеня и клена, сучков и т. д.).

      Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький).

      Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги.

      Для слабых учащихся можно ограничиться наклеиванием цветков.

      Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Отлет птиц», «Букет».

      Технические сведения. Элементарные понятия о природных материалах. Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Сбор, хранение природных материалов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

      Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов.

РАБОТА С БУМАГОЙ

Практические работы


      Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки.

      Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы с разрезной азбукой и цифрами.

      Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея.

      Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги. Обертывание учебников покупными суперобложками, бумагой.

      Изготовление по образцу стаканчика для семян.

      Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного, синего цветов (изготовление дидактического материала по математике).

      Вырезывание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону (изготовление заготовок для упражнений в резании по кривым линиям).

      Скругление углов прямоугольников и квадратов на глаз (изготовление дидактического материала по математике).

      Технические сведения. Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

      Приемы работы. Складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки.


В т о р а я  ч е т в е р т ь

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ

Практические работы


      Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов.

      Лепка по образцу букв и цифр на подложке.

      Технические сведения. Применение глины при изготовлении игрушек, посуды. Способы подготовки пластического материала к работе: замачивание и замешивание глины, определение ее готовности к работе, подогрев и разминание пластилина. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.

      Приемы работы. Лепка грибов двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание пирамидки. Вытягивание одного конца столбика при изготовлении моркови и боковины шара при изготовлении груши. Соединение плоских деталей с объемными при изготовлении рыбки. Соединение деталей примазыванием при изготовлении утенка. Выполнение заготовок для букв и цифр.

      Работа с природными материалами (несложные объемные изделия).

Практические работы


      Изготовление по образцу ежа из пластилина (иглы из обломанных крылаток ясеня или сосновых игл, веточек, шелухи подсолнуха).

      Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев, соломы, цветоножка из проволоки.

      Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клена или мелких листьев.

      Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина).

      Изготовление по образцу мышки из желудя или нераскрывшейся сосновой шишки (хвост из мочала или проволоки), утенка из желудей, гриба из плодов каштана и пластилина.

      Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твердость или мягкость, особенности поверхности.

      Подготовка материала к работе. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

      Приемы работы. Рациональное использование пластилина и природного материала. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин.


РАБОТА С БУМАГОЙ (С ПРИМЕНЕНИЕМ КЛЕЯ)

Практические работы


      Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка, гармошка). Работа проводится группой по два человека.

      Изготовление гирлянд змейка. Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца.

      Изготовление деталей аппликаций на флажки. Упражнения в резании по размеченным кривым линиям.

      Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов (сливы, яблока, огурца, помидора).

      Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги.

      Технические сведения. Основные и дополнительные цвета бумаги. Клеящие составы: клейстер, казеиновый клей. Кисточка.

      Правила безопасности с режущими инструментами и клеем. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. Понятие об аппликации.

      Приемы работы. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы).

      Симметричное вырезывание. Намазывание деталей аппликации клеем и наклеивание.


Т р е т ь я  ч е т в е р т ь


      Работа с глиной и пластилином с применением инструментов.

Практические работы


      Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона.

      Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.

      Технические сведения. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (стека). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Расположение материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.

      Приемы работы. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

(МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)

Практические работы


      Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны, платана, кедра), пластилина и веточек. Слабоуспевающие учащиеся делают птичку без ножек.

      Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры: с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева.

      Изготовление по образцу совы из шишки ели или кедра, бумажных, поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей (глаза).

      Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зерен (глаза).

      Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток клена и пластилина.

      Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.

      Технические сведения. Свойства материалов, используемые для работы. Инструмент (ножницы). Применение и назначение бумаги, пластилина, материалоотходов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инструментами.

      Приемы работы. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.

      Рациональное использование пластилина и материалоотходов. Расположение деталей на подставке. Применение дополнительных материалов для оформления макета.

РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИИ)

Практические работы


      Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).

      Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету.

      Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

      Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

      Технические сведения. Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Организация рабочего места.

      Приемы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.

РАБОТА С НИТКАМИ

Практические работы


      Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. Составление коллекции ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги.

      Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.

      Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке.

      Технические сведения. Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.

      Приемы работы. Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Изготовление кисточки.

 

Ч  е  т  в  е  р  т  а  я     ч  е  т  в  е  р  т  ь

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ (МАКЕТЫ)

Практические работы


      Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов и сборка макетов на подставках из плотного картона или тонкой фанеры с помощью учителя (макеты:«Репка», «За грибами», «Снегурочка в лесу»,  «Колобок», «Весна»). Работа выполняется группами по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета (скамейку, колобок, репку, грибы и т. д.).

      Технические сведения. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Использование материалоотходов при оформлении макетов. Инструменты, организация рабочего места.

      Приемы работы. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон).


РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИЯ)

      Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе.

      Технические сведения. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах.

      Правила составления растительного орнамента.

      Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами.

      Приемы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации, их наклеивание.


РАБОТА С НИТКАМИ (ШИТЬЕ ПО ПРОКОЛУ)

Практические работы


      Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг).

      Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура.

      Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием.

      Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием. Слабые учащиеся вышивают по готовым проколам.

      Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием. Вышивание в два приема (прошить способом «игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета). Слабые учащиеся вышивают без вторичного прошивания.

      Технические сведения. Свойства ниток: толщина, цвет, легко режутся. Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл). Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе.

      Приемы работы. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.









6. Тематический план «Ручной труд» 1 класс – 33часов



п/п

Наименование раздела


Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Работа с природным материалом

(комплексные работы с природным материалом и пластилином)

8

3

Работа с пластилином


9

4

Работа с бумагой


7

5

Работа с нитками

6

6

Сельскохозяйственный труд (виды комнатных растений, правила ухода за ними)

2

7

Общее кол-во часов


33














Тематическое планирование по ручному труду

1 час в неделю -33 часа

Дата

Тема

Тип урока

Кол.

час.

Планируемые результаты

Проведе-ния

Фактичес-кая

Предметные

Личностные

1.



Вводное занятие.

Вводный урок.

1

Познакомятся с разными материалами, используемыми на уроках труда, с поделками других детей, с инструментами.







- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение»,«родина», «природа», «семья».


- положительное относиться к занятиям предметно-практической деятельностью;
























- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение»,«родина», «природа», «семья».


- положительное относиться к занятиям предметно-практической деятельностью;

- соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место;



- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Работа с пластилином.


2



Фрукты. Овощи.

УФНЗ

1

Научатся скатывать из пластилина шарики равной величины, делать вмятины.

3



Аппликация из пластилина «Яблоко».

УФНЗ


1

Научатся изготавливать из пластилина предметы овальной формы, вытягивая заготовку.


Иметь представление о пластических свойствах глины и пластилина; об основных цветах; о правилах при работе с пластилином; подготавливать пластилин к работе; правильно организовывать рабочее место, соблюдать правила при работе с пластилином.


Скатывать кругообразными движениями в ладонях шар.

4.



Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бусы, ягоды, мяч, куклы – неваляшки из двух шаров различной величины.

К

1

Работа с природным материалом.


5



Сбор природного материала.

Экскурсия.

1

Научатся собирать необходимый природный материал хорошего качества.

6



Инструктаж по Т.Б. при работе с природным материалом. Аппликация «Лист большой, лист маленький».

УФНЗ

1

Иметь представление о видах природного материала; правилах сбора, приёмах рассматривания, хранения;

различать природный материал; правильно собирать, рассматривать, хранить.

7



Составление по образцу сюжетной картины из засушенных природных материалов. Аппликация «Ваза с цветами».

УФНЗ

1

Научатся аккуратно работать с засушенным материалом.

Иметь представление о понятии «аппликация»;

составлять панно из различных листьев в квадрате, круге; находить наиболее удачные сочетания цветов и расположение материала.

Работа с бумагой.


8



Инструктаж по Т.Б. при работе с ножницами. Упражнения в сгибании и разгибании бумаги по прямым линиям. Бумага и её свойства.

УФНЗ

1

Познакомятся со свойствами бумаги (гнётся, мнется, складывается, рвется, режется). Учить различать разновидности бумаги (туалетная, альбомная, тетрадная, бархатная, цветная, картон). Научатся правильно, обводить шаблон и аккуратно вырезать по линии.

Использовать пространственные характеристики при работе с листом бумаги: вверху, внизу, слева, справа, в центре, в углу.

9



Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: самолётик.

К

1

Научатся правильно обводить шаблон и аккуратно и ровно вырезать

предмет по линии.

Работа с пластилином.


10



Пирамидка. Рыбка

К

1

Научатся лепить пирамидку из колец. Закрепить умение скатывать столбики равной

толщины.

11





Лепка по образцу предметов конической и грушевидной формы: морковь, перец, груша.

Лепка «Грибы».

УФНЗ

1

Научатся лепить предметы овальной формы, вытягивая заготовку, делая вмятины.


Иметь представление о понятиях величины;

о приёмах: отщипывание, разминание, скатывание столбиков в ладонях;

использовать данные приёмы при лепке грибов,ежа.

12





Изготовление по образцу ежа из пластилина.

К

1

Работа с цветной бумагой.


13



Цепочка. Флажки.

К

1

Научатся лепить предметы овальной формы, вытягивая заготовку. Учить соединять детали природного материала, втыкая или вдавливая их в пластилин.

14



Изготовление ёлочных украшений.

К

1

Научатся лепить предметы овальной формы, вытягивая заготовку,

соединять детали способом вдавливания.

Работа с природным материалом.


15



Еж. Цветок

К

1

Научатся нарезать полосочки равной длины и ширины. Вырезать аккуратно и склеивать.

16



Мышка.

К

1

Научатся работать с клеем и ножницами.

Работа с пластилином.


17



Лепка букв и цифр.

УФНЗ

1

Научатся скатывать столбики равной толщины.

18


19



Стилизованная фигурка человека. УФНЗ

2

Научатся изготавливать различные детали, фигурки и соединять их путем примазывания,

накладывая и вдавливая.

Работа с природным материалом.


20



Птичка.

К

1

Научатся лепить предметы овальной формы; соединять детали способом вдавливания.

21



Кораблик.
К

1

Научатся соединять разные материалы, примазывая их пластилином.


22



Макет к сказке «Репка»

К

1

Научатся изготавливать из пластилина и природных материалов предметы различной формы, соединяя детали путем примазывания, вдавливания, накладывания, сплющивания и т.д.






- соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место;



- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Работа с бумагой.


23



Аппликация домика.

К

1

Правильно обводить шаблоны, аккуратно и ровно по контуру

вырезать детали, располагать их на листе альбомной бумаги и аккуратно приклеивать.

24



Аппликация грузо- вика. К

1

25



Орнамент.

К

1

Сельскохозяйственный труд


26


27



Виды комнатных растений.

УФНЗ

Правила ухода за комнатными растениями.

1



1

Познакомятся со свойствами ниток (складываются, рвутся, режутся

изгибаются). Учить различать разновидности ниток: для шитья, вышивания,

вязания, украшения и т.д.

Работа с нитками.


28



Нитки. Свойства ниток. Витье шнура.


УФНЗ

1

Познакомятся со свойствами ниток (складываются, рвутся, режутся изгибаются). Учить различать разновидности ниток: для шитья, вышивания,

вязания, украшения и т.д.Научатся вить шнур по показу и инструкции учителя.

29



Кисточка к шапочке.

УФНЗ

1

Научатся изготавливать кисточку к шапке по показу и инструкции учителя.

30





Шов «вперед иголкой». УФНЗ

1

Выполнят шов «вперед иголкой».

31

32





Шитье по клеточкам

УФНЗ

2

Научатся шить по бумаге, регулируя длину стежков по клеточкам.

33



Обобщение пройденного материала.

Обобщающий

1






7. Тематическое планирование по предмету «Ручной труд»

1 класс – 66 часов.

(2 часа в неделю).


п./п

Тема урока

Кол-во

часов

Цель урока, задачи

Личностный результат

Планируемый результат

Характеристика деятельности обучающихся

Речевой материал

Дата

виды учебной деятельности

план

факт

1

Вводное занятие.

Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями уроков труда.

1

Знакомство с изделиями, которые планируется выполнить в течение учебного года; с материалами для поделок ( бумага, пластилин, нитки); с правилами поведения во время занятий ручным трудом, с требованиями к организации учебного места.


Иметь представление о материалах для поделок (бумага, пластилин, нитки); о правилах поведения во время занятий ручным трудом; о требованиях к организации учебного места.

применять правила во время занятий ручным трудом.

Положительное отношение к окружающей действительности,

готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию

Работа по карточкам «Профессии», участие в игре «Это кто?»

Ручной труд

Профессия


01.09


2-3

Инструктаж по технике безопасности. Изготовление лесенки, домика, забора, ёлочки из подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины.

2

Введение понятия «конструирование», «строительный материал»; обучение простейшим приёмам конструирования из строительного материала.

Иметь представление о понятиях «конструирование», «строительный материал»; о приёмах конструирования.

использовать приёмы конструирования при построении заборчика; обыгрывать постройку при игре «Зоопарк».

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель- ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – ученик)

Упражнения в подготовке материала к лепке

Конструирование строительный материал

«Зоопарк»


03.09


Изготовление из палочек забора для «Зоопарка»

08.09


4-5

Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бусы, ягоды, мяч, куклы – неваляшки из двух шаров различной величины.


2

Формирование понятия о пластических свойствах глины и пластилина в зависимости от условий хранения; об основных цветах этих материалов; подготовка пластилина к работе; правильной организации рабочего места, соблюдению правил при работе с пластилином.





Иметь представление о пластических свойствах глины и пластилина; об основных цветах; о правилах при работе с пластилином; подготавливать пластилин к работе; правильно организовывать рабочее место, соблюдать правила при работе с пластилином.


Иметь представление о простейших приёмах работы с глиной и пластилином: о раскатывании в руках и на подкладной доске; последовательно изготавливать изделия по показу; сравнивать их с натуральными предметами.




Иметь представление о способе размазывания пластилина; использовать данный способ размазывания на заготовках.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях












Доброжелательно относиться, сопереживать , конструктивно взаимодействовать с людьми












Адекватно использовать ритуалы школьного поведения














Раскатывание пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске (столбики)

Глина и пластилин основные цвета- красный, желтый, синий

10.09


Скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар)

15.09


6-7

Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина

Стартовая диагностика

2











Знакомство с простейшими приёмами работы с глиной и пластилином: раскатывание в руках и на подкладной доске; изготовление яблока, помидора, апельсина по показу; сравнение простейших изделий с натуральными предметами.

Скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар)

Подкладная доска, пластилин, яблоко, помидор, апельсин












Заготовка, композиция,

слива, огурец, картофель



17.09


Вдавливание на поверхности шара (яблоко, помидор, апельсин)

22.09


8-9

Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца, картофеля. Составление композиции

«Овощи на тарелке».

2

Знакомство со способом размазывания пластилина; изготовление огурца, сливы, картофеля способом размазывания на заготовках.

Скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец).

24.09


Размазывание пластилина на заготовках.

29.09


10-11

Инструкция по технике безопасности .Экскурсия в природу с целью сбора природного материала(листьев, цветов, семян- крылаток клёна, шишек, сучков).

2

Знакомство с несколькими видами природного материала и поделками из него; с правилами сбора, приёмами рассматривания, хранения.

Иметь представление о видах природного материала; правилах сбора, приёмах рассматривания, хранения;

различать природный материал; правильно собирать, рассматривать, хранить.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Сбор в осеннем лесу листьев, крылатки, веточки причудливой формы.

Природный материал

Шишка, жёлудь, листья, крылатка


01.10



Распределение собранного природного материала по наименованиям

06.10


12

Инструктаж по Т.Б. при работе с природным материалом. Аппликация «Лист большой, лист маленький».



1

Введение понятия «аппликация»; составление панно из различных листьев ( рябины, дуба, берёзы, клёна ) в квадрате, круге; нахождение наиболее удачные сочетания цветов и расположение материала.


Иметь представление о понятии «аппликация»;

составлять панно из различных листьев в квадрате, круге; находить наиболее удачные сочетания цветов и расположение материала.

Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.договорённостей

Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги

«Аппликация»

листья рябины

дуба

берёзы

клёна

квадрат

круг

08.10



13

Составление по образцу сюжетной картины из засушенных природных материалов. Аппликация «Ваза с цветами».

1

Формирование понятия об основных свойствах бумаги и её назначении;

Введение понятия «композиция»; наклеивание композиции в соответствии с темами; знакомство с организационными умениями при работе с бумагой.


Иметь представление о понятии «композиция»; о правила ТБ при работе с бумагой; анализировать, составлять и наклеивать композиции в соответствии с темой.


Соотносить свои действия и их результаты с заданным образцами, принимать оценку деятельности


Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги.

Композиция


13.10


14

Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев. Аппликация «Букет».

1

Закрепление понятия «аппликация»; наклеивание композиции в соответствии с темами; закрепление умений при работе с бумагой.


Иметь представление о понятии «аппликация»;

анализировать, составлять и наклеивать аппликацию в соответствии с темой.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Составление простейших композиций из листьев и цветов


«Аппликация»

букет


15.10


15

16

Инструктаж по Т.Б. при работе с ножницами. Упражнения в сгибании и разгибании бумаги по прямым линиям. Изготовление по образцу шапочки – пилотки из газетной бумаги.

2

Закрепление знаний о свойствах бумаги; знакомство с приёмами сгибания и разрывания бумаги по следу сгиба; работа по инструкции; формирование понятия «верх», и «низ» листа бумаги, «правые и левые углы», «пополам».


Иметь представление о свойствах бумаги; о приёмах сгибания и разрывания бумаги по следу сгиба;

использовать изученные приёмы сгибания и разрывания бумаги по следу сгиба при складывании основы листа.

Обращаться за помощью и принимать помощь

Изготовление по образцу шапочки – пилотки из газетной бумаги.

«Верх», «низ», «правые и левые углы», «пополам


«Шаблон







Азбука













Самолет, картон


20.10

22.10


17

Изготовление по образцу наборной линейки для работы с разрезной азбукой.

1

Введение понятия «шаблон»; знакомство с приёмами разметки по шаблону и резанием по кривой; закрепление правила безопасной работы ножницами.

Иметь представление о понятии «шаблон»; приёмах разметки по шаблону и резании по кривой; правилах безопасной работы ножницами;

использовать изученные правила и приёмы при разметки по шаблону и резанию по кривой.


Работать с инструментами и организовывать своё рабочее место

Складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента.

27.10


18

Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: самолётик.

1

Развитие умения анализировать образец, повторяя по вопросам анализ, данный учителем; выполнение изделие по инструкции и показу; умению находить и показывать стороны листа, углы, середину, понимание и выполнение задания сложить «пополам», « с угла на угол»; умения складывать бумагу по разным осям, пользоваться гладилкой.

Иметь представление о сторонах листа, его углах, середине; приёмах работы с гладилкой;

анализировать образец, выполнять изделие по инструкции и показу; складывать бумагу по разным осям, пользоваться гладилкой.

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника.

29.10



Лепка по образцу предметов конической и грушевидной формы: морковь, перец, груша.

Лепка «Грибы».


1

Формирование умения скатывать пластилин шарообразными движениями; приёмы раскатывания шара до овальной формы при лепке огурца, сливы, банана, картофеля; составление композиции с помощью учителя.


Иметь представление о понятии «шар», о приёмах: скатывания в ладонях предметов шаровидной формы; о

приёме раскатывания шара до овальной формы;

использовать данные приёмы при лепке предметов овальной формы.

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию



«Шар», «конус»









«Цифра», «буква»

Скатывания в ладонях предметов конической формы - морковь, перец, груша

10.11


20

Лепка по образцу цифр и букв на подложке.


1

Закрепление приёма работы с пластилином: раскатывание столбиков в руках и на подкладной доске; понятия «цифра», «буква»;

последовательное изготовление изделий


Раскатывания шара до овальной формы

12.11


21

Изготовление по образцу ежа из пластилина.

1

Формирование умения анализировать изделие по вопросам; лепка ёжика из пластилина по инструкции и показу приёма; анализ своей работы в сравнении с образцом


Иметь представление о приёмах работы с пластилином: раскатывание в руках и на подкладной доске;

анализировать изделие по вопросам; лепить изделия по инструкции и показу приёма; давать анализ своей работы в сравнении с образцом.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками

Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин.

«Ёжик»,

«бабочка», «цветы», «листья».

17.11


22

Изготовление по образцу цветка.

1

Закрепление приёма работы с пластилином: раскатывание столбиков в руках и на подкладной доске; понятия «длина», «толщина»;

последовательность изготовления изделий;


Приёмы работы с пластилином: раскатывание столбиков в руках и на подкладной доске


19.11


23

Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клёна, мелких листьев.

1

Закрепление способа размазывания пластилина; изготовление плоской игрушки способом размазывания на заготовках.



Подготовка материала к работе. Сочетание цветов пластилина и природного материала

24.11


24

Изготовление по образцу рыбки из сосновой шишки и пластилина .

1

Развитие умения по вопросам учителя анализировать природный материал, образец изделия; выполнять объект с планированием ближайшей операции, оценивание своего изделия; обучениеновому приёму соединения деталей шишки с помощью пластилина


Иметь представление о приёме соединения деталей с помощью пластилина;

анализировать природный материал, образец изделия; отчитываться о проделанной работе, оценивать своё изделие; использовать приём соединения деталей с помощью пластилина при изготовлении поделки из шишек.

Принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев

Соединения деталей с помощью пластилина

природный материал

шишку, желудь

Рыба

Шишка, желудь














Мышь

Шишка, желудь


26.11


25

Изготовление по образцу мышки из жёлудя и пластилина.

1

Формирование умения скатывать пластилин шарообразными движениями; анализ образца по вопросам, сравнение его с рисунком; приём примазывания при соединении деталей;


Иметь представление о приёме соединения деталей с помощью пластилина;

анализировать природный материал, образец изделия; отчитываться о проделанной работе, оценивать своё изделие; использовать приём соединения деталей с помощью пластилина при изготовлении поделки из шишек

Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами

Соединения деталей с помощью пластилина

природный материал

шишку, желудь

01.12


26

Лепка по образцу игрушки – пирамидки.

1

Формирование умения скатывать пластилин шарообразными движениями; приём раскатывания шара до овальной формы при лепке пирамиды; составление композиции с помощью учителя


Иметь представление о приёмах скатывания шара, овала; о приёме примазывания;

анализировать образец по вопросам, лепить игрушки- пирамиды, утёнка, с планированием ближайших операций

Иметь представление о приёмах скатывания шара, овала; о приёме примазывания;

анализировать образец по вопросам, лепить игрушки- пирамиды, утёнка, с планированием ближайших операций

Вступать в контакт и работать в коллективе ( учитель- ученик, ученик – ученик, ученик – класс).






Принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев


Скатывания шара, овала;

приём примазывания

игрушка - пирамида

Пирамида


03.12


27

Изготовление по образцу утёнка из желудей

1

Формирование умения анализировать образец изделия по вопросам учителя, лепка утёнка из желудей с планированием ближайших операций, оценка качества работы в сравнении с образцом; закрепление приёма скатывания шара, овала, приём примазывания.

Соединения деталей с помощью пластилина

природный материал желудь

Утенок


08.12


28

Изготовление елочных игрушек из полос цветной бумаги. Ёлочные гирлянды (цепочка). Инструктаж по Т.Б. при работе с ножницами, клеем.

1

Закрепление знания об основных свойствах бумаги и её назначении; знакомство с приёмами разметки и резания бумаги по прямой; с клеящим составом клея и с приёмом нанесения клея с помощью кисти;


Иметь представление о свойствах бумаги и её назначении; о приёмах разметки и резания бумаги по прямой;

выполнять приёмы разметки и резания бумаги по прямой на глаз при изготовлении цепочки.

Обращаться за помощью и принимать помощь

Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти.

«Цепочка», «гирлянда»


10.12


29

Изготовление гирлянд «Змейка».

1

Знакомство с приёмом разметки и резания бумаги по кривой; приёмы работы с ножницами, клеем; упражнения в резании по кривым разметочным линиям

Иметь представление о приёмах разметки и резания бумаги по кривой; о приёмах работы с ножницами, клеем;

выполнять приёмы разметки и резания бумаги по кривым линиям при изготовлении гирлянды «змейка»;

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель- ученик, ученик – ученик, ученик – класс).

Симметричное вырезывание. Намазывание деталей аппликации клеем и наклеивание.

15.12


30

Упражнения в резании по размеченным кривым линиям. Аппликация «Флажки».

1

Закрепления приёма разметки и резания бумаги по кривой; приёмы работы с ножницами, клеем; упражнения в резании по кривым разметочным линиям

Иметь представление о приёмах разметки и резания бумаги по кривой; о приёмах работы с ножницами, клеем;

выполнять приёмы разметки и резания бумаги по кривым линиям при изготовлении аппликации «флажки».

Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами

Разметки и резания бумаги по разметочным кривым линиям, симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам

«Гирлянда»

17.12


31

Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам, изображений овощей и фруктов

1

Закрепление понятия «аппликация»; наклеивание композиции в соответствии с темами; закрепление умений при работе с бумагой.


Иметь представление о понятии «аппликация»;

анализировать, составлять и наклеивать аппликацию в соответствии с темой.



Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами



Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов (сливы, яблока, огурца, помидора).

22.12


32




33

Изготовление поздравительной открытки к Новому году по образцу.


Изготовление новогодних игрушек на елку

1





1

Введение понятия «открытка»; наклеивание композиции в соответствии с темами; закрепление умений при работе с бумагой.


Иметь представление о понятии «открытка»;

анализировать, составлять и наклеивать на плоских макетах композиции в соответствии с темой

Работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать рабочее место

Упражнения в резании по размеченным кривым линиям

24.12





29.12


34

Лепка по образцу рельефов цифр 1,2,3,4 на подкладной доске.

1

Формирование умения повторять за учителем анализ образца, выполнение изделия по инструкции, показу; подготовка пластилина к лепке, скатывание его в руках столбиками одинаковой длины и толщины.

Иметь представление о понятиях величины;

о приёмах: отщипывание, разминание, скатывание столбиков в ладонях;

использовать данные приёмы при лепке цифр, букв

Вступать в контакт и работать в коллективе ( учитель- ученик, ученик – ученик, ученик – класс).

Работа с приемами: отщипывание, разминание, скатывание столбиков в ладонях

Цифры 1, 2, 3, 4









Буквы А.Б.П.О,С.М.У


12.01


35

Лепка по образцу рельефов букв А, Б, П, О, С, М, У на подкладной доске.

1

Закреплениеумения повторять за учителем анализ образца, выполнение изделия по инструкции, показу; обучение готовить пластилин к лепке, скатывание его в руках столбиками одинаковой длины и толщины.

Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры.

14.01


36

Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.

1

Формирование умения анализировать изделие по вопросам; лепить человека по инструкции и показу приёма; давать анализ своей работы в сравнении с образцом.

Изготовление фигуры человека. Определение формы, размеров, последовательности изготовления по показу учителя.

Пропорции человека



37

Изготовление по образцу птички из шишек ели, пластилина и веточек.

1

Закрепление приёмов работы с пластилином: раскатывание столбиков в руках и на подкладной доске; понятия «длина», «толщина»;

учить последовательному изготовлению изделий.

Иметь представление о приёмах работы с пластилином: раскатывание в руках и на подкладной доске;

анализировать изделие по вопросам; лепить птичку по инструкции и показу приёма; давать анализ своей работы в сравнении с образцом.

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию

Подбор материалов для конструирования игрушки – птички, работы с пластилином: раскатывание в руках и на подкладной доске

Птица



38

Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, с парусом из бумаги.

1

Обучение приемам соединения деталей с помощью шариков пластилина, приемы организации рабочего места в процессе работы.

Иметь представление о приёмах работы с пластилином: раскатывание в руках и на подкладной доске;

последовательно изготавливать изделия по показу; сравнивать их с натуральными предметами.

Обращаться за помощью и принимать помощь

Лепка кораблика из скорлупы грецкого ореха, с парусом из бумаги.

Корабль, парус

сова, пингвин






39

Изготовление по образцу совы из шишек, бумажных, поролоновых или кожаных деталей.

1

Формирование умений анализировать изделие по вопросам; лепить сову, по инструкции и показу приёма; давать анализ своей работы в сравнении с образцом.


Иметь представление о приёмах работы с пластилином: раскатывание в руках и на подкладной доске;

анализировать изделие по вопросам; лепить изделия по инструкции и показу приёма; давать анализ своей работы в сравнении с образцом.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками

Лепка изделия по инструкции.



40

Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток и пластилина.

1

Закрепление приёма работы с пластилином: раскатывание в руках и на подкладной доске, последовательное изготовление изделия, сравнение простейших изделий с натуральными

Лепка изделия по инструкции



41

Изготовление по образцу поросёнка из нераскрывшейся еловой шишки.

1

Закрепление способа раскатывания пластилина, последовательное изготовление объемной игрушки способом.

Лепка изделия по инструкции



42

Инструктаж по Т.Б при работе с клеем и режущими инструментами.

Составление по образцу композиции из геометрических фигур. Аппликация «Снеговик», «Домик».

1

Закрепление понятия «аппликация», анализ, наклеивание композиции в соответствии с темами, организация умения при работе с бумагой.

Иметь представление о понятии «аппликация»;

анализировать, составлять и наклеивать аппликацию в соответствии с темой.


Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях


Составление по образцу композиции из геометрических фигур

Аппликация, снеговик, дом



Вырезание аппликации, работа с геометрическими фигурами



43

Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету.

Промежуточная диагностика

1

Закрепление понятия «орнамент»; «аппликация»; выполнении разных узоров , с помощью аппликации, сочетания цветов и расположение геометрического материала.

Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов)

Квадрат, треугольник, круг



44

Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате.

1

Закрепление понятия «аппликация», «геометрический материал»; составление аппликации предметов из геометрического материала, приёмы разметки и вырезания.

Составление по образцу орнамента в квадрате



45-46

Составление по образцу композиций «Лодочка, пирамидка».

2

Закрепление понятия «аппликация», анализ, наклеивания композиции в соответствии с темами, умения при работе с бумагой

Составление по образцу композиций «Лодочка»



Составление по образцу композиций «Пирамида»



47

Правила хранения и пользования колющими и режущими инструментами .Инструктаж по Т.Б. при работе с ножницами, иглами.

1

Закрепление приёмов резания ножницами бумаги по прямым, кривым линиям; безопасные приёмы работы с ножницами;

Иметь представление о приёмах резания ножницами бумаги по прямым, кривым линиям; о безопасных приёмах работы с ножницами;

резать ножницами полосы, квадраты по сгибу.

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности

Резания ножницами бумаги по прямым, кривым линиям

Ножницы, игла



48

Свойства ниток. Упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Наматывание в клубок на картонку.

1

Знания о нитках, их применении и назначении; знакомство с приёмами: наматывания ниток на картон, связывания, разрезания; использование приёма при изготовлении кисточки.

Иметь представление о понятиях: «нитки»; о приёмах: наматывания ниток на картон, связывания, разрезания;

использовать изученные правила и приёмы при изготовлении кисточки

Принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев

Наматывания ниток на картон, связывания, разрезания;

Нитки



49

Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков .

1

Закрепление знаний о нитках, их свойствах; формирование умения плести косички из трёх жгутов, завязывать узелки; анализ изделия из ниток.

Иметь представление о понятии «нитки», их свойствах; о приёмах плетения косичек из трёх жгутов;

использовать изученные правила и приёмы при плетении косичек.

Корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов

Плетение косички из трех жгутов.

Шнур, жгут



50

Изготовление кисточки из цветных ниток для шапочки.

1

Закрепление знаний о нитках, их свойствах; формирование умения плести косички из трёх жгутов, завязывать узелки; анализ изделия из ниток.

Изготовление кисточки из цветных ниток для шапочки



51-52

Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на тему русской народной сказки «Репка». Сборка макетов на подставках из картона с помощью учителя

2

Формирование умения анализировать образец изделия по вопросам учителя; обучать приёмам лепки игрушечных персонажей способом «вдавливания» и «расплющивания»стенок изделия пальцами, нанесение рисунка стекой, отделка цветным пластилином

Иметь представление о приёмах вдавливания и расплющивания при изготовлении игрушечных персонажей;

анализировать образец изделия по вопросам учителя, использовать данные приёмы при лепке игрушечных персонажей.



Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на тему русской народной сказки «Репка».

Сказка, репка, «колобок»



Сборка макетов на подставках из картона с помощью учителя



53-54

Лепка по образцу и представлению деталей для макетов тему русской народной сказки «Колобок». Сборка макетов на подставках из картона с помощью учителя

2

Формирование умения анализировать образец изделия по вопросам учителя, лепка персонажей сказки «Колобок», с планированием ближайших операций, оценка качества работы в сравнение с образцом; закрепление приёмов скатывания шара. овала;

Лепка по образцу и представлению деталей для макетов тему русской народной сказки «Колобок».



55

Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на тему «За грибами».

1

Формирование умения скатывать пластилин шарообразными движениями; анализ образца по вопросам, сравнение его с рисунком;

Сборка макетов «За грибами» на подставках из картона с помощью учителя

Лес, грибы



56-57

Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг).

2














58

Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура.

1







59-60

Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием.

2








61-62

Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием.

2










63-64

Вышивание по рисунку (составленному учителем), разнообразных фигур по рисунку с самостоятельным прокалыванием. Вышивание в два приема.

2








65

66

Уборка класса. Уход за комнатными растениями.

Итоговая диагностика


2













8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наличие материально-технического, информационного обеспечения

1. Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

3. Типовое положение о специальных (коррекционных) образовательных учреждений обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. (утв. Постановлением Правительства РФ 12.03.2015г. № 288);

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы

/ Под ред. В.В. Воронковой; 5-е издание. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.

5. Ручной труд: Учебник по трудовому обучению для 1 кл. специальных (коррекционных) образ. /Л.А.Кузнецова/ учрежд. VIII вида. – 2-е издание. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.

6. Технология. Ручной труд: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся спец. (коррекцион.) образоват. учреждений VIIIвида:В 2ч. – 2-е изд. /Л.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2012.


Перечень учебно-методических средств обучения.

Для реализации программного содержания используются следующие учебно- методические средства обучения:

  • иллюстрации,

  • натуральные объекты,

  • учебные модели,

  • компьютерныепрограммы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic идр.)

  • DVD-фильмы,

  • проектор;

  • компьютер

  • Карточки для индивидуальной работы;

  • Опорные таблицы, папки;

Печатные пособия:

  • памятки по технике безопасности при работе: с клеем, ножницами, иголкой, шилом;

  • набор геометрических фигур;

  • шаблоны предметов (бабочка, ваза и т.д.);

  • демонстрационные карточки «Животные»;

  • демонстрационные карточки «Птицы домашние»;

  • демонстрационные карточки «Овощи»;

  • демонстрационные карточки «Ягоды лесные»;

  • демонстрационные карточки «Ягоды садовые»;

  • демонстрационные карточки «Фрукты»;

  • демонстрационные карточки «Цветы»;

  • демонстрационные карточки «Времена года»;

  • демонстрационные карточки «Мебель»;

  • демонстрационные карточки «Транспорт»;

  • демонстрационные карточки «Посуда»;

  • демонстрационные карточки «Игрушки»;

  • демонстрационные карточки «Природные явления»;


Учебно– практическое оборудование

  • набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с рабочей программой (ножницы, линейка, клей, простой карандаш, стеки, подкладные досточки,);

  • пластилин;

  • бумага, картон;

  • нитки;

  • подставка для натуры.


Модели и натуры:

  • гербарии;

  • муляжи;

  • набор строительных материалов (кубики);

  • коллекции ниток;

  • коллекция образцов бумаги и картона;

  • коллекция строительных материалов;

  • коллекция древесных пород;

  • коллекция тканей: лён, хлопок, шерсть, шёлк.



























Сводная таблица достижения предметных результатов обучения

попредмету «Ручной труд» в 1 классе

Стартовая диагностика 17.09.2015

Промежуточная диагностика 11.02.2016

Итоговая диагностика 24.05.2016



Разделы программы





Планируемые результаты

Фамилия, имя учащегося








1

2

3

4


Лещева Екатерина

Мамонов Константин



Индивидуальная работа с учащимися





ые представления


начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы

в






п






и






основы конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений;

в






п






и






представление об общих правилах создания предметов рукотворного мира: соответствии изделия обстановке, удобстве (функциональность), прочности, эстетической выразительности — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

в






п






и






общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;

в






п






и






основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, уважение к чужому труду и результатам труда;

в






п






и







знания и умения для творческой самореализации при изготовлении подарков близким и друзьям, художественно-декоративных и других изделий;

в






п






и






первоначальный опыт организации собственной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: анализа предлагаемой информации, планирования предстоящей практической работы, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов своей работы;

в






п






и






умение организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;

в






п






и






умение на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий в соответствии с поставленной задачей, экономно расходовать используемые материалы;

в






п






и







умение распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;

в






п






и






умение анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

в






п






и






умение отбирать и выполнять оптимальные и доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия;

в






п






и






навыки рациональной безопасной работы ручными инструментами: измерительными (рейсмус, штангенциркуль, транспортир, малка), чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож) и колющими (швейная игла, шило).





в






п






и










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!