СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса коррекционной школы 8 вида

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 1 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью ГКОУ «Варнавинская школа-интернат».

-требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 1) ГКОУ «Варнавинская ШИ».

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Основой для разработки рабочей программы является авторская программа А.К. Аксёновой, С.В. Комаровой, Э.В. Якубовской «Русский язык», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2013.Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.

Программа по русскому языку направлена на развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции, всестороннее развитие личности, учитывает особенности познавательной деятельности. Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основная цель предмета: развитие устной и письменной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, способствующее их адаптации в современном обществе; формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку.

Обучение в первом классе соответствует первому этапу обучения русскому языку и представлено уроками обучения грамоте, и носит элементарно-практический характер.

Задачи этого периода:

1.Формирование у обучающихся интереса к языку и первоначальных языковых обобщений.

2.Развитие зрительного и пространственного восприятия и моторных умений.

3.Выработка достаточно прочных навыков грамотного письма.

4.Развитие у обучающихся умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

5.Повышение уровня общего развития обучающихся.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период — период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их способность в овладении письмом и чтением во время букварных занятий. В это время у учащихся с нарушением интеллекта формируются и развиваются: фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, диалогической речи и графические умения — необходимые условия для успешного усвоения грамоты. Для детей, не посещавших дополнительный класс, в добукварный период начинается школьное обучение. Поэтому, кроме образовательных задач, перед учителем стоят не менее важные задачи содействия в адаптации детей к школе, школьному коллективу и правилам поведения в нем. В добукварный период уроки носят интегрированный характер. На каждом уроке учитель реализует несколько направлений коррекционной работы, предлагаются упражнения, направленные на подготовку учащихся к овладению навыком чтения и письма.

В букварный период у школьников с умственной отсталостью формируются первоначальные каллиграфические, графические и некоторые орфографические умения. Формирование первоначальных навыков письма проходит параллельно с формированием у них речевого слуха, коррекцией нарушений звуковой стороны речи, коррекцией недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков. Коммуникативные навыки первоклассников получают дальнейшее развитие, они учатся элементарному общению с учителем и одноклассниками, приобретают умение адекватно воспринимать речь окружающих и выполнять инструкции педагога, у них развивается способность различать тональность и мелодику звучащей речи, подражать взрослому в использовании интонационных средств выразительности.

Общая характеристика учебного предмета

Основными критериями отбора материала по русскому языку, рекомендованного для изучения в первом классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности.

Урок письма в первом классе проводится вслед за уроком чтения, что позволяет использовать уже полученные на уроках чтения знания. При обучении письму важно научить первоклассников правильному начертанию букв, соединению их в слоги и слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв.

Заглавные буквы изучаются параллельно со строчными. Параллельное изучение заглавной и строчной буквы продиктовано тем, что и при чтении, и при письме учащимся практически с первых уроков говорится о том, что предложение пишется с большой буквы. Сначала на это указывается в схемах предложений, потом и в записях предложений. Достаточно часто встречается большая буква в именах собственных.

Написание букв А, У, Н, В, Ш, И, К, Б, Ю, Чч, Ц, Щ (в рукописном варианте) предлагается изучать в упрощенном виде: уменьшается количество элементов буквы, сами элементы становятся более простыми. Написания остальных букв остаются без изменений. Это наглядно показано в Прописях (авторы Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.), обеспечивающих учебно-методическую базу данного предмета. Также в прописях дана наклонная линия (косая), для того чтобы дети не забывали о наклонном положении тетради при письме и, соответственно, для выработки у них правильного наклонного письма.

Первоклассникам предлагаются образцы написания по точкам, пунктирным линиям, тонким линиям. Начало и направление движения руки в процессе написания элементов букв и буквенных сочетаний показано стрелочками в прописях и демонстрируется учитель на доске.

Достаточно большое количество упражнений в период обучения письму направлено на перевод печатных букв в рукописные. По мере усложнения материала первоклассники начинают списывать слоги, слова и предложения. Эти задания способствуют выработке умения соотносить печатный и письменный шрифт, тренируют навык чтения слов, написанных печатными и письменными буквами.

Важнейшим условием овладения письмом является достаточная степень развития навыков звукового или звуко-буквенного анализа. Учителю необходимо стремиться к осознанному осуществлению детьми процесса звуко-буквенного анализа, выделения звуков и перевода их в графемы. После предварительного анализа учащиеся пишут буквы, слоги, слова и предложения, проговаривая их вслух.

В процессе обучения письму детей данной категории важно направить все усилия на преодоление имеющихся недостатков и максимальную коррекцию имеющихся нарушений. Большое внимание уделяется пониманию смысла речевого материала, с которым работают учащиеся. Этой цели подчиняется не только работа со словом, предложением, текстом, но и со звуком, слогом.

Для обеспечения благоприятных условий необходимо соблюдать общие гигиенические требования: правильное расположение тетради на парте, правильная посадка, правильное держание ручки в руке и т.д. Поскольку двигательный навык письма формируется у умственно отсталых первоклассников крайне медленно и требует большого напряжения всех сил ребенка, это вызывает необходимость проведения на уроке, как минимум, двух динамических пауз, выполнения с детьми гимнастики для пальцев и кистей рук, зрительной гимнастики, упражнений, направленных на ориентировку на листе бумаги. На уроках письма обязательно выполнение упражнения для развития тонкой моторики: штриховка, раскрашивание, обводка, дорисовывание по образцу и по точкам, рисование узора и бордюра по образцу. Выполняя эти задания, учащиеся отрабатывают двигательные навыки, координируют движения, тренируют зрительное восприятие.

Описание места предмета в учебном плане

Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В соответствии с Учебным планом ГКОУ «Варнавинская ШИ» рабочая программа в 1 классе рассчитана на 102 ч. в год (3ч. в неделю):

102 ч. в год (3ч. в неделю) – обязательная часть Учебного плана,

34 ч. (1час в неделю) – часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений

Планируемые результаты

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам:

-осознание себя как гражданина России;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

-положительного отношения к урокам русского языка;

-уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа;

-интереса к языковой и речевой деятельности;

-представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Русский язык»на конец обучения в 1классе:


Минимальный уровень:


Достаточный уровень:


  • различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;

  • списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.

различать звуки на слухи в собственном произношении;

писать строчные и прописные буквы;

списать с печатного и рукописного текста прочитанные и разобранные слова и предложения;

писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние – после звуко-слогового проговаривания).

Состав базовых учебных действий обучающихся.

Личностные базовые учебные действия:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

-стремление к безопасному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия:

-входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

-пользоваться учебной мебелью;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

-работать с учебными принадлежностями(инструментами)

-организовывать рабочее место;

-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

- оценивать действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-уметь писать;

- наблюдать;

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Содержание учебного предмета

Добукварный период

Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа

Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.

Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.

Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.

Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.

Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.

Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.

Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.

Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.

Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.

Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.

Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.

Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, СА — за, да — та и т.д.

Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.

Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).

Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.

Развитие зрительных и пространственных восприятий

Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).

Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат.

Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.

Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4).

Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету, форме или величине.

Развитие моторных умений

Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.

Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.

Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др.

Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.

Букварный период (письмо)

1-й этап

Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв.

Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя.

Изучение рукописного варианта строчных и прописных букв, разбор элементов букв. Написание элементов букв и самих букв, строчных и прописных. Образование и запись слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов.

Дифференциация и запись сходных звуков изолированно и в слогах: [м] - [н], ма — на. Запись слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.). Соотнесение записанного слова с предметом или с картинкой.

Составление и запись слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.

Составление и запись предложений из 1-2 слов.

Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.

Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого их протяжного проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова.

Запись под диктовку букв и слогов.

2-й этап

Повторение пройденных букв. Изучение новых букв в рукописном варианте: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь.

Умение составлять схему слова, слога. Записывать слоги и слова с опорой на схему после предварительного анализа.

Соотнесение буквы печатного и рукописного шрифта.

Дифференциация и запись букв, слогов, слов, с парными согласными, сходными по звучанию согласными, сонорными: ([с] - [з], [х] - [к], [р] - [л], [п] - [б]; са - за, ша - жа, коза - коса и др.); слогов и слов с мягкими и твердыми согласными (мы - ми, лы - ли, ны - ни, мыл - мил и т.д.); а также с и - й (мои - мой).

Образование и запись открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д.

Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).

Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.

Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

3-й этап

Повторение пройденных букв, изучение новых рукописных букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.

Составление схем слогов, слов и предложений. Запись слов и предложений с опорой на схемы после предварительного анализа.

Дифференциация и запись букв, слогов и слов схожих по произношению, оппозиционных: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих: [ф] - [в], [с] - [ц], [ч] - [щ]; ма - мя, му - мю, су - цу, ша - ща; цвет - свет, плач - плащ и др.

Образование и запись усвоенных ранее слоговых структур. Образование и запись слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и запись слов, состоящих из 1-3 слогов.

Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений из 3-4 слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей.

Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа.

Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку.

Контрольное списывание.

  1. Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и эле­ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион­но-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

В 1 классе используется качественная оценка, направленная на поощрение и стимулирование работы обучающегося без фиксирования балльной отметкой в Классном журнале. В это время контроль знаний, умений и навыков осуществляется через мониторинговые исследования по всем предметам с целью выявления уровня сформированности предметных результатов. Проводится мониторинг в начале года, в конце 1 полугодия, а также итоговый (по результатам промежуточной аттестации обучающихся) в форме контрольной работы. Данные мониторинга заносятся в диагностическую карту обучающегося, выявляется динамика формирования знаний, умений и навыков по предмету.

Планируемые предметные результаты на конец периода обучения грамоте

Достаточный уровень

  • различать звуки на слух и в собственном произношении;

  • читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

  • писать строчные и прописные буквы;

  • списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;

  • писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние - после звуко-слогового проговаривания).

Минимальный уровень

  • различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;

  • читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;

  • слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;

  • списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.

Тематическое планирование

Добукварный период (3ч. в неделю)

Кол-во ч.

Тема


Дата

Виды работ

I четверть

1

Дорисовывание праздничного букета по образцу и пунктирным линиям

2.09

Беседа с опорой на иллюстрацию «Праздник школы»


1

Дорисовывание травы, ягод, солнышка по образцу и пунктирным линиям

4.09

Имитация звуков животного мира (чириканье воробья, писк комара, жужжание шмеля, лай собаки, мяуканье кошки и т.п.)

1

Дорисовывание картины осени (дорисовывание недостающих элементов, выбор нужных цветов)

6.09

Беседа по картине «Волшебница-осень» (осенние краски)


1

Дорисовывание элементов рисунка произвольными линиями и рисование яичка по трафарету

8.09

Имитация голосов животных

Рассказывание сказки «Курочка Ряба» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя


1

Рисование Колобка по трафарету внутри дорожки

11.09

Имитация звуков животного мира

Рассказывание сказки «Колобок» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя

1

Обводка композиции из геометрических фигур по контуру, с использованием шаблонов или трафаретов

13.09

Называние предметов, изображённых на картинках, «чтение» условно-графической схемы слов


1

Знакомство с понятием «вертикальные и горизонтальные линии»

15.09


Подбор слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-графических изображений

Обводка репки по контуру. Соотнесение величины репки в сказке и ее дорисованного изображения

1

Рисование вертикальных и горизонтальных линий разных цветов по заданию учителя

18.09


«Чтение» условно-графической записи слов по порядку и в разбивку

Рассказывание сказки «Теремок» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя

Рисование кривых линий

1

Штриховка геометрических фигур наклонными линиями

20.09


Знакомство с понятием «наклонные линии» (использование терминов в речи учителя, а в речи детей – «палочка стоит», «палочка лежит»)

1

Письмо палочек

22.09

Беседа на тему «Домашние животные и их детёныши»

1

Письмо палочек с закруглением внизу.

25.09


Беседа по теме «Зоопарк»

Штриховка горизонтальными линиями по точкам

1

Письмо палочек с закруглением вверху.

27.09


Рассматривание картинок, придумывание и проговаривание имён детей

Составление по картинкам предложений из двух слов, их «чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической схеме

1

Письмо палочек с закруглением внизу и вверху.

29.09


Беседа на тему «Дежурство в классе» с опорой на иллюстрацию

1

Письмо элементов букв.

2.10


Беседа на тему «У нас соревнования» с опорой на иллюстрацию

Деление слов, обозначающих имена, на слоги и «чтение» их в условно-графической записи слитно и по слогам

1

Письмо элементов букв.

4.10


Рассказывание учителем сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с опорой на серию сюжетных картинок

Обводка и дорисовывание бордюра

Букварный период (письмо – 3 часа в неделю)

п/п

Кол-

во ч

Тема

Дата

Виды работ

1

Письмо строчной буквыа.

6.10


Знакомство с Прописями, тетрадным листом, разлиновкой, условными обозначениями. Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы а.

1

Письмо заглавной буквыА.

9.10


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы А.

1

Письмо строчной буквыу.

11.10


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы у.

1

Письмо заглавной буквыУ.

13.10


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы У.

1

Письмо звукоподражательных слов Ау, Уа, ау, уа.

16.10


Правила соединения букв. Написание звукоподражательных слов с большой буквы с восклицательным знаком в конце Ау! Уа!

Правила соединения букв.

1

Письмо строчной и заглавной буквы Мм.

18.10


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Мм. Написание слогов с изученными буквами. Правила соединения букв.

1

Письмо открытых и закрытых слогов с изученными буквами.

20.10


Закрепление написания изученных букв и слогов.

Правила соединения букв в слогах.

1

Закрепление написания открытых и закрытых слогов с буквами Аа, Уу, Мм.

23.10


Письмо закрытых слогов ам, ум. Правила соединения букв.

Написание слогов и слова мама.

1

Письмо строчной и заглавной буквы Оо.

25.10


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквыОо. Написание слогов с буквой Оо.

1

Письмо обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо.

27.10


Написание букв и слогов. Перекодирование букв и слогов из печатного шрифта в рукописный.

II четверть

1

Письмо строчной буквы х.

8.11


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы х. Написание слогов с буквой х.

1

Письмо заглавной буквы Х.

10.11


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Х. Написание слогов с буквой Х.

1

Письмо изученных слогов и слов.

13.11


Правила соединения букв. Написание звукоподражательных слов (Ау!, Му!, Ох!) и слов из трёх-четырёх букв (уха, муха). Списывание рукописного варианта слогов и слов.

1

Письмо строчной и заглавной буквы Сс.

15.11


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквыСс. Написание слогов с буквой Сс.

1

Закрепление написания обратных и прямых слогов с изученными буквами.

17.11


Правила соединения букв. Написание звукоподражательных слов, слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта.

1

Письмо строчной буквы н.

20.11


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы н. Написание слогов с буквой н.


Письмо заглавной буквы Н.

22.11



Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Н. Написание слогов с буквой Н.

1

Письмо изученных слогов и слов.

24.11


Написание слогов. Написание звукоподражательных слов-предложений с большой буквы и восклицательным знаком в конце. Написание имени с большой буквы. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения.

1

Письмо строчной буквы ы.

27.11


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ы. Написание слогов и слов с буквой ы.

1

Письмо изученных слогов и слов.

29.11


Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения.

1

Письмо строчной и заглавной буквы Лл.

1.12


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы л. Написание слогов и слов с буквой л.


Письмо строчной и заглавной буквы Лл.

4.12


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Л. Написание слогов и слов с буквой Л.

1

Письмо изученных слогов и слов.

6.12


Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Написание имён с большой буквы.

1

Письмо строчной буквы в.

8.12


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы в. Написание слогов и слов с буквой в.

1

Письмо заглавной буквы В.

11.12


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы В. Написание слогов и слов с буквой В.

1

Письмо изученных слогов и слов.

13.12


Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Написание имён с большой буквы.

1

Письмо строчной буквы и.

15.12


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы и. Написание слогов и слов с буквой и.

1

Письмо заглавной буквы И.

18.12


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы И. Написание слогов и слов с буквой И.

1

Письмо изученных слогов и слов.

20.12


Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Актуализация и проверка полученных знаний. Написание имён с большой буквы. Письмо под диктовку букв, слогов, слов, предложений.

1

Письмо строчной буквы ш.

22.12


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ш. Написание слогов и слов с буквой ш.

1

Письмо заглавной буквы Ш.

25.12


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ш. Написание слогов и слов с буквой Ш.Написание имён с большой буквы. Письмо под диктовку слогов и слов.

1

Письмо изученных слогов и слов.

27.12


Написание слогов и слов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Написание имён с большой буквы. Составление и письмо слов.

III четверть

1

Практические упражнения в написании слов со слогом ШИ.

10.01


Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта.

1

Письмо строчной буквы п.

12.01


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы п. Написание слогов с буквой п.

1

Письмо заглавной буквы П.

15.01


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы П. Написание слогов с буквой П.

1

Письмо изученных слогов и слов.

17.01


Вставка пропущенной буквы слово. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Написание имён собственных с большой буквы. Письмо под диктовку слогов и слов.

1

Письмо строчной буквы т.

19.01


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы т. Написание слогов с буквой т.

1

Письмо заглавной буквы Т.

22.01


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Т. Написание слогов с буквой Т.

1

Письмо изученных слогов и слов.

24.01


Дифференциация схожих по написанию букв. Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Написание имён с большой буквы. Письмо под диктовку слогов и слов.

1

Письмо строчной буквы к.

26.01


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы к. Написание слогов и слов с буквой к.


Письмо заглавной буквы К.

29.01


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы К. Написание слогов и слов с буквой К.

1

Письмо изученных слогов и слов.

31.01


Написание слогов и слов. Вставка пропущенной буквы в слово. Практические упражнения в записи слов ед. и мн. числа ((утка – утки). Практические упражнения в написании имён собственных.

1

Письмо строчной буквы з.

2.02


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы з. Написание слогов и слов с буквой з.


Письмо заглавной буквы З.

5.02


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы З. Написание слогов и слов с буквой З.

1

Дифференциация звуков З и С. Письмо изученных слогов и слов.

7.02


Написание слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов и слов. Практические упражнения в записи слогов (за – са), слов (коза – коса). Практические упражнения в написании имён собственных.

1

Письмо строчной буквы р.

9.02


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы р. Написание слогов и слов с буквой р.

1

Письмо заглавной буквы Р.

12.02


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Р. Написание слогов и слов с буквой Р.

1

Дифференциация звуков Р и Л. Письмо изученных слогов и слов.

14.02


Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов и слов.

1

Письмо строчной буквы й.

16.02


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы й. Написание слогов и слов с буквой й.

1

Дифференциация звуков и и й. Письмо изученных слогов и слов.

26.02


Написание слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта.

1

Письмо строчной и заглавной буквы ж Ж.

28.02


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Жж. Написание слогов и слов с буквой Жж.

1

Дифференциация звуков Ж и Ш. Письмо изученных слогов и слов.

2.03


Написание слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. Вставка пропущенной буквы в слово. Практические упражнения в написании слогов жи – ши, слов с этими слогами. Составление и запись предложений с опорой на схему.

1

Письмо строчной буквы б.

5.03


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы б. Написание слогов и слов с буквой б.

1

Письмо заглавной буквы Б.

7.03


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Б. Написание слогов и слов с буквой Б.

1

Дифференциация звуков Б и П Письмо изученных слогов и слов.

9.03


Написание слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Составление и запись предложений с опорой на схему.

1

Письмо строчной буквы д.

12.03


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы д. Написание слогов и слов с буквой д.

1

Письмо строчной и заглавной буквы Дд.

14.03


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Д. Написание слогов и слов с буквой Д.

1

Дифференциация звуков Д и Т Письмо изученных слогов и слов.

16.03


Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенного слова в предложение с опорой на иллюстрацию, начало предложения и схему слова.

1

Письмо строчной буквы г.

19.03


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы г. Написание слогов и слов с буквой г.


Письмо заглавной буквы Г.

21.03


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Г. Написание слогов и слов с буквой Г. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию.

1

Дифференциация звуков Г и К Письмо изученных слогов и слов.

23.03


Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений.

IV четверть

1

Письмо строчной буквы ь.

2.04


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ь. Написание слов с буквой ь. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию.

1

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.

4.04


Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Письмо под диктовку слогов, слов.

1

Письмо строчной и заглавной буквы Ее.

6.04


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ее. Написание слов с буквой Ее. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию.

1

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.

9.04


Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов.

1

Письмо строчной и заглавной буквы Яя.

11.04


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Яя. Написание слов с буквой Яя. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию.

1

Дифференциация букв А и Я. Письмо изученных букв, слогов, слов.

13.04


Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Письмо под диктовку слогов, слов.

1

Письмо строчной и заглавной буквы Юю.

16.04


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Юю. Написание слов с буквой Юю. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию.

1

Дифференциация букв У и Ю. Письмо изученных букв, слогов, слов.

18.04


Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Письмо под диктовку слогов, слов.

1

Письмо строчной и заглавной буквы Ёё.

20.04


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ёё. Написание слов с буквой Ёё. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию.

1

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.

23.04


Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Вставка пропущенных слов в предложения. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов.

1

Письмо строчной буквы ч.

25.04


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ч. Написание слогов и слов с буквой ч.

1

Письмо заглавной буквы Ч.

27.04


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ч. Написание слогов и слов с буквой Ч.

1

Письмо изученных букв, слогов, слов. Практические упражнения в написании слов с ча и чу.

30.04


Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Письмо под диктовку слогов, слов.

1

Письмо строчной и заглавной буквы Фф.

2.05


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Фф. Написание слогов и слов с буквой Фф. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию.

1

Дифференциация слогов и слов с В и Ф. Письмо изученных букв, слогов, слов.

4.05


Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Вставка пропущенных слов в предложения. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов.

1

Письмо строчной и заглавной буквы Цц.

7.05


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Цц. Написание слогов и слов с буквой Цц. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию.

1

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.

11.05


Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Вставка пропущенных слов в предложения. Письмо под диктовку слогов, слов.

1

Письмо строчной и заглавной буквы Ээ.

14.05


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ээ. Написание слогов и слов с буквой Ээ.

1

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.

16.05


Списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Вставка пропущенных слов в предложения. Письмо под диктовку слогов, слов.

1

Письмо строчной буквы щ.

18.05


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы щ. Написание слогов и слов с буквой щ.

1

Письмо заглавной буквы Щ.

21.05


Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Щ. Написание слогов и слов с буквой Щ.

1

Практические упражнения в написании слов с ча, ща, чу, щу.

23.05


Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Вставка пропущенных слов в предложения. Письмо под диктовку слогов, слов.

1

Письмо строчной буквы ъ.

25.05

Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ъ. Написание слов с буквой ъ. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию.

1

Написание слов с ь и ъ знаком.

28.05


Написание слов с буквой ъ. Написание слов с ь и ъ знаком. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию.

1

Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.

30.05

Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных слов в предложения. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов.

Метериально-техническое обеспечение

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы по русскому языку для первого класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), представлено следующими объектами и средствами:

1. Учебно-методическое обеспечение:

- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Первый класс. Русский язык. Чтение (обучение грамоте). Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

2. Учебник:

- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.

3. Рабочая тетрадь:

- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Прописи для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 3-х ч.

4. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

- электронная форма учебника: Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.

5. Технические средства:

- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет).

6. Учебно-практическое оборудование:

- касса букв и слогов;

- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);

- наборы предметных и сюжетных картинок;

- карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);

- слоговые таблицы;

- дидактические игры;

- образца написания букв;

- мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;

- конструктор.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!