СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 10 класс с контрольно-измерительными материалами

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 10 класс»

«Согласовано» «Утверждаю»

Замдиректора по УВР МБОУ СОШ № 5 Директор МБОУ СОШ № 5

г.Гусиноозёрска: г.Гусиноозёрска:

__________ Павлова Т.А. _________ Гапоненко А.И.

«___ « _______ 2018 г. Приказ № ____ от

«___» _______2018 г.





Рабочая программа



Предмет: русский язык

Класс: 10

Количество часов: всего: 70; в неделю: 2

Авторы учебника: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, М.: Просвещение, 2017 г.

Учитель: Е.С.Астраханцева



Рассмотрена

на заседании МО

Руководитель МО:_______

Григорьева Л.И.

Протокол № ____ от

«____» ________ 2018 г.











2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»; федерального компонента государственного образовательного стандарта; Основной образовательной программы школы «От идеи до практики»; примерной учебной программы по русскому языку, учебника «Русский язык. 10 - 11 классы» под редакцией А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. М.: Просвещение, 2017 г.; материалов национально-регионального компонента в соответствии с учебным планом школы на 2018 - 2019 учебный год.

Являясь формой хранения и средством усвоения информации, русский язык выполняет особые функции и занимает одно из ведущих мест среди учебных предметов. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Русский язык – родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык – один из мировых языков. Он активно функционирует в современном мире, является одним из официальных, рабочих языков ООН и других международных организаций.

Русский язык – один из наиболее богатых и развитых языков мира. На русском языке созданы произведения, являющиеся золотым фондом русской культуры и литературы, получившие мировую известность и признание.

Всё это определяет значимость изучения русского языка как науки и как средства познания мира и человека в нём, средства приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, а также к культурно-историческому опыту человечества.

Выполняя требования Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, ориентироваться на регулирование становления личностных характеристик выпускника средствами изучаемого предмета, программа учебного предмета «Русский язык и литература» предусматривает включение тем и заданий, направленных:

- на формирование уважения к своей стране, своему народу, его культуре и традициям;

- на воспитание признания ценности семьи, осознание себя гражданином России, понимание многонациональности Российского государства, сопричастности общечеловеческим ценностям;

- на развитие креативности и умения критически оценивать информацию, полученную из различных источников;

- на понимание ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

- на обучение научным методам познания окружающего мира;

- на развитие творчества и инновационную деятельность;

- на формирование готовности к сотрудничеству, на обучение учебно-исследовательской, проектной и информационно-познавательной деятельности;

- на осознание обучающимися себя личностью, пробуждение социальной активности, осознание собственной ответственности перед семьёй, обществом, государством, человечеством.

Целями изучения предмета «Русский язык» являются:

- формирование российской гражданской идентичности обучающегося средствами русского языка;

- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

- сформированность представлений о роли языка в жизни общества, государства; приобщение через изучение русского языка к ценностям национальной и мировой культуры; формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- способность свободно общаться в различных формах и форматах на разные темы, свободно использовать словарный запас;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания, в том числе средству познания основ своей и других культур и уважительного отношения к ним;

- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и умелое использование богатейших возможностей русского языка при соблюдении языковых норм;

- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка, умение правильно и уместно их использовать в разных условиях общения;

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

-- сформированность умений написания текстов различных жанров на различные темы, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающегося;

- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений (в том числе языкового анализа художественного текста);

- владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознания художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционально-личностного восприятия и интеллектуального понимания;

- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;

- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

Одна из важнейших задач обучения русскому языку и литературе в старших классах заключается в том, чтобы учащиеся могли более полноценно и многоаспектно использовать языковой анализ образцовых художественных текстов, изучаемых в школе. Такая работа будет служить основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей, эффективным способом приобщения учащихся к нравственным, эстетическим, мировоззренческим ценностям литературы, что окажет положительное влияние на формирование личности учащихся.

Содержание курса обусловлено реализацией системно-деятельностного подхода. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса, на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Курс русского языка призван завершить формирование представлений о системе языка, его уровнях и изобразительно-выразительных возможностях, поэтому теоретический материал преподносится крупными блоками. Курс выстроен таким образом, чтобы прослеживалась взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как о системе, тем самым формировалось системное мышление обучающихся и достигалась полнота единой картины мира, отражённая в максимальном объёме языковых средств, доступных языковой личности для выражения мысли и осознания процессов формирующегося мировоззрения на этапе старшей школы.

Особое внимание в данном курсе уделяется подбору текстов из произведений, изучаемых в школе, для лингвистического и литературоведческого анализа.

Тесная связь с литературой, литературоведческим анализом художественного произведения обеспечивает качественное формирование универсальных учебных действий, к числу которых относятся:

- личностные, обеспечивающие жизненное, личностное, профессиональное самоопределение обучающихся и формирование ценностного отношения к миру и человеку в этом мире;

- регулятивные, обеспечивающие организационно-практическую способность и готовность обучающегося на этапе старшей школы к ведению своей учебно-познавательной деятельности от этапа планирования до этапа получения результата, допуская этап возможной коррекции, а также прогностический и эвристический шаги, обеспечивающие творческий подход к решению нестандартных языковых, межпредметных, этнокультурных и поликультурных заданий с опорой на имеющийся уровень сформированных у школьника компетентностей (лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой);

- познавательные, обеспечивающие способность к познанию и работе с информацией;

- коммуникативные, обеспечивающие способность обучающегося осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявлять толерантность в общении, соблюдать правила вербального и невербального общения в конкретной речевой ситуации.

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи предназначены такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Изучение русского языка и литературы как единого предмета даёт возможность для формирования индивидуальной готовности обучающихся самостоятельному получению знаний и дальнейшему непрерывному образованию

Включение в число заданий исследовательских и проектных работ, проблемных вопросов к текстам упражнений, соотнесение языковой основы литературного текста с его идейным замыслом позволяет планомерно решать поставленные задачи формирования познавательных универсальных учебных действий и готовить обучающихся к непрерывному обучению в течение всей его профессиональной жизни.

Большую роль в освоении курса русского языка и литературы играют информационные технологии. Это одно из важнейших условий освоения предложенного обучающимся учебного материала. Подготовка презентации как вид самостоятельного коммуникативного взаимодействия – важнейшая форма формирования коммуникативной компетенции и решения коммуникативных учебных действий, способ достижения метапредметных результатов в ходе обучения русскому языку. При создании учебной презентации учащийся овладевает умением анализировать имеющуюся у него информацию, учится различным способам сокращения текста сообщения, учится соотносить текст на экране презентации с текстом, произносимым в это время перед слушателем. Он учится экономно-выразительному подбору иллюстративного оформления тестовой информации.

Не менее значимую роль для освоения современного курса русского языка играет вооружение учащихся навыками самостоятельного получения и обработки информации. Электронные образовательные ресурсы, электронные словари, электронные библиотеки, электронные научные и научно-популярные порталы как естественное продолжение работы с учебником в ходе освоения программы развивают обучающегося и дают ему возможность в зоне удаленного доступа общаться с мировым сообществом, что становится актуальным в условиях глобализации мирового экономического, политического и образовательного пространств и требуют от него четкости, краткости и точности в общении, толерантности в выборе языковых средств, культуры личности, которая в интернет-формате ассоциируется с культурой речи, так как является единственным маркером собеседника в дистанцированном общении.

Программа содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование речевых умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Программа предусматривает создание оптимальных условий для выявления развития и реализации способностей одарённых детей; приобщение их к научно-исследовательской деятельности; в подготовке к участию в предметных олимпиадах, турнирах; обучение редакционной деятельности в процессе создания рефератов; ознакомление обучающихся с новинками периодических изданий; подготовка презентаций выступлений обучающихся; обучение приёмам эффективной самостоятельной работы над языком; ознакомление со способами самоконтроля с применением дисков и программ;

создание условий для успешного усвоения учебных программ всеми учащимися; формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду; отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников; изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учёбе и слабой мотивации; создание атмосферы особой доброжелательности и успешности.

К программе прилагается план работы с одарёнными и слабоуспевающими учащимися.

Содержание тем учебного курса

Введение

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

Лексика. Фразеология. Лексикография

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексикография.

Фонетика. Графика. Орфоэпия

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.

Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.

Фонетический разбор.

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.

Морфемика и словообразование

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.

Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке.

Морфология и орфография

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Орфография

Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетание сч, зч, шч, жч, стч, здч. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки при- и пре-. Гласные и и ы после приставок. Употребление ъ и ь. употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.

Самостоятельные части речи

Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Число имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на –ий. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имён числительных. Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.

Глагол. Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов.

Причастие. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия, оканчивающиеся на шипящий. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное правописание наречий.

Служебные части речи

Предлог. Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

Частицы. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не и ни, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи.

Повторение и обобщение пройденного

Планируемые результаты изучения предмета

В результате изучения русского языка ученик научится::

- различать основные единицы языка, их признаки и взаимосвязь;

- применять орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

- владеть приёмами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, редактировать собственные тексты, выступать перед аудиторией с докладом;

- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата, анализировать причины коммуникативных неудач, уметь их объяснять и предупреждать их возникновение;

- употреблять языковые средства в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения;

- анализировать научные (учебно-научные, научно-популярные), официально-деловые, публицистические тексты и тексты других функциональных разновидностей языка с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

- распознавать тексты научного, официально-делового, публицистического стилей и тексты других функциональных разновидностей языка по их экстралингвистическим и лингвистическим признакам;

- создавать учебно-научные, официально-деловые, публицистические тексты ( в устной и письменной форме) и тексты других функциональных разновидностей языка с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

- выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка;

- проводить анализ фрагментов прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств;

- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, точности, чистоты, богатства, выразительности, соответствия литературным нормам;

- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

- осуществлять выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения;

- соблюдать в собственной речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические и стилистические нормы современного русского литературного языка;

- осуществлять речевой самоконтроль; анализировать собственную речь с точки зрения её эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач;

- владеть разными способами редактирования текстов;

- соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения;

- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни;

- опознавать единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях художественной литературы и исторических текстах.

УМК

Учебно-методический комплект

1.Власенков.А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень. – М. : Просвещение, 2011.

2. Власенков. А.И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» : книга для учителя. – М. Просвещение, 2007.

3.Цветкова. Г.В. «Поурочные планы по учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. 10 класс. – Волгоград, 2012.

4.Войлова.К.А. Русский язык. Культура речи : тематическая тетрадь. – М. : Дрофа, 2008.

5.Дунаев А.И. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников. – СПб : САГА : Азбука-классика, 2008.

6.Единый государственный экзамен. 2011. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся. – М. : Интеллект-Центр, 2011.

7.Козловская М.В. Русский язык. Анализ текста : пособие для подготовки к Единому государственному экзамену. – СПб. : САГА : Азбука-классика, 2008.

8.Мазнева О.А. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания : пособия для старшеклассников. – М. : Дрофа, 2008.

9.Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: 10-11 классы : рабочая тетрадь. – М. : ТЦ «Сфера», 2009.

10.Русский язык в школе : журн. – 2007. - № 5.

11.Антонова С.В..Русский язык : задания типа ЕГЭ : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Вентана-Граф, 2008.

12.Попова Г.П. «Русский язык. 5-11 классы. Диктанты». Волгоград., 2015.

Словари и справочники

1.Букчина Б.З. Орфографический словарь русского языка. М.,2010.

2.Каленчук М.Л., Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка М., 2012.

3. Касаткин Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку. М., 2010.

4.Крысин Л.П.Толковый словарь иноязычных слов. М., 2010.

5.Лопатин В.В. Русский орфографический словарь М., 2010.

6.Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 2006.

7.Николина. Н.А. Школьный словарь лингвистических терминов. М., 2012.

8. Николина. Н.А. Школьный морфемный словарь русского языка. М., 2010.

9.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка. М., 2010.

10.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. словарь трудностей русского языка. М., 2003.

11.Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. М., 2005.

12.Семенюк А.А., Семенюк И.А. Школьный словарь синонимов русского языка. М., 2013.

13. Семенюк А.А., Семенюк И.А. Школьный толковый словарь русского языка. М., 2010.

14.Скворцов Л.И. Школьный словарь по культуре русской речи. М., 2010.

15.Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. М., 2003.

16.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов. М., 2004.

17.Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный этимологический словарь русской фразеологии. М., 2011.

18.Энциклопедический словарь-справочник: выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред.А.П.Сковородникова.М., 2009.



Дополнительная литература

1.Богданова Г.А. Русский язык без репетитора: в 2 ч. М., 2012.

2.Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 2009.

3.Воронина Н.В., Егорова Т.В. 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку. М., 2013.

4.Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. М., 2010.

5.Колесов В.В. Гордый наш язык… СПб, 2009.

6.Крысин Л.П. Жизнь слова. М., 2008.

7.Николина Н.А. Великие имена: русские лингвисты. М., 2008.

8.Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. М., 2009.

10.Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы. М., 2006.

11.Шанский Н.М., Мазмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. М., 2013.

12.Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов.



Электронные информационные ресурсы

1.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: электронный учебник.

2.Методический раздел издательства «Русское слово»: русское-слово.рф.

3.Справочно-информационный портал «Грамота»: www.gramota.ru.

4.Спраочный портал по русскому языку «Культура письменной речи»: www.gramma.ru.

5.Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ): feb-web.ru.

6.Федеральный институт педагогических измерений.: old.fipi.ru.

7.Электронная версия газеты для учителя «Первое сентября»: ps.1september.ru.

8.Единое окно доступа к образовательным ресурсам: window.edu.ru.

9.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: scool-collection.edu.ru.





Структура курса по русскому языку в 10 классе

На изучение предмета отводится:

Количество часов в неделю – 2 час

Количество часов в год – 70 часов

Количество часов в 1 четверти – 18 часов

Количество часов во 2 четверти – 14 часов

Количество часов в 3 четверти – 20 часов

Количество часов в 4 четверти – 18 часов









































Учебно-тематический план

п/п

те

мы

тема

к-во

час

домашнее

задание

дата

план

факт


1

1

Роль языка в обществе

1ч.

упр.5

02.09



2

2

«Язык каждого народа создан самим народом» (К.Д.Ушинский)

1ч.

упр.14

04.09


3

3

История развития русского языка

1ч.

упр.16

09.09


4

4

Периоды в истории развития русского языка

1ч.

упр.20

11.09


5

5

Контрольный диктант № 1

1ч.


16.09


6

6

Стилистические функции устаревших форм слова

1ч.

упр.24(1ч.)

18.09


7

7

Культура речи

1ч.

упр.30

23.09



8-

9

8-

9

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии по вопросам и заданиям учебного пособия

2ч.

упр.32

25.09

30.09


10-11

10-11

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

2ч.

упр.36

02.10

07.10


12-13

12-13

Принципы русской орфографии

2ч.

упр.38

09.10

14.10


14-15

14-15

Фонетический разбор

2ч.

упр.47

16.10

21.10


16-17

16-17

Тематический контроль

2ч.

упр.55

23.10

28.10


18

18

Сферы употребления русской лексики

1ч.

упр.64

30.10


19

19

Исконно русская и заимствованная лексика

1ч.

упр.67

11.11


20

20

Русская фразеология

1ч.

упр.68, 69

13.11


21

21

Лексические и фразеологические словари

1ч.

упр.72

18.11


22-23

22-23

Контрольный диктант № 2 с лексико-грамматическими заданиями и анализ диктанта

2ч.


20.11

25.11


24-25

24-25

Повторение. Морфемика и словообразование

2ч.

упр.80, 82

27.11

02.12


26-27

26-27

Способы словообразования. Словообразовательный анализ как одно из средств овладения орфографическими нормами. Словообразование знаменательных частей речи

2ч.

упр.78, 79

04.12

09.12


28-29

28-29

Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием и анализ контрольного диктанта

2ч.


11.12

16.12


30

30

Выразительные словообразовательные средства

1ч.

упр.70

18.12


31-33

31-33

Обобщающее повторение частей речи: их грамматических значений, грамматических форм и синтаксических функций. Тест по теме «Части речи»

3ч.

упр.71, составить словарный диктант

23.12

25.12


34-35

34-35

Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий

2ч.

упр.88

27.12

29.12


36-38

36-38

Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи

3ч.

упр.81, выписать примеры из литературы

13.01

15.01

20.01


39-40

39-40

Правописание не и ни с разными частями речи

2ч.

упр.87

22.01

27.01


41-42

41-42

Правописание наречий

2ч.

упр.108, 109

29.01

03.02


43-44

43-44

Слитное, раздельное и дефисное написания

2ч.

упр110

05.02

10.02


45-46

45-46

Ь на конце слов после шипящих

2ч.

упр.92

12.02

17.02


47

47

Имя существительное

1ч.

упр.97

19.02


48

48

Имя прилагательное

1ч.

упр.99

24.02


49

49

Имя числительное

1ч.

упр.106

26.02


50

50

Контрольная работа

1ч.


09.03


51

51

Местоимение

1ч.

словарный диктант

11.03


52

52

Служебные части речи. Союзы и предлоги

1ч.

упр.111

16.03


53-55

53-55

Правописание глаголов

3ч.

упр.101, 102

18.03

20.03

06.04


56-58

56-58

Правописание причастий и деепричастий

3ч.

упр.103, 104, 105

08.04

13.04

15.04


59-60

59-60

Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием и анализ диктанта

2ч.

упр.107

20.04

22.04


61

61

Что такое текст?

1ч.

составить план текста

27.04


62

62

Способы и средства связи между частями текста

1ч.

упр.114

29.04


63

63

Типы речи

1ч.

упр.112

04.05


64

64

Речеведческий анализ текста

1ч.

анализ текста

06.05


65

65

Научный стиль речи

1ч.

составить статью

11.05


66

66

Конспект. Тематический конспект. Реферат

1ч.

упр.113

13.05


67-68

67-68

Итоговый контрольный диктант и его анализ

2ч.


18.05

20.05


69-70

69-70

Заключительные уроки

2ч.


25.05

27.05












































Контрольно-измерительные материалы

(КИМ)













Контрольный диктант № 1 ( к уроку № 5 )

Цель: проверить знания по орфографии, пунктуации, морфологии и словообразованию)

Вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого однозвучного шума, похожего на очень отдалённый гром. Вместо чудовищной ломки, столкновений и дружеского натиска, вы видите безмятежно лежащие, неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега. Поверхность реки изрыта и взбудоражена, точно по ней прошёлся великан-пахарь и тронул её своим громадным плугом. Воды не видно ни капли, а только лёд, лёд и лёд. Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова, и кажется, что мост вместе с вами и с публикой куда-то уходит. Тяжёлый мост мчится вдоль реки вместе с берегами и рассекает своими быками груды льда. Вот одна большая льдина, упёршись о бык, долго не пускает мост бежать от неё, но вдруг, как живая, начинает ползти по быку вверх, прямо к нашему лицу, словно хочет проститься с вами, но, не выдерживая своей тяжести, ломается на два куска и бессильно падает. Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко, в страшную Волгу, где, насмотревшись ужасов, они умрут, обратятся в ничто.

Скоро холмы начинают редеть, и между льдинами показывается тёмная, стремительно бегущая вода. Теперь обман исчезает, и вы начинаете видеть, что надвигается не мост, а река. К вечеру река уже почти совсем чиста ото льда.

З а д а н и я:

1.Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

2.Выполните морфологический разбор любого глагола.

3.Выполните разбор слов по составу: изломанного, выдерживая, показывается.

















Тематический контроль (к уроку № 12 )

Цель: проверка знаний учащихся по изученное теме.

1.Выполните фонетический разбор слов: объединение, разъезд.

2.Выполните морфемный разбор слов: перевёртываться, размышление, восклицающий.

3.Вставьте пропущенные буквы: бл..стит, к..снулся, р..стут, разг..релся, пр..брежный, пр..клеить, пр..бежать, пр..милый, пл..вец, ра..бить, и..печь, во..лагать, заж..гать, подск..чить, скл..ниться.

4.Вставьте пропущенные буквы в словосочетания: деш..вые т..вары, тяж..лый ж..рнов, зел..новатый крыж..вник, совес..но слушать, шерстя..ое платье, оловя..ый солдатик, соколи..ая охота, книга прочита..а, написа..ое письмо, краше..ый ребятами забор.

5.Запишите слова в фонетической транскрипции: якорь, чёрный, аллея, могучего, мороз, усмехаться, примечания, жюри, поездка, поверхностный, собираться.

6.Спишите слова, поставьте в них ударения: досуг, невролог, пуловер, рефлексия, астролог, астроном, инструмент, ходатайство, обеспечение, украинский, фетиш, дефис, искра, дремота, зевота, бюрократия, возвеличение, озвучение, наотмашь, донельзя, задолго, искони, мельком, сосредоточение, упрочение, еретик, оптовый, благовест, жалюзи.































Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями (к уроку № 17)

Цель: определить уровень изученного материала.

Ладожское озеро

Самое большое озеро в Европе раскинулось на площади величиной с пол-Швейцарии у самого Балтийского моря. С юга на север протянулось оно на двести двадцать километров, а в ширину достигает восьмидесяти. Глубина Ладоги местами превышает двести метров.

На Ладоге много островов, самый знаменитый – Валаам. Скалистые берега острова круто, почти отвесно, опускаются в воду и уходят в на полтораста метров глубину. Здесь новгородские монахи основали монастырь ещё в четырнадцатом веке. Удивительные по своей красоте бронзовые мачтовые сосны на гранитных куполах скал и памятники старины привлекают сюда множество туристов.

В южной части озера есть необычный маленький островок Сухо. Это единственный здесь остров искусственного происхождения. В восемнадцатом веке по приказу Петра Первого его соорудили из каменных глыб на месте опасной мели, которая мешала судоходству.

Грамматическое задание к тексту:

- Определите тему и основную мысль текста.

- Определите стиль речи, обоснуйте своё мнение.

- Определите тип речи, обоснуйте своё мнение.

- Произведите фонетический разбор слов: Европа, опускаются, происхождение.























Контрольный диктант с грамматическим заданием (к уроку № 20)

Дубечня – так называлась наша первая железнодорожная станция – находилась в семнадцати верстах от города. В течение нескольких часов я шёл туда пешком, и на протяжении всей дороги ярко зеленели озимь и яровые, охваченные утренним солнцем.

В Дубечне штукатурили внутри станцию и строился верхний деревянный этаж у водокачки. Было довольно-таки жарко, и рабочие вяло бродили по кучам щепок и мусора. Ни одного дерева не виднелось вокруг.

Походив часа два, я заметил, что от станции куда-то вправо шли телеграфные столбы, которые через полверсты оканчивались у белого каменного забора. Рабочие сказали, что там контора, и я, подумав, решил, что нужно идти именно туда.

Это была очень старая и, как оказалось, давно заброшенная усадьба. В ворота был виден просторный двор, поросший бурьяном, и старый барский дом с высокой крышей, рыжей от ржавчины.

Позади старинного дома был большой сад, уже одичавший, заглушенный выросшей травой и кустарником.

Я прошёлся по террасе, ещё крепкой и красивой. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли тополи, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. Чем дальше вглубь, тем было просторнее.

Сад, всё больше редея и переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки. По ту сторону речки находилась деревушка Дубечня. Голубой плес манил к себе, обещая прохладу и покой. И теперь всё это: и плес, и мельница, и уютные берега – принадлежало инженеру.

Грамматическое задание

1.Озаглавьте текст.

2.Выполните синтаксический разбор первого предложения.

3.Выполните фонетический разбор слов ещё.

4.Выполните морфологический разбор любой самостоятельной части речи.

5.Выпишите 3 причастия и разобрать их по составу.









Тест (к уроку № 22)

1.Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -уш-(-ющ-) или –ащ-(-ящ-)

а) ре..щий, кол..щий, стел..щий б) стро..щий, гон..щий, мол..щий

2.Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ем-(-ом-) или –им-

а) пробива..мый, перестраива..мый, леле..мый б) стро..мый, перевоз..мый, вид..мый

3.Укажите гласную в причастиях прошедшего времени перед формообразующими суффиксами

а)закач..нный – закач..вший (газ в баллон) б) прове..нное – прове..вший (на току зерно)

4.Каким словам – причастиям или прилагательным – принадлежат краткие формы в цепочках?

а) Девочка умна и воспита..а; дети вежливы и необразова..ы.

б) Девочка воспита..а, к сожалению, одной мамой; фирма не образова..а вновь, а лишь реконструирова..а.

5. В каких словосочетаниях пишется –нн-?

а) мочё..ые яблоки; б) вымоче..ое в уксусе филе; в) сельдь вымоче..а в молоке.

6.В каких словосочетаниях пишется –н-?

а) кипячё..ое молоко; б) кипячё..ое на медленно могне молоко;

в) вскипячё..ое молоко; г) некипячё..ое молоко.

7. Вставьте пропущенные буквы.

а) Грохот колёс отозвался гулким эхом на огромном, мощё..ом дворе.

б) Как-то однажды сестра Саша попросила меня пересмотреть старый сундук, наполне..ый книгами, оставшимися от отца и испещрё..ыми на полях его замечаниями, и тетрадями, исписа..ыми его рукою, которые она свято хранила и перечитывала.

8.Раскройте скобки согласно правилам правописания не с причастиями.

а) Вспоминает (не) конченный путь, слишком рано оборванный праздник.

б) Груда (не)читанных газет валялась на столе и уже покрывалась пылью и трубочным пеплом.

в) А двоечников – человек пять. Они лежат на койках, тусклые, как (не)чищенная год бляха.





Контрольный диктант № 4 (к уроку № 31)

Весна наступила в этом году ранняя, дружная. Побежали по деревенским улицам бурливые ручейки, вертя вокруг встречных каменьев щепки и гусиный пух; в огромных, блестящих на солнце лужах отразилось голубое небо. Воробьи, собиравшиеся группами на придорожных ветлах, кричали удивительно громко и торжествующе. Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.

Снег сошёл, оставшись ещё кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. Из-под него выглянула обнажённая земля, отдохнувшая за зиму, поглотившая много влаги и теперь полная свежих соков. Над окрестными нивами лился лёгкий парок, наполнивший воздух могучим пьяным запахом весны.

Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть, исполненная беспокойных ожиданий и смутных предчувствий – поэтическая грусть. В эти весенние дни образ Олеси не выходил из моей головы. Мне нравилось вызывать в своём воображении её то суровое, то лукавое, то сияющее улыбкой лицо, её молодое тело, выросшее в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки.

Как только немного высохли лесные тропинки, я отправился в избушку на курьих ножках. Поравнявшись с избушкой, я, как и предполагал, застал обеих женщин дома. Старуха некоторое время внимательно и сердито вглядывалась в меня. Я тотчас же вручил ей чай и сахар. Это подействовало на неё смягчающим образом; она продолжала ворчать, но уже не в прежнем, непримиримом тоне.

Олеся села за пряжу. Левой рукой она быстро сучила белую мягкую, как шёлк, кудель, а в правой у неё с лёгким жужжанием крутилось веретено.

После ужина Олеся пошла проводить меня.

Пройдя узкую тропинку, бежавшую через расстилавшиеся вокруг избушки болота, мы вышли на лесную дорогу, всю изборождённую колеями, полными воды, в которой отражался пожар догорающей вечерней зари.

Олеся с готовностью согласилась выполнить мою просьбу – показать мне своё искусство. Рука её сделала едва заметное движение, и я ощутил в мякоти руки раздражающее прикосновение острого лезвия. Кровь тотчас же выступила во всю ширину пореза. Олеся, низко склонившись к ране лицом, стала быстро шептать что-то. Когда она выпрямилась, то на пораненном месте осталась только красная царапина.









Итоговый контрольный диктант (к уроку № 34 )

Люди давно подметили необычную быстроту роста тополей, крупные размеры, любовались их красотой, охотно обсаживали ими плотины или берега прудов и водоёмов, улицы и дороги. В озеленении городов тополя, кстати использовались не только из-за быстрого роста, но из-за своей неприхотливости, а также способности легко размножаться черенками. Посадил весной небольшой тридцатисантиметровый черенок тополя, а к осени без особого ухода это уже двух-, а то и трёхметровое деревце. Как не сажать такое растение? Ведь в последующие годы оно почти не убавит темпов роста. А пройдёт несколько лет, и перед вами большое тенистое дерево.

Мало где встретишь теперь тополь, а вместе с ним и нарекания на его пух. Нередко в начале лета можно услышать разражённые возгласы прохожих: «Опять эти тополя!» Много нелестных эпитетов люди отпускают по адресу тополя, не зная о том, что это растение двудомное, имеющее мужские экземпляры и женские. Цветут они в одно и то же время, ранней весной, ещё до распускания листьев. Красноватые серёжки тополей с мужскими цветками, развеяв пыльцу, опадают, не причиняя особых хлопот людям, тогда как жёлто-зелёные серёжки женских цветков после опыления их пыльцой образуют завязи, из которых в течение полутора-двух месяцев развиваются зелёные коробочки тополиных плодов. Эти-то плоды раскрываются в начале лета и рассыпают миллиарды мелких семян, снабжённых пушинками-парашютиками. Способность женских деревьев тополя далеко рассеивать своё потомство знали ещё древние греки и поэтому обсаживали площади народных собраний и улицы только экземплярами с мужскими цветками.





























Приложение

План работы с одарёнными детьми в 2015-2016 году

п/п

мероприятие

сроки

ответственный

1

Проводить диагностику с целью выявления уровня

обученности и взять на учёт одарённых учащихся.


ежегодно

учитель

2

Проводить собеседование с учащимися по развитию

лингвистических и литературных способностей.


в течение года

учитель

3

Проводить собеседование с родителями учащихся

по поддержанию и развитию способностей детей.


I полугодие

учитель, родители

4

Применять различные формы работы, дидактический материал для работы поддержания и развития интереса к языкознанию, практическому применению языка.


в течение года

учитель

5

Проводить индивидуальные и групповые занятия для сильных учащихся.


согласно графику

учитель

6

Вовлекать учащихся к участию в турнирах, конкурсах, олимпиадах.


в течение года

Учитель совместно с МО учителей русского языка и литературы

7

Привлекать учащихся к научно-исследовательской

работе.


в течение года

учитель

8

Знакомить учащихся с приёмами работы с информацией, поиском, изучением, обработкой, а также поощрить использование современных информационных технологий.


по мере необходимости

учитель

9

Научить приёмам эффективной самостоятельной работы над языком, знакомить их со способами самоконтроля с применением дисков и программ.



по мере необходимости

учитель











План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

на 2015– 2016 учебный год

п/п

мероприятие

сроки

ответственный

1

Провести диагностику с целью выявления уровня обученности и взять на учёт слабоуспевающих учащихся.


сентябрь

учитель

2

Провести собеседование с классными руководителями по выяснению причины их отставания.


сентябрь

учитель

3

Провести собеседование с родителями учащихся.

сентябрь

учитель

4

Применять различные формы работы, дидактический материал для учащихся, нуждающихся в помощи.


в течение года

учитель

5

Проводить индивидуальные и групповые занятия для учащихся, нуждающихся в помощи.


согласно графику


6

Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел.

выборочно, по ситуации




Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке литературы



Этапы урока


Виды помощи в учении

В процессе контроля

за подготовленностью

учащихся

* Создание атмосферы особой доброжелательности

при опросе.

  • Разрешение дольше готовиться к ответу.

  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями,

помогающими излагать суть явления.

  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.



При изложении нового материала.

  • Применение мер поддержания интереса к усвоению

темы.

  • Более частое обращение к слабоуспевающим с

вопросами, выясняющими степень понимания

ими учебного материала.



При организации самостоятельной работы.

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее

рациональной системы упражнений, а не

механическое увеличение их числа.

  • Более подробное объяснение последовательности

выполнения задания.

  • Предупреждение о возможных затруднениях.

использование карточек-консультаций, карточек

с направляющим планом действий.

* Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.



В ходе самостоятельной работы на уроке.

* Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в

сложных заданиях ряда простых.

* Стимулирование самостоятельных действий

слабоуспевающих.

  • Более тщательный контроль за их деятельностью,

указание на ошибки, проверка, исправление.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!