МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №12»
Рассмотрена «Согласована» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор МОУ «Лицей №12»
______/Р.А. Захарова/ _______ /Е.В. Кучина/ ________/В.В. Долженков/
Протокол №1 от 27 августа 2019 г. Приказ № 1 – 298
от 26 августа 2019 г. от 30 августа 2019 г.
Принята
на заседании Педагогического совета
Протокол №1
от 30 августа 2019 г
Рабочая программа
по русскому языку
на 2019 – 2020 учебный год
(обучение на дому)
Класс: 3
Автор:
Силакова Светлана Валентиновна
учитель начальных классов,
I квалификационная категория.
УМК «Начальная школа XXI века»
г. Железногорск
2019 год
АННОТАЦИЯ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
на 2019-2020 учебный год
(обучение на дому)
Нормативно-методические материалы
Программы составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009г.№273,с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011г.,18 декабря 2012г.,29 декабря 2014 г.,31 декабря 2015г.;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (от 8 апреля 2015г.,протокол от №1\15;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г.№253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации и имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО,СОО»;
Положения о порядке организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, и (или) детей инвалидов по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №12» г. Железногорска Курской области;
Порядка оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, а также детей инвалидов и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях, утверждённым приказом МО и НРФ 29.07.2014 г. № 688;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 за №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного образования и среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015;
Учебного плана МОУ «Лицей №12» на 2019-2020 учебный год;
Положения о рабочей программе МОУ «Лицей №12».
Цели и задачи обучения
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:
сформировать у обучающихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления обучающихся с основными положениями науки о языке.
Задачи обучения русскому языку:
- ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи обучающихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
- нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть
слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение.
Данная программа предусматривает выделение в учебном предмете «Русский язык» трех содержательных линий: «Система языка», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи».
Срок реализации программы: 1 год
Формы и методы, технологии обучения
Основной формой обучения является урок.
Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
При обучении чтению эффективно применение следующих методов. Это:
При обучении чтению эффективно применение следующих технологий:
Предметно-ориентированные технологии
Технологии личностно-ориентированного обучения
Технология эвристического обучения
Диалоговые технологии
Игровые технологии
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии.
Способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Оценка результатов обучения В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку, должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения четвероклассником программы по русскому языку. 70% верно сделанных заданий означает, что «стандарт выполнен».
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета «Русский язык» предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку во четвертом классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность выпускников начальной школы решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и мета- предметных результатов освоения программы по русскому языку в четвертом классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.
Оценивая письменные работы по русскому языку, и, учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:
повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);
две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;
если в тексте несколько раз повторяется слово, и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;
ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове лошадка и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);
при трёх поправках оценка снижается на один балл.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»);
перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;
дважды написанное одно и то же слово.
Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
единичный случай замены слова другим без искажения смысла;
отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
Ошибкой считается:
нарушение орфографических правил при написании слов;
неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;
отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой:
дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант
«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 4 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3 -4 орфографических и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.
«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Грамматическое задание
«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Контрольное списывание | Словарный диктант | Тест |
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы. «4» - ставится, если в работе 1 орфографическая ошибка и 1 исправление. «3» - ставится, если в работе допущены 2 орфографические ошибки и 1 исправление. «2» - ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки | «5» - без ошибок. «4» - 1 ошибка и 1 исправление. «3» - 2 ошибки и 1 исправление. «2» - 3 - 5 ошибок | «5» - верно выполнено более 5/6 заданий. «4» - верно выполнено 3/4 заданий. «3» - верно выполнено 1/2 заданий. «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий |
Изложение
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 - 2) фактические и речевые неточности, 1 - 2 орфографические ошибки, 1 - 2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1 - 2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Сочинение
«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 - 2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1 - 2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибок и 1 - 2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Промежуточная аттестация по предметным результатам организуется и проводится по классам следующим образом:
Класс | Предмет | Форма промежуточной аттестации | Система оценивания |
2-4 | Русский язык | Контрольная работа с грамматическим заданием | 5-ти бальная |
Примерный тематический план
проведения контрольных работ в 3 классе
Примерное количество контрольных и проверочных работ в 3 классе
| 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | За год |
Диктант | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Словарный диктант | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Списывание | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Тест | 2 | 1 | 1 | - | 4 |
Контрольная работа | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Текущее изложение | - | - | 1 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа по развитию речи | 1 | 1 | - | - | 2 |
1 четверть |
Контрольные работы к урокам блока «Как устроен наш язык» | Контрольные работы к урокам блока «Правописание» | Контрольные работы к урокам блока «Развитие речи» |
Текущая контрольная работа Фонетический анализ слова, разбор слова по составу | Текущий диктант Повторение изученных орфограмм | Самостоятельная работа Текст; заголовок текста |
Тест (вариант текущей контрольной работы). Тема теста совпадает с темой текущей контрольной работы. | Тест (вариант текущего диктанта). Тема теста совпадает с темой текущего диктанта. |
Итоговая контрольная работа Простое предложение; виды предложений по цели высказывания и по интонации; главные члены предложения | Списывание. Тема списывания совпадает с темой текущего диктанта. |
Итоговый диктант Орфограммы, изученные во 2 классе |
2 четверть |
Текущая контрольная работа Распространённые и нераспространённые предложения; второстепенные члены предложения. | Текущий диктант Правописание сложных слов; о и ё после шипящих в корне слова; [ы] после ц. | Самостоятельная работа Текст; последователь ность частей текста |
Тест. Тема теста совпадает с темой текущей контрольной работы. | Списывание. Тема списывания совпадает с темой текущего диктанта. |
Итоговая контрольная работа за первое полугодие фонетика; состав слова; синтаксис простого предложения | Итоговый диктант за первое полугодие Орфограммы, изученные в первом полугодии |
3 четверть |
Текущая контрольная работа Части речи, род и число имён существительных | Текущий диктант Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; удвоенные согласные в словах; суффиксы имён существительных. | Текущее изложение |
Тест. Род, число, падеж, склонение имён существительных | Списывание Тема списывания совпадает с темой текущего диктанта. |
Итоговая контрольная работа Грамматические признаки имени существительного | Итоговый диктант Орфограммы, изученные в 3 четверти |
4 четверть |
Текущая контрольная работа Имя прилагательное и его грамматические признаки | Текущий диктант Правописание падежных окончаний имён существительных. | Текущее изложение |
Текущий диктант Правописание падежных окончаний имён прилагательных. |
Списывание Орфограммы, изученные в 3 классе. |
Итоговый диктант за год |
Комплексная итоговая контрольная работа |
Реализуемый учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплект «Начальная школа 21 века»
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык, 2 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: М.: Вентана-Граф, 2013.
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык, 2 класс: рабочая тетрадь №1, №2 для учащихся образовательных учреждений: М.: Вентана-Граф, 2019.
Романова В.Ю., Петленко Л.В., Русский язык, 2 класс: тетрадь для контрольных работ: М.: Вентана-Граф, 2019
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Комментарии к урокам. Русский язык. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В связи с тем, что в индивидуальном учебном плане для обучения на дому детей-инвалидов с использованием образовательных технологий на предмет «Русский язык » отведено 4 часа в неделю (136 часов в год), а общеобразовательная программа рассчитана на 5 часов в неделю (170 часов в год).
Результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;
умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут формироваться:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик будет учится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Планируемые результаты обучения
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе ученик достигает следующих результатов.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать: имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; виды предложений по цели высказывания и интонации; главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
выделять, находить: собственные имена существительные; личные местоимения 1, 2, 3-го лица; грамматическую основу простого двусоставного предложения; в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать учебные и практические задачи: определять род изменяемых имён существительных; устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного; задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного; определять принадлежность имён существительных к 1, 2 3-му склонению;
устанавливать с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; подбирать примеры слов с определённой орфограммой;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 65-80 слов;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; составлять план собственного и предложенного текстов; определять тип текста: повествование, описание, рассуждение; корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев; составлять собственные тексты в жанре письма;
применять правила правописания: приставки, оканчивающиеся на з, с; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой); буквы о, ё после шипящих в корнях слов; буквы и, ы после ц в различных частях слов; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных; буквы о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц; безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями; знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Ученик получит возможность научиться:
проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
устанавливать род неизменяемых имён существительных (наиболее употребительные слова);
склонять личные местоимения;
различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
разбирать по членам простое двусоставное предложение;
применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
применять правило правописания суффиксов имён существительных -ок-, -ец-, -иц-, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных на -ий, -ия, -ие;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
писать подробные изложения;
создавать собственные тексты (писать сочинения) с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).
Содержание учебного предмета
3 класс
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)
Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова.
Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу.
Синтаксис.
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения.
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма).
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
Правописание надежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).
«Развитие речи».
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование
текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
| Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) | 58 |
| Фонетика. Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе введения фонетического анализа слова. | 3 |
| Состав слова. Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе введения разбора слова по составу. | 4 |
| Синтаксис | 18 |
| Морфология | 43 |
| Правописание (формирование навыков грамотного письма) | 48 |
| Развитие речи | 30 |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
| 1 четверть | 32 часа | | |
1. | Повторяем фонетику. | 1 | | |
2. | Вспоминаем правила написания заглавной буквы. | 1 | | |
3. | Фонетический разбор слова. | 1 | | |
4. | Вспоминаем правила переноса слов. | 1 | | |
5. | Фонетический разбор слова. | 1 | | |
6. | Повторяем правила обозначения гласных после шипящих. | 1 | | |
7. | Повторяем состав слова. | 1 | | |
8. | Р/р. Повторяем признаки и типы текстов. | 1 | | |
9. | Разбор слова по составу. | 1 | | |
10. | Повторяем правописание согласных в корне слова. | 1 | | |
11. | Повторяем словообразование. Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | | |
12. | Р.р. Текст и его заголовок. | 1 | | |
13. | Разбор слова по составу и словообразование. | 1 | | |
14. | Административная контрольная работа (диктант). | 1 | | |
15. | Работа над ошибками. Вспоминаем правописание суффиксов. Повторяем правописание приставок. | 1 | | |
16. | Р/р. Заголовок и начало текста. | 1 | | |
17. | Предложение и его смысл. Слова в предложении. | 1 | | |
18. | Контрольная работа (тест) по темам «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу». | 1 | | |
19. | Работа над ошибками. Виды предложения по цели высказывания и интонации. | 1 | | |
20. | Р/р. Деление текста на абзацы. | 1 | | |
21. | Списывание по теме «Повторение изученных орфограмм». | 1 | | |
22. | Работа над ошибками. Главные члены предложения. | 1 | | |
23. | Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков. | 1 | | |
24. | Главные члены предложения. | 1 | | |
25. | Р/р. Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//с. | 1 | | |
26. | Подлежащее. Словарный диктант. | 1 | | |
27. | Сказуемое. | 1 | | |
28. | Подлежащее и сказуемое. | 1 | | |
29. | Итоговая контрольная работа по темам «Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Главные члены предложения». | 1 | | |
30. | Р/р. Учимся писать письма. Работа над ошибками. | 1 | | |
31. | Итоговый диктант по теме «Орфограммы, изученные во 2 классе». | 1 | | |
32. | Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения. | 1 | | |
| 2 четверть | 32 | | |
33. | Обстоятельство. | 1 | | |
34. | Обстоятельство. | 1 | | |
35. | Учимся писать приставку с-. | 1 | | |
36. | Р/р. Учимся писать письма. | 1 | | |
37. | Определение . | 1 | | |
38. | Учимся писать слова с двумя корнями. | 1 | | |
39. | Запоминаем соединительные гласные о, е. | 1 | | |
40. | Дополнение. | 1 | | |
41. | Дополнение. | | | |
42. | Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова. | 1 | | |
43. | Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова. | 1 | | |
44. | Контрольная работа или тест по темам «Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения». | 1 | | |
45. | Работа над ошибками. Однородные члены предложения. | 1 | | |
46. | Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]. | 1 | | |
47. | Р/р. Учимся писать письма. | 1 | | |
48. | Диктант по теме «Правописание сложных слов; о и ё после шипящих корне слова; [ы] после ц». | 1 | | |
49. | Работа над ошибками. Однородные члены предложения. | 1 | | |
50. | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | | |
51. | Списывание по теме «Правописание сложных слов; о и ё после шипящих корне слова; [ы] после ц». | 1 | | |
52. | Р/р. Учимся писать письма. Работа над ошибками. Однородные члены предложения. | 1 | | |
53. | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. | 1 | | |
54. | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. | 1 | | |
55. | Однородные члены предложения. Словарный диктант. | 1 | | |
56. | Р/р. Учимся писать письма. | 1 | | |
57. | Повторяем фонетику и состав слова. | 1 | | |
58. | Административная контрольная работа (диктант) за 1 полугодие. | 1 | | |
59. | Части речи. Работа над ошибками. | 1 | | |
60. | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | | |
61. | Имя существительное. | 1 | | |
62. | Повторение. | 1 | | |
63. | Р/р. Учимся писать изложение. | 1 | | |
64. | Род имен существительных. | 1 | | |
| 3 четверть | 40 | | |
65. | Род имен существительных. | 1 | | |
66. | Р/р. Учимся писать изложение. | 1 | | |
67. | Число имен существительных. | 1 | | |
68. | Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. | 1 | | |
69. | Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. | 1 | | |
70. | Число имен существительных. | 1 | | |
71. | Изменение имен существительных по числам. | 1 | | |
72. | Контрольная работа по теме «Части речи, род и число имен существительных». | 1 | | |
73. | Р/р. Учимся писать изложение. | 1 | | |
74. | Изменение имен существительных по падежам. | 1 | | |
75. | Падеж имен существительных. | 1 | | |
76. | Р/р. Падеж имен существительных. | 1 | | |
77. | Учим слова с удвоенными согласными в корне слова. | 1 | | |
78. | Р/р. Учимся писать письма. | 1 | | |
79. | Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных. | 1 | | |
80. | Падеж имен существительных. | 1 | | |
81. | Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания ичк и ечк. | 1 | | |
82. | Административный контрольный срез. Р/р. Работа с текстом. | 1 | | |
83. | Склонение имен существительных. | 1 | | |
84. | Учимся писать сочетания -инк- и -енк-. | 1 | | |
85. | Диктант по темам «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных; удвоенные согласные в словах; суффиксы имен существительных». | 1 | | |
86. | Работа над ошибками. Склонение имен существительных. | 1 | | |
87. | Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения. | 1 | | |
88. | Списывание по темам «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных; удвоенные согласные в словах; суффиксы имен существительных». | 1 | | |
89. | Работа над ошибками. Р/р. Работаем с текстом. | 1 | | |
90. | Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения. | 1 | | |
91. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | | |
92. | Учимся писать безударные окончания имен существительных 2 склонения. | 1 | | |
93. | Тест по теме « Род, число, падеж, склонение имён существительных». Р/р. Учимся писать изложения. | 1 | | |
94. | Учимся писать безударные окончания имен существительных 2 склонения. | 1 | | |
95. | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | | |
96. | Гласные о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц. | 1 | | |
97. | Р/р. Изложение «Мяч». | 1 | | |
98. | Работа над ошибками. Способы образования имен существительных. | 1 | | |
99. | Способы образования имен существительных. | 1 | | |
100. | Учимся писать безударных окончаний имен существительных 3-го склонения. | 1 | | |
101. | Итоговая контрольная работа по теме «Грамматические признаки имени существительного». | 1 | | |
102. | Повторяем фонетику и состав слова. | 1 | | |
103. | Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений. Словарный диктант. | 1 | | |
104. | Итоговый диктант по теме «Орфограммы, изученные в третьей четверти». | 1 | | |
105. | Работа над ошибками. Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений. | 1 | | |
106. | Повторение. Правописание окончаний имен существительных множественного числа. | 1 | | |
107. | Имя прилагательное. | 1 | | |
108. | Имя прилагательное. | 1 | | |
| 4 четверть | 36 | | |
109. | Правописание имен существительных на -ий, - ия, -ие. | 1 | | |
110. | Правописание имен существительных на -ий, -ия, -ие. | 1 | | |
111. | Повторение правописания безударных окончаний имен существительных. | 1 | | |
112. | Диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных». | | | |
113. | Работа над ошибками. Качественные имена прилагательные. | 1 | | |
114. | Р/р. Учимся писать изложение. | 1 | | |
115. | Правописание окончаний имен прилагательных. | 1 | | |
116. | Краткая форма качественных прилагательных. | 1 | | |
117. | Правописание окончаний имен прилагательных. | 1 | | |
118. | Р/р. Учимся писать сочинение. | 1 | | |
119. | Относительные имена прилагательные. | 1 | | |
120. | Как образуются относительные имена прилагательные. | 1 | | |
121. | Правописание относительных прилагательных. | 1 | | |
122. | Р/р. Учимся писать сочинение. | 1 | | |
123. | Комплексная контрольная работа. | 1 | 22-23.04. | |
124. | Административная контрольная работа (диктант). | 1 | 23.04 | |
125. | Работа над ошибками. Притяжательные прилагательные. | 1 | | |
126. | Правописание притяжательных прилагательных. | 1 | | |
127. | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное и его грамматические признаки». | 1 | | |
128. | Работа над ошибками. Повторяем фонетику и состав слова. | 1 | | |
129. | Списывание по теме «Орфограммы, изученные в 3 классе» | 1 | | |
130. | Работа над ошибками. Местоимение. Словарный диктант. | 1 | | |
131. | Р/р. Работаем с текстом. Изложение «После тяжёлых боёв» | 1 | | |
132. | Работа над ошибками. Личные местоимения. Административный контрольный срез. | 1 | | |
133. | Правописание местоимений с предлогами. | 1 | | |
134. | Как изменяется местоимение. | 1 | | |
135. | Правописание местоимений. | 1 | | |
136. | Повторение по темам «Правописание имен существительных, имён прилагательных, местоимений». | 1 | | |