Муниципальное образовательное учреждение
Шивиинская основная общеобразовательная школа
Утверждаю:
Директор
________ Игумнова Г.А.
№19 от «29» мая 2020
Рабочая программа
по русскому языку 8 класс
Составила учитель:
Рыжакова Л.И.
2020
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»
При реализации рабочей программы обучающийся получит возможность изучить основные определения изученных в 8 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографические и пунктуационные правила.
Личностными результатами являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог- побуждение, диалог обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы учебного предмета
Вводный урок 2ч.
Русский язык — родной язык. Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств.
Повторение изученного в 5-7 классах 9ч.
Лексика. Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски.
Морфемика. Способы словообразования. Орфография и морфемика. Правописание орфограмм-гласных и орфограмм-согласных в корне слова.
Морфология. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий.
Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.
Синтаксис и пунктуация
Введение 2 ч.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.
Способы подчинительной связи.
Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования
Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции
Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания.
Словосочетание 4 ч.
Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные.
Строение и грамматическое значение словосочетаний.
Цельные словосочетания.
Предложение 1 ч.
Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.
Простое предложение 3ч.
Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием.
Главные члены предложения 7 ч.
Подлежащее. Способы его выражения.
Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное; составное именное.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения 12 ч.
Определение. Согласованное и несогласованное определение.
Приложение как вид определения. Дефис при приложении.
Дополнение. Его основные значения и способы выражения.
Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения.
Многозначные члены предложения. Распространенные члены предложения.
Синтаксические функции инфинитива.
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.
Орфограммы в приставках. Различение приставки НЕ и частицы НЕ.
Односоставные предложения 7 ч.
Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные.
Особенности использования односоставных предложений в речи.
Синонимика двусоставных и односоставных предложений.
Знаки препинания в конце назывных предложений.
Полные и неполные предложения 2 ч.
Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений.
Тире в неполном предложении.
Простое осложнённое предложение.
Предложения с однородными членами 11 ч.
Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Запятая между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Правописание гласных О, И, Е после шипящих в суффиксах. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Обособленные члены предложения 21 ч.
Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи.
Общие условия обособления определений. Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. Обособленные приложения.
Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Способы их выражения и разновидности значения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на и др. Обособленные уточняющие члены предложения.
Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.
Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Особенности слов-предложений 12 ч.
Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Интонация вводности.
Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения.
Синонимия вводных конструкций.
Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями.
Выделение на письме вводных предложений.
Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Их выделение интонацией в устной речи и знаками препинания на письме.
Обращение, средства его выражения, включая звательную интонацию. Роль обращения в речевом общении. Этические нормы использования обращений.
Особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи.
Знаки препинания при обращении.
Систематизация и обобщение изученного за курс 8 класса 2ч.
Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Осложнённое простое предложение. Знаки препинания в простом предложении.
Повторение орфографии 11ч.
Повторение изученных орфограмм за 5-8классы, отработка практического применения полученных знаний.
Развитие речи 22ч.
Текст. Признаки текста. Микротема. Микротекст. Понятие текста. Композиция текста, языковые средства сцепления его частей, выражение сходства и различия сопоставляемых понятий. Смысловая связь частей текста. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Типы речи. Основная мысль текста. Композиция рассказа. Риторический вопрос как средство выразительности речи. Сочинение-рассуждение. Композиция сочинения-рассуждения. Однородные члены предложения как средства выразительности речи. Бессоюзие. Многосоюзие. Параллелизм предложений. Киносценарий как одна из форм сочинения. Обращение как средство связи предложений в тексте. Психологический портрет. Сочинение-описание.
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы для учителя:
Русский язык. Теория. 5-9 классы Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.. М. Дрофа, 2014. – ФГОС.
Русский язык. Практика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н.Пименова, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией С.Н.Пименовой. М.: Дрофа, 2010.
Русский язык. Русская речь. 8 кл.: учебник / Никитина Е.И. - М.: Дрофа, 2014.
Дополнительная литература:
Пименова С.Н. Русский язык. 8 класс. Книга для учителя. Учебно-методическое пособие к УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», « Русский язык. Русская речь».
Пименова С.Н. Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русский язык. Русская речь, 8 класс: методическое пособие к учебному комплексу/ С.Н. Пименова, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман-Орлова и др.; под редакцией С.Н. Пименовой.
Список литературы для обучающихся:
Русский язык. Теория. 5-9 классы Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.. М. Дрофа, 2014. – ФГОС.
Русский язык. Практика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н.Пименова, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией С.Н.Пименовой. М.: Дрофа, 2010.
Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 8 кл.: учебник М.: Дрофа, 2014.
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты и уровень усвоения |
Планируемые результаты и уровень усвоения | метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
1 | Вводный урок. Понятие государственного языка | Понятие государственного языка. Государственный язык РФ | Понимать роль русского языка как средства общения в межнациональном коллективе, бережно и сознательно относиться к русскому языку как национальной ценности |
2 | Русский язык как государственный язык РФ | Государственный язык РФ. Язык межнационального общения. Международное значение русского языка | Понимать статус русского языка как государственного, сферу использования как средства официального общения внутри Российской Федерации, его функции интеграции народов России |
3 | Лексика и фразеология | Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски | Уметь подбирать синонимы и антонимы к слову, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте, осуществлять анализ значения, строения, написания разных видов омонимов, толковать значения фразеологизмов, использовать толковые словари для определения и уточнения лексического значения слов |
4 | Морфемика и словообразование | Морфемика. Способы словообразования. Орфография и морфемика. | Уметь производить сопоставительный анализ слов, имеющих в корне омонимы, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, определять основные способы словообразования, безошибочно писать с опорой на морфемно-словообразовательный анализ, использовать лингвистические словари |
5 | Морфемика и орфография | Правописание орфограмм-гласных, орфограмм - согласных в корне слова | Уметь опираться на основной принцип написания морфем: использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов |
6 | Морфология и орфография | Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи | Уметь различать части речи, производить их морфологический разбор, аргументировать группировку частей речи в связи со слитным (раздельным) написанием их с НЕ |
7 | Морфология и орфография | Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий | Уметь опознавать части речи с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разной части речи. |
8 | Синтаксис | Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения | Уметь определять смысловые отношения между словами, видеть связь слов в предложении, выделять грамматическую основу предложения и выполнять синтаксический разбор простого предложения, расставлять знаки препинания в осложненном простом предложении |
9 | Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 7 классе" с грамматическим заданием | Гласные и согласные в корне слова. Правописание Н и НН, в разных частях речи. Правописание НЕ с разными частями речи. Знаки препинания в простом предложении | Уметь воспроизводить текст, воспринимая его на слух, записывая под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, выявлять смысловые отношения между словами в предложении. |
10 | Контрольное тестирование | | |
11-12 | Р.Р. Текст. Микротекст. Микротема. Изложение, близкое к тексту. | Текст. Признаки текста. Микротема. Микротекст. Подробное изложение «Буран в степи» | Знать признаки текста, понятия «микротекст», «микротема»; понимать на слух содержание текста, его тему, коммуникативную цель, определять главную мысль звучащего текста, понимать отношение автора к поставленной в тексте проблеме, излагать подробно текст в соответствии с планом, составлять сложный план, извлекать главную информацию из текста, соблюдать нормы построения текста, нормы письма. |
13 | Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии | Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи | Уметь определять границы предложений, выделять словосочетания, используя смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в тексте, уметь определять виды связи в словосочетании и предложении, находить в них средства синтаксической связи, определять тип предложения |
14 | Способы подчинительной связи | Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание | Знать способы подчинительной связи: управление, примыкание, согласование; средства связи слов, используемых в каждом типе, нормы сочетания слов и причины их нарушения, уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять вид связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания |
15 | Способы подчинительной связи. | Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного, согласование сложносокращенных слов с прилагательными и др. | Уметь использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки, соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов |
16 | Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания | Словосочетание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. | Уметь определять основные признаки словосочетания смысловую и грамматическую связь слов; различать словосочетания и фразеологизмы, цельные словосочетания; |
17 | Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания | Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Цельные словосочетания | Уметь моделировать словосочетания всех видов, правильно употреблять в речи, соблюдая нормы при построении словосочетании разных видов |
18 | Понятие о предложении. Строение предложения, его виды по цели и эмоциональной окраске. | Предложение как основная единица Синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели и эмоциональной окраске. | Знать основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Уметь анализировать и характеризовать предложения (по цели высказывания, эмоциональной окраске, строению); определять границы предложения и способы передачи конца предложения. |
19 | Основные виды предложения. Логическое ударение и порядок слов в предложении. | Простое предложение. Основные виды простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация | Знать понятия «односоставные» и «двусоставные» предложения, уметь анализировать и характеризовать предложения производить синтаксический разбор, определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важные слова, выразительно читать предложения, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов |
20 | Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение» | Основные виды Цельные словосочетания. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Основные виды простого предложения. | Уметь моделировать словосочетания всех видов, правильно употреблять в речи, соблюдая нормы, определять грамматические основы в простом и сложном предложениях. |
21-22 | Р.Р. Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении. | Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении. | Уметь определять средства связи – морфологические и лексические; сочинять связные тексты заданным способом; знать такие лексические средства связи как риторический вопрос, инверсия; |
23 | Урок-практикум. «Повторим орфографию: орфограммы корня» | Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием | Уметь безошибочно писать гласные и согласные в корнях слов, объяснять выбор орфограмм, группировать слова по видам орфограмм в корне, формулировать обобщенное правило, приводить свои примеры, подбирать проверочные слова на основе толкования слов |
24 | Подлежащее и способы его выражения. | Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого | Знать и пояснять функцию главных членов предложения, характеризовать подлежащее и сказуемое, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенными словами |
25 | Сказуемое и основные его типы. | Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого | Знать типы сказуемых, понимать их лексическое и грамматическое значение, уметь находить и характеризовать сказуемые в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, учитывая в ряде случаев существующие в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого. |
26 | Сказуемое и основные его типы. | Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения | Знать структуру составных глагольных сказуемых, опознавать их в тексте; по составу, по способу выражения лексического и грамматического значений различать простые и составные глагольные сказуемые |
27 | Сказуемое и основные его типы. | Составное именное сказуемое. Способы его выражения | Знать структуру составного именного сказуемого, различать составное глагольное и составное именное сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с омонимичными сказуемыми разных видов |
28 | Тире между подлежащим и сказуемым | Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым | Знать основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь определять способы выражения подлежащего и сказуемого, безошибочно ставить тире между ними, составлять предложения со сказуемым с нулевой связкой, интонационно правильно их произносить. |
29 | Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения». | Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым | Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных членов, различать разные виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимичную замену разных видов сказуемых |
30 | Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения» | Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания конца предложения | Уметь безошибочно воспроизводить текст, воспринятый на слух, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. |
31 | Второстепенные члены предложения. Определение. | Второстепенные члены предложения. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений | Уметь определять и различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения, устанавливать связь между определениями и определяемыми словами при помощи вопроса, использовать определение для характеристики предмета, явления, определения-эпитеты как средства выразительности речи |
32 | Согласованные и несогласованные определения. | Определения: согласованные, несогласованные. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений | Уметь определять и различать согласованные и несогласованные определения, производить синонимичную замену согласованных и несогласованных определений, понимать двойное значение отдельных второстепенных членов, находить в тексте согласованное и несогласованное определение |
33-34 | Приложение. | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | Знать, что приложение -это разновидность определения, использовать его как средство выразительности, уметь правильно пунктуационно оформлять одиночные согласованные приложения, выраженные существительными, несогласованные приложения, обозначающие названия газет, журналов, художественных произведений, включать приложения в предложения и текст, отличать сказуемые и приложения, выраженные одними и теми же словами |
35 | Дополнение. | Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное. | Знать особенности второстепенного члена предложения дополнения, способы выражения дополнений (инфинитив, цельное словосочетание); уметь различать дополнения (прямое и косвенное), определять способы их выражения, опознавать в предложении и тексте, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и' прямое дополнение |
36-37 | РР Сжатое изложение с элементами сочинения | Тема. Основная мысль текста. Микротема. Микротекст. Заголовок. План текста | Уметь дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста, сжато передавать его содержание, вычленять ключевые опорные предложения (микротемы) и раскрывать их, создавать собственное высказывание на основе исходного текста |
38 | Обстоятельство. Виды обстоятельств. | Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы выражения обстоятельств | Знать виды обстоятельств, уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельство для придания речи точности, ясности, выразительности, как средство связи предложений в повествовательных текстах |
39 | Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предложения» | Второстепенные члены предложения | Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов, различать разные виды сказуемых, второстепенные члены предложения и их виды, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при приложении, производить синонимичную замену разных видов сказуемых, нераспространенных и распространенных предложений, редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы, использовать прямой и обратный порядок слов в текстах разных стилей |
40 | Контрольный диктант по теме "Главные и второстепенные члены предложения" с грамматическим заданием | Второстепенные члены предложения. Знаки препинания конца предложения | Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов, различать разные виды сказуемых, второстепенные члены предложения и их виды, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при приложении, производить синонимичную замену разных видов сказуемых. |
41 | Повторим орфографию. Орфограммы в приставках | Орфограммы в приставках. Различение приставки НЕ и частицы НЕ | Уметь безошибочно писать приставки с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова, различать приставки ПРЕ-ПРИ на семантической основе, приставку НЕ и частицу НЕ объяснять выбор орфограммы-буквы, делать обобщения о написании приставок, устно объяснять правописание приставок в виде рассуждения, на письме - графически |
42 | Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения. | Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения, их структура и смысловые особенности Основные виды односоставных предложений по строению и значению | Знать, что такое односоставное предложение, его структурные особенности, группы односоставных предложений по способу выражения главного члена, знать структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений, уметь различать односоставные и двусоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте и структуре сложного предложения |
43 | Неопределенно-личные предложения | Неопределенно-личные предложения и их особенности | Знать значение и строение неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемых в них, уметь находить неопределенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям, использовать в разных стилях речи |
44 | Безличные предложения | Безличные предложения и их особенности | Знать общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению; способы выражения сказуемых в безличных предложениях; уметь находить безличные предложения по значению и структурным особенностям, употреблять безличные предложения в речи для передачи состояния природы, окружающей среды, душевного состояния человека и т.д., правильно писать глаголы с -ТСЯ, -ТЬСЯ. |
45 | Назывные предложения | Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности | Знать смысловые и структурные особенности назывных предложений; уметь находить их в тексте, отличать от двусоставных, определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных очерках, статьях, пользоваться в описании для обозначения места, времени, обстановки действия. Использовать как средство сжатого описания экспозиции рассказа, выразительно читать назывные предложения на письме, правильно оформлять, целесообразно использовать в речи |
46 | Обобщение изученного по теме: «Односоставные предложения» | Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений. Морфологические средства выражения главных членов | Уметь различать основные виды односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, проводить синтаксический разбор односоставного предложения, расставлять знаки препинания в сложном предложении путем определения особенностей грамматических основ, использовать двусоставные и односоставные предложения как синтаксические синонимы, анализировать в сопоставлении разновидности односоставных предложений. |
47 | Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи | Особенности употребления односоставных предложений | Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложения, определять оттенки: 1) противопоставления, контрастности, уступки и несоответствия, выражаемые противительными союзами, 2) чередования или неопределенности оценки явлений, выражаемые разделительными союзами |
48 | Особенности строения полных и неполных предложений | Понятие о неполных предложениях. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении | Знать общее понятие неполных предложений, сферу их употребления; уметь опознавать их в тексте, заменять неполные полными, различать назывные и неполные двусоставные предложения, определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться в разговорной речи, правильно ставить знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых неполные предложения |
49 | Систематизация и обобщение изученного по теме "Односоставные предложения" | Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений. Морфологические средства выражения главных членов | Уметь применять полученные знания на практике |
50 | Контрольная работа по теме "Односоставные предложения" с грамматическим заданием | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | Уметь опознавать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы предложений с однородными членами, определять стилистическую окраску союзов в предложениях с однородными членами |
51 | Риторический вопрос как средство выразительности речи | Средства выразительности речи. Риторический вопрос и восклицание | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога |
52 | Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | Знать особенности однородных членов предложения; уметь опознавать однородные члены , выраженные различными частями речи, ряды однородных членов, правильно ставить знаки препинания, при чтении соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, составлять схемы предложений, различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом И, и сложные с этим же союзом, определять стилистическую окраску союзов в предложениях с однородными членами |
53 | Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах | Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них | Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанные союзом И, и ССП; производить возможную синонимичную замену союзов при однородных членах, применять правила пунктуации о наличии или отсутствии запятой между однородными членами |
54 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них | Знать, что такое обобщающие слова; уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять их место по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах, употреблять обобщающие слова в текстах разных стилей |
55-56 | Р/Р Разновидность сочинения- рассуждения | Композиция сочинения-рассуждения. Рассуждение на основе литературного произведения | Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы, ориентируясь на определенного читателя или слушателя, отбирать аргументы с целью обогащения речи, умело включать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение |
57 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Уметь применять правила пунктуации о наличии или отсутствии запятой между однородными членами |
58 | Р/Р Однородные члены предложения как средство выразительности речи | Однородные члены предложения как средства выразительности речи. Бессоюзие. Многосоюзие. Параллелизм предложений | Уметь на примерах художественного текста выявлять функции однородных членов предложения как синтаксического средства выразительности речи, определять параллелизм предложений; находить данное средство выразительности в художественном тексте, предупреждать ошибки в речи при использовании однородных членов предложений и исправлять их |
59 | Однородные и неоднородные определения | Однородные и неоднородные определения | Знать однородные и неоднородные определения; уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного, грамматического анализа предложений и правильно ставить знаки препинания |
60 | Однородные и неоднородные определения | Однородные и неоднородные определения | Уметь различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в переносном и прямом значении в качестве однородных и неоднородных определений, правильно пунктуационно оформлять на письме |
61 | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | Уметь опознавать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы этих предложений, определять стилистическую окраску союзов, употреблять предложения с однородными членами в текстах разных стилей, читать их, соблюдая интонационные особенности |
62 | Контрольный диктант по теме "Однородные члены предложения" с грамматическим заданием | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | Уметь опознавать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы предложений с однородными членами. |
63 | Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах | Правописание гласных О, И, Е после шипящих в суффиксах. -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, в суффиксах прилагательных | Уметь делать обобщающие сообщения о правописании суффиксов в разных частях речи, приводить собственные примеры, применять правила на письме, работать в группе |
64-65 | Р.Р. Рассуждение на литературную тему | Сочинение-рассуждение | Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы, ориентируясь на определенного читателя или слушателя, отбирать аргументы с целью обогащения речи, умело включать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение |
66 | Понятие об обособлении. Обособление определений. | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании; уметь выделять интонационно обособленные члены, проводить их синонимическую замену, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах |
67 | Обособление согласованных определений | Обособление согласованных определений | Знать общие условия обособления согласованных определений; уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, относящимися к существительному, интонационно правильно произносить их и оформлять на письме |
68 | Обособление согласованных определений | Обособление согласованных определений | Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов |
69 | Обособление несогласованных определений | Несогласованные определения и их обособление | Знать условия обособления несогласованных определений; уметь выявлять их интонационно, правильно читать предложения с обособлениями и правильно пунктуационно оформлять на письме |
70-71 | Р.Р. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Изложение с грамматическим заданием. | Изложение с грамматическим заданием. Заглавие как средство связи предложений в тексте. | Знать роль заглавия как средства связи в тексте, роль композиционного стыка; уметь художественно, эмоционально, выразительно передавать содержание услышанного текста, самостоятельно подбирать заголовок, использовать заглавие и родовидовые слова как средства связи микротекстов, предложений в тексте, использовать в тексте обособленные определения, соблюдать при пересказе нормы русского языка |
72 | Обособление приложений | Обособление приложений | Знать условия обособления приложений; уметь обособлять приложения, графически объяснять условия обособления приложений, выразительно читать предложения с обособлением, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений |
73 | Обособление приложений | Обособление приложений | Уметь опознавать приложения в. тексте, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать их в разных стилях и типах речи |
74 | Обособление дополнений | Обособление дополнений | Знать условия обособления дополнений; уметь узнавать опознавательные признаки уточняющих дополнений (производные предлоги), производить синонимичную замену производных предлогов при обособленных дополнениях, выразительно читать предложения с обособленными дополнениями, пунктуационно правильно оформлять |
75 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | Обособление обстоятельств, Выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. | Знать условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; уметь находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, использовать в речи, уметь заменять синонимичными конструкциями |
76 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным. оборотом и одиночным деепричастием. Обособление деепричастных оборотов | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | Уметь определять границы деепричастного оборота, ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с причастным оборотом, исправлять ошибки в предложениях, интонационно правильно произносить их, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно-выразительные средства в художественной речи |
77 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | Знать условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами; уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания при них. |
78-79 | Р.Р. Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения | Киносценарий как одна из форм сочинения. | Знать особенности композиции сочинения в виде киносценария, киноведческие термины; уметь анализировать творческие работы и создавать свои, писать сочинения в форме киносценария, правильно оформляя диалоги, используя речь литературных персонажей как одно из средств характеристики |
80 | Пунктуация при сравнительном обороте | Сравнительный оборот, условия обособления. | Знать условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами; уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания при них |
81 | Обособление уточняющих членов предложения | Уточняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная зависимость. | Знать, что такое уточняющие, уточняемые члены предложения, условия их обособления; уметь отличать уточняющие члены предложения от обособленных оборотов, опознавать уточняющие члены на основе семантико- интонационного анализа высказывания, выделять на письме запятыми |
82 | Обобщение изученного материала по теме «Обособленные члены предложения» | Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении. | Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различия между обособленными согласованными определениями, отличия в обособлении согласованных определений и приложений, различия в обособлении определений, выраженных причастным оборотом, и обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, |
83 | Контрольный диктант по теме "Обособление" с грамматическим заданием | Обособленные члены предложения. Знаки препинания при них | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы |
84 | Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов. | Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи | Уметь правильно определять условия выбора орфограммы, опознавать части речи с орфограммой, объяснять написание разных частей речи (слитное, раздельное, дефисное), группировать слова по видам орфограмм |
85 | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания; уметь выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения |
86 | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных, словах, словосочетаниях и предложениях, соблюдать правильную интонацию при чтении, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, производить синонимичную замену вводных слов |
87 | Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных, словах, словосочетаниях и предложениях, соблюдать правильную интонацию при чтении, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, производить синонимичную замену вводных слов |
88 | Обращение, его функции и способы выражения | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении | Знать синтаксическую сущность обращения, возможные позиции обращения в предложениях; уметь расставлять знаки препинания при обращениях, пользоваться различными видами обращений в собственных устных и письменных высказываниях, характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями |
89 | Предложения с обращениями | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Наблюдение за употреблением обращения в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле | Уметь интонационно правильно произносить предложения с обращением, употреблять формы обращения в разных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения |
90-91 | Р.Р. Обращение как средство связи предложений в тексте. Сочинение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложений. | Обращение как средство связи предложений в тексте. Сочинение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложений. | Знать требования к устному выступлению, понимать значение понятий «публичный», «публицистический», уметь использовать характерные для публицистического стиля средства языка, обращения, риторические обращения и вопросы, самостоятельно отбирать, обрабатывать и структурировать информацию, исследовать и анализировать важные современные проблемы общества, аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения |
92 | Особенности слов-предложений | Особенности слов-предложений | Уметь правильно оформлять слова-предложения на письме, отличать от вводных слов и частиц, а также самостоятельных членов предложения |
93 | Обобщение изученного материала по темам: «Вводные слова и конструкции» | Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Обращение, его функции и способы выражения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, | Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, употреблять формы обращения в разных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения |
94 | Контрольный диктант по теме «Вводные слова и конструкции» с грамматическим заданием | Вводные предложения, знаки препинания при них, вставные конструкции; обращение, его функции и способы выражения; уточняющие, члены предложения | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы |
95-96 | Р.Р. Психологический портрет. Сочинение-описание | Психологический портрет | Уметь находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание -описание внешности человека с учетом его психологического состояния |
97-98 | Систематизация и обобщение изученного в 8 классе | Правила обособления второстепенных и уточняющих членов предложения | Уметь применять полученные знания на практике |
99 | Итоговая контрольная работа | Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в простом предложении | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы |
100 | Анализ итоговой контрольной работы | Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в простом предложении | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. |
101-105 | Резервные уроки | | |