СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 8 класс»



Муниципальное образовательное учреждение

Шивиинская основная общеобразовательная школа



Утверждаю:

Директор

________ Игумнова Г.А.

№19 от «29» мая 2020







Рабочая программа

по русскому языку 8 класс

















Составила учитель:

Рыжакова Л.И.



2020




Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»

При реализации рабочей программы обучающийся получит возможность изучить основные определения изученных в 8 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографические и пунктуационные правила.

Личностными результатами являются:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами являются:

  • владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог- побуждение, диалог обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами являются:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание программы учебного предмета

Вводный урок 2ч.

Русский язык — родной язык.  Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык  Российской Федерации. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств.

                                               Повторение изученного в 5-7 классах 9ч.

 Лексика. Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски.

  Морфемика. Способы словообразования. Орфография и морфемика. Правописание орфограмм-гласных  и орфограмм-согласных в корне слова.

  Морфология. Система  частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий.

  Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.

                                                              Синтаксис и пунктуация

Введение  2 ч.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.

Способы подчинительной связи.

Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования

Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции

Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания.

Словосочетание 4 ч.

Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные.

Строение и грамматическое значение словосочетаний.

Цельные словосочетания.

Предложение 1 ч.

Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.

Простое предложение 3ч.

Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием.

Главные члены предложения 7 ч.

Подлежащее. Способы его выражения.

Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное; составное именное.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.              

Второстепенные члены предложения 12 ч.

Определение. Согласованное и несогласованное определение.

Приложение как вид определения. Дефис при приложении.

Дополнение. Его основные значения и способы выражения.

Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения.

Многозначные члены предложения. Распространенные члены предложения.

Синтаксические функции инфинитива.

Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.

Орфограммы в приставках. Различение приставки НЕ и частицы НЕ.

Односоставные предложения 7 ч.

Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные.

Особенности использования односоставных предложений в речи.

Синонимика двусоставных и односоставных предложений.

Знаки препинания в конце назывных предложений.     

Полные и неполные предложения 2 ч.

Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений.

Тире в неполном предложении.

Простое осложнённое предложение.

Предложения с однородными членами 11 ч.

 Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Запятая между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

Правописание гласных О, И, Е после шипящих в суффиксах. Н и НН  в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Обособленные члены предложения 21 ч.

 Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи.

Общие условия обособления определений. Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. Обособленные приложения.

Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Способы их выражения и разновидности значения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на и др. Обособленные уточняющие члены предложения.

Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.

Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи.

    Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Особенности слов-предложений 12 ч. 

 Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Интонация вводности.

Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения.

Синонимия вводных конструкций.

Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями.

Выделение на письме вводных предложений.

Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Их выделение интонацией в устной речи и знаками препинания на письме.

Обращение, средства его выражения, включая звательную интонацию. Роль обращения в речевом общении. Этические нормы использования обращений.

Особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи.

Знаки препинания при обращении.

Систематизация и обобщение изученного за курс 8 класса 2ч.

 Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Осложнённое простое предложение. Знаки препинания в простом предложении.

Повторение орфографии 11ч.

Повторение изученных орфограмм за 5-8классы, отработка практического применения полученных знаний.

Развитие речи 22ч.

Текст. Признаки текста. Микротема. Микротекст. Понятие текста. Композиция текста, языковые средства сцепления его частей, выражение сходства и различия сопоставляемых понятий. Смысловая связь частей текста. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Типы речи. Основная мысль текста. Композиция рассказа. Риторический вопрос как средство выразительности речи.  Сочинение-рассуждение. Композиция сочинения-рассуждения.  Однородные члены предложения как средства выразительности речи. Бессоюзие. Многосоюзие. Параллелизм предложений. Киносценарий как одна из форм сочинения. Обращение как средство связи предложений в тексте. Психологический портрет. Сочинение-описание.

Учебно-методическое обеспечение

Список литературы для учителя:

  1. Русский язык. Теория. 5-9 классы Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.. М. Дрофа, 2014. – ФГОС.

  2. Русский язык. Практика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н.Пименова, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией С.Н.Пименовой. М.: Дрофа, 2010.

  3. Русский язык. Русская речь. 8 кл.: учебник / Никитина Е.И. - М.: Дрофа, 2014.

Дополнительная литература:

  1. Пименова С.Н. Русский язык. 8 класс. Книга для учителя. Учебно-методическое пособие к УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», « Русский язык. Русская речь».

  2. Пименова С.Н. Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русский язык. Русская речь, 8 класс: методическое пособие к учебному комплексу/ С.Н. Пименова, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман-Орлова и др.; под редакцией С.Н. Пименовой.

Список литературы для обучающихся:

  1. Русский язык. Теория. 5-9 классы Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.. М. Дрофа, 2014. – ФГОС.

  2. Русский язык. Практика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н.Пименова, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией С.Н.Пименовой. М.: Дрофа, 2010.

  3. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 8 кл.: учебник М.: Дрофа, 2014.




п/п

Тема урока

Планируемые результаты и уровень усвоения

Планируемые результаты и уровень усвоения

метапредметные универсальные
учебные действия (УУД)

1

Вводный урок.

Понятие государственного языка

Понятие государственного языка. Государственный язык РФ

Понимать роль русского языка как средства общения в межнациональном коллективе, бережно и сознательно относиться к русскому языку как национальной ценности

2

Русский язык как государственный язык РФ

Государственный язык РФ. Язык межнационального общения. Международное значение русского языка

Понимать статус русского языка как государственного, сферу использования как средства официального общения внутри Российской Федерации, его функции интеграции народов России

3

Лексика и фразеология

Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски

Уметь подбирать синонимы и антонимы к слову, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте, осуществлять анализ значения, строения, на­писания разных видов омонимов, толковать значения фразеологизмов, использовать толковые словари для определения и уточнения лексического значения слов

4

Морфемика и словообразование

Морфемика. Способы словообразования.

Орфография и морфемика.

Уметь производить сопоставительный анализ слов, имеющих в корне омонимы, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, определять основные способы словообразования, безошибочно писать с опорой на морфемно-словообразовательный анализ, использовать лингвистические словари

5


Морфемика и орфография

Правописание орфограмм-гласных, орфограмм - согласных в корне слова

Уметь опираться на основной принцип написания морфем: использовать орфо­графический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов

6

Морфология и орфография

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

Уметь различать части речи, производить их морфологический разбор, аргументировать группировку частей речи в связи со слитным (раздельным) написанием их с НЕ

7

Морфология и орфография

Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, при­частий и наречий

Уметь опознавать части речи с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разной части речи.

8

Синтаксис

Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения

Уметь определять смысловые отношения между словами, видеть связь слов в предложении, выделять грамматическую основу предложения и выполнять

синтаксический разбор простого предложения, расставлять знаки препинания в осложненном простом предложении

9

Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 7 классе" с грамматическим заданием

Гласные и согласные в корне слова. Правописание Н и НН, в разных частях речи. Правописание НЕ с разными частями речи. Знаки препинания в простом предложении

Уметь воспроизводить текст, воспринимая его на слух, записывая под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, выявлять смысловые отношения между словами в предложении.

10

Контрольное тестирование



11-12

Р.Р. Текст. Микротекст. Микротема.

Изложение, близкое к тексту.

Текст. Признаки текста. Микротема. Микротекст.

Подробное изложение

«Буран в степи»

Знать признаки текста, понятия «микротекст», «микротема»; понимать на слух содержание текста, его тему, коммуникативную цель, определять главную мысль звучащего текста, понимать отношение автора к поставленной в тексте проблеме, излагать подробно текст в соответствии с планом, составлять сложный план, извлекать главную информацию из текста, соблюдать нормы построения текста, нормы письма.

13

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи

Уметь определять границы предложений, выделять словосочетания, используя смысловые и грамматические связи словосочетаний и

предложений в тексте, уметь определять виды связи в словосочетании и предложении, находить в них средства синтаксической связи, определять тип предложения

14

Способы подчини­тельной связи

Способы

подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание

Знать способы подчинительной связи: управление, примыкание, согласование; средства связи слов, используемых в каждом типе, нормы сочетания слов и причи­ны их нарушения, уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять вид связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по зна­чению словосочетания

15

Способы подчини­тельной связи.

Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного, согласование сложносокращенных слов с прилагательными и др.

Уметь использовать в речи синонимичные по значению

словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки, соблюдать орфоэпические, грам­матические и лексические нормы при построении сло­восочетаний разных видов

16

Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания

Словосочетание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь.

Уметь определять основные признаки словосочетания смысловую и грамматическую связь слов; различать словосочетания и фразеологизмы, цельные словосочетания;

17

Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания


Основные виды слово­сочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Цельные словосочетания

Уметь моделировать слово­сочетания всех видов, правильно употреблять в речи, соблюдая нормы при построении словосочетании разных видов

18

Понятие о предложении. Строение предложения, его виды по цели и эмоциональной окраске.

Предложение как основная единица

Синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели и эмоциональной окраске.

Знать основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.

Уметь анализировать и характеризовать предложения (по цели высказывания, эмоциональной окраске, строению); определять границы предложения и способы передачи конца предложения.

19

Основные виды предложения.

Логическое ударение и порядок слов в предложении.

Простое предложение. Основные виды простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логиче­ское ударение. Интонация

Знать понятия «односоставные» и «двусоставные» предложения, уметь анализировать и характеризовать предложения производить синтаксический разбор, определять

грамматические основы в простом и сложном предложениях, уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важные слова, выразительно читать предложения, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов

20

Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение»

Основные виды Цельные словосочетания. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Основные виды простого предложения.

Уметь моделировать слово­сочетания всех видов, правильно употреблять в речи, соблюдая нормы, определять грамматические основы в простом и сложном предложениях.

21-22

Р.Р. Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении.

Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении.

Уметь определять средства связи – морфологические и лексические; сочинять связные тексты заданным способом; знать такие лексические средства связи как риторический вопрос, инверсия;

23

Урок-практикум.

«Повторим орфографию: орфограммы корня»

Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием

Уметь безошибочно писать гласные и согласные в корнях слов, объяснять выбор орфограмм, группировать слова по видам орфограмм в корне, формулировать обобщенное правило, приводить свои примеры, подбирать проверочные слова на основе толкования слов

24



Подлежащее и способы его выражения.

Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого

Знать и пояснять функцию главных членов предложения, характеризовать подле­жащее и сказуемое, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным сло­восочетанием или сложносокращенными словами

25

Сказуемое и основные его типы.

Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого

Знать типы сказуемых, понимать их лексическое и грамматическое значение, уметь находить и характеризовать сказуемые в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, учитывая в ряде случаев существующие в речи варианты согласования, определять морфологиче­ские способы выражения простого глагольного сказуемого.

26

Сказуемое и основные его типы.

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения

Знать структуру составных глагольных сказуемых, опознавать их в тексте; по составу, по способу выражения лексического и грамматического значений различать простые и составные гла­гольные сказуемые

27

Сказуемое и основные его типы.

Составное именное сказуемое. Способы его выражения

Знать структуру составного именного сказуемого, различать составное глагольное и составное именное сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с омонимичными ска­зуемыми разных видов

28

Тире между подлежащим и сказуемым

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуе­мым

Знать основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь определять способы выражения подлежащего и сказуемого, безошибочно ставить тире между ними, со­ставлять предложения со сказуемым с нулевой связкой, интонационно правильно их произносить.

29

Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения».

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных членов, разли­чать разные виды сказуемых,

ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить

синонимичную замену разных видов сказуемых

30

Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения»

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания конца предложения

Уметь безошибочно воспроизводить текст, воспринятый на слух, соблюдая орфогра­фические и пунктуационные нормы.

31

Второстепенные члены предложения.

Определение.


Второстепенные члены предложения. Трудные случаи со­гласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений

Уметь определять и различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения, уста­навливать связь между определениями и определяемыми словами при помощи вопроса, использовать опре­деление для характеристики предмета, явления, определения-эпитеты как средства выразительности речи

32

Согласованные и

несогласованные определения.



Определения: согласованные, несогласованные. Труд­ные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений

Уметь определять и различать согласованные и несогласованные определения, производить синонимичную замену согласованных и несогласованных оп­ределений, понимать двойное значение отдельных вто­ростепенных членов, находить в тексте согласованное и несогласованное опреде­ление

33-34

Приложение.

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении

Знать, что приложение -это разновидность определения, использовать его как средство

выразительности, уметь правильно пунктуационно оформлять одиночные согласованные приложения, выраженные существительными, несогласованные приложения,

обозначающие названия газет, журналов, художественных произведений, включать приложения в предложения и текст, отличать сказуемые и приложения, выраженные одними и теми же словами

35

Дополнение.

Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное.

Знать особенности второстепенного члена предложения дополнения, способы выражения дополнений (инфинитив, цельное словосочетание); уметь различать дополнения (прямое и косвенное), определять способы их выражения, опознавать в предложении и тексте, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и' прямое дополнение

36-37

РР Сжатое из­ложение с элементами сочинения

Тема. Основная мысль текста. Микротема. Микротекст. Заголовок. План текста

Уметь

дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста, сжато передавать его содержание, вычленять ключевые опорные предложения (микротемы) и раскрывать их, создавать собственное

высказывание на основе исходного текста

38

Обстоятельство. Виды обстоя­тельств.

Обстоятельство. Виды обстоя­тельств. Способы выражения обстоятельств

Знать виды обстоятельств, уметь различать виды об­стоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельство для придания речи точности, ясности, вы­разительности, как средство связи предложений в повест­вовательных текстах

39

Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предло­жения»

Второстепенные члены предложения

Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второ­степенных членов, разли­чать разные виды сказуемых,

второстепенные члены предложения и их виды, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при приложении, произво­дить синонимичную замену разных видов сказуемых, не­распространенных и распространенных предложений, редактировать предложения с нарушением синтаксиче­ской нормы, использовать прямой и обратный порядок слов в текстах разных стилей

40

Контрольный диктант по теме "Главные и второстепенные члены предложения" с грамматическим заданием

Второстепенные члены предложения. Знаки препинания конца предложения

Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второ­степенных членов, различать разные виды сказуемых, вто­ростепенные члены предложения и их виды, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при прило­жении, производить синонимичную замену разных видов сказуемых.

41

Повторим орфографию. Орфограммы в приставках

Орфограммы в приставках. Различение приставки НЕ и частицы НЕ

Уметь безошибочно писать приставки с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова, различать приставки ПРЕ-ПРИ на семантической основе, приставку НЕ и частицу НЕ объяснять выбор орфограммы-буквы, де­лать обобщения о написании приставок, устно объяснять правописание приставок в виде рассуждения, на письме - графически

42

Понятие об односоставных

предложениях. Определенно-личные предложе­ния.

Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложе­ния, их структура и смысловые особенности

Основные виды односоставных предложений по строению и значению

Знать, что такое односоставное предложение, его струк­турные особенности, группы односоставных предложений по способу выражения главного члена, знать структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений, уметь различать односоставные и двусоставные предло­жения, опознавать односоставные предложения в тексте и структуре сложного предложения

43

Неопределенно-личные предложе­ния

Неопределенно-личные предложения и их особенности

Знать значение и строение неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемых в них, уметь находить неопределенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям, использовать в разных стилях речи

44

Безличные предложения

Безличные предложения и их особенности


Знать общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению; способы выражения сказуемых в безличных предложе­ниях; уметь находить безличные предложения по значению и структурным особенностям, употреблять безличные предложения в речи для передачи состояния природы, окружающей среды, душевного состояния человека и т.д., правильно писать глаголы с -ТСЯ, -ТЬСЯ.

45

Назывные предложения

Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности

Знать смысловые и структурные особенности назывных предложений; уметь находить их в тексте, отличать от двусоставных, определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных очерках, статьях, пользоваться в описании для обозначения места, времени, обстановки действия. Использовать как средство сжатого описания экспозиции рассказа, выразительно читать назывные предложения на письме, правильно оформлять, целесообразно использовать в речи

46

Обобщение изученного по теме: «Односо­ставные предложения»

Односоставные предложения, их грамматические при­знаки. Виды односоставных предложений. Морфологические средства выражения главных членов

Уметь различать основные виды односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, проводить синтаксический разбор односоставного предложения, расставлять знаки препинания в сложном предложении путем определения особенностей грамма­тических основ, использовать двусоставные и односоставные предложения как синтак­сические синонимы, анализировать в сопоставлении разновидности односоставных предложений.

47

Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи

Особенности употребления односоставных предложений

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложения, определять оттенки: 1) противопоставления, контрастности, уступки и несоответствия, выражаемые противи­тельными союзами, 2) чередования или неопределенности оценки явлений, выра­жаемые

разделительными союзами

48

Особенности строения полных и неполных предложений

Понятие о неполных предложениях. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении

Знать общее понятие неполных предложений, сферу их употребления; уметь опознавать их в тексте, заменять неполные полными, различать назывные и неполные двусоставные предложения, определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться в разговорной речи, правильно ставить знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых неполные предложения

49

Систематизация и обобщение изученного по теме "Односоставные предложения"

Односоставные предложения, их грамматические при­знаки. Виды односоставных предложений. Морфологические средства выражения главных членов

Уметь применять полученные знания на практике

50

Контрольная работа по теме "Односоставные предложения" с грамматическим заданием

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предло­жений с однородными членами

Уметь опознавать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы предложений с однородными членами, определять стили­стическую окраску союзов в предложениях с однородными членами


51

Риторический вопрос как средство выразительности речи

Средства выразительности речи. Риторический вопрос и восклицание

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога

52

Однородные члены пред­ложения. Союзы при однородных членах

Предложения с однородными членами. Средства связи од­нородных членов предложения. Интонационные и пунк­туационные особенности предложений с однородными членами

Знать особенности однородных членов предложения; уметь опознавать однородные члены , выраженные различными частями речи, ряды однородных членов, правильно ставить знаки препинания, при чтении соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, составлять схемы предложений, различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом И, и сложные с этим же союзом, определять сти­листическую окраску союзов в предложениях с однородными членами

53

Однородные члены пред­ложения. Союзы при однородных членах

Однородные члены, связанные

сочинительными союза­ми и пунктуация при них

Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с од­нородными членами, связанные союзом И, и ССП; производить возможную синони­мичную замену союзов при однородных членах, применять правила пунктуации о наличии или отсутствии запятой между однородными членами

54

Обобщающие слова при однородных чле­нах предложения.

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них

Знать, что такое обобщающие слова; уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять их место по отношению к однородным членам, пра­вильно ставить знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы пред­ложений с обобщающими словами при однородных членах, употреблять обоб­щающие слова в текстах разных стилей

55-56

Р/Р Разновидность сочинения- рассуждения

Композиция сочинения-рассуждения. Рассуждение на основе литературного произведения

Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы, ориентируясь на определенного читателя или слушателя, отбирать аргументы с це­лью обогащения речи, умело включать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение

57

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Уметь применять правила пунктуации о наличии или отсутствии запятой между однородными членами

58

Р/Р Однородные члены предло­жения как средство вырази­тельности речи

Однородные члены предложения как средства вырази­тельности речи. Бессоюзие. Многосоюзие. Параллелизм предложений

Уметь на примерах художественного текста выявлять функции однородных членов предложения как синтаксического средства выразитель­ности речи, определять параллелизм

предложений; находить данное средство выразительности в художественном тексте, предупреждать ошибки в речи при использовании однородных членов предложений и ис­правлять их

59

Однородные и неоднородные оп­ределения

Однородные и

неоднородные

определения

Знать однородные и неоднородные определения; уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интона­ционного,

грамматического анализа предложений и пра­вильно ставить знаки препинания

60

Однородные и неоднородные оп­ределения

Однородные и

неоднородные

определения

Уметь различать однородные и неоднородные определе­ния, употреблять слова в переносном и прямом значении в качестве однородных и не­однородных определений, правильно пунктуационно оформлять на письме

61


Обобщающий урок по теме «Однород­ные члены предложения»

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Ин­тонационные и пунктуационные особенности

предложений с однородными членами

Уметь опознавать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы этих предложений, определять стилистическую окраску союзов, употреблять предложения с однородными членами в текстах разных стилей, читать их, соблюдая интонационные особенности

62

Контрольный диктант по теме "Однородные члены предложения" с грамматическим заданием

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предло­жений с однородными членами

Уметь опознавать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы предложений с однородными членами.


63

Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах

Правописание гласных О, И, Е после шипящих в суффиксах.

-Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прила­гательных, в суффиксах прилагательных

Уметь делать обобщающие сообщения о правописании суффиксов в разных частях речи, приводить собственные примеры, применять правила на письме, работать в группе

64-65

Р.Р. Рассуждение на литературную тему

Сочинение-рассуждение

Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы, ориентируясь на определенного читателя или слушателя, отбирать аргументы с це­лью обогащения речи, умело включать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение

66

Понятие об обособлении. Обособление определений.

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую само­стоятельность, особую значимость в высказывании; уметь выделять интонационно обособленные члены, проводить их синонимическую замену, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах

67

Обособление согласованных

определений

Обособление согласованных

определений

Знать общие условия обособления

согласованных оп­ределений; уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных

причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, относящимися к существительному, интонационно правильно произносить их и оформлять на письме

68

Обособление согласованных

определений

Обособление согласованных

определений

Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить

предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении

письменного текста правильно ставить знаки препинания, использо­вать обособленные определения в текстах разных стилей и типов

69

Обособление несогласованных

определений

Несогласованные определения и их обособление

Знать условия обособления несогласованных определений; уметь выявлять их ин­тонационно, правильно читать предложения с обособлениями и правильно пунктуационно оформлять на письме

70-71

Р.Р. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Изложение с грамматическим заданием.

Изложение с грамматическим

заданием.

Заглавие как средство

связи предложений в

тексте.

Знать роль заглавия как средства связи в тексте, роль композиционного стыка; уметь художественно, эмо­ционально, выразительно передавать содержание услышанного текста, самостоятельно подбирать заголовок, использовать заглавие и родовидовые слова как средства связи микротекстов, пред­ложений в тексте, использовать в тексте обособленные определения, соблюдать при пересказе нормы русского языка

72

Обособление приложений

Обособление приложений

Знать условия обособления

приложений; уметь обособлять приложения, графически объяснять условия обособления приложений, выра­зительно читать предложения с обособлением, правильно ставить знаки препи­нания при выделении обособленных приложений

73

Обособление приложений

Обособление приложений

Уметь опознавать приложения в. тексте, правильно ставить знаки препинания, инто­национно правильно произносить

предложения с обо­собленными приложениями, использовать их в разных стилях и типах речи

74

Обособление дополнений

Обособление дополнений

Знать условия обособления

дополнений; уметь узнавать

опознавательные признаки

уточняющих дополнений (производные предлоги), производить

синонимичную замену производных предлогов при обособленных до­полнениях, выразительно читать предложения с обособленными дополнениями, пунктуационно правильно оформлять

75

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

Обособление обстоятельств,

Выраженных деепричастными

оборотами и одиночными

деепричастиями.

Знать условия

обособления обстоятельств,

выраженных одиночными

деепричастиями и

деепричастными оборотами; уметь находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ста­вить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, использовать в речи, уметь заменять синонимичными конст­рукциями

76

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным. оборотом и одиночным деепричастием. Обособление деепричастных оборотов

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным дее­причастием.

Уметь определять границы деепричастного оборота, ставить знаки препинания при обособлении, конструи­ровать предложения с причастным оборотом, исправлять ошибки в предложениях, ин­тонационно правильно произносить их, опознавать обо­собленные обстоятельства как изобразительно-выразительные средства в художественной речи

77

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

Знать условия обособления обстоятельств, выраженных

существительными с предлогами; уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами ус­тупки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания при них.

78-79

Р.Р. Кино­сценарий как одна из композици­онных форм сочинения

Киносценарий как одна из форм сочинения.

Знать особенности композиции сочинения в виде киносценария, киноведческие термины; уметь анализировать творческие работы и создавать свои, писать сочинения в форме киносценария, правильно оформляя диалоги, используя речь ли­тературных персонажей как одно из средств характеристики

80

Пунктуация при сравнительном обороте

Сравнительный оборот, условия обособления.

Знать условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами; уметь интонационно правильно произносить

предложения с обособленными обстоятельствами ус­тупки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания при них

81

Обособление уточняющих членов предложения

Уточняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная зависимость.

Знать, что такое уточняющие, уточняемые члены предложения, условия их обособления; уметь отличать уточняющие члены предложения от обособленных оборотов, опознавать уточняющие члены на основе семантико-

интонационного анализа высказывания, выделять на письме запятыми

82

Обобщение изученного материала по теме «Обособленные члены предложения»

Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении.

Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различия между обособленными согласованными определениями, отличия в обособлении согласованных опреде­лений и приложений, различия в обособлении определений, выраженных причастным оборотом, и обособлен­ных обстоятельств, выра­женных деепричастным оборотом,

83

Контрольный диктант по теме "Обособление" с грамматическим заданием

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при них

Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфо­графические и пунктуационные нормы

84

Повторим орфографию. Слитное,

раздельное и дефисное написание слов.

Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи

Уметь правильно определять условия выбора орфограммы, опознавать части речи с орфограммой, объяснять написание разных частей речи (слитное, раздельное, дефисное), группировать слова по видам орфограмм

85

Предложения с вводными сло­вами, словосочетаниями и предложениями.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания; уметь выражать определенные отношения к высказы­ваемому с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения

86

Предложения с вводными сло­вами, сло­восочетаниями и предложениями.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных, словах, словосочетаниях и предложениях, соблюдать правильную интонацию при чтении, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, производить синони­мичную замену вводных слов

87

Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных, словах, словосочетаниях и предложениях, соблюдать правильную интонацию при чтении, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, производить синони­мичную замену вводных слов

88

Обращение, его функции и способы выражения

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении

Знать синтаксическую сущность обращения, возможные позиции обращения в пред­ложениях; уметь расставлять знаки препинания при обра­щениях, пользоваться различными видами обращений в собственных устных и письменных высказываниях, характеризовать синтаксические, интонационные и пунк­туационные особенности предложений с обращениями

89

Предложения с обращениями

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Наблюдение за употреблением обращения в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле

Уметь интонационно правильно произносить предложения с обращением, упот­реблять формы обращения в разных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения

90-91

Р.Р. Обращение как средство связи предложений в тексте. Сочинение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложений.

Обращение как средство связи предложений в тексте. Сочинение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложений.

Знать требования к устному выступлению, понимать значение понятий «публичный», «публицистический», уметь использовать характерные для публицистического стиля средства языка, обращения,

риторические обращения и вопросы, самостоятельно отбирать, обрабатывать и структурировать информацию, исследовать и анализи­ровать важные современные проблемы общества, аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения

92

Особенности слов-предложений

Особенности слов-предложений

Уметь правильно оформлять слова-предложения на письме, отличать от вводных слов и частиц, а также самостоятельных членов предложения

93

Обобщение изученного материала по темам: «Вводные слова и конструкции»

Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Обращение, его функции и способы выражения. Уточняющие,

поясняющие,

присоединительные

члены предложения,

Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств,

упот­реблять формы обращения в разных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения

94

Контрольный диктант по теме «Вводные слова и конструкции» с грамматическим заданием

Вводные предложения, знаки препинания при них, вставные конструкции; обращение, его функции и способы выражения; уточняющие,

члены предложения

Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфо­графические и пунктуационные нормы

95-96

Р.Р. Психологический портрет. Сочинение-описание

Психологический портрет

Уметь находить характерные

особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание -описание внешности человека с учетом его психологиче­ского состояния

97-98

Систематизация и обобщение изученного в 8 классе

Правила обособления второстепенных и уточняющих членов предложения

Уметь применять полученные знания на практике

99

Итоговая контрольная работа

Главные и второстепенные члены предложения. Односо­ставные предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в простом предложении

Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфо­графические и пунктуационные нормы

100

Анализ итоговой контрольной работы

Главные и второстепенные члены предложения. Односо­ставные предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в простом предложении

Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфо­графические и пунктуационные нормы.

101-105

Резервные уроки








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!