Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № »
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО___________________ | Заместитель директора по УР | Директор МБОУ «Школа № » |
| __________________________ | ___________ |
от « __ » августа 2023 г. | « » августа 2023 г. | Приказ № _______ от 30.08.2023 |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета русский язык
Класс 9 класс
Уровень общего образования основное общее - 3
Учитель
Срок реализации программы, учебный год 2023 -2024 учебный год
Количество часов по учебному плану всего 102 часа в год; в неделю 3 часа
Планирование составлено на основе Примерной программы по русскому языку для 5-9 классов и
Программы курса «Русский язык» к учебникам под ред. Е.А. Быстровой
для 5-9 классов, составитель Кибирева Л.В. («Русское слово»)
Учебник Быстрова Е.А. Русский язык: учебник для 9 класса
общеобразовательных организаций: в 2 ч.-- . М.: «Русское слово», 2022
(название, автор, год издания)
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Рабочую программу составила __________
Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует методическому пособию к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 9 класса (автор М.В. Бабкина), программе курса «Русский язык» 5—9 классы (автор-составитель Л.В. Кибирева), которые, в свою очередь, подготовлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 г., Примерной программой основного общего образования, Примерным учебным планом.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 9 классе
Предметные:
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать
• изученные разделы науки о языке;
• смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
• определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• различать разговорную и книжную речь, научный, публицистический, официально-деловой, разговорный стили, язык художественной литературы;
• опознавать основные единицы языка, проводить их анализ;
• определять тему, основную мысль, функционально-смысловой тип, а также стиль текста; анализировать его структуру и языковые особенности;
Аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
Говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотации, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения);
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построение текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать к практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Метапредметные:
• владеть русским языком на уровне, необходимом и достаточном для официального и неофициального общения в социальной, культурной, бытовой и учебной сферах;
• владеть русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам, пользоваться словарями разного типа, справочной литературой;
• понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе; речь диктора радио, телевидения, официального лица;
• читать оригинальные тексты разных функциональных стилей, используя ознакомительное, изучающее, просмотровое виды чтения;
• пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст (устный и письменный);
- создавать устные и письменные тексты, различные по функционально-смысловому типу, стилю и жанру, с учетом замысла, адресата, ситуации общения;
• осуществлять основные виды информационной переработки текста: план, конспект;
• вести диалог на бытовые, учебные, социальные, социокультурные темы; диалог-дискуссию с аргументацией своей точки зрения;
• соблюдать основные орфоэпические, лексические, стилистические, правописные нормы русского литературного языка; соблюдать нормы русского речевого этикета;
• владеть навыками речевого самоконтроля, оценивать свою речь с точки зрения правильности, находить ошибки, обусловленные влиянием родного языка учащегося.
Личностные:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
• формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
2. Содержание учебного предмета «Русский язык»
№ п/п | Название раздела | Содержание |
1 | О языке | Язык как развивающееся явление |
2 | Речь | Текст. Типы текста (речи). Стили речи. Книжный и разговорный стили речи. Публицистический, научный, официально-деловой, художественный стили речи. Культура речи и её основные аспекты. Информационная переработка текста. План. Тезисы. Конспект. Реферат. Статья. Эссе. Интервью, выступление. |
3 | Обобщение изученного в 5-8 классах | Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания. |
4 | Сложное предложение | Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. |
5 | Сложносочиненное предложение | Что такое сложносочинённое предложение. Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Употребление сложносочинённых предложений в речи. |
6 | Сложноподчиненное предложение | Что такое сложноподчинённое предложение. Виды сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени, сравнения. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, следствия, условия и уступки. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Употребление сложноподчинённых предложений в речи. |
7 | Бессоюзное сложное предложение | Что такое бессоюзное предложение. Знаки препинания в бессоюзном предложении. Употребление бессоюзных сложных предложений в речи. |
8 | Сложное предложение с разными видами связи | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем. Период. Сложное синтаксическое целое. Употребление сложных предложений с разными видами связи в речи. |
9 | Чужая речь и способы её передачи | Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Диалог. Цитирование. Оформление цитат на письме. |
10 | Итоговое повторение | С целью подготовки учащихся 9 классов к ГИА продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. В целях обучения написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения на основе данного текста (в рамках подготовки к ГИА — задание С1 и С2) отведены часы на развитие речи. |
3. Календарно-тематическое планирование
Русский язык. 9 класс
№ урока | Тема урока | Дата проведения |
1 | Язык как развивающееся явление | |
2-4 | Комплексное повторение. | |
5 | КР. Входная диагностика | |
6 | Текст. Средства связи предложений в тексте. | |
7 | Типы текста. | |
8-9 | Изобразительно-выразительные средства языка | |
10 | ПР. Проверочная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка» | |
11 | Сжатое изложение. Основные приемы сжатия текста. | |
12 | Основные приемы сжатия текста. | |
13 | РР Сжатое изложение в формате ОГЭ | |
14-18 | Стили речи. | |
19-20 | РР. Сочинение в формате ОГЭ (9.2) | |
21 | Комплексное повторение. (Культура речи и её аспекты) | |
22 | Комплексное повторение. (Информационная переработка текста. План. Тезисы) | |
23 | Конспект. Реферат. | |
24 | Статья. Эссе. | |
25 | Интервью. Выступление. | |
26 | КР. Контрольная работа в формате ОГЭ. | |
27-29 | Повторение на основе изученного в 5—8 классах | |
30-31 | Сложное предложение и его виды. | |
32 | Что такое сложносочиненное предложение (ССП) | |
33 | Синтаксический разбор сложносочиненного предложения | |
34-36 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | |
37 | Рр. Сжатое изложение в формате ОГЭ | |
38-39 | Употребление ССП в речи | |
40-41 | РР. Сочинение в формате ОГЭ (9.3) | |
42-43 | Сложноподчиненное предложение (СПП) | |
44 | Виды сложноподчиненных предложений. | |
45-47 | Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным | |
48 | Синтаксический разбор СПП | |
49 | РР. Сжатое изложение в формате ОГЭ. | |
50-51 | СПП с придаточными изъяснительными. | |
52 | СПП с придаточными обстоятельственными. | |
53 | СПП с придаточным времени. | |
54 | СПП с придаточным места | |
55-56 | РР. Сочинение в формате ОГЭ | |
57 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени | |
58-59 | СПП с придаточными сравнения | |
60 | СПП с придаточными цели | |
61 | СПП с придаточными причины и следствия | |
62 | СПП с придаточными условия | |
63 | СПП с придаточными уступки | |
64 | КР Контрольная работа по теме «Виды СПП» | |
65-68 | СПП с несколькими придаточными | |
69-70 | РР Сочинение в формате ОГЭ | |
71 | Употребление СПП в речи | |
72 | Бессоюзное сложное предложение (БСП) | |
73 | Запятая и точка с запятой в БСП | |
74-75 | Двоеточие в БСП | |
76-77 | Тире в БСП | |
78 | ПР Проверочная работа по теме «Знаки препинания в БСП» | |
79 | Употребление БСП в речи | |
80 | РР. Сжатое изложение | |
81-85 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи | |
86 | КР Контрольная работа по теме «Сложное предложение с разными видами связи» | |
87 | Употребление СП с разными видами связи в речи. Период. | |
88-89 | РР Сочинение в формате ОГЭ | |
90-91 | Предложения с прямой речью. | |
92-93 | Предложения с косвенной речью | |
94 | Диалог | |
95 | РР. Сжатое изложение | |
96 | Цитирование. Оформление цитат на письме. | |
97 | КР Контрольная работа в формате ОГЭ (тест) | |
98-100 | Комплексное повторение изученного в 9 классе | |
101-102 | Резервные уроки | |
| | |
| Итого 102 часа | |