Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44 им. Деева В.Н.
Главная задача, которая решается при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы процессы освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладения основными нормами современного русского литературного языка, формирования умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника. В связи с этим данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования
Рабочая (авторизованная) программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5 – 11 классы, автор - составитель С. И. Львова. Авторизация программы осуществлена в связи с изменением количества часов по русскому языку в 7 классе согласно базисному плану. Содержательных отличий от программы под редакцией С.И. Львовой в модифицированной программе нет. Рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логика учебного процесса, учет возрастных особенностей учащихся соблюдена в соответствии с программой под редакцией С.И.Львовой.
В программе отводится изучению раздела «Текстоведение», в который входит работа с текстом, развитие речи, культура речи.
Большое внимание уделено изучению трудных разделов морфологии: наречию и слов категории состояния. Курс русского языка в 7 классе направлен на совершенствование коммуникативных умений и навыков, на освоение знаний о русском языке, формирование умения анализировать языковые факты.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей семиклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в шестом классе развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся средней школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и коммуникативного программного обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся средней школы. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в седьмых классах.
1)определения изученных в 7 классе основных языковых единиц, речеведческих понятий;
2)орфографические, пунктуационные правила.
1)понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
2)выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
4)обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника.
4)проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части);
6)с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету при чтении текста вслух.
1)сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства;
2)создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи;
4)формулировать выводы по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения;
5)размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания.
1)сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
2)писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;
3)соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи;
4)уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения фразеологизмы в связном тексте;
5)использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;
1)анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
2)рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
3)устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка и стилю речи
3)анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
2)объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;
4)анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
6)объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов, пользоваться словообразовательным словарём, а также словарём морфемных моделей слов.
2)употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
4)выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;
5)пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.);
7)проводить лексический разбор слова.
1)указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
3)опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.
2)объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;
4)владеть приёмом поморфемного письма.
5)устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения;
7)самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
№ п/п | Тема раздела, тема урока | Кол-во часов (на раздел, урок) | Цели урока (учебные) | Основные виды деятельности (для стандартов 2004 г.) | Виды контроля | Домашнее задание | Дата проведения урока |
план | фактически |
1 четверть |
1. | Язык как развивающееся явление. Этимология как наука о происхождении исконно русских и иноязычных слов. | 2 | Знать общие сведения о языке и некоторые вопросы лексики, основные единицы языка и разделы науки о языке. Уметь различать разделы лингвистики | чтение, составление плана, пересказ, беседа, викторина, осложненное списывание, устное высказывание, работа с этимологическим словарем, сочинение-миниатюра | Организация совместной учебной деятельности | п.1, 2 №11(п) №12(у) | 02.09 | |
2. | Фонетика и орфоэпия. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. | 2 | Повторить и обобщить знания по фонетике и орфоэпии; совершенствовать навык работы с различными упражнениями и тестовыми заданиями по данному разделу | разные виды диктантов, фонетический разбор, решение лингвистических задач, осложненное списывание, устное высказывание, сочинение-миниатюра, транскрипция | Практикум Работа с учебником анализ текста задания. | п.2 №35(о/м) №34(у) №32(п) №29(у) | 04.09 | |
3. | Словообразование самостоятельных частей речи. Морфологические способы образования слов (обобщение). | 2 | Знать морфологические способы образования слов. Уметь различать определять морфологические способы образования слов | устное высказывание, составление таблицы, выразительное чтение, работа со словарями, поморфемное письмо, осложненное списывание, сочинение-миниатюра, самостоятельная работа | Словообразовательные цепочки Тренинг, Практикум | п.3 №52(п) №67(п) №68(п) | 10.09 | |
4. | Словообразование наречий. Типичные морфемные модели наречий. Неморфологические способы образования слов: переход слова из одной части речи в другую. | 2 | Знать типичные морфемные модели наречий. Уметь различать морфологические и неморфологические способы образования слов. | устное высказывание, составление и анализ схемы, работа со словарями, разные виды диктантов, тестирование, изложение-миниатюра, | Тренинг, Практикум Словообразовательные цепочки | п.3 №80(п) №89(у) №88(п) Подгот. к к/д | 11.09 | |
5. | Обобщение и систематизация изученного по фонетике, лексике, морфологии. | 2 | Уметь: выбирать правильное написание в словах и правильно расставлять знаки препинания в предложениях ( на основе изученного в 5 - 6 классах). | устное высказывание на лингвистическую тему, составление и анализ схемы, разные виды диктантов, тестирование, словообразовательный разбор, осложненное списывание, поморфемное письмо | Грамматические разборы | Повтор. изученное. №90(у) | 13.09 | |
6. | Контрольный работа №1 (диктант) ( Вводный контроль.) | 2 | Уметь: выбирать правильное написание в словах и правильно расставлять знаки препинания в предложениях ( на основе изученного в 5 - 6 классах). | выполнение контрольной работы и ее анализ | Диктант. Грамматическое задание | №108(п) | 16.09 | |
7. | Анализ к.д. Работа над ошибками. Лексикология и фразеология. Деление лексического состава русского языка на группы. Основные лексические нормы русского литературного языка. | 2 | Знать деление лексического состава русского языка. Уметь использовать синонимы для предупреждения ненужных повторов слов. | беседа, устное высказывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, выразительное чтение, устное высказывание, осложненное списывание | тест | п.4 №112(п) Подгот. к изл.№127 | 18.09 | |
8. | Рр Изложение по тексту М.Короткова «Крестьянская изба». | 2 | Уметь: совершенствовать умение учащихся пересказывать художественное повествование с элементами описания. | Выразительное чтение, беседа, текстоведческий анализ, составление плана, запись ключевых слов, написание и редактирование текста изложения | Рр Обучающее изложение | п.4 №123(п) №124(у) №125(о/м) | 24.09 | |
9. | Анализ изложений. Работа над ошибками. Грамматика: морфология и синтаксис. Система самостоятельных частей речи в русском языке. | 2 | Знать морфологический разбор слов. Уметь распознать слова самостоятельных частей речи, в том числе и наречий | устное высказывание, беседа, лингвистический эксперимент, морфологический разбор, разные виды диктантов, заполнение таблицы, | Организация совместной учебной деятельности Работа со словарями Речеведческий анализ текста | п.5 №146(п) №142(п) №143(у) | 25.09 | |
10. | Глагол и его формы (деепричастие и причастие). Трудные случаи образования деепричастий и причастий. | 2 | Знать морфологические признаки глагола, причастия и деепричастия, их синтаксическую роль; Уметь определения грамматических признаков глагола, причастия и деепричастия в связной речи. | тестирование, морфологический разбор, разные виды диктантов, осложненное списывание, заполнение таблицы, письмо по памяти, работа со словарями, тестирование, викторина, сочинение-миниатюра | Комментированное письмо. Самостоятельная работа Тренинг, практикум | п.5 теория на с.59 №164(у) №165(п) №172(п) | 27.09 | |
11. | Синтаксис и пунктуация. Виды предложений по количеству грамматических основ. Простое осложненное предложение. Контрольный словарный диктант№2 | 2 | Знать типичные модели словосочетай; Уметь делать элементарный анализ текста. | разные виды чтения, устное высказывание, различные виды разборов, осложненное списывание, лингвистическое исследование, составление таблицы | Тренинг, Практикум Работа с деформированным текстом | Теория на с. 70 №181(п) №186(п) Подгот к соч. | 30.09 | |
12. | Рр Сочинение по картинам И.И.Шишкина «Зима» и К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачёво». | 2 | Уметь: высказывать мысли, используя простые предложения, осложнённые ПО и ДО, вводными конструкциями, и сложные предложения; прививать любовь к искусству и родной природе; | беседа, текстоведческий анализ, искусствоведческий анализ, составление плана, запись ключевых слов, определение темы и идеи | Рр Обучающее сочинение | Повторить изученное. №199(п) №201(о/м) | 02.10 | |
13. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Правописание: орфография и пунктуация. Разделы русской орфографии. Правописание морфем. | 2 | Знать основные разделы русской орфографии; Уметь выявлять связь значения корня, приставки суффикса с лексическим значением слова. | устное высказывание, выразительное чтение, работа со словарями, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение-миниатюра, самостоятельная работа | Тренинг, Практикум Организация совместной учебной деятельности | п.6 №210(п) №223(п) №229(п) №212(п/п) | 08.10 | |
14. | Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях. | 2 | Знать правило правописания н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях; Уметь применять изученное правило. | Составление таблицы-алгоритма Объяснительный диктант Работа на лингвистическом тренажере | Перфокарта | Теория на с. 89-94 №234(п) №237(у) №239(п) №241(п) | 09.10 | |
15. | Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях. | 2 | Знать правило правописания н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях; Уметь применять изученное правило. | самостоятельная работа, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение -миниатюра | Перфокарта | | 11.10 | |
16. | Слитные, раздельные и дефисные написания. Письмо по памяти №260 | 2 | Знать правило правописание не с разными частями речи; Уметь применять изученное правило. | Работа с теоретическим материалом учебника Составление таблицы | Тренинг, Практикум Организация совместной учебной деятельности | О/к Теория на с.100 №249(с/д) №262(о/м) №258(п) | 14.10 | |
17. | Контрольная работа № 2 (диктант) по теме «Орфография». | 2 | Уметь: выбирать правильное написание в словах и правильно расставлять знаки препинания в предложениях ( на основе изученного в 5 - 6 классах). | Анализ и работа над типичными ошибками. Соблюдение синтаксических норм при построении предложения. | Диктант. Грамматическое задание | Повторить изученное. №263(о/м) п.8 №288(п) | 16.10 | |
18. | Анализ к/р. работа над ошибками. Пунктуация. Знаки препинания, их функции. . | 2 | Знать правило постановки знаков препинания пред союзом и; | Анализ и работа над типичными ошибками. беседа, составление плана, анализ схем, письмо по памяти, составление и запись текста | Комментированное письмо. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | п.7 №265(у) №272(п) №279(п) | 22.10 | |
19. | Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге | | Знать правило постановки знаков препинания при прямой речи, диалоге и цитировании. | разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, тестирование, конструирование предложений | Тренинг, Практикум Работа с деформированным текстом | | 23.10 | |
20. | Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи. | | Уметь употреблять слова самостоятельных частей речи в соответствии с основными орфографическими, лексическими, грамматическими нормами. | Соблюдение синтаксических норм при построении предложения. | Тренинг, Практикум Работа с деформированным текстом | п.7 №265(у) №272(п) №279(п) | 25.10 | |
2 четверть |
1. | Текстоведение. Текст как произведение речи. Точность и логичность речи. | 2 | Знать текст как основной единицы синтаксиса, «точной и логичность речи» и «логика высказывания». Уметь определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части | чтение, беседа, устное высказывание, пересказ, создание и редактирование текста | Тематический диктант . Работа с деформированным текстом Практическая работа. Типологический анализ текста-рассуждения | п.8,9 №325(о/м) №366(п) №367(у) №369(у) | 06.11 | |
2. | Структурные особенности текста. Выразительность речевого высказывания как одно из требований к тексту. Письмо по памяти № 426 | 2 | Знать языковых средств выразительности русской речи; Уметь анализировать средства выразительности; | чтение, беседа, устное высказывание, пересказ, создание и редактирование текста | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | п.12 №458(п) №457(у) Теория на с.147-151 №389(п) №392(п) | 12.11 | |
3. | Рр. Контрольное сочинение №1 по картине А.А. Пластова «Первый снег». | 2 | Познакомить с творчеством русского художника А.А. Пластова; приобщать учащихся к искусству: литературе, живописи; развивать связную речь учащихся, учить составлять простейшие описания внешности человека, природы. | беседа, текстоведческий анализ, искусствоведческий анализ, составление плана, запись ключевых слов, определение темы и идеи | Рр. Контрольное сочинение №1 | Повторить изученное. №425(п) №410(о/м) | 13.11 | |
4. | Рассуждение как тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения. Сочетание типов речи в тексте. | 2 | Обобщить и расширить сведения о рассуждении как типе речи; создать условия для расширения знаний о рассуждении как типе речи; развития речи и творчества, логического и образного мышления, нравственного воспитания. | различные виды чтения, беседа, устное высказывание, текстоведческий анализ, сочинение-миниатюра | Работа с деформированным текстом Практическая работа. Типологический анализ текста-рассуждения | п.12 №458(п) №457(у) | 15.11 | |
5. | Сочетание типов речи в тексте. | 2 | Обобщить и расширить сведения о рассуждении как типе речи; создать условия для расширения знаний о рассуждении как типе речи; развития речи и творчества, логического и образного мышления, нравственного воспитания. | типологический анализ текста, разные виды чтения, пересказ, беседа, анализ средств связи предложений, письменный ответ на вопрос, текстоведческий анализ | Работа с деформированным текстом Практическая работа. Типологический анализ текста-рассуждения | | 18.11 | |
6. | Проверочная работа№3 (зачёт по теме «Текстоведение») | | Проверить умения учащихся в области текстоведения в пределах изученного в первом полугодии. | написание проверочный работы | Тестовая работа | Повторить изученное. №476(у) №424(п) | 20.11 | |
7. | Морфология. Наречие как самостоятельная часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | 2 | Дать понятие о наречии как о самостоятельной части речи; учить определять грамматическое значение и морфологические признаки наречий; формировать умение “видеть” наречие в тексте, сопоставлять с другими частями речи; развивать логическое мышление учеников; расширять их кругозор. | письменный пересказ текста, выборочное чтение, работа со словообразовательным словариком, конструирование словосочетаний, устное высказывание, осложненное списывание, объяснительный диктант | Организация совместной учебной деятельности Тематический диктант | п.14, 15 №492(у) №496(п) | 26.11 | |
8. | Разряды наречий по значению. Контрольный словарный диктант№2 | 2 | учить определять разряды наречий по значению; грамотно применять наречия в речи; | беседа, разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, решение проблемных задач, составление таблицы, тестирование | Словарный диктант | №498(п) №484(у) | 27.11 | |
9. | Семантические особенности местоименных наречий. | 2 | учить определять разряды наречий по значению; грамотно применять наречия в речи; | разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра | Комментированное письмо. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | п.15 №504(п) №508(п) | 29.11 | |
10. | Наречия и созвучные слова других частей речи. Слова категории состояния в системе частей речи. | 2 | Уточнить представления детей о наречии, зависимости наречий от глаголов и связи, которая между ними существует. | Разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, тестирование | Комментированное письмо. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | теория на с.11-17 №512(п) №515(у) | 02.12 | |
11. | Слова категории состояния в системе частей речи. | 2 | Уточнить представления детей о наречии, зависимости наречий от глаголов и связи, которая между ними существует. | беседа, разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, решение проблемных задач, составление таблицы, тестирование | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | | 04.12 | |
12. | Сравнительная и превосходная степени сравнения. Образование степеней сравнения наречий | 2 | Познакомить учащихся со сравнительной и превосходной степенью наречий, с синтаксической ролью наречий в сравнительной степени; формировать умения образовывать, находить и различать степени сравнения наречий; | разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, тестирование | Тематический диктант | п.16 №524(у) №525(п) | 10.12 | |
13. | Контрольное тестирование №1 (Промежуточный контроль.) | 2 | Уметь: выбирать правильное написание в словах и правильно расставлять знаки препинания в предложениях ( на основе изученного в 5 - 6 классах). | написание контрольного диктанта и его анализ | Тест | Повторить изученное. №522(п) | 11.12 | |
14. | Анализ к/р. Работа над ошибками. Правописание наречий. Основные группы правил, связанных с написанием наречий. | 2 | Познакомить учащихся с некоторыми закономерностями слитного и раздельного правописания наречий; формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; учить отличать наречия от сочетаний именных частей речи; | разные виды диктантов, тестирование, устное высказывание, осложненное списывание, письмо по памяти, составление таблицы, сочинение-миниатюра, | Комментированное письмо. Самостоятельная работа Тренинг, практикум | п.17 №531(у) №533(п) | 13.12 | |
15. | Р/Р. Контрольное изложение №1 по тексту Д. Гранина. | 2 | Продолжить обучение по составлению сложного плана изложения; закрепить навык написания изложения по сложному плану. | чтение, выделение ключевых слов, составление плана, пересказ, написание и редактирование изложения | Р/Р. Контрольное изложение №1 | п.17 №550(п) | 16.12 | |
16. | Анализ изложения. Работа над ошибками. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. | 2 | Отработка навыка поиска закономерностей дефисного написания наречий. | разные виды диктантов, тестирование, устное высказывание, осложненное списывание, письмо по памяти, составление таблицы, сочинение-миниатюра, | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | п.17 теория на с.30 №551(п) | 18.12 | |
17. | Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. | 2 | Отработка навыка поиска закономерностей дефисного написания наречий. | беседа, разные виды диктантов, тестирование, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, письменный ответ на вопрос, тестирование | Тестовая абота | п.17 теория на с.30 №532(п) | 24.12 | |
18. | Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. | 2 | Отработка навыка поиска закономерностей дефисного написания наречий. | беседа, разные виды диктантов, тестирование, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, письменный ответ на вопрос, тестирование | Перфокарта | п.17 теория на с.30 №532(п) | 25.12 | |
3 четверть |
1. | Правописаний наречий и созвучных предложно-падежных сочетаний. | 2 | Познакомить учащихся с некоторыми закономерностями слитного и раздельного правописания наречий; формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; учить отличать наречия от сочетаний именных частей речи; | тестирование, разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра | Тестовая работа | п.17 теория на с.30 №551(п) №550(п) №532(у) | 10.01 | |
2. | Дефисное написание наречий. | 2 | Отработка навыка поиска закономерностей дефисного написания наречий; развивать внимание и наблюдательность, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память. | разные виды диктантов, тестирование, устное высказывание, осложненное списывание, письмо по памяти, составление таблицы, сочинение-миниатюра | Распределительный диктант | п.17 теория на с.34 №556(п) №557(п) №561(у) | 13.01 | |
3. | Слитное и раздельное написание не с наречиями. | 2 | Показать условия написания НЕ с наречиями; сопоставить данное правило с правилами написания НЕ с другими частями речи; | беседа, разные виды диктантов, тестирование, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, письменный ответ на вопрос, тестирование | перфокарта | п.17 теория на с.38 №567(п) №565(у) | 15.01 | |
4. | Различение приставок не- и ни- в отрицательных наречиях. | 2 | Показать условия написания НЕ и НИ с наречиями; сопоставить данное правило с правилами написания НЕ и НИ с другими частями речи; формировать умения находить наречия с приставками не-, ни- и применять правила правописания. | беседа, разные виды диктантов, тестирование, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, письменный ответ на вопрос, тестирование | перфокарта | п.17 теория на с.38 №567(п) №565(у) | 21.01 | |
5. | Правописание н и нн в наречиях на –о(-е). | 2 | Познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы "Правописание Н и НН в наречиях на о (-е), развивать умение рассуждать, доказывая свою точку зрения, анализировать и делать выводы; формировать коммуникативные умения и навыки. | тестирование, разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра | Словарный диктант | п.17 теория на с.41 №572(п) №573(у) | 22.01 | |
6. | Различение на письме наречий и кратких причастий среднего рода | 2 | закрепить способы разграничения наречий и кратких причастий; развивать умение рассуждать, доказывая свою точку зрения, анализировать и делать выводы; формировать коммуникативные умения и навыки. | разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, письменный ответ на вопрос, тестирование | | п.17 теория на с.41 №572(п) №573(у) | 24.01 | |
7. | Правописание суффиксов –а и –о на конце наречий. | 2 | Познакомить семиклассников с правилом написания а и о на конце наречий; | тестирование, разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра | перфокарта | п.17 №577(п) | 27.01 | |
8. | Правописание е(ё) или о на конце наречий после шипящих. | 2 | Познакомить семиклассников с правилом написания о-е (ё) после шипящих на конце наречий; формировать умение выделять орфограмму “О-Е (Ё) после шипящих на конце наречий, определив часть речи и часть слова. | разные виды чтения, различные виды разборов, лингвистическое исследование, осложненное списывание | Словарный диктант на правописание о – ё после шипящих. | | 29.01 | |
9. | Употребление ь на конце наречий после шипящих. Морфологический разбор наречий. Контрольный словарный диктант №3 | 2 | Изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий; находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи; | разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, письменный ответ на вопрос, тестирование | Словарный диктант | теория на с.43, 45, 47 №584(п) №589(у) | 04.02 | |
10. | Р/Р. Сжатое изложение по тексту В. Солоухина | 2 | Продолжить работу над сжатым изложением; научить владеть отдельными приёмами сокращения текста; способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку. | выразительное чтение, выделение ключевых слов, составление плана, сжатый пересказ, написание изл-я | Р/Р. Сжатое изложение | Повторить изученное. №606(у) | 05.02 | |
11. | Синтаксическая роль наречия в словосочетании и предложении. | 2 | Познакомить с функциями наречия в словосочетании и предложении; учить определять синтаксическую роль наречий в словосочетании и предложении. | чтение, беседа, викторина, лингвистическая игра, лингвистический анализ, редактирование текста, письменный ответ на вопрос | Орфографический минимум | п.18, теория на с. 54. №596(п) №601(п) №603(у) | 07.02 | |
12. | Использование местоименных наречий в качестве союзных слов в сложноподчиненных предложениях. | 2 | Познакомить с функциями наречия в словосочетании и предложении; учить определять синтаксическую роль наречий в словосочетании и предложении. | сообщения учащихся, составление вопросов, выразительное чтение, беседа, тестирование, лингвистическая игра, лингвостилистический анализ, конструирование предложений, сочинение-миниатюра | Письмо по памяти № 606 | п.18, теория на с. 54. №596(п) №601(п) №603(у) | 10.02 | |
13. | Контрольная работа №3 (диктант) по теме «Наречие». | 2 | Проверить уровень подготовки учащихся по теме «Правописание наречий» в рамках материала, изученного в 7-м классе; проверить умения, сформированные в результате изучения раздела «Наречие». | написание и анализ контрольного диктанта | Диктант. Грамматическое задание | Повторить изученное. №606(у) | 12.02 | |
14. | Анализ к/д. Работа над ошибками. Наречие в тексте. Специфические свойства наречия, определяющие его изобразительную функцию. | 2 | Познакомить с функциями наречия в тексте; учить определять синтаксическую роль наречий в тексте. | разные виды чтения, различные виды разборов, лингвистическое исследование, осложненное списывание, конструирование предложений, редактирование текста, сжатое изложение | тест | п.19 №614(п) №621(п) | 18.02 | |
15. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Служебные части речи и междометия. Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи. | 2 | Сформировать умение правильно определять роль служебных частей речи в предложении; навык применения полученных умений на практике; формировать развитие мотивации к изучаемому материалу; развивать умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые понятия; развивать речь учащихся. | тестирование, работа со словарями, сочинение-миниатюра, конструирование предложений, устное высказывание, осложненное списывание, сравнительный анализ языковых явлений | Тематический диктант | п.21, 22 №669(у) №667(п) №660(п) | 19.02 | |
16. | Предлог как служебная часть речи. | 2 | Дать понятие предлога, как служебной части речи. | самостоятельная работа, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение -миниатюра | Орфографический минимум | п.21, 22 №669(у) №667(п) №660(п) | 21.02 | |
17. | Основные грамматические значения предлогов. Разряды предлогов: по происхождению, по составу. | 2 | Рассмотреть функции предлогов, употребление их в устной и письменной речи; развивать навыки раздельного написания предлогов, умение употреблять предлоги в речи; прививать любовь к окружающему миру. Познакомить с разрядами предлогов; | разные виды диктантов, лингвистический эксперимент, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, тестирование | | п.22, 23, 24 теория на с.85 №690(п) №696(у) | 24.02 | |
18. | Правописание производных предлогов. | 2 | Повторить разряды предлогов по происхождению, написание производных предлогов; совершенствовать навык правописания производных предлогов, различения производных предлогов и других частей речи; повторить особенности официально-делового стиля речи; умение решать поставленные задачи и делать выводы. | устное высказывание, выразительное чтение, работа со словарями, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение-миниатюра, самостоятельная работа | Орфографический минимум | п.24 №707(п) | 26.02 | |
19. | Правописание производных предлогов. Морфологический разбор предлога. | 2 | Повторить разряды предлогов по происхождению, написание производных предлогов; совершенствовать навык правописания производных предлогов, различения производных предлогов и других частей речи; повторить особенности официально-делового стиля речи; умение решать поставленные задачи и делать выводы. | чтение, беседа, типологический разбор, подбор ключевых слов, составление плана , пересказ, написание изложения | Тематический диктант | п.24 №706(п) | 04.03 | |
20. | Проверочная работа (зачет по теме «Предлог»). | 2 | Контроль знаний учащихся по теме | сообщения учащихся, составление вопросов, выразительное чтение, беседа, тестирование, лингвистическая игра, лингвостилистический анализ, конструирование предложений, сочинение-миниатюра | Тестовая работа | Повторить изученное. №708. | 05.03 | |
21. | Культура речи. Правильное употребление предлогов. Правильное и точное употребление предлогов. | 2 | Познакомить с функциями предлога в предложении и тексте; учить определять роль предлога в предложении и тексте. | сообщения учащихся, составление вопросов, выразительное чтение, беседа, тестирование, лингвистическая игра, лингвостилистический анализ, конструирование предложений, сочинение-миниатюра | Орфографический минимум | п.25 №723(у) №722(п) №717(п) | 07.03 | |
22. | Р/Р. Контрольное изложение №2 по стихотворению И.С.Тургенева «Воробей». | 2 | Совершенствовать умение выделять предложение в устной речи и правильно оформлять его на письме, умение восстанавливать последовательность событий текста, умение схематично записывать предложения, умение письменно воспроизводить текст повествовательного характера, формировать орфографическую зоркость, умение распознавать в словах орфограммы, обобщить знания учащихся о «братьях наших меньших». | чтение, беседа, типологический разбор, подбор ключевых слов, составление плана , пересказ, написание изложения | Р/Р. Контрольное изложение №2 | п.25 №723(у) №720(п) | 10.03 | |
23. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Союз как служебная часть речи. | 2 | Дать понятие о союзе как части речи; Определить смысловые отношения частей предложения с помощью союзов; формировать умение уместно употреблять союзы в речи; воспитывать уважительное отношение к правильному употреблению союзов в речи. | лингвистический эксперимент, самостоятельная работа, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение -миниатюра | Орфографический минимум | П.26 №728(у) №725(п) | 12.03 | |
24. | Постановка знаков препинания в простом и сложном предложениях с сочинительными союзами. Разряды союзов по значению и по строению. | 2 | Дать понятие о союзе как части речи; Определить смысловые отношения частей предложения с помощью союзов; формировать умение уместно употреблять союзы в речи; воспитывать уважительное отношение к правильному употреблению союзов в речи. | разные виды диктантов, лингвистический эксперимент, осложненное списывание, работа со словарями, составление таблицы, сочинение-миниатюра, тестирование | Редактирование текста | П.26 №739(у) №725(п) | 18.03 | |
25. | Р/Р. Контрольное сочинение №2 по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 2 | Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»;активизировать лексику по теме «Описание картины»; познакомить с творчеством русского художника П.П. Кончаловского; приобщать учащихся к искусству: литературе, живописи; развивать связную речь учащихся. | чтение, беседа, типологический разбор, подбор ключевых слов, составление плана , пересказ, написание сочинения | Р/Р. Контрольное сочинение №2 | Повторить изученное. №747(п) | 19.03 | |
26. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Морфологический разбор союза. | 2 | Изучить порядок морфологического разбора союза. | разные виды диктантов, лингвистический эксперимент, осложненное списывание, | | п.28 №764(у) №758(п) | 21.03 | |
4 четверть |
1. | Правописание союзов. Правописание сочинительных союзов | 2 | Уяснить орфограмму «Отсутствие пробела в союзах»; усвоить этапы применения правила; сформировать навыки нормированного написания и употребления союзов. | устное высказывание, выразительное чтение, работа со словарями, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение-миниатюра, самостоятельная работа | Орфографический минимум | п.28 №768(п) №770(п) | 31.03 | |
2. | Союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях. Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато в отличие от созвучных сочетаний слов | 2 | Закрепить понятие о сочинительных и подчинительных союзах; сформировать навык правильного правописания сочинительных и подчинительных союзов. | устное высказывание, выразительное чтение, работа со словарями, разные виды диктантов, , осложненное списывание, сочинение-миниатюра, самостоятельная работа | тестирование, | п.28 №769(п) №771(п) | 02.04 | |
3. | Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато в отличие от созвучных сочетаний слов | 2 | Закрепить понятие о сочинительных и подчинительных союзах; сформировать навык правильного правописания сочинительных и подчинительных союзов. | устное высказывание, выразительное чтение, работа со словарями, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение-миниатюра, самостоятельная работа | Орфографический минимум | п.28 №769(п) №771(п) | 08.04 | |
4. | Культура речи. Правильное употребление союзов. Употребление союзов с учетом их стилистической окраски. Контрольный словарный диктант №4 О/м - 792 | 2 | Познакомить с функциями союза в предложении и тексте; учить определять роль союза в предложении и тексте. | разные виды чтения, различные виды разборов, лингвистическое исследование, осложненное списывание, конструирование предложений, редактирование текста, сжатое изложение | Контрольный словарный диктант №4 | п.29 №783(п) Подготовиться к сочинению. | 09.04 | |
5. | Рр Сочинение по картине В.А.Серова «Мика Морозов». | 2 | Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине В.А.Серова «Мика Морозов»;активизировать лексику по теме «Описание картины»; познакомить с творчеством русского художника В.А.Серова; приобщать учащихся к искусству: литературе, живописи; развивать связную речь учащихся. | чтение, беседа, текстоведческий анализ, работа со словарями и справочниками, устное высказывание, пересказ, создание и редактирование текста, написание сочинения | Рр Обучающее сочинение | п.29 №790(п) | 11.04 | |
6. | Повторение и обобщение по теме «Союз». Контрольная работа №4 по теме «Союз» | 2 | Проконтролировать орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся по теме «Союз»; проверить их навык выполнять разборы и задания; проверить умение готовиться к контрольному диктанту. | написание контрольного диктанта и его анализ | Диктант. Грамматическое задание | №791(п) | 14.04 | |
7. | Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по значению и роли в предложении. Разряды частиц по составу. | 2 | Дать понятие о частице как служебной части речи; освоить семантику частиц, их функции в языке и речи, совершенствовать умение доказывать принадлежность слова к частицам; изучить порядок морфологического разбора частицы Познакомить с разрядами частиц; показать роль формообразующих частиц. | письменный пересказ текста, выборочное чтение, работа со словообразовательным словариком, конструирование словосочетаний, устное высказывание, осложненное списывание, объяснительный диктант | Орфографический минимум | п.30 №801(п) | 16.04 | |
8. | Раздельное и дефисное написание частиц. | 2 | Закрепить знания о том, какие частицы пишутся раздельно, какие – через дефис; тренироваться в различении омонимичных частиц и морфем; тренироваться в раздельном и дефисном написании частиц; повторить слитное, раздельное и дефисное написание прилагательных, знаки препинания в сложном предложении, при вводных словах, при диалоге; развивать умение учитывать стилистическую окраску частиц в речи. | устное высказывание, выразительное чтение, разные виды диктантов, тестирование, осложненное списывание, сочинение-миниатюра | тестирование | п.31 №811(п) | 22.04 | |
9. | Различение частиц НЕ и НИ. Правописание частиц НЕ и НИ. | 2 | показать различение частиц НЕ и НИ; закрепить условие выбора частиц НЕ - НИ. Закрепить орфографические умения и навыки, повторить правописание НЕ – НИ с разными частями речи и в составе предложения; пополнить словарный запас учащихся, закрепить навыки правописания слов с непроверяемыми орфограммами; формировать навыки письменной и устной речи. | тестирование, разные виды диктантов, устное высказывание, осложненное списывание, составление таблицы, высказывание на лингвистическую тему, сочинение-миниатюра, высказывание на лингвистическую тему | Письмо по памяти № 937 | Теория на с. 152-153 №817(п) | 23.04 | |
10. | Правописание частицы НЕ с разными частями речи | 2 | Совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор; систематизировать и обобщить правила правописания не с разными частями речи, совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки. | тестирование, решение лингвистических задач, тестирование, работа со словарями, сочинение-миниатюра, конструирование предложений, устное высказывание, осложненное списывание | тестирование, | Теория на с. 152-153 №828(у) №840(п) | 25.04 | |
11. | Правописание частицы НЕ с разными частями речи | 2 | Совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор; систематизировать и обобщить правила правописания не с разными частями речи, совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки. | тестирование, решение лингвистических задач, тестирование, работа со словарями, сочинение-миниатюра, конструирование предложений, устное высказывание, осложненное списывание | осложненное списывание | Теория на с. 152-153 №828(у) №840(п) | 28.04 | |
12. | Р/Р. Изложение по тексту Ю. Коваль. | 2 | Совершенствовать умение выделять предложение в устной речи и правильно оформлять его на письме, умение восстанавливать последовательность событий текста. | чтение, беседа, работа со словарями и справочниками, устное высказывание, пересказ, создание и редактирование текста | Р/Р. Обучающее изложение | №842(п) | 30.04 | |
13. | Частица в предложении и тексте. Правильное употребление служебных частей речи. | 2 | Познакомить с функциями частицы в предложении и тексте; учить определять назначение частицы в предложении и тексте Систематизировать знания о служебных частях речи.; доказать значимость служебных частей речи; продолжить работу над правильным употреблением служебных частей речи; совершенствовать устную и письменную речь. | письменный пересказ текста, выборочное чтение, выразительное чтение, устное высказывание, осложненное списывание, объяснительный диктант | осложненное списывание | п.32 №853(п) | 06.05 | |
14. | Правильное употребление предлогов, союзов, частиц | 2 | Познакомить с функциями частицы в предложении и тексте; учить определять назначение частицы в предложении и тексте Систематизировать знания о служебных частях речи.; доказать значимость служебных частей речи; продолжить работу над правильным употреблением служебных частей речи; совершенствовать устную и письменную речь. | письменный пересказ текста, выборочное чтение, выразительное чтение, устное высказывание, осложненное списывание, объяснительный диктант | тест | п.32 №853(п) | 07.05 | |
15. | Контрольная работа №5 (диктант) по теме «Служебные части речи». | 2 | Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся; проконтролировать их умение выполнять морфологический разбор служебных частей речи; сформировать навык анализа собственных ошибок и их причины. | проведение зачета и анализ результатов | Диктант. Грамматическое задание | п.33 №877(п) | 12.05 | |
16. | Междометие. Звукоподражательные слова. | 2 | Обеспечить уяснение понятия междометия, как особой части речи; выявить отличие междометий от самостоятельных частей речи; сформировать понятие о производных и непроизводных междометиях; отработать навык написания дефиса в междометиях и знаков препинания при междометиях; отработать навык употребления междометий в значении других частей речи; развивать диалогическую и монологическую речь; формировать умения вступать в парную коммуникацию, задавать вопросы на понимание, уточнение. Уяснить постановку знаков препинания при междометиях; проанализировать роль звукоподражательных слов в связных текстах; поработать над речевым этикетом. | письменный пересказ текста, выборочное чтение, лингвистический эксперимент, устное высказывание, осложненное списывание, объяснительный диктант, свободный диктант | Орфографический минимум | п.34 №903(п) №906(у) | 14.05 | |
17. | Трудные случаи разграничения языковых явлений Омонимия слов разных частей речи. | 2 | Отработка умений находить и распознавать различные явления омонимии, анализировать языковой материал, выбирать требующееся слово; проверить уровень знаний по теме "Лексика", активизировать необходимые знания. работать над понятием "омонимы", "омоформы "омофоны", "омографы", формировать умение находить их в тексте, подбирать синонимы, использовать в составе словосочетания; оценить степень практической пользы материала урока, степень участия каждого ученика в работе. | решение лингвистических задач, тестирование, сочинение-миниатюра, конструирование предложений, устное высказывание, осложненное списывание | Орфографический минимум | п.35 №915(п) | 20.05 | |
18. | Трудные случаи разграничения языковых явлений Омонимия слов разных частей речи. | 2 | Отработка умений находить и распознавать различные явления омонимии, анализировать языковой материал, выбирать требующееся слово; проверить уровень знаний по теме "Лексика", активизировать необходимые знания. работать над понятием "омонимы", "омоформы "омофоны", "омографы", формировать умение находить их в тексте, подбирать синонимы, использовать в составе словосочетания; оценить степень практической пользы материала урока, степень участия каждого ученика в работе. | разные виды чтения, различные виды разборов, лингвистическое исследование, осложненное списывание, конструирование предложений, редактирование текста, сжатое изложение | Осложненное списывание | п.35 №920(п) | 21.05 | |
19. | Контрольное тестирование №2 (итоговое) по теме «Самостоятельные и служебные части речи» | 2 | Провести тестовую работу; проверить навыки усвоения норм правописания, грамотного письма и речевые умения. | написание контрольного диктанта и его анализ | тест | | 23.05 | |
20. | Повторение Орфография. Пунктуация | 2 | Повторить основные понятия школьного курса русского языка; Систематизировать понятия, связанные с орфографией, пунктуацией, культурой речи, усвоением речевых норм в процессе изучения морфологических тем. | различные виды чтения, инсценировки, конкурсы, просмотр видеофильма | | | 26.05 | |
21. | Повторение Орфография. Пунктуация | 2 | Повторить основные понятия школьного курса русского языка; Систематизировать понятия, связанные с орфографией, пунктуацией, культурой речи, усвоением речевых норм в процессе изучения морфологических тем. | конкурс, сообщения учащихся | | | 28.05 | |