муниципальное образовательное учреждение
Ломовская средняя общеобразовательная школа
Рыбинского района, Ярославской области
Рассмотрена Утверждена:
на заседании научно - Приказ по школе №01-05-1/182
методического совета от 30.08.2019 .
протокол № 1 от 29.08.2019 г. директор школы
Председатель научно - Винокурова Е.А.
методического совета
Петухова А.С.
__________________ ____________________
Рабочая программа
по русскому языку
для 7 специально-коррекционного класса
основного общего образования
Срок реализации: 1 год
Составила
Чибикова Ирина Анатольевна
учитель русского языка
первой квалификационной категории
2019 г
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе
РАЗДЕЛ I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 7 КЛАССЕ
Результаты освоения предметной области «Русский язык и литература»
1) сформированность понятия о нормах русского литературного языка (родного языка) и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; овладеть видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; сформировать понятия и систематизировать научные знания о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка
5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
7) владение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию
8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога
9) сформированность представления о системе стилей языка художественной литературы; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры
Предметные результаты
Морфология. Причастие.
Ученик научится:
- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия, его синтаксическую функцию.
- распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия;
- различать действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; приводить соответствующие примеры.
- правильно образовывать формы причастий от глагола
- правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видовременную соотнесённость причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.
- отличать краткие отыменные прилагательные от кратких причастий и кратких отглагольных прилагательных
- отличать краткие причастия от наречий
Ученик получит возможность научиться:
- наблюдать за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их.
Деепричастие
Ученик научится:
- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию.
- распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия;
- различать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
- правильно образовывать деепричастия от глагола
- правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом.
Ученик получит возможность научиться:
- наблюдать за особенностями употребления деепричастий в текстах различных функциональных стилей и языке художественной литературы и анализировать их.
Наречие
Ученик научится:
- давать определение наречию как части речи
- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки наречия, его синтаксическую функцию.
- распознавать наречия разных разрядов; приводить соответствующие примеры.
- правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени.
- различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени.
Ученик получит возможность научиться:
- наблюдать за особенностями употребления наречий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их.
Слова категории состояния
Ученик научится
- характеризовать слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении
- различать слова категории состояния и наречия на основе анализа их синтаксической роли.
- находить слова категории состояния в тексте
Ученик получит возможность научиться:
- наблюдать за особенностями употребления слов категории состояния в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их.
Предлог
Ученик научиться:
- давать определение предлога как части речи
- производить морфологический анализ предлога.
- распознавать производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги
- отличать производные предлоги от слов самостоятельных (знаменательных) частей речи: наречий, существительных с предлогом.
- наблюдать за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами.
- правильно употреблять предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки.
- правильно употреблять в речи предлоги по завершении, по окончании, по приезде
Ученик получит возможность научиться:
- находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением предлогов.
Союз
Ученик научится:
- давать определение союза как части речи.
- распознавать союзы разных разрядов (сочинительные и подчинительные) по значению и по строению (простые и составные).
- производить морфологический анализ союза.
- конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов.
- различать союзы и слова других частей речи: местоимений, наречий, частиц (и)
Ученик получит возможность научиться:
- употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.
Частица
Ученик научится:
- давать определение частицы как части речи.
- производить морфологический анализ частицы.
- распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению.
- отличать частицы от слов других частей речи
- определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки.
Ученик получит возможность научиться:
- правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков.
Междометия. Звукоподражательные слова
Ученик научится
- характеризовать междометие как особого разряда слов
- определять грамматические особенности междометий.
- распознавать междометия разных семантических разрядов.
- правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов.
- отличать междометия от звукоподражательных слов
Ученик получит возможность научиться
- наблюдать за использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы.
- различать грамматические омонимы.
Орфография
Ученик научиться:
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
- различать написание слов с ПОЛ- (слитное, раздельное, дефисное), ПОЛУ-;
- правильно писать слова с Ъ и Ь знаками разделительными после иноязычных приставок, после двух-, трёх-, четырёх-.
- различать написание слов с приставкой НЕДО- и слов с частицей НЕ и приставкой ДО-.
- правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени (-ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -ом, -ем, -им); слова-исключения (брезжущий, движимый)
- правильно писать гласную перед суффиксом действительных и страдательных причастий прошедшего времени
- правильно писать гласную перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях.
- правильно писать слова с Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.
- правильно писать слова с Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных.
- правильно писать НЕ с причастиями
- правильно писать слова с буквами Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
- правильно писать гласную перед суффиксом деепричастия.
- правильно писать НЕ с деепричастиями
- правильно писать НЕ с наречиями на -О (-Е)
- правильно писать слова с условием выбора Н и НН в наречиях на –О (-Е)
- правильно писать наречия с условием букв О и Е после шипящих на конце наречий
- правильно писать наречия с условием выбора букв О и А на конце наречий
- правильно писать наречия с дефисом между частями слова.
- правильно писать наречия, образованных от существительных и количественных числительных
- правильно писать наречия, оканчивающиеся на шипящий.
- правильно писать отрицательные наречия.
- правильно писать сложные наречия
- правильно писать наречия, образованные от существительных, прилагательных, числительных, местоимений.
- правильно писать производные предлоги (слитно, раздельно, через дефис)
- правильно писать союзы
- правильно писать частицу НЕ со словами.
- разграничивать правописание слов с частицами НЕ и НИ
- правильно писать частицы (раздельно, через дефис)
- правильно писать междометия
Ученик получит возможность научиться:
- различать правописание омонимичных наречий и существительных с предлогом
- различать и правильно писать омонимичные предлоги и наречия, деепричастия и предлоги, предлоги и существительные с предлогом
- различать омонимичные союзы и слова других частей речи (местоимений, наречий) с предлогами и частицами, правильно писать их
Пунктуация
Ученик научится:
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- обособлять причастные и деепричастные обороты.
Ученик получит возможность научиться:
- ставить знаки препинания в сложном предложении с тремя и более грамматическими основами.
Формирование коммуникативной компетенции
Ученик научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- различать формы речевого общения: диалог, монолог, полилог его виды: свободную беседу, обсуждение, дискуссию.
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения.
- вести беседу по определённому поводу
- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения
- вести беседу в конфликтной ситуации, соблюдая речевой этикет
- писать сжатое изложение с элементами сочинения-рассуждения
- работать с информацией, представленной в различном виде
- различать жанры официально-делового стиля, анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты объяснительной записки, отчёта о работе творческого коллектива (клуба, студии, объединения).
- различать жанры публицистики, анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты личного письма в газету, очерка-описания, очерка-описания, проблемного интервью, поликодовые тексты: герб, экслибрис; печатной рекламы, хроники, репортажа, видеоролика
- писать сочинение-рассуждение
- различать жанры научного стиля, анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты рецензии на сочинение одноклассника, выступления на научную тему,
- участвовать в дискуссии, дебатах, соблюдая правила их ведения и нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
-моделировать речевую ситуацию по заданным параметрам;
-анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- самостоятельно анализировать текст, определяя его авторскую задачу, функционально-стилевую, жанровую принадлежность;
- самостоятельно исправлять логические, речевые ошибки, грамматические ошибки в творческих работах.
Лист достижений метапредметных результатов обучающегося
Метапредметные результаты (на основании диагностических методик и педагогических наблюдений) РАЗДЕЛ из тематического планирования | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Личностные УУД: -понимать значение русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; | | | | | | | | |
-осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку, испытывать гордость за него; | | | | | | | | |
- увеличивать словарный запас; | | | | | | | | |
-увеличивать словарный запас; расширять круг используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; | | | | | | | | |
- развивать способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, приобретать навыки самодиагностики и самоанализа. | | | | | | | | |
Регулятивные УУД | | | | | | | | |
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; | | | | | | | | |
- оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; | | | | | | | | |
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; | | | | | | | | |
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | | | | | | | | |
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | | | | | | | | |
- овладеть основными видами речевой деятельности, адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух. - высказывать и обосновывать свою точку зрения. | | | | | | | | |
Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; | | | | | | | | |
-пользоваться практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. | | | | | | | | |
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); | | | | | | + | + | + |
- передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения и воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект) | + | + | + | + | + | + | + | + |
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); | | | + | + | + | + | + | + |
- пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; | + | | + | + | + | | + | + |
- осуществлять анализ и синтез; | | + | | + | | + | + | |
- устанавливать причинно-следственные связи; | | | | | + | + | + | + |
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект) | | + | + | + | + | + | | + |
создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение, монологические высказывания в разных жанрах и стилях (научном (отзыв, выступление, доклад), публицистическом (выступление, интервью), официально-деловом (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа). | + | + | + | + | + | + | + | + |
Коммуникативные УУД - Понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего в разных ситуациях общения. Владеть нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения. | | + | + | + | + | + | + | + |
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; | | | + | + | | + | | + |
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; | | + | + | + | + | + | + | + |
- создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения; | + | + | + | + | + | + | + | + |
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; | + | | + | | + | | + | |
- высказывать и обосновывать свою точку зрения; | | | + | + | + | + | + | + |
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; | | + | + | + | + | + | | + |
- применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; | | + | + | + | + | + | + | + |
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; | | | + | + | + | + | + | + |
Умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности | + | + | + | + | + | + | + | + |
-коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; | | | + | + | + | + | + | + |
- понимать различие между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. | + | | + | | + | | + | + |
Предметные УУД -понимать роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; | + | + | | | + | + | | + |
- владеть всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение, говорение и письмо; | + | | | + | | + | + | |
- соблюдать в практике письма основных правил орфографии и пунктуации; | | | | | | | | |
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать внеязыковые средства общения; | | | | + | + | + | | + |
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); | | | + | + | + | + | + | |
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; | | + | | | + | + | | + |
- соблюдать нормы построения текста (логичности, последовательности, связности, соответствия теме и др.); | | | | | | | | |
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; | | | | + | + | | + | + |
- расширять и систематизировать научные знания о языке; | | + | + | + | + | + | + | + |
- осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; осваивать базовые понятия лингвистики, основные единицы и грамматические категории языка; | | + | | | | + | + | |
- проводить различные видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксический анализ словосочетания и предложения, анализировать текст с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использовать выразительных средств языка. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Количество часов, отводимых на изучение предмета в 7 классе
Продолжительность учебного года составляет 35 учебных недель; рабочая программа по русскому языку составлена на 140 часов.
Система уроков по развитию речи направлена на формирование и развитие устной и письменной речи учащихся, строится на основе жанрового подхода.
Диагностические работы (проверочные, контрольные) проверяют уровень достижения образовательных результатов по основным разделам курса русского языка в 7 классе в форме диктантов, тестов.
На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией.
Промежуточная аттестация по русскому языку в 7-ом классе по решению педсовета осуществляется в форме
контрольной работы
Результаты промежуточной аттестации являются основанием для перевода в следующий класс. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам признаются академической задолженностью. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию повторно в сроки, определяемые школой в пределах одного года с момента возникновения этой задолженности
Раздел II . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Введение-14 часов
Русский язык в современном мире. Речь. Речевое общение Речевой этикет. Функциональные разновидности языка.
Текст, его основная и дополнительная информация.
Система частей речи в русском языке
Причастие- 30часов
Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы причастий. Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование причастий. Морфологический разбор причастия. Правописание суффиксов причастий. Правописание Н и НН в суффиксах причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание НЕ с причастиями.
Деепричастие-18 часов
Понятие о деепричастии. Способы образования деепричастий. Деепричастный оборот. Морфологический разбор деепричастия. НЕ с деепричастиями.
Наречие 26 часов
Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями. Морфологический разбор наречия. Одна и две буквы Н в наречиях на –о(е). Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Слова категории состояния – 1час
Предлог-12 часов
Предлог как часть речи. Предлог как часть речи. Предлоги простые и составные. Правописание предлогов. Правописание предлогов. Морфологический разбор предлога.
Союз-14 часов
Союз как часть речи. Разряды союзов. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Правописание союзов. Союзы и союзные слова. Союзы в простых и сложных предложениях. Морфологический разбор союза.
Частица-12 часов
Частица как часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц. Правописание частицы не. Разграничение частиц не и ни.
Междометие – 2 часа
Омонимия разных частей речи – 1 час
Повторение -10 часов
Раздел III. ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование составлено на основе
- основной образовательной программы основного общего образования Ломовской средней общеобразовательной школы - Принята на заседании Управляющего Совета школы, Протокол № 1 от 28.08.2015 г. Утверждена Приказом директора школы от 31.08.2015 г. № 01-05-1/180-1.
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- учебного плана школы на 2019 -2020 уч.год,
- методического письма о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2019/2020 уч.г. Составитель: Киселева Н.В., доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО «О преподавании…»,
- авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014, которая обеспечена УМК, включённого в Федеральный перечень учебников (Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345)
- учебника Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В.Загоровская. – М.: Просвещение, 2016
с учётом характеристики 7 класса:
В классе занимается 7 учеников, имеющих рекомендации ПМПК на обучение по адаптированной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития. Для них адаптирована программа как для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», продолжительность учебной нагрузки на уроке не превышает 40 минут.
Для этих учащихся используются следующие приёмы работы, направленные на обеспечение коррекции недостатков и оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования:
-учёт состояния здоровья (соматического и нервно-психического), повышенной утомляемости детей в процессе интеллектуальной деятельности;
-применение широкой наглядности и словесной конкретизации общих положений с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приёмов решения;
- задание должно быть умеренной трудности, но доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий;
-постепенное сокращение помощи со стороны и постепенное повышение трудности предлагаемых для решения задач;
- анализ сложного образца;
- анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»;
- определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»;
- проверка работы: «Сравнение с образцом»;
- речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?».
Тематическое планирование
раздел | всего часов | из них | вид контроля |
языковая и лингвист. компетенц. | коммуникативная компетенция | контроль знаний |
Введение. Повторение изученного в 5-6 классах | 14 | 11 | 2 | 1 | текущий диагностический |
Морфология. Причастие | 30 | 23 | 6 | 1 | текущий тематический |
Деепричастие | 18 | 10 | 5 | 3 | текущий тематический, диагностический |
Наречие | 26 | 20 | 3 | 1 | текущий тематический |
Слова категории состояния | 1 | 1 | | | текущий |
Предлог | 12 | 9 | 2 | 1 | текущий тематический |
Союз | 14 | 11 | 2 | 1 | текущий тематический |
Частица | 12 | 9 | 1 | 1 | текущий тематический |
Междометия и звукоподражательные слова | 2 | 1 | | | текущий |
Омонимия частей речи | 1 | 1 | | | текущий |
Повторение | 10 | 8 | | 2 | текущий, тематический, итоговый |
Итого | 140 | 104 | 21 | 11 | |
Система уроков по развитию речи
Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
Жанры разговорного стиля речи. Беседа, беседа в конфликтной ситуации, спор.
Жанры официально-делового стиля. Отчёт о работе творческого коллектива (клуба, студии, объединения).
Чтение в учебной деятельности. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Жанры публицистического стиля. Личное письмо в газету.
Изложение прочитанного или прослушанного текста (подробное / сжатое / выборочное).
Сочинение рассуждение по прочитанному или прослушанному тексту.
Жанры публицистического стиля. Обозрение.
Способы сокращения текста. Тезисный план текста. Упр. 165
Изложение прочитанного или прослушанного текста (подробное / сжатое / выборочное).
Сочинение. Речевая характеристика литературного героя (друга, знакомого).
Жанры публицистического стиля. Интервью-портрет.
Жанры публицистического стиля. Хроника, репортаж.
Жанры публицистического стиля. Поликодовый текст: герб, экслибрис.
Жанры публицистического стиля. Реклама.
Сочинение-рассуждение на основе научно-популярного текста.
Изложение прочитанного или прослушанного текста (подробное / сжатое / выборочное).
Жанры научного стиля. Отзыв, рецензия на сочинение одноклассника.
Жанры научного стиля. Выступление на научную тему.
Жанры научного стиля. Дискуссия, дебаты.
Изложение прочитанного или прослушанного текста (подробное / сжатое / выборочное).
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Раздел. Темы уроков, содержание | Домашнее задание |
Введение. Повторение изученного в 5-6 классах (14 часов) |
1 | | 1.Русский язык в современном мире. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон). Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. | №5 |
2 | | 2. Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Речевой этикет. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). | №15 |
3 | | 3. Понятие о функциональной разновидности языка. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие). | №31 |
4 | | 4. Комплексное повторение: орфограммы в приставках и корнях слов, синтаксис (словосочетание). | Карточка |
5 | | 5. Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. | №36 |
6 | | 6. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Анализ текста. | Анализ текста. |
7 | | 7. Комплексное повторение: орфограммы в приставках и корнях слов, синтаксис простого предложения. | Карточка |
8 | | 8. Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами соврем. русского литературного языка. | упр из электр прил |
9 | | 9. Повторение: части речи самостоятельные и служебные, существительное, прилагательное; правописание имён существительных и прилагательных. Знаки препинания в простом предложении: тире между подлежащим и сказуемым, прямая речь. | Карточка |
10 | | 10. Повторение: части речи. Прилагательное, местоимение, числительное. Правописание. Знаки препинания при однородных членах предложения. | Карточка |
11 | | 11. Повторение: глагол как часть речи, правописание глагола. Знаки препинания в сложном предложении. | упр из электр прил |
12 | | 12. Контрольный диктант / тестовая работа. ВМ 1 | |
13 | | 13. Р.р. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. | упр из электр прил |
14 | | 14. Р.р. Жанры разговорного стиля речи. Беседа, беседа в конфликтной ситуации, спор. | №24 |
Морфология. Причастие (30 часов) |
15 | | 1. Система частей речи в русском языке. Понятие о причастии. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства причастия. | №46 |
16 | | 2. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Причастие настоящего и прошедшего времени. Синтаксическая функция причастий. | №55 |
17 | | 3.Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. Синтаксическая функция причастий. | №65 |
18 | | 4. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. | Карточка |
19 | | 5. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы причастий. | №71 |
20 | | 6. Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. | №88 |
21 | | 7. Правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени. | №93 |
22 | | 8. Р.р. Жанры официально-делового стиля. Отчёт о работе творческого коллектива (клуба, студии, объединения). | |
23 | | 9. Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. | №98 |
24 | | 10. Правописание страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. | №101 |
25 | | 11. Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях. Условия выбора. Отличие кратких отыменных прилагательных от кратких причастий и кратких отглагольных прилагательных. Отличие кратких причастий от наречий. | №106 |
26 | | 12. Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях. Развитие умения писать полные и краткие страдательные причастия. Проверочная работа. | №110 |
27 | | 13. Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. Условия выбора. | №116 |
28 | | 14. Р.р. Чтение в учебной деятельности. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. | |
29 | | 15. Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. Развитие умения писать страдательные причастия и отглагольные прилагательные. | Карточка |
30 | | 16. Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. Тренировочные упражнения | №125 |
31 | | 17. Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. Развитие умения писать страдательные причастия и прилагательные. Проверочная работа. | Карточка |
32 | | 18. Морфологический разбор причастия. | Разбор причастия |
33 | | 19. Р.Р. Жанры публицистического стиля. Личное письмо в газету. | |
34 | | 20. Правописание НЕ с причастиями. Условия выбора. | №136 |
35 | | 21. Правописание НЕ с причастиями. Развитие умения писать причастия с НЕ. | №139(1,2) |
36 | | 22. Правописание НЕ с причастиями. Развитие умения писать причастия с НЕ. Проверочная работа. | №137(1,2) |
37 | | 23. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Условие выбора. | №143 |
38 | | 24. Р.р. Изложение прочитанного или прослушанного текста (подробное / сжатое / выборочное). | |
39 | | 25. Р.р. Сочинение рассуждение по прочитанному или прослушанному тексту. | |
40 | | 26. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Развитие умения правильно писать причастия прошедшего времени. | №146(2,4) |
41 | | 27. Повторение темы "Причастие". | Зад1,2 |
42 | | 28. Культура речи. Нормы образования причастий. | Зад3 |
43 | | 29. Контрольный диктант по теме "Причастие". Решение теста. | |
44 | | 30. Р.р.Жанры публицистического стиля. Обозрение. | |
Деепричастие (18 часов) |
45 | | 1. Понятие о деепричастии. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства деепричастия. Наречные и глагольные признаки деепричастия. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Синтаксическая функция деепричастия. | №152 |
46 | | 2. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. | №159 |
47 | | 3. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. | карточка |
48 | | 4. Р.р. Способы сокращения текста. Тезисный план текста. Упр. 165 | |
49 | | 5. Правописание НЕ с деепричастиями. | №169 |
50 | | 6. Правописание НЕ с деепричастиями. | карточка |
51 | | 7. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. | №177 |
52 | | 8. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Развитие умения образовывать деепричастия и правильно писать их. | №181 |
53 | | 9. Р.р. Изложение прочитанного или прослушанного текста (подробное / сжатое / выборочное). | |
54 | | 10. Морфологический разбор деепричастия. | Разбор деепр |
55 | | 11. Повторение темы "Деепричастие" | Зад1,2 |
56 | | 12. Контрольная работа по теме "Деепричастие". Решение тестовых заданий | |
57 | | 13. Культура речи. Нормы образования деепричастий. | карточка |
58 | | 14. Р.р. Сочинение. Речевая характеристика литературного героя (друга, знакомого). | |
59 | | 15. Р.р. Жанры публицистического стиля. Интервью-портрет. | |
60 | | 16. Р.р. Жанры публицистического стиля. Хроника, репортаж. | |
61 | | 17. Контрольная работа за первое полугодие. ВМ 2 | |
62 | | 18. Контрольная работа за первое полугодие. Изложение | |
Наречие (26 часа) |
63 | | 1. Наречие как часть речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства наречия. | №199 |
64 | | 2. Разряды наречий по значению. | №207 |
65 | | 3. Степени сравнения наречий. | №215 |
66 | | 4. Слитное и раздельное написание с наречиями на О-Е | №220 |
67 | | 5. Морфологический разбор наречия. | карточка |
68 | | 6. Н и НН в наречиях на О-Е | №225 |
69 | | 7. Н и НН в наречиях на О-Е | Карточка |
70 | | 8. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | №230 |
71 | | 9. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | Карточка |
72 | | 10. Р.р. Жанры публицистического стиля. | |
73 | | 11.Поликодовый текст: герб, экслибрис. | |
74 | | 12. Буквы О и А на конце наречий. | Карточка |
75 | | 13. Буквы О и А на конце наречий. | №234 |
76 | | 14. Дефис между частями слова в наречиях. | Карточка |
77 | | 15. Дефис между частями слова в наречиях. | №239 |
78 | | 16. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. | №241 |
79 | | 17. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. | №242 |
80 | | 18. Правописание омонимичных наречий и существительных с предлогом. | №248 |
81 | | 19. Ь после шипящих на конце наречий. | карточка |
82 | | 20. Ь после шипящих на конце наречий. | №251 |
83 | | 21. Повторение темы "Наречие". | Карточка |
84 | | 22. Культура речи. Нормы образования наречий. | Зад1-3 |
85 | | 23. Контрольный диктант по теме "Наречие". | Зад10 |
86 | | 24.Работа над ошибками контрольных работ | |
87 | | 25. Р.р. Жанры публицистического стиля. Реклама. | Инд зад |
88 | | 26. Р.р. Сочинение-рассуждение на основе научно-популярного текста. | |
Слова категории состояния (1 час). |
89 | | 1. Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении. | Карточка |
Предлог (12 часов) |
90 | | 1. Предлог как часть речи. | №256 |
91 | | 2. Предлоги производные и непроизводные. | №262 |
92 | | 3. Предлоги простые и составные. | №268 |
93 | | 4. Правописание предлогов (слитно, раздельно, через дефис). | №276зад1 |
94 | | 5. Правописание предлогов (слитно, раздельно, через дефис). | Карточка |
95 | | 6. Отличие и правописание омонимичных предлогов и наречий, деепричастий и предлогов, предлогов и существительных с предлогом. | Карточка |
96 | | 7. Культура речи. Нормы образования и употребления предлогов в речи. | №287 |
97 | | 8. Морфологический разбор предлога. | №293 зад1 |
98 | | 9. Повторение темы "Предлог". | Зад2,3 |
99 | | 10. Контрольный диктант по теме "Предлог". Решение теста. ВМ 3 | |
100 | | 11. Р.р. Изложение прочитанного или прослушанного текста (подробное / сжатое / выборочное). | |
101 | | 12. Р.р. Жанры научного стиля. Отзыв, рецензия на сочинение одноклассника. | |
Союз (14 часов) |
102 | | 1. Союз как часть речи. | №297 |
103 | | 2. Разряды союзов. | №302 зад1 |
104 | | 3. Сочинительные союзы. | №306 |
105 | | 4. Сочинительные союзы. Знаки препинания. | Карточка |
106 | | 5. Подчинительные союзы. | №309 |
107 | | 6. Подчинительные союзы. Знаки препинания. | Карточка |
108 | | 7. Р.р. Жанры научного стиля. Выступление на научную тему. | |
109 | | 8. Союзы и союзные слова. | №323 |
110 | | 9. Отличие и правописание омонимичных союзов и слов других частей речи (местоимений, наречий) с предлогами и частицами. | №315 |
111 | | 10. Союзы в простых и сложных предложениях. | №329 зад1 |
112 | | 11. Морфологический разбор союза. | Разбор союза |
113 | | 12. Повторение темы "Союз". | Зад1,2 |
114 | | 13. Контрольный диктант по теме "Союз". Решение теста. | |
115 | | 14. Р.р. Жанры научного стиля. Дискуссия, дебаты. | |
Частица (12 часов) |
116 | | 1. Частица как часть речи. | №337 |
117 | | 2. Разряды частиц. | №344 |
118 | | 3. Правописание частиц. | №350 |
119 | | 4. Правописание частиц. | Карточка |
120 | | 5. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. | №356 |
121 | | 6. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. | №360 |
122 | | 7. Разграничение частиц НЕ и НИ. | №365 зад1 |
123 | | 8. Правописание слов с частицами НЕ и НИ. | №367 |
124 | | 9. Повторение темы "Частица". | Зад2,3 |
125 | | 10. Контрольный диктант по теме "Частица". | |
126 | | 11.Решение теста. | |
127 | | 12. Р.р. Изложение прочитанного или прослушанного текста (подробное / сжатое / выборочное). ВМ 4 | |
Междометие и звукоподражательные слова (2 часа). |
128 | | Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. | №370 |
129 | | 2.Семантические разряды междометий. Звукоподражательные слова. | №374 зад1 |
Омонимия слов разных частей речи (1 час). |
130 | | 1. Переход одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные). Морфологический анализ слова. | карточка |
Повторение изученного (10 часов) |
131 | | 1. Морфология. Причастие и деепричастие. Грамматические признаки, правописание. | тест |
132 | | 2. Морфология. Наречие. Грамматические признаки, правописание. | карточка |
133 | | 3. Предлог. Грамматические признаки, правописание. | карточка |
134 | | 4. Союз. Грамматические признаки, правописание. | карточка |
135 | | 5. Частица. Грамматические признаки, правописание. | карточка |
136 | | 6. Пунктуация. Знаки препинания в простом и сложном предложении. | тест |
137 | | 7. Промежуточная аттестация в форме контрольной работы. | |
138 | | 8. Итоговая контрольная работа по русскому языку. | |
139 | | 9. Работа над ошибками. | Инд зад |
140 | | 10. Повторение. Обобщение изученного. | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Предмет русский язык
Класс 7
Учитель Чибикова ИА
2019-2020 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
123,124 | Правописание слов с частицами НЕ и НИ. Повторение темы "Частица". | 2 | 1 | Карантин Выходной день Приказ МОУ Ломовской СОШ от 27.04.2020 № 01-05-1/65 | Тема вынесена на самостоятельное обучение с последующим контролем |
125,126 | Контрольный диктант по теме "Частица". Решение теста. | 2 | 1 | Карантин Выходной день Приказ МОУ Ломовской СОШ от 27.04.2020 № 01-05-1/65 | Объединение тем |
128,129 | Междометие и звукоподражательные слова | 2 | 1 | Карантин Приказ МОУ Ломовской СОШ от 27.04.2020 № 01-05-1/65 | Уплотнение программы |
131-140 | Повторение изученного | 10 | 2 | Карантин Приказ МОУ Ломовской СОШ от 27.04.2020 № 01-05-1/65 | Уплотнение программы |
| | | | | |