СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Сельскохозяйственному труду 7 класс.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Сельскохозяйственному труду 7 класс.»

I. Пояснительная записка.

1. Обоснование разработки рабочей программы по учебному предмету «Сельскохозяйственный труд» 7 класс.

 Миссией  школы-интерната для обучающихся с ОВЗ является  обеспечение  права на получение  доступного образования  всем детям и подросткам, независимо  от степени  выраженности  дефектов  интеллектуального  развития  с 7  до 18 лет.

Программа по учебному предмету СХТ 7 класс содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах, а также и в ЛПХ. Её цель – допрофессиональная подготовка учащихся коррекционных школ.

Рабочая адаптированная основная образовательная программа (далее АООП) по «Сельскохозяйственному труду» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей. Она направлена на всестороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.


Цель программы:

Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, воспитание трудовых навыков и подготовка к самостоятельной жизни.


Задачи программы:


Формирование навыков работы с сельхоз инструментами;

- Овладение безопасными приемами труда и использованием сельскохозяйственного инвентаря;

- Формирование знаний, умений по сельскохозяйственному труду;

- Развитие мышления, способности к пространственному анализу, мелкой и крупной моторики;

- Формирование эстетических представлений, благотворно влияющих на становление личности, способствующих их социальной адаптации;

- Формирование представления о значении трудовой деятельности в жизни человека и общества;

- Формирование уважения к труду и творчеству;

- Формирование элементарные представления о роли современного производства в жизни человека и общества;

- Формирование знаний и умений по организации рабочего места в соответствии с предстоящим видом деятельности;

- Формирование отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

- Формирование дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.


Задачи программы:


Формирование навыков работы с сельхоз инструментами;

- Овладение безопасными приемами труда и использованием сельскохозяйственного инвентаря;

- Формирование знаний, умений по сельскохозяйственному труду;

- Развитие мышления, способности к пространственному анализу, мелкой и крупной моторики;

- Формирование эстетических представлений, благотворно влияющих на становление личности, способствующих их социальной адаптации;

- Формирование представления о значении трудовой деятельности в жизни человека и общества;

- Формирование уважения к труду и творчеству;

- Формирование элементарные представления о роли современного производства в жизни человека и общества;

- Формирование знаний и умений по организации рабочего места в соответствии с предстоящим видом деятельности;

- Формирование отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

- Формирование дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.


Коррекционная работа включает следующие направления:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;

- коррекция - развитие памяти;

-коррекция - развитие внимания;

-развитие различных видов мышления;

-развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления;

-развитие основных мыслительных операций;

- развитие умения сравнивать, анализировать;

- выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму;

- планировать деятельность;

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

-развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

-формирование адекватности чувств;

-формирование умения анализировать свою деятельность;

- коррекция - развитие речи;

- коррекция монологической речи, диалогической речи, обогащение словаря.



Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



2. Нормативные документы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник № 1,2 под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2010.;

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва, Просвещение 2018 г.;

4. АООП (вариант 1) КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;

5. Устав КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;

6. Положение о рабочих программах КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;

7. Учебный план КОУ ВО «Землянская школа-интернат».


3. УМК (учебники и рабочие тетради).

1.Учебник Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 7 класс, Москва, «Просвещение» 2006 г.

2. Рабочая тетрадь. Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 7 класс, Москва, «Просвещение» 2008 г.

4. Количество часов на учебный предмет «Сельскохозяйственный труд» 7 класс (3 часа в нед.-102 часа в год).

Урок СХТ в специальной коррекционной школе  является составной частью учебно – воспитательного процесса. Программа «Сельскохозяйственный труд» в 7 классе составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенного на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательного учреждения. Предмет «СХТ» изучается в 7 классе в объеме не менее 102 часов (I четверть – 27 ч., II четверть – 21 ч., III четверть – 30 ч., IV четверть – 24 ч.). В соответствии с учебным планом образовательного учреждения урок СХТ в 7 классе проводится 3 раза в неделю по одному часу. При определении продолжительности урока в 7 классе используется 40 минутный режим обучения. Продолжительность учебного года: 7 класс – 34 учебные недели.











II. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Сельско-хозяйственный труд» 7 класс.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по предмету «Профильный труд»:

Минимальный уровень:

знать название материалов, процесс их изготовления; изделия, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

знать свойства материалов и правила хранения; санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами;

подбирать материалы, необходимые для работы;

знать принципы действия, общее устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);

подбирать инструменты, необходимые для работы;

руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении работы;

овладеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, вязание, валяние, вышивание, литье, пиление, строгание и т. д.);

овладеть основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;

читать технологическую карту, используемую в процессе изготовления изделия;

составлять стандартный план работы;

иметь представление о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, прикладные работы, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);

определять утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий;

понимать значение и ценность труда;

понимать красоту труда и его результатов;

заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и родной природе;

использовать эстетические ориентиры/эталоны в быту, дома и в школе;

понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающую внутреннюю дисциплину;

эстетически оценивать предметы и пользоваться ими в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;

выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);

организовывать под руководством учителя совместную работу в группе;

осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;

распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

комментировать и оценивать в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового обучения;

принимать посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.

Достаточный уровень:

осознанно определять возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с их физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно - практической деятельности;

экономно расходовать материалы;

планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента;

отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки материалов;

создавать материальные ценности, имеющие потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;

самостоятельно определять задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;

овладеть некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и т.п.);

понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; обладать способностью к самооценке;

понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

осознавать общественный долг, т. е. обладать готовностью к труду в тех сферах, которые особенно нужны обществу.

Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования- введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающихся , социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относят:

*осознание себя как гражданина России;

*формирование чувства гордости за свою Родину.

*формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

*развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

*овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

*овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

*владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

*способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

*принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

*развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

*развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

*формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

* формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП включают освоение обучающимися знаний и умений, специфичных для каждой предметной области, готовность к их применению. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс. Но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Программа предусматривает вооружение учащихся доступными агротехническими, зоотехническими и биологическими знаниями, овладение навыками выполнения ручных с/х работ, наглядное и практическое ознакомление с современной механизацией производственных процессов в растениеводстве и животноводстве.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Ученики 7 класса должны знать:

  1. По растениеводству:

  • Сроки уборки и способы хранения репчатого лука и лука-севка.

  • Признаки созревания семенных зонтов у моркови и соплодий свеклы.

  • Сроки уборки столовых корнеплодов, хранение и учёт урожая.

  • Ягодные кустарники в данной местности.

  • Уход за ягодными кустарниками.

  • Состав земляной смеси для парников и теплиц.

  • Как готовят парник к зиме.

  • Минеральные удобрения, виды, характеристика.

  • Основные плодовые деревья средней полосы России.

  • Как готовят навоз для парника.

  • Особенности капусты, её строение и сорта.

  • Посев семян капусты.

  • Как выращивать рассаду капусты.

  • Виды зелёных овощей, внешнее строение и особенности.

  • Выращивание овощей и редиса.

  • Высадка капусты в открытый грунт.

  • Как выращивают редис для получения семян.

  1. По животноводству:

  • Свинья как домашнее животное.

  • Виды свиней.

  • Содержание свиней в коллективных хозяйствах.

  • Содержание свиней на школьной свиноферме.

  • Корма для свиней.

  • Кормление откормочных свиней.

  • Как убирать свинарник.

  • Кормление свиноматки и уход за ней.

Учащиеся должны уметь:

  1. Хранить овощи.

  2. Составлять земляные смеси.

  3. Работать в парнике.

  4. Распознавать виды свиней.

  5. Ухаживать за свиньями.

  6. Распознавать виды кормов для свиней.

  7. Уметь вести подсчёт количества зерна и сочных кормов для суточного кормления группы откормочных свиней.

  8. Распознавать виды минеральных удобрений.

  9. Распознавать виды плодовых деревьев, плодовой и листовой почки.

  10. Размечать маркером.

  11. Выращивать капусту.

  12. Пикировать рассаду.

  13. Выращивать редис, салат, петрушку и укроп.

























III. Содержание учебного предмета «Сельскохозяйственный труд» 7 класс.

Уборка лука.

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Признаки созревания лука. Сроки уборки. Способы хранения репчатого лука и лука-севка. Просушка лука перед закладкой на хранение. Признаки полной просушки луковиц.

Практические работы. Выборка лука из рядов, раскладка для просушки. Проверка степени просушки. Отбор лука-толстошея для первоочередного использования.

Уборка стеблей с семенами моркови и свеклы и семенных головок лука.

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Признаки созревания семенных зонтиков у моркови и соплодий свеклы. Сроки уборки моркови и свеклы. Дозревание семян.

Практические работы. Срезка стеблей моркови у основания. Срезка стеблей свеклы у основания. Размещение срезанных стеблей для просушки и дозревания семян. Срезка семенных головок лука и укладка на просушку.

Уборка столовых корнеплодов и учет урожая.

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Сроки уборки столовых корнеплодов. Правила подкапывания корнеплодов. Способы учета урожая и урожайности. Правила обрезки ботвы. Хранение корнеплодов. Сортировка корнеплодов. Признаки нестандартной продукции.

Умение. Хранение овощей.

Практические работы. Подкапывание корнеплодов моркови и уборка из рядков. Складывание в кучу ботвой в одну сторону. Уборка корнеплодов свеклы из рядков, складывание свеклы в кучу ботвой в одну сторону. Обрезка ботвы у столовых корнеплодов. Закладка их на хранение. Уборка и скармливание ботвы животным. Учет урожая в корзинах и ведрах. Определение массы столовых корнеплодов в одном ведре и в одной корзине. Подсчет общей массы урожая и расчет урожайности. Сортировка корнеплодов. Отбор нестандартной продукции.

Ягодные кустарники и уход за ними.

Объект работы. Ягодный кустарник.

Теоретические сведения. Смородина, крыжовник, малина как ягодные кустарники. Другие виды ягодных кустарников, распространенные в местных условиях. Виды смородины (черная, красная, золотистая). Строение ягодного кустарника и особенности плодоношения. Уход за ягодным кустарником. Болезни и вредители смородины, крыжовника и малины. Распознавание этих вредителей.

Практические работы. Обрезка засохших ветвей смородины и отплодоносивших стеблей малины. Удаление обрезанных стеблей из сада. Внесение органических удобрений под кустарники. Вскапывание почвы вокруг кустарников.

Практическое повторение.

Виды работ. По выбору. Уборка картофеля, осенняя перекопка почвы, заготовка веточного корма или закладка картофеля на хранение.

Самостоятельная работа.

Определение репчатого лука, пригодного и непригодного к длительному хранению или отбор нестандартных корнеплодов моркови и свеклы.

Заготовка почвы для теплицы и парника.

Объект работы. Теплица и парник.

Теоретические сведения. Состав земляной смеси для парников и теплиц (дерновая или огородная земля, перегной и торф). Соотношения частей земляной смеси, используемой для разных целей. Хранение составных частей земляной смеси. Время заготовки смеси.

Умение. Составление земляной смеси.

Практические работы. Заготовка дерновой почвы и доставки ее к месту хранения. Укладка дерновой земли под навес. Заготовка перегноя на месте старого навозохранилища и доставка к месту хранения. Доставка торфа. Размещение нужного количества почвы, перегноя и торфа под стеллажами теплицы.


Подготовка парника к зиме.

Объект работы. Парник.

Теоретические сведения. Значение парника для выращивания рассады овощных культур. Почвенный грунт в парнике: состав, дальнейшее использование. Необходимость выемки грунта из парника.

Умение. Работа в парнике.

Практические работы. Выемка парникового грунта лопатами, погрузка на транспортное средство, вывоз и укладка в штабель.

Свиноферма.

Объект работы. Свинья.

Теоретические сведения. Свинья как домашнее животное. Разведение свиней в коллективных и фермерских хозяйствах. Требования к свинарнику. Виды свиней: хряки, свиноматки, поросята-сосуны, поросята-отъемыши, откормочные. Особенности внешнего строения свиньи. Содержание свиней в коллективных хозяйствах: (оборудование свинарников станками для индивидуального и группового содержания различных видов свиней, кормушки с механической подачей корма, поилки, щелевые полы). Содержание свиней в индивидуальном и фермерском хозяйствах. Оборудование школьной свиноводческой фермы.

Экскурсия. Коллективное хозяйство, фермерское или крестьянское подсобное хозяйство. Свиноферма или свинарник.

Наблюдение. Поведение свиней.

Умение. Распознавание вида свиньи.

Упражнения. Определение вида свиньи.

Содержание свиней на школьной свиноферме.

Объект работы. Свинья.

Теоретические сведения. Виды свиней, содержащихся на школьной свиноферме. Устройство станка для содержания свиньи. Помещение для приготовления кормов и его оборудование. Летний лагерь для свиней.

Умение. Уход за свиньей.

Практические работы. Уборка летнего лагеря для свиней. Очистка территории, уборка кормушек под навес. Простейший ремонт ограждения и навеса.

Корма для свиней.

Объект работы. Свинья.

Теоретические сведения. Виды корма для свиней (зерновой, сочный, зеленый, отходы технических производств, животного происхождения). Витаминные и минеральные подкормки. Основные зерновые корма (кукуруза, ячмень; овес для поросят). Сочные корма (кормовая свекла, морковь, кормовые бахчевые). Зеленый корм (свежая зелень). Отходы технических производств (жом, барда, жмых, отруби и др.). Корма животного происхождения (мясная и мясокостная мука), молоко и продукты его переработки (обрат, сыворотка, пахта). Комбинированные корма. Пищевые отходы. Питательные вещества в корме.

Наглядное пособие. Различные виды корма.

Умение. Распознавание вида корма для свиньи.

Упражнения. Сравнение кормов по питательности. Классификация кормов.

Кормление откормочных свиней.

Объект работы. Свинья.

Теоретические сведения. Норма и рацион кормления свиньи. Зависимость нормы и рациона кормления от групповой принадлежности и возраста свиньи. Норма и рацион кормления откормочной свиньи. Кратность кормления. Подготовка кормов к скармливанию. Пищевые отходы как основной вид корма для свиней на школьной свиноферме. Правила скармливания пищевых отходов свиньям.

Наблюдение. Поглощение корма свиньями.

Умение. Подсчет количества зерна и сочных кормов для суточного кормления группы откормочных свиней.

Практические работы. Мойка и измельчение свеклы или тыквы. Закладка зерна и измельченных сочных кормов в бак или чан для варки. Добавка травяной муки или измельченного клеверного сена, а также мела и соли по норме в остывшую, но еще теплую кормовую массу. Проверка температуры влажного корма. Раздача остывшей кормовой массы. Закладка новой порции корма для варки. Раздача свежих пищевых отходов в промежутках, когда овоще-зер-новая смесь варится и остывает.

Уборка свинарника.

Объект работы. Свинья.

Теоретические сведения. Оптимальная температура и влажность воздуха в свинарнике. Необходимость поддерживания чистоты в свинарнике (станках и проходах), а также в помещении для приготовления кормов. Инвентарь для уборки. Правила безопасной работы.

Практические работы. Чистка кормушек, удаление навоза из станков. Удаление навоза из проходов, вывоз его за пределы свинарника. Раскладка чистой подстилки в станках. Мойка бака или чана для варки кормовой смеси. Чистка посуды для раздачи корма. Уборка помещения для приготовления кормов.

Практическое повторение.

Виды работ. Подготовка кормов к скармливанию свиньям. Раздача кормов. Уборка свинарника.

Самостоятельная работа.

Подсчет массы зернового и сочного корма для указанного учителем числа откормочных свиней согласно принятому в школе рациону их кормления. Отмеривание подсчитанного количества кормов для закладки на запаривание или варку.

Минеральные удобрения.

Вводное занятие.

Объект работы. Минеральное удобрение.

Теоретические сведения. Виды удобрения (минеральное и органическое). Виды минерального удобрения. Элементы питания растений, содержащиеся в минеральных удобрениях. Наиболее распространенные азотные, фосфорные и калийные удобрения. Комплексные минеральные удобрения (аммофос, нитрофоска, аммофоска и др.). Преимущество комплексных минеральных удобрений. Растворимость минеральных удобрений в воде. Цвет удобрений. Хранение удобрений. Смешивание минеральных удобрений с органическими. Правила внесения минеральных удобрений в почву.

Умение. Распознавание вида минерального удобрения.

Упражнение. Определение вида минерального удобрения.

Кормление свиноматки и уход за ней.

Объект работы. Свинья.

Теоретические сведения. Виды свиноматки (холостая, супоросная и подсосная). Нормы и рационы кормления свиноматки. Содержание свиноматки в индивидуальном станке. Особенности кормления свиноматки. Уход за свиноматкой накануне опороса и сразу после него.

Практические работы. Уборка станка, смена подстилки. Подготовка и раздача кормов, обильная подстилка перед опоросом. Обработка сосков свиньи перед первым кормлением поросят.

Основные плодовые деревья.

Объект работы. Плодовые деревья.

Теоретические сведения. Яблоня, груша, слива, вишня — основные плодовые деревья средней полосы России. Строение плодового дерева. Рост, развитие и плодоношение основных плодовых деревьев. Косточковые и семечковые плодовые деревья, разница в их размножении. Сорта плодовых деревьев. Выращивание саженца плодового дерева. Плодовые и листовые почки на плодовом дереве. Характер кроны и цвет коры плодового дерева.

Экскурсия. Безлистный сад плодовых деревьев (яблонь, груш, слив, вишен).

Умение. Распознавание вида плодового дерева, плодовой и листовой почки.

Наблюдение. Появление листьев и цветков на срезанных веточках вишни, размещенных в теплом и светлом месте.

Упражнения. Определение плодового дерева по характеру кроны и цвету коры. Определение плодовой и листовой почки.

Заготовка навоза для парника.

Объект работы. Парник.

Теоретические сведения. Навоз как биотопливо для парника. Конский навоз как лучший вид биотоплива. Подготовка других видов навоза для использования в качестве биотоплива. Правила укладки навоза, приемы разогревания.

Практические работы. Выбор места для укладки навоза в штабель. Подвоз навоза к месту укладки. Прослойка жидкого навоза соломой. Укрытие верхнего слоя соломой во избежание промерзания штабеля. Перебивка навоза для разогревания перед закладкой в парник.

Капуста.

Теоретические сведения. Пищевая ценность капусты. Особенности капусты как двулетнего растения. Строение растения капусты первого и второго года жизни. Капуста ранних, средних и поздних сортов. Наиболее распространенные современные сорта ранней, средней и поздней капусты. Сорта капусты, пригодные для потребления в свежем виде, квашения и зимнего хранения кочанов. Плотность кочанов ранней, средней и поздней капусты. Рассадный и безрассадный способ выращивания капусты.

Наглядное пособие. Кочан поздней капусты. Кочерыга с почками, из которых развиваются цветоносные стебли.

Набивка парника навозом.

Объект работы. Парник.

Теоретические сведения. Глубина набивки котлована парника навозом. Правила укладки навоза.

Практические работы. Подвоз навоза к парнику, укладка в котлован. Добавка навоза после осаждения. Укрытие парника пленочными рамами. Наблюдение за температурой навоза и началом «горения».

Посев семян капусты.

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Сроки посева семян капусты ранних, средних и поздних сортов. Целесообразность выращивания в школьных условиях ранней и поздней капусты.

Умение. Разметка маркером. Выращивание капусты.

Практические работы. Подготовка земляной смеси. Заполнение посевных ящиков земляной смесью. Полив земляной смеси слабым раствором марганца. Выравнивание почвы в ящике после просушки. Разметка посевных рядков с помощью маркера. Раскладка и заделка семян в рядках. Полив посева теплой водой, укрытие пленкой и установка ящиков в теплое место. Наблюдение за всходами.

Подготовка парника под рассаду.

Объект работы. Парник.

Теоретические сведения. Состав земляной смеси для выращивания рассады капусты. Глубина насыпки грунта в парник.

Практические работы. Смешивание дерновой земли с Перегноем и торфом. Подвоз смеси к парнику. Насыпка земляной смеси поверх навоза глубиной не менее 18 см. Укрытие парника рамами.

Выращивание рассады капусты.

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Условия для выращивания здоровой рассады капусты. Заболевание рассады в парнике черной ножкой и меры предупреждения этого заболевания. Закалка сеянцев рассады. Признаки готовности сеянцев к пикировке. Правила пикировки. Уход за рассадой в парнике.

Умение. Пикировка рассады.

Практические работы. Снижение температуры в помещении после появления всходов капусты (вынос ящиков в прохладное светлое место). Умеренный полив. Подготовка парника к пикировке рассады: полив, маркеровка. Пикировка рассады. Полив и притене-ние. Подкормка рассады раствором минеральных удобрений. Проветривание парника. Снятие укрытий в теплую погоду.

Зеленные овощи.

Вводное занятие.

Теоретические сведения. Виды зеленных овощей (салат, шпинат, петрушка, укроп). Виды салата (листовой, кочанный, листовая горчица, кресс-салат и др.). Достоинство зеленных овощей (раннее получение витаминной продукции). Внешнее строение и особенности зеленных овощей.

Наглядные пособия. Семена зеленных овощей. Изображения растений в фазе снятия продукции.

Выращивание овощей и редиса.

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Подготовка почвы под зеленные культуры. Сроки посева редиса, салата, петрушки, укропа. Рассадный способ выращивания салата кочанного. Способы посева салата, укропа, петрушки, редиса. Сорта редиса. Маркеры для разметки рядков.

Умение. Выращивание редиса, салата, петрушки, укропа.

Практические работы. Разбивка гряд для выращивания зеленных овощей и редиса. Разметка рядков под посев укропа, салата, петрушки. Разметка гряд зубовым маркером для посева редиса. По- сев семян укропа, петрушки и салата в рядки. Раскладка семян редиса в лунки, сделанные зубовым маркером. Заделка семян. Полив. Прополка в рядках и междурядиях. Сбор урожая.

Высадка капусты в открытый грунт и уход за ней.

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Сроки высадки рассады капусты в открытый грунт. Способы посадки рассады ранних и поздних сортов. Требования капусты к плодородию почвы и ее обработке. Вредители и болезни капусты и меры борьбы с ними.

Практические работы. Внесение навоза в почву перед вспашкой под капусту. Выравнивание поверхности почвы после вспашки. Разметка маркером мест посадки рассады в продольном и поперечном направлении. Выкопка лунок на пересечении маркерных линий. Внесение в лунки перегноя, смешанного с минеральными удобрениями. Полив лунок. Вынос рассады из парника, посадка ее на почву в лунки и полив. Полив, подкормка рассады, рыхление почвы.

Выращивание редиса для получения семян.

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Получение семян редиса в год посева. Выращивание редиса специально для семенников. Подбор сорта редиса для получения семян. Приемы получения крупных корнеплодов редиса для использования в качестве семенников.

Практические работы. Внесение перегноя в гряду, перемешивание и выравнивание поверхности почвы. Разметка мест посадки семян маркером с увеличенным расстоянием между зубьями. Раскладка семян в лунки по одному семени. Заделка семян. Систематический полив. Подготовка почвы для пересадки редиса, внесение перегноя. Отбор самых крупных корнеплодов с мощной розеткой листьев. Осторожное выкапывание корнеплодов, осмотр их, удаление корня примерно наполовину, обрезка листьев с сохранением в середине розетки. Выкопка лунок на подготовленной гряде, пересадка корнеплодов в лунки, полив. Систематический полив и наблюдение за образованием цветоносных стеблей, а также семенных стручков. В начале созревания стручков укрытие растений мелкой сеткой или расстановка пугал против птиц.

Практическое повторение.

Виды работы. Вскапывание почвы лопатой. Посадка картофеля. Уход за свиньями.

Самостоятельная работа.

Разделка и разметка гряды, посев укропа или другой зеленной культуры.

















IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Сельско-хозяйственный труд» 7 класс (3 часа в нед.-102 часа в год).

п/п

Тема урока

(практической работы).

Кол-во

часов.

Дата

план.

факт.

1.

Уборка семенников лука репчатого.

1



2.

Пр/р: «Уборка семенников лука репчатого. Обмолот семян лука репчатого». Т/Б.

1



3.

Уборка семенников столовой моркови.

1



4.

Пр/р: «Уборка семенников столовой моркови. Обмолот семян столовой моркови».

1



5.

Уборка семенников столовой свеклы.

1



6.

Пр/р: «Уборка семенников столовой свеклы. Обмолот семян столовой свеклы».

1



7.

Уборка лука-севка.

1



8.

Уборка лука-репки.

1



9.

Пр/р: «Уборка лука-севка и лука-репки».

1



10.

Уборка столовых корнеплодов и учёт урожая.

1



11.

Требования к качеству уборки столовых корнеплодов.

1



12.

Пр/р: «Уборка столовой свеклы и моркови. Учёт урожая».

1



13.

Хранение столовых корнеплодов.

1



14.

Пр/р: «Сортировка столовых корнеплодов и закладка на хранение».

1



15.

Сведения о ягодных кустарниках.

1



16.

Смородина чёрная. Строение и некоторые особенности растения.

1



17.

Смородина красная. Строение и некоторые особенности растения.

1



18.

Крыжовник. Строение и некоторые особенности растения.

1



19.

Малина. Строение и некоторые особенности растения.

1



20.

Пр/р: «Осенний уход за посадками малины». Т/Б.

1



21.

Вредители ягодных кустарников и меры борьбы с ними.

1



22.

Болезни ягодных кустарников и меры борьбы с ними.

1



23.

Почва.

1



24.

Состав почвы.

1



25.

Песчаная и глинистая почвы.

1



26.

Значение обработки почвы.

1



27.

Обработка почвы вручную.

1



28.

Сведения о защищённом грунте.

1



29.

Парники.

1



30.

Углублённый односкатный парник на биологическом обогреве.

1



31.

Наземный переносной парник с рамами, покрытыми плёнкой.

1



32.

Теплицы.

1



33.

Почва. Составные части почвенных смесей.

1



34.

Заготовка и составление почвенных смесей.

1



35.

Пр/р: «Заготовка почвенной смеси для парников и посевных ящиков в осеннее время». Т/Б.

1



36.

Заготовка биотоплива для парников.

1



37.

Пр/р: «Заготовка биотоплива (навоза) для парников».

1



38.

Набивка парников биотопливом и почвенной смесью.

1



39.

Свиньи. Значение, внешний вид, особенности.

1



40.

Породы свиней.

1



41.

Условия содержания свиней. Способы содержания свиней.

1



42.

Промышленная свиноводческая ферма.

1



43.

Содержание свиноматок на промышленной свиноводческой ферме.

1



44.

Содержание поросят-отъёмышей.

1



45.

Содержание свиней в индивидуальном фермерском хозяйстве.

1



46.

Санитарные требования к школьной свиноферме.

1



47.

Устройство свинарника.

1



48.

Подсобные помещения свинарника.

1



49.

Уборка свинарника.

1



50.

Болезни свиней и их предупреждение.

1



51.

Санитарно-гигиенические правила для работающих на свиноводческой ферме.

1



52.

Пр/р: « Уборка свинарника». Т/Б.

1



53.

Корма для свиней.

1



54.

Подготовка кормов к скармливанию.

1



55.

Кормление свиней.

1



56.

Кормление свиноматок.

1



57.

Уход за свиноматками.

1



58.

Кормление поросят-отъёмышей.

1



59.

Уход за поросятами-отъёмышами.

1



60.

Откорм свиней.

1



61.

Кормление свиней на школьной свиноферме.

1



62.

Пр/р: « Кормление свиней». Т/Б.

1



63.

Виды минеральных удобрений. Простые минеральные удобрения.

1



64.

Комплексные минеральные удобрения.

1



65.

Хранение минеральных удобрений.

1



66.

Смешивание минеральных удобрений.

1



67.

Сроки внесения минеральных удобрений в почву.

1



68.

Способы внесения минеральных удобрений.

1



69.

Пр/р : «Распознавание минеральных удобрений». Т/Б.

1



70.

Пр/р: «Смешивание перегноя с минеральными удобрениями».

1



71.

Основные плодовые деревья.

1



72.

Строение плодового дерева.

1



73.

Яблоня. Строение и некоторые особенности растения.

1



74.

Груша. Строение и некоторые особенности растения.

1



75.

Вишня. Строение и некоторые особенности растения.

1



76.

Слива. Строение и некоторые особенности растения.

1



77.

Размножение плодовых деревьев.

1



78.

Сведения о капустных овощных растениях.

1



79.

Капуста. Виды капусты.

1



80.

Особенности строения капусты.

1



81.

Понятие о сорте растения. Ранние сорта капусты.

1



82.

Среднеранние, среднепоздние и поздние сорта и гибриды капусты.

1



83.

Выращивание белокочанной капусты.

1



84.

Посев семян капусты.

1



85.

Пикировка сеянцев в парник. Уход за рассадой в парнике.

1



86.

Выращивание рассады капусты среднеспелых сортов.

1



87.

Пр/р: «Набивка парника биотопливом (навозом) и почвенной смесью. Посев семян капусты».

1



88.

Пр/р: «Пикировка сеянцев капусты в парник. Уход за рассадой в парнике».

1



89.

Пр/р: « Выращивание рассады капусты среднеспелых сортов в холодных рассадниках».

1



90.

Подготовка почвы под посадку капусты и внесение удобрений.

1



91.

Высадка рассады капусты в открытый грунт.

1



92.

Вредители и болезни капусты. Меры борьбы с ними.

1



93.

Пр/р: «Высадка рассады капусты в открытый грунт». Т/Б.

1



94.

Пр/р: «Уход за растениями капусты в открытом грунте».

1



95.

Сведения о зеленых овощных растениях.

1



96.

Салат. Строение и некоторые особенности растения.

1



97.

Укроп. Строение и некоторые особенности растения.

1



98.

Петрушка. Строение и некоторые особенности растения.

1



99.

Редис. Строение и некоторые особенности растения.

1



100.

Многолетние цветочные растения.

Зимующие многолетники.

1



101.

Выращивание зимующих многолетников.

1



102.

Пр/р: «Весенний уход за зимующими многолетниками».

1



Пр/р- Практическая работа, Т/Б-техника безопасности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!