СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по "Сенсорному развитию", 4 класс, для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Сенсорному развитию", 4 класс, для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.»

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Ключевская общеобразовательная школа-интернат»



УТВЕРЖДЕНА:

Приказ №_____от______2019года

Директор КГБОУ «Ключевская

общеобразовательная школа-интернат»

___________/Г.В.Колтукова /










Адаптированная рабочая

программа

коррекционного курса

«Сенсорное развитие»

для 4 года обучения

Рабочая программа разработана

на основе программы

«Обучение обучающихся с умеренной умственной отсталостью»

Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова

на 2019 – 2020 учебный год





Составитель:

Золотарева И.Н.

учитель высшей категории




СОГЛАСОВАНА

Зам.директора по УР

_________И.Г.Катюк


РАССМОТРЕНА на заседании МО

учителей

№____ от _______________2019 года

Руководитель МО

С.Г. Большакова

«Сенсорное развитие»

4 класс

Пояснительная записка

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» разработана на основе следующих документов:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Адаптированная основная общеобразовательной программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития КГБОУ «Ключевская общеобразовательная школа интернат» (Вариант 2).

  • Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065- «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Программа «Обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011г;

  • СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Учебного плана образовательного учреждения;

  • Программа рассчитана на 105 часов в год, 3часа в неделю.

  • Календарный учебный график составлен на основе письма Министерства образования и науки Алтайского края от 02.08.2019 г. № 23-02/02/2551 «О начале 2019/2020 учебного года».

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Цели программы:

  • Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы;

Задачи программы:

Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности:

  • Формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • Коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • Развитие элементарной жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно – величинных отношениях окружающей действительности;

  • Формирование пространственно-временных ориентировок;

  • Развитие слуховых и голосовых координаций;

  • Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

  • Совершенствование сенсорно - перцептивной деятельности;

  • Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • Исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

  • Формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Содержание каждого раздела представлено по принципу: от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно - перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Направления реализации рабочей программы.

Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с детьми указанной категории и реализацию поставленной цели планируется осуществлять по следующим направлениям:

  • Диагностика;

  • Зрительное восприятие, зрительная память, зрительный анализ и синтез;

  • Слуховое восприятие и внимание, слухоречевая память и фонематический слух;

  • Кинестетическое восприятие;

  • Развитие восприятия формы, величины и цвета, конструирование предметов;

  • Развитие восприятия запаха и вкуса;

  • Развитие восприятия пространства и времени;

  • Развитие моторики и графомоторных навыков;

  • Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей;

Раздел 1. Развитие зрительного восприятия

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

  • фиксация взгляда на лице человека;

  • фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете;

  • фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него;

  • прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад);

  • прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

Далее следует работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

  • узнавание и различение цвета, формы и величины объекта;

  • сравнение и группировка предметов по одному или более признакам.

Раздел 2. Развитие слухового восприятия

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

  • локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии;

  • прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука;

  • локализация неподвижного удаленного источника звука.

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

  • соотнесение звука с его источником;

  • нахождение объектов, одинаковых по звучанию;

  • различение речевых и неречевых звуков.

Раздел 3. Развитие кинестетического восприятия

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

  • адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;

  • адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости;

  • адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;

  • адекватная реакция на давление на поверхность тела;

  • адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное),

  • адекватная реакция на положение частей тела.

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

  • различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость);

  • согласованность действий и движений разных частей тела;

  • целенаправленность и выразительность движений.

Раздел 4. Развитие восприятия формы, величины и цвета

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

  • фиксация внимания на форме предмета;

  • фиксация внимания на цвете предмета;

  • фиксация внимания на величине предмета;

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

  • различение объектов по форме (круглый, квадратный);

  • различение объектов по величине (большой, маленький);

  • различение объектов по цвету (основные цвета радуги);

Раздел 5. Восприятие запаха и вкуса.

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

  • адекватная реакция на запахи;

  • адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

  • различение объектов по запаху;

  • узнавание продукта по вкусу;

  • различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Раздел 6. Развитие моторных навыков

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

  • фиксация внимания на ощущениях при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики;

  • фиксация внимания на мышечных ощущениях при выполнении физических упражнений для всего тела;

  • фиксация внимания на мышечных ощущениях при действиях с предметами.

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

  • выполнение действий с мелкими предметами (пуговицы, бусины, крупы, прищепки и т.д.) ;

  • выполнение действий со спортивными снарядами (мячом, обручем и т.д.)

  • использование по назначению карандаша, ручки, кисточки и т.д.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

Личностные результаты:

Минимальный уровень:

  • Формирование минимального интереса к обучению, труду, предметному рукотворному миру.

  • Овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

  • Минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослым.

  • Минимальное умение взаимодействовать с учителем в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

Достаточный уровень:

  • Формирование интереса к обучению, труду, предметному рукотворному миру.

  • Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

  • Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

  • Опыт конструктивного взаимодействия с взрослым.

  • Умение взаимодействовать с учителем в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

  • Потребность участвовать в совместной деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие.

Формирование базовых учебных действий

Личностные учебные действия

  • Осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи..

  • Проявляет способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

  • Проявляет положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

  • Проявляет целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

  • Проявляет готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

  • Имеет ценностные представления о своей семье  и своей малой Родине.

  • Проявляет эмоции в процессе слушания произведений, выражает эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.

  • Позитивно реагирует на соблюдение санитарно-гигиенических норм, проявляет стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища.

  • Проявляет эстетические потребности, ценности и чувства.

  • Осознает установки на безопасный, здоровый образ жизни.

  • Имеет представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности.

  • Умеет организовывать рабочее место и соблюдает правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия.

  • Использует простейшие навыки самообслуживания.

Коммуникативные учебные действия

  • Вступает в контакт; работает совместно с учителем;

  • Использует принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем.

  • Обращается за помощью и принимает помощь.

  • Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

  • Сотрудничает с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Регулятивные учебные действия

  • Входит и выходит из учебного помещения со звонком.

  • Доброжелательно относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с учителем;

  • Пользуется учебной мебелью.

  • Адекватно использует ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).

  • Работает с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывает рабочее место.

  • Передвигается по школе, находит свой класс, другие необходимые помещения.

Познавательные учебные действия

  • Выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов.

  • Устанавливает видовые - родовые отношения предметов.

  • Делает простейшие сравнение предметов на наглядном материале;

  • Наблюдает, (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение).

В качестве показателей развития учащихся рассматриваются даже элементарные сдвиги и изменения в сенсорном развитии, которые происходят в результате обучения.

  • Предполагается сформировать эмоциональный контакт с каждым ребенком, направленность на сотрудничество, обучение каждого ребенка способам усвоения общественного опыта;

  • Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности;

  • Сформировать у детей в контексте сенсорного и когнитивного содержания следующие умения:

  • Сформировать способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

  • Уметь классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам;

  • Знание основных цветов радуги;

  • Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

  • Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;

  • Умение составлять предмет из 2—3 частей;

  • Способность различать речевые и неречевые звуки;

  • Умение соотносить звук с его источником;

  • Умение ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;

  • Знание частей суток и названий дней недели;

  • Способность различать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый);

  • Способность узнавать продукт по вкусу;

  • Способность различать объект по запаху;

  • Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре);

  • Способность согласовывать свои действия и движения;

  • Способность опосредовать свою деятельность речью.

Принципы планирования работы:

  • Деятельностный подход к планированию работы;

  • Последовательное нарастание требований к восприятию детей;

  • Индивидуальный и дифференцированный подход к детям;

  • Систематичность и комплексность воздействия на все органы чувств ребенка;

Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов (см. Приложение 1). Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности с обучающимся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и ребёнка.

Основные методы и приемы обучения:

  • Использование познавательных игр;

  • Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа;

  • Наглядные методы: показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;

  • Практические методы: упражнения, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, практические действия (конструирование, аппликация, выполнение работ из различных материалов, опыты);

Основные виды деятельности учащихся:

  • занятия с элементами игры;

  • игры – имитации, жестово – образные игры;

  • наблюдение;

  • упражнения по инструкции, подражанию, аудиально – визуальные (слушание, показ);

  • практические занятия;

  • рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

  • предметно – практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация, обводка;

Предметно – развивающая образовательная среда:

  • детские книги, раскраски;

  • диафильмы, видео и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнь и деятельность людей;

  • распечатки педагога с заданиями, текстами, иллюстрациями;

  • дидактические большие куклы (девочка, мальчик);

  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др.);

  • игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);

  • наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров;

  • сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;

  • наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;

  • наборы палочек; магнитные доски;

  • сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости;

  • наборы геометрических фигур; штампы, трафареты;

  • пуговицы разного размера и различных цветов;

  • природный материал: ракушки, камушки, шишки;

  • муляжи овощей и фруктов;

  • материал для лепки: цветное тесто, пластилин;

  • палочки разной длины и ширины для рисования на песке, манке;

  • наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков;

  • детские музыкальные инструменты, оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-видиокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.).







Методы и средства оценки результативности программы:

Диагностируемые

характеристики

Психодиагностические методики (см. Приложение 2)

Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций

-упражнения на оценку статистического и динамического равновесия;

-упражнения на оценку моторики рук;

-тесты зрительно-моторной координации.

Зрительно восприятие

-упражнения на оценку зрительного восприятия

Слуховое восприятие

-упражнения на оценку развития слухового восприятия

Восприятие формы, величины, цвета

-упражнения на оценку способности к различению формы;

-упражнения на оценку способности воспринимать величину;

-тесты цветоразделения.

Тактильные ощущения

-упражнения на оценку тактильных ощущений

Пространственно-временное восприятие

-упражнения на оценку пространственной ориентировки;

-упражнения на оценку восприятия времени



Критерии и нормы оценки знаний учащихся

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Для выявления динамики развития учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью часто используется методика «Карта наблюдений» Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. «Карта наблюдений» — это комплексный метод наблю­дения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития». В данной методике для программы «Сенсорное развитие» актуальным является направление диагностики сенсорно-перцептивной сферы. Эту диагностика помогает разрабатывать и реализовывать СИПР (специальную индивидуальную программу развития) для каждого ученика (см. Приложение 2).

Календарно – тематическое планирование по предмету

«Развитие сенсорных процессов»


Кол-во часов


Название темы

Коррекционно-развивающая составляющая урока

Тип урока

Методическое обеспечение

Дата

1 четверть – 24 час.

Раздел 1 Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза

1.1

1

Знакомство с преподавателем.

Формировать навыки эмоционального общения с педагогом

Организационный урок


4.09.19

1.2

1

Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов.


Диагностика


5.09

1.3

1

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок)

Развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий педагога


Урок-игра

Сюжетные (предметные) картинки

6.09

1.4

1

Нахождение нелепиц на картинках

Развивать зрительное внимание, зрительную память;

Урок-игра

Наглядный материал: красочные парные картинки с признаками различия

11.09

1.5

1

Дидактическая игра «Лабиринт»

Развивать зрительное внимание и зрительную память;

Урок-игра

Бумажная дидактическая игра «Лабиринт»

12.09

1.6

1

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»

Развивать зрительное внимание и зрительную память, мелкую моторику рук

Урок-игра

Сюжетные и предметные картинки

13.09

1.7

1

Формирование произвольности зрительного восприятия: дорисовывание незаконченных изображений.

Развивать зрительное внимание и зрительную память, мелкую моторику рук;

Урок-игра

Незаконченные изображения на предметных картинках

18.09

1.8

1

Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображениях. Задание «Найди одинаковую пару», «Расшифруй письмо», «Найди отличия», корректурная проба.

Развивать зрительное внимание и зрительную память, мелкую моторику рук

Урок-игра

5 картинок со сходными изображениями, карты с зашифрованным письмом, бланки с корректурной пробой.

19.09


1.9

1

Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти.

Развивать зрительное внимание и зрительную память, мелкую моторику рук;

Урок-игра

Игрушки, предметы обихода

20.09


1.10

1

Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности.

Развивать зрительное внимание и зрительную память, мелкую моторику рук

Урок-игра

Наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.;

25.09


1.11

1

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.


Урок-игра

Видео: «Гимнастика для глаз».


26.09


Раздел 2 Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти и фонематического слуха


2.1

1

Прослушивание, запоминание и воспроизведение ритмического рисунка. Игры «Молоточки», «Ритмические рисунки».

Развивать слуховое восприятие и слуховую память, расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Дифференцировать звуки шумовых и музыкальных инструментов.

Урок-игра

Погремушка, барабан, колокольчик, ложки, бубен

27.09


2.2

1

«Откуда звук?» Учащийся закрывает глаза, учитель звонит в колокольчик в разных частях комнаты, ребенок показывает, откуда слышен звук.

Развивать слуховое восприятие и слуховую память, расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.

Урок-игра

Колокольчики

2.10


2.3

1

Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

Развивать слуховое восприятие и слуховую память, расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.

Урок-игра


3.10


2.4

1

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

Развивать слуховое восприятие и слуховую память. Дифференцировать звуки шумовых и музыкальных инструментов.

Урок-игра

Музыкальные инструменты (бубен, дудочка, маракас, труба, трещетки, барабан и т.п.),

4.10


2.5

1

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных).

Развивать слуховое восприятие и слуховую память. Различать мелодии по характеру.

Урок-игра

Музыкальные инструменты (бубен, дудочка, маракас, труба, трещетки, барабан и т.п.),

9.10


2.6

1

«Повтори» Учитель производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой. Ребенок должен запомнить и повторить. Как вариант игры учитель показывает звучание музыкального инструмента – ребенок должен повторить звук на инструменте (удары в барабан или бубен, шум трещеток, маракас, свистка и т.п.)

Развивать слуховое восприятие и слуховую память. Различать мелодии по характеру.

Урок-игра

Музыкальные инструменты (бубен, дудочка, маракас, труба, трещетки, барабан и т.п.),

10.10


2.7

1

«Танцуй - замри» Учитель включает различную танцевальную музыку, дети должны двигаться под музыку или танцевать, как только музыка замолкает, дети должны сесть на стульчики и не двигаться.

Развивать слуховое восприятие и слуховую память. Различать мелодии по характеру.


Урок-игра

Танцевальная музыка

11.10


2.8

1

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды).

Развивать слуховое восприятие и слуховую память. Различать мелодии по характеру.

Урок-игра

Аудиозапись звуков окружающей среды

16.10


2.9

1

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

Развивать слуховое восприятие и слуховую память.

Урок-игра

Музыкальные инструменты.

17.10


2.10

1

Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. Дидактическая игра «Угадай по голосу»

Развивать слуховое восприятие и слуховую память, расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.

Урок-игра


18.10


Раздел 3 Кинестетическое развитие.


3.1

1

Адекватная эмоционально – двигательная реакция на прикосновения человека. Игра «Узнай, кто это?»

Развитие адекватной реакции на прикосновения

Урок-игра

Оборудование сенсорной комнаты: мягкие кресла, ковер, осветительные приборы.

23.10


3.2

1

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Зеркало».

Развитие адекватной реакции ощущения с соприкосновением дерева

Урок-игра

Большое зеркало

24.10


3.3

1

Адекватная реакция на положение частей тела. Движения и позы всего тела.

Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, развитие адекватной реакции на прикосновения человека

Урок-игра


25.10


2 четверть – 24 часа


3.4

1

Адекватная реакция на положение частей тела. Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений).

Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, развитие адекватной реакции на прикосновения человека

Урок-игра

Видеофильмы о природных явлениях, животных и т.д.

6.11


3.5

1

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

Активизация интереса к соприкосновению с различными материалами

Урок-игра


7.11


3.6

1

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

Активизация интереса к соприкосновению с различными материалами

Урок-игра


8.11


Раздел 4 Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов


4.1

1

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом.

Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности:

- фиксация внимания на форме предмета, фиксация внимания на величине предмета;

Формирование сенсорно - перцептивных действий: различение объектов по форме (круглый, квадратный);

-различение объектов по величине (большой, маленький).

Урок-игра

Объёмные геометрические фигуры (шар, куб).

13.11


4.2

1

Группировка предметов по форме (объёмные и плоскостные).

Формирование сенсорно - перцептивных действий: различение объектов по форме (круглый, квадратный);

-различение объектов по величине (большой, маленький, объемный и плоский).

Урок-игра

Объёмные геометрические фигуры

14.11


4.3

1

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий)

Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности:

- фиксация внимания на форме предмета, фиксация внимания на величине предмета;

Формирование сенсорно - перцептивных действий: различение объектов по форме (круглый, квадратный);

-различение объектов по величине (большой, маленький).

Урок-игра

Предметы различной формы и длинны

15.11


4.4

1

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)

Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности:

- фиксация внимания на форме предмета, фиксация внимания на величине предмета;

Формирование сенсорно - перцептивных действий: различение объектов по форме (круглый, квадратный);

-различение объектов по величине (большой, маленький).)

Урок-игра

Мерная лента, линейка

20.11


4.5

1

Сравнение 3-4 предметов по длине и ширине. Игра «Строимся по росту» Дети по очереди строят друг друга в порядке возрастания (или убывания). В конце игры предлагается детям выстроиться по росту самостоятельно.

Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности:

- фиксация внимания на форме предмета, фиксация внимания на величине предмета;

Формирование сенсорно - перцептивных действий: различение объектов по форме (круглый, квадратный);

-различение объектов по величине (большой, маленький).)

Урок-игра

Наборы строительных конструкторов

21.11


4.6

1

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)

Формирование сенсорно - перцептивных действий: различение объектов по форме (круглый, квадратный);

-различение объектов по величине (большой, маленький).



Акварельные краски, бумага, кисти, вода

22.11


4.7

1

Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет»

Формирование сенсорно - перцептивных действий: различение объектов по цвету (основные цвета радуги)

Урок - игра

Цветные карточки

27.11


4.8




4.9



1

Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности. Одного цвета

Составление сериационных рядов по величине: 3-4 предметов по заданному признаку.

Развивать тактильные ощущения,

осязательное восприятие, мелкую моторику рук.

Формирование сенсорно - перцептивных действий: различение объектов по форме (круглый, квадратный);

-различение объектов по величине (большой, маленький).

Урок – игра



Урок - игра


Наборы из геометрических кругов одного цвета, различной насыщенности цвета


Наборы геометрических фигур

28.11



29.11



4.10

1

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета».

Формирование сенсорно - перцептивных действий: различение объектов по цвету (основные цвета радуги)

Урок - игра

Игрушки различных геометрических форм и размеров, окраски

4.12


4.11

1

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.

Формирование сенсорно - перцептивных действий: различение объектов по цвету (основные цвета радуги)

Урок - игра

Наборы цветов различного спектра

5.12


4.12

1

Конструирование предметов из геометрических фигур (5-10 деталей).

Развивать тактильные ощущения

Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук

Урок - игра

Наборы конструкторов

6.12


4.13

1

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).

Развивать тактильные ощущения

Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук

Урок

Наглядный материал

11.12


4.14

1

Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Развивать тактильные ощущения

Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук

Урок

Набор предметов

12.12


Раздел 5 Развитие восприятия запаха и вкуса


5.1

1

Адекватная реакция на запахи. Узнавание и различение объектов по запаху.

Развивать осязательное восприятие, адекватную реакцию на запахи,

мелкую моторику рук

Урок

Лимон, банан, хвоя, кофе.

13.12


5.2

1

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение

Развивать осязательное восприятие, адекватную реакцию на запахи и вкус, мелкую моторику рук

Урок


18.12


5.3















1














Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха.

Развивать осязательное восприятие, адекватную реакцию на запахи и вкус












Урок - игра

Различные виды термометров













19.12















5.4

1


Восприятие консистенции продуктов (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)

Развивать осязательное восприятие, адекватную реакцию на запахи и вкус



Игровой набор «Кухня»



20.12


5.5

1

«Съедобное-несъедобное» Перед детьми выкладываются вперемешку съедобные (конфета, яблоко, кусочек хлеба) и несъедобные предметы (пуговица, шнурок, муляж яблока). Необходимо разделить предметы на 2 группы.

Развивать тактильные ощущения,

развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук

Урок-игра

Съедобные (конфета, яблоко, кусочек хлеба) и несъедобные предметы (пуговица, шнурок, муляж яблока).

25.12


5.6

1

Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху».

Развивать осязательное восприятие, адекватную реакцию на запахи и вкус

Урок-игра

Баночки с крышками, в которых собраны разные пахучие вещества (ванилин, кусочек свежей булки, дольки апельсина, кусочек подгнившей картофелины, очищенные дольки чеснока, несколько капель лекарства (раствор йода или зеленки), цветок и т.п.)

26.12


Раздел 6 Развитие восприятия пространства и времени


6.1

1

Ориентировка в помещении; движение в заданном направлении; обозначение словом направления движения

Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности

Урок

Выполнение действий по инструкции (повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.)

27.01


3 четверть – 30 час


6.2

1

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности,


Урок

Ориентировка в школьном помещении (вербализация пространственных отношений с использованием предлогов)

15.01


6.3

1

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.)

Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности

Урок

Ориентировка в школьном помещении

16.01


6.4

1

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов).

«Рыбки» Детям раздаются изображения аквариума и контуры рыбок. Необходимо вверху аквариума разместить рыбок, которые плывут направо, а внизу – рыбок, которые плывут налево.

Развивать тактильные ощущения

Развитие и коррекция зрительного восприятия

Урок-игра

Изображения аквариума и контуры рыбок

17.01


6.5

1

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве.

Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы и цвета.

Урок


22.01


6.6

1

Деление листа на глаз на 5-6 частей

Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы и цвета.

Урок

Листы бумаги, карандаши

23.01


6.7

1

Игра «Следопыт» Дети должны найти в комнате спрятанную игрушку, следуя устным указаниям учителя (повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.)

Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы

Урок-игра

Игрушки

24.01


6.8

1

Пространственная ориентировка на поверхности парты

Развивать тактильные ощущения

Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы

Урок

Плоскостные и объёмные предметы.

29.01


6.9

1

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату»

Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы

Урок-игра

Набор игрушечной мебели

30.01


6.10

1

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном направлении листа

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, формирование сенсорно-перцептивных действий

Урок

Листы бумаги, картинки

31.01


6.11


1

Порядок месяцев в году

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, формирование сенсорно-перцептивных действий

Урок-игра

Бумажная разрезная модель «12 месяцев»

5.02


6.12

1

Работа с календарем и моделью календарного года. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, формирование сенсорно-перцептивных действий

Урок

Графическая модель «Времена года».

6.02


6.13

1

Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час)

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, формирование сенсорно-перцептивных действий

Урок

Секундомер, часы

7.02


6.14

1

Последовательность основных жизненных событий Возраст людей

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, формирование сенсорно-перцептивных действий

Урок


12.02


6.15

1

Дидактическая игра «Успей за 1, 2,5 минут»

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, формирование сенсорно-перцептивных действий

Урок

Секундомер

13.02


6.16

1

Меры времени (секунда, минута, час, сутки).

Для закрепления понятия «Части суток» дети собирают модель частей суток, разрезанную на 4 части (в форме круга).

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, формирование сенсорно-перцептивных действий

Урок-игра

Модель частей суток, разрезанная на 4 части (в форме круга).

14.02


6.17

1

Определение времени по часам. Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку»

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, формирование сенсорно-перцептивных действий

Урок-игра

Модель часов

19.02


Раздел 7 Развитие моторики и графомоторных навыков


7.1

1

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.)

Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности:

формирование сенсорно-перцептивных действий

Урок


20.02


7.2

1

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении

Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности:

формирование сенсорно-перцептивных действий

Урок-игра



Урок-игра


21.02


7.3

1

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)

Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности:

формирование сенсорно-перцептивных действий

Урок-игра

Шнурки, пуговицы.

26.02


7.4

1

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперёд – поворот направо, т.д.)

Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности:

формирование сенсорно-перцептивных действий

Урок


27.02


7.5

1

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Развивать тактильные ощущения

Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук

Урок-игра

Пальчиковая гимнастика: «Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней. «Фонарики» — руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика. «Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить. «Олень здоровается» — скрещенные руки поднять вверх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать легкие полунаклоны вперед.

28.02


7.6

1

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку)

Развивать тактильные ощущения

Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук

Урок

Шнуры, бусы

4.03


7.7

1

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

Развивать тактильные ощущения

Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук

Урок

Карандаши, трафареты

5.03


7.8

1

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур

Развивать мелкую моторику рук

Урок

Карандаши, трафареты

6.03


7.9

1

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

Развитие крупной и мелкой моторики рук, координации движений, равновесия

Урок

Листы бумаги, ножницы

11.03


7.10

1

Графический диктант (по показу, зрительный).

Развитие крупной и мелкой моторики рук

Урок


12.03


7.11

1

Дорисовывание симметричной половины изображения

Развитие крупной и мелкой моторики рук, координации движений

Урок

Шаблон прямоугольных, квадратных, треугольных форм, ножницы, бумага

13.03


7.12

1

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко)

Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы и цвета.

Урок

Ножницы, бумага

18.03


7.13

1

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые).

Развивать тактильные ощущения

Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук

Урок

Предметы с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые)

19.03


7.14

1

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра: «Что бывает..(пушистое) ?»

Развитие внимания, памяти, мышления

Урок

Сюжетные картинки

20.03


4 четверть – 27 час


7.15

1

Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние)

Развивать тактильные ощущения

Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук

Урок

Пластилин, глина


31.03


7.16

1

Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта.

Развивать тактильные ощущения

Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук

Урок

Набор кукольная мебели

1.04


7.17

1

Ориентировка на листе бумаги разного формата и по-разному расположенного при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.

Развивать тактильные ощущения

Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук

Урок-игра

Предметы, игрушки

2.04


7.18

1

Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный)

Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук

Урок-игра


3.04


7.19

1

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Развивать тактильные ощущения

Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук

Урок

Мячи кушболы (ежики)

8.04


7.20

1

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)

Развивать тактильные ощущения

Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук.

Урок

Шнуры, бусы, ленты

9.04


7.21

1

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук.

Урок

Предметные изображения, ножницы

10.04


7.22

1

Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть)

Развивать тактильные ощущения

Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук.

Урок

Игрушки

15.04


7.23

1

Движения и позы всего тела. Дидактическая игра "Зеркало". Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)

Выполнять упражнения по инструкции педагога

Урок-игра

Зеркало

16.04


7.24

1

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». Профилактика зрения. Гимнастика для глаз

Развивать чувствительность различных частей тела;


Урок

Бумага, карандаши

17.04


7.25

1

«Зрительная гимнастика»

Развитие и коррекция зрительного восприятия

Урок

Мультимедийное оборудование, магнитофон, презентация, раздаточный материал

22.04


7.26


Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы). Узнавание предмета по одному элементу

Развивать чувствительность различных частей тела;

Урок

«Технический конструктор», мелкие пазлы

23.04


7.27


Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук».

Развивать тактильные ощущения

Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук.

Урок

Звуковые и шумовые мухзыкальные инструменты

24.04


7.28


Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами). Игры с мелкой мозаикой

Развивать тактильные ощущения

Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук

Урок

Мелкая мозаика

29.04.


7.29


Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий).

Развивать тактильные ощущения

Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук

Урок-игра

Наборы предметов различной формы

30.04


7.30


«Строимся по росту» Дети по очереди строят друг друга в порядке возрастания (или убывания). В конце игры предлагается детям выстроиться по росту самостоятельно.

Развитие координации движений

Урок-игра


6.05


7.31


Игра «Самый, самый быстрый, точный и внимательный»

Развитие внимания, памяти, мышления

Урок игра

Сюжетные картинки, геометрические пластмассовые фигуры

7.05


7.32


«Собираем – разбираем»

Развивать тактильные ощущения

Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук

Урок игра

Пластмассовые конструкторы «Лего»

8.05


7.33


Игра «Рыбки» Детям раздаются изображения аквариума и контуры рыбок. Необходимо вверху аквариума разместить рыбок, которые плывут направо, а внизу – рыбок, которые плывут налево.

Развитие внимания, памяти, мышления

Урок игра

Изображения аквариума и контуры рыбок

13.05


7.34


Графический диктант (по показу, зрительный).

Развитие внимания, памяти, мышления

Урок игра


14.05


7.35


Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

Развитие внимания, памяти, мышления

Урок игра


15.05


7.36



Составление узора из различных мозаик;

Развивать тактильные ощущения

Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук

Урок игра

Мозаики детские бумажные, пластмассовые.

20.05


7.37


Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Игры с мячом: подбрасывание вверх, удары об пол, о стену, кидание мяча друг другу.

Развивать чувствительность различных частей тела;


Урок

Мячи

21.05


7.38


Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус) Вырезание ножницами на глаз изображений предметов

Развивать тактильные ощущения

Развивать осязательное восприятие, мелкую моторику рук.

Урок

Шнуры, бусы, ленты

22.05


7.39


Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей




Использование тестов из приложения к рабочей программе

27.05


7.40


Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей



Использование тестов из приложения к рабочей программе

28.05


7.41


Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей



Использование тестов из приложения к рабочей программе

29.05


Итого – 105 часов









Тематическое планирование


Программная тема

Кол-во

часов

Формы организации занятий

теоретическое

практическое

Самостоятельная

работа

Раздел 1 Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза - часов

1.1

Знакомство с преподавателем.

1

1



1.2

Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов.

1


1


1.3

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок)

1


1


1.4

Нахождение нелепиц на картинках

1


1


1.5

Дидактическая игра «Лабиринт»

1


1


1.6

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»

1


1


1.7

Формирование произвольности зрительного восприятия: дорисовывание незаконченных изображений.

1


1


1.8

Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображениях. Задание «Найди одинаковую пару», «Расшифруй письмо», «Найди отличия», корректурная проба.

1


1


1.9

Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти.

1


1


1.10

Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности.

1


1


1.11

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1


1


Раздел 2 Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти и фонематического слуха

2.1

Прослушивание, запоминание и воспроизведение ритмического рисунка. Игры «Молоточки», «Ритмические рисунки».

1


1


2.2

«Откуда звук?» Учащийся закрывает глаза, учитель звонит в колокольчик в разных частях комнаты, ребенок показывает, откуда слышен звук.

1


1


2.3

Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

1


1


2.4

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

1


1


2.5

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных).

1


1


2.6

«Повтори» Учитель производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой. Ребенок должен запомнить и повторить. Как вариант игры учитель показывает звучание музыкального инструмента – ребенок должен повторить звук на инструменте (удары в барабан или бубен, шум трещеток, маракас, свистка и т.п.)

1


1


2.7

«Танцуй - замри» Учитель включает различную танцевальную музыку, дети должны двигаться под музыку или танцевать, как только музыка замолкает, дети должны сесть на стульчики и не двигаться.

1


1


2.8

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды).

1


1


2.9

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

1


1


2.10

Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. Дидактическая игра «Угадай по голосу»

1


1


Раздел 3 Кинестетическое развитие.

3.1

Адекватная эмоционально – двигательная реакция на прикосновения человека. Игра «Узнай, кто это?»

1


1


3.2

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Зеркало».

1


1


3.3

Адекватная реакция на положение частей тела. Движения и позы всего тела.

1


1


3.4

Адекватная реакция на положение частей тела. Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений).

1


1


3.5

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

1


1


3.6

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

1


1


Раздел 4 Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

4.1

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом.

1


1


4.2

Группировка предметов по форме (объёмные и плоскостные).

1


1


4.3

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий)

1


1


4.4

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)

1


1


4.5

Сравнение 3-4 предметов по длине и ширине. Игра «Строимся по росту» Дети по очереди строят друг друга в порядке возрастания (или убывания). В конце игры предлагается детям выстроиться по росту самостоятельно.

1


1


4.6

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)

1


1


4.7

Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет»

1


1


4.8

Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности. Одного цвета

Составление сериационных рядов по величине: 3-4 предметов по заданному признаку.

1


1


4.9

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета».

1


1


4.10

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.

1


1


4.11

Конструирование предметов из геометрических фигур (5-10 деталей).

1


1


4.12

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).


1


1


4.13

Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

1


1


4.14

Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности. Одного цвета

Составление сериационных рядов по величине: 3-4 предметов по заданному признаку.

1


1


Раздел 5 Развитие восприятия запаха и вкуса

5.1

Адекватная реакция на запахи. Узнавание и различение объектов по запаху.

1


1


5.2

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение

1


1


5.3

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха.

1


1


5.4

Восприятие консистенции продуктов (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)

1


1


5.5

«Съедобное-несъедобное» Перед детьми выкладываются вперемешку съедобные (конфета, яблоко, кусочек хлеба) и несъедобные предметы (пуговица, шнурок, муляж яблока). Необходимо разделить предметы на 2 группы.

1


1


5.6

Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху».

1


1


Раздел 6 Развитие восприятия пространства и времени

6.1

Ориентировка в помещении; движение в заданном направлении; обозначение словом направления движения

1


1


6.2

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

1


1


6.3

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.)

1


1


6.4

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов).

«Рыбки» Детям раздаются изображения аквариума и контуры рыбок. Необходимо вверху аквариума разместить рыбок, которые плывут направо, а внизу – рыбок, которые плывут налево.

1


1


6.5

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве.

1


1


6.6

Деление листа на глаз на 5-6 частей

1


1


6.7

Игра «Следопыт» Дети должны найти в комнате спрятанную игрушку, следуя устным указаниям учителя (повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.)

1


1


6.8

Пространственная ориентировка на поверхности парты

1


1


6.9


Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату»

1


1


6.10

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном направлении листа

1


1


6.11

Порядок месяцев в году

1


1


6.12

Работа с календарем и моделью календарного года. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

1


1


6.13

Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час)

1


1


6.14

Последовательность основных жизненных событий Возраст людей

1


1


6.15

Дидактическая игра «Успей за 1, 2,5 минут»

1


1


6.16

Меры времени (секунда, минута, час, сутки).

Для закрепления понятия «Части суток» дети собирают модель частей суток, разрезанную на 4 части (в форме круга).

1


1


6.17

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

1


1


Раздел 7 Развитие моторики и графомоторных навыков

7.1

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.)

1


1


7.2

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении

1


1


7.3

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)

1


1


7.4

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперёд – поворот направо, т.д.)

1


1


7.5

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

1


1


7.6

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку)

1


1


7.7

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

1


1


7.8

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур

1


1


7.9

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

1


1


7.10

Графический диктант (по показу, зрительный).

1


1


7.11

Дорисовывание симметричной половины изображения

1


1


7.12

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко)

1


1


7.13

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые).

1


1


7.14

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра: «Что бывает..(пушистое) ?»

1


1


7.15

Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние).


1


1


7.16

Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта.

1


1


7.17

Ориентировка на листе бумаги разного формата и по-разному расположенного при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.

1


1


7.18

Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный)

1


1


7.19

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

1


1


7.20

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)

1


1


7.21

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

1


1


7.22

Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть)

1


1


7.23

Движения и позы всего тела. Дидактическая игра "Зеркало". Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)

1


1


7.24

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». Профилактика зрения. Гимнастика для глаз

1


1


7.25

«Зрительная гимнастика»

1


1


7.26

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы). Узнавание предмета по одному элементу

1


1


7.27

Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук».

1


1


7.28

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами). Игры с мелкой мозаикой

1


1


7.29

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий).

1


1


7.30

«Строимся по росту» Дети по очереди строят друг друга в порядке возрастания (или убывания). В конце игры предлагается детям выстроиться по росту самостоятельно.

1


1


7.31

Игра «Самый, самый быстрый, точный и внимательный»

1


1


7.32

«Собираем – разбираем»

1


1


7.33

Игра «Рыбки» Детям раздаются изображения аквариума и контуры рыбок. Необходимо вверху аквариума разместить рыбок, которые плывут направо, а внизу – рыбок, которые плывут налево.

1


1


7.34

Графический диктант (по показу, зрительный).

1


1


7.35

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

1


1


7.36

Составление узора из различных мозаик;

1


1


7.37

Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Игры с мячом: подбрасывание вверх, удары об пол, о стену, кидание мяча друг другу.

1





7.38

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус) Вырезание ножницами на глаз изображений предметов

1




7.39

Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей

1


1


7.40

Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей

1


1


7.41

Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей

1


1



Всего: 105 час







Используемая литература:

Список литературы (основной)

Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.


Список литературы (дополнительный)

  1. Баряева Л.Б, Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под ред. Баряевой Л.Б Яковлевой Н.Н. Санкт – Петербург ЦДК проф. Баряева Л.Б. 2011.

  2. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.-СПб.,2001.

  3. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение игре детей с интеллектуальной недостаточностью.- СПб: Союз,2000.

  4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М. «Просвещение».1991.

  5. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. «Воспитание и обучение умственно – отсталых детей дошкольного возраста». Программа для специальных дошкольных учреждений. М.1991.

  6. Екжанова Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.- М.: Просвещение, 2007.
















Лист дополнений и изменений

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

Подпись лица, внесшего изменения






































Приложение 2



Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей



1.Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций


Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):

  • Оценка статического равновесия: сохранить равновесие в течение не менее 6—8 секунд (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

  • Оценка динамического равновесия: преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.

Оценка ручной моторики:

  • выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;

  • координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Тесты зрительно-моторной координации:

  • срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;

  • выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета.

2. Оценка зрительного восприятия

  • узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);

  • узнавание контурных изображений (5 изображений);

  • узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);

  • выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.

3. Оценка слухового восприятия

  • воспроизведение несложных ритмических рисунков;

  • определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;

  • определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

4. Оценка восприятия формы, величины, цвета

Тесты цветоразличения

  • раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;

  • называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).

Различение формы

  • группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

Восприятие величины

  • раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;

  • ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.

5. Оценка тактильных ощущений

  • узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

  • узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.



  1. Оценка пространственно-временного восприятия

Оценка пространственного восприятия:

  • показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;

  • выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);

  • конструирование по образцу из 10 счетных палочек.

Оценка восприятия времени:

  • с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?»). Если ребенок не говорит, то необходимо строить беседу по сюжетным картинкам с изображением частей суток, времен года и просить ребенка показывать соответствующую картинку.

Оценка результативности обучения

  • строго индивидуальная, с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого ученика. Критерии оценки отражают степень самостоятельности в выполнении задания:

0 баллов - нет продвижения, «действие не выполняет»;

1 балл - минимальное продвижение, «пассивно участвует в выполнении действия», «выполняет с существенной помощью педагога»;

2 балла – среднее, «выполняет с незначительной помощью педагога»

3 балла – значительное, «выполняет действие самостоятельно».



Методика «Карта наблюдений» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А.

«Карта наблюдений» — это комплексный метод наблю­дения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития». В данной методике для программы «Сенсорное развитие» актуальным является направление диагностики сенсорно-перцептивной сферы. Эту диагностика помогает мне разрабатывать и реализовывать СИПР (специальную индивидуальную программу развития) для каждого ученика.

В основе методики «Карта наблюдений» лежит принцип семантического диф­ференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972). Эксперту предлагается поставить оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам:


1. Сенсорно-перцептивная сфера.

• Восприятие цвета.

• Восприятие формы и величины.

• Ориентация в пространстве.

2. Внимание.

3. Память.

4. Мышление.

5. Речь.

• Понимание обращенной речи.

• Внятность речи.

• Лексический строй речи

6. Представление о себе. Творческие проявления.

7. Эмоционально-волевая сфера.

• Импульсивность — рефлексивность.

• Тревожность — спокойствие.

• Агрессивность — миролюбие.

• Положительная мотивация учебной деятельности.

• Положительная мотивация трудовой деятельности.

• Тенденция к самостоятельности.

• Тенденция к ответственности.

• Тенденция к целенаправленным действиям.

8. Психомоторное развитие.

• Мелкая моторика рук.

• Общая координация движений.

• Мимика.

9. Социально-бытовая ориентация.

• Сформированности навыков самообслуживания.

• Социально-бытовое ориентирование.

10. Учебные навыки.

11. Трудовые умения и навыки.

12. Коммуникативность.

Уровни оценки по шкалам:

От 0 до 2 — низкий уровень состояния и развития функции.

От 3 до 5 — средний уровень состояния и развития функции.

От 6 до 8 — высокий уровень состояния и развития функции.

От 9 до 10 — очень высокий уровень состояния и развития функции.

Критерии оценки по шкалам:

1. Сенсорно-перцептивная сфера

Наблюдается и оценивается способность ребенка воспринимать, узнавать и соотносить различные сенсорные эталоны (цвет, форму, величину, направ­ления в пространстве и пр.), их свойства и отношения.

Низкий уровень (0-2). Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребе­нок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины и совершен­но не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятель­ности различные сенсорные эталоны.

Средний уровень (3—5). Оценка в пределах этого уровня ставится в том слу­чае, если ребенок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.

Высокий уровень (6—8). Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачок в сенсорно-перцептив­ном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сен­сорные эталоны достаточно свободно, когда он глубоко усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона.

Очень высокий уровень (9—10). Очень высокие оценки по этой шкале отме­чают особую чувствительность (сенситивность) к цвету — полутонам и оттен­кам, форме — гармоничность формы, к людям и окружающему миру вообще.

В общую шкалу ставится средняя или более сложная оценка по шкалам. В раздел программы «Комментарий» заносится качественный анализ состоя­ния сенсорно-перцептивной системы, а также информация о состоянии слу­ховой, вкусовой и обонятельной чувствительности.

2. Восприятие цвета

Оценка:

«0» — полностью выключенная сенсорная система.

«1» — ребенок воспринимает мир в цвете.

«2» — ребенок понимает разницу между цветами.

«3» — ребенок узнает и различает 4 основных цвета — красный-желтый-синий-зеленый, может назвать правильно хотя бы один из цветов (для каче­ственного анализа важно, какой это цвет).

«4» — ребенок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета, б) соотнести выбранный цвет с цветами других предметов, в) правильно выбрать заданный цвет из 3-цветного ряда.

«5» — ребенок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнает и даже может назвать некоторые дополнительные цвета. Может выделить задан­ный цвет из множества цветов.

«6» — ребенок называет несколько дополнительных цветов, например, оран­жевый, коричневый, голубой, может назвать объекты окружающего мира, име­ющие постоянный цветовой признак.

«7» — ребенок умеет достаточно свободно различать и называть 6 цветов и оттенки — оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой и др.

«8» — понятие о цвете сформировано и используется в деятельности.

«9—10» — не актуально для «особого» ребенка.

3. Восприятие формы и величины

Оценка:

«0» — полностью выключенная сенсорная система.

«1» — ребенок не понимает различие предметов по форме и величине.

«2» — ребенок понимает различие предметов по форме и величине, но не может их правильно соотнести с соответствующими эталонами, адекватно при­менить их в деятельности.

«3» — ребенок различает, узнает и сопоставляет предметы округлой и много­угольной формы при мануально-зрительном обследовании. Может назвать хотя бы одну форму наглядных предметов простой конфигурации (овощи, фрукты, предметы обихода), может узнать, соотнести и назвать элементарную величину.

«4» —ребенок может узнавать, соотносить и называть форму простых пред­метов. Различает понятия «большой», «маленький», «одинаковые», может срав­нивать предметы по форме и величине.

«5» — ребенок может зрительно узнавать и называть форму предметов (круг, квадрат, треугольник) в силуэтном и контурном изображении. Может узнавать и различать круг, овал, квадрат и прямоугольник. Может выделить заданную форму из небольшого множества других форм. Сравнивает предметы по вели­чине, может выделить ряд предметов (3-4) по увеличению или уменьшению величины. Может выбрать из множества предметов разной величины одина­ковые по величине.

«6» — ребенок понимает понятие «форма». Различает предметы по высоте и длине.

«7» — ребенок может различать и называть сложные формы — овал, много­угольник. Знает объемные формы — цилиндр, шар, куб. Может анализировать сложную геометрическую фигуру, выделяя в ней простые составные части. Может показать, из каких фигур состоит сложный предмет окружающей об­становки. Легко соотносит предметы по величине.

«8» — соответствует глубоко усвоенному и используемому в деятельности понятию о форме и величине.

«9—10» — не актуально для «особого» ребенка.

4. Ориентация в пространстве

Оценка:

«0» — полностью выключенная сенсорная система.

«1» — ребенок не может самостоятельно ориентироваться в пространстве (боится самостоятельно сделать даже один шаг).

«2» — ребенок способен ориентироваться в пространстве, но не может пра­вильно назвать или указать пространственные направления относительно себя (спереди-сзади, справа-слева), не использует эти понятия в своей деятельности.

«3» — ребенок знает какое-либо одно пространственное направление.

«4» — ребенок понимает пространственное расположение предметов и мо­жет назвать некоторые направления.

«5» — ребенок может показать направление относительно себя и, при усло­вии развитой моторики, двигаться в этом направлении.

«6» — ребенок может правильно обозначить словами пространственное по­ложение объектов окружающего мира относительно себя (впереди меня доска, позади — шкаф, справа — окно, слева — дверь).

«7» — ребенок может зрительно оценивать расстояния, понимает и исполь­зует в практике понятия «дальше», «ближе», «между» и др. Легко и спокойно ориентируется в пространстве.

«8» — соответствует свободному ориентированию в пространстве.

«9—10» — не актуально для «особого» ребенка.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!