СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по столярному делу 10 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по столярному делу 10 класс, для учащихся коррекционной школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по столярному делу 10 класс.»

Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Демидовская школа-интернат»











Рабочая программа по профильному труду (столярное дело)

10 класс















Учитель: Михаевский Д.А.




Пояснительная записка к тематическому

планированию по профильному труду (столярное дело)

(10 класс)



Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 10 –го класса с углубленной трудовой подготовкой специальной (коррекционной) школы VIII вида и предусматривает их подготовку к выполнению производственных заданий на уровне столяра 1 –го, 2 – го разряда согласно квалификационной характеристики и специализации по профессиям, связанным с обработкой древесины.

Программа составлена на основе программы для 10 – 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А.Н. Платонова, П.М. Лебедева; программно – методических пособий для 10 -12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платонова.

Программа рассчитана на 8 часов в неделю (272 урока за учебный год).

Программа состоит из следующих разделов:

  • Материаловедение;

  • Технология столярных работ;

  • Общая технология деревообрабатывающего производства, основы конструирования мебели, охрана труда;

  • Производственное обучение;

Раздел «Материаловедение» знакомит учащихся с применением древесины в народном хозяйстве. У учащихся углубляются и расширяются знания об основных свойствах древесины и совершенствуются навыки изготовления столярных изделий.

Знакомство с ресурсосберегающими технологиями прививает учащимся бережное отношение к материальным ценностям. Изучение данного раздела тесно связано с изготовлением столярных изделий.

В разделе «Технология столярных работ» учащиеся изучают научные основы технологии в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией столяра. Они знакомятся со способами обработки древесины, получают сведения об устройствах и принципах действия деревообрабатывающих станков, об операциях, выполняемых на этих станках и о правилах их эксплуатации.

Предусмотрены темы по гигиене труда, производственной и личной гигиене рабочего.

Раздел «Общая технология деревообрабатывающего производства» знакомит учащихся со способами обработки древесины, углубляет их знания и практические умения по выполнению столярных работ. Учащиеся получают сведения о структуре технологического процесса, усваивают необходимость соблюдать технические условия на обработку дерева.

В программу раздела «Основы конструирования мебели» введены темы по совершенствованию приемов изготовления мебели. Конструктивное решение при выполнении учебного образца формирует у учащегося навыки самостоятельной работы над изделием.

Особое внимание уделено правилам безопасности работы учащихся в мастерской и на производстве. В программе выделен раздел «Охрана труда». При изучении данного материала учащиеся знакомятся с системой охраны труда на деревообрабатывающем предприятии, с основами законодательства по охране труда. На практических занятиях значительное место отведено выполнению правил безопасности при столярных работах.

Основой раздела «Производственное обучение» является участие учащихся в производственном труде. В учебной мастерской учащиеся последовательно изучают приемы и способы выполнения столярных работ. При этом сложность изделия возрастает для того, чтобы учащиеся могли освоить наиболее характерные сочетания приемов и операций, овладеть современными способами выполнения профессиональных работ. Производственная практика в составе бригад квалифицированных столяров предполагает выполнение учащимися работ по изготовлению деталей и узлов столярно – мебельных изделий, приспособлений, инструментов, предусмотренных квалификационной характеристикой 1- го и 2 - го разрядов.

Аттестация учащихся проводится в конце каждого полугодия по всем разделам программы в форме зачетов. Практические и самостоятельные работы оцениваются по 5 – ти бальной системе.

Учебный процесс завершается итоговым экзаменом, который проводит экзаменационная комиссия, где присутствует специалист данного профиля. Экзамен может быть проведен в письменной (выпускная работа) или устной (экзаменационные билеты) форме.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • Определять вид пиломатериала;

  • Выбирать рабочий инструмент для измерительных и разметочных работ;

  • Производить замеры и делать запись;

  • Производить раскрой пиломатериала по разметке;

  • Обрабатывать лесоматериалы;

  • Изготовлять и устанавливать простые столярные соединения;

  • Зачищать детали после механической обработки;

  • Определять вид соединения;

  • Производить ремонт соединения;

  • Работать ручной дрелью и электродрелью;

  • Соблюдать технику безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;



Учащиеся должны знать:

  • Виды столярных работ;

  • Виды и свойства, применяемых в плотничных и столярных работах материалов;

  • Основные виды столярных и плотничных соединений и способы их выполнения;

  • Рабочие инструменты и измерительные приборы;

  • Назначение, устройство, принцип действия и наладку деревообрабатывающих станков и механизированных инструментов, правила эксплуатации и приемы работы на станках и инструментами;

  • Конструкции основных столярно – соединительных изделий;

  • Правила чтения чертежей и эскизов на столярные изделия и деревянные конструкции;

  • Правила техники безопасности при работе со столярными инструментами;

  • Правила пожарной безопасности;

  • Правила оказания первой медицинской помощи.



Список используемой литературы:


  • «Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой, состав. С.Л.Мирского, Б.А.Журавлёва Сборник 2. – М., 2011.

  • Трудовое обучение 5-9 классы «Столярное дело» Развернутое тематическое планирование. Составитель О.В. Павлова, Волгоград. Издательство «Учитель»-2011 год.

  • Поурочные разработки по технологии 7 класс к учебному комплекту под редакцией В.Д. Симоненко. Дерендяев К.Л. ООО «Вако», 2011

  • Современная школа. Уроки технологии 5 – 6 классы, Боровых В.П., ООО «Планета», 2011

  • С. Л. Мирский «Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе», Москва «Просвещение» 1988 г.

  • Э.В. Рихвк Обработка древесины в школьных мастерских. - М.1984.

  • Столярное дело 10 – 11 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида, Перелетов А.Н., Лебедев П.М., Сековец Л.С., издательский центр «Владос» 2012




Календарно-тематическое планирование уроков

Профильного труда (Столярного дела) в 10 классе


п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата

проведения

Часы


1 четверть.




1.

Вводное занятие (1 час):

Значение древесины для народного хозяйства России. Потребление древесины по основным видам.




1

2.

Строение дерева и древесины. (2 часа):

Дерево: основные части, строение ствола, годичные кольца. Сердцевидные лучи, древесные ткани и сосуды.


2





3.

Физические свойства древесины. (2 часа):

Внешний вид древесины: цвет, блеск, текстура, запах. Характерные показатели микроструктуры. Влажность древесины. Усушка и разбухание древесины в разных направлениях. Внутреннее напряжение, растрескивание и коробление. Плотность, электропроводность, звукопроводность.



2





4.

Механические свойства древесины (2 часа):

Общие понятия о механических свойствах древесины. Пределы прочности древесины на сжатие, растяжение, изгиб и сдвиг. Сопротивление древесины резанию. Технологические свойства древесины: свойство удерживать механические крепления, способность к гибке, износостойкость, сопротивление к раскалыванию.


2





5.

Пороки древесины (2 часа):

Характерные отличия пороков древесины от дефектов. Классификация пороков древесины. Сучки: виды, измерение. Классификация трещин. Пороки формы ствола: виды (сбежистость, наросты, кривизна), характеристика. Пороки строения древесины: виды (наклон волокон, крен, тяговая древесина, свилеватость, завиток, глазки, смоляной кармашек, сердцевина, двойная сердцевина, пасынок, прорость, рак, засмолок, ложное ядро, пятнистость, внутренняя заболонь, косослой), характеристика. Грибные поражения и повреждения древесины насекомыми. Общие сведения об инородных включениях и дефектах. Деформация древесины.




2

6.

Классификация мебели (2 часа):

Классификация мебели по назначению: для квартиры, общежития, гостиницы, санатория, учреждения. Классификация мебели по функциональному использованию: для работы и отдыха, приготовления пищи, хранения продуктов, книг. Классификация мебели по производственным показателям: по применяемым материалам, способу изготовления, конструкции. Технологические конструкции мебели. Факторы, определяющие технологичность конструкции.



2

7.

Разметка (8 часов):

Разметочный инструмент: виды, уход. Требования к качеству разметки. Приемы работы разметочными инструментами. Изготовление разметочных инструментов.




8

8.

Строгание древесины (17 часов):

Ручные инструменты для строгания древесины. Приемы пользования, ухода. Строгание брусков и досок шерхебелем, рубанком и фуганком с проверкой правильности и чистоты строганных поверхностей. Понятие шероховатость поверхности. Строгания брусков разного сечения по заданным размерам под угольник и рейсмус. Строгание деталей конического и круглого сечений. Строгание деталей с проверкой первой остроганной стороны линейкой и парными проверочными планками. Фрезерование досок и брусков с проверкой угольником. Строгание и торцевание брусков и досок под прямым углом и «на ус» с применением донцев. Строгание профильных изделий (снятие фасок, отборка фальца, четверти). Заточка ножа у рубанка, фуганка и инструмента для профильного строгания. Проверка качества заточки ножей. Ознакомление с ручным электроинструментом для строгания древесины.


19

9.

Долбление, сверление, резка стамеской (16 часов):

Разметочный инструмент, применяемый при сверлении и долблении. Инструменты для сверления отверстий. Ручные инструменты для долбления. Разметка под сверление отверстий, перпендикулярных и наклонных к поверхности детали. Сверление перпендикулярных и наклонных отверстий (сквозных и на заданную глубину). Заточка сверл, долот и стамесок. Проверка качества заточки. Резание стамеской вдоль и поперек древесных волокон. Техника безопасности при долблении.




16

10.

Практическое повторение (19 часов):

  1. Выполнение школьных заказов.

  2. Ремонт мебели.

  3. Заготовка пиломатериалов.

  4. Ремонт столярного инструмента.




19

11.

Самостоятельная работа (1 час):

Долбление гнезда.



1


2 четверть.



12.

Вводное занятие (1 час):

Значение деревообрабатывающей промышленности.


1

13.

Индивидуальная и коллективная форма труда (2 часа).




2

14.

Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной гигиены рабочего (2 часа):

Гигиенические правила и режим питания. Гигиена труда и производственная санитария. Санитарно - технологические мероприятия, направленные на снижение загрязнений, запыленности, загазованности производственного помещения. Производственные шумы, борьба с шумами. Правильное освещение рабочего места. Санитарный уход за учебными и производственными помещениями. Древесная пыль: образование, влияние на человеческий организм, удаление из цеха. Первая помощь при несчастном случае. Аптечка: назначение, состав, пользование.

.



2







15.

Основы резания древесины (2 часа):

Виды древесины. Теория резания древесины. Простое и сложное резание. Способы резания: в торец, вдоль волокон и поперек волокон. Переходные случаи резания. Геометрия резца: углы заострения и резания, передний и задний углы. Факторы, влияющие на процесс резания древесины. Шероховатость обработанной поверхности по Государственному стандарту. Резание при вращательном движении резца.



2








16.

Деревообрабатывающие станки (4 часа):

Деревообрабатывающие станки: применение, классификация. Устройство деревообрабатывающего станка: станина, стол, суппорт, шпиндель, прижимные и направляющие устройства, падающие механизмы, привод, вспомогательные элементы. Правила безопасности при работе на деревообрабатывающем станке. Круглопильный станок: виды, применение. Модели типового круглопильного станка для поперечного и продольного распиливания пиломатериалов. Организация рабочего места при работе на круглопильном станке. Правила безопасности при работе на круглопильном станке.




4











17.

Раскрой древесных материалов (4 часа):

Понятие заготовка, припуск заготовки. Средние нормы вектора заготовок при раскрое. Технологический процесс раскроя прямолинейных и криволинейных заготовок. Раскрой материалов на торцевом и обрезном станках. Организация рабочего места. Раскрой столярных плит и фанеры. Технологическая схема раскроя клееной фанеры.



4

18.

Конструктивное решение скамейки (20 часов):

Эскиз общего вида скамейки. Разработка конструктивных решений скамейки. Составление спецификации на изготовление скамейки. Ознакомление с государственными стандартами на допуски в деревообработке. Выполнение скамейки.




20

19.

Сушка и продление срока службы древесины

(2 часа):

Сушка древесины: значение, цель, виды. Атмосферная сушка древесины: преимущества и недостатки. Виды искусственной сушки древесины. Сушильная камера: виды, устройство. Предохранение древесины от гниения.




2

20.

Практическое повторение (17 часов):

  1. Выполнение заказов.

  2. Выпиливание лобзиком.

  3. Выполнение операций по обработке древесины (пиление, строгание, долбление, сверление, выпиливание).

  4. Ремонтные работы.




17

21.

Самостоятельная работа (1 час):

Ручка для молотка.



1

3 четверть.



22.

Вводное занятие (2 часа):

Конституция РФ. Трудовой кодекс РФ – основа законодательства об охране труда. Роль профсоюзов в охране труда.

2

23.

Охрана труда на строительстве (2 часа):

Общие сведения об охране труда в строительном производстве. Трудовое законодательство. Коллективный договор. Правила внутреннего (трудового) распорядка на территории строительства. Рабочее время: продолжительность, использование. Режим рабочего дня. Перерывы на отдых. Льготы, предоставляемые законодательством об охране труда в строительстве. Охрана труда женщин и молодежи. Контроль за выполнением требований законов об охране труда. Обучение, инструкции и допуск к работе. Средства индивидуальной защиты. Оказание доврачебной помощи.



2










24.

Безопасность труда в строительстве (2 часа):

Организация безопасности труда на строительной площадке. Электробезопасность. Пожарная безопасность. Освещение. Работа на высоте. Погрузочно – разгрузочные работы и транспортные работы. Шум и вибрация: влияние на человека. Сигнальные цвета и знаки безопасности: роль, назначение. Перевозка рабочих. Расследование и учет несчастных случаев.




2






25.

Безопасность труда и пожарная безопасность в учебной мастерской (2 часа):

Требования техники безопасности труда в учебной мастерской. Причины травматизма. Травма: виды, меры по предупреждению. Основные правила и инструкции: требование и выполнение. Основные правила электробезопасности. Пожарная безопасность. Причины пожаров в помещениях учебного заведения. Меры предупреждения пожаров. Правила пользование электрическими приборами и инструментами. Отключение электросети. Меры предосторожности при пользовании пожароопасными жидкостями. Правила поведения при пожаре. Вызов пожарной команды. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Устройства и применение огнетушителей и внутренних пожарных кранов.


2










26.

Практическое повторение (42 часа):

  1. Строгание и долбление древесины.

  2. Изготовление скамеек.

  3. Изготовление хлебниц.

  4. Изготовление топорища, ручек для молотков.

  5. Изготовление швабр.



42

27.

Экскурсия на деревообрабатывающее предприятие (3 часа):

Ознакомление с базовым предприятием: характер работы, расположение цехов, оборудования, рабочих мест. Беседа с рабочими и инженерно – техническим работниками предприятий о будущей профессии учащихся.





3

28.

Токарные работы (29 часов):

Назначение токарного станка. Инструменты для токарных работ. Устройство токарного станка. Правила безопасной работы на токарном станке. Точение: ручка для напильников, киянок, ножки для табурета.


29

29.

Самостоятельная работа (3 часа):

Изготовление топорища.




3

4 четверть.



30.

Вводное занятие (1 час):

Подведение итогов за третью четверть. Задачи на четвертую четверть. Техника безопасности при работе ручным столярным инструментом.





1

31.

Изготовление столярных соединений (19 часов):

Основные виды столярных соединений. Технические требования к качеству соединения. Брак в столярном соединении: причины, способы предупреждения, устранение. Способы приготовления клеевого раствора. Оборудование и приспособления для склеивания деталей. Разметка и изготовление основных стандартных соединений деталей (угловых концевых, угловых серединных и ящичных). Определение качества выполненных соединений.

Определение качества клеевого раствора. Сборка столярного соединения насухо и на клей с применением зажимных приспособлений. Зачистка клеевого шва и обработка склеенного узла.




19






32.

Художественная отделка изделий (24 часа):

Материалы, инструменты, приспособления для поверхностного крашения и полирования древесины. Последовательность выполнения крашения и полирования. Технологические работы. Безопасность труда при крашении и полировании древесины. Подготовка поверхности к тонированию и имитации способом поверхностного крашения. Приготовление растворов, красителей и протрав. Шлифование окрашенных поверхностей. Подготовка поверхности древесины к полированию. Полировка тампонов для полирования. Полировка поверхности древесины. Отделка изделий мозаикой, обжиганием, резьбой. Проверочные работы.



24









33.

Практическое повторение (18 часов):

  1. Изготовление скамейки.

  2. Изготовление табурета.

  3. Изготовление топорища.

  4. Изготовление ручки молотка.

  5. Выполнение заказов.



18








34.

Контрольная работа (2 часа):

  1. Топорище.

  2. Ручка молотка.

  3. Шиповое соединение.





2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!