Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Демидовская школа-интернат»
Рабочая программа по профильному труду (столярное дело)
10 класс
Учитель: Михаевский Д.А.
Пояснительная записка к тематическому
планированию по профильному труду (столярное дело)
(10 класс)
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 10 –го класса с углубленной трудовой подготовкой специальной (коррекционной) школы VIII вида и предусматривает их подготовку к выполнению производственных заданий на уровне столяра 1 –го, 2 – го разряда согласно квалификационной характеристики и специализации по профессиям, связанным с обработкой древесины.
Программа составлена на основе программы для 10 – 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А.Н. Платонова, П.М. Лебедева; программно – методических пособий для 10 -12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платонова.
Программа рассчитана на 8 часов в неделю (272 урока за учебный год).
Программа состоит из следующих разделов:
Материаловедение;
Технология столярных работ;
Общая технология деревообрабатывающего производства, основы конструирования мебели, охрана труда;
Производственное обучение;
Раздел «Материаловедение» знакомит учащихся с применением древесины в народном хозяйстве. У учащихся углубляются и расширяются знания об основных свойствах древесины и совершенствуются навыки изготовления столярных изделий.
Знакомство с ресурсосберегающими технологиями прививает учащимся бережное отношение к материальным ценностям. Изучение данного раздела тесно связано с изготовлением столярных изделий.
В разделе «Технология столярных работ» учащиеся изучают научные основы технологии в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией столяра. Они знакомятся со способами обработки древесины, получают сведения об устройствах и принципах действия деревообрабатывающих станков, об операциях, выполняемых на этих станках и о правилах их эксплуатации.
Предусмотрены темы по гигиене труда, производственной и личной гигиене рабочего.
Раздел «Общая технология деревообрабатывающего производства» знакомит учащихся со способами обработки древесины, углубляет их знания и практические умения по выполнению столярных работ. Учащиеся получают сведения о структуре технологического процесса, усваивают необходимость соблюдать технические условия на обработку дерева.
В программу раздела «Основы конструирования мебели» введены темы по совершенствованию приемов изготовления мебели. Конструктивное решение при выполнении учебного образца формирует у учащегося навыки самостоятельной работы над изделием.
Особое внимание уделено правилам безопасности работы учащихся в мастерской и на производстве. В программе выделен раздел «Охрана труда». При изучении данного материала учащиеся знакомятся с системой охраны труда на деревообрабатывающем предприятии, с основами законодательства по охране труда. На практических занятиях значительное место отведено выполнению правил безопасности при столярных работах.
Основой раздела «Производственное обучение» является участие учащихся в производственном труде. В учебной мастерской учащиеся последовательно изучают приемы и способы выполнения столярных работ. При этом сложность изделия возрастает для того, чтобы учащиеся могли освоить наиболее характерные сочетания приемов и операций, овладеть современными способами выполнения профессиональных работ. Производственная практика в составе бригад квалифицированных столяров предполагает выполнение учащимися работ по изготовлению деталей и узлов столярно – мебельных изделий, приспособлений, инструментов, предусмотренных квалификационной характеристикой 1- го и 2 - го разрядов.
Аттестация учащихся проводится в конце каждого полугодия по всем разделам программы в форме зачетов. Практические и самостоятельные работы оцениваются по 5 – ти бальной системе.
Учебный процесс завершается итоговым экзаменом, который проводит экзаменационная комиссия, где присутствует специалист данного профиля. Экзамен может быть проведен в письменной (выпускная работа) или устной (экзаменационные билеты) форме.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
Определять вид пиломатериала;
Выбирать рабочий инструмент для измерительных и разметочных работ;
Производить замеры и делать запись;
Производить раскрой пиломатериала по разметке;
Обрабатывать лесоматериалы;
Изготовлять и устанавливать простые столярные соединения;
Зачищать детали после механической обработки;
Определять вид соединения;
Производить ремонт соединения;
Работать ручной дрелью и электродрелью;
Соблюдать технику безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;
Учащиеся должны знать:
Виды столярных работ;
Виды и свойства, применяемых в плотничных и столярных работах материалов;
Основные виды столярных и плотничных соединений и способы их выполнения;
Рабочие инструменты и измерительные приборы;
Назначение, устройство, принцип действия и наладку деревообрабатывающих станков и механизированных инструментов, правила эксплуатации и приемы работы на станках и инструментами;
Конструкции основных столярно – соединительных изделий;
Правила чтения чертежей и эскизов на столярные изделия и деревянные конструкции;
Правила техники безопасности при работе со столярными инструментами;
Правила пожарной безопасности;
Правила оказания первой медицинской помощи.
Список используемой литературы:
«Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой, состав. С.Л.Мирского, Б.А.Журавлёва Сборник 2. – М., 2011.
Трудовое обучение 5-9 классы «Столярное дело» Развернутое тематическое планирование. Составитель О.В. Павлова, Волгоград. Издательство «Учитель»-2011 год.
Поурочные разработки по технологии 7 класс к учебному комплекту под редакцией В.Д. Симоненко. Дерендяев К.Л. ООО «Вако», 2011
Современная школа. Уроки технологии 5 – 6 классы, Боровых В.П., ООО «Планета», 2011
С. Л. Мирский «Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе», Москва «Просвещение» 1988 г.
Э.В. Рихвк Обработка древесины в школьных мастерских. - М.1984.
Столярное дело 10 – 11 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида, Перелетов А.Н., Лебедев П.М., Сековец Л.С., издательский центр «Владос» 2012
Календарно-тематическое планирование уроков
Профильного труда (Столярного дела) в 10 классе
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата проведения | Часы |
| 1 четверть. | | | |
1. | Вводное занятие (1 час): Значение древесины для народного хозяйства России. Потребление древесины по основным видам. | | | 1 |
2. | Строение дерева и древесины. (2 часа): Дерево: основные части, строение ствола, годичные кольца. Сердцевидные лучи, древесные ткани и сосуды. | | | 2 |
3. | Физические свойства древесины. (2 часа): Внешний вид древесины: цвет, блеск, текстура, запах. Характерные показатели микроструктуры. Влажность древесины. Усушка и разбухание древесины в разных направлениях. Внутреннее напряжение, растрескивание и коробление. Плотность, электропроводность, звукопроводность. | | | 2 |
4. | Механические свойства древесины (2 часа): Общие понятия о механических свойствах древесины. Пределы прочности древесины на сжатие, растяжение, изгиб и сдвиг. Сопротивление древесины резанию. Технологические свойства древесины: свойство удерживать механические крепления, способность к гибке, износостойкость, сопротивление к раскалыванию. | | | 2 |
5. | Пороки древесины (2 часа): Характерные отличия пороков древесины от дефектов. Классификация пороков древесины. Сучки: виды, измерение. Классификация трещин. Пороки формы ствола: виды (сбежистость, наросты, кривизна), характеристика. Пороки строения древесины: виды (наклон волокон, крен, тяговая древесина, свилеватость, завиток, глазки, смоляной кармашек, сердцевина, двойная сердцевина, пасынок, прорость, рак, засмолок, ложное ядро, пятнистость, внутренняя заболонь, косослой), характеристика. Грибные поражения и повреждения древесины насекомыми. Общие сведения об инородных включениях и дефектах. Деформация древесины. | | | 2 |
6. | Классификация мебели (2 часа): Классификация мебели по назначению: для квартиры, общежития, гостиницы, санатория, учреждения. Классификация мебели по функциональному использованию: для работы и отдыха, приготовления пищи, хранения продуктов, книг. Классификация мебели по производственным показателям: по применяемым материалам, способу изготовления, конструкции. Технологические конструкции мебели. Факторы, определяющие технологичность конструкции. | | | 2 |
7. | Разметка (8 часов): Разметочный инструмент: виды, уход. Требования к качеству разметки. Приемы работы разметочными инструментами. Изготовление разметочных инструментов. | | | 8 |
8. | Строгание древесины (17 часов): Ручные инструменты для строгания древесины. Приемы пользования, ухода. Строгание брусков и досок шерхебелем, рубанком и фуганком с проверкой правильности и чистоты строганных поверхностей. Понятие шероховатость поверхности. Строгания брусков разного сечения по заданным размерам под угольник и рейсмус. Строгание деталей конического и круглого сечений. Строгание деталей с проверкой первой остроганной стороны линейкой и парными проверочными планками. Фрезерование досок и брусков с проверкой угольником. Строгание и торцевание брусков и досок под прямым углом и «на ус» с применением донцев. Строгание профильных изделий (снятие фасок, отборка фальца, четверти). Заточка ножа у рубанка, фуганка и инструмента для профильного строгания. Проверка качества заточки ножей. Ознакомление с ручным электроинструментом для строгания древесины. | | | 19 |
9. | Долбление, сверление, резка стамеской (16 часов): Разметочный инструмент, применяемый при сверлении и долблении. Инструменты для сверления отверстий. Ручные инструменты для долбления. Разметка под сверление отверстий, перпендикулярных и наклонных к поверхности детали. Сверление перпендикулярных и наклонных отверстий (сквозных и на заданную глубину). Заточка сверл, долот и стамесок. Проверка качества заточки. Резание стамеской вдоль и поперек древесных волокон. Техника безопасности при долблении. | | | 16 |
10. | Практическое повторение (19 часов): Выполнение школьных заказов. Ремонт мебели. Заготовка пиломатериалов. Ремонт столярного инструмента. | | | 19 |
11. | Самостоятельная работа (1 час): Долбление гнезда. | | | 1 |
| 2 четверть. | | | |
12. | Вводное занятие (1 час): Значение деревообрабатывающей промышленности. | | | 1 |
13. | Индивидуальная и коллективная форма труда (2 часа). | | | 2 |
14. | Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной гигиены рабочего (2 часа): Гигиенические правила и режим питания. Гигиена труда и производственная санитария. Санитарно - технологические мероприятия, направленные на снижение загрязнений, запыленности, загазованности производственного помещения. Производственные шумы, борьба с шумами. Правильное освещение рабочего места. Санитарный уход за учебными и производственными помещениями. Древесная пыль: образование, влияние на человеческий организм, удаление из цеха. Первая помощь при несчастном случае. Аптечка: назначение, состав, пользование. . | | | 2 |
15. | Основы резания древесины (2 часа): Виды древесины. Теория резания древесины. Простое и сложное резание. Способы резания: в торец, вдоль волокон и поперек волокон. Переходные случаи резания. Геометрия резца: углы заострения и резания, передний и задний углы. Факторы, влияющие на процесс резания древесины. Шероховатость обработанной поверхности по Государственному стандарту. Резание при вращательном движении резца. | | | 2 |
16. | Деревообрабатывающие станки (4 часа): Деревообрабатывающие станки: применение, классификация. Устройство деревообрабатывающего станка: станина, стол, суппорт, шпиндель, прижимные и направляющие устройства, падающие механизмы, привод, вспомогательные элементы. Правила безопасности при работе на деревообрабатывающем станке. Круглопильный станок: виды, применение. Модели типового круглопильного станка для поперечного и продольного распиливания пиломатериалов. Организация рабочего места при работе на круглопильном станке. Правила безопасности при работе на круглопильном станке. | | | 4 |
17. | Раскрой древесных материалов (4 часа): Понятие заготовка, припуск заготовки. Средние нормы вектора заготовок при раскрое. Технологический процесс раскроя прямолинейных и криволинейных заготовок. Раскрой материалов на торцевом и обрезном станках. Организация рабочего места. Раскрой столярных плит и фанеры. Технологическая схема раскроя клееной фанеры. | | | 4 |
18. | Конструктивное решение скамейки (20 часов): Эскиз общего вида скамейки. Разработка конструктивных решений скамейки. Составление спецификации на изготовление скамейки. Ознакомление с государственными стандартами на допуски в деревообработке. Выполнение скамейки. | | | 20 |
19. | Сушка и продление срока службы древесины (2 часа): Сушка древесины: значение, цель, виды. Атмосферная сушка древесины: преимущества и недостатки. Виды искусственной сушки древесины. Сушильная камера: виды, устройство. Предохранение древесины от гниения. | | | 2 |
20. | Практическое повторение (17 часов): Выполнение заказов. Выпиливание лобзиком. Выполнение операций по обработке древесины (пиление, строгание, долбление, сверление, выпиливание). Ремонтные работы. | | | 17 |
21. | Самостоятельная работа (1 час): Ручка для молотка. | | | 1 |
| 3 четверть. | | | |
22. | Вводное занятие (2 часа): Конституция РФ. Трудовой кодекс РФ – основа законодательства об охране труда. Роль профсоюзов в охране труда. | | | 2 |
23. | Охрана труда на строительстве (2 часа): Общие сведения об охране труда в строительном производстве. Трудовое законодательство. Коллективный договор. Правила внутреннего (трудового) распорядка на территории строительства. Рабочее время: продолжительность, использование. Режим рабочего дня. Перерывы на отдых. Льготы, предоставляемые законодательством об охране труда в строительстве. Охрана труда женщин и молодежи. Контроль за выполнением требований законов об охране труда. Обучение, инструкции и допуск к работе. Средства индивидуальной защиты. Оказание доврачебной помощи. | | | 2 |
24. | Безопасность труда в строительстве (2 часа): Организация безопасности труда на строительной площадке. Электробезопасность. Пожарная безопасность. Освещение. Работа на высоте. Погрузочно – разгрузочные работы и транспортные работы. Шум и вибрация: влияние на человека. Сигнальные цвета и знаки безопасности: роль, назначение. Перевозка рабочих. Расследование и учет несчастных случаев. | | | 2 |
25. | Безопасность труда и пожарная безопасность в учебной мастерской (2 часа): Требования техники безопасности труда в учебной мастерской. Причины травматизма. Травма: виды, меры по предупреждению. Основные правила и инструкции: требование и выполнение. Основные правила электробезопасности. Пожарная безопасность. Причины пожаров в помещениях учебного заведения. Меры предупреждения пожаров. Правила пользование электрическими приборами и инструментами. Отключение электросети. Меры предосторожности при пользовании пожароопасными жидкостями. Правила поведения при пожаре. Вызов пожарной команды. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Устройства и применение огнетушителей и внутренних пожарных кранов. | | | 2 |
26. | Практическое повторение (42 часа): Строгание и долбление древесины. Изготовление скамеек. Изготовление хлебниц. Изготовление топорища, ручек для молотков. Изготовление швабр. | | | 42 |
27. | Экскурсия на деревообрабатывающее предприятие (3 часа): Ознакомление с базовым предприятием: характер работы, расположение цехов, оборудования, рабочих мест. Беседа с рабочими и инженерно – техническим работниками предприятий о будущей профессии учащихся. | | | 3 |
28. | Токарные работы (29 часов): Назначение токарного станка. Инструменты для токарных работ. Устройство токарного станка. Правила безопасной работы на токарном станке. Точение: ручка для напильников, киянок, ножки для табурета. | | | 29 |
29. | Самостоятельная работа (3 часа): Изготовление топорища. | | | 3 |
| 4 четверть. | | | |
30. | Вводное занятие (1 час): Подведение итогов за третью четверть. Задачи на четвертую четверть. Техника безопасности при работе ручным столярным инструментом. | | | 1 |
31. | Изготовление столярных соединений (19 часов): Основные виды столярных соединений. Технические требования к качеству соединения. Брак в столярном соединении: причины, способы предупреждения, устранение. Способы приготовления клеевого раствора. Оборудование и приспособления для склеивания деталей. Разметка и изготовление основных стандартных соединений деталей (угловых концевых, угловых серединных и ящичных). Определение качества выполненных соединений. Определение качества клеевого раствора. Сборка столярного соединения насухо и на клей с применением зажимных приспособлений. Зачистка клеевого шва и обработка склеенного узла. | | | 19 |
32. | Художественная отделка изделий (24 часа): Материалы, инструменты, приспособления для поверхностного крашения и полирования древесины. Последовательность выполнения крашения и полирования. Технологические работы. Безопасность труда при крашении и полировании древесины. Подготовка поверхности к тонированию и имитации способом поверхностного крашения. Приготовление растворов, красителей и протрав. Шлифование окрашенных поверхностей. Подготовка поверхности древесины к полированию. Полировка тампонов для полирования. Полировка поверхности древесины. Отделка изделий мозаикой, обжиганием, резьбой. Проверочные работы. | | | 24 |
33. | Практическое повторение (18 часов): Изготовление скамейки. Изготовление табурета. Изготовление топорища. Изготовление ручки молотка. Выполнение заказов. | | | 18 |
34. | Контрольная работа (2 часа): Топорище. Ручка молотка. Шиповое соединение. | | | 2 |