СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по столярному делу 5 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по столярному делу 5 класс, для учащихся коррекционной школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по столярному делу 5 класс.»

Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Демидовская школа-интернат»











Рабочая программа по профильному труду (столярное дело)

5 класс















Учитель: Михаевский Д.А.



Пояснительная записка к тематическому

планированию по профильному труду (столярное дело)

(5 класс)



Профильный труд (столярное дело) является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, основная цель которого – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.

Средствами данного предмета решаются коррекционные задачи. Обучение профильному труду направлено на коррекцию дефектов мышления и двигательной сферы у учащихся: интеллектуально – трудовых умений (умение анализировать образец изделия, устное описание и др.), произвольного запоминания и внимания.

Данная рабочая программа по профильному труду (столярное дело) 5 – й класс составлена на основе:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Приказ МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии».

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, Москва «ВЛАДОС» 2012 г.;

Программа рассчитана на 102 учебных часа, из расчета 3 часа в неделю.

Программа рассчитана на профориентацию учащихся 5 – го класса и полностью соответствует программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и учебному плану ОУ.

Основная цель – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.

Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, профильный труд решает следующие задачи:

обучение и воспитание детей с недостатками умственного развития, профессионально-трудовая подготовка и профессиональная ориентация, направленные на подготовку и овладение выпускниками доступными для них профессиями;

максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития умственного и физического развития в процессе общеобразовательного труда и трудового обучения, а также в процессе специальных коррекционных индивидуальных и групповых занятий и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;

воспитание у школьников целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, а также обеспечение адекватной подготовки этих детей к самостоятельной жизни и труду в обществе.

Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, профильный труд решает следующие задачи:

-формирование у обучающихся доступных технологических знаний, трудовых навыков, умений, культуры труда, ответственности за полученное дело;

-развитие у обучающихся общетрудовых умений, т.е. умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы, самостоятельности, самоконтроля;

-воспитание у обучающихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, трудолюбия, бережного отношения к инструментам и оборудованию;

-коррекция недостатков трудовой деятельности и познавательной деятельности, творческого мышления, мелкой и крупной моторики;

-привитие элементарных знаний и умений по личной гигиене и этикету;

-соблюдение техники безопасности и санитарии.

Ее основными направлениями служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, что предполагает формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений и тем самым способствует возможности овладения профессией учащимися с нарушениями умственного развития и физическими недостатками.

Развивать знания, умения и навыки предполагается путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и воспринимающих действиях.

В начале обучения помощь со стороны учителя должна быть максимальной. Она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, также условий работы (планомерных орудий труда, материалов, наглядных пособий и других средств обучения).

Развернутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и практическом показе учителем последовательности ее выполнения. Результативность самоконтроля обеспечивается за счет полноты и точности сформулированного у обучающегося образа конечного и промежуточного результатов работы, а также за счет формирования контрольно – измерительных действий.

Программа включает теоретические и практические занятия, упражнения, самостоятельные и контрольные работы.

В программе учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на других изучаемых предметах.

В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними; учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители, работать с ручным электроинструментом.

Большое внимание уделяется технике безопасности при выполнении различных столярных операций с использованием различного инструмента, оборудования и материалов.

Изучение учащимися программного материала, их практическая деятельность предполагает коррекцию развития учащихся с недостатками развития, интеллектуальное и физическое становление, привитие им любви к труду и продукту труда.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.







Учащиеся должны уметь:

  • Работать столярной ножовкой;

  • Выполнять разметку длины деталей с помощью линейки и угольника;

  • Вести контроль за правильностью размеров и формы деталей, с помощью линейки и угольника;

  • Работать шилом;

  • Изображать детали (технический рисунок);

  • Работать на сверлильном станке;

  • Работать рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой, с использованием верстака;

  • Работать с электровыжигателем;

  • Работать лучковой пилой;

  • Работать ручной дрелью;

  • Ориентироваться в работе с чертежом и рисунком;

  • Работать стамеской и выполнять соединение деталей врезкой.

Учащиеся должны знать:

  • Единицы измерения в столярном деле;

  • Правила безопасности при работе с инструментом;

  • Заготовку древесины и виды пиломатериалов;

  • Назначение сверлильного инструмента и основные виды сверл для сверления древесины;

  • Виды пиления и последовательность его выполнения;

  • Устройство рубанка, сборку и разборку, подготовку к работе;

  • Назначение основных крепежных изделий и их элементы;

  • Порядок черновой и чистовой разметки заготовок;

  • Назначение и устройство стамески.



Список литературы для учителя и ученика:
1.        СЛ. Мирский « Методика профессионально - трудового обучения во
вспомогательной школе», Москва « Просвещение» 1988 г.

2. А. Журавлёв « Столярное дело 6-9 классы», Москва « Просвещение» 1992 г.

  1. М. Геронимус «150 уроков труда» « Арктус» Тула 1997 г.

4.   СЛ. Мирский « Индивидуальный подход к учащимся
вспомогательной школы в трудовом обучении».

Календарно-тематическое планирование уроков

Производственного труда (Столярного дела) в 5 классе

на 2020-2021 учебный год.


п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата

проведения

Часы


1 четверть.




1.

Вводное занятие (2 часа):

Сообщение темы занятий на четверть. Правила поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом.



2

2.

Дерево и древесина (1 час):

Дерево: основные части (крона, ствол, корень), и их использование. Породы: хвойные и лиственные. Строение древесного ствола. Древесина как основная часть дерева. Строение древесины (годичные кольца, сердцевидные лучи и т.д.) и ее основные свойства.




1

3.

Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины (2 часа):

Столярный верстак и его основные части. Основные инструменты для ручной обработки древесины (ножовка, молоток, рубанок, стамеска, долото, напильник) и их назначение. Техника безопасности при работе ручным столярным инструментом.



2

4.

Пиление столярной ножовкой (10 часов):

Теоретические сведения: Понятие плоская поверхность. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.

Виды (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло), устройство, правила пользования и назначение инструментов, используемых при пилении. Понятие припуска на обработку.

Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки и угольника.

Практические работы: Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой


10














4




6

5.

Промышленная заготовка древесины (2 часа):

Теоретические сведения:

Древесина: использование, заготовка, раздел (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды и использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.


2

6.

Соединение деталей из древесины (1 час):

Соединение деталей крепежными изделиями (гвозди, шурупы, саморезы) и на клей. Гвоздь первое крепежное изделие человека. Различные виды гвоздей и клеев. Техника безопасной работы.




1

7.

Игрушки из древесного материала (9 часов):

Теоретические сведения: Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило: назначение, использование, правила безопасности работы.

Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).

Практические работы: Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры.

Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий.

Изделие: Игрушечная мебель: простейшие изделия из древесины.



9

2






6


2 четверть.




8.

Сверление отверстий на станке (6 часов):

Теоретические знания:

Понятие сквозное и несквозное отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные части. Сверла: виды (спиральное, перовое) и назначения. Правила безопасности работы на настольном сверлильном станке.

Практические работы:

Разметка параллельных, одинаково удаленных друг от друга линий, по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка с применением страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или муфтой. Контроль глубины сверления.





6

3






3

9.

Игрушки из древесины и других материалов

(8 часов):

Теоретические знания:

Рашпиль, напильник драчевый, коловорот: устройство, применение, правила безопасной работы.

Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой. Работы на верстаке.

Наглядное пособие. Изображения (рисунки, фотографии) корабля.

Практические работы:

Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Изготовление деталей корабля. Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником) корабля.

Сборка изделий корабля с помощью гвоздей, шурупов и клея.

Изделие:

Игрушка корабль.



8


2







6

10.

Выжигание (6 часов):

Теоретические сведения:

Электровыжигатель: устройство. Действие, правила безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.

Практические работы:

Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия.



6

2




4

11.

Самостоятельная работа (1 час)



1

3 четверть.



12.

Пиление лучковой пилой (8 часов):

Теоретические сведения:

Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между операциями.

Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения.

Практические работы:

Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по данным размерам.

Подготовка лучковой пилы к работе. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон. Контроль правильности отпила угольником.

Изделие:

Заготовка будущего изделия.




8

2







6

13.

Строгание рубанком (15 часов):

Теоретические сведения:

Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение последовательности при строгании.

Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания.

Рубанок: основные части, правила безопасного пользования, подготовка к работе.

Практические работы:

крепление заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы.

Изделие:

Заготовка изделия.




15

2









13

14.

Соединение деталей с помощью шурупов (8 часов):

Теоретические сведения:

Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп: элементы, взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и применение. Дрель ручная: применение, устройство, правила работы.

Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.

Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линий, видимый контур, размерная, выносная.

Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью.

Практические работы:

Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением.

Зенкование отверстий.

Завинчивание шурупов.

Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием.

Изделие:

Настенная полочка.


8


3












5


15.

Самостоятельная работа (1 час)



1


. 4 четверть.



16.

Изготовление кухонной утвари (14 часов):

Теоретические сведения:

Черчение: построение, нанесение размеров, отличие от технического рисунка.

Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений.

Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования.

Практические работы:

Подбор материалов и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия.

Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.

Изделия:

Разделочная доска, кухонная лопаточка.




14

4







10

17.

Соединение рейки с бруском врезкой (7 часов):

Теоретические сведения:

Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений. Требование к качеству разметки.

Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы.

Упражнение. Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала (выполняется на материалоотходах).

Практические работы:

Строгание брусков и реек по чертежу. Одновременная разметка пазов на двух брусках.

Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей. Предупреждение неисправимого брака.

Изделие:

Подставка из реек для цветов.




7

2











5

18.

Контрольная работа (1 час):

По выбору учителя изготовление 3-х или4-х изделий.


1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!