Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Демидовская школа-интернат»
Рабочая программа по профильному труду (столярное дело)
5 класс
Учитель: Михаевский Д.А.
Пояснительная записка к тематическому
планированию по профильному труду (столярное дело)
(5 класс)
Профильный труд (столярное дело) является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, основная цель которого – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Средствами данного предмета решаются коррекционные задачи. Обучение профильному труду направлено на коррекцию дефектов мышления и двигательной сферы у учащихся: интеллектуально – трудовых умений (умение анализировать образец изделия, устное описание и др.), произвольного запоминания и внимания.
Данная рабочая программа по профильному труду (столярное дело) 5 – й класс составлена на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
Приказ МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии».
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, Москва «ВЛАДОС» 2012 г.;
Программа рассчитана на 102 учебных часа, из расчета 3 часа в неделю.
Программа рассчитана на профориентацию учащихся 5 – го класса и полностью соответствует программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и учебному плану ОУ.
Основная цель – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, профильный труд решает следующие задачи:
обучение и воспитание детей с недостатками умственного развития, профессионально-трудовая подготовка и профессиональная ориентация, направленные на подготовку и овладение выпускниками доступными для них профессиями;
максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития умственного и физического развития в процессе общеобразовательного труда и трудового обучения, а также в процессе специальных коррекционных индивидуальных и групповых занятий и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитание у школьников целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, а также обеспечение адекватной подготовки этих детей к самостоятельной жизни и труду в обществе.
Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, профильный труд решает следующие задачи:
-формирование у обучающихся доступных технологических знаний, трудовых навыков, умений, культуры труда, ответственности за полученное дело;
-развитие у обучающихся общетрудовых умений, т.е. умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы, самостоятельности, самоконтроля;
-воспитание у обучающихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, трудолюбия, бережного отношения к инструментам и оборудованию;
-коррекция недостатков трудовой деятельности и познавательной деятельности, творческого мышления, мелкой и крупной моторики;
-привитие элементарных знаний и умений по личной гигиене и этикету;
-соблюдение техники безопасности и санитарии.
Ее основными направлениями служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, что предполагает формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений и тем самым способствует возможности овладения профессией учащимися с нарушениями умственного развития и физическими недостатками.
Развивать знания, умения и навыки предполагается путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и воспринимающих действиях.
В начале обучения помощь со стороны учителя должна быть максимальной. Она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, также условий работы (планомерных орудий труда, материалов, наглядных пособий и других средств обучения).
Развернутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и практическом показе учителем последовательности ее выполнения. Результативность самоконтроля обеспечивается за счет полноты и точности сформулированного у обучающегося образа конечного и промежуточного результатов работы, а также за счет формирования контрольно – измерительных действий.
Программа включает теоретические и практические занятия, упражнения, самостоятельные и контрольные работы.
В программе учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на других изучаемых предметах.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними; учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители, работать с ручным электроинструментом.
Большое внимание уделяется технике безопасности при выполнении различных столярных операций с использованием различного инструмента, оборудования и материалов.
Изучение учащимися программного материала, их практическая деятельность предполагает коррекцию развития учащихся с недостатками развития, интеллектуальное и физическое становление, привитие им любви к труду и продукту труда.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
Работать столярной ножовкой;
Выполнять разметку длины деталей с помощью линейки и угольника;
Вести контроль за правильностью размеров и формы деталей, с помощью линейки и угольника;
Работать шилом;
Изображать детали (технический рисунок);
Работать на сверлильном станке;
Работать рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой, с использованием верстака;
Работать с электровыжигателем;
Работать лучковой пилой;
Работать ручной дрелью;
Ориентироваться в работе с чертежом и рисунком;
Работать стамеской и выполнять соединение деталей врезкой.
Учащиеся должны знать:
Единицы измерения в столярном деле;
Правила безопасности при работе с инструментом;
Заготовку древесины и виды пиломатериалов;
Назначение сверлильного инструмента и основные виды сверл для сверления древесины;
Виды пиления и последовательность его выполнения;
Устройство рубанка, сборку и разборку, подготовку к работе;
Назначение основных крепежных изделий и их элементы;
Порядок черновой и чистовой разметки заготовок;
Назначение и устройство стамески.
Список литературы для учителя и ученика:
1. СЛ. Мирский « Методика профессионально - трудового обучения во
вспомогательной школе», Москва « Просвещение» 1988 г.
2. А. Журавлёв « Столярное дело 6-9 классы», Москва « Просвещение» 1992 г.
М. Геронимус «150 уроков труда» « Арктус» Тула 1997 г.
4. СЛ. Мирский « Индивидуальный подход к учащимся
вспомогательной школы в трудовом обучении».
Календарно-тематическое планирование уроков
Производственного труда (Столярного дела) в 5 классе
на 2020-2021 учебный год.
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата проведения | Часы |
| 1 четверть. | | | |
1. | Вводное занятие (2 часа): Сообщение темы занятий на четверть. Правила поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом. | | | 2 |
2. | Дерево и древесина (1 час): Дерево: основные части (крона, ствол, корень), и их использование. Породы: хвойные и лиственные. Строение древесного ствола. Древесина как основная часть дерева. Строение древесины (годичные кольца, сердцевидные лучи и т.д.) и ее основные свойства. | | | 1 |
3. | Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины (2 часа): Столярный верстак и его основные части. Основные инструменты для ручной обработки древесины (ножовка, молоток, рубанок, стамеска, долото, напильник) и их назначение. Техника безопасности при работе ручным столярным инструментом. | | | 2 |
4. | Пиление столярной ножовкой (10 часов): Теоретические сведения: Понятие плоская поверхность. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой. Виды (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло), устройство, правила пользования и назначение инструментов, используемых при пилении. Понятие припуска на обработку. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки и угольника. Практические работы: Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой | | | 10 4 6 |
5. | Промышленная заготовка древесины (2 часа): Теоретические сведения: Древесина: использование, заготовка, раздел (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды и использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец. | | | 2 |
6. | Соединение деталей из древесины (1 час): Соединение деталей крепежными изделиями (гвозди, шурупы, саморезы) и на клей. Гвоздь первое крепежное изделие человека. Различные виды гвоздей и клеев. Техника безопасной работы. | | | 1 |
7. | Игрушки из древесного материала (9 часов): Теоретические сведения: Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило: назначение, использование, правила безопасности работы. Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок). Практические работы: Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий. Изделие: Игрушечная мебель: простейшие изделия из древесины. | | | 9 2 6 |
| 2 четверть. | | | |
8. | Сверление отверстий на станке (6 часов): Теоретические знания: Понятие сквозное и несквозное отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные части. Сверла: виды (спиральное, перовое) и назначения. Правила безопасности работы на настольном сверлильном станке. Практические работы: Разметка параллельных, одинаково удаленных друг от друга линий, по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка с применением страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или муфтой. Контроль глубины сверления. | | | 6 3 3 |
9. | Игрушки из древесины и других материалов (8 часов): Теоретические знания: Рашпиль, напильник драчевый, коловорот: устройство, применение, правила безопасной работы. Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой. Работы на верстаке. Наглядное пособие. Изображения (рисунки, фотографии) корабля. Практические работы: Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Изготовление деталей корабля. Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником) корабля. Сборка изделий корабля с помощью гвоздей, шурупов и клея. Изделие: Игрушка корабль. | | | 8 2 6 |
10. | Выжигание (6 часов): Теоретические сведения: Электровыжигатель: устройство. Действие, правила безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком. Практические работы: Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия. | | | 6 2 4 |
11. | Самостоятельная работа (1 час) | | | 1 |
| 3 четверть. | | | |
12. | Пиление лучковой пилой (8 часов): Теоретические сведения: Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения. Практические работы: Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по данным размерам. Подготовка лучковой пилы к работе. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон. Контроль правильности отпила угольником. Изделие: Заготовка будущего изделия. | | | 8 2 6 |
13. | Строгание рубанком (15 часов): Теоретические сведения: Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение последовательности при строгании. Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования, подготовка к работе. Практические работы: крепление заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы. Изделие: Заготовка изделия. | | | 15 2 13 |
14. | Соединение деталей с помощью шурупов (8 часов): Теоретические сведения: Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп: элементы, взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и применение. Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью. Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линий, видимый контур, размерная, выносная. Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью. Практические работы: Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием. Изделие: Настенная полочка. | | | 8 3 5 |
15. | Самостоятельная работа (1 час) | | | 1 |
| . 4 четверть. | | | |
16. | Изготовление кухонной утвари (14 часов): Теоретические сведения: Черчение: построение, нанесение размеров, отличие от технического рисунка. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования. Практические работы: Подбор материалов и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы. Изделия: Разделочная доска, кухонная лопаточка. | | | 14 4 10 |
17. | Соединение рейки с бруском врезкой (7 часов): Теоретические сведения: Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений. Требование к качеству разметки. Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы. Упражнение. Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала (выполняется на материалоотходах). Практические работы: Строгание брусков и реек по чертежу. Одновременная разметка пазов на двух брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей. Предупреждение неисправимого брака. Изделие: Подставка из реек для цветов. | | | 7 2 5 |
18. | Контрольная работа (1 час): По выбору учителя изготовление 3-х или4-х изделий. | | | 1 |