СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по столярному делу 6 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по столярному делу 6 класс, для учащихся коррекционной школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по столярному делу 6 класс.»

Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Демидовская школа-интернат»











Рабочая программа по профильному труду (столярное дело)

6 класс















Учитель: Михаевский Д.А.



Пояснительная записка к тематическому

планированию по профильному труду (столярное дело)

(6 класс)



Профильный труд (столярное дело) является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, основная цель которого – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.

Средствами данного предмета решаются коррекционные задачи. Обучение профильному труду направлено на коррекцию дефектов мышления и двигательной сферы у учащихся: интеллектуально – трудовых умений (умение анализировать образец изделия, устное описание и др.), произвольного запоминания и внимания.

Данная рабочая программа по профильному труду (столярное дело) 6 – й класс составлена на основе:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

  2. Приказ МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии».

  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, Москва «ВЛАДОС» 2012 г.;

Программа рассчитана на 136 учебных часа, из расчета 4 часа в неделю.

Программа рассчитана на профориентацию учащихся 6 – го класса и полностью соответствует программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и учебному плану ОУ.

Ее основными направлениями служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, что предполагает формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений и тем самым способствует возможности овладения профессией учащимися с нарушениями умственного развития и физическими недостатками.

Развивать знания, умения и навыки предполагается путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и воспринимающих действиях.

В начале обучения помощь со стороны учителя должна быть максимальной. Она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, также условий работы (планомерных орудий труда, материалов, наглядных пособий и других средств обучения).

Развернутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и практическом показе учителем последовательности ее выполнения. Результативность самоконтроля обеспечивается за счет полноты и точности сформулированного у обучающегося образа конечного и промежуточного результатов работы, а также за счет формирования контрольно – измерительных действий.

Программа включает теоретические и практические занятия, упражнения, самостоятельные и контрольные работы.

В программе учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на других изучаемых предметах.

В процессе обучения школьники знакомятся с изготовлением деталей круглого сечения, работой столярным рейсмусом, геометрической резьбой по дереву, выполнением столярных соединений, долблением древесины, заточкой долота и стамески, склеиванием древесины.

Большое внимание уделяется технике безопасности при выполнении различных столярных операций с использованием различного инструмента, оборудования и материалов.

Изучение учащимися программного материала, их практическая деятельность предполагает коррекцию развития учащихся с недостатками развития, интеллектуальное и физическое становление, привитие им любви к труду и продукту труда.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • Изготовлять изделия круглого сечения;

  • Наносить разметку столярным рейсмусом;

  • Находить центры в заготовках и готовых изделиях методом диагоналей;

  • Пользоваться ножом – резаком для геометрической резьбы;

  • Размечать и выпиливать шипы для будущих столярных соединений;

  • Делать сквозные и несквозные отверстия при помощи сверлильного станка;

  • Определять по внешним признакам основные породы древесины;

  • Производить ручную заточку долота и стамески;

  • Соединять бруски при помощи столярных соединений (УК – 1, УК – 3);

  • Выполнять криволинейное пиление древесины;

  • Соединять различные детали из древесины при помощи клея;

Учащиеся должны знать:

  • Назначение и виды инструментов для геометрической резьбы по дереву;

  • Последовательность и правила выполнения соединений брусков (УК – 1, УК – 3);

  • Устройство и назначение сверлильного станка;

  • Свойства основных древесины;

  • Последовательность при ручной заточке долота и стамески;

  • Устройство, назначение и правила работы столярным рейсмусом;

  • Технологию долбления сквозного и не сквозного гнезда;

  • Разновидности клеев;

  • Последовательность склеивания древесины;

  • Технику безопасности при строгании, геометрической резьбе, выполнении столярных соединений, пилении, долблении, заточке долота и стамески, работы на сверлильном станке, склеивании древесины.

Список литературы для учителя и ученика:
1.        СЛ. Мирский « Методика профессионально - трудового обучения во
вспомогательной школе», Москва « Просвещение» 1988 г.

2. А. Журавлёв « Столярное дело 6-9 классы», Москва « Просвещение» 1992 г.

  1. М. Геронимус «150 уроков труда» « Арктус» Тула 1997 г. 4.   СЛ. Мирский « Индивидуальный подход к учащимся
    вспомогательной школы в трудовом обучении».

Календарно-тематическое планирование уроков

Профильного труда (Столярного дела) в 6 классе

на 2020-2021 учебный год.


п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата

проведения

Часы


1 четверть.




1.

Вводное занятие (2 часа):

Сообщение темы занятий на четверть. Повторение знаний, полученных в 5- м классе. Правила безопасности в работе с инструментом.



2

2.

Изготовление изделия из деталей круглого сечения (10 часов):

Теоретические сведения:

Диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведением диагоналей.

Материал для ручки лопаты, швабры, граблей. Правила безопасности при строгании и отделке изделия

Практические работы:

Выпиливание заготовки по заданным размерам. Выстрагивание бруска квадратного сечения. Разметка центра на торце заготовки. Сострагивание ребер восьмигранника (скругление). Обработка напильником и шлифование. Проверка готовой продукции.

Изделия:

Швабра. Детская лопатка. Ручка для лопатки. Грабли. Указка.



10


2






8

3.

Строгание. Разметка рейсмусом. (10 часов):

Теоретические сведения:

Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение, правила безопасной работы.

Лицевая сторона бруска: выбор, обозначение, последовательность строгания прямоугольной заготовки.

Практические работы:

Измерение заготовки (определение припусков на обработку). Выбор лицевой стороны.

Строгание лицевой пласти и лицевой кромки. Контроль выполнения работы линейкой и угольником.

Установка рейсмуса. Разметка толщины бруска и строгание до риски.

Отпиливание бруска в размер по длине. Проверка выполненной работы.

Изделие:

Заготовка для будущего изделия.


10

4






6

4.

Геометрическая резьба по дереву (12 часов):

Теоретические сведения:

Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки. Правила безопасности при резьбе.

Возможный брак при выполнении резьбы.

Практические работы:

Нанесение рисунка на поверхность заготовки. Вырезание геометрического орнамента.

Отделка морилкой, анилиновыми красителями.

Коллективный анализ выполненных работ.

Изделие:

Учебная дощечка. Детали будущего изделия.


12

2





10


5.

Самостоятельная работа (2 часа):

Изготовление с ориентировкой на чертеж детской лопатки, настенной полочки.



2


2 четверть.




6.

Угловое концевое соединение вполдерева брусков . (10 часов):

Теоретические знания:

Шип: назначение, размеры (длина, ширина, толщина), элементы (боковые грани, заплечики).

Основные свойства столярного клея. Последовательность подготовки клея к работе.

Условия прочного склеивания деталей: плотность подгонки деталей, сухой материал, прессование, скорость выполнения операций.

Практические работы:

Разметка и выпиливание шипов.

Подгонка соединения. Нанесение клея на детали.

Проверка прямоугольных соединений, прессование





10

2








8

7.

Сверление (6 часов):

Теоретические знания:

Сверлильный станок: устройство, назначение. Правила безопасности при работе.

Зажимный патрон: назначение, устройство. Спиральное сверло с цилиндрическим хвостовиком: элементы.

Диаметры. Инструменты для выполнения больших отверстий.

Понятие диаметр отверстия. Обозначение диаметр отверстия на чертеже.

Практические работы:

Работа на сверлильном станке по бросовому материалу.


6

2










4

10.

Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки (10 часов):

Теоретические сведения:

Пила выкружная (для криволинейного пиления), лобзик, электрический лобзик. Учет направления волокон древесины при разметке деталей.

Исправимый и неисправимый брак при пилении. Напильник драчевый, виды, назначение, формы.

Стальная щетка для очистки напильника. Правила безопасной работы электрическим лобзиком, стамеской, напильником, шлифовальной шкуркой.

Выпуклые и вогнутые кромки деталей. Радиус. Обозначение радиуса на чертеже.

Скругление угла. Точки сопряжения.

Практические работы:

Разметка криволинейной детали по шаблону. Подготовка выкружной пилы к работе.

Пиление по кривым линиям. Контроль прямоугольности пропила в направлении толщины доски.

Строгание выпуклых кромок. Обработка кромок стамеской, напильником и шкуркой.

Изделия:

Плечки – вешалки. Кронштейн для ампельных растений. Полочка с криволинейными деталями.


10


4











6

11.

Самостоятельная работа (2 часа):

По выбору учителя 2-3 изделия.



2

3 четверть.



12.

Вводное занятие (2 часа):

Сообщение программы на третью четверть.

Соблюдение правил безопасности на занятиях.



2

13.

Долбление сквозного и несквозного гнезд

(12 часов):

Теоретические сведения:

Гнездо как элемент столярного соединения. Виды (сквозное и глухое), размеры (длина, ширина, глубина).

Столярное долото: назначение, устройство, сравнение со стамеской, определение качества, заточка, правила безопасного пользования.

Прием долбления при ширине гнезда больше ширины долота.

Брак при долблении: виды предупреждения.

Установка рейсмуса для разметки гнезда. Линия невидимого контура чертежа.

Практические работы:

Разметка несквозного (глухого) и сквозного гнезда. Крепление детали при долблении.

Последовательность долбления сквозного гнезда. Подчистка гнезда стамеской.

Изделие:

Учебный брусок. Средник для лучковой пилы.





12

4












8

14.

Свойства основных пород древесины

(4 часа):

Теоретические сведения:

Хвойные (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр) и лиственные породы (дуб, ясень, бук, клен, вяз, береза, осина, ольха, липа, тополь) породы, их произрастание.

Свойства древесины (твердость, прочность, цвет, текстура). Промышленное применение.

Практические работы:

Определение древесных пород по образцам древесины.




4

2







2

15.

Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС - 3 (12 часов):

Теоретические сведения:

Соединение УС – 3: применение, элементы (торцевая грань шипа, заплечики, боковые грани шипа, толщина, ширина, длина, глубина проушины).

Зависимость прочности соединения от прочности подгонки деталей. Пилы для выполнения шиповых соединений.

Значение лицевых сторон деталей при сборке изделия. Правила безопасности при обработке шипа в сборке соединения.

Практические работы:

Подбор материала.

Черновая разметка. Край заготовок. Выполнение чистовых заготовок. Разметка деталей. Выполнение соединений.

Сборка «насухо». Подготовка и сборка на клею.

Изготовление образца соединения УС – 3 из материалоотходов.

Изделие:

Скамейка. Подставка под цветочные горшки.




12

6










8

16.

Практическое повторение (8 часов):

Изготовление средника для лучковой пилы, скамейки.




6

17.

Самостоятельная работа (2 часа)



2

. 4 четверть.



18.

Вводное занятие (2 час):

Задачи обучения и план работы на четвертую четверть. Правила безопасной работы со стамеской.




2

19.

Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный (УК-1) (14 часов):

Теоретические сведения:

Применение соединения УК -1. Учет лицевых сторон деталей при разметке и сборке изделия.

Условия прочности соединения. Чертеж и образец соединения УК -1. Правила безопасности при выполнении соединения.

Практические работы:

Разметка проушины с кромок и торца.

Запиливание проушины внутрь от линии разметки. Разметка шипа. Запиливание шипа слева и справа от риски.

Долбление проушины с двух сторон.

Подгонка соединения и обозначение деталей. Проверка качества работы.

Выполнение соединений УК – 1.

Изделия:

Рамка для табурета. Подрамник для стенда.





14

2






12

20.

Заточка стамески и долота (6 часов):

Теоретические сведения:

Название элементов стамески и долота. Угол заточки (заострения).

Виды абразивных материалов. Бруски для заточки и правки стамески и долота.

Способы определения качества заточки.

Правила безопасной работы при затачивании.

Предупреждение неравномерного износа абразивного бруска.

Практические работы:

Заточка стамески и долота на бруске. Правка лезвия. Проверка правильности заточки.



6

4









2


21.

Склеивание (4 часов):

Теоретические сведения:

Клей: назначение, виды (животного происхождения, синтетический) свойства, применение, сравнение.

Критерии выбора клея. Определение качества клеевого раствора. Последовательность и режим склеивания при разных видах клея.

Склеивание в хомутовых струбцинах и механических ваймах.

Практические работы:

Определение вида клея по внешнему виду и запаху



4

2








2

22.

Практическое повторение (2 часа):

Рамка табурета. Заточка стамески.




2

23.

Контрольная работа (2 часа):

По выбору учителя 3-4 изделия.



2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!