Программа по учебному предмету Технология разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования у обучающихся 6 классов общеобразовательных учреждений и составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644);
2. Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология» Предметная линия учебников В. М. Казакевича и др. — 5—9 классы : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова. — М. : Просвещение, 2018. — 58 с.
3. Учебно-методических комплектов: учебник по технологии для общеобразовательных организаций:под редакцией Казакевича В.М./ В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова.Технология5 класс, М.: Просвещение 2019.
Планируемые результаты освоения технологии
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
-познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;
- желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
-трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
-умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
-умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
-бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
-технико-технологическое и экономическое мышление и их использование при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
У учащихся будут сформированы:
-умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;— -умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
-творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;
-самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
-способность моделировать планируемые процессы и объекты;
-умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;
-способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;
-умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
-умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;
-умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива;
- способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
-умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
-понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
Предметные результаты
В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:
-владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
-ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;
-ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах;
- использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
-навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда;
-владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
-владение методами творческой деятельности;
-применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:
-способности планировать технологический процесс и процесс труда; — умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;
-умение проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда;
-умение подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии;
-умение подбирать инструменты и оборудование с учётом требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов;
-умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать прикладные технические проекты;
-умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии;
-умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей;
умение разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке;
-навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов;
-навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя;
-навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда;
-умение проверять промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных измерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
-способность нести ответственность за охрану собственного здоровья;
-знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены; — ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;
-умение выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
-умение документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки.
В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы:
-готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;
-навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности;
-навыки доказательного обоснования выбора профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
-навыки согласования своих возможностей и потребностей;
-ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;
-проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;
-экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств. В эстетической сфере у учащихся будут сформированы:
-умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ;
-владение методами моделирования и конструирования;
-навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;
-умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;
-композиционное мышление.
В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:
- умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;
-способность бесконфликтного общения;
-навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов; — способность к коллективному решению творческих задач;
-желание и готовность прийти на помощь товарищу;
-умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.
В физиолого-психологической сфере у учащихся будут сформированы:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
-достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
-соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований;
-развитие глазомера;
-развитие осязания, вкуса, обоняния.
Содержание учебного предмета.
1.Методы и средство творческой и проектной деятельности. (4ч.)
Практическая работа: «Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда.» -оценивается весь класс.
2.Производство. (4 ч.)
Практическая работа: «Экскурсии на производство. Проведение наблюдений.» - не оценивается.
Практическая Работа: «Ознакомление с образцами предметовтруда.» - не оценивается.
Практическая работа: «Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о составляющих производства. Подготовка рефератов.» - оценивается весь класс.
3.Технология. (6 ч.)
Практическая работа: «Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о технологической дисциплине.» - не оценивается.
Практическая работа: «Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов, чертежей.» - оценивается весь класс.
Практическая работа: «Чтение и составление технологических карт.» - оценивается выборочно.
4.Техника. (6 ч.)
Практическая работа: «Ознакомление с устройством и назначением ручных электрифицированных инструментов.» - не оценивается.
Практическая работа: «Упражнения по пользованию инструментами.» - оценивается весь класс
Практическая работа: «Ознакомление с конструкцией и принципами работы рабочих органов различных видов техники.» - оценивается выборочно.
5.Технология получения, обработки, преобразования и использования материалов.
(16 ч.)
Практическая работа : «Упражнения по резанию, пластическому формованию различных материалов при изготовлении и сборке деталей для простых изделий из бумаги, картона, пластмасс, древесины и древесных материалов, текстильных материалов.» - не оценивается.
Практическая работа: «Обработка текстильных материалов из натуральных волокон животного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин.» - оценивается выборочно.
Практическая работа: «Изготовление изделий из папье-маше.» - оценивается выборочно.
Практическая работа: «Практические работы по изготовлению проектных изделий из фольги. – оценивается весь класс.
6.Технологии обработки пищевых материалов. (8ч.)
Практическая работа: «Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных веществах.» - оценивается выборочно.
Практическая работа: «Определение доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа.» - не оценивается.
Практическая работа: «Приготовление кулинарных блюд и органолептическая оценка их качества.» - оценивается весь класс.
7 .Технологии получения, преобразования и использования энергии. (6 ч.)
Практическая работа: «Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения тепловой энергии.» - не оценивается.
Практическая работа: «Ознакомление с бытовыми техническими средствами получения тепловой энергии и их испытание.» - оценивается весь класс.
8. Технологии получения, обработки и использования информации. (4 ч.)
Практическая работа: «Чтение и запись информации различными средствами отображения информации.» - оценивается весь класс.
9. Технологии растениеводства. (7 ч.)
Практическая работа: «Классификация дикорастущих растений по группам.» - не оценивается.
Практическая работа: «Овладение основными методами переработки сырья дикорастущих растений.» - оценивается выборочно.
Практическая работа: «Освоение технологий заготовки сырья дикорастущих растений в природной среде на примере растений своего региона.» - оценивается выборочно.
Практическая работа: «Выполнение по ГОСТу технологий подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение.» - оценивается весь класс.
10. Технологии животноводства. (3ч.)
Практическая работа: «Реферативное описание технологии разведения комнатных домашних животных на основе личного опыта, опыта друзей и знакомых, справочной литературы и информации в Интернете.» - оценивается выборочно.
Практическая работа: «Реферативное описание технологии разведения домашних и сельскохозяйственных животных на основе опыта своей семьи, семей своих друзей.» - оценивается выборочно.
11. Социальные технологии. ( 4 ч.)
Практическая работа: «Разработка технологий общения при конфликтных ситуациях.» - оценивается выборочно.
Практическая работа: «Разработка сценариев проведения семейных и общественных мероприятий.» - оценивается весь класс.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Кол-во часов |
1 | Методы и средство творческой и проектной деятельности | День Знаний. Дни финансовой грамотности | 4 |
2 | Производство | «Права потребителя и их законнодательная защита» | 4 |
3 | Технология | Всемирный урок « Экология» | 6 |
4 | Техника | «День толерантности» | 6 |
5 | Технология получения, обработки, преобразования и использования материалов | Урок здоровья «Санитарно-гигиенические требования к жилому помещению» | 16 |
6 | Технологии обработки пищевых материалов | Урок здоровья и пропаганда ЗОЖ. Правильное питание. | 8 |
7 | Технологии получения, преобразования и использования энергии | Урок «Энергосбережение» | 6 |
8 | Технологии получения, обработки и использования информации | День Российской науки | 4 |
9 | Технологии растениеводства | Международный день Красной Книги. | 7 |
10 | Технологии животноводства | Международный День защиты природы | 3 |
11 | Социальные технологии | Урок «Всемирный день охраны труда» | 4 |
| | | |
| Итог | | 68 ч. |
12