СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу «Русское правописание» для 10 класса основного общего образования (базовый уровень)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Программа курса представлена перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу «Русское правописание» для 10 класса основного общего образования (базовый уровень)»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Цнинская средняя общеобразовательная школа №1»








Рабочая программа

по учебному курсу «Русское правописание»

для 10 класса

основного общего образования

(базовый уровень)

на 2018-2019 учебный год


















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Русское правописание» разработана для 10 класса на основе Программы по русскому языку «Русское правописание. Факультативный курс для 10-11 классов» (составитель С.И.Львов), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации и реализуется в социально-экономическом классе МБОУ «Цнинская СОШ №»1 п. Строитель Тамбовского района Тамбовской области.

Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В рабочей программе определен перечень уроков, уроков контроля.

Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 10 и реализуется на основе следующих документов:

  1. Приказ от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  3. Приказ Министерства образования и науки от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального, основного общего, среднего общего образования».

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 03. 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Стандарт основного общего образования по русскому языку.

  5. Образовательная программа и учебный план МБОУ «Цнинская СОШ№1».

  6. Конвенция о правах ребёнка.


Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне.

Количество часов по программе – 35. Количество часов по учебному плану школы – 35.

По данной программе углубляется изучение теоретических тем, повторение орфографии представлено крупными блоками. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания в формате ЕГЭ, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится заданиям, направленным на преодоление трудностей орфографии, грамматики.

Рабочая программа даёт возможность повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся. Основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему. На уроках планируется использовать ИКТ: презентации, сделанные учителем, CD-диски "Уроки русского языка в 10 классе", "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку". В связи с тем, что в классе обучаются мотивированные учащиеся с высоким уровнем подготовки, планируется введение заданий повышенного уровня, олимпиадные задания. Домашнее задание в основном даётся с учётом уровневой дифференциации учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса русского языка в основной школе.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения; календарно-тематическое планирование.

Цели

Курс направлен на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  2. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи

  1. приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

  2. овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

  3. формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

  4. освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой, лингвистической и культуроведческой.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);

овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

Культуроведческая компетенция – это совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

  1. организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями об основных понятиях и законах русского языка;

  2. обучение наблюдению, применению полученных знаний на практике.

 Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

  1. Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, ЦОР и др.).

  2. Частично-поисковый, основанный на использовании знаний о русском языке, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

  3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется для:

    1. приобщения обучающихся к процессу выработки новых знаний;

    2. освоения им одного из нестандартных видов познавательной деятельности;

    3. формирования умения обучающихся пользоваться нормативной, учебной, монографической литературой, практическими материалами, статистическими данными, информационной системой Интернет;

    4. выработки их умения работать с основными компьютерными программами;

    5. получения возможности выступить публично, провести полемику, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, склонить аудиторию к разделению своих идей.

Основные формы и виды организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

  1. создание оптимальных условий обучения;

  2. исключение психотравмирующих факторов;

  3. сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

  4. развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

  5. развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Типы рока

  1. Урок повторения с элементами введения нового материала.

  2. Повторительно-обобщающий урок.

  3. Урок развития речи.

  4. Урок закрепления изученного материала.

  5. Урок контроля.

  6. Интегрированный урок

  7. Урок с применением ЦОР и ЭОР.

  8. Комбинированный урок

Формы организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная.

  2. Коллективная:

    1. фронтальная;

    2. парная;

    3. групповая.

Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии 

Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.

В образовательном процессе используются как традиционные, так и современные образовательные технологии: игровая технология, технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, технология интенсификации обучения, ИКТ, технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации, учебное исследование, проблемно-поисковая технология, интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.

Формы учебных занятий

  1. Традиционные уроки

  2. Практикумы

  3. Мини – лекции

  4. Уроки контроля

  5. Тесты

  6. Тесты в формате ЕГЭ

  7. Уроки развития речи

  8. Проектные работы 

Виды деятельности учащихся

  1. Устные сообщения

  2. Письменные сообщения

  3. Обсуждения

  4. Беседы

  5. Дискуссии

  6. Работа с источниками

  7. Доклады

  8. Самостоятельные работы

  9. Творческие работы

  10. Защита презентаций

  11. Защита проектов

  12. Рефлексия

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Программа курса представлена перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Межпредметные и внутрипредметные связи

Реализация программы по предмету «Русское правописание» предполагает широкое использование межпредметных и внутрипредметных связей, которые

функционируют в процессе обучения как существенный фактор активации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые качественно преобразуют все ее компоненты. Специфика межпредметных связей русского языка состоит в том, что они разнокачественные и могут быть выражены в таких группах:

1) русский язык – иностранные языки, история;

2) русский язык – литература;

3) русский язык – естествознание, математика;

4) русский язык – музыка, изобразительное искусство, физкультура, труд.

Содержательная сторона этих групп различна. В первом случае связи носят сопоставительный характер, во втором - связь выступает как первоэлемент для изучения литературы, в третьем – связи выражаются в использование материала того или иного предмета для развития речи и для раскрытия общности естественного языка и языка науки, в четвертом – обогащают речь образностью, показывают интонационную общность поэтического слова и музыки, и специфику словоупотребления в спорте, в трудовых процессах.

Интегративное взаимодействие курсов русского языка, истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе.

Формирование системы интегративных связей с иностранным языком значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков

Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».)

Совокупность межпредметных связей русского языка раскрывает основные социальные функции языка как средства общения и как средства познания. В этом заключены важнейшие обобщающие функции учебного предмета «Русский язык» в обучении.

Место предмета в базисном учебном плане

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 1 час для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Русский язык» являются:

Познавательная деятельность

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.).

Формирование умений разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерных причинно-следственных связей.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся

Виды контроля

  1. Вводный;

  2. Промежуточный;

  3. Текущий;

  4. Тематический;

  5. Итоговый.

Методы контроля

  1. Письменный

  2. Устный

  3. Компьютерный

Формы контроля

  1. Контрольные диктанты

  2. Тесты

  3. Тесты в формате ЕГЭ

  4. Работа по карточкам

  5. Устный опрос

  6. Самостоятельные работы

  7. Творческие работы (сочинения)

  8. Орфографическая работа

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  • Знание и понимание изученного материала;

  • Способность применять полученные знания на практике;

  • Речевое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если

  • отвечающий полно излагает изученный материал, даёт правильные определения языковых понятий;

  • обнаруживает понимание материала, способен обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

  • излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта при речевом оформлении ответа.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений вопроса, но

  • излагает материал неполно и допускает неточности в определении языковых понятий или формулировке правил;

  • не умеет обосновать свои суждения и привести собственные примеры;

  • излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в речевом оформлении ответа.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части материала экзаменационного вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и правил, беспорядочно и неуверенно излагает материал


Критерии и система оценки языкового оформления творческой работы

(изложений,отзывов, рецензий, сочинений)

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств. Поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

1) богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

2) стилевое единство и выразительность речи;

3) правильность и уместность употребления языковых средств.

Оценка "5" ("пять") ставится за сочинение, полностью соответствующее теме, глубоко и аргументированно ее раскрывающее, демонстрирующее отличное знание текста литературного произведения так же, как и других материалов, привлеченных для раскрытия этой темы (литературоведческих, критических, исторических, философских и т. д.). Сочинение не должно содержать фактических ошибок. Сочинение должно быть логичным и последовательным в изложении мыслей, демонстрирующим исчерпанность цитатной аргументации, выстроенным изящно в композиционном плане, написанным в соответствии с нормами литературного языка и выдержанным в стиле, соответствующем избранной теме. В сочинении, оцененном на "5", допускается наличие 1-2 речевых недочетов, 1 орфографической или 1 пунктуационной ошибки.

Оценка "4" ("четыре") ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, логичное и последовательное по изложению, хорошо выстроенное композиционно, написанное в соответствии с нормами литературного языка, стилистически соответствующее теме, лексический и грамматический строй речи которого достаточно разнообразен. В сочинении, оцененном на "4", допускаются 1 - 2 фактических неточности, не более 2 речевых недочетов, не более 2 орфографических и 2 пунктуационных или стилистических ошибок (варианты: 1 орфографическая + 3 пунктуационных или стилистических, 0 орфографических + 4 пунктуационных или стилистических).

Оценка " 3 " ("три") ставится за сочинение, в целом раскрывающее тему, но обнаруживающее односторонность или неполноту в раскрытии темы, в котором допущены отклонения от темы или отдельные неточности в изложении фактического материала, нарушение последовательности и логичности изложения, недостаточность цитатного материала и аргументации, невыразительность речи, однообразие синтаксических конструкций, бедность словаря. В сочинении, оцененном на "3", допускаются не более 4 орфографических и 4 пунктуационных или стилистических ошибок (варианты: 3 орфографических + 5 пунктуационных или стилистических; 0 орфографических + 8 пунктуационных или стилистических). При выставлении оценки учитываются и речевые недочеты (не более 5), имеющиеся в сочинении.

Оценка "2" ("два") ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, в котором обнаруживается незнание литературного текста и критического материала, обилие фактических неточностей, нарушение логики изложения, тяготение к пересказу, а не анализу текста. Сочинение оценивается на "2", если в нем наличествует нарочито упрощенный синтаксис, бедный словарь, если оно написано без соблюдения норм литературного языка. Сочинение оценивается на "2" и в том случае, если тема раскрыта, но имеется много орфографических и пунктуационных ошибок (более 8 -9 в общем количестве).

Критерии оценки контрольных диктантов (орфографических работ)

При оценке контрольного словарного диктанта рекоменду­ется руководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.

О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л ­л о м "1".


Результаты обучения

Результаты изучения курса «Русский язык» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико - ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


Основное содержание программы (35 часов)


Раздел 1. Синтаксис и пунктуация.


Тема 1. Из истории русской пунктуации. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.1ч

Пунктуация как система правил правописания предложений.

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

«Основные принципы русской пунктуации»

Знать определение пунктуации как системы правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Уметь объяснять общие случаи постановки разделительных, выделительных и соединительных знаков препинания; делать пунктуационный разбор предложения; делать синтаксический разбор предложения и словосочетания; извлекать информацию из различных источников, работать с текстом; сравнивать, сопоставлять, обобщать; формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.

Форма контроля: объяснительный диктант, индивидуальная проверка, орфографическая работа, практикум, проверка с записью на доске и объяснение.


Тема 2. Знаки препинания между членами предложения. Тире в предложении.1 ч

Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

«Знаки препинания между членами предложения. Тире в предложении».


Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними. извлекать информацию из различных источников, работать с текстом; сравнивать, сопоставлять, обобщать; формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.

Форма контроля: объяснительный диктант, индивидуальная.


Тема 3. Знаки препинания между однородными членами предложения. 1 ч

Правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.


Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: значения родного языка в жизни человека и общества.

Форма контроля: тест.


Тема 4. Интонационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. 1 ч

Правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.


Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.

Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Форма контроля: тестовые задания в формате ЕГЭ, устный опрос, самостоятельная работа.


Тема 5. Однородные и неоднородные члены предложения. 1ч

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.


Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

Знать правила постановки знаков препинания между однородными и неоднородными членами и отсутствие знаков при неоднородных членов.

Уметь различать однородные и неоднородные определения и правильно оформлять их пунктуационно.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: формирования коммуникативной компетенции, социализации личности, осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности.

Форма контроля: устный опрос, работа с учебником, самостоятельная работа.

Тема 6. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. 2 ч

Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.


Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами.

Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе:




уроки

уроки развития речи

диктанты

тест

1

Раздел 1.Особенности письменного общения.

2

2

-

-

-

2

Раздел 2. Орфография.

32

30

-

-

2


Тема 1. Орфография как система правил правописания.

2

2

-

-

-


Тема 2. Правописание морфем

18

17

-

-

1


Тема 3. Слитные, дефисные и раздельные написания.

10

9

-

-

1


Тема 4. Написание строчных и прописных букв. Работа со словарём.

1

1

-

-

-


Резервный урок

2

2





Итого

35

33

-

-

2


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

• Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
• Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Учащиеся должны уметь:

• Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста
• Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
• Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
• Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
• Извлекать необходимую информацию из различных источников;
• Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
• Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
• Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
• Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература для учителя

Развернутый тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса:

  1. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2014.

  2. Н.Г. Гольцова, М.А.Мищерина «Русский язык. 10 – 11 классы: Книга для учителя». – М.: ООО»ТИД «Русское слово - РС», 2014

  3. Гольцова Н.Г., М. А. Мищерина. Тематическое поурочное планирвание к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (авторы Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мещерина). Базовый и профильный уровень. – 6-е изд. – М.: «Русское слово», 2011

  4. Греков, Чешко. Пособие по русскому языку для старших классов. – М.: Просвещение, 2007

  5. Ефремова, Т. Ф., Костомаров, В. Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 2002

  6. Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Русский язык. Экзамен, 2007

  7. Как правильно говорить по-русски? Русский язык. Культура речи. ИД «Равновесие», 2006-2007

  8. Кармакова О. Е., и др. Русский язык. 10 класс. Интерактивный курс для школьников. М.: Просвещение, 2008

  9. Космарская. И. А. Синтаксис и пунктуация в тестах. – М., 2000

  10. Лыткина А.А., Минаева А.П., Чегаева Е.Н. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Пособие для учащихся старших классов. - М. : Чистые пруды, 2009.

  11. Меркин, Б. Г., Смирнова, Л. Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. – М.: Русское слово, 2004.

  12. Розенталь. Д. Э. Справочник по пунктуации. – М., 1998.

  13. Смирнова, Л. Г. Культура русской речи. – М., 2005

  14. Справочник по русскому языку – М., 2002

  15. Тесты для учащихся. Русский язык. 10-11 классы, Учитель, 2009

  16. Тихонова, В.В., Шаповалова, Т.Е. Русский язык: Тесты. – М., Дрофа, 2000

Литература для обучающихся

  1. Гольцова Н.Г., И.В. Шамшина, М.А.Мищерина «Русский язык. 10 – 11 классы». - М., 2014 г.

  2. Космарская, И. А. Синтаксис и пунктуация в тестах. – М., 2000

  3. Розенталь, Д. Э. Справочник по пунктуации. – М., 1998.

  4. Справочник по русскому языку – М., 2002

  5. Тихонова, В.В., Шаповалова, Т.Е. Русский язык: Тесты. – М., Дрофа, 2000

Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы

  1. CD-диск Н. Ткаченко. Грамматика русского языка. Часть 1. Орфография. Компания Магнамедиа, 2005-2007

  2. Электронный репетитор “Русский язык” (система обучающих тестов);

  3. Репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);

  4. Репетитор “Русский язык” (весь школьный курс);

  5. Обучающая программа “Фраза”;

  6. Программа “Домашний репетитор”;

  7. Орфотренажер “Грамотей”;

  8. Авторские презентации;

  9. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  10. Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru

  11. Информационные и коммуникационные технологии в обучении http://www.9151394.ru/

  12. Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.http://repetitor.1c.ru/

  13. «Учительская газета» http://www.ug.ru/

  14. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru/

  15. Образовательный сервер «Школы в Интернет»http://schools.techno.ru/

  16. Газета «Первое сентября»http://www.1september.ru/ru/

  17. Теория и практика русской орфографии и пунктуации http://www.mediaterra.ru/ruslang/

Оборудование и приборы

  1. Комплект портретов учёных-филологов для средней школы.

  2. Компьютер.

  3. DVD-диски,CD-диски.

  4. Комплект таблиц по русскому языку для основной школы.









15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!