Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск»
«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на ШМС Руководитель ШМС ______Шаповалова С.Ф. Протокол № ___ от «____»________2021 г. | «Рассмотрено» на педагогическом совете Протокол № ___ от «__»______2021 г. | «Согласовано» Зам. директора школы по УВР _______ Н.К. Яковлева «__»_______ 2021 г. | «Утверждаю» Директор ГАОУ Школы №7 ________ Т.А. Булыгина «__»_______2021 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету: «Математика»
АООП (вариант I) для обучающихся 2-а класса
на 2021-2022 учебный год
Разработчик программы: Старокожева З. С ,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
г. Благовещенск
Математика
АННОТАЦИЯ
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение обучающихся с умственной отсталостью.
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачами обучения математике являются:
Формирование доступных умственно обучающихся с интеллектуальными нарушениями математических знаний и умений для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских профессиональных задач и развитие способности из использования при решении соответствующих возрасту задач;
Коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью средствами математики с учетом ин индивидуальных возможностей
Формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности,
умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» (вариант 1, 2 класс) образовательной области «Математика» обеспечивает достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – АООП), определяет содержание, ожидаемые результаты и условия их реализации.
В связи с медленным темпами освоения программного материала пропедевтическая работа продолжается в 1 полугодии 2 класса.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов
готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками.
1 Цели обучения
- дать обучающимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития обучающихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь обучающихся, обогащать ее математической терминологией;
- воспитывать у обучающихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, математика решает следующие задачи:
- формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
- максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
- воспитание у школьников целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов
готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками.
3 Общая характеристика учебного предмета: «Математика»
Математика - важный общеобразовательный предмет, который готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками. Содержание курса математики располагает необходимыми предпосылками для развития познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, воспитания трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Математика» входит в обязательную часть учебного плана раздела «Математика», 4 часа в неделю, 136 часа в год
Технологии обучения предмету: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.
Формирования ключевых компетенций обучающихся;
Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных
знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Компетентностный подход является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России. Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования будет положено формирование и развитие ключевых компетентностей учеников.
Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:
- ценностно–смысловая (ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии, и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни);
- общекультурная (использование материала из других наук на уроках математики, и использование понятий и методов математики на других уроках и в жизни);
- учебно–познавательная (познавательный интерес является основой положительного отношения к учению). Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения школьников;
- информационная (обращение к примерам из жизни дает учителю возможность формировать у обучающихся информационную компетенцию), коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа, при разборе задачи диалог с учителем или соседом по парте и др.);
- социально–трудовая (данная компетентность подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности).
4 Описание места учебного предмета: «Математика» в учебном плане
При отборе программного материала учтены познавательные возможности К.С. У ребенка движения общей моторики не скоординированы, мелкая моторика развита слабо. На уроках себя организовать и выполнить задания самостоятельно не может, требует постоянной индивидуальной направляющей помощи. Ребенок знает цифры и числа от 1 до 20. Соотносит количество предметов и числа с ошибками. Путается при пересчете предметов. При вычислениях пользуется только наглядным материалом под контролем учителя. Пространственная ориентировка нарушена. Знаки арифметических действий путает. Пользоваться линейкой не умеет.
В основу программы по математике положен принцип подготовки детей к овладении знаниями и умениями путем использования математических знаний в повседневной жизни.
Программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности ребенка. Учебный материал ориентирован не столько на выполнение учебных задач, сколько на достижение того уровня умений, которые необходимы ребенку для успешной социальной адаптации. Поэтому в процессе обучения первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для ребенка.
В содержание программы входят разделы: «Счет», «Элементарная геометрия», «Величины», «Арифметические задачи», «Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве».
Основой для разработки программы послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 0-4 классов // Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013)
Рабочая программа по математике для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида составлена в соответствии с учебником математики 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Алышева Т.В. Математика. 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013).
Внесенных изменений в программе нет
5 Личностные и предметные результаты освоения предмета «Математика»
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
- осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;
- формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
- развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
- способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за результатами собственной работы;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
- формирование первоначальных знаний об безопасности и здоровом образе жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
- осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как члена семьи, одноклассника, друга;
- выполнение учебных заданий, поручений, договоренностей с помощью учителя и самостоятельно.
Регулятивные базовые учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса;
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями по предмету математика (учебник, тетрадь, счеты, счетные палочки, линейка, чертежный треугольник и др.) и организовывать рабочее место под руководством учителя;
- участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников самостоятельно и под руководством учителя;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами под руководством учителя.
Познавательные базовые учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- выполнять арифметические действия самостоятельно и с помощью учителя;
- наблюдать;
- ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
- уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
учебного предмета «Математика»
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению обучения по данному варианту программы. В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласием родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 2 образовательной программы.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
знание счета в пределах 20 по единице и равными числовыми группами; знание названий компонентов сложения, вычитания; понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания; математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»; знание элементов элементы угла знание элементов четырехугольников – прямоугольника, квадрата, их свойства; знание элементов треугольника; умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода , с переходом через десяток, с числами , полученными при счете и измерении одной мерой; умение решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предмета или их заместителей и кратко записывать содержание задачи; умение узнавать, называть, чертить отрезки, углы – прямой, тупой, острый – на нелинованной бумаге; умение чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку; умение определять время по часам с точностью до 1 часа умение ориентировки в окружающем пространстве; | знание таблицы состава чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток; знание различий между прямой, лучом, отрезком; знание видов углов; умение чертить прямоугольник, квадрат на нелинованной бумаге; сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, стоимости; решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, оценка количества и стоимости товара, измерение величин, планирование затрат, расхода материалов и др.) |
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
АООП определяет личностные результаты овладения учебным предметом:
положительное отношение и интерес к урокам математики;
элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
осознание важности учёбы и познания нового (мотивация к учению);
уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
6 Содержание учебного предмета: «Математика»
Нумерация
Отрезок числового ряда 11—20.
Образование, чтение, запись чисел в пределах 20. Цифры, их количество. Числа первого и второго десятков.
Числа однозначные и двузначные. Единицы, десятки. Умение отложить любое число в пределах 20 на счётах.
Сравнение чисел. Знаки ,
Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые (15 = 10 + 5). Счёт по единице, по 2, по 5, по 3, по 4 в пределах 20 в прямом и обратном порядке.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр. Обозначения: 1 см, 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.
Единицы измерения времени: час, месяц. Обозначения: 1 ч, 1 мес.
Часы. Циферблат. Определение времени с точностью до часа.
Запись чисел, выраженных одной единицей измерения — стоимости, длины, времени.
Арифметические действия
Называние компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи учителя).
Сложение десятка и однозначного числа и соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Вычитание из 20 однозначных и двузначных чисел.
Действия с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени).
Понятия больше на ..., меньше на .... Решение примеров на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Арифметические задачи
Простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Задачи в два действия, составленные из ранее изученных простых задач. Запись ответа.
Геометрический материал
Овал. Луч. Построение луча.
Угол. Угол прямой, тупой, острый. Вершины, стороны углов.
Чертёжный угольник, его использование при различении видов углов.
Вершины, стороны, углы в треугольнике, квадрате, прямоугольнике.
Измерение и построение отрезков заданной длины (одной единицей измерения).
Построение произвольных углов разных видов. Построение прямого угла с помощью чертёжного угольника.
Построение геометрических фигур по их вершинам.
Рекомендуемые практические упражнения
Получение любого числа в пределах 20. Сложение чисел в пределах 20 с помощью раздаточного материала («бусы», «кораблики», «кубики», «бруски» и др.).
Тематические экскурсии в магазин, отделы: хлебный, бакалейный, кондитерский, молочный, канцтовары. Ценники. Определение и сравнение цен молочных, хлебобулочных и кондитерских изделий, канцелярских товаров.
Определение массы бакалейных товаров (упаковки по 1 кг, 3 кг, 5 кг, 10 кг).
Экскурсия на рынок. Упаковка овощей (картофель, лук, сладкий перец, баклажаны и др.) — сетки по 5 кг, 10 кг.
Устройство часов. Циферблат, стрелки. Движение стрелок. Определение времени с точностью до 1 часа, получаса. Режимные моменты в школе: определение по часам начала завтрака, обеда, прогулки. Нахождение прямых углов в окружающих предметах.
7 Учебно-тематический план
№ п/п | Изучаемая тема | Кол-во часов | Контрольные работы |
1 | Повторение | 9 ч | |
2 | Числа второго десятка | 9 ч | |
3 | Мера длины: дециметр | 4 ч | |
4 | Увеличение числа на несколько единиц | 4 ч | |
5 | Уменьшение числа на несколько единиц | 11 ч | |
6 | Луч. Понятие | 7 ч | |
7 | Вычитание однозначного числа из двухзначного числа | 2 ч | |
8 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц | 11 ч | |
9 | Угол | 3 ч | |
10 | Сложение чисел полученных при измерении | 5 ч | |
11 | Сложение и вычитание без перехода через десяток | 14 ч | |
12 | Знакомство с составными арифметическими задачами | 4 ч | |
13 | Сложение с переходом через разряд | 22 ч | |
14 | «Четырехугольники» | 3 ч | |
15 | Треугольник | 1 ч | |
16 | Сложение и вычитание с переходом через десяток. Задачи | 10 ч | |
17 | Повторение | 2 ч | |
| Итого: | 136 ч | |
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы
Во время обучения во втором классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы призвана решать следующие задачи:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности;
- описывать объект описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
- предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающихся в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые в результате составляют основу результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с умственной отсталостью содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способности их применять в практической деятельности. Отметочная система оценивания вводится со 2 класса.
Планируемые результаты
В результате изучения математики ученик 2 класса должен
Знать:
Счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами.
Таблицу состава чисел (11 - 18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток.
Название компонента и результатов сложения и вычитания.
Математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на».
Различие между прямой, лучом, отрезком.
Элементы угла, виды углов.
Элементы четырехугольников – прямоугольника, квадрата, их свойства.
Элементы треугольника.
Уметь:
Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерениями одной мерой.
Решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи.
Узнавать, называть, чертить отрезки, углы – прямой, тупой, острый – на нелинованной бумаге.
Чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку.
Определять время по часам с точностью до 1 часа.
Примечание:
Решаются только простые арифметические задачи.
Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.
Знание состава однозначных чисел обязательно.
Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через десяток сопровождается подробной записью решения.
Минимальный уровень:
- знание числового ряда 1—20 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 20, с использованием счетного материала;
- знание названий компонентов сложения, вычитания;
- понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания.
- знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
- знание и применение переместительного свойства сложения;
- выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 20;
- знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы и их соотношения;
- различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении;
- решение, составление простых арифметических задач;
Достаточный уровень:
- знание числового ряда 1—20 в прямом и обратном порядке;
- счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 20;
- откладывание любых чисел в пределах 20 с использованием счетного материала;
- знание названия компонентов сложения, вычитания;
- понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания;
- знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
- знание и применение переместительного свойства сложения;
- выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 20;
- знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
- различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении.
- решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;
- знание названий геометрических фигур
Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Математика.
I. Методические и учебные пособия: (список литературы).
А. Литература для обучающихся:
Основная:
1. Алышева Т.В. Математика: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 2 класс, - М.: «Просвещение», 2012.
2. ТВ. Алышева, В.В. Эк Рабочая тетрадь по математике для учащихся подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. Москва, "Просвещение", 2017
Дополнительная литература:
1. Петрова В.Г. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 2013.
2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / под ред. – М., Школа-Пресс, 2014.
3. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: «Просвещение», 2012.
4. Дидактический материал по математике для 2 класса вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 2013
Пособие для учителя:
1Алышева Т. В. Математика. 2 класс. Учеб. Для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015.
2Винокурова Н. К. Развиваем способности детей. 1 класс. – М.: Росмэн, 2012.
3Корякина Л. В. Математика. 1-4 классы: задачи в стихах. – Волгоград: Учитель, 2010.
4Никифорова В. В. Графические диктанты. 1 класс. – М.: ВАКО, 2014
5Узорова О. Нефедова Е. 400 узоров для развития моторики мелких мышц у детей дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство «Астрель», 2014.
3.Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. - М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2017.
4.Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога –дефектолога. Москва ВЛАДОС. 2015.
5.Обучение в игре: конспекты коррекционно-развивающих занятий по математике для детей 3-4 лет (Автор-составитель. -И.Г. Божкова. -Волгоград: Учитель,2018 год.)
Материально-техническое обеспечение
- компьютер
- таблицы по математике
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
- информационное, в том числе литература основная и дополнительная:
Для реализации программного содержания используются следующие учебники:
1. ИМ Бгажнокова Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы.
М.: «Просвещение», 2010г.
2. Т.В.Алышева. Математика .Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение »,2012 г.
3. ТВ Алышева . Обучение математики учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя.
4. М.Н.Перова. Преподавание математики в коррекционной школе. Пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Учебные пособия:
1.Карточки с цифрами разрезные от 1 до 20.
2.Касса цифр.
3.Лента со счетным рядом от 1 до 20.
5. Счетные палочки.
6.Раздаточный счетный материал (яблоки, апельсины, ананасы и т.д.)
7.Раздаточный геометрический материал (кружки, квадраты, треугольники, прямоугольники).
8.Шары разных размеров и цветов(деревянные)
9.Магнитная доска.
10.Магнитные геометрические фигуры.
11.Говорящая книга «Счет» (от 1 до 10) -игра-пособие, ЗАО «РосМэн- Пресс»,2009 г.
12.Развивающая игра для детей 3-5 лет «Что к чему», ООО «Дрофа- Медиа »,2007 г.
13.Игра-пособие «Формы и цвета» (Геометрический материал).
14.Книга-игра «Учимся считать и рисовать с помощью трафарета».
16.Детское домино «Числа», ООО «Десятое королевство»,2015 г.
17.Пазлы «Числа от 0 до 5».
18.Доски-вкладки «Цифры от 0 до 9».
19 . СD «Готовим детей к школе» .-Издательство «Учитель»,2009.
20.Таблицы: сложение, вычитание, цифры, лента цифр, части суток,, цвет, форма.
Дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычислительных навыков, калькуляторов и другие средства;
- демонстрационный материал — измерительные инструменты и приспособления: линейки, циркули, наборы угольников, метр);
- демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел;
- видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи),
- отражающие основные темы курса математики;
- настольные развивающие игры;
- электронные игры развивающего характера.
- настольных развивающих игр.
Технические средства обучения – ноутбук, интерактивная доска, проектор, документ-камера, телевизор; экранно-звуковые пособия.
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/,http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/,http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/,http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/, http://www.it-n.ru/ .
Календарно тематическое планирование по предмету: « Математика»
№ п/п | Тема урока | Дата | К-во часов | Коррекционная работа | Вид контроля |
по плану | по факту |
1 | Повторение. Понятие: выше - ниже, толстый-тонкий. Счёт предметов в пределах 10. | | | 1 | Развитие пластичности кисти руки | вводный |
2 | Понятие: большой - маленький, высокий – низкий .Счёт предметов в пределах 10. | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | фронтальный |
3 | Понятие: глубокий - мелкий, широкий - узкий.. Прямой и обратный счет в пределах 10 | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | комбинированный |
4 | Порядковый счёт. Сравнение чисел | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | индивидуальный |
5 | Прямой и обратный счёт в пределах 10. Сравнение чисел. | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | комбинированный |
6 | Предыдущее и последующее число. Состав чисел в пределах 10. | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | фронтальный |
7 | Состав чисел в пределах 10. Отрезок. Сравнение по длине. | | | 1 | Развитие умения слушать учителя и выполнять задания | комбинированный |
8 | Самостоятельная работа | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия | индивидуальный |
9 | Числа второго десятка Числа от 10 до 20. Числа 11,12, 13. | | | 1 | Коррекция внимания, слухового и зрительного восприятия | индивидуальный |
10 | Счёт в пределах 11,12, 13 | | | 1 | Коррекция внимания, зрительного восприятия | групповой |
11 | Предшествующее и последующее число. | | | 1 | Коррекция памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия | групповой |
12 | Числа 14,15, 16. | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | фронтальный |
13 | Предшествующее и последующее число. | | | 1 | Развитие умения работать в коллективе | индивидуальный |
14 | Числа 17,18,19 Счёт в пределах 17,18,19. | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | комбинированный |
15 | Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20 | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | фронтальный |
16 | Диагностическая работа (вводный контроль) | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия | фронтальный |
17 | Числа 10,20 Счёт в пределах 10, 20. Предшествующее и последующее число. | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | индивидуальный |
18 | Мера длины: дециметр. | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником | групповой |
19 | Мера длины: дециметр. | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником | фронтальный |
20 | Упражнения в построении отрезков разной длины | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | индивидуальный |
21 | Решение примеров с именованными числами | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия, развитие умения работать в группе | групповой |
22 | Увеличение числа на несколько единиц. | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия | комбинированный |
23 | Увеличение числа на несколько единиц. | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | индивидуальный |
24 | Увеличение числа на несколько единиц. | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия, развитие умения работать в группе | групповой |
25 | Увеличение числа на несколько единиц. Решение примеров | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия, развитие умения работать в группе | групповой |
26 | Уменьшение числа на несколько единиц. | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия, развитие умения работать в группе | фронтальный |
27 | Уменьшение числа на несколько единиц. | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником | индивидуальный |
28 | Уменьшение числа на несколько единиц. | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником | комбинированный |
29 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником | комбинированный |
30 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия, развитие умения работать в группе | групповой |
31 | Закрепление по теме «Числа от 10 до 20». Сравнение чисел. Решение примеров, задач | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | фронтальный |
32 | Закрепление по теме «Числа от 10 до 20». Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц | | | 1 | Коррекция памяти ,восприятия материала | индивидуальный |
33 | Закрепление по теме «Числа от 10 до 20». Решение примеров 1 и 2 ступени. Задачи | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником | групповой |
34 | Закрепление по теме «Числа от 10 до 20». | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником | групповой |
35 | Решение примеров с именованными числами. Геометрический материал | | | 1 | Коррекция внимания ,слухового восприятия | фронтальный |
36 | Контрольная работа №1 по теме «Числа от 10 до 20». | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | комбинированный |
37 | Луч. Понятие | | | 1 | Коррекция внимания, слухового вос приятия | индивидуальный |
38 | Луч, отрезок, различие | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия | индивидуальный |
39 | Сложение чисел без перехода через разряд | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | групповой |
40 | Сложение чисел без перехода через разряд. Составление задач по рисунку | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником | фронтальный |
41 | Переместительное свойство сложения. | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать в группе | индивидуальный |
42 | Переместительное свойство сложения. | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать в группе | индивидуальный |
43 | Сравнение именованных чисел | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять | комбинированный |
44 | Вычитание однозначного числа из двухзначного числа | | | 1 | Коррекция внимания ,слухового восприятия | фронтальный |
45 | Вычитание однозначного числа из двухзначного числа | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | индивидуальный |
46 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | групповой |
47 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с дидактическим материалом | фронтальный |
48 | Получение суммы 20, вычитание из 20. | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с дидактическим материалом | комбинированный |
49 | Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20 | | | | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с дидактическим материалом | фронтальный |
50 | Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | индивидуальный |
51 | Подготовка к контрольной работе | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с дидактическим материалом | фронтальный |
52 | Контрольная работа по теме «решение примеров и задач в пределах 20 без перехода через разряд; | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | групповой |
53 | Работа над ошибками | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | фронтальный |
54 | Сложение чисел с числом О. | | | 1 | Развитие мелкой моторики, слухового восприятия | индивидуальный |
55 | Решение примеров на нахождение неизвестного слагаемого | | | 1 | Развитие мелкой моторики, слухового восприятия | комбинированный |
56 | Решение примеров на нахождение суммы и неизвестного слагаемого | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | групповой |
57 | Угол. Как получить угол Построение углов Элементы угла | | | 1 | Развитие мелкой моторики. | фронтальный |
58 | Угол. Как получить угол Построение углов Элементы угла | | | 1 | Коррекция памяти восприятия, развитие умения работать в группе | индивидуальный |
59 | Решение примеров с именованными числами | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | групповой |
60 | Сложение чисел полученных при измерении. | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | групповой |
61 | Вычитание чисел полученных при измерении | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | фронтальный |
62 | Сложение и вычитание чисел полученных при измерении | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | групповой |
63 | Решение примеров и задач в пределах 20 Меры времени | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | комбинированный |
64 | Диагностическая работа (текущий контроль) | | | 1 | Коррекция памяти восприятия, развитие умения работать в группе | индивидуальный |
65 | Сложение и вычитание без перехода через десяток Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | групповой |
66 | Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | индивидуальный |
67 | Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | индивидуальный |
68 | Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | | | 1 | Коррекция внимания, мышления, памяти | фронтальный |
69 | Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | групповой |
70 | Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | групповой |
71 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Задачи | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия, развитие умения работать в группе | комбинированный |
72 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Задачи | | | 1 | Коррекция памяти восприятия, развитие умения работать в группе | групповой |
73 | Решение примеров 2 ступени | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | фронтальный |
74 | Решение примеров 2 ступени. Сравнение выражений | | | 1 | | |
75 | Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание без перехода через десяток» | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | комбинированный |
76 | Углы. Прямой, тупой, острый угол. | | | 1 | Коррекция памяти ,восприятия материала | индивидуальный |
77 | Углы. Прямой, тупой, острый угол. | | | 1 | Коррекция памяти ,восприятия материала | индивидуальный |
78 | Построение углов. Решение примеров и простых арифметических задач | | | 1 | Развитие мелкой моторики, слухового восприятия | комбинированный |
79 | Знакомство с составными арифметическими задачами. | | | 1 | Развитие мелкой моторики, слухового восприятия | групповой |
80 | Решение составных арифметических задач. Решение примеров 2 ступени | | | 1 | Развитие мелкой моторики. | фронтальный |
81 | Решение составных арифметических задач. Решение примеров 2 ступени | | | 1 | Коррекция памяти восприятия, развитие умения работать в группе | индивидуальный |
82 | Решение составных арифметических задач. Решение примеров 2 ступени Углы Построение | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | комбинированный |
83 | Сложение с переходом через разряд Прибавление чисел 2, 3, 4 Состав чисел | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | фронтальный |
84 | Прибавление чисел 2, 3, 4 Состав чисел | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | индивидуальный |
85 | Прибавление числа 5 Построение углов | | | 1 | Коррекция памяти восприятия, развитие умения работать в группе | групповой |
86 | Прибавление числа 5 Решение примеров и задач | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | фронтальный |
87 | Прибавление числа 6 Различие углов | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | комбинированный |
88 | Прибавление числа 6 Различие углов | | | 1 | Коррекция внимания, мышления, памяти | индивидуальный |
89 | Прибавление числа 7 Решение примеров с переходом через разряд | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | фронтальный |
90 | Прибавление числа 7 Решение примеров с переходом через разряд | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия, развитие умения работать в группе | комбинированный |
91 | Прибавление числа 8 Решение примеров с переходом через разряд | | | 1 | Коррекция памяти восприятия, развитие умения работать в группе | индивидуальный |
92 | Прибавление числа 9 Решение примеров с переходом через разряд | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | фронтальный |
93 | Решение примеров на сложение с передом через разряд | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | фронтальный |
94 | Решение примеров на сложение с передом через разряд | | | | Коррекция памяти, восприятия, развитие умения работать в группе | комбинированный |
95 | Решение примеров и задач с переходом через разряд | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать в группе | групповой |
96 | Решение примеров и задач. Преобразование именованных чисел | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | фронтальный |
97 | Решение примеров и задач. Построение отрезков | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия, развитие умения работать в группе | комбинированный |
98 | Решение примеров и задач с переходом через разряд | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с дидактическим материалом | фронтальный |
99 | Таблица сложения с переходом через разряд | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять | индивидуальный |
100 | Решение задач на нахождение стоимости. | | | 1 | Коррекция внимания ,слухового восприятия | групповой |
101 | Решение примеров и задач | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с дидактическим материалом | фронтальный |
102 | Подготовка к контрольной работе | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с дидактическим материалом | фронтальный |
103 | Контрольная работа по теме: «Сложение с переходом через разряд» | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | индивидуальный |
104 | Работа над ошибками | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | групповой |
105 | «Четырехугольники» Элементы геометрической фигуры. Построение | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с дидактическим материалом | фронтальный |
106 | Четырехугольники. Квадрат. Прямоугольник. | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с дидактическим материалом | фронтальный |
107 | Четырехугольники. Квадрат. Прямоугольник. | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | групповой |
108 | Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток | | | 1 | Коррекция памяти ,восприятия материала | фронтальный |
109 | Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | групповой |
110 | Вычитание чисел 2, 3, 4 | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | индивидуальный |
111 | Вычитание чисел 2, 3, 4 | | | 1 | Коррекция памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия | индивидуальный |
112 | Вычитание чисел 5 | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | фронтальный |
113 | Вычитание чисел 5 | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | фронтальный |
114 | Вычитание числа 6 Построение углов | | | 1 | Развитие умения работать в коллективе | комбинированный |
115 | Вычитание числа 6 Сравнение именованных чисел | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | индивидуальный |
116 | Вычитание чисел 7 Решение задач | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия | фронтальный |
117 | Вычитание чисел 7 Решение задач | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия | фронтальный |
118 | Вычитание чисел 8 Решение примеров | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | групповой |
119 | Вычитание чисел 8 Решение примеров | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | групповой |
120 | Вычитание чисел 9 | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником | фронтальный |
121 | Вычитание чисел 9 | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником | фронтальный |
122 | Контрольная работа по теме: «Все случаи вычитания с переходом через разряд» | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником | индивидуальный |
123 | Работа над ошибками | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | групповой |
124 | Треугольник Элементы. Виды треугольников | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия | групповой |
125 | Сложение и вычитание с переходом через десяток. Задачи | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | фронтальный |
126 | Сложение и вычитание с переходом через десяток. Задачи | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия, развитие умения работать в группе | комбинированный |
127 | Меры времени: сутки, неделя, час. Определение меры времени по часам | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия, развитие умения работать в группе | индивидуальный |
128 | Определение меры времени по часам. Решение примеров с именованными числами. Задачи | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия, развитие умения работать в группе | комбинированный |
129 | Диагностическая работа (итоговый контроль) | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником | фронтальный |
130 | Деление на две равные части | | | 1 | Коррекция памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия | комбинированный |
131 | Деление на две равные части | | | 1 | Коррекция памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия | комбинированный |
132 | Подготовка к контрольной работе | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | индивидуальный |
133 | Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток» | | | 1 | Развитие умения работать в коллективе | фронтальный |
134 | Работа над ошибками | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | групповой |
135 | Повторение Нумерация чисел второго десятка | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия | фронтальный |
136 | Нахождение неизвестного компонента Решение примеров и задач Итоги четверти, ода | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | групповой |