СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету: «Математика» АООП (вариант I) для обучающихся 2-а класса на 2021-2022 учебный год ГАОУ школа №7

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Математика» (вариант 1, 2 класс) образовательной области «Математика» обеспечивает достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – АООП), определяет содержание, ожидаемые результаты и условия их реализации.

В связи с медленным темпами освоения программного материала пропедевтическая работа продолжается в 1 полугодии 2 класса.

            Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов

готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками.

 1 Цели  обучения  

- дать обучающимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития обучающихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

- развивать речь обучающихся, обогащать ее математической терминологией;        

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету: «Математика» АООП (вариант I) для обучающихся 2-а класса на 2021-2022 учебный год ГАОУ школа №7»

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск»



«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на ШМС

Руководитель ШМС

______Шаповалова С.Ф.

Протокол № ___

от «____»________2021 г.

«Рассмотрено»

на педагогическом совете

Протокол № ___ от

«__»______2021 г.

«Согласовано»

Зам. директора школы

по УВР


_______ Н.К. Яковлева

«__»_______ 2021 г.

«Утверждаю»

Директор ГАОУ Школы №7

________ Т.А. Булыгина

«__»_______2021 г.








Рабочая программа

по учебному предмету: «Математика»

АООП (вариант I) для обучающихся 2-а класса

на 2021-2022 учебный год







Разработчик программы: Старокожева З. С ,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория













г. Благовещенск



Математика

АННОТАЦИЯ

Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение обучающихся с умственной отсталостью.

Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачами обучения математике являются:

  • Формирование доступных умственно обучающихся с интеллектуальными нарушениями математических знаний и умений для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских профессиональных задач и развитие способности из использования при решении соответствующих возрасту задач;

  • Коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью средствами математики с учетом ин индивидуальных возможностей

  • Формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности,

умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.























Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Математика» (вариант 1, 2 класс) образовательной области «Математика» обеспечивает достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – АООП), определяет содержание, ожидаемые результаты и условия их реализации.

В связи с медленным темпами освоения программного материала пропедевтическая работа продолжается в 1 полугодии 2 класса.

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов

готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками.

 1 Цели  обучения  

- дать обучающимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития обучающихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

- развивать речь обучающихся, обогащать ее математической терминологией;        

- воспитывать у обучающихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, математика решает следующие задачи:
- формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
- максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
- воспитание у школьников целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов

готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками.

3 Общая характеристика учебного предмета: «Математика»

Математика - важный общеобразовательный предмет, который готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками. Содержание курса математики располагает необходимыми предпосылками для развития познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, воспитания трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Математика» входит в обязательную часть учебного плана раздела «Математика», 4 часа в неделю, 136 часа в год

Технологии обучения предмету: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.

Формирования ключевых компетенций обучающихся;

Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных

знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Компетентностный подход является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России. Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования будет положено формирование и развитие ключевых компетентностей учеников.

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:

- ценностно–смысловая (ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии, и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни);

- общекультурная (использование материала из других наук на уроках математики, и использование понятий и методов математики на других уроках и в жизни);

- учебно–познавательная (познавательный интерес является основой положительного отношения к учению). Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения школьников;

- информационная (обращение к примерам из жизни дает учителю возможность формировать у обучающихся информационную компетенцию), коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа, при разборе задачи диалог с учителем или соседом по парте и др.);

- социально–трудовая (данная компетентность подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности).

4 Описание места учебного предмета: «Математика» в учебном плане

При отборе программного материала учтены познавательные возможности К.С. У ребенка движения общей моторики не скоординированы, мелкая моторика развита слабо. На уроках себя организовать и выполнить задания самостоятельно не может, требует постоянной индивидуальной направляющей помощи. Ребенок знает цифры и числа от 1 до 20. Соотносит количество предметов и числа с ошибками. Путается при пересчете предметов. При вычислениях пользуется только наглядным материалом под контролем учителя. Пространственная ориентировка нарушена. Знаки арифметических действий путает. Пользоваться линейкой не умеет.

В основу программы по математике положен принцип подготовки детей к овладении знаниями и умениями путем использования математических знаний в повседневной жизни.

Программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности ребенка. Учебный материал ориентирован не столько на выполнение учебных задач, сколько на достижение того уровня умений, которые необходимы ребенку для успешной социальной адаптации. Поэтому в процессе обучения первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для ребенка.

В содержание программы входят разделы: «Счет», «Элементарная геометрия», «Величины», «Арифметические задачи», «Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве».

Основой для разработки программы послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 0-4 классов // Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013)

Рабочая программа по математике для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида составлена в соответствии с учебником математики 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Алышева Т.В. Математика. 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013).

Внесенных изменений в программе нет

5 Личностные и предметные результаты освоения предмета «Математика»

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Личностные результаты должны отражать:

- осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;

- формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

- развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

- способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за результатами собственной работы;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

- формирование первоначальных знаний об безопасности и здоровом образе жизни.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Состав базовых учебных действий обучающихся:

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

- осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как члена семьи, одноклассника, друга;

- выполнение учебных заданий, поручений, догово­ренностей с помощью учителя и самостоятельно.

Регулятивные базовые учебные действия:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса;

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- работать с учебными принадлежностями по предмету математика (учебник, тетрадь, счеты, счетные палочки, линейка, чертежный треугольник и др.) и организовывать рабочее место под руководством учителя;

- участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников самостоятельно и под руководством учителя;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами под руководством учителя.

Познавательные базовые учебные действия:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- устанавливать видо - родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- выполнять арифметические действия самостоятельно и с помощью учителя;

- наблюдать;

- ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;

- уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

учебного предмета «Математика»

Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.

Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению обучения по данному варианту программы. В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласием родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 2 образовательной программы.


Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • знание счета в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;

  • знание названий компонентов сложения, вычитания;

  • понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания;

  • математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;

  • знание элементов элементы угла

  • знание элементов четырехугольников – прямоугольника, квадрата, их свойства;

  • знание элементов треугольника;

  • умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода , с переходом через десяток, с числами , полученными при счете и измерении одной мерой;

  • умение решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предмета или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;

  • умение узнавать, называть, чертить отрезки, углы – прямой, тупой, острый – на нелинованной бумаге;

  • умение чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;

  • умение определять время по часам с точностью до 1 часа

  • умение ориентировки в окружающем пространстве;

  • знание таблицы состава чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;

  • знание различий между прямой, лучом, отрезком;

  • знание видов углов;

  • умение чертить прямоугольник, квадрат на нелинованной бумаге;

  • сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, стоимости;

  • решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, оценка количества и стоимости товара, измерение величин, планирование затрат, расхода материалов и др.)



Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

АООП определяет личностные результаты овладения учебным предметом:

  • положительное отношение и интерес к урокам математики;

  • элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;

  • осознание важности учёбы и познания нового (мотивация к учению);

  • уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

6 Содержание учебного предмета: «Математика»

Нумерация

Отрезок числового ряда 11—20.

Образование, чтение, запись чисел в пределах 20. Цифры, их количество. Числа первого и второго десятков.

Числа однозначные и двузначные. Единицы, десятки. Умение отложить любое число в пределах 20 на счётах.

Сравнение чисел. Знаки ,

Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые (15 = 10 + 5). Счёт по единице, по 2, по 5, по 3, по 4 в пре­делах 20 в прямом и обратном порядке.

Единицы измерения и их соотношения

Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр. Обозначения: 1 см, 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.

Единицы измерения времени: час, месяц. Обозначения: 1 ч, 1 мес.

Часы. Циферблат. Определение времени с точностью до часа.

Запись чисел, выраженных одной единицей измере­ния — стоимости, длины, времени.

Арифметические действия

Называние компонентов и результатов действий сложе­ния и вычитания (в речи учителя).

Сложение десятка и однозначного числа и соответству­ющие случаи вычитания.

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Вычитание из 20 однозначных и двузначных чисел.

Действия с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени).

Понятия больше на ..., меньше на .... Решение при­меров на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Арифметические задачи

Простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Задачи в два действия, составленные из ранее изученных простых задач. Запись ответа.

Геометрический материал

Овал. Луч. Построение луча.

Угол. Угол прямой, тупой, острый. Вершины, стороны углов.

Чертёжный угольник, его использование при различе­нии видов углов.

Вершины, стороны, углы в треугольнике, квадрате, прямоугольнике.

Измерение и построение отрезков заданной длины (одной единицей измерения).

Построение произвольных углов разных видов. По­строение прямого угла с помощью чертёжного угольника.

Построение геометрических фигур по их вершинам.

Рекомендуемые практические упражнения

Получение любого числа в пределах 20. Сложение чисел в пределах 20 с помощью раздаточного материала («бусы», «кораблики», «кубики», «бруски» и др.).

Тематические экскурсии в магазин, отделы: хлебный, бакалейный, кондитерский, молочный, канцтовары. Цен­ники. Определение и сравнение цен молочных, хлебобулоч­ных и кондитерских изделий, канцелярских товаров.

Определение массы бакалейных товаров (упаковки по 1 кг, 3 кг, 5 кг, 10 кг).

Экскурсия на рынок. Упаковка овощей (картофель, лук, сладкий перец, баклажаны и др.) — сетки по 5 кг, 10 кг.

Устройство часов. Циферблат, стрелки. Движение стре­лок. Определение времени с точностью до 1 часа, получаса. Режимные моменты в школе: определение по часам начала завтрака, обеда, прогулки. Нахождение прямых углов в окружающих предметах.


7 Учебно-тематический план


п/п

Изучаемая тема

Кол-во часов

Контрольные работы

1

Повторение

9 ч


2

Числа второго десятка

9 ч


3

Мера длины: дециметр

4 ч


4

Увеличение числа на несколько единиц

4 ч


5

Уменьшение числа на несколько единиц

11 ч


6

Луч. Понятие

7 ч


7

Вычитание однозначного числа из двухзначного числа

2 ч


8

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

11 ч


9

Угол

3 ч


10

Сложение чисел полученных при измерении

5 ч


11

Сложение и вычитание без перехода через десяток

14 ч


12

Знакомство с составными арифметическими задачами

4 ч


13

Сложение с переходом через разряд

22 ч


14

«Четырехугольники»

3 ч


15

Треугольник

1 ч


16

Сложение и вычитание с переходом через десяток. Задачи

10 ч


17

Повторение

2 ч



Итого:

136 ч


Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы

Во время обучения во втором классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В целом оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы призвана решать следующие задачи:

- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности;

- описывать объект описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

- ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;

- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;

- предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;

- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающихся в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые в результате составляют основу результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с умственной отсталостью содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способности их применять в практической деятельности. Отметочная система оценивания вводится со 2 класса.


Планируемые результаты


В результате изучения математики ученик 2 класса должен

Знать:

Счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами.

Таблицу состава чисел (11 - 18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток.

Название компонента и результатов сложения и вычитания.

Математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на».

Различие между прямой, лучом, отрезком.

Элементы угла, виды углов.

Элементы четырехугольников – прямоугольника, квадрата, их свойства.

Элементы треугольника.

Уметь:

Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерениями одной мерой.

Решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи.

Узнавать, называть, чертить отрезки, углы – прямой, тупой, острый – на нелинованной бумаге.

Чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку.

Определять время по часам с точностью до 1 часа.

Примечание:

Решаются только простые арифметические задачи.

Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.

Знание состава однозначных чисел обязательно.

Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через десяток сопровождается подробной записью решения.

Минимальный уровень:

- знание числового ряда 1—20 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 20, с использованием счетного материала;

- знание названий компонентов сложения, вычитания;

- понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания.

- знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

- знание и применение переместительного свойства сложения;

- выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 20;

- знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы и их соотношения;

- различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении;

- решение, составление простых арифметических задач;

Достаточный уровень:

- знание числового ряда 1—20 в прямом и обратном порядке;

- счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 20;

- откладывание любых чисел в пределах 20 с использованием счетного материала;

- знание названия компонентов сложения, вычитания;

- понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания;

- знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

- знание и применение переместительного свойства сложения;

- выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 20;

- знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

- различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении.

- решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;

- знание названий геометрических фигур


Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение

образовательной деятельности


Математика. 

I. Методические и учебные пособия: (список литературы).

А. Литература для обучающихся:

Основная:

1. Алышева Т.В. Математика: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 2 класс, - М.: «Просвещение», 2012.

2. ТВ. Алышева, В.В. Эк Рабочая тетрадь по математике для учащихся подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. Москва, "Просвещение", 2017

Дополнительная литература:

1. Петрова В.Г. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 2013.

2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / под ред. – М., Школа-Пресс, 2014.

3. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: «Просвещение», 2012.

4. Дидактический материал по математике для 2 класса вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 2013

Пособие для учителя:

1Алышева Т. В. Математика. 2 класс. Учеб. Для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015.

2Винокурова Н. К. Развиваем способности детей. 1 класс. – М.: Росмэн, 2012.

3Корякина Л. В. Математика. 1-4 классы: задачи в стихах. – Волгоград: Учитель, 2010.

4Никифорова В. В. Графические диктанты. 1 класс. – М.: ВАКО, 2014

5Узорова О. Нефедова Е. 400 узоров для развития моторики мелких мышц у детей дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство «Астрель», 2014.

3.Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. - М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2017.

4.Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога –дефектолога. Москва ВЛАДОС. 2015.

5.Обучение в игре: конспекты коррекционно-развивающих занятий по математике для детей 3-4 лет (Автор-составитель. -И.Г. Божкова. -Волгоград: Учитель,2018 год.)

Материально-техническое обеспечение

- компьютер

- таблицы по математике  

Ресурсное обеспечение рабочей программы:

информационное, в том числе литература основная и дополнительная: 

Для реализации программного содержания используются следующие учебники:

1. ИМ Бгажнокова Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы.

М.: «Просвещение», 2010г.

2. Т.В.Алышева. Математика .Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.   М.: «Просвещение »,2012 г. 

3.  ТВ Алышева . Обучение математики учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.   Пособие для учителя.

4. М.Н.Перова. Преподавание математики в коррекционной школе. Пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  




Учебные пособия:

1.Карточки с цифрами разрезные от 1 до 20.

2.Касса цифр.

3.Лента со счетным рядом от 1 до 20.

5. Счетные палочки.

6.Раздаточный счетный материал (яблоки, апельсины, ананасы и т.д.)

7.Раздаточный геометрический материал (кружки, квадраты, треугольники, прямоугольники).

8.Шары разных размеров и цветов(деревянные)

9.Магнитная доска.

10.Магнитные геометрические фигуры.

11.Говорящая книга «Счет» (от 1 до 10) -игра-пособие, ЗАО «РосМэн- Пресс»,2009 г.

12.Развивающая игра для детей 3-5 лет «Что к чему», ООО «Дрофа- Медиа »,2007 г.

13.Игра-пособие «Формы и цвета» (Геометрический материал).

14.Книга-игра «Учимся считать и рисовать с помощью трафарета».

16.Детское домино «Числа», ООО «Десятое королевство»,2015 г.

17.Пазлы «Числа от 0 до 5».

18.Доски-вкладки «Цифры от 0 до 9».

19 . СD «Готовим детей к школе» .-Издательство «Учитель»,2009.

20.Таблицы: сложение, вычитание, цифры, лента цифр, части суток,, цвет, форма.

Дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персональ­ного компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычис­лительных навыков, калькуляторов и другие средства;

- демонстрационный материал — измерительные инструменты и приспособления: линейки, циркули, наборы угольников, метр);

- демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел;

- видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео­записи),

- отражающие основные темы курса математики;

- настольные развивающие игры;

- электронные игры развивающего характера.

- настольных развивающих игр.


Технические средства обучения – ноутбук, интерактивная доска, проектор, документ-камера, телевизор; экранно-звуковые пособия.


Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/,http://www.uchportal.ru/http://pedsovet.su/,http://www.proshkolu.ru/http://www.myshared.ru/,http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/http://www.it-n.ru/ .








Календарно тематическое планирование по предмету: « Математика»



п/п

Тема урока

Дата

К-во

часов

Коррекционная работа

Вид контроля

по

плану

по

факту


1

Повторение. Понятие: выше - ниже, толстый-тонкий. Счёт предметов в пределах 10.



1

Развитие пластичности кисти руки

вводный

2

Понятие: большой - маленький, высокий – низкий .Счёт предметов в пределах 10.



1

Коррекция памяти, восприятия материала

фронтальный

3

Понятие: глубокий - мелкий, широкий - узкий.. Прямой и обратный счет в пределах 10



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

комбинированный

4

Порядковый счёт. Сравнение чисел



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

индивидуальный

5

Прямой и обратный счёт в пределах 10. Сравнение чисел.



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

комбинированный

6

Предыдущее и последующее число.

Состав чисел в пределах 10.



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

фронтальный

7

Состав чисел в пределах 10. Отрезок. Сравнение по длине.



1

Развитие умения слушать учителя и выполнять задания

комбинированный

8

Самостоятельная работа



1

Коррекция внимания, восприятия

индивидуальный

9

Числа второго десятка Числа от 10 до 20. Числа 11,12, 13.



1

Коррекция внимания, слухового и зрительного восприятия

индивидуальный

10

Счёт в пределах 11,12, 13



1

Коррекция внимания, зрительного восприятия

групповой

11

Предшествующее и последующее число.



1

Коррекция памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия

групповой

12

Числа 14,15, 16.



1

Коррекция памяти, восприятия материала

фронтальный

13

Предшествующее и последующее число.



1

Развитие умения работать в коллективе

индивидуальный

14

Числа 17,18,19 Счёт в пределах 17,18,19.



1

Коррекция памяти, восприятия материала

комбинированный

15

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20



1

Коррекция памяти, восприятия материала

фронтальный

16

Диагностическая работа (вводный контроль)



1

Коррекция внимания, слухового восприятия

фронтальный

17

Числа 10,20 Счёт в пределах 10, 20. Предшествующее и последующее число.



1

Коррекция памяти, восприятия материала

индивидуальный

18

Мера длины: дециметр.



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником

групповой

19

Мера длины: дециметр.



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником

фронтальный

20

Упражнения в построении отрезков разной длины



1

Коррекция памяти, восприятия материала

индивидуальный

21

Решение примеров с именованными числами



1

Коррекция внимания, слухового восприятия, развитие умения работать в группе

групповой

22

Увеличение числа на несколько единиц.



1

Коррекция внимания, слухового восприятия

комбинированный

23

Увеличение числа на несколько единиц.



1

Коррекция памяти, восприятия материала

индивидуальный

24

Увеличение числа на несколько единиц.



1

Коррекция внимания, слухового восприятия, развитие умения работать в группе

групповой

25

Увеличение числа на несколько единиц. Решение примеров



1

Коррекция внимания, слухового восприятия, развитие умения работать в группе

групповой

26

Уменьшение числа на несколько единиц.



1

Коррекция внимания, слухового восприятия, развитие умения работать в группе

фронтальный

27

Уменьшение числа на несколько единиц.



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником

индивидуальный

28

Уменьшение числа на несколько единиц.



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником

комбинированный

29

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником

комбинированный

30

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.



1

Коррекция внимания, слухового восприятия, развитие умения работать в группе

групповой

31

Закрепление по теме «Числа от 10 до 20».

Сравнение чисел. Решение примеров, задач



1

Коррекция памяти, восприятия материала

фронтальный

32

Закрепление по теме «Числа от 10 до 20».

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц



1

Коррекция памяти ,восприятия материала

индивидуальный

33

Закрепление по теме «Числа от 10 до 20».

Решение примеров 1 и 2 ступени. Задачи



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником

групповой

34

Закрепление по теме «Числа от 10 до 20».




1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником

групповой

35

Решение примеров с именованными числами. Геометрический материал



1

Коррекция внимания ,слухового восприятия


фронтальный

36

Контрольная работа №1 по теме «Числа от 10 до 20».



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

комбинированный

37

Луч. Понятие



1

Коррекция внимания, слухового вос приятия

индивидуальный

38

Луч, отрезок, различие



1

Коррекция внимания, слухового восприятия

индивидуальный

39

Сложение чисел без перехода через разряд



1

Коррекция памяти, восприятия материала

групповой


40

Сложение чисел без перехода через разряд. Составление задач по рисунку



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником

фронтальный

41

Переместительное свойство сложения.



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать в группе

индивидуальный

42

Переместительное свойство сложения.



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать в группе

индивидуальный

43

Сравнение именованных чисел



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять

комбинированный

44

Вычитание однозначного числа из двухзначного числа



1

Коррекция внимания ,слухового восприятия

фронтальный

45

Вычитание однозначного числа из двухзначного числа



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

индивидуальный

46

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

групповой

47

Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с дидактическим материалом

фронтальный

48

Получение суммы 20, вычитание из 20.



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с дидактическим материалом

комбинированный

49

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20




Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с дидактическим материалом

фронтальный

50

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

индивидуальный

51

Подготовка к контрольной работе



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с дидактическим материалом

фронтальный

52

Контрольная работа по теме «решение примеров и задач в пределах 20 без перехода через разряд;



1

Коррекция памяти, восприятия материала


групповой

53

Работа над ошибками



1

Коррекция памяти, восприятия материала

фронтальный

54

Сложение чисел с числом О.



1

Развитие мелкой моторики, слухового восприятия

индивидуальный

55

Решение примеров на нахождение неизвестного слагаемого



1

Развитие мелкой моторики, слухового восприятия

комбинированный

56

Решение примеров на нахождение суммы и неизвестного слагаемого



1

Коррекция памяти, восприятия материала


групповой

57

Угол. Как получить угол Построение углов Элементы угла



1

Развитие мелкой моторики.

фронтальный

58

Угол. Как получить угол Построение углов Элементы угла



1

Коррекция памяти восприятия, развитие умения работать в группе

индивидуальный

59

Решение примеров с именованными числами



1

Коррекция памяти, восприятия материала


групповой

60

Сложение чисел полученных при измерении.



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

групповой

61

Вычитание чисел полученных при измерении



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

фронтальный

62

Сложение и вычитание чисел полученных при измерении



1

Коррекция памяти, восприятия материала


групповой

63

Решение примеров и задач в пределах 20 Меры времени



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

комбинированный

64

Диагностическая работа (текущий контроль)



1

Коррекция памяти восприятия, развитие умения работать в группе

индивидуальный

65

Сложение и вычитание без перехода через десяток

Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания


групповой

66

Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

индивидуальный

67

Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

индивидуальный

68

Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.



1

Коррекция внимания, мышления, памяти

фронтальный

69

Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

групповой

70

Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

групповой

71

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Задачи



1

Коррекция памяти, восприятия, развитие умения работать в группе

комбинированный

72

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Задачи



1

Коррекция памяти восприятия, развитие умения работать в группе

групповой

73

Решение примеров 2 ступени



1

Коррекция памяти, восприятия материала


фронтальный

74

Решение примеров 2 ступени. Сравнение выражений



1



75

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание без перехода через десяток»



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

комбинированный

76

Углы. Прямой, тупой, острый угол.



1

Коррекция памяти ,восприятия материала


индивидуальный

77

Углы. Прямой, тупой, острый угол.



1

Коррекция памяти ,восприятия материала


индивидуальный

78

Построение углов. Решение примеров и простых арифметических задач



1

Развитие мелкой моторики, слухового восприятия

комбинированный

79

Знакомство с составными арифметическими задачами.



1

Развитие мелкой моторики, слухового восприятия

групповой

80

Решение составных арифметических задач. Решение примеров 2 ступени



1

Развитие мелкой моторики.

фронтальный

81

Решение составных арифметических задач. Решение примеров 2 ступени



1

Коррекция памяти восприятия, развитие умения работать в группе

индивидуальный

82

Решение составных арифметических задач. Решение примеров 2 ступени Углы Построение



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

комбинированный

83

Сложение с переходом через разряд

Прибавление чисел 2, 3, 4 Состав чисел



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

фронтальный

84

Прибавление чисел 2, 3, 4 Состав чисел



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

индивидуальный

85

Прибавление числа 5 Построение углов



1

Коррекция памяти восприятия, развитие умения работать в группе

групповой

86

Прибавление числа 5 Решение примеров и задач



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

фронтальный

87

Прибавление числа 6 Различие углов



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

комбинированный

88

Прибавление числа 6 Различие углов



1

Коррекция внимания, мышления, памяти

индивидуальный

89

Прибавление числа 7 Решение примеров с переходом через разряд



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

фронтальный

90

Прибавление числа 7 Решение примеров с переходом через разряд



1

Коррекция памяти, восприятия, развитие умения работать в группе

комбинированный

91

Прибавление числа 8 Решение примеров с переходом через разряд



1

Коррекция памяти восприятия, развитие умения работать в группе

индивидуальный

92

Прибавление числа 9 Решение примеров с переходом через разряд



1

Коррекция памяти, восприятия материала


фронтальный

93

Решение примеров на сложение с передом через разряд



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

фронтальный

94

Решение примеров на сложение с передом через разряд




Коррекция памяти, восприятия, развитие умения работать в группе

комбинированный

95

Решение примеров и задач с переходом через разряд



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать в группе

групповой

96

Решение примеров и задач. Преобразование именованных чисел



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

фронтальный

97

Решение примеров и задач. Построение отрезков



1

Коррекция памяти, восприятия, развитие умения работать в группе

комбинированный

98

Решение примеров и задач с переходом через разряд



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с дидактическим материалом

фронтальный

99

Таблица сложения с переходом через разряд



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять

индивидуальный

100

Решение задач на нахождение стоимости.



1

Коррекция внимания ,слухового восприятия

групповой

101

Решение примеров и задач



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с дидактическим материалом

фронтальный

102

Подготовка к контрольной работе



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с дидактическим материалом

фронтальный

103

Контрольная работа по теме: «Сложение с переходом через разряд»



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

индивидуальный

104

Работа над ошибками



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

групповой

105

«Четырехугольники»

Элементы геометрической фигуры. Построение



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с дидактическим материалом

фронтальный

106

Четырехугольники. Квадрат. Прямоугольник.



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с дидактическим материалом

фронтальный

107

Четырехугольники. Квадрат. Прямоугольник.



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

групповой

108

Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток



1

Коррекция памяти ,восприятия материала


фронтальный

109

Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток



1

Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания

групповой

110

Вычитание чисел 2, 3, 4



1

Коррекция памяти, восприятия материала


индивидуальный

111

Вычитание чисел 2, 3, 4



1

Коррекция памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия

индивидуальный

112

Вычитание чисел 5



1

Коррекция памяти, восприятия материала

фронтальный

113

Вычитание чисел 5



1

Коррекция памяти, восприятия материала

фронтальный

114

Вычитание числа 6 Построение углов



1

Развитие умения работать в коллективе

комбинированный

115

Вычитание числа 6 Сравнение именованных чисел



1

Коррекция памяти, восприятия материала

индивидуальный

116

Вычитание чисел 7 Решение задач



1

Коррекция внимания, слухового восприятия

фронтальный

117

Вычитание чисел 7 Решение задач



1

Коррекция внимания, слухового восприятия

фронтальный

118

Вычитание чисел 8 Решение примеров



1

Коррекция памяти, восприятия материала

групповой

119

Вычитание чисел 8 Решение примеров



1

Коррекция памяти, восприятия материала

групповой

120

Вычитание чисел 9



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником

фронтальный

121

Вычитание чисел 9



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником

фронтальный

122

Контрольная работа по теме: «Все случаи вычитания с переходом через разряд»



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником

индивидуальный

123

Работа над ошибками



1

Коррекция памяти, восприятия материала

групповой

124

Треугольник Элементы. Виды треугольников



1

Коррекция внимания, слухового восприятия

групповой

125

Сложение и вычитание с переходом через десяток. Задачи



1

Коррекция памяти, восприятия материала

фронтальный

126

Сложение и вычитание с переходом через десяток. Задачи



1

Коррекция внимания, слухового восприятия, развитие умения работать в группе

комбинированный

127

Меры времени: сутки, неделя, час. Определение меры времени по часам



1

Коррекция внимания, слухового восприятия, развитие умения работать в группе

индивидуальный

128

Определение меры времени по часам. Решение примеров с именованными числами. Задачи



1

Коррекция внимания, слухового восприятия, развитие умения работать в группе

комбинированный

129

Диагностическая работа (итоговый контроль)



1

Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником

фронтальный

130

Деление на две равные части



1

Коррекция памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия

комбинированный

131

Деление на две равные части



1

Коррекция памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия

комбинированный

132

Подготовка к контрольной работе



1

Коррекция памяти, восприятия материала

индивидуальный

133

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток»



1

Развитие умения работать в коллективе

фронтальный

134

Работа над ошибками



1

Коррекция памяти, восприятия материала

групповой

135

Повторение Нумерация чисел второго десятка



1

Коррекция внимания, слухового восприятия

фронтальный

136

Нахождение неизвестного компонента Решение примеров и задач Итоги четверти, ода



1

Коррекция памяти, восприятия материала

групповой












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!