СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека», 2 класс (вариант 8.3.) + КТП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Рабочая программа имеет следующую структуру:

  1. пояснительная записка;
  2. общая характеристика учебного предмета;
  3. описание места учебного предмета в учебном плане;
  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  5. планируемые результаты освоения предмета;
  6. содержание учебного предмета;
  7. тематическое планирование учебного предмета;
  8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека», 2 класс (вариант 8.3.) + КТП»

  1. Пояснительная записка по предмету «Мир природы и человека»


Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Рабочая программа имеет следующую структуру:

  1. пояснительная записка;

  2. общая характеристика учебного предмета;

  3. описание места учебного предмета в учебном плане;

  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

  5. планируемые результаты освоения предмета;

  6. содержание учебного предмета;

  7. тематическое планирование учебного предмета;

  8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


  1. Общая характеристика учебного предмета «Мир природы и человека»


Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в образовательную область «Естествознание». Он является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Курс решает следующие задачи:

  1. овладение первоначальными представлениями об окружающем мире и основными знаниями о живой и неживой природе;

  2. овладение элементарными знаниями о человеке, включая его возраст, пол, о необходимости здорового образа жизни;

  3. развитие представлений о своей семье, взаимоотношениях в семье, обязанностях членов семьи и ребенка;

  4. развитие способности решать соответствующие возрасту и возможностям задачи взаимодействия со взрослыми и детьми.

  5. формирование умений безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

  6. развитие умение поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  7. формирование умения выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами, участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке столов.

  8. формирование первоначальных представлений об окружающих объектах: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д.

  9. освоение правил безопасного поведения в помещении и на улице.

  10. освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта взаимодействия с взрослыми и сверстниками.


  1. Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с индивидуальным учебным планом ФИО, обучающейся _ «_» класса по АООП обучения с РАС, на изучение учебного предмета «Мир природы и человека» во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).



  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.


  1. Планируемые результаты освоения программы


Результаты освоения обучающихся с РАС АООП оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения учебного предмета во 2 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, а именно:

  1. представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

  2. овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей, готовность к вхождению обучающегося в социальную среду;

  3. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни, умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

  4. развитие мотивации к обучению, понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Мир природы и человека»;

  5. познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

  6. представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

  7. этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

  8. способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

  9. владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  10. установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

  11. развитие положительных свойств и качеств личности;

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  1. называть изученные объекты и явления;

  2. различать 2—3 вида комнатных растений, называть части растений;

  3. ухаживать за комнатными растениями;

  4. различать наиболее распространённые овощи и фрукты;

  5. различать изученных диких и домашних животных, рыб;

  6. различать признаки времён года;

  7. выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи;

Достаточный уровень:

  1. правильно называть изученные объекты и явления;

  2. различать 3—4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;

  3. различать наиболее распространённые овощи и фрукты; объяснять, где они растут, как используются человеком;

  4. различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

  5. выполнять элементарные гигиенические правила;

  6. различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе.


  1. формирование элементарных знаний об окружающем мире, умений наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы;

  2. освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, бережного отношения к природе и ее ресурсам;

  3. формирование представлений о здоровом образе жизни и о негативном влиянии на здоровье человека алкоголя, табака, наркотиков и других психоактивных веществ;

  4. формирование представлений о безопасном и адекватном поведении в окружающем мире, а также в случаях возникновения экстремальных ситуаций.


  1. Содержание учебного предмета «Мир природы и человека»


Сезонные изменения

Сезонные изменения в неживой природе.

Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времён года, знакомство с названиями месяцев.

Сутки. Время суток. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

Растения и животные в разное время года.

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш.

Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка птиц: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов.

Животные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой.

Одежда людей, труд человека в разное время года.

Работа в саду, огороде.

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учёт времени года, погоды, предполагаемые занятия (игры, наблюдения, спортивные занятия).

Неживая природа

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото. Вода тёплая, горячая, холодная.

Облака (облака, тучи, гроза).

Состояние водоёмов (ручьи, лужи, покрылись льдом).

Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры.

Живая природа

Растения.

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3—4 растения).

Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями.

Огород. Овощи (3—5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3—5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания.

Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов данной местности.

Уход за растениями сада и огорода.

Животные.

Сравнение домашних и диких животных. Кошка — рысь. Собака — волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным. Ознакомление с правилами ухода за домашними животными.

Рыбы (2—3 названия рыб, распространённых в данной местности). Внешний вид, место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе.

Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.

Человек.

Строение тела человека.

Гигиена тела человека. Гигиена кожи, ногтей и волос (мытьё, расчёсывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук. закаливание.

Питание человека. Органы Пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание.

Безопасное поведение

Профилактика пищевых отравлений.

Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.

Правила поведения на воде, в грозу.

Профилактика простудных заболеваний, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной болезни (постельный режим, соблюдение назначений врача).


Повторение

Учащиеся должны усвоить следующие представления:

  1. о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных, человека;

  2. о растениях сада и огорода, их отличии;

  3. о разнообразии животного мира, образе жизни и повадках диких и домашних животных;

  4. о роли питания в жизни человека;

  5. о гигиенических правилах;

  6. о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;

  7. о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.


  1. Тематическое планирование учебного предмета «Мир природы и человека»


Тема

Количество часов

Сезонные изменения в природе.

15

Неживая природа.

4

Живая природа.

14

Повторение.

1


Итого

34


  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


  1. Матвеева Н.Б, Ярочкина И.А. [и др.] / Мир природы и человека. 2 класс. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. М.: Просвещение, 2018.

  2. Матвеева Н.Б, Ярочкина И.А. [и др.] / Рабочая тетрадь «Мир природы и человека». 2 класс. М.: Просвещение, 2018.


Календарно – тематическое планирование

обучающейся _ «_» класса ФИО

по учебному предмету «Мир природы и человека» на 2019-2020 учебный год


Учитель: ФИО

34 ч.


п/п

Дата

Тема

План

Факт

Сезонные изменения в природе (15 ч.)



Влияние солнца на смену времен года.



Сутки.



Долгота дня летом и зимой.



Осень.



Растения и животные осенью.



Занятия людей осенью.



Зима.



Растения и животные зимой.



Занятия людей зимой.



Весна.



Растения и животные весной.



Занятия людей весной.



Лето.



Растения и животные летом.



Занятия людей летом.

Неживая природа (4 ч.)



Вода. Свойства воды.



Вода горячая и холодная.



Вода в природе.



Значение воды.

Живая природа (14 ч.)



Части растений.



Жизнь растений.



Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.



Овощи. Огород. Овощи в питании человека.



Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека.



Уход за растениями сада и огорода.



Дикие и домашние животные.



Кошка и рысь. Породы кошек.



Собака и волк. Породы собак.



Рыбы.



Гигиена тела человека.



Органы пищеварения.



Питание человека. Правила питания.



Профилактика отравлений.

Повторение (1 ч.)



Итоговое повторение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!