СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» в 10-11 классах учебник Данилова Г.И.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа по мировой художественной культуре для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, примерной основной образовательной программы среднего общего образования по МХК и авторских программ Солодовников Ю.А. «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и Эпохи Возрождения» и Предтеченская Л.М. «Художественная культура Нового и Новейшего времени»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» в 10-11 классах учебник Данилова Г.И.»

Рабочая программа по учебному предмету

«Мировая художественная культура» в 10-11 классах


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по мировой художественной культуре для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, примерной основной образовательной программы среднего общего образования по МХК и авторских программ Солодовников Ю.А. «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и Эпохи Возрождения» и Предтеченская Л.М. «Художественная культура Нового и Новейшего времени».

Данная программа опирается на следующее учебно-методическое обеспечение:

Мировая художественная культура от XVIII века до современности. Данилова Г.И., М., «Дрофа», 2012г.

В соответствии с учебным планом МБОУ гимназия №5 на изучение МХК выделен 1 час в неделю, в 10 классе 35 часов в год, в 11 классе 34 часа в год.

Цели:

Изучение Мировой художественной культуры на третьем уровне образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Задачи преподавания МХК состоят в том, чтобы создавая условия для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни:

  1. Обогащать их духовный мир, воспитывать чувства, вооружая их опытом поколений;

  2. Развивать у них понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем, то есть способность и стремление воспринимать художественную культуру в течение жизни;

  3. Дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть перед учащимися наиболее важные закономерности сложного процесса развития мировой художественной культуры, распознать особенности образного языка искусств.

Все это позволит:

    • воспитывать у обучающихся любовь к искусству, способность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным;

    • пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни, в трудовой деятельности и нетерпимость к безобразному во всех проявлениях жизни;

    • развивать у обучающихся воображение, творческие способности.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Мировая художественная культура» изучается в системе гуманитарных дисциплин. Мировая художественная культура – предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.

Программа курса МХК предполагает обращение к теме «Взаимодействие искусств», так как интеграция разных видов искусства способствует обогащению эстетического восприятия ученика. Интеграция лежит в основе курса и является принципом построения его программы. В курсе комплексно и синхронно изучается отечественная и зарубежная художественная культура и различные виды искусств: литература, изобразительное искусство, архитектура, скульптура, музыка и кино. Между ними устанавливаются теснейшие идейно-нравственные и эстетические связи, обусловленные жизнью эпохи и общими закономерностями развития искусства.

Принципы историзма и опоры на творческий метод – два других основополагающих принципа построения программы – эффективно решают задачу установления таких связей. Принцип историзма позволяет раскрыть перед учащимися закономерности развития мировой художественной культуры, обеспечивает понимание обучающимися глубокой зависимости художественных явлений от явлений общественной жизни. С позиции историзма раскрываются идейные и эстетические причины появления и смены творческих методов, черты преемственности и новаторства в них.

Принцип опоры на творческий метод позволяет развернуть перед учащимися широкое поступательное развитие различных искусств в их идейных и художественных взаимосвязях, выявить духовные, нравственные и эстетические доминанты времени, центрирующие культуру идеи, объединяющие творчество деятелей различных искусств данной исторической эпохи. Опора на творческий метод позволяет ввести ученика в мир самого искусства, углубить его понимание языка различных искусств.

Интегративный принцип построения программы «Мировая художественная культура» в сочетании с принципами историзма и опоры на творческий метод открывают широкие возможности для мобилизации глубоких и разносторонних связей с предметами гуманитарного и эстетического циклов.

В основе обучения лежит традиционная методика с элементами дифференцированного обучения и личностно-ориентированного подхода при изучении отдельных тем.

Программа по Мировой художественной культуре для 10 класса является модифицированной. В ней изменено количество часов на изучение следующих разделов:


Наименование раздела

Количество часов по типовой программе

Количество часов по модифицированной программе

1

Культура Древней Греции

0

1

2

Культура Римской империи

0

1

3

Культура Средних веков

0

1

4

Культура Эпохи Возрождения

0

1

5

Культура Эпохи Просвещения

0

1


Дополнение типовой программы связано с необходимостью изучения указанных разделов с целью воссоздания более полного отображения процесса исторического развития культурных ценностей.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать/понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества;

  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Содержание учебного курса

10 класс

Общее понятие культуры, ее роль в жизни людей и особенности исторического развития. Понятие «Художественная культура», ее функции. Общее и различное в развитии национальных художественных культур. Искусство и наука как явления духовной культуры. Виды искусств, их особенности, их взаимосвязь.

Общая характеристика периода: хронология, политическое, экономическое развитие общества. Греческая архитектура, скульптура, живопись, литература, философия, музыка, театр.

Общая характеристика периода: хронология, политическое, экономическое развитие общества. Римская архитектура, скульптура, живопись, литература, философия, музыка, театр

Общая характеристика периода: хронология, политическое, экономическое развитие общества. Средневековая архитектура, скульптура, живопись, литература, философия, музыка, театр.

Общая характеристика периода: хронология, политическое, экономическое развитие общества. Архитектура, скульптура, живопись, литература, философия, музыка, театр Эпохи Возрождения.

Общая характеристика периода: хронология, политическое, экономическое развитие общества. От Возрождения к Просвещению. Просветители и просветительское движение. Искусство и его роль в утверждении просветительских идей.

Основные жанры литературы Просвещения. Английский просветительский роман. Д. Дефо, Дж.Свифт. Литература французского просвещения. Вольтер. Особенности Просвещения в Германии. И. Гете, Ф. Шиллер. Классицизм в литературе, этапы развития. Просветительский классицизм.

Многообразие художественных форм просветительского реализма. Гравюра. Натюрморт. Портрет Эпохи Просвещения: идейные задачи и их художественное воплощение. Просветительский классицизм в живописи.

Музыка и театр Эпохи Просвещения. Просвещение в Германии и творчество И.-С. Баха. Многообразие музыкальных жанров. Творчество Моцарта. Новаторство драматургии. Опера и оперетта.

Особенности русского просветительского движения и этапы его развития. Идеология просвещенного абсолютизма. Расцвет русского Просвещения в середине XVIII в. М.В. Ломоносов. Человек в литературе Просвещения. Классицизм и реализм. Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.

Петровские реформы, идеи просвещения общества. Творчество художников середины и второй половины XVIII века. Скульптурный портрет. Историческая живопись. Классицизм как метод творчества. Изобразительное искусство XVIII века и современный зритель

Расцвет хоровой музыкальной культуры в России XVIII века. Традиции народной хоровой музыки и новые черты в ее развитии. Новые жанры праздничной музыки: кантаты, гимны, канты. Духовные концерты.

Человек и мир в искусстве Просвещения. Просветительский реализм, классицизм, барокко и сентиментализм как ведущие творческие методы в искусстве XVIII века. Историческая обусловленность их возникновения, идейно-художественные задачи. Художественные завоевания Эпохи Просвещения.

Революционные преобразования конца XVIII – первой трети XIX века, их влияние на общественное сознание, духовную жизнь общества, развитие художественной культуры. Романтизм. Историческая обусловленность его возникновения. Философия и эстетика романтизма. Сложность романтической идеологии. Идейные и художественные задачи романтизма. Отказ от рационализма просветителей, интерес к народному творчеству

Богатство художественных форм в романтической прозе и поэзии. Французский романтизм. В. Гюго. Исторический роман. В. Скотт. Поэзия романтиков, лирический герой в произведениях романтической литературы. Дж. Байрон. Г. Гейне. Фольклор. Сказки братьев Гримм, Х.-К. Андерсен, Э.-Т.-А. Гофман.

Истоки романтизма в изобразительном искусстве. Герой романтической эпохи: портретная живопись. Пейзажная живопись романтизма. Современность глазами романтиков

Западноевропейская музыка романтизма. Л. Ван Бетховен. Идеи романтизма в музыке Ф. Шуберта. Творчество Ф. Шопена. Романтическая исповедальная лирика. Ф. Лист. Симфонические поэмы.

Идейно-художественные связи русского и западноевропейского романтизма. Творчество русских романтиков и формирование передового человека декабристской эпохи. Многообразие течений в русском романтизме, их взаимопроникновение. «Героический» и «трагический» этапы русского романтизма. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина. Романтическая лирика М.Ю. Лермонтова. Развитие литературных переводов. Значение деятельности В.А. Жуковского. Художественное совершенство и ценность достижений русского романтизма.

Портрет в русском романтизме. Традиции классицизма и черты романтизма в произведениях К.П. Брюллова. Автопортреты в творчестве русских художников-романтиков

Романтизм в музыкальном театре и домашнем музицировании как специфическая черта русской музыкальной культуры начала XIX века. Формирование интонационного круга русской песенной лирики в романсах и песнях русских композиторов. Театр Романтизма

Значение Романтизма. Национальная специфика и устойчивые общие черты. Герой романтического искусства. Преемственность и новаторство романтизма в постижении и изображении человека. Процесс сближения и взаимообогащения различных видов искусства в эпоху романтизма. Возникновение новых форм и жанров искусства. Возникновение понятия «Мировая культура». Романтизм и реализм в русском и мировом искусстве

Возникновение термина «реализм» в европейском искусстве. Литературные манифесты реалистов. Реализм: эволюция понятия. Реализм Просвещения и реализм 30–50-х гг. XIX века. Реализм и классицизм. Реализм и романтизм. Реализм и натурализм. Развитие художественных средств познания человека и окружающего его мира.

Жанровое многообразие литературы реализма. Роль романа. Творчество О. Бальзака. Произведения Ч. Диккенса. Поэзия 30–50-х гг. XIX века.

Изобразительное искусство реализма. Бытовые картины жизни. Мастера реалистического пейзажа. История и реальность. Политическая сатира О. Домье. Социальные мотивы и поэтический мир в произведениях Ж.-Ф. Милле. Мастерство психологического анализа в портретном творчестве художников-реалистов.

Возникновение национальных музыкальных школ. Идейные и творческие искания композиторов. Музыка Дж. Верди. Демократизация музыкально-театральной и концертной жизни. Бытовая танцевальная музыка. Творчество И. Штрауса. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре.

Историческая обусловленность и своеобразие формирования реализма в России. Развитие традиций А.С. Пушкина в творчестве Н.В. Гоголя. Литературный герой реализма. Значение творчества А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя для судеб русской и мировой культуры

Идейно-художественное своеобразие русской живописи эпохи реализма. Богатство и сложность характеров. Реалистический портрет. Особенности реалистического пейзажа. Творчество А.А. Иванова, П.А. Федотова.

М.И. Глинка – основоположник русской музыкальной классики. Творчество М.И. Глинки. «Могучая кучка». Творчество П.И. Чайковского. Продолжение и развитие традиций М.И. Глинки. А.С. Даргомыжский. Интонации народной песни и городского романса

Зарождение реалистического театра. Драматургическая деятельность А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. Театр А.Н. Островского.

Историческая обусловленность утверждения реализма в мировой художественной культуре XIX века и многообразие его форм. Социально-историческая типичность героев. Общее и специфическое в художественном постижении человека с позиций реализма творцами различных видов искусств. Значение реализма. Бессмертие и непреходящая ценность великих творений искусства прошлых эпох. Место и значение классического искусства в современном мире.

11 класс

От романтизма к реализму. Общие тенденции и различия, преемственность и новаторство в средствах художественного познания человека и окружающего его мира. Роль искусства среди других форм познания мира. Общая характеристика периода: политическое, экономическое развитие общества. Влияние социальных реформ 60–90-х гг. XIX века на мировоззрение и художественную культуру. Реформы 60-х гг. XIX века в России и их значение. Открытия в области естественных наук и художественная культура. Борьба направлений. Натурализм, его особенности. Символизм как отрицание «физиологии» натурализма. Понятие «декаданс», причины его возникновения. Реализм как ведущее направление русской художественной культуры второй половины XIX века.

Основные жанры литературы. Натурализм. Творчество Э. Золя. Английская литература. О. Уайльд. Зарождение символизма. Поэты второй половины XIX века. Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо. Американская литература. Творчество М. Твена.

«Салон Отверженных». Импрессионизм. Герои импрессионистов. Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления. Новая техника письма импрессионистов. Портрет импрессионизма. Творчество О. Ренуара. Последователи импрессионистов. Постимпрессионизм. Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген. Скульптура импрессионизма. О. Роден

Музыка импрессионизма. Дальнейшее развитие национальных музыкальных школ в европейских странах. Стремление к демократизации музыкального искусства. Ж. Бизе. Идейная борьба вокруг оперы. Новая оркестровка музыки оперы для струнных и ударных инструментов.

Новый этап развития реализма в русской культуре. Традиции А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя в творчестве писателей второй половины XIX века. Влияние литературной критики на литературный процесс. Тема народа. Стилистическое богатство русской литературы. Развитие русского романа в творчестве И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Поэзия Н.А. Некрасова. Лирика Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого. Значение открытий русской литературы второй половины XIX века для развития мировой художественной культуры.

«Бунт четырнадцати». Создание Товарищества передвижных художественных выставок и артелей художников. Широта тематики и многообразие жанров в русском изобразительном искусстве. Передвижники. Бытовой жанр в живописи. Портрет в искусстве передвижников. Значение творчества передвижников. Историческая живопись, ее социальный смысл. Пейзаж в произведениях русских художников. Становление реалистического пейзажа. Изобразительное искусство второй половины XIX века и современный зритель

Связь музыкального искусства России с демократическим движением эпохи. «Могучая кучка». Утверждение народно-национального характера в музыке. Крестьянская песня. Творчество М.П. Мусоргского. Русская народная песня. Творчество П.И. Чайковского. Богатство жанров в творческом наследии П.И. Чайковского (оперы, балеты, симфонии, инструментальные концерты, увертюры, фантазии, романсы).

Основные этапы развития художественной культуры в XIX веке. Россия и Запад: диалог культур. Мировое значение русского искусства второй половины XIX века. Творческие завоевания реализма. Новые творческие методы, их место в совершенствовании средств художественного познания и отображения жизни.

Мировая цивилизация к началу XX века. Развитие индустриального общества. Начало научно-технической революции. Возникновение фотографии и кино. Реалистическое искусство и утверждение новых творческих методов и направлений. Символизм как возврат к романтизму. Философская основа символизма. Акмеизм. Фовизм, кубизм в изобразительном искусстве. Импрессионизм в музыке.

Символизм. Современный город как символ зла. Поэтическая реформа стиха. Символы, аллегории и их роль в создании художественного образа. Модернизм. Лирика Верхарна. Творчество Р. Роллана и мировая культура. Сочетание романтизма и натурализма в творчестве Д. Лондона. Дж.Р. Киплинг. Литература модернизма и постмодернизма. Литература начала XXI века.

Развитие художественной культуры: от модерна как стиля эпохи и символизма как доминирующего направления в искусстве к многообразию течений, творческих объединений и групп. Зарождение «Парижской школы». Фовизм, кубизм и сюрреализм – первые течения XX века. Общие черты фовизма и кубизма. А. Матисс, П. Пикассо, С. Дали. Традиции фовизма и экспрессионизма в искусстве второй половины XX века. Итальянский футуризм. Рождение абстракционизма. Абстрактный экспрессионизм. Оп-арт и поп-арт. «Новый реализм». Гиперреализм. Постмодернизм и Трансавангард. Концептуализм. Живопись начала XXI века.

Импрессионизм в зарубежной музыке. К. Дебюсси, М. Равель. Музыка модернизма. Искусство джаза и его истоки. Рок и поп- музыка. Музыка России начала XX века: С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.А. Римский-Корсаков, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович. Композиторы советской эпохи. Феномен массовой песни. Музыка начала XXI века.

«Серебряный век». Символизм как новая форма романтизма. Старшие и младшие символисты. Футуризм, акмеизм и поэзия «крестьянских поэтов», их полемика с символизмом. Поэзия В. Брюсова, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, И. Анненского, А. Белого, А. Блока и др. Проза И.А. Бунина, А.И. Куприна, М.А. Булгакова, Б.Л. Пастернака, В.В. Набокова. Поэзия С.А. Есенина, А.А. Блока, В.В. Маяковского, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой. Литература соцреализма. Творчество М. Горького, М.А. Шолохова, А.А. Фадеева, А.Т. Твардовского, А.Н. Толстого. Литература Великой Отечественной войны. Новое поколение. «Шестидесятники». Творчество А. Платонова, Е.И. Замятина, М.М. Зощенко. «Подпольная литература». «Городская проза». «Деревенская проза». Литература постмодернизма. Литература начала XXI века.

Реалистические традиции и творческий поиск русских художников на рубеже веков. Модерн и символизм в русском изобразительном искусстве. Многообразие объединений, творческих групп. «Мир искусства». «Бубновый валет». Творчество В.А. Серова и М.А. Врубеля. Портрет рубежа веков. А.Н. Бенуа и С.П. Дягилев. Рождение русского авангарда. К. Малевич, В. Кандинский. Живопись соцреализма. Живопись постмодернизма. Живопись начала XXI века.

Зарубежный театр: Авангард в театральном искусстве, «Эпический театр» Брехта, театральные эксперименты П. Брука. Российский театр: реформаторы русской сцены. Театральный авангард Мейерхольда и Таирова. Кинематограф: первые шаги. Немое кино. Киноавангард. Современное киноискусство.

Итоги развития и значение художественной культуры XX века.






Тематическое планирование учебного курса для среднего общего образования


10 класс


Название раздела /темы

Количество

часов

Вид контроля и формы уроков

к/р, с/р

пр/р, л/р

экскурсии, проекты и т.д

1.

Общее понятие о культуре

1 час

-

-

-

2.

Художественная культура Античности, Средних веков и Эпохи Возрождения

6 часов

1 к/р

-

-

3.

Художественная культура Эпохи Просвещения

8 часов

1 к/р

-

-

4.

Художественная культура конца XVIII – первой трети XIX века

9 часов

1 к/р

-

-

5.

Художественная культура 30-50-х гг. XIX века

11 часов

1 к/р

-

-


Количество часов за период изучения:

35 часов

4 к/р

-

-


11 класс


Название раздела /темы

Количество

часов

Вид контроля и формы уроков

к/р, с/р

пр/р, л/р

экскурсии, проекты и т.д

1.

Художественная культура 60-90-х гг. XIX века

18 часов

1 к/р

-

-

2.

Художественная культура XX века

16 часов

1 к/р

-

-


Количество часов за период изучения:

34 часа

2 к/р

-

-




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!