СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Предпрофильная подготовка: практикум по решению математических задач"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на 34 часа для работы с учащимися 9 классов. Предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей. Направлена, в первую очередь, на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Предпрофильная подготовка: практикум по решению математических задач"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 155»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей математики

протокол _________

Руководитель ШМО

_____________________

от «___» _______2017 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________________

«___» ___________ 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «Лицей № 155»

_____________ Дмитриева М.В.

«___» ________ 2017 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

9 класс (основное общее образование)

Срок реализации программы: 1 год



Составитель:

учитель математики первой категории МАОУ «Лицей № 155» Корнеева В.А.














г. Уфа, 2017

Оглавление

Пояснительная записка 3

Общая характеристика учебного предмета 3

Ценностные ориентиры содержания предмета 4

Место предмета в учебном плане. 5

Основное содержание предмета 6

Планируемые результаты освоение учебной программы (требования к уровню подготовки обучающихся) 7

Тематическое планирование 8

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения 9



































Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета

Программа рассчитана на 34 часа для работы с учащимися 9 классов. Предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей. Направлена, в первую очередь, на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.

Основой для разработки программы стал модульный курс «Я сдам ОГЭ!», созданный авторским коллективом из числа членов Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов и экспертов ОГЭ. Данный курс включает учебные пособия «Курс самоподготовки. Технология решения заданий» и «Типовые задания».

В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ОГЭ и ЕГЭ. Сдача экзамена по математике за курс основной школы в форме ОГЭ является одним из направлений модернизации школьного образования на современном этапе. С 2005-2006 учебного года государственная итоговая аттестация (ГИА) по математике за курс основной школы проводится в новой форме, которая, несмотря на очевидную связь с ЕГЭ, обладает некоторыми особенностями. С учетом целей обучения в основной школе контрольно-измерительные материалы экзамена в новой форме проверяют сформированность комплекса умений, связанных с информационно-коммуникативной деятельностью, с получением, анализом, а также применением эмпирических знаний.

Программа предмета ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач различных типов, позволяет ученику получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике за курс основной школы. Особенность принятого подхода состоит в том, что для занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты, относящиеся к различным разделам школьной математики.

Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале.

Экзаменационная работа по математике в новой форме (ОГЭ) состоит из двух частей. Первая часть предполагает проверку уровня обязательной подготовки обучающихся (владение понятиями, знание свойств и алгоритмов, решение стандартных задач).

Вторая часть имеет вид традиционной контрольной работы. Эта часть работы направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня математической подготовки обучающихся: владение формально-оперативным аппаратом, интеграция знаний из различных тем школьного курса, исследовательские навыки.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и исследовательские знания обучающихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов

Основной особенностью предмета является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.

Задачи:

  • дать ученику возможность проанализировать свои способности;

  • помочь ученику выбрать профиль в дальнейшем обучении в средней школе;

  • повторить, обобщить и углубить знания по алгебре и геометрии за курс основной общеобразовательной школы;

  • расширить знания по отдельным темам курса «Алгебра 5-9» и «Геометрия 7-9»;

  • выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.

Функции:

  • ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

  • компенсация недостатков в обучении математике.

Методы и формы обучения

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы. Основной тип занятий - комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини - лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для активного обучения, практические задания для закрепления, проводится работа с тестами. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и тестовых работ.

Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися знаний, умений, навыков.


Ценностные ориентиры содержания предмета

Программа ориентирована на достижение следующей цели: подготовить обучающихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами;

Алгебра призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами. Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение обучающимися конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. Алгебра — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение алгебры вносит вклад в развитие логического мышления. Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит обучающемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.

Цели обучения геометрии в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

  • понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе ив обществе (хронология событий, протяжённость во времени, образование целого их частей, изменение формы, размера и т.д.);

  • математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

  • владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет обучающемуся совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).


Место предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на учащихся 9 классов, входит в учебный план МАОУ «Лицей № 155» в части компонента образовательной организации. Курсу отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа.















Основное содержание предмета

1. Числа. Степени. Арифметические действия с числами и степенями (4ч) Арифметические действия с целыми числами, обыкновенными дробями. Арифметические действия с десятичными дробями, комбинациями десятичных и обыкновенных дробей. Арифметические действия с натуральными и целыми степенями. Арифметические действия с корнями. Изображение чисел на числовой прямой, сравнение и оценка.

2. Алгебраические выражения (1ч) Формулы сокращённого умножения. Преобразование целых, рациональных, иррациональных алгебраических выражений.

3. Уравнения. Системы уравнений (4ч) Линейные уравнения. Системы линейных уравнений. Квадратные уравнения. Системы, содержащие квадратные уравнения. Дробно-рациональные уравнения. Системы, содержащие дробно-рациональные уравнения. Сложные уравнения и системы уравнений

4. Задачи с практическим содержанием (6ч) Задачи на движение. Совместное движение. Движение по воде. Движение протяженных тел. Средняя скорость. Чтение и анализ данных, представленных в виде таблиц, графиков, диаграмм. Задачи на производительность, концентрацию, сплавы, смеси. Перевод (конвертация) единиц измерений, сравнение величин, прикидка и оценка, соответствие между величинами и их значениями. Запись чисел в стандартном виде. Практические задачи на вычисления по данным формулам. Практические арифметические задачи с текстовым условием на проценты, части, доли. Понятие вероятности. Практические задачи на вычисление вероятностей

5. Числовые последовательности (1ч) Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия.

6. Неравенства. Системы неравенств (5ч) Общие сведения о неравенствах. Метод интервалов. Линейные неравенства. Системы линейных неравенств. Квадратные неравенства. Системы, содержащие квадратные неравенства. Простейшие дробно-рациональные неравенства. Системы, содержащие простейшие дробно-рациональные неравенства. Сложные рациональные неравенства.

7. Функции. Свойства функций (4ч) Функция, ее график. Возрастание, убывание, наибольшие, наименьшие значения функции. Чтение графиков. График линейной функции. График квадратичной функции. Парабола. График обратной пропорциональности. Гипербола. Графики сложных функций.

8. Начальные геометрические сведения. Треугольники. (2ч) Прямые, отрезки, углы. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Произвольный треугольник. Решение треугольников. Площадь треугольника.

9. Параллелограмм (1ч) Параллелограмм. Площадь параллелограмма. Прямоугольник, квадрат, ромб, их площади.

10. Трапеция (1ч) Трапеция. Площадь трапеции.

11. Окружность (3ч) Окружность и круг. Длина окружности и площадь круга. Углы, связанные с окружностью. Взаимное расположение окружностей. Окружность, вписанная в треугольник. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в четырёхугольник. Окружность, описанная около четырёхугольника.

12. Геометрия вокруг нас. Общие геометрические сведения (1ч) Геометрия на клетчатой бумаге. Выбор верного утверждения. Практические и прикладные задачи по планиметрии.

13. Итоговое повторение (1ч)





Планируемые результаты освоение учебной программы (требования к уровню подготовки обучающихся)


Результаты изучения предмета

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

  • Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (ОГЭ)

  • Усвоят основные приемы мыслительного поиска.

  • Выработают умения:

  • самоконтроль времени выполнения заданий;

  • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий для решения;

  • прикидка границ результатов;

  • прием «спирального движения» по тесту


В результате изучения математики обучающийся должен:

знать/понимать:

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • значение математики как науки;

  • значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности

уметь:

  • решать задания, по типу приближенные к заданиям государственной итоговой аттестации (ОГЭ)

иметь опыт:

  • самоконтроля времени выполнения заданий;

  • оценки объективной и субъективной трудности заданий;

  • прикидки границ результатов;

  • работы в группе, как на занятиях, так и вне;

  • работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет












Тематическое планирование


п/п

Тема раздела

Количество часов

В том числе,

пробный экзамен, ч

1

Числа. Степени. Арифметические действия с числами и степенями.

4


2

Алгебраические выражения.

1


3

Уравнения. Системы уравнений.

4


4

Задачи с практическим содержанием.

6


5

Числовые последовательности.

1


6

Неравенства. Системы неравенств.

5


7

Функции. Свойства функций.

4


1

Начальные геометрические сведения. Треугольники.

2


2

Параллелограмм.

1


3

Трапеция.

1


4

Окружность.

3


5

Геометрия вокруг нас. Общие геометрические сведения.

1


6

Итоговое повторение.

1

1

Итого по предмету:

34

1



В Приложении № 1 к рабочей программе по учебному предмету «Предпрофильная подготовка: практикум по решению математических задач» представлено календарно-тематическое планирование.

В Приложении № 2 к рабочей программе по учебному предмету «Предпрофильная подготовка: практикум по решению математических задач» представлены критерии оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы и контрольно-измерительные материалы.









Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения


Литература


  1. Я сдам ОГЭ! Математика. Курс самоподготовки. Технология решения заданий: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ И.В. Ященко, С.А. Шестаков, - М: Просвещение, 2018 г;

  2. Я сдам ОГЭ! Математика. Типовые задания. Часть 1. Алгебра: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ И.В. Ященко, С.А. Шестаков, - М: Просвещение, 2018 г;

  3. Я сдам ОГЭ! Математика. Типовые задания. Часть 1. Геометрия: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ И.В. Ященко, С.А. Шестаков, - М: Просвещение, 2018 г;

  4. Математика. 5, 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович – М.:Мнемозина, 2013 г;

  5. Алгебра. 7,8,9 класс В 2 ч. Ч.1. Учебник для общеобразовательных учреждений/ – А.Г. Мордкович, П.В.Семенов - М.: Мнемозина, 2013 г.;

  6. Алгебра. 7,8,9 класс В 2 ч. Ч.2. Задачник для общеобразовательных учреждений/ – А.Г. Мордкович и др.- М.: Мнемозина, 2013 г.;

  7. Геометрия. 7-9 классы: учеб.для общеобразоват. Организаций/ Л.С.Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2014

  8. Математика. Подготовка к ОГЭ-2018.40 тренировочных вариантов по демоверсии 2018 года: учебно-методическое пособие/ под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.О. Иванова – Ростов-на-Дону:Легион, 2018 г;

  9. Математика. ОГЭ-2018.Тематический тренинг: учебно-методическое пособие/ под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.О. Иванова – Ростов-на-Дону:Легион, 2018 г;

  10. Математика. ОГЭ-2018.Тренажер для подготовки к экзамену. Алгебра, геометрия: учебно-методическое пособие/ под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.О. Иванова – Ростов-на-Дону:Легион, 2018 г;

  11. Алгебра. Задачи ОГЭ с развернутым ответом: учебно-методическое пособие/ под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.О. Иванова – Ростов-на-Дону:Легион, 2018 г;

  12. Геометрия. Задачи ОГЭ с развернутым ответом: учебно-методическое пособие/ под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.О. Иванова – Ростов-на-Дону:Легион, 2018 г;

  13. ОГЭ. Математика: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.В. Ященко – М.: Национальное образование, 2018 г

  14. ОГЭ 2018. Математика. 36 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ/ И.Р. Высоцкий и др. – М.: Экзамен, 2018 г


Методические материалы


  1. Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2017 году (http://www.fipi.ru)

  2. Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по математике (проект) – ФИПИ (http://www.fipi.ru)

  3. Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по математике (проект) – ФИПИ (http://www.fipi.ru)

  4. Кодификатор элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по математике ) – ФИПИ (http://www.fipi.ru)

  5. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по математике – ФИПИ (http://www.fipi.ru)


Дидактический материал

  • Карточки для проведения самостоятельных работ

  • Карточки для проведения пробных экзаменов

  • Таблицы, плакаты


Каталог электронных образовательных ресурсов, дистанционных курсов:

http://www.fipi.ru

http://www.edu.ru

http://inf.sdamgia.ru/

www.yaklass.ru

http://www.mathgia.ru/

http://www.intellectcentre.ru

http://www.internet-scool.ru

http://www.center.fio.ru/som

http://www.mathtest.ru/

http://www.school-tests.ru/online-ege-math.html

http://alexlarin.net/

http://www.prosv.ru

http:/www.drofa.ru

http://www.legion.ru

www.yaklass.ru

http://uztest.ru

http://interneturok.ru

http://znaika.ru


Оборудование и приборы

  • Доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов

  • Комплект инструментов классных: линейка, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль.

  • Ноутбук

  • Проектор

  • Экран



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!